АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА
Александровская колонна (Александрийский столп) возведена 30 августа 1834 года в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по заказу императора Николая I в память о победе его старшего брата, императора Александра I, над Наполеоном. Колонна должна была соперничать с Вандомской Колонной, установленной в Париже в честь побед Наполеона и снесенной в 1871 году.
Гранитный монумент весит более 600 тонн. На постаменте колонна удерживается силой собственной тяжести, без всяких креплений. Венчает колонну скульптура работы Б. Орловского — позолоченный ангел с чертами лица императора Александра I. В левой руке ангел держит крест, а правую воздевает к небу.
Высота колонны вместе со статуей составляет 47,5 метра. Это самый высокий монолит в мире. В своем стихотворении «Памятник» поэт А.С. Пушкин ставит свое творчество выше монумента: «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа…».
БАРЕЛЬЕФЫ ЛЕТНЕГО ДВОРЦА
Двадцать девять барельефов из терракоты расположены между окнами первого и второго этажей. В большинстве барельефов фоном служит море, водные просторы с изображением петровских галер; широко использованы символика и аллегория. Мифологические сюжеты барельефов, которые сегодня воспринимаются как отвлечённые, у современников ассоциировались с конкретными событиями. Над главным входом помещён барельеф «Минерва, окруженная военными трофеями». Здесь же, почти рядом, композиция: на колеснице, впряжённой в тройку морских коней, бог моря Посейдон и его супруга Амфитрита. Их расположение у главного входа говорит о значительности раскрываемых тем: победы в Северной войне и возвращения России власти над морем.
[spoiler]На северном фасаде находится барельеф «Латона и ликийские крестьяне», исполнение которого не отличается большим мастерством. Согласно мифу, богиня Латона с детьми — Аполлоном и Дианой — пришла в селение ликийских крестьян и попросила напиться. Крестьяне отказали ей и были за это превращены в лягушек. На западном фасаде, обращённом в сторону сада, барельеф «Персей и Андромеда». Андромеда символизировала русскую землю, захваченную шведами, Персей — Петра-освободителя. Рядом помещён схематично и плоскостно выполненный барельеф «Аполлон и Дафна». По древнему мифу, Дафна, спасаясь от преследований Аполлона, была превращена богами в дерево. Интересно, что на барельефе можно заметить на втором плане русские галеры петровского времени. В ряде барельефов отражены мифы о похищении Европы Юпитером, о борьбе Персея с Медузой, о похищении Прозерпины Плутоном и другие, в той или иной степени символизирующие победы России в Северной войне, власть России над морем.
По мастерству исполнения не все барельефы Летнего дворца равноценны. Создание их было поручено Шлютеру, однако смерть помешала ему полностью выполнить работу. Имена мастеров-исполнителей до сих пор неизвестны. Различное качество барельефов позволяет говорить, что их было несколько. Среди барельефов Летнего дворца часто встречается изображение дельфина. В «Иконологическом лексиконе» Акимова, бывшем в ходу в начале XVIII века, сказано: «Через него изъясняется тишина морская, ибо дельфин выплывает только во время тихой погоды».[/spoiler]
БЛОКАДНЫЙ РЕПРОДУКТОР
Памятный знак установлен на углу Невского проспекта и и Малой Садовой улицы — там, где в годы блокады располагался громкоговоритель, передававший вести с фронта. Репродуктор изображен на памятной доске «Ленинградскому репродуктору», выше установлен рупорный громкоговоритель военного образца.
Памятный знак открыт 8 мая 2002 года.
Проект предложен студентом исторического факультета СПбГУ К. Страховым. Архитектор — А. П. Чернов.
БЮСТ М.В. БЕХТЕРЕВА
КОЛОКОЛ МИРА
Памятник был открыт 9 августа 1988 года. Колокол и скульптура журавля сделаны из бронзы, архитектурная часть памятника и текстовая доска — из никелированного металла. Основание памятника — это полированный кованый гранит.
В июле 1988 года общественность города Нагасаки подарила городу-побратиму Ленинграду копию «Колокола мира», звон которого отмечает годовщины атомной бомбардировки Нагасаки 9 августа 1945 года. Проект конструкции памятного знака был разработан в 9-й мастерской ЛенНИИпроекта под руководством архитектора Б.А. Изборского.
ЛЬВЫ ДВОРЦОВОЙ ПРИСТАНИ
Вычеканенные из тонкой листовой меди царственно-величавые статуи грозных зверей хорошо видны отовсюду. Львы изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева. Пристань оформили фигурами львов и вазами в 1832 году, чтобы украсить спуск к Неве. Позже вазы переехали на Петровскую пристань, а Львы и сам причал из-за строительства Дворцового моста перенесли ближе в Адмиралтейству, где они сейчас и находятся.
Львы внутри полые, но в них установлены прочные стальные каркасы. Они понадобились, так как львов пришлось реставрировать из-за туристов, которые так часто фотографировались на спине одного льва, что проломили ему спину.
Сравнителе львов на Адмиралтейстейской пристане с остальными львами в городе, например, с львами у дома Лаваля на Английской набережной и львами на Львином мосту.
ЛЬВЫ ШИ-ЦЗА НА ПЕТРОВСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ
Гранитные львы Ши-цза были установлены на Петровской набережной в 1907 году. Их сделали в Китае, в маньчжурском городе Гирине, для молельни генерала Чана, но после его смерти новый правитель города подарил эти статуи Н.И Гродекову — генерал-губернатору Приамурья, этнографу и писателю.
На самом деле, Ши-цза не львы, а фантастические существа-хранители, полульвы-полулягушки. По китайской традиции, их изваяния ставили у входа в храм или на кладбище. Один из Ши-цза держит в лапе шар, символизирующий знание, а около второго (или второй) находится маленький львенок.
Статуи привезли в Петербург и установили на Петровской набережной за счет Николая Гродекова в 1907 году.
Приват-доцент Петербургского университета Павел Степанович Попов перевел иероглифическую надпись, высеченную на плитах статуй: «Сей лев сделан в Гирине в счастливый день десятого месяц 32 года ныне царствующего императора династии Дай-цин, годы правления которого носят название Гуан-сюй, то есть продолжение славного царствования».
Говорят, что шар буддистских знаний, который лев держит в лапе, может исполнять желания.
