ХОШЕУТОВСКИЙ ХУРУЛ
Хошеутовский, или Большой Тюменевский, хурул — единственный из дореволюционных буддийских храмов Калмыкии, частично сохранившийся до наших дней. Он является старейшим буддийским храмом в Европе.
Хурул расположен в селе Речное, которое находится теперь в Астраханской области, т.к. территории двух районов бывшей автономной Калмыкии после насильственной депортации калмыков в восточные районы СССР (1943–1957) не были включены в восстановленную республику, а остались в Астраханской области.
Основателем хурула был князь Серебджаб Тюмень — герой Отечественной войны 1812 года, выдающийся военачальник, возглавлявший Второй Астраханский калмыцкий полк, владелец Хошеутовского улуса. Авторами проекта были его брат Батур-Убуши Тюмень (воин, историк и литератор) и буддийский монах Гаван Джимбе.
[spoiler]Летом 1814 года братья побывали в Петербурге, где участвовали в торжествах по случаю победы над Наполеоном. Вдохновленные величием города, особенно Казанского собора, ставшего памятником русской воинской славы, они решили увековечить память о победе в родных степях. Считается, что так родилась идея строительства каменного храма.
В 20-е годы XX столетия Хошеутовский хурул был закрыт. В 30-е годы XX столетия хурул использовался в качестве клуба, в 50-е годы он использовался как зернохранилище.
После восстановления Калмыцкой АССР в 1957 году территория, на которой находился Хошеутовский хурул, отошла к Астраханской области. В 60-е годы большая часть хурула была разобрана для строительства коровника. Позднее оставшаяся часть хурула была заброшена, и он постепенно стал разрушаться.
Старинные фотографии, хранящиеся в музеях и архивах, свидетельствуют, что Хошеутовский хурул представлял собой величественный ансамбль, состоявший из центральной трехнефной башни (сюмэ) и двух галерей, отходивших от нее полукругом и заканчивавшихся двумя малыми башнями (цаца), а также нескольких хозяйственных построек и брусчатой ограды на кирпичных столбах. Трехнефная главная башня — единственное, что сохранилось от хурула сейчас.
В настоящее время ведется постепенное восстановление хурула.[/spoiler]
ЦЕРКОВЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Согласно летописи, первая Казанская церковь была выстроена в 1753 году.
В 1902 году в церкви завели книгу «добровольных пожертвований» на построение таковой же новой взамен существующей тесной и скудной». Известные астраханские купцы И.И. Губин и А.Н. Афанасьев пожертвовали по 25 тысяч рублей, а С.И. Захаров — 10 тысяч рублей. Из этих средств часть была использована на приобретение земли для расширения площади под церковью и ограду.
В 1903 году было начато строительство нового храма. Строение возводилось под руководством подрядчика Храмова. Церковь венчали 5 куполов, 2 башенки и колокольня в два звона (20 метров над папертью). Колокол назывался «Кампан» с надписью «Благолепствует земле радость великую. В дар храму казанской иконы М. Божьей в год 1888 от Р.Х.».
[spoiler]В 1907 году в церковных ведомостях Астраханской Епархии говорилось о Казанской церкви: «Здание каменное, в одной связи при ней колокольня, крыты железом, крепки».
В 30-е годы XX столетия начинается разрушение храма: было снесено несколько глав и колокольня Казанской церкви, паникадила были разбиты, соскоблены лики святых со стен. Иконы и утварь увезли. В храме устраивали склад и даже была идея перестроить храм в планетарий.
В 1991 году положено начало богослужебной жизни храма епископом Филаретом.
Стиль постройки «русско-византийский». Этот стиль был рекомендован Высочайшим указом 1841 года в качестве образца подлинно национальной архитектуры. В угловых частях венчающего карниза заложены плиты белого камня. Барабаны малых глав и две башни по сторонам колокольни были выполнены из дерева.[/spoiler]
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
Храм был построен в честь 900-летия со дня Крещения Руси. Проект разработан инженерами-строителями из Санкт-Петербурга В.А. Косяковым и Н.Э. Икавитц. Работы по строительству храма начались в 1895 году и выполнялись под руководством городского архитектора Коринфского и продолжались около семи лет. К 1902 году основные работы по строительству храма в честь Святого Владимира были завершены и состоялись торжества по случаю освящения храма.
