СВЯТОЙ ИСТОЧНИК «МАЛАЯ РОДИНА»
Святой источник расположен у автодороги Выгоничи—Лопушь—Трубчевск, ранее он был известен как «Гремучий колодец», так как по рассказам старожилов, прежде шум воды был слышен за версту.
У этого колодца путешественники имеют обыкновение останавливаться для отдыха и прохлаждения ключевой водой. Местные жители верят в то, что вода родника целебна. Источник оборудован закрытой купальней.
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК «ПЛОЩАНСКИЙ КОЛОДЕЗЬ»
«Площанский колодезь» — самый древний источник Брасовского района. Он расположен у подножия Плоской горы, рядом с озером и Площанской Пустынью, получившими от него свое название. Известен он своей чудотворной водой, вот уже почти 600 лет дающей здравие и исцеление страждущим людям. С древнейших времен перед ним стояла деревянная часовня, посвященная святителю Николаю Чудотворцу. По преданию, здесь находился в древности Николаевский монастырь.
В начале XIX века к источнику с часовней была построена крытая деревянная галерея, чтобы все желающие могли беспрепятственно подойти к часовне в любую погоду.
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК БЛИЗ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО
Дата возникновения источника неизвестна, но почитаться он стал после того, как умывшись водой из этого источника, исцелилась от слепоты дочь карачевского купца. В знак благодарности купец построил на свои средства часовню и купель на источнике. До октябрьского переворота 1917 года ежегодно совершались крестные ходы из храма Воскресения Словущего к источнику.
После революции часовня и купель были разрушены, но верующие люди продолжали посещать источник и поддерживать чистоту на месте, где били ключи. В 2003 году, по просьбе жителей поселка Рясники и города Карачева, а также по инициативе местных властей, на источнике была построена купель и колодец с кровлей.
ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Кирпичная трехпрестольная церковь построена в стиле ампир между 1810 и 1830 годами на средства прихожан вместо прежней деревянной Иоакима и Анны. Имела Введенский и Якиманский приделы.
Закрыта в 1937 году, использовалась под склады и клуб, завершающие части снесены.
Возобновлена и отремонтирована в начале 2000 годов, утраченные завершения заменены шатрами с миниатюрными луковичными главками. С 2007 имела статус Архиерейского подворья, затем передана Трубчевскому благочинию. Освящена Великим чином 29 сентября 2012 года.
ВОСКРЕСЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Воскресенская церковь – это церковь некогда бывшего Воскресенского мужского монастыря, или Тихоновой пустыни, существовавшего здесь с XVI столетия.
В начале 1990-х годов храм был отреставрирован. Приходское богослужение в нем возобновилось с 1998 года. По-прежнему здесь почитается память Преподобного Тихона, вновь написана его икона — вместо древней, утраченной в годы войны.
По ходатайству Преосвященного Феофилакта, Епископа Брянского и Севского, определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года Карачевский Воскресенский монастырь был возрожден.
ГОРНО-НИКОЛЬСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Храм во имя святителя Николая на возвышении построен в 1751 году на средства брянских купцов Кольцовых вместо прежнего деревянного храма, который существовал еще в XIV веке и неоднократно перестраивался. По свидетельству летописей, в этом храме в 1310 году молился святитель Петр, митрополит Московский, когда жил в Брянске.
Изначально храм был трехпрестольным: центральный престол освящен в честь святителя Николая, правый – в честь апостола Иоанна Богослова, левый – в честь святых бессребренников Космы и Дамиана. В первой половине ХIХ века возведена нынешняя колокольня, заменившая первоначальную.
[spoiler]С 1971 по 1982 год храм был на реставрации, но одновременно приспособлен под брянский областной планетарий. В 1993 году был воссоздан православный приход, однако здание храма приходу передали только 3 декабря 1999 года.
С 2002 года ведутся интенсивные масштабные ремонтно-реставрационные работы: полностью реставрирована колокольня, позолочены крест и глава, устроена медная кровля, проведена реставрация интерьера всего храма и фасадов колокольни, реконструированы ярусы звонницы, установлен новый иконостас, полностью обновлена утварь.
В 2010 году было совершено освящение престола и обновления храма.[/spoiler]
КРЕСТО-ВОЗДВИЖЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Севский Кресто-Воздвиженский женский монастырь учрежден 7 марта 2000 года, открыт 18 мая 2000 года.
Открыт на территории Севского храма в честь Воздвижения Креста Господня в связи с невозможностью быстрого восстановления Троицкого Севского монастыря.
В монастыре есть библиотека, имеется садово-огородное хозяйство. Богослужения совершаются в субботние, воскресные и праздничные дни.
СВЕНСКИЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
В четырех километрах от нынешнего Брянска, на правом высоком берегу Десны против устья речки Свени, расположен Свенский Успенский мужской монастырь — один из самых древних и известных монастырей России. Свенский монастырь в Брянске был основан в 1288 году брянским князем Романом Михайловичем во имя чудотворного образа Пресвятой Богородицы, от которого князь получил исцеление от слепоты.
[spoiler]Первый храм, построенный князем Романом Михайловичем, просуществовал до середины XVI столетия. Свенский монастырь был одним из богатейших монастырей России. Щедрые вклады и пожертвования делали старинные княжеские роды — Трубецкие, Воротынские, Мстиславские. Среди пожертвований были даже дорогие старинные доспехи и оружие. Монастырь был одной из крепостей на вечно беспокойном юге России. Иван Грозный оказывал ему всяческую поддержку, делая в монастырь богатые вклады, присылая всевозможные припасы.
В 1567 году Иван Грозный повелел построить две новые каменные церкви. В 1578 году одна из них была закончена, но ее каменные своды неожиданно обрушились, вероятно, из-за оползней почвы. В 1681 году обе церкви монастыря находились в полуразрушенном состоянии. В XVIII веке обе церкви были разобраны, иконостас одной из них был перенесен в придел Успенского собора. В советское время он был уничтожен.