МАСКИ ЛЬВОВ НА СТРЕЛКЕ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА
Маски львов раньше использовались для привязывания барж и лодок. По преданию, автор Самсон Суханов вырубил их на глаз, без измерительных инструментов.
С масками львов связана примета: молодожены должны вместе подержаться за кольцо в день свадьбы, тогда их брак будет счастливым и крепким.
МЕДНЫЙ ВСАДНИК
Памятник Петру I («Медный всадник») расположен в центре Сенатской площади. Автор скульптуры — французский скульптор Этьен-Морис Фальконе.
Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по-своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве.
Памятник, посвященный Петру Первому, стал одним из символов Санкт-Петербурга. Сторонники Петра говорили, что монумент символизирует собой величие и славу Российской империи, и что Россия останется таковой, пока всадник не сойдет со своего пьедестала. О пьедестале Медного всадника тоже ходят легенды. По замыслу скульптора Фальконе, он должен был быть выполнен в форме волны. Подходящий камень был найден неподалеку от поселка Лахта: возможно, что это — именно тот камень, на который не раз взбирался Петр в ходе Северной войны, дабы лучше видеть расположение войск.
[spoiler]Мотив Медного всадника помещен русской литературой в самый центр «мистического петербургского текста», проникнутого двойственностью и сюрреализмом. Своему названию «Медный всадник» обязан одноименному произведению А. С. Пушкина. Потерявший в наводнении 1824 года свою возлюбленную Парашу чиновник Евгений в беспамятстве бродит по Петербургу. Наткнувшись на памятник Петру Великому, герой понимает, что именно государь виноват в его бедствиях — он основал город на месте, подверженном наводнениям и чуждом для человека. Евгений грозит памятнику, и Медный всадник соскакивает со своего постамента и мчится за безумцем. Несется ли бронзовый истукан в больном сознании чиновника или в реальности — неясно.[/spoiler]
МЕМОРИАЛ «РОДИНА-МАТЬ»
Монумент представляет собой стоящую на каменном постаменте скульптуру женщины, которая держит в руке дубовый венок. Скульптура олицетворяет скорбящую женщину, мать, жену. Она обращена лицом к братским захоронениям Пискаревского мемориального кладбища. Шестиметровое бронзовое изваяние создано по проекту скульпторов В. Исаевой и Р. Таурита.
За скульптурой расположена каменная стена, на которой написаны слова Ольги Берггольц «Никто не забыт, ничто не забыто». Помимо слов, на ней выбиты силуэты людей, идущих навстречу друг другу.
МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА ГЕРОЮ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ЛЁТЧИКУ-ИСТРЕБИТЕЛЮ П.А. ПИЛЮТОВУ
На жилом доме по адресу проезд Ветеранов, 143 установлена гранитная мемориальная доска. Надпись на ней гласит: «Улица названа именем Героя Советского Союза Петра Андреевича Пилютова (1906-1960), лётчика-истребителя, в годы Великой Отечественной войны сбившего 23 самолёта противника.
Доска установлена Муниципальным советом Сосновая поляна к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне».
Установлена мемориальная доска в 2005 году. Именем летчика Пилютова названа перпендикулярная проезду Ветеранов улица.
МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА ГЕРОЮ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ПОЛИТРУКУ А.С. ПАСЕЧНИКУ
Улица носит имя старшего политрука 44-го истребительного авиаполка Артёма Спиридоновича Пасечника с 1982 года. Соответствующая мемориальная доска установлена на стене здания.
Доска установлена в 2005 году.
МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА И.И. ТАМБАСОВУ
Надпись на доске гласит: «Улица названа именем Тамбасова Ивана Ивановича (1922-1943), командира орудия линкора «Октябрьская революция». В ожесточённом бою ценою своей жизни он предотвратил взрыв боеприпасов на корабле».
Установлена мемориальная доска в Красносельском районе в 1975 году.
МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИКУ, КОНСТРУКТОРУ СОВЕТСКИХ ТАНКОВ Ж.Я. КОТИНУ
МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА КОМАНДИРУ ОРУДИЯ ЛИНКОРА «ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» И.И. ТАМБАСОВУ
МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА МАРШАЛУ А.А. КУЗНЕЦОВУ
МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА ПОГРАНИЧНИКУ А.Д. ГАРЬКАВОМУ
На жилом доме по адресу проезд Ветеранов, дом 158 установлена мраморная мемориальная доска. Надпись на доске гласит: «В память пограничника Алексея Дмитриевича Гарькавого (1902-1941), героически погибшего в бою за советскую Родину, названа эта улица».
Мемориальная доска установлена в 1976 году.
МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА ПОГРАНИЧНИКУ А.Д. ГАРЬКАВОМУ
На жилом доме по адресу улица Пограничника Гарькавого, дом 24, корпус 1 установлена гранитная мемориальная доска, надпись на ней гласит:
«В память пограничника Алексея Дмитриевича Гарькавого (1902-1941), героически погибшего за Родину, названа эта улица. Доска установлена Муниципальным советом Сосновая поляна к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне».
НАРВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА
Первоначальная деревянная триумфальная арка была сооружена в 1814 году для встречи русской гвардии, а каменные, «одетые в медную одежду», ворота были построены по проекту архитектора В. П. Стасова и торжественно открыты в 1834 году.
Скульптурное убранство ворот выполнено лучшими мастерами XIX века — С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским, П. К. Клодтом.
В выставочном зале, расположенном в аттике ворот, проводятся временные выставки, связанные с сюжетами военной истории России, а также историей искусства и культуры.
НОС МАЙОРА КОВАЛЕВА
Идея создания скульптуры принадлежит писателю, актеру и режиссеру Виктору Жуку, авторы памятника — архитектор Вячеслав Бухаев и скульпторы Резо Габриадзе и Василий Аземша. В работе также принимал участие сотрудник Музея городской скульптуры Владимир Панфилов. Вячеслав Бухаев и Резо Габриадзе создали в 1994 году памятник Чижик-пыжику на Фонтанке, а Резо Габриадзе известен также как талантливый режиссер и художник, писатель и дизайнер, автор сценариев кинофильмов «Мимино» и «Кин-дза-дза».
Памятник установили в октябре 1995 года на фасаде дома № 11 по Вознесенскому проспекту, а 27 ноября его торжественно открыли участники Фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап».
