МОНАСТЫРЬ ЧЕЛТЕР-МАРМАРА
Монастырь Челтер-Мармара — крупнейший из пещерных монастырей Крыма. Располагается в живописной Кара-Кобинской долине. Челтер-Мармара означает «мраморная решетка». Так же когда-то называлась и средневековая деревня, располагавшаяся на склоне горы. Присмотревшись внимательно, на тропинках можно и сейчас обнаружить обломки керамической посуды или черепичных крыш.
Издалека видно пять ярусов пещер в обрыве 40-метровой скалы. Снаружи монастырь оборудован системой деревянных лесенок, балкончиков и переходов между ярусами и отдельными входами в пещеры. Около пятидесяти пещер — четыре церкви, кельи, трапезные, подсобные помещения — сохранились в хорошем состоянии. Тридцать остальных — сильно разрушены. Некоторые из них недоступны, и попасть туда можно только со специальным оборудованием.
[spoiler]Однако сейчас пещерный монастырь Челтер-Мармара переживает свое возрождение. В еще недавно пустых гротах и пещерах поселились монахи, ведущие отшельническую жизнь. Они восстанавливают лестницы, утепляют кельи, ведут подсобное хозяйство. Братья используют вырубленные в скале древними монахами углубления для сбора воды и хранения зерна.
На втором ярусе монастырского комплекса расположены восемь самых больших пещер. Здесь находится и самый большой в Крыму пещерный храм площадью около 150 квадратных метров с алтарем, купелью и даже могилами. Он расположен в естественной, будто бы специально созданной природой, карстовой полости с несколькими каменными колоннами. Сейчас главный храм монастыря восстановлен, а иконостас обновлен по древнему подобию.
Третий ярус монастыря практически полностью был отведен под жилые кельи. На четвертом же были расположены сразу все виды помещений — и жилых, и культовых, и хозяйственных. Предполагается, что этот этаж занимал настоятель монастыря. У входа на пятый ярус расположена небольшая ниша, которая, скорее всего, служила часовней.
Живущие в расположенной в Челтер-Мармаре обители преподобного Саввы Освященного монахи уверены, что это место и сейчас является особо благодатным. Оно приносит умиротворение и отвлекает от мирской суеты. Духовная лечебница — так называют монастырь святые отцы — помогает очиститься от грехов и начать вести истинно христианскую жизнь.[/spoiler]
ВЛАДИМИРСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ХЕРСОНЕСЕ
Владимирский собор построен на месте старинной церкви. Как утверждают церковные предания и свидетельства историков, именно в ней после взятия Херсонеса (в русских летопиясх Корсуня), Великий князь Владимир Святославович принял крещение в 988 году в древнем античном городе. Этот момент, можно по праву считать началом Крещения Руси и началом Русской Церкви.
Русско-византийская война привела к женитьбе Владимира на византийской принцессе Анне и принятию православной веры. По свидетельству «Повести временных лет» летописца Нестора Крещение Великого Владимира состоялось «посреди града, где собираются корсунцы на торг».
В 1825 году главнокомандующий Черноморским флотом и портов вице-адмирал Алексей Самуилович Грейг подал императору Александру I докладную записку с инициативой строительства в Херсонесе храма в память крещения равноапостольного князя Владимира. Проведенные здесь в 1827 году археологические раскопки под руководством Карла Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, не оставили сомнений, что собор должен быть возведен над руинами святыни в центре древнего города.
[spoiler]Однако, после смерти императора Александра I замыслу не суждено было осуществиться. По решению нового царя Николая I, на месте для храма запланировали соорудить лишь памятник-обелиск, который также не построили.
Только после окончания Крымской войны, 2 июля 1859 года, следующий император Александр II утверждает проект строительства храма в византийском стиле академика архитектуры Давида Гримма.
23 августа 1891 года в присутствии Александра II и Марии Александровны осуществляется закладка собора в честь равноапостольного князя Владимира. В 1874-1876 годах при участии инженера-архитектора Максимилиана Арнольда строительство завершилось. К работам по убранству и росписи грандиозного по величине собора приложили руку итальянские мастера И. Сеппи и братья Баскарини. В храме появились иконы, написанные известными художниками В.И. Неффом, П.Т. Риссом, И.А. Майковым.