К началу XX века в монастыре было три церкви. В советское время строения монастыря сильно пострадали, многие из них, в том числе главный собор, были разрушены. Сохранились мощные оборонительные стены с башнями, две надвратные церкви и некоторые другие здания. В настоящее время в Свенском монастыре идут масштабные восстановительные работы.
Неразрывно с монастырем связана история Свенской ярмарки, которая столетиями ежегодно устраивалась у его стен. В XVI—XVIII веках Свенская ярмарка была одной из главных ярмарок страны. Возрождение ярмарки началось в канун 1000-летия Брянска в 1985 году. Ежегодно на ней бывают представлены достижения промышленных и сельскохозяйственных предприятий не только Брянской области и других регионов России, но и предприятий Беларуси и Украины.[/spoiler]
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК «БАХАЕВСКИЙ РОДНИК»
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК «БЫЧИН КОЛОДЕЦ»
[spoiler]Согласно преданиям, вода в Бычином колодце обладает целебными свойствами и излечивает от недугов. Источник не замерзает круглый год, и температура воды в нем всегда одна и та же — около 3˚С. Поэтому колодец, несмотря на свое удаленное расположение от населенных пунктов, с давних пор является местом паломничества не только для жителей Навлинского района, но и многих других мест. Даже в советское время, когда посещение святых источников не приветствовалось, к «Бычину колодцу» на великие, двунадесятые и престольные праздники жители окрестных населенных пунктов совершали массовые паломничества. Особенно местные жители и гости нашего края посещают «Бычин колодец» в дни памяти Святого Николая Чудотворца 22 мая и 19 декабря.
До сих пор женщины, которые готовятся стать матерями, посещают Бычин колодец с целью омовения для предания будущим детям сил и здоровья. Помогает вода колодца и семейным парам, у которых, в силу определенных обстоятельств, долгое время не рождались дети. Поэтому на деревьях вокруг данного источника развешено больше всего платков, рушников и нательного белья, оставленных здесь посетителями ради исцеления своих родных и близких.[/spoiler]
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК «ГРЕМУЧИЙ КОЛОДЕЗЬ»
Родник выбивается из отложений мела и песчаников, является гидрологическим памятником природы областного значения.
В древние времена источник в народе звался «Гремучий колодезь». По описанию, составленному местным священником Василием Зверевым в 1865 году, ключ выбивал из пригорка. Со слов старожилов, шум воды, ранее слышен за версту, но теперь едва слышен на несколько саженей. По мнению священника, источник перестал шуметь, так как вода нашла в земле новые выходы, и рядом с ключом появились новые родники.
[spoiler]Вода родника целебна для внутренних и наружных болезней. Вода исцеляла «от ужасной ломоты в ногах». «Но для сего нужно употребить ее у самого источника, перевезенная в другое место вода лишается целебности. Это происходит оттого, что тогда в ней теряется жизненное начало…».
Источник очень популярен. Сюда приезжают искупаться в купели и просто попить родниковой воды.
В 2009 году над родником сооружена деревянная купальня.
Путешественники имеют возможность не только отдохнуть и попить родниковой воды, но и посетить руины церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которая находится недалеко от источника.[/spoiler]
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК «НАВЛИНСКИЕ РОДНИКИ»
«Навлинские родники» находятся в долине реки Навля с выходами пяти обильных родников в подножных склонах. Здесь также много родниковых ручьев, стариц и заболоченных участков. Они играют важную роль в питании главной водной артерии Навлинского района.
В 1992 г. «Ключи» получили статус памятника природы областного значения. В его округе обитают многие виды редких растений и животных, занесенные в Красную Книгу России и Брянской области.
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК ВО ИМЯ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ
В Комаричском районе у деревни Ольгино есть почитаемый святой источник. Источник находится на самом краю деревни, под склоном глубокого оврага. Спуск к нему оборудован лестницей, над святым источником возведена часовня, освященная в честь Святой Троицы и купальня. На источнике оборудована закрытая купель и вода не замерзает даже в самые лютые морозы.
Святое место посещается круглый год многочисленными паломниками. В свадебный день приезжают сюда молодожены в знак почитания и на долгую совместную жизнь прикрепляют к деревьям или кустарнику ленточку или сердечко.
СОБОР РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Кирпичный храм построен в стиле барокко вместо сгоревшего в 1677 году деревянного. С начала XVIII века — городской, а при гетманщине — полковой собор. В 1744 году пострадал при пожаре. К богато декорированному восьмерику основного объема примыкают увенчанные малыми главами пятигранная апсида и квадратный в плане притвор.
Закрыт в 1937 году, использовался как склад. В начале 1990-х годов возобновлен, отремонтирован, рядом построена небольшая колокольня.
СОБОР ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ
Кирпичный двухэтажный собор сооружен в 1784-1792 годах в стиле позднего барокко на средства купца Василия Саввина на месте прежнего здания. В конце 20-х годов XX века храм был закрыт. После закрытия в здании храма планировалось устроить музей и планетарий, но эти намерения не осуществились.
Собор был возвращен Русской Церкви 15 апреля 1992 года. Богослужение возобновлено с 16 июля 2004 года. В летнее время службы совершаются в центральной части храма, зимой — в приделе во имя Преподобного Нила Столбенского.
СОБОР УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
История собора в честь Успения Пресвятой Богородицы города Мглин ведет свое начало с XVII века. Первоначально на его месте был построен деревянный храм в честь Успения Божией Матери. В 1693 году храм был освящен, дальнейших сведений о нем не сохранилось.
В память об избавлении города от разграбления наполеоновскими войсками и в знак благодарности Господу за спасение мглинчане решили построить каменный Успенский собор. Строился он 15 лет. К осени 1825 года работы все еще не были завершены. Поэтому в этом же году, когда император Александр I проездом из Санкт-Петербурга в Таганрог остановился на два дня во Мглине, жители обратились к нему с просьбой построить новую каменную церковь.