Памятник представляет собой серую известняковую путиловскую плиту размером 60 на 35 см, в нижней части которой расположено изображение носа, выполненное из розового украинского мрамора, привезенного с родины Н.В. Гоголя, а в верхней части написано «Нос майора Ковалева».
ОБЕЛИСК «ГОРОДУ-ГЕРОЮ ЛЕНИНГРАДУ»
Памятник на площади Восстания был установлен 8 мая 1985 года — к сорокалетию победы в Великой Отечественной войне. Он представляет собой мощный гранитный монолит весом 240 тонн, отесанный в виде граненого штыка, увенчанного золотой звездой. Изваяние завершает собой панораму Невского проспекта, перекликаясь со шпилем Адмиралтейства, расположенного в начале главной улицы города. В сечении он представляет собой пятиугольник, который ассоциирован с завершением памятника в виде пятиконечной звезды. Петербуржцы неформально называют монумент «отверткой».
До революции на месте обелиска на площади Восстания (тогда — Знаменской площади) был установлен легендарный петербургский «бегемот» — памятник Александру III, ныне находящийся перед входом в Мраморный дворец.
ОБЕЛИСК РУМЯНЦЕВА
В 1798 году император Павел I своим указом выделил средства на сооружение монумента в честь побед генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского. Монумент, созданный по проекту В. Бренны, был первоначально установлен на Марсовом поле.
В XIX веке памятник было решено перенести. Его установили на плацу между зданиями Академии художеств и Кадетского корпуса (Меншиковский дворец), где учился сам Румянцев. В 1860-х годах памятник был окружен Румянцевским садом.
ОРУДИЙНАЯ ОГРАДА
Орудийная ограда — это самый первый памятник военной славе Санкт — Петербурга.
В начале XVII века шведами была основана крепость Ниеншанц. Она закрывала русским судам выход в Неву, и Петр I приказал русским войскам во главе с Шереметьевым овладеть крепостью. 1 мая 1703 года после сильной и продолжительной бомбардировки гарнизон крепости сдался. В дальнейшем укрепления были уничтожены, а на месте крепости Ниеншанц захоронены солдаты и офицеры, погибшие при осаде крепости. Над братской могилой был насыпан холм, и в центре его, по преданию, Петром I был посажен дубок. Вся насыпь была окружена оградой из шведских чугунных пушек, снятых с разрушенных укреплений. Так, в мае 1703 года возник первый памятник боевой славы в нашем городе. В XIX веке здесь находилась судоверфь. Позднее появилось предприятие «Петрозавод». Именно на его территории и находился памятник. В годы Великой Отечественной войны в механический цех завода попала немецкая бомба. Памятник сильно пострадал. После войны рабочие завода посадили в центре холма молодой дубок, а сам холм был обнесен шестью старинными орудиями, соединенными металлическими решетками. На памятнике закреплена памятная доска, отражающая его историю.
В 1998 г. мыс при впадении Охты в Неву был объявлен памятником археологии «Крепость Ниеншанц», а территория на правом берегу реки включена в охранную археологическую зону памятника «Центр города Ниен». В настоящее время данная территория находится на реконструкции.
ПАМЯТНИК «ЦАРЬ-ПЛОТНИК»
В июне 1910 года на Адмиралтейской набережной Санкт-Петербурга открыли памятник Петру Первому работы известного скульптора того времени Леопольда Адольфовича Бернштама.
В молодости Петр Великий изучал мастерство кораблестроения в голландском Заандаме. Именно этот момент из жизни царя и запечатлел автор изваяния. Интересно, что созданная скульпторам композиция была установлена в Санкт-Петербурге, а ее копия была подарена Голландии, где уже в 1911 году заняла свое место на центральной площади Заандама.
В Северной столице памятник простоял совсем недолго: в январе 1919 года молодая советская власть посчитала его «антихудожественным» и «уродливым» и отправила на переплавку. Но при этом сподвижники Октябрьской революции забыли о еще одной копии изваяния, которая находилась в Летнем саду. Правда, вскоре пришел и ее черед: постоянные нападки представителей «свободной прессы» и нелестные отзывы городских путеводителей, в одном из которых монумент охарактеризован как яркий образец «лживого идеализма», «мещанства» и даже «сюсюкающего патриотизма», не могли пройти бесследно — в 1934 году и этот монумент постигла плачевная участь предшественника.
[spoiler]Чем не угодил Царь-плотник большевистскому режиму, понять довольно сложно, однако благодаря голландцам, которые сохранили изваяние, нынешнее поколение может увидеть рукотворный образ Петра Первого работы скульптора Л. Бернштама. С копии, все эти годы благополучно стоявшей в городе Заандаме, была снята еще одна, которую в 90-е годы прошлого столетия доставили на родину. К трехсотлетнему юбилею Российского флота, 7 сентября 1996 года, после многолетнего перерыва, монумент наконец-то водрузили на его законное место на Адмиралтейской набережной.
На открытии памятника Петру Первому присутствовали высокопоставленные гости, среди которых был и наследник престола Нидерландов, принц Оранский. [/spoiler]
ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ III
Памятник Александру III был создан скульптором П.П. Трубецким в 1909 г. Памятник представляет собой конную скульптуру, изображающую императора верхом на мощном коне. Изваяние было отлито из бронзы. Примечательно, что фигуры императора и коня отливались на разных заводах, архитектор «усадил» фигуру Александра III в седло чуть позже при сборке монумента.
Памятник первоначально был установлен на Знаменской площади, ныне площадь Московского вокзала. В 1937 г. памятник был демонтирован и отправлен в запасники Русского музея, а на его месте установлен броневик «Враг капитала». В 1994 г. памятник установили в парадном дворе Мраморного дворца.
Отношение к памятнику всегда было довольно противоречивым: некоторые склонны видеть в образе царя на тяжеловесном коне символ мощи и стабильности государства, другие же усматривают прямую насмешку над мешковатостью фигуры императора и искренне удивляются необходимости именно такого памятника.
ПАМЯТНИК АННЕ АХМАТОВОЙ
Открыт памятник 2 сентября 1991 года. Скульптура и постамент сделаны из серого кованого гранита. На постаменте с лицевой стороны врезными тонированными знаками написано «Анна Ахматова».
Гранитная скульптура А. А. Ахматовой создана скульптором В. И. Трояновским в 1989 году, к столетию со дня рождения поэта. Статуя приобретена у автора руководством фирмы «Индэкс» и передана в дар гимназии № 209, перед зданием которой установлена.
