АЛТАЙСКАЯ КУХНЯ
Страна Беловодье, русские Альпы, родина шаманов и место спасения мира по Рериху — все это о Республике Алтай. Здесь чтят свои традиции, в том числе и кулинарные. Главные продукты алтайской кухни, как у всех кочевых народов — мясо и молоко. Так, из молока готовят множество блюд, от супов до алкоголя. Например, чтобы приготовить молочную воду — араку, молоко сбраживают в деревянной бочке около недели, затем выпаривают на огне, соорудив невероятную конструкцию из бочки без дна и таза с холодной водой, и с помощью дистилляции получают араку, молочную водку. По вкусу она напоминает сыворотку, но захмелеть еще как позволяет — градусов в ней больше, чем в пиве.
Чегень — это кислое молоко, заквашенное не из сырого, а из кипячёного молока на закваске — предыдущего чегеня — из расчета 100 гр. на 1 л молока. Хороший чегень имеет плотную, без крупинок, консистенцию, приятный, освежающий вкус. Его используют как полуфабрикат для приготовления аарчи, курута, быштака. Готовя аарчи, плотный, однородный, не перекисший, без крупинок чегень, который ставят на огонь, доводят до кипения. Кипятят 1,5-2 ч, охлаждают и процеживают через льняной мешочек. Масса в мешочке кладётся под гнёт. Получается плотная нежная масса.
[spoiler]Курут готовят так: аарчи вынимают из мешочка, кладут на стол, разрезают толстой ниткой на пласты и ставят сушить на специальной решётке над огнём. Через 3-4 ч курут готов.
Быштак — это питательный продукт, напоминающий творожную массу. В тёплое цельное молоко вливают чегень в пропорции 1:2, доводят до кипения. Массу процеживают через марлевый мешочек, кладут под гнёт, через 1-2 ч быштак вынимают из мешочка, нарезают на пластинки. Особенно вкусен, если добавить мёд или каймак (сметану).
Алтайские пастухи часто едят суп кочо — ячмень варят в жирном мясном бульоне до пюреобразного состояния.
Теертпек — это алтайский национальный хлеб. Два яйца растирают с солью, столовой ложкой сахара, 50 гр. сливочного масла, месят крутое тесто и оставляют на 15-20 минут, потом разделяют.
Мясные продукты, как и молочные, многочисленны в алтайской кухне. Самое любимое и известное блюдо — кан, кровяная колбаса. После тщательной первичной обработки кишки вывертываются так, чтобы жир оказался внутри. Кровь хорошо размешивают, добавляют в молоко. Кровь при этом приобретает нежно-розовый цвет. Затем добавляют чеснок, лук, внутренний бараний жир, соль по вкусу. Все хорошо перемешивают и вливают в кишку, завязывают оба конца плотно, опускают в воду, варят 40 минут. Готовность определяют прокалыванием тонкой лучинкой или иглой. Если на месте прокола появилась жидкость — готово. Не допуская остывания, подавать на стол.
Из мяса на первом месте, безусловно, баранина и конина. Особым деликатесом считается отварная прямая кишка лошади — каазы. Она, как и все блюда местной кухни, готовилась абсолютно без перца, с добавлением специальных приправ. В целом, алтайцы не слишком любят острые блюда, поэтому специй в их кухне мало.
Чай на Алтае — не столько напиток, сколько целое блюдо, достаточно сытное. Есть несколько способов его приготовления. Чтобы приготовить алтайский чай, необходимо 150 граммов кипятка, 3-5 грамма сухого чая, 30-50 граммов сливок, соль по вкусу. Подают его либо раздельно — соль, сливки ставят на стол и по вкусу кладут в пиалы со свежезаваренным чаем, либо все наполнители кладут одновременно в чайник, заваривают и подают.
Чай с талканом — сугубо алтайский рецепт. Талкан — это измельченный чарак, то есть очищенный, прожаренный и растолченный ячмень. В старину талкан (как и арака) использовался при обрядах. Чтобы приготовить чай с талканом, 2 столовые ложки масла и полстакана талкана заливают готовым свежим чаем с молоком и подают в пиалах. Соль добавляют по вкусу. В качестве заварки раньше использовали лист бадана, малины, ягоды кислицы.[/spoiler]
ВОЙЛОЧНОЕ МАСТЕРСТВО НА АЛТАЕ
Как и многие скотоводы Азии, алтайские народы издревле занимались валянием войлока и изготавливали из него войлочные ковры (сырмаки). Это мастерство уходит в глубину веков: войлочные ковры были найдены при раскопках курганов, датированных IV–V вв. до нашей эры. Основным сырьем при этом служила овечья шерсть с добавлением ягнячьей.