Во время восстания рабочих в 1919 году этот храм был в гуще боевых действий, ему был нанесен значительный ущерб. В 1939 году его закрыли советские власти. После закрытия Князь-Владимирский храм стал использоваться как склад. Во время хрущевских гонений на Церковь в начале 60-х местные власти несколько раз пытались взорвать храм, но безрезультатно. В 1967 году было принято решение о преобразовании Князь-Владимирского храма под автовокзал.
Только 17 апреля 1997 года городской совет поддержал инициативу депутата И. Борисенко и согласился с его предложением восстановить церковь Святого князя Владимира. Перенос автовокзала на привокзальную площадь был проведен 27 июля 1999 года.
НОГАЙСКАЯ МЕЧЕТЬ (НУГАЙ-МЕЧЕТЬ)
Ногайская мечеть, или Нугай-мечеть, свое название получила оттого, что в нее приезжали молиться сельские ногайцы. В народе ее называют «Зеленая мечеть» из-за соответствующего окраса деревянных стен.
Мечеть была построена, согласно архивным данным, в 1830 году и продолжала функционировать в советское время. По архивным данным, в середине XX века приход мечети составлял 250–300 человек, а по праздникам мечеть посещали 2000–2500 человек. Здесь действовали медресе, известное под названием «Низамии» и мектеб для женщин.
С 1938 года религиозная деятельность была прекращена Сталинградским облисполкомом и мечеть передавалась под различные нужды. В разное время здесь размещались и общежитие, и поликлиника.
ЧЕРНАЯ МЕЧЕТЬ (КАРА-МЕЧЕТЬ)
Черная мечеть (Кара-мечеть) Астрахани — одна из старейших мечетей города. Изначально здание данной мечети было выстроено из дерева и имело более скромное внутреннее убранство. Располагаясь на Бухарском дворе, она являлась Соборным объединением для мусульман. Одновременно с этим при ней располагалось медресе — высшее заведение для верующих, выполняющее роль духовной семинарии. В 1816 году мечеть была перестроена из камня.
Архитектура мечети сегодня — двухэтажное здание, имеющее нежно-розовые стены и нарядный фасад с черными куполами. Внутреннее убранство молельного дома приближено по оформлению к своему изначальному историческому виду. Это любимое многими верующими место является значимым и почитаемым религиозным объектом культурно-массового значения, находясь под защитой государственных органов Российской Федерации.
Черную мечеть (Кара-мечеть) можно увидеть в ходе обзорной экскурсии по городу Астрахани.
БЫВШЕЕ ЗДАНИЕ ЛЮТЕРАНСКОЙ КИРХИ
Во времена Петра I наплыв иноземцев, прежде всего немцев, в Астрахань стал особенно заметным. В 1702 году немецкая община насчитывала около 100 человек. В 1713 году был выстроен первый молитвенный дом, в 1720 году преобразованный в кирху. Благоденствие общины оказалось кратковременным. В 1727 году Астрахань посетила чума, опустошив поселения, а в 1729 году все лютеранские постройки (кирха, пасторат, церковная школа и архив) сгорели дотла.
Оправиться удалось не сразу, немцев в Астрахани осталось совсем немного. Помог известный естествоиспытатель, глава медицинской части в Российской империи доктор Лерхе. Его стараниями деревянную кирху восстановили в том же году.
[spoiler]В царствование Елизаветы Петровны в 1759 году на этом же месте, рядом с обветшалой от времени старой лютеранской церковью, на улице Крестовой построили новую, очень скромную по виду и небольшую по размерам деревянную кирху. Она прослужила немецкому евангелическо-лютеранскому приходу 133 года, вплоть до момента освящения вновь выстроенной в 1892 году каменной церкви. 14 июня 1892 года каменная кирха была торжественно освящена. В старой деревянной лютеранской церкви прошла прощальная служба, после чего в новое здание перенесли священные предметы.
До середины 20-х годов в лютеранской кирхе шли богослужения. Затем антирелигиозная пропаганда вылилась в массовое упразднение религиозных общин, разрушение культовых сооружений. Лютеранскую кирху, первоначально превращенную в клуб, перестроили в жилой дом.[/spoiler]
ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Современная история монастыря началась с 1992 года, когда настоятелем церкви стал отец Василий (Ценько). Первому настоятелю монастыря пришлось начинать почти с нуля. Сам храм был в ужасном опустошении. Отсутствовала элементарная инфраструктура монастыря, не хватало помощников. Сначала были поставлены купола из оцинкованного железа. Вокруг храма был залит бетон, построены новая колокольня, котельная, склады. В храме была произведена роспись стен. В 1993 году монастырь был готов к службе, в нем начала проводиться Литургия.