Высота скульптуры — 2,5 м, высота постамента — 0,5 м.
ПАМЯТНИК БАРКЛАЮ-ДЕ-ТОЛЛИ
ПАМЯТНИК ГАВРЮШЕ
Памятник бродячей собаке Гаврюше появился во дворике дома на Малой Садовой в 1999 году. Создали ее скульптор В. А. Сиваков и архитектор Л. В. Домрачева. Идея установки этого необычного памятника принадлежит Петербургской Гильдии кузнецов и художников. Жители города называют эту скульптуру также памятником Доброй Собаке или памятником Нюше.
Считается, что Гаврюша — грамотный пес и умеет читать. Все стены двора, в котором установлен памятник, со временем оказались исписаны различными просьбами и желаниями. Тогда, чтобы сохранить чистоту окружающих домов, рядом был установлен почтовый ящик. Теперь у горожан появилось место, куда нужно было опускать записки, содержащие загаданное желание. Однако, многие не слишком дисциплинированные граждане продолжали писать на стенах, что вызывало недовольство жителей окрестных домов. В итоге, памятник был демонтирован и подвергнут реконструкции.
Впоследствии Гаврюша был перенесен, и с 2007 года по настоящее время он стоит напротив Института Кино и Телевидения на ул. Правды 13.
ПАМЯТНИК ГУЛЛИВЕРУ
ПАМЯТНИК ЕКАТЕРИНЕ II
Бронзовая фигура Екатерины ΙΙ держит в руках скипетр и лавровый венок, с плеч ниспадает складками горностаевая мантия, у ног лежит корона Российской империи. На груди виден орден святого Андрея Первозванного.
Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи. Фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский, государственный деятель Григорий Потемкин и полководец Александр Суворов обращены к Невскому проспекту; поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова — к Аничкову дворцу; князь Александр Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой — к Публичной библиотеке; полярный исследователь и флотоводец Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский — к фронтону Александринского театра. На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ 1873 год»
[spoiler]Памятник схож с памятником Тысячелетию России, находящимся в Великом Новгороде, так как оба они спроектированы Михаилом Микешиным. Нельзя не отметить и его сходство с памятником Екатерине II в Краснодаре — это была одна из последних работ скульптора.
Изначально памятник планировалось установить в Царском Селе, однако позже было решено воздвигнуть его в Петербурге перед Александринским театром. Между Александринским театром и памятником Екатерине II разбит сквер, который называют Екатерининским. События последних лет царствования Александра II — в частности, Русско-турецкая война 1877—1878 — помешали осуществлению замысла расширения мемориала Екатерининской эпохи. Д. И. Гримм разработал проект сооружения в сквере рядом с памятником Екатерине II бронзовых статуй и бюстов, изображающих деятелей славного царствования.[/spoiler]
ПАМЯТНИК ЗОЕ КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ В МОСКОВСКОМ ПАРКЕ ПОБЕДЫ
Памятник Герою Советского Союза Зое Космодемьянской был торжественно открыт в Ленинграде в 1951 году. Монумент состоит из бронзовой скульптуры, доски для текста, облицованной розовым гранитом, и кованого постамента.
Разработали памятник скульптор Матвей Манизер и архитектор Валериан Дмитриевич Кирхоглани. Работа над образом Зои началась в 1942 году, спустя год после ее гибели. Созданная мастером скульптура участвовала в художественной выставке, которая была посвящена Великой Отечественной войне и открылась в Москве к двадцатипятилетнему юбилею Октябрьской революции. На выставке этот памятник Зое Космодемьянской был отмечен Сталинской премией.
ПАМЯТНИК И. А. КРЫЛОВУ В ЛЕТНЕМ САДУ
В укромном уголке Летнего сада Петербурга расположился памятник поэту и баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. И. А. Крылов изображен сидящим на камне и держащим в руках перо и тетрадь, а на постаменте памятника — герои его басен. Как пишется в «Путеводителе по С.-Петербургу», фигура Крылова «жизненна и правдива». Это впечатление передает поэт И. А. Майков в стихотворении «Крылов»:
С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.
Впрочем, памятник вызывал не только добродушно-сентиментальные, но и язвительно-саркастические реакции современников. Например, известный поэт-сатирик Пётр Шумахер откликнулся на открытие памятника следующей эпиграммой:
Лукавый дедушка с гранитной высоты
Глядит, как ре́звятся вокруг него ребята,
И думает себе: «О милые ребята,
Какие ж, выросши, вы будете скоты!..»
ПАМЯТНИК К.Э. ЦИОЛКОВСКОМУ
В России возведено не так много памятников и памятных знаков, посвященных Циолковскому. Тем более интересен монумент, расположенный в Санкт-Петербурге – на углу набережной Обводного канала и улицы, носящей имя Константина Эдуардовича.
Открытие памятника состоялось в сентябре 2005 года. На нем присутствовала Елена Тимошенкова, правнучка Константина Эдуардовича.
Монумент изготовлен из единого гранитного массива, который был добыт под Выборгом. В настоящее время он является одним из самых внушительных гранитных памятников в городе. Его длина составляет 3,5 метра, а высота – 2,5 метра. В комплекс памятника также входит площадка с астрономическими знаками, выполненная из такого же гранитного массива.
ПАМЯТНИК КУТУЗОВУ
Идея установки памятников возникла еще у императора Александра I в 1818 году: он хотел, чтобы скульптор изобразил полководцев Кутузова в образе античных героев. Место для установки памятника было выбрано неслучайно: именно из Казанского собора 11 августа 1812 года Михаил Илларионович Кутузов, назначенный главнокомандующим, отправился к действующей армии. После смерти Кутузова в 1813 году его прах был погребен в Казанском соборе.
Памятник является важным этапом в развитии русской скульптуры, олицетворяя начало перехода от классицизма к реализму.
ПАМЯТНИК ЛОМОНОСОВУ
Место для открытия памятника было выбрано не случайно: Михаил Васильевич Ломоносов учился именно в этом учебном заведении, а спустя годы был назначен ректором. Торжественное открытие памятника состоялось 21 ноября 1986 года, в день 275-летия со дня рождения Михаила Васильевича.
Бронзовая фигура Ломоносова установлена на красный гранитный постамент. Высота памятника составляет 3 м. Монумент выполнен в классическом стиле.