Этим ремеслом до сих пор занимаются на Алтае. В настоящее время кроме ковров алтайцы изготавливают одеяла из козьих шкур (тюркханов), различные сувениры и обереги.
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС КАЙ
Кай — героический эпос, алтайские легенды, мифы и сказания о героях в стихотворном изложении, которые от поколения к поколению, из века в век, из уст в уста передавались певцами-сказителями – кайчи.
Кайчи исполняют эпосы и легенды о богатырях, которые помогали Алтаю, воспевают природу, человеческую мудрость и смекалку, под звучание музыкального инструмента топшура. Путешествуя с места на место, они редко имеют семью и у них часто возникают проблемы со слухом, поэтому занимаются горловым пением в основном мужчины.
[spoiler]Алтайцы с огромным уважением относятся к своим сказителям. Их приглашают на свадьбы и народные праздники. Если в селение приезжает сказитель, то съезжаются люди с самых дальних районов, чтобы послушать их пение. Охотники считают хорошим предзнаменованием, если кайчи обращается перед охотой к Духу Тайги и исполняет для него свои сказания.
Продолжительность каев различная, иногда их исполняют в течение нескольких дней. Эпос «Маадай Хаара» состоит из 8 тысяч строк, а в эпосе «Джангар» их насчитывают 36 тысяч. У алтайских сказителей есть достаточно много известных произведений. Это и «Оскус Урул», который может исполняться до девяти суток без перерыва, и «Алтын Кель», в котором воспевается великое Телецкое озеро, и «Эре Чуй», посвященное Чуйской долине.
В зависимости от содержания сказания, сказитель озвучивает его теми или иными звуками: встретился богатырь со змеей – свист, встретился с медведем – рык. Даже звуки сабель и свист ветра изображается.
Во время горлового пения кайчи входят в транс, в состоянии которого кайчи могут говорить от имени духов гор, родников и деревьев, слышать голоса умерших предков, видеть прошлые и будущие события, находить людей и вещи. Кроме того считается, что своим уникальным голосом кайчи может снять порчу черного кама или улучшить урожай.
Чаще всего исполнение своих эпосов кайчи начинали ближе к ночи, так как по их мнению, именно ночью злые духи пытались пробраться к людям и навредить им, а светлые духи, которых привлекали своим пением сказители, не позволяли им этого сделать.
В настоящее время это древнее искусство народов Алтая распространено по всему миру, сказания переводятся на многие языки мира, последователи кайчи живут в Туве, Хакасии, Японии и других странах.
Таким образом, в героических сказаниях — кае отражена вся богатая духовная историческая жизнь народа.
И сегодня в Республике Алтай есть представители этого жанра, известные и востребованные не только за пределами республики но и далеко за пределами России, такие как Болот Байрышев, Ногон Шумаров, ансамбль «Алтай-Кай».[/spoiler]
КОДУРГЕ ТАШ
Соревнования по поднятию камня на пень. Проводятся в личном первенстве, в рамках различных национальных праздников и фестивалей.
Для проведения соревнований нужно немногое — пять камней круглой формы следующего веса: от 80 до 90 килограмм, 110 — 120 кг., 130 — 140, 150 — 160, 170-180 кг. и круглый пень высотой не менее 100 см. диаметром не менее 70 см.
Каждый участник должен поднять и поставить камень на верхнюю поверхность среза пня. Спортсмен-участник имеет право на три попытки. Победителем считается спортсмен, поднявший камень максимального веса на пень с использованием наименьшего числа попыток. Участник имеет право пропустить подход к легким камням.
Время на каждую попытку — 5 минут. Запрещается при поднятии камня касаться боковой поверхности пня.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БОРЬБА «АЛТАЙ КУРЕШ»
Национальная борьба алтайцев «Куреш» проводится по правилам, утвержденным федерацией борьбы «Куреш» как в рамках различный фестивалей, так и как самостоятельный вид спорта.
Время схватки 5 минут, при ничейном исходе дается дополнительное время до выигрыша в захвате за кушаки. Победители в весовых категориях определяются согласно правил соревнований.
Борьба «Куреш» проходит на поляне размером 10 на 10 метров. Спортивная форма — мягкая обувь (борцовки), борцовское трико или плотные одноцветные шорты, кушак (красный, синий) и национальная одежда. При выходе на ковер национальную одежду участник может снять и отдать своему секунданту после приветствия с противником. Победа присуждается при четком касании земли любой частью тела или если один из борцов поднял своего противника выше пояса.
