Сколько детей рождается у мигрантов?

Ученые выяснили, что, вопреки представлениям о традиционном характере сообществ мигрантов из Средней Азии, при решении о рождении детей они ориентируются на собственные материальные возможности, а не на традиции предков. На это указывают результаты исследования, о которых рассказал старший научный сотрудник РАНХиГС и Института Гайдара Константин Казенин.

— Ключевая проблема для исследователей мировых миграционных процессов касается социальных норм и практик, которым следуют мигранты в новой для себя стране. В какой мере эти нормы и практики вырабатываются под влиянием среды, а в какой отражают стандарты поведения, присутствующие на исторической родине?

Одна из важных сфер, в которых переселенческие сообщества могут либо сохранить самобытность, либо последовать трендам, преобладающим в стране переезда, — это демографическое поведение. Особенно уровень рождаемости.

Сегодня миграция часто идет из стран с высокой рождаемостью туда, где рождаемость ниже. Означает ли это, что контрасты сохранятся и в принимающей стране или рождаемость среди мигрантов будет снижаться, приближаясь к стандартам местного населения?

Ответить на этот вопрос важно не только для того, чтобы прогнозировать прирост численности проживающих в стране мигрантов. Если в какой-либо группе населения преобладает многодетность, это, как правило, означает жесткое распределение гендерных ролей в семье: женщины меньше работают за пределами домохозяйства, у них меньше шансов на получение образования. Кроме того, многодетные семьи сильнее зависят от материальной помощи родственников, то есть возрастает роль расширенной семьи. Поэтому контрасты по уровню рождаемости между мигрантами и коренным населением — это еще и контрасты в семейном укладе. Такие особенности должны учитываться при выработке государственной политики адаптации мигрантов.

Мы исследовали в качестве примера миграцию из стран Средней Азии в Россию. Результаты опроса оказались неожиданными. Согласно полученным данным, рождаемость выше у работающих женщин, при этом рождаемость не зависит от прочности связей с выходцами из родной страны. Видимо, принимая решение о рождении ребенка в России, супруги — трудовые мигранты в основном ориентируются на собственную экономическую устойчивость в новой для себя стране, а не на поддержку неких коллективистских структур. В этой ситуации наличие работы не только у отца, но и у матери является важным фактором для увеличения семьи. Таким образом, наблюдается своего рода атомизация семей, ориентация родителей исключительно на собственные материальные возможности.

Современная миграция — это часто переход из одного культурного контекста в другой, и то, в какой мере переселенцы воспринимают этот новый культурный контекст, хорошо видно именно по их семейному укладу. Проведенное исследование показывает, что сохранение жестких гендерных противопоставлений, опора на родственные связи и установка на обязательную многодетность — это не единственный сценарий для переселенцев из традиционалистских стран и регионов. Существует альтернативный вариант, включающий опору супругов преимущественно на свои собственные силы в воспитании детей, а также рационализацию подхода к желаемому количеству детей.

Источник: http://www.migimo.ru/news/2738/

Похожие материалы