Первоначально церковь существовала как приход, но благодаря усилиям отца Василия 22 февраля 1995 года Священный Синод Русской православной церкви принял решение о возрождении монашеской жизни в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре. Следующие наместники отец Иосиф (Марьян) и отец Филипп (Трещев) занимались в основном благотворительной деятельностью, помогая малоимущим и голодающим. Устройство обители еще надлежало привести в крепкий вид. В это время в жизни монастыря произошло очень важное событие: на пожертвованные деньги был установлен центральный иконостас из резного дерева, который требовалось еще отделать и установить в нем иконы.
При монастыре действует воскресная школа, насчитывающая около 200 детей, имеется хоровая студия
КАВКАЗСКАЯ МЕЧЕТЬ
«Красная мечеть», сегодня также — «Кавказская мечеть», была построена в 1894 или в 1900 году. Муллой мечети был татарин Фейзулла Фетхуллин. В 1935 году по решению Астраханского городского совета мечеть была закрыта, а здание вскоре было передано Дому санитарного просвещения.
В 1990 году здание мечети было возвращено мусульманам. С 1993 года началось ее постепенное восстановление. Приход мечети в основном составляют выходцы с Кавказа (отсюда ее современное название — «Кавказская»): аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины, азербайджанцы-сунниты, но есть и татары, ногайцы и казахи. Мечетная община (джамаат) состоит из 300−500 человек (в дни праздников мечеть посещают около 1500 человек).
КИРИЛЛОВСКАЯ ЧАСОВНЯ
Кирилловская часовня, которая является частью Астраханского кремля, была построена в 1677 году в стиле «русский ампир». Ее возвели на месте захоронения игумена Кирилла, который, согласно местным легендам, когда-то спас Астрахань от пожара.
Сохранившаяся до нашего времени каменная Кирилловская часовня представляет собой простой кубический объем, увенчанный сферическим куполом с 4-конечным крестом. Вход в Кирилловскую часовню обрамлен древним резным перспективным порталом килевидной формы, который является традиционным для русского зодчества XVII века. В западной стене часовни возле входа справа внизу от портала сохранилась каменная плита с рельефным декором и высеченным текстом о погребении здесь «в 1731 году астраханского губернатора генерал-майора фон Менгдена». В начале XIX века, когда в кремле возводились классические гарнизонные постройки, старинные здания духовного ведомства приобрели ампирный декор и строгую простоту фасадов: Троицкий собор — красное крыльцо с классическим фронтоном, Кирилловская часовня — 4-колонный портик. В советское время Кирилловская часовня долгие годы была в ведении кремлевского гарнизона и использовалась как хозпостройка для армейских нужд. После реставрации, в 70-е годы, в часовне был устроен магазинчик для торговли сувенирами. И только в 1992 году она была возвращена Астраханской епархии.
В Кирилловской часовне восстановлены фрески и наружные стены. Еженедельно по субботам в часовне совершается водосвятный молебен перед мощами преподобного Кирилла, игумена Астраханского.
КОЛОКОЛЬНЯ БЛАГОВЕЩЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
На перекрестке улиц Советской и Калинина сохранились постройки Благовещенского женского монастыря. Возникновение женской обители на этом месте относится к началу XVIII века, до этого времени здесь находился Вознесенский мужской монастырь. Вознесенский монастырь был первым церковным строением за пределами кремля и Белого города на территории, которая получила название Земляного города.
В 1706 году Вознесенский монастырь был упразднен, что стало следствием политики Петра I, направленной на упразднение монастырского землевладения. В опустевший монастырь были переселены сестры из женского монастыря, и он стал именоваться Благовещенским.
В 1905 году было начато строительство новой колокольни. Построенная в 1907 году в изящном древнерусском архитектурном стиле, колокольня имела три яруса и находилась над святыми вратами при входе в обитель с западной стороны. Колокольня имела около 60 метров в вышину и покоилась на прямоугольном основании «святых врат». Далее шел первый мощный шестигранный ярус, с шестью малыми прямоугольными окошками в нижней его части и шестью круглыми — в верхней. Второй и третий ярусы имели более ажурные воздушные формы с шестью большими окнами для звона каждый. Венчал колокольню венцеобразный купол с позолоченными яблоком и восьмиконечным крестом. Вверху колокольни под куполом в виде бордюра была выведена церковнославянскими золотыми буквами надпись: «Благословен грядый во имя Господне». Наибольший колокол весил почти 7 тонн. На верхней его части была сделана надпись: «Благовествуй земле радость велию», а на нижней: «В царствование императора Николая Александровича сооружен в женский Благовещенский монастырь в Астрахани при игумении Зинаиде, попечителе Стефании и монахине Платониде». Над входом была сделана надпись полукругом: «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою». Внутри святых врат были написаны священные изображения.