[spoiler]Царь обещал помочь. Но из этой поездки императору не суждено было вернуться в Санкт-Петербург живым. В ноябре он умер в Таганроге. И все же прошение мглинчан не осталось без внимания. В 1827 году из кабинета царя было прислано во Мглин пять тысяч рублей ассигнациями на завершение строительства Успенского собора и приобретение колоколов для него. И осенью 1830 года строительство храма было завершено.
К счастью, ни война, ни большевики не разрушили главный символ Мглина — Успенский собор — один из самых значительных памятников архитектуры Брянской области.[/spoiler]
СПАСО-ГРОБОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Спасо-Гробовска́я церковь (официальное название — храм Спаса Преображения) — православный храм в Брянске. Был построен в 1904 году на средства церковного старосты купца П. С. Могилевцева и заменил собой стоявшую рядом старую деревянную церковь. Автором проекта был брянский архитектор-художник Н. А. Лебедев, спроектировавший церковь в неорусском стиле. В летописи Спасо-Гробовской церкви упомянуто, что храм построен на месте захоронения брянских епископов Нектария и Нафанаила, поэтому церковь называется Спасо-Гробовской, или — «церковь, что на владычьих гробах».
ТРОИЦКИЙ СЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Троицкая обитель была основана на месте кладбищенского деревянного храма в городе Севске. На месте, где селились монахи, был построен новый деревянный храм Живоначальной Троицы. В XVIII веке в монастыре имелось два деревянных храма: Рождества Пресвятой Богородицы и Троицкий храм с кельями.
В 1762 году началось строительство каменного собора. Тогда же была построена каменная колокольня. В 1830 году территория монастыря была увеличена. А в 1872 году был построен каменный собор Живоначальной Троицы.
В 1921 году Троицкая мужская обитель была закрыта, колокольню начали использовать в качестве водонапорной башни, в самом монастыре разместили склады.
В 2002 году монастырь возвратили Русской Православной Церкви.
ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
Каменный одноглавый храм выстроен в стиле барокко в Воскресенском монастыре в 1739-1741 годах вместо прежнего деревянного. К состоящему из двух поставленных друг на друга четвериков основному объему, завершенному куполом и луковичной главой на небольшом световом барабане, примыкают полукруглая апсида и трапезная с возведенной в 1843 невысокой двухъярусной колокольней.
С 1766 года храм приходской, приписанный до 1900 года к Троицкой церкви. Первоначальное посвящение главного престола — Воскресения Словущего. После 1922 года частично передан обновленцам. Закрыт в конце 1930-х годов, переоборудован под комбинат бытового обслуживания и сапожную мастерскую; в 1940 году разрушены колокольня и купол, надстроен второй этаж. Вновь открыт в 1942 году. К 1985 году восстановлен в первоначальном виде. С 2008 году приписан к строящемуся Троицкому собору. В настоящее время имеет один престол — Воскресения Христова.
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В восьми километрах на северо-восток от Климова, на равнине центра села у пересечения трех дорог возвышается Покровская церковь. По местным сведениям, церковь построена в 1878 году строителем Ноздревым на средства прихожан. Храм является одним из крупнейших на Брянщине, выполненных в стиле позднего классицизма, строгом и одновременно парадном.
[spoiler]Интересно, что верхний купол — деревянный, а если смотреть на фасад перпендикулярно, кажется, что здание плоское.
Покровская церковь построена на месте сгоревшего деревянного храма 1-й четверти XVIII века. Кирпичная церковь с деревянным завершением в стиле эклектики. Отдельно стоящая кирпичная колокольня относится к концу XIX века. Церковь не закрывалась, внутри сохранилась роспись и иконостас XX века.[/spoiler]
ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В СТАРОМ РОПСКЕ
Деревянный храм построен в конце XVII века, перестраивался в 1730 году, расширен в 1871 году. Представляет собой крестчатую пятисрубную пятикупольную постройку с луковичными главами и обшитую тесом. Службы прекращены в 1937 году, в 1939 году официально закрыт, в годы фашистской оккупации действовал.
После Великой Отечественной войны была разрушена колокольня. В 1946-1947 годах храм был окончательно закрыт.
С 2011 года возобновлены службы, ведется ремонт. Здание храма состоит на государственной охране как древнейшее деревянное сооружение Брянской области.
ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Село Красное расположено в 14 км к западу от райцентра Выгоничи . К началу 20 века оно являлось центром Красносельской волости; ныне это центр Красносельского сельского поселения. Красное было крупнейшим населенным пунктом на территории нынешнего Выгоничского района: его население превышало 2000 человек. В настоящее время здесь живут около 500 человек.
Деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1695 г. по просьбе местных крестьян. До этого Красное было деревней, которая входила в состав прихода села Козловки и была вотчиной Московского Вознесенского женского монастыря, поэтому благословение на постройку храма было получено от самого патриарха Московского и Всея Руси Адриана. 21 ноября 1696 года священник Никифор Минин освятил Покровскую церковь . Здание было выстроено из бревен старой разобранной церкви села Супонево. Впоследствии Покровский храм вместе с селом был истреблен пожаром, после чего Красное было перенесено в другое место, недалеко от прежнего, где была построена новая деревянная церковь. Она существовала до 1819 года.
[spoiler]В центре Красного на средства прихожан был выстроен каменный холодный храм, до Отечественной войны 1812 года возведенный лишь наполовину. Война остановила строительство. И только в 1815 году постройка храма была завершена. Он состоял из основного помещения, трапезной, колокольни. Набат колокола в хорошую погоду был слышен на 10-15 км окрест. Позднее было пристроено два придела, правый освящен во имя Михаила Архангела, а левый — во имя Троицы Живоначальной. В 1895 году на средства прихожан приобретены для храма три новых иконостаса. Из храмовых икон особенно почитался прихожанами образ Смоленской иконы Божией Матери.