Главный престол верхнего храма освятили 17 октября 1891 года. В тяжелые годы после гражданской войны, в 1924 году в соборе провели последнюю службу, после чего он прекратил деятельность. В период Великой Отечественной войны храм сильно пострадал от бомб, надежды на его восстановление почти не оставалось.
Но в 1999 году началась реставрация Владимирского собора. В 2001 году состоялась церемония воздвижения и освящения креста, а в апреле 2004 года совершено Пасхальное богослужение в отреставрированном соборе.[/spoiler]
ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР
На вершине Центрального холма Севастополя возвышается собор Святого Равноапостольного князя Владимира.
После смерти в 1851 году адмирала М.П. Лазарева погребли в специально сооруженном склепе на месте будущего собора. Во время Крымской войны в склепе будущего храма рядом с учителем и сподвижником захоронили павших в бастионах Севастополя вице-адмирала В.А. Корнилова, контр-адмирала В.И. Истомина, адмирала П.С. Нахимова. В 1854 году здесь заложили Владимирский собор, архитектором которого первоначально стал К.А. Тон — автор храма Христа Спасителя в Москве.
К началу Первой обороны успели создать фундамент, работы по возведению собора возобновились лишь 1862 году. Для этого пригласили архитектора А.А. Авдеева, который переработал проект К.А. Тона на основе византийской архитектуры. В 1888 году завершено строительство верхней церкви собора.
В 1931 году здание передано Осоавиахиму, останки адмиралов не удалось сохранить.
В период Великой отечественной войны храм и усыпальница сильно пострадали.
Торжественное перезахоронение найденных останков состоялось в 1992 году.
ЖЕНСКИЙ СКИТ В ЧЕСТЬ КОРСУНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА САПУН-ГОРЕ
«Корсунская» икона Богородицы, согласно преданию, была написана евангелистом Лукой. В 988 году князь Владимир перенес ее из Корсуни в Киев. Отсюда образ был перенесен в Новгород, а потом в Москву, где и находится в настоящее время в Успенском соборе. Есть и другие сведения, согласно которым икона эта была принесена в Россию в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия — Предиславой, в монашестве Евфросинией.
Святая Евфросиния, отличавшаяся высокой подвижнической жизнью, основала в Полоцке женскую обитель и выстроила в ней каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса. Когда обитель возросла, княгиня построила еще одну церковь — в честь Пресвятой Богородицы — и пожелала украсить ее древнейшим образом Богоматери, написанным святым евангелистом Лукой. Она послала своего слугу с богатыми дарами к греческому императору Мануилу Комнену и патриарху Луке, и те исполнили благочестивое желание Евфросинии и вручили слуге икону Богородицы, бывшую тогда в Ефесе. Княгиня украсила образ золотом, серебром и драгоценными камнями, и в 1173 году поставила его в храме Богоматери. Здесь икона находилась более 60 лет, источая чудесные знамения и исцеления. В 1239 году князь Александр Невский вступил в брак с дочерью Полоцкого князя Брячислава в городе Торопце. Княжна взяла с собой из Полоцка икону Богоматери и поставила ее в Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ находился под именем Корсунского много веков. На обратной стороне Корсунской иконы находится изображение святителя Николая Чудотворца.
[spoiler]23 августа 2008 года вокруг храма случился пожар. Огонь подступил к строениям скита с трех сторон, начал тлеть сестринский корпус, на храме стали плавиться пластиковые водосточные трубы. Послушницы скита обратились к Богу. С иконой Неопалимая купина в руках они, задыхаясь, совершали крестный ход вокруг храма, по существу, в огне. Вокруг здания образовался молитвенный заслон. Пламя остановилось у временных, не отличающихся прочностью стен обители. Оно не перебросилось на соседние участки леса и на расположенные рядом дома дачного поселка.
Пожар уничтожил часть леса на склоне горы, закрывавшего скит от взгляда проезжающих по шоссе в автомобилях. Теперь купола храма радостно поблескивают в ясную погоду.