[spoiler]С 1918 году в помещениях монастыря размещались один из стрелковых полков 11 Красной армии, лазарет, приют «для морально дефектных детей», «детский городок». Фактически со времени размещения в обители военных частей и лазаретов Благовещенский монастырь перестал существовать. В 1922 году монастырской общине было отказано в перерегистрации, в конце 20-х годов ХХ века были разрушены пустовавшие церкви и колокольня монастыря. В 1949 году сохранившееся монастырские постройки были переданы областному военкомату. Колокольня воссоздана по старым чертежам и фотографиям.[/spoiler]
МАВЗОЛЕЙ БУКЕЙ-ХАНА – МАВЗОЛЕЙ СЕИД-БАБЫ
Село Малый Арал – один из центров мирового паломничества. Тысячи людей разных вероисповеданий стремятся сюда, чтобы посетить сразу два мавзолея: Букей-Хана и Сеид-Бабы.
Имя хана Букея для России и Казахстана почти нарицательное – именно султан Букей инициировал массовую казахскую миграцию, в результате чего на территории Астраханской области образовалась Внутренняя, или Букеевская Орда. В честь ее основателя здесь был построен мавзолей Букей-хана. На стенах мавзолея высечены изречения из Корана.
Здесь же вы увидите таинственный мавзолей Сеид-Бабы. Многие отмечают чудодейственную энергию, исходящую отсюда. Необычна и сама гробница, в ее деревянных стенах выпилены узоры, а при попадании солнечных лучей внутри отчетливо видны силуэты людей, стоящих в два ряда с поднятыми руками.
НАДВРАТНЫЙ ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТОГО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
Храм Николая Чудотворца получил название по имени надвратной церкви, устроенной на проездных воротах еще в XVI веке. В настоящее время сохранились ворота с надвратным храмом, построенные в 1729–1738 годах. Никольский храм имеет обходную галерею, каменный притвор с западной стороны. В начале XX века в облик храма внесены элементы украшения в форме главок, кокошников, крыша покрыта черепицей.
Храм расположен над северными воротами кремля. Первое упоминание о нем относится к XVI столетию. Иван Грозный посылая русскую рать для усмирения астраханского хана Дервиш-Али, вручил воеводе Ивану Черемисинову образ Святителя Николая Чудотворца, именуемым Можайским.
[spoiler]Первое упоминание об этом храме относит нас во времена глубокой древности, когда Астрахань, будучи одним из татарских улусов, была покорена державой московских царей.
В 1589 году началось строительство каменного астраханского кремля. В процессе этого строительства Никольская церковь была перенесена на северные проездные ворота, которые также стали называться Никольскими
В XVIII веке Никольская надвратная церковь была передана в военное ведомство и приписана к военному госпиталю.
Храм построен в древнерусском стиле, без лишних деталей декора, со скатной, покрытой черепицей крышей, имеющей первоначально одну небольшую главку с узорчатым прорезным крестом. Храм первоначально не имел притвора, роль которого выполняла пристроенная с западной стороны галерея, закрытая с трех сторон тесницами с семью рамами. Эта галерея была связана с открытой каменной галереей, охватывающей северную и восточную стороны храма.
По этой галерее совершались крестные ходы с обхождением вокруг храма в Страстную пятницу с плащаницей и на Пасху
В начале XX века крытая западная галерея была переделана в каменный притвор, сам храм получил некоторое украшение в виде малых боковых главок и кокошников с западной стороны. В это же время с южной стороны притвора пристроилась ажурная колокольня, через которую был устроен вход в церковь. С юго-западной стороны к храму примыкал одним углом военный госпиталь, из которого сделан ход на площадку парадной лестницы, чтобы больные могли свободно проходить в храм и присутствовать на богослужениях. Чтимый астраханцами образ Святителя Николая, именуемый Можайским, после постройки нового храма был перенесен в часовню, устроенную в Никольских вратах, прямо под алтарем храма.[/spoiler]
СОБОР ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Инициатива возведения Покровского собора в 1878–1885 годах принадлежит известному астраханскому благотворителю — купцу Ивану Губину. Он взял на себя большую часть расходов по строительству и в благодарность за финансирование и дальнейшую помощь с благоустройством храма избрали пожизненно церковным старостой.