В 1930-х гг. начались репрессии священнослужителей. В 1931 году служивший в Покровском храме священник Алексей Васильев был арестован и затем приговорен к трем годам лагерей. В 1936-м был арестован и приговорен к пяти годам ссылки иерей Михаил Архангельский. В конце 1930 годов Покровская церковь была на некоторое время закрыта, колокольня разобрана. В народе говорили, когда снимали большой колокол ( а его просто-напросто сбросили на землю), то он пробил крышу и ушел в землю на два метра вглубь.
Здание церкви переоборудовали сначала под школу, а потом под зерносклад.
В годы войны богослужения в Покровской церкви возобновились, и в течение последующих 50 лет храм в Красном был единственным действующим храмом района. В 1950 г. возведена новая деревянная колокольня. Сохранилось описание храма, сделанное в 1953 г.: «Церковь как внутри, так и снаружи благоустроена, проведен ремонт, крыша покрыта новым железом, покрашена зеленой краской, стены выбелены. Внутри церкви потолок и стены покрашены масляной краской, художественно отделаны. Художники Бежицы сделали роспись внутри церкви. Куплены 3 люстры , но так как в селе не было электроосвещения , то священник со старостой решили вместо лампочек в электрические патроны поставить большие свечи…»
В 1961-1962 годах местная власть вновь пыталась закрыть храм, однако прихожанам удалось его отстоять.
Покровская церковь стоит на небольшой возвышенности, на улице с необычным названием Сторона. Церковный участок окружен незатейливой металлической оградой с кирпичными столбами и воротами. Сейчас храм ремонтируют, так как церковь порядком обветшала. Прихожане гордятся тем, что в храме три древних иконы: образ Божией Матери «Млекопитательница» и «Достойно есть», а также Преподобный Серафим Саровский.
У южной стены церкви – два креста: один – над могилой священника Василия Смирнова (служил в начале 20 века), на втором – табличка с надписью: «Помяни, Господи, души приснопамятных вождей и воинов, за Веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада почивших, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для победы Православия потрудившихся, их же имена ты, Господи, веси, и прости им всякое прегрешение, вольное и невольное. Аминь». Такие же кресты установлены возле многих действующих храмов Брянской области.[/spoiler]
ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ
8 мая 1994 года архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек благословил начало Выгоническому приходу. Был открыт расчетный счет, после долгих поисков было подобрано соответствующее здание, бывшее помещение банка.
Первое богослужение в новом храме во имя Святителя Николая поселка Выгоничи состоялось 7 января 1996 года, в праздник Рождества Христова. Совершил его наместник Свенского монастыря архимандрит Никодим (Анискин).
[spoiler]В марте 1996 года в храме начался большой капитальный ремонт.
В 2005 году, по благословению епископа Брянского и Севского Феофилакта, в поселке Выгоничи заложен фундамент под строительство нового храма.
Место для будущего храма было совместно определено администрацией района и правящим Архиереем.
4 декабря 2013 года в Великий праздник — Введение в храм Пресвятой Богородицы – прошла литургия в новом храме Святителя Николая.
В настоящее время строительство храма продолжается.[/spoiler]
ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
Собор во имя Апостолов Петра и Павла расположен в центре города Клинцы, в глубине квартала, посреди парка. Построен на средства купца и местного фабриканта П.Исаева в 1847 году.
При Советской власти из Церкви были изъяты серебряные оклады с икон. Храм частично был разрушен. В 1943 году во время Великой Отечественной войны он был возвращен верующим, позволили это сделать оккупанты, дабы заполучить благосклонность народа. Чертежи Храма отсутствовали, поэтому при восстановлении очертания немного были изменены.
[spoiler]В 1964 году храм был закрыт. Были уничтожены фрески, варварски искажена внутренняя часть храма, полностью утрачены алтарные перегородки всех трех приделов, поделено храмовое пространство. Тогда же была ликвидирована аллея, связывающая Храм с центральной улицей города.
19 декабря 1988 года городским советом народных депутатов было вынесено решение о возвращении здания храма верующим. Его возрождение началось в 1991 году. Внешний облик церкви приближен к первоначальному проекту. Заново был перестроен иконостас, полностью восстановлено внутреннее убранство.
В настоящее время в храме ежедневно совершается божественная литургия и вечернее богослужение, все таинства церкви. Действуют воскресная школа и библиотека.[/spoiler]
ХРАМ ВО ИМЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Сворачивая с трассы на сельскую дорогу застываешь от изумления – над водной гладью возвышается изящный белоснежный храм с зелеными куполами.
Первое упоминание о деревянном храме во имя Сергия Радонежского относится к 1698 году. Инициатором основания и благотворителем строительства церкви был местный помещик Пётр Елизарьев сын Салов. С течением времени храм обветшал, и на средства местного помещика Алексея Подлинева в 1769 году выстроили каменный храм. Главный престол освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Правый придел – во имя Преподобного Сергия Радонежского. Левый – во имя Николая Чудотворца. В главном алтаре иконостас был семиярусный, резной с позолотой, а в придельных – трёхъярусные. На колокольне имелось семь колоколов.
[spoiler]В 20-е годы с приходом новой власти начались гонения на церковь. Храм был закрыт. Несколько десятилетий в нём находился колхозный склад. Не действовал храм и в годы оккупации. Народное предание сохранило печальное воспоминание о том, что во время войны один воинствующий атеист стрелял в глаза святым, которые были изображены на иконостасе храма. На следующий день он подорвался на мине.
После войны, по рассказам старожилов, жители собирались, чтобы помолиться в опустошенной церкви, и приносили из своих домов спрятанные иконы. Многие селяне ездили детей крестить в Красный Рог. А на Пасху те, кто не мог поехать в церковь, приходили к своему родному храму.
Со временем здание было почти разрушено, разграблено, без окон и дверей, даже крыши не было. С начала 90-х стали восстанавливать храм. Трудились всем миром от мала до велика. Пришлось собирать то, что уцелело, и возвращать в храм. Большой поддержкой и радостью стала икона Казанской Божией Матери, которую храму подарил настоятель Тихвинской церкви в Брянске архимандрит Никита.