ПАМЯТНИК МУМУ
Незаметная скульптура унылой собаки, застывшей у сапог своего хозяина — это памятник знаменитой Муму из произведения Ивана Сергеевича Тургенева, знакомого нам со школьной скамьи.
Создателем этого малоизвестного памятника является Арам Аревикян. С удивительной точностью скульптор изобразил бедное животное, которое преданно и беззаветно дожидается своего хозяина. По идее Аревикяна, Герасим в этот момент зашел в кафе, находящееся рядом, а пес остался охранять его сапоги и фартук. Памятник Муму появился в 2004 году — к 150 годовщине публикации произведения в журнале «Современник», о чем свидетельствует мемориальная доска на здании. Это скульптура не только собаке, но и всем животным, которым человек причинил боль и страдания.
Проникновенный памятник Муму — это символ верности, любви и преданности человеку. Иногда в сапоги проходящие люди кидают монетки. Во всяком случае этот трогательный чугунный памятник вряд ли оставит кого-то равнодушным зрителем, как рассказ «Му-му» трогал и трогает сердца.
ПАМЯТНИК НИКОЛАЮ I
Памятник российскому императору Николаю I, расположенный на Исаакиевской площади, был создан архитектором Огюстом Монферраном в 1856 году.
Уникальность памятника Николаю I состоит в том, что тяжёлый всадник имеет всего две точки опоры (задние копыта коня). Устойчивость монументу придают пуды дроби, засыпанные в круп коня, а так же металлические столбы под копытами задних ног коня, идущие сквозь пьедестал до его основания. Николай I изображён в парадном мундире, на его голове — каска с орлом. Пьедестал монумента украшают аллегорические фигуры Веры, Мудрости, Правосудия, Силы. Лица фигур имеют сходство с чертами жены и дочерей императора. Высота конной статуи 6 м, общая высота памятника 16,3 м. Открыт 25 июня 1859 г. Архитектор: О. Монферран, скульптор: П. Клодт
[spoiler]Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: восстание декабристов (1825), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по поводу составления первого свода законов (1832) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург — Москва (1851).
Памятник Николаю I установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником, обращён в ту же сторону — их разделяет только Исаакиевский собор. В петербургском фольклоре по этому поводу возникли соответствующие поговорки, например: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».
Обратите внимание на фонари, установленные около памятника, они считающиеся одними из самых красивых в городе.[/spoiler]
ПАМЯТНИК ОЛЬГЕ БЕРГГОЛЬЦ
ПАМЯТНИК ОСТАПУ БЕНДЕРУ
Памятник великому комбинатору Остапу Бендеру установлен 25 июля 2000 года— в «день рождения» Остапа. Изначально он был возведен при входе в ресторан «Золотой Остап», но ресторана уже нет, а Остап со своим стулом остался.
Открытие памятника приурочили к столетию Остапа Бендера, который, как уверяют знатоки, родился 25 июля 1900 года. По поводу места установки изваяния возникли неоднозначные мнения. Одни считают подобного рода объекты китчем, которому не место в исторической части города. Для большинства же Остап Бендер — популярный литературный герой, фигура которого украшает многие города. По этой причине они не возражают против появления этого героя в городской среде.
ПАМЯТНИК ПУШКИНУ
Памятник отлит из бронзы на ленинградском заводе «Монументскульптура». Его высота — более 4 м, а вместе с пьедесталом — 7 м 90 см. Пьедестал вырублен из красноватого гранита, добытого в Кар-Лахти под Ленинградом, основание — из кованого гранита. На лицевой стороне пьедестала высечена золотом надпись: «Александру Сергеевичу Пушкину».
После войны в 1947 году был объявлен новый Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Ленинграде. Первые три тура не выявили победителя. Скульптор Л. Д. Муравин и архитектор И. Каракис получили вторую премию. В 1949 году на IV открытый тур конкурса свой эскиз представил молодой тридцатидвухлетний скульптор Михаил Аникушин, недавний выпускник Академии художеств. В результате его эскиз был утвержден комиссией. Торжественная закладка памятника состоялась в 1949 году, в 150-ю годовщину со дня рождения поэта.
ПАМЯТНИК САХАРОВУ
Памятник академику Сахарову на площади, названной в его честь, был установлен в 2003 году.
Бронзовая фигура Сахарова установлена на большом гранитном валуне с информационной доской, высота которого составляет 1,9 метра. Высота скульптуры составляет 3,5 метра. Памятник создан скульптором Л. Лазаревым в дар городу при финансировании проекта частными лицами.
ПАМЯТНИК ТРЕЗИНИ
ПАМЯТНИК ЧЕЛОВЕКУ-НЕВИДИМКЕ
Пустой постамент, давно уже прозванный «памятником человеку-невидимке». Надпись краской, констатирующая собственно это, появляется на пьедестале регулярно. К этому привыкли настолько, что некоторые принимают дурачество за реальный памятник доктору Гриффину – герою романа Герберта Уэллса. Факт, что все это находится напротив психиатрической больницы только добавляет гротеска.
Конечно, надпись — это параллельная шутка, рожденная из городского мифа, но недовольные обилием малых скульптурных форм, вырастающих как грибы, вполне могут считать ее ироническим ответом.
[spoiler]Как вообще появился этот мистический пустой пьедестал и почему именно здесь? Еще в 1842 году Николай I утвердил мнение об учреждении постоянной больницы для чернорабочих. Но лечебное учреждение не имело своего адреса и размещалось в разных зданиях буквально по всему городу. Лишь в 1866 году у новой больницы, получившей название «Александровская больница для рабочего населения в память 19 февраля 1861 года», появились свои корпуса.
Строительство велось на личные средства императора Александра II. В благодарность перед зданием в 1892 году был установлен бюст императора по модели Николая Лаверецкого.
Памятник простоял до 1931 года, а после бюст демонтировали и отправили скорее всего на переплавку. Постамент же остался пустовать, родив миф о человеке-невидимке.[/spoiler]
ПАМЯТНИК БРАВОМУ СОЛДАТУ ШВЕЙКУ
Памятник бравому солдату Швейку находится в Санкт-Петербурге на Балканской площади у магазина «Патерсон». Солдат Швейк — персонаж сатирического романа «Похождения бравого солдата Швейка» чешского писателя Ярослава Гашека о жизни веселого, добродушного и талантливого солдата, который за маской простака скрывает авантюризм. Место для установки скульптуры выбрано неслучайно: именно от Балканской площадью начинается улица Ярослава Гашека.