Те же, кто добрался до скита, могут полюбоваться прекрасным видом, открывающимся на виноградники, поля и склоны Сапун-горы, прогуляться по хвойному лесу. [/spoiler]
ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОИНСКОЕ КЛАДБИЩЕ
Итальянское (Сардинское) воинское кладбище – кладбище времен Первой обороны Севастополя. В период Крымской войны на стороне союзников выступило Сардинское королевство. Пятнадцатитысячный сардинский корпус под командованием маркиза генерал-лейтенанта Альфонса Ла-Мармора принял участие в боевых действиях 6 июня 1855 года, при штурме союзниками севастопольских укреплений, затем в Чернореченском сражении.
В период осады сардинцы потеряли 2 194 человека, но только 28 из них убитыми. Намного страшнее боевых действий стали болезни. Хоронили умерших в близлежащих деревнях, однако в 1882 году итальянцы перезахоронили своих соотечественников на горе Гасфорта, на вершине которой по проекту итальянского инженера Герардини построили часовню. К сожалению, в период второй обороны Севастополя, некрополь и часовня были разрушены в результате активных боевых действий, хотя до сих пор их место можно определить.
ОТПЕЧАТОК СТОПЫ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО
Отчетливо сохранившийся отпечаток стопы, вдавленной в камень, находится прямо на камнях у морского побережья на территории музея-заповедника Херсонес и считается следом ноги святого апостола Андрея Первозванного. Упоминание об отпечатке стопы святого содержится в летописи XVI века — «Степенной книге», которая была составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем, будущим митрополитом Афанасием.
Согласно церковным источникам и «Степенной книге», апостол Андрей беседовал с людьми об учении Христа, стоя на камне у берега моря, и неожиданно камень стал мягким, как воск, и ступни святого отпечатались на нем. После этого чуда многие уверовали в учение Иисуса Христа. Люди прикасались к этим отпечаткам и получали духовное и физическое исцеление. После покорения Крыма татарами Херсонес был заброшен и святыни забыты.
ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ ШУЛДАН
Находится пещерный монастырь Шулдан на севере от села Терновка Балаклавского района Севастополя. В состав монастыря входят два пещерных храма и 20 сопутствующих помещений, раскинувшихся на двух ярусах.
Наиболее интересные памятники Шулдана — две вырубленные в скале церкви. Главный храм располагается на первом уровне и представляет собой вытянутое помещение прямоугольной формы. Его размеры: длина 7 метров, ширина 3,3 метра, высота 3,65 метра. Алтарь имеет форму подковы. В древние времена стены храма украшали фрески, которые к настоящему времени утрачены. В северной части церкви к ней примыкает небольшая часовня, имеющая неправильную форму, а на юге находится прямоугольное с закруглениями место для совершения таинства крещения.
[spoiler]Восточный вход в пещерный монастырь Шулдан располагается на втором уровне, где находится вторая церковь. Она имеет неправильную форму (длина 9,5 метра, ширина 4,7 метра, высота 1,9 метра).
Монастырь могут посетить не только паломники, которые имеют возможность переночевать в предоставляемых гостевых кельях, но и многочисленные туристы.
Плато Шулдана украшает недавно возведенная башня-часовня. Ее сверкающий в лучах солнца купол хорошо видно с автомобильной дороги. Монастырь и плато соединяет сооруженная монахами лестница. В башне можно взойти на смотровую площадку, с которой видна чудесная панорама примыкающей долины.[/spoiler]
ПОКРОВСКИЙ СОБОР
Сооружение пятикупольного базиликового типа собора в псевдорусском стиле началось в 1892 году под руководством и по проекту архитектора В.А. Фельдмана. В 1905 году он был освящен. В подвальном помещении собора расположен склеп, где в 1917 году находились останки руководителей восстания 1905 года на Черноморском флоте.
Закрытый большевиками собор проводил службы в период оккупации города, хоть и сильно пострадал. Трудами настоятеля Севастопольского Покровского собора Иоганна Крашановского храм восстановили и освятили в 1948 году, до 1962 года в нём проводились богослужения. Позже в соборе разместили спортзал и городской архив. Только в 1994 году все его здание передали общине верующих.
