Глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов предложил объявить административную амнистию, которая должна стать традиционной в связи с избранием президента. Он считает, что надо амнистировать нарушителей правил дорожного движения и миграционного законодательства. Выступить с инициативой он намерен в пятницу на заседании трех комиссий СПЧ, главы которых сказали “Ъ”, что готовы поддержать господина Федотова. Глава думского комитета по конституционному законодательству Павел Крашенинников считает административную амнистию «возможной в принципе».
С инициативой об объявлении административной амнистии в связи с избранием президента Михаил Федотов выступит в пятницу на заседании трех комиссий СПЧ, на котором будут обсуждаться предложения совета по гуманизации уголовного законодательства и Кодекса административных правонарушений. «Надо объявить административную амнистию, которая должна стать традиционной для вновь избранного президента, как, например, во Франции»,— сказал “Ъ” глава СПЧ. Он считает, что она «может быть объявлена отдельно или как часть общеуголовной амнистии». «Вопрос об амнистии по случаю избрания нового президента был одним из основных во время моих многочисленных посещений СИЗО и колоний»,— отметил он.
Административная амнистия, по подсчетам господина Федотова, должна охватить тысячи нарушителей правил дорожного движения (исключая пьяных за рулем) и «некоторых положений миграционного законодательства». По его мнению, списание штрафов за нарушения ПДД не сильно обеднит государство, так как многие автолюбители их вообще не платят.
Зачем СПЧ предлагал провести административную амнистию
В то же время наличие штрафов за нарушения миграционного законодательства затрудняет или делает невозможным въезд в страну иностранных граждан, выдворенных из РФ, даже если они высококвалифицированные специалисты и давно работают в России. Например, узбекский журналист «Новой газеты» Али Феруз был выдворен из России «за нарушение пребывания на территории РФ», пока ждал предоставления ему статуса политического беженца.
В КоАП прописана возможность списания штрафов по административной амнистии (ст. 24.5 и 31.7), отметил глава СПЧ, но она никогда не проводилась, в отличие от царской России и СССР, где она была частью общеуголовной амнистии. Господин Федотов отметил, что в КоАП не содержится механизмов проведения административной амнистии, поэтому надо будет дополнить кодекс такими нормами или прописать их в постановлении Госдумы об объявлении амнистии.
Мнения руководителей трех комиссий СПЧ, которым его глава представит свою идею, разделились. Так, руководитель комиссии СПЧ по гражданскому участию в правовой реформе Тамара Морщакова поддерживает предложение Михаила Федотова, потому что «необходимость амнистии давно обсуждается».
Она отметила, что «пока не о чем говорить, потому что решения СПЧ о разработке такого документа нет»: «Разрабатывать постановление Госдумы должен президентский совет. Верховный суд вроде тоже согласен».
Глава комиссии СПЧ по противодействию коррупции Кирилл Кабанов согласен с необходимостью административной амнистии. «Мы думали об уголовной амнистии, но начали обсуждать статьи УК, и «уголовка» не прошла»— сказал он “Ъ”. Господин Кабанов активно поддерживает «амнистию по нарушениям ПДД», но считает необходимым «обдумать и обсудить вопрос о миграционном законодательстве».
Председатель комиссии президентского Совета по научно-правовой экспертизе Мара Полякова заявила “Ъ”, что «поддерживает саму идею», но ее надо обсудить, узнать мнение депутатов Госдумы.
Как СПЧ предлагал административную амнистию к 100-летию революции
Глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия») считает административную амнистию «возможной в принципе». «Но надо смотреть составы, по которым СПЧ предлагает ее объявить»,— сказал он “Ъ”. К примеру, он находит «возможным подумать» о прощении проступков, связанных «с гражданством, миграцией».
Амнистию же по дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) господин Крашенинников считает «не очень справедливой и опасной с точки зрения неравенства людей». Он отметил, что в стране «много людей, которые достаточно быстро выплачивают штрафы». Более того, «есть процедура стимулирования: можно сразу оплатить лишь половину штрафа». Выходит, «амнистировать будут тех, кто не заплатил, а законопослушные граждане окажутся с ними в неравном положении», подчеркнул глава комитета. «А это будет стимулировать неуплату штрафов»,— уверен он.
По словам Павла Крашенинникова, в Госдуме пока не готовят «никаких амнистий (связанных с вступлением президента в должность.— “Ъ”)». Он не видит смысла в традиционных амнистиях (по уголовным преступлениям), потому что они «всякий раз объявляются по одним и тем же статьям». «Судебно-следственная машина работает, а мы потом бьем по одним и тем же составам»,— пояснил он, назвав регулярно повторяющиеся амнистии «достаточно несистемными». «Было бы правильным эти статьи просто декриминализировать, и все»,— полагает он.
В истории новейшей России ни разу не объявлялась амнистия в связи с избранием президента, хотя такие инициативы неоднократно возникали. В последний раз это было в 2008 году, когда думская фракция ЛДПР предлагала провести амнистию в связи с избранием президентом Дмитрия Медведева. С 2000 года амнистии обычно объявляются по поводу юбилеев Победы в Великой Отечественной войне. В 2013 году амнистия проводилась в связи с 20-летием принятия Конституции.
Источник: Коммерсантъ.ru