Покровский кафедральный собор построен из красного кирпича, с высокой двухъярусной колокольней в традиционном русском стиле. Изначально предполагалось сделать купол пятиглавым, однако, как это нередко бывает, уже в процессе строительства выяснилось, что на пять глав средств не хватит. Поэтому купол Покровского кафедрального собора одноглавый, с массивным барабаном с восемью высокими прорезными окнами.
[spoiler]По заказу И. Губина местные художники М.И. Цветков и Е.Т. Серов в 1899 году специально для собора написали двенадцать икон, которые до сих пор украшают храм. Иконостасы для центрального и придельных алтарей тоже изготовлены мастерами Астрахани.
Икона Покрова Пресвятой Богородицы, одна из самых чтимых, попала в собор в 1939 году после разрушения Донской церкви. По преданию, эта древняя икона перекочевала в храм в честь Донской иконы Божией Матери из Покрово-Болдинского монастыря после его закрытия.
Большую ростовую икону Преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей святого в 1949 году подарил Покровскому кафедральному собору в Астрахани патриарх Московский и всея Руси Алексий I.
Сразу после этого, заручившись благословением отца Филиппа, знаменитая иконописица тех времен монахиня Агния написала икону астраханского угодника Священномученика Иосифа. Эта икона совпадала по размеру с иконой Сергия Радонежского и содержала частицу от благодатной власяницы Священномученика Иосифа, в которой этого мученика пытали и жгли на огне.
Самой главной святыней в астраханском Покровском кафедральном соборе является подарок архиепископа Сергия Ларина. В 1955 году он преподнес храму икону-мощевик с частицами мощей многих святых и частью от Честного Древа Креста Господня. Сегодня этот мощевик находится за левым клиросом в ряду прочих икон.[/spoiler]
СОБОР УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Главный собор Астраханского кремля считается одним из лучших образцов русской церковной архитектуры начала XVIII века. Первый собор, построенный в новой Астрахани в XVI веке, был назван Сретения иконы Владимирской Божией Матери, которая была дана Иваном Грозным игумену Кириллу по его отъезду из Астрахани в 1568 году. В 1602 году вместо ветхого деревянного храма у восточной стены кремля был выстроен новый каменный, и он получил название во имя Успения Божией Матери. Но через сто лет и он разрушился. При митрополите Сампсоне было решено построить новый каменный собор. 10 июля 1702 во время строительства из-за просчет архитектора или «небрежного дела каменщика» в соборе рухнул свод. Тогда же и было решено сделать собор пятиглавым. Основная работа по возведению была завершена 1710 году.
[spoiler]После постройки собора в 1710 году он стала местом захоронения нижних церковных иерархов Астрахани. В нижнем храме собора нашли свое последнее пристанище и цари Грузии Вахтанг VI и Теймураз I.
После окончания Гражданской войны из собора исчезли не только святыни, но и драгоценные иконы, чаши, Евангелие, драгоценные облачения, да и сам собор чуть не исчез с лица земли.[/spoiler]
ТРОИЦКИЙ СОБОР
Комплекс Троицкого монастыря сохранился в формах конца XVII — начала XVIII века. Построен на месте первого деревянного монастыря во имя Николая Чудотворца с церковью во имя Живоначальной Троицы первым игуменом Кириллом. Присланный в Астрахань в 90-х годах XVI века игумен Феодосий занялся строительством каменного храма, который был открыт в 1603 году.
В 1700 году Троицкий монастырь был приписан к Троице-Сергиевой лавре, в ведении которой находился до 1764 года.
[spoiler]Внутренний вид храма после восстановления в 1817 году первоначально не имел росписи: стены его были выкрашены желтой краской под мрамор, а по бокам были поставлены иконы в деревянных резных киотах.
С давних времен в храмах Троицкого монастыря хранились многочисленные святыни — часть из них после его упразднения была утрачена, а часть была перенесена в Успенский собор, где до 1922 года составляла немалую часть его богатейшей архиерейской ризницы.
Монастырь не раз перестраивался. В настоящее время состоит из трех церквей, расположенных на одном подклете: Троицкой, Сретенской, Введенской и двух Трапезных палат.
Купола изначально были шлемоподобными, но при реставрации в 1974 года их сделали луковичной формы, тогда же храм был покрыт кровельной листовой медью; изготовлены новые кресты, конуса, позолоченные и установленные на место. С северной стороны восстановлена галерея с парадной лестницей.