СВЯТО-ГЕОРГИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Существует легенда о греческих мореплавателях, которые попали в бурю, их корабль несло на скалы на неминуемую гибель. Тогда они вознесли руки к небу и стали молиться своему покровителю – Святому Георгию Победоносцу. И случилось чудо: Святой Георгий явился, и буря стихла.
В благодарность за спасения на скале в виде маленького острова, где произошло святое Явление, установили семиметровый металлический крест, а на берегу основали Георгиевский монастырь. От монастыря к Яшмовому пляжу ведут 800 ступеней.
Монастырь, будучи одним из немногих христианских обителей на полуострове, существовал как при генуэзцах, так и во времена Крымского ханства.
[spoiler]В 1820 году Севастополь посетил Александр Сергеевич Пушкин. Поблизости Свято-Георгиевского монастыря открыта беседка-ротонда с памятной доской, посвященной этому событию. В разное время монастырь посещали императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II с императрицей Александрой Федоровной, а также такие представители русской интеллигенции: А. Чехов, А. Грибоедов, И. Бунин, И. Айвазовский, А. Островский.
В период Крымской войны здания монастыря занимали союзные войска, однако, но здание сохранилось.
После празднования тысячелетнего юбилея в 1891 году принято решение обустроить территорию монастыря: отремонтированы здания, проложена 640-метровая лестница к монастырю и к берегу моря.
29 ноября 1929 года Георгиевский Балаклавский монастырь ликвидирован советской властью и передан курортному тресту. В советское время находился на территории военной части.
Возрождение Свято-Георгиевского монастыря началось в 1991 году, ко дню его 1100-летия, когда трудами благочинного Георгия Полякова на скале установили взамен утраченного семиметровый крест.[/spoiler]
СВЯТО-КЛИМЕНТОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
На правом берегу речки Черной в вырубленных в скалах Инкермана пещерах находится Свято-Климентовский мужской монастырь. Ранее эти культовые помещения использовались жителями крепости Каламита, возведенной в 1427 году князем Алексеем — правителем княжества Феодоро, на месте еще более древних укреплений Загайтанской стены.
По преданию, основание монастыря связано с именем святого Климента — 4-го Папы Римского 92–101 года, сосланного за проповедь христианства императором Траяном в каменоломни в окрестностях Херсонеса и претерпевшего здесь в 101 году мученическую кончину.
По мнению исследователей, вырубленную в скале базилику главного храма монастыря Святого Климента построили в период от VIII до XV века. Рядом находятся еще две пещерные церкви: во имя Святого Апостола Андрея Первозванного и Святого Мартина Исповедника.
[spoiler]После захвата в 1475 году крепости турками монастырь постепенно пришел в упадок. Возрождаться обитель начала лишь после присоединения Крыма к России в 1783 году. Инкерманская киновия открылась вновь в 1850 году, и просуществовала здесь до 1926 года, когда советская власть ее упразднила. 15 декабря 1931 года прекратили существование и древние пещерные храмы.
Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-й Чапаевской дивизии Приморской армии, которая в июне 1942 года на Инкерманских высотах сдерживала врага, рвавшегося к Севастополю.
Спустя 60 лет после закрытия монастырь возобновил богослужения трудами настоятеля архимандрита Августина, братии и мирян. Началось постепенное возрождение монастыря и восстановление храмов. Из Киева была передана частица мощей святого священномученика Климента, которые по сей день хранятся в Свято-Климентовском храме.[/spoiler]
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО)
Не так давно на территории Первой городской больницы имени Н.И. Пирогова возник храм, освященный в честь выдающегося врача-хирурга и духовного деятеля Архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого).
Именно Святитель Лука стал покровителем Первой городской больницы, так как к нему обращались и обращаются тысячи и тысячи людей, совершаются чудеса, какие физическими законами сложно, а порой и невозможно описать и понять. Этот человек был знаменитым хирургом, ученым, автором трудов по анестезиологии, доктором медицинских наук, профессором; духовным писателем, доктором богословия и лауреатом Сталинской премии первой степени (1946) в одном лице.
Севастопольский храм Святителя Луки представляет собой небольшой каменный храм, сооруженный в 2012 году в виде четверика, увенчанного куполом и четырьмя малыми главками, с алтарем и притвором. Это первая церковь в современном Севастополе, которая была построена на территории лечебного учреждения.