Абсолютное первенство проводится без учета весовых категорий и с выбыванием после первого поражения по принципу «3 точки касания». К борьбе допускаются все желающие.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИГРА ТЮРКСКИХ НАРОДОВ «КОК-БОРУ»
Кок-бору (козлодрание) — древняя, популярная конная игра среди казахов, киргизов, таджиков, узбеков, алтайцев и других народов Азии.
Это симбиоз скачек и игры. Всадники борются за тушу козла — необходимо не только завладеть ею, но и удержать, забросить в «казан» (ворота) команды соперника, либо, по другим правилам, добраться с тушей до оговорённого участка, например, своего аула — дальше которого противники не имеют право бороться за неё.
Кок-бору известен с древних времён.
НАЦИОНАЛЬНОЕ ЖИЛИЩЕ АЛТАЙЦЕВ
Алтайцы вели кочевой образ жизни, поэтому установке традиционного жилища — аила — уделяли большое внимание. Чадыр аил — это жилище в виде конуса, выстроенного из длинных и тонких стволов деревьев или жердей. Основание выполняется в виде круга. Сверху жерди связываются, в самом верху оставляется отверстие для выхода дыма. Весь конус покрывается войлоком, корой деревьев или шкурами зверей.
Вход в аил делали низким и располагали с восточной стороны. Это не случайно: расположение входа связано с почитанием алтайцами природных сил. Заходя в аил, посетитель, чтобы не удариться головой о дверной проем, нагибается, кланяясь огню в очаге, а выходя из аила, кланяется солнцу.
Иногда аил представлял собой шестигранный, восьмигранный или двенадцатигранный бревенчатый дом. Его конусообразную крышу покрывали корой или брезентом. В центре крыши располагалась отверстие, из которого выходил дым. Слева от входа располагалась мужская половина, справа от входа — женская.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ АЛТАЙСКИЙ КОСТЮМ
Общий образ алтайской национальной соответствовал образу жизни, географическому положению, характеру труда, климату и образу жизни.
Ансамбль мужского алтайского костюма был простым. Рубаха с длинными рукавами, брюки заправленные в кожаные сапоги с заостренным носом, поверх этого надевался длинный широкий халат, подвязанный «кур» — поясом. С изменением социального статуса комплект не менялся.
Костюм девушек изменялся один раз — при замужестве. В девичестве девушки носили рубаху, туникообразного покроя с косым воротом, длинными рукавами и большим воротником, который чаще всего имел квадратную, реже круглую форму. В комплект одежды замужних женщин входил «чегедек» — длинная распашная одежда без рукавов и плечевого шва — и головной убор, указывающие на новый статус. В настоящее время «чегедек» стал обрядовым атрибутом женского костюма. Ткани и оформление изменились, но покрой остался прежним. Во время свадьбы невесты надевают его поверх свадебного платья городского типа. Таким образом, если раньше «чегедек» был повседневной, свадебной и погребальной одеждой, то сейчас он выполняет символическую функцию.
[spoiler]Согласно алтайской легенде, «чегедек» появился так: три дочери бога Уч Курбустана были у озера, приняв обличье девушек. Охотник был пленен их красотой и нечаянно тронул одежду одной из них. Две сестры успели улететь, превратившись в лебедей. Но младшая осталась на земле. В память о ее небесном происхождении ее сестры подарили платье с приподнятыми плечами, похожими на «крылья».
По украшениям алтаек можно идентифицировать ее семейное положение, возраст, количество детей и даже их пол. Девочкам в семь лет дарят накосные украшения — «шымырак» (происхождение этого слова, скорее всего, связано со звуком, который «шымырак» издают при движении). С каждым годом добавляют один «шымырак» . На 12-летие девочки родители собирают из «шымырак» другое накосное украшение — «шанкы». Оно представляет собой кусок плотной материи на которую пришивают бусы, пуговицы и раковины каури.
На свадьбе одна «шанкы» сменялась двумя, а волосы заплетались в две косы. Тогда же ей надевали «чегедек», на поясе которого после рождения детей она вешала кожаные мешочки с их пуповинами. При этом ромовидный мешочек означал наличие сына, а луновидный – девочки.
Популярным алтайским головным убором является «алтай борук». Сшитая из лисьих лапок, соболя и белой мерлушки, такая шапка украшалась двумя кисточками разных цветов. Ее могли носить как женщины, так и мужчины. Замужние женщины носили также шапку под названием «кураан борук», сшитую из черной мерлушки. Сзади к такой шапке пришивали легкие ткани.[/spoiler]
СТРЕЛЬБА ИЗ АЛТАЙСКОГО ЛУКА