Монастырь включен в маршрут пешеходных экскурсий по Астраханскому кремлю. [/spoiler]
ХРАМ ИОАННА ЗЛАТОУСТА
В 1824–1826 годах на пожертвования прихожан и мещанина Ивана Шарыгина на месте старой ветхой, построили новый каменный храм Иоанна Златоуста. Композиция храма — «восьмерик на четверике» — была распространена в средней России. Церковь Иоанна Златоуста перестраивали несколько раз, и в результате план ее приобрел форму креста, а фасады — декор времен позднего классицизма. Во второй половине XIX века фасады переделывали еще раз. Именно тогда добавили красивые лепные барельефы с фигурками святых. Эти композиции напоминаю евангельский цикл картин Н.Н. Ге.
Из наиболее примечательных святынь Иоанно-Златоустовского храма можно назвать часть благодатной власяницы Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, в которой его мучили и жгли на костре. Власяница хранится в алтаре храма. По желанию прихожан церкви ее выносят во время служения молебнов святителю Иосифу и прикладывают к головам больных людей.
ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Храм Рождества Христова в селе Красный Яр, имеющий вековую историю, был снесен в 1937 году. Современный храм на территории села был воздвигнут в 1996–2002 годах. Освящение церкви проводил Его Высокопреосвященство Преосвященнейший Иона Архиепископ Астраханский и Енотаевский. Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй передал Красноярской церкви крест с дарственной надписью, который хранится в алтаре храма.
Из дореволюционного храма сохранилась чудотворная икона Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Она интересна тем, что была написана в русском православном монастыре Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона на горе Афон. Также в храме хранятся две чудотворные иконы Божьей Матери — «Иерусалимская» и «Всех Скорбящих Радость».
6 октября 2010 года в селе Красный Яр был учрежден Христорождественский монастырь. Он является первым женским монастырем в Астраханской области, организованном после 1917 года. Настоятельницей монастыря является игуменья Августина (Акиншина).
ХРАМ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА
Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца первоначально был построен на хуторе Солянка близ села Капустин Яр Ахтубинского района Астраханской области, по одним данным — в конце ХIХ века, по другим — в 1907 году. В храме не было постоянного священника и в 1946 году, по просьбе верующих, церковь была перенесена по бревнышку в село Капустин Яр.
Большой вклад в перенос храма внесли монахини закрытого Дубовского Свято-Вознесенского женского монастыря. Примечателен тот факт, что храм появился в селе практически одновременно с открытым неподалеку ракетным полигоном, а святой Великомученик Георгий считается покровителем и защитником воинов.
В 1948 году храм был открыт, прошло первое богослужение. 14 мая 2016 года епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний совершил чин великого освящения храма.
ХРАМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИЙ КОСТЕЛ)
Римско-католический костел (храм Успения Пресвятой Богородицы ) — архитектурный памятник и образец культовой архитектуры Европы конца XVII — начала XVIII века. Представляет собой большой восьмерик с двумя башнями-звонницами. Базиликанский принцип постройки костела, его квадратное в плане пространство под куполом — все это производит впечатление совмещения православного четырехстолпного храма с католической базиликой.
В XVIII веке в здании храма расположились и часовня, и библиотека, и греко-латинская школа, в стенах которой учился известный уроженец Астрахани, ученый и поэт XVIII века Василий Тредиаковский. А в 1722 году в этот центр католической просветительской деятельности нанес визит, приехавший в Астрахань Пётр I.
В 1760 году во главе очередной миссии в Астрахань прибыл деятельный патер Ромуальд, который и стал инициатором строительства современного костела Успения Пресвятой Богородицы на месте прежней церкви. Оперативно закончить стройку не удалось. Первые камни в основание Римско-католического костела Астрахани заложили в 1762 году, а освятили его только через 16 лет с позволения папы Пия II в честь Успения Богоматери. Портрет патера Ромуальда провисел на стене около входной двери больше ста лет. По одной из версий, он похоронен в храме Успения Пресвятой Богородицы в Астрахани.
Храм Успения Пресвятой Богородицы административно относится к Астраханскому деканату Епархии святого Климента с центром в Саратове. Церковь не является постоянно действующей, но здесь регулярно проводятся мессы и благотворительные концерты органной музыки для гостей и жителей Астрахани.
ХРАМ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Храм был построен в 1818–1822 годах. В 1923–1939 годах захвачен обновленцами, затем закрыт и передан автошколе.