Памятник Швейку изготовлен из бронзы известными петербургскими скульпторами А. С. Чаркиным и Д. Б. Пахомовым. Авторам удалось очень четко передать характер персонажа: задорная улыбка, взгляд с хитрецой и даже натертый туристами нос «на удачу» смотрится гармонично. Правой рукой он отдает честь, а левая с пивной кружкой спрятана за спину – как же не сфотографироваться с таким обаятельным озорником. Высота скульптуры соответствует реальному росту персонажа – 160 см. Открытие памятника солдату Швейку состоялось весной 11 апреля 2003 года, в юбилейный год для Петербурга и самого Я.Гашека, который, кстати, в нашем городе не бывал.
ПАМЯТНИК ВОДОВОЗУ
ПАМЯТНИК ВОИНАМ-СПОРТСМЕНАМ
Во дворе Национального Государственного университета Физической Культуры Спорта и Здоровья имени П.Ф. Лесгафта установлен мемориал памяти спортсменам-лесгафтевцам — участникам финской войны 1939-1940 годов и Великой Отечественной войны.
В стремительном броске лыжники-автоматчики спускаются с горы. Смертельно раненого бойца поддерживает на ходу его товарищ. Скульптурная композиция, авторами которой являются скульптор М.П. Щеглов и архитектор С.А. Ушаков, выполнена из меди и установлена на территории Академии 8 мая 1974 года.
Институт физической культуры имени П.Ф. Лесгафта — единственный гражданский ВУЗ страны, награждённый боевым Орденом — 16 апреля 1942 года Институту был вручен орден Красного Знамени. Но активное участие в боях лесгафтцы приняли еще в финскую войну
ПАМЯТНИК ГОРОДОВОМУ
На мраморном постаменте серого цвета стоит отлитая из бронзы двухметровая статуя городового, облаченного в полную парадную амуницию.
Первоначально памятник вызвал бурю эмоций у граждан города и был воспринят по-разному. Одни считали монумент напоминанием о бывшем «институте городовых», по словам других памятник напоминал о бесправии простых людей. На настоящий момент памятник не вызывает таких бурных политических эмоций, страсти вокруг него поутихли. Памятник вписался в городской интерьер и сейчас ничего кроме любопытства окружающих не вызывает. Он гордо стоит рядом с церковью Святой Екатерины, на пересечении, которое образует Шведский переулок и Малая Конюшенная улица.
ПАМЯТНИК ЖЕРТВАМ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
Памятник жертвам политических репрессий, установленный в 1995 году на набережной Робеспьера напротив тюрьмы «Кресты», трактует репрессии как неотъемлемое свойство тоталитарных режимов. Об этом напоминают цитаты на постаментах: стихи Гумилева, Ахматовой, Андреева, Заболоцкого, Бродского, тексты Солженицына, Лихачева, Галанскова, Буковского, факсимиле Валенберга. В основе памятника — скульптуры сфинксов, созданные в 1994 Михаилом Шемякиным. Их лица рассечены на «живую» и «мертвую» половины, причем последняя обращена в сторону «Крестов». Сфинксы установлены на постаменты, между которыми расположена стилизованная композиция «Тюремное окно».
Высота сфинксов — 1,40м, высота плинта — 0,17м, высота постаментов — 1,60м.
ПАМЯТНИК ЗАЙЦУ
ПАМЯТНИК КОНКЕ
Памятник поистине народному средству передвижения – конке – установили в 2004 г. напротив Василеостровской станции метро. Васильевский остров по праву считается исконно «трамвайным» центром Санкт-Петербурга, поскольку именно там было проложено самое большое количество маршрутов конки.
Памятник – двухэтажный вагончик конки – создали по образцу 1872-1878 гг. Детали пришлось восстанавливать по чертежам завода Путилова, которые были найдены в Центральном архиве. В вагончике разместили пункт продажи билетов на поезда и самолёты.
В 2005 г. памятник был дополнен новыми «персонажами» – скульптурами двух лошадей работы А. Зиякаева, выполненных из пластика и бетона. В 2009 г. появился и вагоновожатый-кучер работы скульптора И. Пентешина с соавторами. Одежда кучера включает в себя исторически достоверные детали: фуражка, надписи, бляха с номером 1, герб конно-железной дороги – все было воссоздано по историческим фотографиям, записям «Ленфильма» и по материалам архивов. Даже пуговицы кучерского сюртука, с гербом России, сделаны по слепкам с пуговиц оригинальной форменной одежды кучеров, сохранившихся на студии «Мосфильм».
ПАМЯТНИК КОРАБЛЮ «ПОЛТАВА»
В створе проспекта Чернышевского открыт памятник, посвященный первому русскому 54-пушечному парусному линейному кораблю четвертого ранга «Полтава».
Линейный корабль «Полтава» был символом морской славы России. Его строительство на Адмиралтейских верфях послужило началом создания сильного линейного российского флота. Петр Первый лично проектировал этот корабль и принимал активное участие в его постройке. Корабль получил имя в честь победы русских войск в Полтавской битве, с которой начался путь России как великой державы.
Над созданием скульптуры работал Александр Таратынов, знаменитый горожанам по миниатюрному городу в Александровском парке, а также архитектор Валерий Лукин.
ПАМЯТНИК КОТУ ЕЛИСЕЮ И КОШКЕ ВАСИЛИСЕ
Грозной опасностью для изможденных блокадников стали несметные полчища крыс, которые нападали на полуживых людей. Городские крысы, привыкшие питаться человеческими отходами, потеряли основной источник питания, так как люди не могли позволить себе выбросить даже крошку хлеба. Голодные крысы стали одним из страшных кошмаров блокадников: в поисках пищи они нападали на полуживых людей, а их миграционные потоки к зерновым элеваторам не удавалось остановить даже гусеницами танков.
Вскоре после прорыва блокады в Ленинград был направлен стратегический груз — 4 вагона дымчатых кошек из Ярославской области (дымчатые кошки считались лучшими крысоловами). Очевидцы рассказывали, что кошек расхватывали моментально, за ними выстраивались очереди. В январе 1944 года котенок в Ленинграде стоил 500 рублей, при том что килограмм хлеба тогда продавался с рук за 50 рублей. Как только блокада была снята, прошла еще одна кошачья мобилизация. На этот раз кошек набирали в Сибири специально для нужд Эрмитажа и других ленинградских дворцов и музеев: в Ленинград было направлено 5 тысяч омских, тюменских и иркутских котов, которые с честью справились со своей задачей — очистили Эрмитаж от грызунов.