СОБОР ПЕТРА И ПАВЛА
Собор Петра и Павла, расположенный на Центральном городском холме, абсолютно не похож на традиционные православные храмы. Его создали в стиле древнегреческого храма Тезея в Афинах.
В 40-е годы XIX века, когда Джон Уптон проектировал планировку городского холма Севастополя, у адмирала М.П. Лазарев возникла идея построить здесь храм в древнегреческом стиле. Его возведение началось здесь в 1839 году по проекту инженера-подпоручика морской строительной части В.А. Рулева на месте старой обветшалой деревянной церкви постройки 1792 года.
Освящение церкви тожественно осуществилось 5 сентября 1845 года, спустя год после окончания строительства.
У входа в храм установили в натуральную величину статуи Петра и Павла итальянского мастера Фердинанда Пеличчио. Это были копии статуй известного скульптора Торвальдсена, созданные в Италии для города Каррары.
[spoiler]В период Крымской войны здесь велись богослужения практически до конца Обороны, но в итоге бомбардировок здание сильно пострадало. Восстановительные работы храма начались только в 1889 году на средства меценатов.
После падения династии Романовых в 1917 году храм работал и был закрыт только в 1931 году. Вторую мировую войну он перенес без значительных повреждений. До войны здесь размещался архив, с 1946 г. по 1957 г. в нем шли спектакли театра имени Луначарского, а затем расположился Городской дом культуры. В настоящее время здание храма передано общине.[/spoiler]
СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ ПРП. ПАИСИЯ ВЕЛИЧКОВСКОГО В МОРОЗОВКЕ
Особо почитаемая обитель в честь святого старца Паисия Величковского, где хранится частица его честных мощей, находится в селе Морозовка. В обители стоит часовня в честь святителя Нектария митрополита Пентапольского, Эгинского чудотворца, целителя раковых заболеваний. В монастырском храме хранятся великие святыни: более 700 частиц мощей угодников Божиих и чудотворная икона Богородицы скоропослушницы.
История монастыря началась в год 2000-летия от Рождества Христова, в день праздника будущей обители была подарена земля, на которой началось строительство храма и монастырских зданий. Во время пеших разведывательных экспедиций, совершаемых братией по склонам Монашеской Балки, были обнаружены пещеры древних подвижников и фундаменты с кладбищем женского монастыря, с разграбленными и оскверненными черными археологами могилами монахинь. Останки этих неизвестных подвижниц были собраны братией и захоронены на территории монастыря под большим деревянным крестом.
[spoiler]В 2010 году монастырь решением Священного Синода Украинской Православной Церкви получил статус ставропигиального. Монастырь развивается как одна из обителей, настоятелем которой является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины. В обители несут свой монашеский подвиг немногочисленная братия, возглавляет монастырь наместник — архимандрит Гавриил (Анисимов).
У обители есть подворье Вознесения Господня в селе Гончарное Балаклавского района, где несут послушание трое человек братии.
Дорога к монастырю проходит через лес, извиваясь серпантином по склону, подъем сменяется кратковременным спуском, за которым опять следует подъем. Вокруг лес, основную дорогу пересекают другие дорожки, теряющиеся в чаще. Но не следует сворачивать на них — это лишь просеки, которые размежевывают лес на делянки.
В этих местах очень любят проводить время жители и гости Севастополя. Гуляя по лесу, они приходят в обитель. Колокольня храма, как духовный маяк, притягивает к себе путника, порой сбившегося с пути, где каждый может найти для себя и кров, и утешение, и Божественную благодать.[/spoiler]
ХРАМ ВЛАХЕРНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА НЕКРОПОЛЕ СВЯТЫХ
Храм Влахернской иконы Божией матери на Некрополе святых близ Херсонеса в Карантинной балке является одним из древнейших христианских храмов на территории Российской Федерации. Некрополь святых — это место первого погребения папы Римского Мартина, а также место обнаружения византийской мозаики, и, по мнению ряда историков, место крещения дружины князя Владимира.