Благодаря общим усилиям Сергиевский храм стал преображаться. Богослужения возобновились с 1999 года. Первыми прихожанами стали не бабушки, как это обычно бывает, а дети. При храме организовали воскресную школу. Настоятель храма отец Алексий ездит с ребятами в паломнические поездки во многие святые места России: побывали они у мощей Преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре.
В 2014 году храму во имя Сергия Радонежского исполнилось 245 лет.[/spoiler]
ХРАМ-ПАМЯТНИК «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»
Всемирно известной достопримечательностью Дятькова в XIX веке была Преображенская церковь, построенная в 1810 году основателями хрустального завода Мальцовыми. За внутреннее убранство, выполненное мастерами дятьковской хрустальной фабрики, — хрустальный иконостас, хрустальные люстры и паникадила, уникальные подсвечники многослойного стекла — очень часто белокаменную церковь называли «восьмым чудом света». В храме также размещался фамильный склеп Мальцовых. В 20-х годах XX столетия церковь была полностью разрушена.
[spoiler]В декабре 1999 года в историческом центре Дятькова был заложен первый камень начала строительства храма-часовни «Неопалимая Купина», в память о погибших воинах-земляках.
В новой церкви сооружен единственный в мире хрустальный иконостас, элементы которого создавались вручную по сохраненным старинным эскизам. Хрустальное убранство нового храма состоит из нескольких тысяч деталей, хрустальные фрагменты иконостаса весят несколько тонн. Эту работу Дятьковский хрустальный завод посвятил памяти основателей, семьи Мальцовых, и всех поколений дятьковских хрустальщиков.
В сентябре 2015 года состоялось освящение и открытие Поклонного хрустального креста около храма-памятника «Неопалимая Купина». Поклонный Крест размещен в пятнадцатиметровой стеле, его высота достигает шести метров.[/spoiler]
ХРАМ-ЧАСОВНЯ ВСЕХ СВЯТЫХ ВОИНОВ
Строительство храма-часовни началось в 2001 году по инициативе Брянского отделения Союза ветеранов Афганистана (председатель — В.П. Губанов). В феврале 2002 года на участке земли, выделенном под строительство храма, был установлен Крест, а весной того же года началось строительство. 16 марта 2006 года на храме-часовне после Чина освящения были установлены кресты. В настоящее время внутри храма ведутся отделочные работы.
Сведения взяты из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления).
ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Красивая белоснежная церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, возвышается в небольшом городке Сураж. Строительство датируется 1988 годом, инициатива возведения принадлежала прихожанам.
Внутреннее убранство с момента постройки сохранилось в оригинальном виде, свод расписан ликами святых, деревянный иконостас украшает искусная резьба.
[spoiler]Вот уже много лет на территории храма в теплое время года радуют глаз клумбы с самыми разнообразными цветами. Они цветут с ранней весны до поздней осени. Высаживают и любовно ухаживают за ними матушка Вероника и прихожане. Преображается и сам храм. За последние годы здесь многое сделано по внутреннему убранству, появились новые иконы, великолепные росписи на стенах, что создает соответствующее душевное настроение каждому входящему сюда.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы действующая, в ней регулярно проводятся службы.[/spoiler]
ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Кирпичная церковь построена в стиле украинского барокко в 1770-1789 годах вместо прежнего здания. Ярусный храм состоит из ныне накрытого восьмискатной кровлей четверика с двумя малыми главками на углах, двумя купольными восьмериками и луковичной главой, к которому примыкает пристроенная в XIX веке небольшая трапезная с невысокой трехъярусной колокольней.
Службы были прекращены в 1938 году, официально церковь была закрыта в феврале 1941 года, вновь открыта в 1941 году в период оккупации.
В 1963 году пострадала от урагана, не действовала до 1966 года, после чего больше не закрывалась.
ЦЕРКОВЬ ВВЕДЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ХРАМ В БРЯНСКЕ
Храм выстроен в 1702-1705 в стиле московского зодчества XVII века. Это единственный сохранившийся памятник Петропавловского (Петровского) монастыря. Возведен как соборный храм на средства брянских помещиков Фотия и Петра Саловых вместо прежнего деревянного. К увенчанной тремя рядами закомар и пятиглавием бесстолпной двусветной кубической основной части примыкают трехчастная апсида и одноэтажная трапезная с трехъярусной шатровой колокольней.
В XIX веке закомары заменены купольной кровлей. В 1830-1833 годах и 1918-1923 годах действовал как приходской. Закрыт в 1923 году. Вновь открыт в 1944 году.
В 1930 году были разобраны шатровая колокольня и четыре главы храма, уничтожена внутренняя отделка. В конце 1980-х годов отреставрирован (архитектор В.Н. Городков). Восстановлена шатровая колокольня и главы храма. На основе храма возрожден Петропавловский монастырь.
ЦЕРКОВЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Во второй половине ХХ века церковь Воздвижения Честного Креста Господня была единственным действующим храмом в Севском районе.
Каменная церковь в стиле классицизма, построенная в 1824 году на средства купца П. И. Нестерова. Однокупольный храм с боковыми портиками, трапезной и колокольней под шпилем. В трапезной Георгиевский придел.
С момента постройки церковь практически не закрывалась.
ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
[spoiler]В 1990 году, по благословению Епископа Орловского и Брянского Паисия, был образован приход будущего храма, который решили посвятить празднику Вознесения Господня, для строительства был выделен участок в районе Больничного городка. Приход храма был зарегистрирован в 1995 году. Строительство начато с небольшого храма-часовни во имя Архистратига Михаила, где с 1996 года стали совершаться Богослужения, через год Архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек совершил освящение закладного камня в фундамент храма в честь Вознесения Господня. Строительство большого храма началось в 1998 году и продолжается до настоящего времени.