25 января 2000 года в память об этих событиях на Малой Садовой улице была установлена фигурка Кота Елисея, которую подарил городу известный петербургский предприниматель Илья Ботка. Высота кота 33 см., весит он 25 кг.
[spoiler]Кот Елисей важно восседает на углу дома № 8, по Малой Садовой улице, наблюдая за прогуливающимися внизу людьми.
Но так как малосадовому Коту стало «скучно» в одиночестве потешать гуляющую по пешеходной улице публику, то питерский историк Сергей Лебедев предложил на карнизе одного из домов по той же Малой Садовой водрузить фигуру подруги Кота — кошки Василисы.
Илья Ботка, руководивший благоустроительными работами на Малой Садовой, вновь поддержал начинание.
Две скульптуры животных в натуральную величину вылепил и отлил из металла известный скульптор-анималист Владимир Петровичев. Архитектор Л. В. Домрачева.
1 апреля 2000 года на доме № 3 по Малой Садовой улице торжественно открыли вторую фигуру — кошка Василиса. Она расположилась на карнизе второго этажа дома № 3 по Малой Садовой. Маленькая и грациозная, слегка согнув переднюю лапу и подняв хвост, она кокетливо смотрит вверх.[/spoiler]
ПАМЯТНИК ПРОРУБИ
Каменная плита с женским профилем и надписью, символ стойкости и мужества ленинградцев, была открыта 21 января 2001 года — в шестидесятую годовщину прорыва блокады. Установлена она на набережной реки Фонтанки на спуске к воде напротив дома 21. Плита изготовлена из серого гранита. Скульптор — Борис Петров, архитектор — Станислав Одновалов. Памятный знак установили по инициативе главного художника Петербурга Ивана Уралова.
Здесь проходят торжественно-траурные церемонии: в воду опускают венки, на набережной зажигают «свечи памяти».
ПАМЯТНИК ПУШКАРЮ ВАСИЛИЮ
Одна из историй о происхождении названия Васильевского острова рассказывает, что во время строительства Петропавловской крепости, оконечность, называемую Стрелкой, необходимо было защитить от покушавшихся на нее шведов.
Тогда, возле входа в Неву, устроили артиллерийскую батарею, командовать которой поставили поручика Василия Корчмина.
Историки говорят, что, посылая свои распоряжения поручику, Петр Первый лаконично писал на них «Василию, на остров». Вот так, якобы, остров и получил название «Васильевский».
Образ этого бомбардирского поручика Василия и был взят за основу для создания памятника.
Авторы решили, что этот Василий, обеспечивающий безопасность острова, наиболее близок им по духу. Бомбардир изображен в момент отдыха, сидящий в расслабленной позе на стволе пушки, как на скамье.
Авторы памятника назвали своего Василия «духом и покровителем» острова. Торжественное открытие состоялось 24 мая 2003 года.
ПАМЯТНИК ФОНАРЩИКУ
Памятник фонарщику был установлен в 1998 году. Таким образом было решено почтить память всех представителей этой исчезнувшей профессии: она давно себя изжила, так как благодаря появлению электричества пропала всякая необходимость обслуживать освещение на улицах.
Памятник выполнен скульпторами Б.М. Сергеевым и О.Н. Панкратовой. Рядом с ним находится музей фонарей под открытым небом.
ПАМЯТНИК ФОТОГРАФУ
Бронзовый монумент на Малой Садовой улице в центре Санкт-Петербурга был установлен 25 января 2001 года. Памятник представляет собой 2,5-метровую фигуру фотографа, который готовится к съемке. Фотограф держит раскрытый зонтик, а под треногой, на которой установлен фотоаппарат, спрятался английский бульдог.
Место для элегантной скульптуры выбрано не случайно, именно на Малой Садовой, в доме № 3, с начала ХХ века и до 1930-х годов располагалось фотоателье знаменитой династии фотомастеров Булла. Их работы увековечили знаменитых политиков, учёных и художников, важнейшие события российской истории, шедевры Петербургской архитектуры (многие из которых уже утрачены и живут лишь на этих снимках).
ПАМЯТНИКУ ПЕТРУ I У МИХАЙЛОВСКОГО ЗАМКА
Перед главным входом в Михайловский замок в 1800 году по приказу императора Павла был установлен памятник Петру I работы скульптора Растрелли, отца великого Франческо Растрелли.
Первоначально памятник предполагалось поместить на площади перед зданием Двенадцати коллегий (то есть у восточного фасада нынешнего Университета, на Стрелке Васильевского острова). Но дочери Петра царице Елизавете статуя не понравилась, и несколько десятилетий она находилась в амбаре Литейного двора.
[spoiler]Петр изображен полководцем-триумфатором, властным и грозным. Он увенчан лавровым венком — символом славы. В правой руке — жезл полководца. Горностаевая мантия ниспадает на меч, на рукояти которого изображение льва. Вместо седла — покрывало, украшенное кистями. Конь выступает величаво и торжественно.
Четырехгранный постамент по проекту архитектора Ф. И. Волкова облицован мраморными плитами розового, зеленого и белого тонов. Постамент украшают бронзовые барельефы, запечатлевшие решающие битвы Северной войны: под Полтавой (1709 год) и на море у полуострова Гангут (1714 год). Эти барельефы созданы группой ваятелей под руководством М. И. Козловского.
На барельефе, изображающем битву под Полтавой, на первом плане — царь Петр. повернувшись к А. Д. Меншикову, шпагой указывает на отступающих шведов (которые, как писал Петр об этом сражении, «хребет свой показали»). В левой части барельефа—раненый король шведов Карл XII, которого на носилках уносят с поля боя. В небе парят гении победы, они трубят славу русскому воинству.
На другом барельефе — сражение у Гангута, полуострова, который сейчас именуется Ханко). Слева изображен Петр на флагманском корабле. Справа — русские моряки на борту плененного шведского корабля поднимают флаг России.