Первоначально храм представлял центрический тип (с так называемым центральным алтарем) — в плане крестообразный. Его особенность заключается в отсутствии восточной апсиды и наличии четырех входов на торцовых стенах ветвей креста. Позже он перестраивается в обычный храм, а полы покрываются мозаикой. В центре мозаичной композиции — символика Таинства Причастия: канфар (чаша) с двумя павлинами, из канфара произрастают две виноградные лозы, на которых сидят голуби. Вся остальная площадь заполнена медальонами с изображениями птиц, плодов, цветущих веток, «заимствованных из царств растительного и животного». После снятия мозаичного пола под ним открылись остатки (алтарная часть) небольшого по размерам, более раннего храма, основанного, вероятно, в V–VI веках. В 1953 году мозаичные полы были сняты и перенесены в Херсонесский музей (в интересах сохранности). В 1972–1973 годы они размещены в музейном дворике музея-заповедника «Херсонес Таврический».
Храм находится в полукилометре от входа в заповедник «Херсонес Таврический» и является частью предположительно перестроенного в VI веке мавзолея. Церковь окружали жилые постройки, комплекс был обнесен оборонительной стеной с башней и осадным колодцем.
Предположительно в некрополе, рядом с которым появилась Влахернская церковь, были захоронены трое из семи священномучеников херсонесских — Агафодор, Евгений и Елпидий.
ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Вновь построенный храм Вознесения Господня на Северной стороне Севастополя представляет собой пропорционально уменьшенную копию ранее существовавшей церкви, воздвигнутой в память успешной эвакуации русских войск в мае 1855 года, когда последние защитники города покинули бастионы и перешли через Ахтиарскую бухту по понтонному мосту без единой потери . Очень важный момент в истории не только Российской державы, но и в мировой истории.
Вот как историки описывают отход из Севастополя.
Русские войска, последовательно взрывая все укрепления, шли к переправе. Они шли молча. «Трудно описать, что происходило в эти мгновения в душе защитников Севастополя… Испытываемые чувства невольно вырывались наружу, у многих навертывались на глаза слезы. Другие, в особенности старики-матросы, рыдали, как дети… Ядра и бомбы то и дело падали в воду по обе стороны переправы… Погода стояла тихая; на небе светились звезды, меркнувшие перед ярким пламенем горевших зданий и укреплений и перед не менее ярким блеском светящихся ядер, пронизывавших небесный свод по разным направлениям… Тихо, без шума и толкотни шла вся эта масса: до того сильно было впечатление переживаемого. Как много величественного и поражающего своим внутренним трагизмом было в этой картине!» — вспоминает очевидец и участник. Тем не менее эвакуация русских войск прошла успешно: на мосту не было потеряно ни одного солдата, а переход большого количества людей остался незамеченным неприятелем. Л.Н. Толстой, который был участником обороны Севастополя, в своих «Севастопольских рассказах» пишет о переправе так: «Выходя на ту сторону моста, почти каждый солдат снимал шапку и крестился», то есть каждый на себе ощутил Божью помощь и покров Царицы Небесной. Здесь же по благочестивой традиции наших предков был отслужен благодарственный молебен.
[spoiler]На данный момент общая высота храма в византийском стиле достигает 14 метров. Внешние его фасады — плод удачно скомпонованных декоративных элементов, в числе которых сдвоенные арочные окна и рустовка стен, купольные крыши, кованный ажур дверей и акцентов в виде барельефов мальтийского креста.
Внешний вид церкви восстанавливали по двум сохранившимся фотографиям, а также на основе свидетельств старожилов. Кроме того, у жителей Северной стороны сохранилась икона Богородицы Иерусалимской, которая некогда была в храме. Существует легенда о наличии тайных подземных ходов между севастопольскими церквями. Согласно преданию, один из них связывал храм со Свято-Никольским некрополем, а по другому ходу можно было добраться до Владимирского собора на городском холме. Внутри храма продолжаются работы по росписи стен. [/spoiler]
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В КАМЫШОВОЙ БУХТЕ
Строительство храма началось в 2003 году. Первый камень в основание храма Святителя Николая был заложен митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем 25 декабря. ;Параллельно со строительством храма строилась воскресная школа, где с 2007 года стали проводиться богослужения во временно обустроенном помещении.