Благотворительная помощь многочисленных промышленных предприятий района позволила приходу приступить одновременно к нескольким начинаниям. Летом 1997 года началось строительство часовни во имя Всех Святых на Ковшовском кладбище. В 1999 году на территории храма было заложено здание Богадельни, в которой был устроен храм в честь Иверской иконы Божией Матери.Сведения взяты из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления).[/spoiler]
ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
В конце XVIII века была сооружена православная деревянная часовня Вознесения. Вместо нее во второй половине XIX века были возведены каменные церкви: в 1870 году теплый единоверческий храм Вознесения, в конце XIX века холодный храм Николая. Летняя церковь выполнена в характерном для той эпохи стиле эклектики. Церковь Вознесения – характерный для второй половины XIX века памятник культового зодчества.
В сентябре 1989 года весь комплекс вместе с Вознесенской церковью был возвращен старообрядческой общине Злынки, преемнице староверческого направления. Последние годы идет возрождение старообрядческих храмов Злынки.
ЦЕРКОВЬ ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
Деревянная церковь старообрядцев-беглопоповцев была построена в 1872 году. Своеобразный памятник деревянной архитектуры Брянщины, в котором позднеклассицистические приемы сочетаются с формами народного зодчества. Церковь Дмитрия Солунского хранит православный дух старообрядчества. После пожара в начале ХХ века церковь утратила колокольню и купол, была восстановлена в упрощенных формах.
В честь 300-летия поселка Климово перед церковью установлен памятный знак. По преданиям отсюда пошло заселение Климово. При образовании слобод ставили крест или памятный знак, на котором обозначалось, на сколько лет освобождались слобожане от податей. В настоящее время церковь действующая.
ЦЕРКОВЬ ИЛИИ ПРОРОКА
Каменная Ильинская церковь построена к 1845 году на средства купца Никона Стефановича Курындина вместо прежней деревянной. Капитально перестроена в русском стиле в 1890-1893 годах; сооружена новая колокольня. В 1893 году освящены боковые Ильинский и Пантелеймоновский престолы; 16 июня 1896 освящен центральный Козельщанский престол. К одноэтажному безапсидному четверику вплотную примыкает четырехъярусная шатровая колокольня.
Церковь не действовала в 1937-1941 и 1964-1989 годах. Ныне действующая церковь.
ЦЕРКОВЬ ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО
Храм святому Иоанну Кронштадскому был построен чуть более чем за год. Инициатором строительства и главным жертвователем храма стал петербуржец, владелец ОАО «Брянский камвольный комбинат» Евгений Васильевич Томак. Строительство храма было поддержано Брянской епархией, получило благословение епископа Брянского и Севского Феофилакта. Молебен на закладке камня был совершен в августе 2007 года. Храм был освящен владыкой Феофилактом 2 ноября 2008 года, в год 100-летия преставления ко Господу святого Иоанна Кронштадского.
[spoiler]Архитектура храма полностью (за исключением его более высокой колокольни) повторяет каменную церковь Козьмы и Дамиана в селе Барышье, построенную в 1829-1834 годах на средства полковника Михаила Петровича Бахтина, прославившегося своей благотворительностью и даже получившего за это от Николая I генеральский чин и орден Святого Владимира 2-й степени. К сожалению, сегодня храм Козьмы и Дамиана находится в разрушенном состоянии.
Святой Иоанн никогда не бывал в Брянске, ни в одном его жизнеописании этот город не встречается. Однако, посвящение Иоанну Кронштадтскому избрал сам владыка Феофилакт, что указывает – не может быть случайным возведение этого храма без духовного на то основания. Выяснилось, что ещё в 80-е годы XX века, когда вслух говорить об Иоанне Кронштадтском было нельзя, прежний епископ Брянский и Севский Мелхиседек составил акафист святому. Владыка Мелхиседек был глубоким почитателем Иоанна Кронштадтского и читал акафист келейно. Когда в 1990 году Иоанн Кронштадтский был канонизирован, именно этот акафист был благословлён Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и с тех пор читается по всей России. Таким образом, Брянск явился родиной акафиста Иоанну Кронштадтскому.
Настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге, основатель и директор Мемориального музея-квартиры Иоанна Кронштадтского в Кронштадте протоиерей Геннадий Беловолов привёз в дар храму освящённую в музее-квартире святого икону Иоанна Кронштадтского, которая является точным списком с чудотворного образа из Свято-Иоанновского монастыря на Карповке, где находится его гробница. На иконе закреплён ковчежец с частичкой подлинной епитрахили Иоанна Кронштадтского. Вместе с ней протоиереем Геннадием Беловоловым храму были подарены еще два списка икон: Образ пресвятой Богородицы Леушинской «Азъ есмь съ вами и никтоже на вы» и образ Тихвинской Божьей матери. Эти иконы были самыми почитаемыми у Иоанна Кронштадтского.[/spoiler]
ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
Кирпичная церковь возведена в 1892 году в русско-византийском стиле как теплый храм монастыря. Наречена по освященному в 1792 году приделу древней Покровской церкви.
Церковь была закрыта после революции 1917 года, использовалась под клуб школы-интерната, частично была повреждена. В 1979 году здание было принято под охрану государства в качестве памятника истории и культуры местного значения.
Передана Русской Православной Церкви в 1990-х годах, отремонтирована и возобновлена, в настоящее время действующая.
ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
Кирпичная однопрестольная пятиглавая крестообразная в плане церковь построена в стиле эклектики в 1992-2000 годах на средства брянского предпринимателя Ивана Владимировича Медведя и других благотворителей.
К массивному четверику, завершенному параболическим куполом с центральной главой на восьмигранном глухом барабане и четырьмя расположенными по углам малыми ложными главами, примыкают пониженные прямоугольные объемы притвора с двухъярусной колокольней, боковых помещений и апсида сложного профиля.
Церковь освящена Великим чином 23 декабря 2011 года.