По приказу Павла I на постаменте сделана подпись «Прадеду правнук» и указан год установки монумента— «1800».[/spoiler]
ПАМЯТНЫЙ ЗНАК «СТРЕЛКА ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА»
ПЕТЕРБУРГСКИЙ АНГЕЛ
Как отметил автор скульптуры Роман Шустров, «Петербургский ангел» является собирательным образом стариков из моего ленинградского детства, носителей особенной душевной культуры и интеллигентности».
«Петербургский ангел» — одна из работ-победителей Симпозиума по городской скульптуре 2012.
ПЕТРОВСКИЕ ВОРОТА
Этот памятник — часть Петровской куртины Петропавловской крепости. Петровские ворота являются единственным подобным сооружением, сохранившимся в Санкт-Петербурге со времени Петра I.
Скульптурное убранство изначально включало еще семь статуй, из которых центральной была фигура апостола Петра с ключами. В 1941 году Петровские ворота были повреждены в результате артобстрела, но в 1951 году их реставрировали.
ПРИСТАНЬ СО СФИНКСАМИ НА СВЕРДЛОВСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ
РОСТРАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ
Ростральные колонны — архитектурные сооружения в центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова — были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей, то есть носами; это слово произошло от латинского rostra, множественное число от латинского же rostrum. Они олицетворяют мощь и величие морского флота государства и отсылают к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами поверженных (трофейных) вражеских кораблей. Статуи у подножия колонн выполнены скульпторами Ж. Камберленом и Ж. Тибом и символизируют великие реки России.
Открытие колонн состоялось в 1815 году. В XIX веке они выполняли функцию маяков порта северной столицы. Маяки зажигались ночью и в туман и служили до 1885 года. В 1896 году к колоннам подвели электричество. В 1957 году маяки стали освещать с помощью газа из соображений экономии. В наши дни маяки зажигают только по особым торжественным случаям.
СКУЛЬПТУРА «МИР И ИЗОБИЛИЕ»
Скульптурная группа выполнена по заказу Петра I в 1722 году венецианским скульптором Пьетро Бараттой и установлена перед северным фасадом одного из дворцов Петра I.
В центре – фигура юной женщины. В левой руке ее рог изобилия, а в правой – опрокинутый факел. Эта женщина символизирует Россию, а опрокинутый факел, которым она сжигает военные атрибуты – окончание войны. Крылатая Нике (богиня победы) держит в руке пальмовую ветвь – символ мира – и ногой попирает поверженного льва (символ Швеции). Львиная лапа лежит на картуше с латинской надписью: «Велик и тот, кто дает, и тот, кто принимает, но самый великий тот, кто и то, и другое совершить может».
СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА «ОКТЯБРЬ»
Скульптурная группа «Октябрь» выполнена скульптором А. Т. Матвеевым по заказу Совета Народных Комиссаров для московской юбилейной выставки художественных произведений «10 лет Октября». Сразу перевести группу в бронзу не удалось. После закрытия выставки гипсовая скульптура долго находилась под открытым небом. Со временем гипс начал разрушаться.
В 1934 году скульптура поступила в Государственный Русский музей. С этого гипсового оригинала и была выполнена бронзовая отливка группы «Октябрь» для установки перед зданием Большого концертного зала, сооруженного к 50-летней годовщине Октябрьской революции.
Высота скульптуры — 2 м, высота постамента — 1,1 м. Скульптурная группа выполнена из бронзы, а постамент — из серого гранита. Подпись на плинте скульптуры гласит: «Матвеев А. Т. / 1927 / Ленинград 1968 г.»
СФИНКСЫ ВО ДВОРЕ СТРОГАНОВСКОГО ДВОРЦА
В парадном дворе огромного дворца Строгановых стоит пара сфинксов, которых называют самыми первыми из появившихся в Санкт-Петербурге. Они выглядят более наивно и архаично, чем египетские патриархи, что неудивительно — это произведения неизвестного русского скульптора конца XVIII века, осваивавшего новую традицию.
В 1796 году сфинксы были установлены на пристани строгановской загородной усадьбы на Большой Невке. В то же время появились четыре сфинкса на даче канцлера Безбородко в Полюстрово (современная Свердловская набережная), утраченные, но воссозданные по образцу строгановских в 1950-х. В начале XX века сфинксов перенесли к бывшему парадному входу в Строгановский дворец.
СФИНКСЫ НА УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ
В 1831 году сфинксы были приобретены с одобрения Академии художеств и по решению императора Николая I русским путешественником А. Н. Муравьёвым.
В 1832 году сфинксы прибыли в Петербург. Первые два года они находились во дворе Академии художеств. Свое место на набережной сфинксы заняли в 1834 году.
ТАБЛИЧКА ПРО АРТОБСТРЕЛ
Надпись на табличке предостерегала в годы блокады: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!». Вполне возможно, что эта неброская надпись кому-то спасла жизнь.
Всего таких табличек в городе осталось четыре: на стенах дома № 14 по Невскому проспекту, дома № 61 по Лесному проспекту, дома № 7 по 22-й линии Васильевского острова и дома № 6 корпус 2 по улице Калинина. Во время блокады обстрел Ленинграда велся с южного направления, поэтому северо-восточные и северные стороны многих улиц были особенно опасны.
ТАНК-ПОБЕДИТЕЛЬ
Памятник установлен в 1951 году по предложению инженера-конструктора танка Ж. Я. Котина и по проекту архитектора В. А. Каменского.
Близ этого места в 1945 году была сооружена не сохранившаяся до нашего времени Триумфальная арка, у которой торжественно встречали войска, возвращавшиеся с фронта 8 июля 1945 года.
ЧИЖИК-ПЫЖИК
Установлено изваяние в 1994 году на реке Фонтанке рядом с 1-м Инженерным мостом, напротив дома № 6, где в 1835 году по инициативе принца Петра Ольденбургского было основано Императорское училище правоведения. Студенты училища носили мундиры жёлто-зеленого цвета, который напоминал оперение чижа, за что их прозвали «чижиками-пыжиками».
Автор памятника — Резо Габриадзе. Эта фигурка — один из самых маленьких памятников в Санкт-Петербурге: его высота всего 11 см, а вес — около 5 кг. За время существования памятника его несколько раз похищали, но каждый раз скульптура возвращалась на место.
Существует поверье, согласно которому, если загадать желание и попасть в Чижика-Пыжика монеткой, то желание обязательно сбудется.