20 лет в России, чем мигранты нулевых отличаются от сегодняшних?

Более 3,5 миллионов мигрантов, по данным МВД находятся и трудятся сегодня в России. Но их портрет значительно отличается от переселенцев 2000-х. Благодаря новой миграционной политике в стране, поток иностранцев, которые едут в поисках лучшей жизни растет. Иностранцам становится проще устроиться на легальную работу и получать официальную зарплату. Они имеют право на больничные, декретные и пенсии, а их дети – право на бесплатное образование. О том, кто сегодня стремится в Россию и зачем, а главное, как ему осуществить мечты, делятся эксперты  Центра содействия по решению трудовых споров «Евразия».

У трудовой миграции женское лицо

За последние двадцать лет изменился как национальный и возрастной состав мигрантов, так и гендерный. Другими стали и цели переселенцев. 

При этом трудовые потоки из разных стран имеют свои особенности. Так из Узбекистана и Таджикистана чаще приезжают молодые мужчины, и лишь пятую часть из общей массы составляют женщины. Из Казахстана и Белорусии и Киргизии гендерный перекос, напротив значительно сместился в сторону прекрасного пола.  На каждого мужчину-мигранта из этих стран приходится 2-3 соотечественницы. Это особенно удивительное явление для киргизок, учитывая, что таджички и узбечки крайне редко готовы пуститься в путь на заработки.

Львиная доля женщин из средней Азии, кто пересекает границу России – это вдовы или разведенные. Оставшиеся без поддержки мужчины, они вынуждены сами кормить, традиционно, большие семьи. А еще работа в другой стране позволяет не чувствовать на себе осуждающие и косые взгляды.

Птица удачи цвета триколор

На изломе тысячелетий на заработки в Россию выходцев из средней Азии преимущественно гнала острая нужда. На родине жить приходилось впроголодь. Но первые поколения мигрантов обжились, вернулись на родину, смогли скопить капитал и новые волны мигрантов — это не всегда бедные люди. Многие едут с целью открыть свой бизнес и пусть с небольшим, но стартовым капиталом. В России они открывают доступные чайханы, цветочные и фруктовые лавки и быстро начинают хорошо зарабатывать.

Кроме того, уехать на заработки – это доказать и свою мужественность, надежность в качестве главы возможной семьи. Так что причины для трудовой миграции постепенно меняются. Кроме того, все больше иностранцев приезжают не временно, а с целью остаться и получить гражданство.

Кстати, мечты тоже зависят от национальности, например, в Узбекистане мечтают иметь белый автомобиль, и молодые мигранты едут в Россию в погоне за личным белым мерседесом. Машина для узбека не столько средство передвижения, сколько показатель престижа и достатка. На ней не ездят. Ее берегут.

В соседнем Таджикистане престиж – это большой добротный дом, гастарбайтеры из Киргизии чаще других мечтают закрепиться в России и купить жилье здесь.

А дети мигрантов мечтают получить высшее образование в России и для этого готовы на несколько лет сами стать гастарбайтерами, чтобы заработать на учебу.

Анклавы или трудности адаптации

Речь о создании национальных анклавов в России не идет. Мигранты не образуют национальные поселения, не живут скученно в определенных кварталах, как это развито, например, в США. Да, они покупают самое доступное жилье, в основной своей массе. Но и многие россияне приобретают квадратные метры в эконом-сегменте. И в основном это новые районы с домами в 25 этажей.

Кроме того, составлять анклавы и заниматься преступной деятельностью для легальных мигрантов равносильно тому, что отказать от мечты. Ведь в случае неудачи человека выдворят из страны. Кроме того, здесь мигранты находятся под контролем диаспоры и часто живут вместе с родственниками. Их семьи, оставшиеся на родине, стараются контролировать и регулировать их поведение.

Ксенофобия

Опасаются мигранты в России радикальных националистов, недобросовестных полицейских и политиков. Именно политики часто разжигают межнациональные конфликты. А ряд СМИ только играет им на руку, дезинформируя свою аудиторию в том, что мигранты занимают их рабочие места. Вот только на те рабочие места россиян и зарплатой в 200 тысяч не заманишь – проверено.

Как в регионах? Целевыми городами для трудовых мигрантов считаются Москва и Санкт-Петербург, однако, там и проблем у мигранта будет больше. Сложнее пройти все необходимые миграционные процедуры, дороже снять жилье, да и риск нарваться на коррумпированных служителей закона выше. Безопаснее сейчас пользоваться так называемыми целевыми наборами. Регионы активно развивают программы сотрудничества с ближним зарубежьем в рамках централизованного набора специалистов. Так иностранец гарантированно легально попадет в страну, он будет официально трудоустроен и получит заработанное, и даже транспортные расходы иногда берет на себя принимающая сторона. Такие формы государственного набора существуют уже около 5 лет, но особую популярность приобрели в последние 2 года, поскольку это гарант безопасности для трудового мигранта.

По материалам Правового агентства «Евразия»

Похожие материалы