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Покровский храм находится в центре современной Покровской Горы, которая получила название от построенного в городской крепости храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
После упразднения (вероятно, в 1500 году) самостоятельной Брянской Епархии Кафедральный Собор был переведен из Спасо-Гробовского храма в древний Покровский храм, находящийся в Брянской крепости. С этого времени он был наименован Брянским Покровским собором.
На средства брянского помещика Е.Т. Алымова вместо старого деревянного храма в 1626 году был построен новый двухэтажный. Нижний храм был освящен в честь Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси, Чудотворца. Верхний, летний храм, был освящен в честь [spoiler]Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1798 году городским собором стал Преображенский храм Поликарпова монастыря, а Покровский собор стал приходским храмом, который с 1876 года был приписан к Преображенскому собору. В 1896 году Епархиальным начальством храм передан 144-му пехотному Каширскому полку и Богослужения в нем совершали полковые священники.
В апреле 1919 года военный храм бывшего Каширского полка был закрыт и передан под школу. После закрытия здание храма неоднократно перестраивалось и приспосабливалось под нужды государственных учреждений. Были снесены глава и колокольня.
Богослужения в храме возобновились с 24 мая 1991 года, после освящения верхнего храма Епископом Орловским и Брянским Паисием. 25 февраля 1995 года Архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек освятил нижний храм во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского. 9 февраля 1996 года был освящен придел во имя Преподобных Олега и Поликарпа Брянских. В этом приделе совершается Таинство Крещения.
Сведения взяты из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления).[/spoiler]
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы существовал в Трубчевске до Смутного времени. В период смут город был разорен и запустел, церкви разрушены. В 1787-1788 годах начато строительство нынешнего каменного храма. Первоначально храм был двухпрестольным, после чего был расширен.
В декабре 1937 года храм был закрыт. Великая Отечественная война положила начало возрождению церковной жизни, но только в 1992 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.
В настоящее время в Покровской церкви хранятся уникальные иконы — чудотворная Трубчевская икона Божией Матери, икона блаженной Матроны Московской с частицей ее мощей, чтимая икона Великомученицы Екатерины.
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Интересна история возникновения нынешней православной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Истоки ее восходят к 1758-1759 годам, когда из Литвы в Злынку прибыла большая группа староверов беспоповцев-федосеевцев. В первые месяцы после прибытия в Злынку они построили в ней несколько молитвенных домов. Один из них на улице Голосеевка (ныне Пролетарская), поблизости от федосеевского кладбища, был назван именем Покрова Пресвятой Богородицы. Позже в 1850-х годах к моленной пристроили алтарь, возвели колокольню и купола.
[spoiler]Из-за гонений и запретов в 1886 году Святейший Синод принял решение об обращении Покровской единоверческой церкви в православную и образовании при ней из жителей православного вероисповедания посада Злынки самостоятельного прихода с причтом из священника и псаломщика.
В советское время Свято-Покровская православная церковь Злынки была восстановлена и долгие годы являлась единственным церковным храмом города.[/spoiler]
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ
История храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Субботове начинается с 15 марта 1728 года. Владелец деревни Василий Иванович Дуров подал в Синодальный казенный приказ прошение о построении церкви, обосновывая его дальностью Субботова от Лопуши и других сел. Деревянный храм был построен в 1735 году. Со временем церковь пришла в ветхость. К 1819 г. старанием местного помещика поручика Ефима Вепрейского вместо неё было выстроено кирпичное здание, а на месте разобранной деревянной церкви был поставлен дубовый восьмигранный часовенный столб.
[spoiler]В 1867 году на средства священника Ахтырского к церкви была пристроена деревянная колокольня, крытая железом. Из храмовых икон особенно почиталась прихожанами икона Святителя и Чудотворца Николая. Начало чествования иконы было положено в 1862 году в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. С 1892 года в селе работала церковно-приходская школа.
Храм Субботова действовал до 1930 года. В годы фашистской оккупации службы в церкви были возобновлены, но в 1948 году бывший храм уже снова использовался местным колхозом под склад.
В 1979 году здание Рождественской церкви было поставлено на государственную охрану и признано памятником архитектуры местного значения.
В 1990-х годах была сделана попытка консервации строения. Были начаты ремонтно-восстановительные работы, которые из-за крайнего недостатка сил и средств до сих пор находятся в начальной стадии. Здание интересного в архитектурном отношении памятника в аварийном состоянии.
Сохранились лишь фрагменты масляной живописи, выполненной во 2-й половине 19 века — фигуры святых по сторонам боковых дверных проемов и евангелисты в круглых медальонах на южной и северной стенах.[/spoiler]
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Построен в 1827 — 31 гг., по заказу местного купца А.А. Бабаева в память пребывания в Брянске императоров Петра I (1709 г.) и Александра I (1823 г.). На Ярмарочной площади Петр I в октябре 1709 года учинил смотр войскам Брянского гарнизона и идущим к фронту войскам. Тогда же здесь биваком стоял Преображенский полк, для которого тут построили часовню.
[spoiler]29 ноября 1791 года Синод вынес указ, в котором запрещал хоронить умерших прихожан у церквей. После выхода указа часть площади была отведена под кладбище, а на месте часовни возвели деревянную кладбищенскую церковь. В 1798 году ее перекрыли и отремонтировали. После пребывания в Брянске императора Александра I брянский купец Афанасий Бабаев, в доме которого самодержец и остановился, на свои средства начал сооружать каменную церковь на месте деревянного храма. После 1840 года по проекту архитектора Богданова западный притвор перестроен в двухэтажную трапезную, соединившую храм с прежде отдельно стоявшей колокольней (не сохранилась).