По постановлению Астраханского облисполкома от 11 августа 1953 года здание храма было переоборудовано под автошколу «Глававтотранскадры». Колокольня храма была снесена, внутри установлены многочисленные перегородки.
В 1994 году храм возвращен Русской Православной Церкви. В 1996 году на храме был установлен крест.
В 2005 году был взят на попечение братией Иоанно-Предтеченского монастыря, в храме возобновились богослужения.
В настоящее время храм находится в аварийном состоянии. В воскресные дни и в двунадесятые праздники в храме служится Литургия.
ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Храм в честь Святого благоверного князя Александра Невского построен в 2012 году на аллее Афганцев. Храм возвели также в память о военнослужащих, отдавших свои жизни при выполнении воинского долга в ходе боевых действий в Афганистане и Чеченской республике.
Испокон веков храмы на Руси строили всем миром, так было и с храмом Александра Невского. Строительство церкви стало возможным после длительной работы, проведенной Комитетом матерей и вдов воинов, погибших в Афганской и Чеченской войнах, Координационным советом общественных организаций (Боевое братство), организацией инвалидов войны в Афганистане и другими, по сбору средств и оформлению соответствующей документации.
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ
Церковь во имя Святителя Чудотворца Николая была построена в конце XIX века. Ранее на ее месте стояла небольшая Свято-Никольская церковь, которую впоследствии разобрали. В архивах Саратовской палаты государственных Имуществ о Никольском храме села Капустин Яр, сказано: «…церковь во имя Святителя Чудотворца Николая построена в 1817 году иждивением прихожан зданием каменным, с таковою же колокольнею…».
При Никольском храме была своя церковно-приходская школа, но в 20-е годы прошлого столетия он был разорен. Здание храма Николая Чудотворца было возвращено верующим в 90-х годах ХХ века. Освящение храма и благословение на богослужение состоялось 5 мая 1995 года. В настоящее время ведутся реставрационные и восстановительные работы. Церковь является объектом культурного наследия, открыта для всех прихожан.
ЧАСОВНЯ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ КРЫМСКОГО
Часовня Святителя Луки архиепископа Крымского расположена на территории Ахтубинской районной больницы в Ахтубинске.
Деревянный храм возвели на добровольные пожертвования меценатов Ахтубинского района, а также жителей. Большой вклад в строительство часовни внес коллектив Ахтубинской районной больницы.
11 июня 2013 года, в день праздника святителя Луки и накануне Дня медицинского работника, в часовне была отслужена первая служба.
Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука, в чью честь построена часовня, был хирургом, профессором медицины, сегодня он считается покровителем медицины и людей, работающих в этой профессии. Ему молятся болящие о получении здравия.
МЕЧЕТЬ БЕЛАЯ
Мечеть Белая приходится старейшей мечетью в городе и является объектом культурного наследия РФ. Изначально, как и другие сооружения, она была построена из дерева. Первое письменное упоминание относится к далекому 1777 году. В том виде, в котором мечеть можно увидеть на сегодняшний день, она была возведена в 1810 году, на месте прежней деревянной, средствами татарского купца первой гильдии Давида Измайлова.
В 1930–1992 годах мечеть использовалась не по назначению, в ее здании располагались детский сад, пошивочный цех, пекарня и фанерная фабрика. В этот период здание неоднократно перестраивалось. Решением Астраханского облисполкома комплекс, состоящий из здания мечети, помещения для омовения и ворот, был признан памятником архитектуры. В 1992 году здание было возвращено верующим. К этому времени михраб и минарет были утрачены, окна растесаны, бывший одноэтажный объем был изменен и разделен перекрытиями на три этажа. В 1997 году при мечети было открыто медресе «Хаджи-Тархан».
В 2000 году началась реставрация мечети, были восстановлены первоначальные объемно-планировочные решения.
СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В 1734 году жители местной слободы обратились к астраханскому епископу Илариону с просьбой разрешить им построение храма в честь Рождества Христова. После получения благословения было решено строить храм на бугре, стоящем в некотором удалении к северу от слободы за Аптекарским садом. Выбор этот был связан с тем, что в самой слободе не было практически сухого места, подходящего для строительства храма. С северной стороны к этому бугру примыкал большой ильмень Бляблин, а на южном склоне располагался Аптекарский сад, а также сады местных жителей. По этой причине выстроенная церковь долгое время именовалась «Рождества Христова, что в садах».