При храме работает библиотека, ведутся занятия в воскресной школе для детей, функционирует музыкальная студия и студия прикладного искусства, где дети учатся рисовать и лепить из глины. Ежемесячно издается церковно-приходская газета «Пилигрим». Действует общество милосердия, при обществе милосердия создана патронажная служба. Также при храме работает «Центр социальной реабилитации детей-инвалидов».
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА НА БРАТСКОМ КЛАДБИЩЕ
Храм Святителя Николая Чудотворца на Братском кладбище построен на народные пожертвования в честь защитников Севастополя, погибших во время Крымской войны 1854–1855 годов. Архитектор А.А. Авдеев удостоен за эту работу звания академика Императорской академии художеств. Храм заложен в 1857 году, освящен в 1870 году.
Храм в форме усеченной пирамиды венчает массивный крест, выполненный из полированного диорита. Высота пирамиды — 27 метров. На наружных гранях установлены мраморные доски, на которых перечислены полки, принимавшие участие в обороне города, время их прибытия, численный состав и количество погибших в боях. Изнутри на стенах укреплены 38 плит с именами 943 погибших офицеров. В годы Второй мировой войны была разрушена верхняя часть храма, рухнул и раскололся крест. Восстановление начато в 1968 году. С 1989 года в храме возобновлено богослужение.
ХРАМ ВО ИМЯ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»
Храм во имя иконы Богородицы «Всех скорбящих радость» расположен непосредственно возле проходной завода рядом с троллейбусной остановкой. Небольшой с виду, довольно вместительный внутри.
Икона Богородицы «Всех Скорбящих Радость» — одна из самых популярных и широко почитаемых в императорской России чудотворных икон Богоматери.
В XVIII–XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России.
С 1 января 2012 года после ремонта возобновились богослужения в храме. Храм открыт для посещения ежедневно с 11:00 до 18:00.
ХРАМ ВО ИМЯ СВ. ФЕОДОСИЯ ЧЕРНИГОВСКОГО
В конце ХIХ века Севастополь, активно возрождавшийся после Крымской войны, являлся самым крупным и наиболее развитым в промышленном отношении городом Таврической губернии. Для строительства и обслуживания железной дороги, трамвайного депо, военного порта, его мастерских и других военных и промышленных объектов привлекались выходцы из крестьян многих российских губерний. В основном они селились в районе Корабельной стороны. Приток населения и отсутствие православных церквей в этом районе привели к массовому развитию сектантского движения. В 1899 году Таврический епархиальный миссионерский съезд духовенства принял решение о постройке в кратчайший срок церкви. Было выбрано место близ вокзала.
Трагической оказалась судьба Феодосиевской церкви после октября 1917 года. Было принято решение о ее закрытии.
К сожалению, потомкам практически ничего не осталось от церкви, некогда встречавшей и провожавшей малиновым звоном поезда у станции Севастополь.
10 июля 2004 года рядом с местом, где прежде стоял храм, заложена часовня в честь Св. Феодосия Черниговского.
ХРАМ СВЯТЫХ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ
История Храма святых Двенадцати Апостолов в Балаклаве уходит далеко в глубь веков, сквозь генуэзскую эпоху восходит к византийской. Этот памятник архитектуры XVIII века считается одним из самых ранних православных храмов на территории полуострова.
Церковь была построена и освящена во имя Двенадцати Апостолов в 1375 году. Об этом свидетельствует вмонтированный в стену камень. Надпись на нем гласила: «1357, в день сентября, начата эта постройка во время управления скромного мужа Симоно дель Орте, консула и кастеляна». Речь в данном случае идет об одном из первых консулов генуэзской крепости Чембало. Существует версия, что Симоно дель Орте строил храм на фундаменте византийского храма VI века. Каменное здание на этом месте построили намного позже, в 1794 году. Однако, в период Крымской войны оно сильно пострадало от рук англо-французских союзников, и восстановлено силами прихожан лишь в 1875 году.
С приходом советской власти православный храм закрыли. Службы проходили здесь во время Великой Отечественной войны, после в здании располагался клуб Осоавиахима и Дом Пионеров.
Восстановительные работы в полуразрушенном здании начал архимандрит Августин в 90-е годы. Сегодня церковь стала подворьем Инкерманского Свято-Климентовского монастыря.