Постановлением президиума Брянского губисполкома № 39 от 28.04.1927г. храм был закрыт с целью использовать его под морг. Последний священник Симеон Васильевич Комягинский был арестован и 3 января 1930 года приговорен к пяти годам ссылки. В 1933-34 гг. было снесено кладбище и на его месте началось строительство городского парка и стадиона. Здание храма использовалось под спортзал. В 1947 году ряд оконных проемов был заложен, а фасады частично приобрели новый декор; в 1955 году архитектором А.Е. Певцовым на куполе вместо главы поставлен бельведер, обрамленный пятиконечными звездами. С начала 1990-х гг. верующие добивались возвращения храма. 19 сентября 2005 года храм был возвращен Брянской Епархии администрацией области. 21 сентября 2005 года Епископ Брянский и Севский Феофилакт в день престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы совершил в храме первую Божественную Литургию, положившую начало возрождения еще одного городского прихода.Сведения взяты из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления).[/spoiler]
ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ
Церковь Святой Екатерины в селе Ляличи построена в 1793-1797 годах из кирпича вместо прежней деревянной.
Церковь не имеет аналогов со своими башнями на торцах колоннад. Размеры храма более подходят для городской площади, чем для сельского пейзажа. И дворец, и храм получили изысканную внутреннюю отделку по рисункам Кваренги.
Интерьер храма, несмотря на значительные искажения и утраты, производит впечатление строгой торжественности. В нем доминирует хорошо освещенное подкупольное пространство. Главный вход в храм был устроен через портик; дополнительные входные проемы находились в центре боковых фасадов. Строгость и изящество отличали внутреннюю отделку храма (сохранилось частично).
В настоящее время храм восстанавливается. Отреставрировано центральное здание храма святой Екатерины, ведутся реставрационные работы внутри.
ЦЕРКОВЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В АРХИЕРЕЙСКОМ ДОМЕ
Архиерейский дом расположен в бывшем особняке купца Авраамова — двухэтажной кирпичной постройке 1870, фланкированной двумя башнями. С 1994 в здании размещалось Брянское Епархиальное управление, с 2004 — Архиерейский дом. Свободного доступа нет.
ЦЕРКОВЬ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ
Построена в начале XX века на высоком берегу Судости, на месте предшествующей деревянной церкви 1776 года постройки.
Церковь служит единственным напоминанием о бывшем когда-то здесь пышном дворце и парке Разумовских. Стены рублены из бревен без остатка и обшиты снаружи и внутри тесом, основание кирпичное.
На данный момент церковь отреставрирована и является действующей.
ЦЕРКОВЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В 1931-1934 гг. в храме служил Архиепископ Даниил (Троицкий, +1934). В июле 1937 г. был арестован, а 17 октября расстрелян настоятель храма священник Константин Алексеевич Афанасьев. В том же году храм закрыли, вскоре разобрали верх колокольни и главу храма, произвели внутреннюю перепланировку.
[spoiler]В годы гонений на Церковь храм использовался как коммунальное общежитие. В конце 60-х годов в нем собирались разместить планетарий, но решили использовать как архивное хранилище. В 80-е годы XX века храм был снаружи реставрирован.
Усилиями прихожан Воскресенского храма в 1991 году храм был передан верующим в безвозмездное бессрочное пользование. После открытия храма при нем была устроена Воскресная школа для детей, построены часовня, здание Воскресной школы, возведена ограда вокруг храма и здания Воскресной школы. Приведен в порядок Некрополь бывших прихожан храма, отремонтированы три а лтаря храма и расписаны иконостасы, завершается роспись зимнего храма. Центральный алтарь и храм освящены в 1995 году. В храме находятся две чтимых иконы Божией Матери.Сведения взяты из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления).[/spoiler]
ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Первые упоминания об Успенском храме в Климово относятся к 1778 году. Храм упоминался как раскольничий. Обращен в единоверческий в 1789 году. По воспоминаниям очевидцев, в XX веке здесь находились зимний и летний храмы в честь Успения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи, которые были обнесены оградой.
В 1936-37 годах зимний храм был закрыт и разрушен, в летнем храме был устроен зерносклад.
Возрождение храма началось в конце XX века. В 1997 году из поселка Ивот Дятьковского района был перевезен сруб бывшего Покровского храма и установлен на месте разрушенного храма бывшей Успенской Церкви. В 2006 году храм официально был введен в эксплуатацию.
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ»
Знаменская церковь села Скуратово упоминается с XVIII века. В 1844 году на средства помещика, действительного статского советника Брусилова, было выстроено новое здание церкви. Оно было деревянное, с большим иконостасом ( 10,6×8,5 м). Двухъярусная колокольня была выше 10 метров.
Ремонт в церкви не производился с самого основания, поэтому в начале XX века она пришла в негодность. Скорее всего, ее позднее перестроили. По воспоминаниям старожила села Олимпиады Игнатьевны Морозовой, церковь стояла на месте нынешнего Дома культуры, была из красного кирпича, стены довольно широкие (5-6 рядов кирпича).
[spoiler]В 1830 году храм был закрыт. В его здании был устроен склад зерна. Во время оккупации немцы превратили церковное здание в место казни партизан и тех, кто им помогал. В сентябре 1943 года отступающие немецкие войска сожгли село , а вместе с ним и храм.
В 2007 году в селе Скуратово возведена новая церковь на средства благотворителя А. Н. Потапушина. Белокирпичная однопрестольная церковь «под звоном» построена на ином месте, нежели старый храм. Приписана к Никольской церкви поселка Выгоничи. Освящена Великим чином 24 декабря 2010 года.
Недалеко от Скуратово, под высоким холмом, на котором расположена деревня Горицы, находится святой источник во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В 2006 году при нём оборудованы колодец и купальня. [/spoiler]
ЦЕРКОВЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»
[spoiler]В 1929 году Брянский окрфинотдел предложил закрыть Митрофаньевский храм как неиспользуемый и находящийся в бесхозном состоянии, что и было сделано в феврале 1930 года. Через некоторое время храм был разрушен, а в конце 1949 года — закрыли кладбище.
По благословению Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека в 1995 году началось строительство нового храма на бывшем кладбище. Строительные работы в храме продолжаются.Сведения взяты из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления).[/spoiler]