[spoiler]В 1923 году храм был захвачен обновленцами, а в 1938 году он был закрыт советскими властями, и в том же году была разобрана колокольня.
В октябре 1946 года храм был передан старообрядческой общине Белокриницкого согласия, имевшей до 1917 года в Астрахани деревянный храм в честь Покрова Божией Матери с высокой колокольней на улице Свердлова, который снесли в 30-х годах и построили на этом месте комплекс зданий для КГБ, ныне ФСБ. Старообрядцами храм был переименован из храма в честь Вознесения Господня в церковь Покрова Пресвятой Богородицы.[/spoiler]
ХРАМ АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА
Главной достопримечательностью и хранительницей духовной жизни села Пироговка Ахтубинского района Астраханской области является церковь Михаила Архангела, построенная более 150 лет назад. И по сей день стоит она на возвышенном месте села.
С 1839 года в селе Пироговка был открыт молитвенный дом во имя Архистратига Божия Михаила с положенным церковным причтом — священником, дьяконом и пономарем.
Первый священник села — Арсений Хрящев. При нем началось строительство деревянной церкви на каменном фундаменте с такой же колокольней. В 1846 году от случившегося в селе пожара церковь, готовая к освящению, сгорела. Церковные службы продолжались совершаться в молитвенном доме. Большой радостью для сельчан стало возведение новой церкви в 1861 году, освященной в честь Михаила Архангела. На каменном фундаменте возвеличился красивейший деревянный храм.
[spoiler]Однако в 1938 году храм закрыли, службы были прекращены. В числе прочего храм использовался под складские помещения и амбар, где хранили зерно. В 1946 году храм вновь был открыт и службы возобновились.
Уникальна эта церковь тем, что на ее территории сохранились захоронения бывших настоятелей. Самое первое захоронение, где похоронен Цветков Сергей Георгиевич, датировано 1913 годом. Похоронен также священник Водопьянов Владимир Семенович. За всеми могилами бережно ухаживают. 14 августа 2014 году состоялся чин освящения храма.[/spoiler]
ЧАСОВНЯ В ЧЕСТЬ АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА
Часовня в честь архистратига Божия Михаила в Ахтубинске Астраханской области построена на мемориальным комплексе «Крыло Икара», посвященном погибшим летчикам. В 2013 году в основание часовни был торжественно заложен первый камень и установлен Поклонный крест. В течение года средства на храм собирали всем миром. На стене часовни установлены мемориальные таблички с именами погибших воинов.
20 сентября 2014 года, в день рождения Государственного летно-испытательного Центра им. Чкалова, состоялось торжественное открытие и освящение часовни, а также заупокойная лития по погибшим воинам. Чин освящения совершил епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний.
Специально для часовни была написана и храмовая икона. «На ней изображен сам архистратиг Божий Михаил и за ним небесное воинство. Все эти ангелы Божии есть ангелы-хранители тех усопших наших братьев, которых мы сегодня вспоминаем, — отметил епископ Антоний, обратившись к офицерам. — Мы будем молиться здесь, чтобы ваше служение проходило в мире, а Господь хранил вас».
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЧЕСТЬ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
В «Исторической записке» об Астраханской области, изданной в 1903 году, упоминается, что уже в 1793 г. существовала церковь во имя Владимирской иконы Божьей Матери. Находилась она в слободе Владимировка, Астраханской губернии, на территории нынешнего парка во Владимировке. В слободе эту церковь называли Бакланской.
Высокий, просторный храм был выстроен из красного кирпича, полы были деревянные и застелены толстыми, широкими домоткаными дорожками. В храме было очень много разных икон, старинных в богатых окладах. Служили в храме два священника и дьякон.
Долгие годы священником был отец Иоанн, который в послереволюционный период подвергался гонениям со стороны властей. После своей кончины он был похоронен в церковной ограде, а после разрушения храма прах его был перенесен на кладбище. Последним настоятелем храма Владимирской иконы Божией Матери, вплоть до его разрушения, был отец Григорий, дальнейшая судьба его неизвестна.
В 30-е годы церковь снесли (одно время в ней содержали раскулаченных перед отправкой в дальние края).С февраля 2002 года началось строительство нового храма Владимирской иконы Божией Матери.
СИНАГОГА СФАРД
До революции в Астрахани было четыре синагоги, однако до наших дней сохранилась только одна. Ее решено было перестроить: деревянный фасад здания облицевали камнем и полностью отремонтировали синагогу изнутри.
В настоящее время в городе проживает около пяти тысяч евреев.