ХРАМ-ЧАСОВНЯ ВО ИМЯ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА
Храм-часовня, расположенный на Сапун-горе, относится к современным постройкам. В продолжение многовековой традиции сооружать церкви на местах крупных сражений храм-часовня был заложен 19 января 1995 года в память погибших во время обороны 1941–1942 годов и при освобождении города в 1944 году.
Именно здесь происходили наиболее кровопролитные бои. Сапун-гора — место героической славы защитников города, поэтому ранее тут построили обелиск Славы и зажгли Вечный огонь. Еще в 1959 году была создана диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года».
Часовня имеет форму усеченного конуса, на вершине которого находится фигура ангела с крестом. Над входом расположена мозаичная икона с изображением святого великомученика Георгия Победоносца, внутри храма — писаная икона, автором которой стал Г.Я. Брусенцов, заслуженный художник Украины.
Освящение храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца состоялось 7 апреля 1995 года. Сегодня тут регулярно совершаются службы во имя спасения душ всех воинов, погибших за Севастополь.
ЦЕРКОВЬ С ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ ПРИ СЕВАСТОПОЛЬСКОМ РОДДОМЕ
Храм при городском родильном доме Севастополя был создан по благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря и по инициативе главного врача роддома. Помощь в устройстве церкви оказал председатель Севастопольского отделения Общества православных врачей Крыма иерей Вячеслав Кулагин, известный многим севастопольцам как врач-хирург высшей категории.
Регулярные богослужения здесь могут посещать все желающие.
3 октября Святая Православная Церковь чтит редкую икону Божией Матери, именуемую «Блаженное Чрево. В родах Помощница». Перед этой иконой особо молятся будущие матери, носящие в своем чреве малыша, испрашивая помощи Богородицы при родах, возрастании, укреплении и воспитании ребенка, а также бездетные семейные пары. Неудивительно, что храм в честь этой иконы был основан при севастопольском родильном доме №1 (Стрелецкая бухта).
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА
Одним из первых с момента основания в Севастополе зданий – церковь во имя святого Николая Чудотворца, а в последствии – Севастопольский Адмиралтейский собор, к середине XIX века уже изрядно обветшал и требовал перестройки.
В 1848 году по инициативе контр-адмирала Г.И. Рогули, с разрешения Главного Командира Черноморского флота и портов М.П. Лазарева, началась перестройка одной из прилегающих к церкви часовен по чертежу инженера штабс-капитана Рулева. В конце 1849 года одну из часовен перестроили в придельную церковь святого Архистратига Михаила.
В первую оборону Севастополя здесь отпевали славных адмиралов: В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова. В период оккупации союзными войсками французы проводили в храме католические службы.
К 50-летию на центральном фасаде Церкви святого Архистратига Михаила установлены мемориальные доски с перечислением частей войск гарнизона, принимавших участие в обороне 1954-1955 годов.
Позже в разное время здесь размещались читальня, Дом санитарного просвещения. А с 1968 года – 7-й зал музея Черноморского флота Российской Федерации.
ЧИЛТЕР
ЧУДОТВОРНЫЙ ИСТОЧНИК ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
Крымские горы сочатся родниками, питающими Альму, Качу, Чёрную речку, Салгир… Многие источники носят собственные имена, часто они посвящаются святым. Недалеко от Севастополя, в селе Оборонном, есть такой источник, названный в честь святого Иоанна Крестителя.
Источник почитается как один из самых святых источников Крымского полуострова. В 1848 году над источником была построена церковь святого Иоанна Предтечи с прекрасной фреской, изображающей библейский сюжет усекновения главы Крестителя. Есть возможность набрать святой воды. Рядом с источником построена купель, в ней можно искупаться.
По преданию, чудотворный источник Иоанна Крестителя забил из земли несколько сотен лет назад в День Усекновения главы Иоанна Предтечи. Согласно народным верованиям, Иоанн Креститель исцеляет от болезней головы; в заговорах и молитвах к нему обращаются с просьбой об избавлении от нечистой силы порчи, золотухи, родимчика у детей, гнева начальства.
Самый посещаемый день — 11 сентября, день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
ШУЛДАН