«Два вождя после дождя»: самая известная прогулка Сталина

В 1938 году советский художник Александр Михайлович Герасимов написал одну из самых узнаваемых картин сталинской эпохи – «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле». В народе легендарному полотну дали шуточное название «Два вождя после дождя».

Звезда соцреализма

Александр Герасимов начинал свою творческую деятельность как художник-импрессионист, но в 1920-е годы увлекся новым направлением и стал советским «живописцем номер один», подавляющее большинство картин которого выполнено в жанре социалистического реализма. Тем не менее прежние вкусы Герасимова постоянно давали о себе знать: достаточно и неспециалисту в художестве взглянуть на картину «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» и заметить, как поэтично выглядят мокрый после дождя асфальт, листва, объемные облака и мягкие блики.

Создание картины было приурочено к выставке, посвященной двадцатилетию Красной армии и военно-морского флота, а спустя год она побывала на международном художественном мероприятии «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке. После этого было принято решение поместить полотно в собрание Третьяковской галереи, куда А.М. Герасимов и передал его в 1941 году. В это же время живописец получил Сталинскую премию первой степени «За выдающиеся произведения в области искусства и литературы». На этом триумф главного советского художника не закончился: уже в 1943 году он удостоился звания «Народного», а уже после Великой Отечественной войныстал первым президентом Академии художеств СССР.

И.В. Сталин и А.М. Горький на прогулке. Художник А.М. Герасимов. 1948 год.

И.В. Сталин и А.М. Горький на прогулке. Художник А.М. Герасимов. 1948 год

Источник: mtdata.ru


Три названия одного полотна

Изначально А.М. Герасимов планировал дать своей картине более эффектное название. Художник верил, что руководители Советского государства смогут предотвратить военный конфликт, приближение которого в конце 1930-х годов было очевидным. Исходя из этого, Герасимов называет произведение «На страже мира», но с началом войны его пришлось заменить на более прозаичную подпись. В народе, как это часто бывает, картину окрестили с долей остроумия и фантазии – «Два вождя после дождя». Большинству советских людей она запомнилась именно так.

Проект Дворца Советов.

Проект Дворца Советов

Источник: topwar.ru


Как любое монументальное полотно, работа А.М. Герасимова хранила в себе секреты, часть из которых не удалось разгадать по сей день. Например, рассматривая картину, многие замечали, что за спиной у К.Е. Ворошилова по неизвестной причине отсутствует чугунная балюстрада. Со стороны кажется, будто нарком обороны стоит на краю обрыва и должен двигаться крайне осторожно. Интересно, что на предварительных эскизах картины ограды тоже нет, то есть, художник «забыл» о ней сознательно. Споры о том, почему Герасимов использовал столь необычный прием, не затихают и сегодня. Некоторые уверены, что таким образом художник хотел предупредить Ворошилова об опасности – но зачем и почему, пояснить затрудняются.

Задаются пытливые зрители и другим вопросом: куда же так пристально смотрят советские вожди? Чтобы это выяснить, нужно знать, где именно находятся герои картины. Выходит, что Сталин и Ворошилов прогуливаются по древней Боровицкой улице, ведущей вдоль кремлевской стены от одноименных ворот до Спасских. Оттуда они взирают вдаль и вправо – на то место, где до 1931 года стоял Храм Христа Спасителя. А вот в годы, когда А.М. Герасимов создавал свою картину, там располагалась огромная строительная площадка Дворца Советов, который должен был стать первым советским небоскребом и символом процветания социалистического государства. Фундамент здания был закончен примерно через год после написания картины, но дальше дело, увы, не пошло.

После дождя (Мокрая терраса). Художник А.М. Герасимов. 1935 год.

После дождя (Мокрая терраса). Художник А.М. Герасимов. 1935 год

Источник: pinterest.ru


Образ только что прошедшего в Москве дождя тоже не случаен. Показывая, как обновляется и оживает природа, художник намекает на обновление всей страны благодаря существующему строю и деятельности двух героев, с уверенностью смотрящих в будущее. Сочетая идейный посыл соцреализма с техниками импрессионистской живописи, А.М. Герасимов невольно отдал дань другому своему произведению – лирической картине «После дождя. Мокрая терраса». В течение нескольких лет ее даже печатали в советских учебниках по русскому языку, предлагая школьникам написать сочинение об увиденном.

Почему Ворошилов?

В сущности, вторым персонажем полотна А.М. Герасимов мог выбрать любого государственного деятеля сталинской эпохи: от Буденного до Молотова. И все же «на прогулку» И.В. Сталин вышел именно с наркомом обороны.

Портрет Климента Ефремовича Ворошилова. Художник А.М. Герасимов.

Портрет Климента Ефремовича Ворошилова. Художник А.М. Герасимов

Источник: pinterest.ru


Причиной подобного выбора стали дружеские отношения Герасимова и Ворошилова. За годы творчества художник написал не менее десяти разных портретов своего товарища, был знаком с его семьей и часто наведывался в гости. С И.В. Сталиным живописца тоже познакомил именно Климент Ворошилов. 6 июля 1933 года А.М. Герасимов вместе с художниками Исааком Бродским и Евгением Кацманом целый день провели на даче Генерального секретаря, где беседовали с хозяином и играли в городки. Считается, что за это время Герасимов успел сделать несколько портретных набросков, хотя специально Сталин не позировал живописцам.

Опальная картина

Во второй половине 1950-х годов для А.М. Герасимова наступили не лучшие времена. Художник был снят с поста президента Академии художеств и попал в опалу, а вместе с ним – и его картины. Но внезапно полотно «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» обрело новую жизнь и оригинальное прочтение. В семье Герасимова хранилась картина 1959 года под названием «Колхозное стадо». В 90-х годах она была продана в Италию и кочевала по разным европейским коллекциям. Однажды исследование картины показало, что она написана поверх другого, более старого сюжета. Когда верхний слой краски удалили, взору зрителей открылось нечто удивительное: на горизонте виднелись знакомые фигуры Сталина и Ворошилова, а на них снизу вверх поглядывала советская доярка в окружении своих подопечных. Оказалось, что для нового произведения художник решил использовать старый эскиз, так в компанию к двум советским лидерам добавились сельские жительницы.

Колхозное стадо. Верхний слой картины снят. Художник А.М. Герасимов. 1959 год.

Колхозное стадо. Верхний слой картины снят. Художник А.М. Герасимов. 1959 год

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/dva-vozhdia-poslie-dozhdia-samaia-izviestnaia-proghulka-stalina

Похожие материалы