МУЗЕЙ ЛЯГУШЕК И ЖАБ «МУЛЯЖ»
Музей лягушек и жаб «МуЛяЖ» — самая большая в России частная арт-коллекция, посвященная популярным земноводным Астраханской области — всевозможным жабочкам и лягушкам. Выставка занимает уютное помещение на набережной Волги вместе с небольшим сквериком и насчитывает уже более 1000 экспонатов.
Помимо основной экспозиции, «МуЛяЖ» предлагает специальную нескучную программу экологического просвещения гостей, аттракционы, сувениры с лягушачьей тематикой, чай, кофе и прочие сладости в кафетерии и даже фирменный молочный шоколад — конечно же, зеленого цвета.
Также проводятся разнообразные мастер-классы, детские и семейные праздники.
ДОМ-МУЗЕЙ Б.М. КУСТОДИЕВА
Дом-музей Б.М. Кустодиева был открыт в 2002 году в усадьбе (доме) Моисеевых-Злобиных, являющейся образцом городской застройки конца XIX — начала XX века.
Постоянная экспозиция музея рассказывает о жизни и творчестве всемирно известного художника Бориса Михайловича Кустодиева, родившегося и долгое время прожившего в Астрахани.
В фондах музея хранится 109 работ, в числе которых около 100 рисунков, скульптура, мемориальные предметы и документы, принадлежащие художнику и членам его семьи.
МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЫБОЛОВСТВА С. ОРАНЖЕРЕИ
Филиал Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника в селе Оранжереи создан в 1988 году. Экспозиция музея размещена в 2-х этажном деревянном особняке, принадлежавшем купцу Беззубикову на рубеже XIX-XX веков.
Экспозиция музея размещена в четырех залах, и рассказывает о развитии Оранжерейнинского рыбного промысла с момента его возникновения и по настоящее время, а также здесь представлены фотодокументы, предметы рыболовного промысла и быта.
АСТРАХАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ ИМ. П.М. ДОГАДИНА
Музей открыт 15 декабря 1918 года как «Картинная галерея и музей Совета Профессиональных Союзов Астраханского края имени основателя П.М. Догадина».
Павел Михайлович Догадин (1876-1919), выходец из купеческой семьи, инженер-механик, получивший образование в Москве, в 1918 г. передал в дар родному городу свое собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель и небольшой особняк по Набережной р. Кутум, № 39, где и размещалась галерея первоначально.
[spoiler]С 1921 г. галерея располагается в одном из красивейших городских зданий, построенном в начале XX в. и являющемся памятником архитектуры («Усадьба И.Н.Плотникова» — особняк с флигелем и внутренним двором) по ул. Свердлова (бывшая Биржевая). Спустя два года после открытия художественного музея имя П.М. Догадина уходит из его названия: 1922-1928 – Астраханская картинная галерея, 1929-1948 – Астраханская государственная картинная галерея, 1949-1957 – Астраханская областная картинная галерея. В 1958 г. галерее было присвоено имя Б.М. Кустодиева. В 2002 г. открылся филиал АГКГ — Дом-музей Б.М. Кустодиева, что позволило полнее раскрыть жизнь и творчество известного художника-земляка. Астраханской государственной картинной галерее в 2006 г. было возвращено имя его основателя. Современное официальное название музея: областное государственное бюджетное учреждение культуры «Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина».
Во время существования галереи ее фонды пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, из бывшего Императорского Румянцевского музея, знаменитой Цветковской галереи, а также предметами из частных коллекций: астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула Австро-Венгерской торговой миссии в Астрахани О.Я. Виблингера, купца-мецената И.А. Репина, собирателя А.А. Перова, художницы и педагога Е.И. Нешмониной, семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника М.П. Митурича-Хлебникова, филолога и галериста Н.М. Краевской и др. В разные годы галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе знаменитые астраханцы — Б.М. Кустодиев и И.С. Горюшкин-Сорокопудов. Все эти поступления сделали собрание музея поистине уникальным. В 1939 г. был сформирован отдел советского искусства. С 1941 по 1944 гг. коллекция музея находилась в консервации, но уже в начале 1944 музей опять открыл свои залы посетителям. В 60-80-е гг. расширялись экспозиционные площади музея. В 1991 г. открыт отдел зарубежного искусства.
Сегодня фонды Астраханской картинной галереи насчитывают более 19 000 предметов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В экспозиции представлены русские иконы XVI-XIX вв., портреты XVIII в., написанные Ф.С. Рокотовым Д.Г. Левицким, В.Л. Боровиковским и отражающие блестящую эпоху Просвещения. Начало XIX в. представлено полотнами С. Ф. Щедрина, К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, русское искусство середины и второй половины XIX в. — произведениями художников-передвижников В.Г. Перова, Н.В. Неврева, Л.И. Соломаткина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, К.Е. Маковского, Н.А. Ярошенко, К.А. Савицкого. Особое место в собрании галереи занимают пейзажи А.П. Боголюбова, А.К. Беггрова, А.И. Куинджи, Л.Л. Каменева, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.И. Левитана. Художественные поиски рубежа XIX-XX вв. воплощены в полотнах М.В. Нестерова, С.Ю. Жуковского, П.И. Петровичева, В.А. Серова, М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова, А.Я. Головина, К.А. Сомова, С.Ю. Судейкина, К.А. Коровина, Н.К. Рериха, в работах художников, входивших в объединения «Бубновой валет» и «Голубая роза» — П.П. Кончаловского, Р.Р. Фалька, И.И. Машкова, А.А. Экстер, М.З. Шагала, П.В. Кузнецова. Коллекция русского авангарда, включающая также произведения В.В. Кандинского, К.С. Малевича, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька, В.М. Ходасевич, И.В. Клюна, А.М. Родченко, О.В. Розановой, А.В. Шевченко. В.В. Рождественского, С.М. Романовича, А.В. Грищенко, является гордостью галереи. Искусство советского периода представлено произведениями А.А. Рылова, Ю.И. Пименова, А.А. Осьмеркина, К.С. Петрова-Водкина, С.В. Герасимова, В.Ф. Стожарова, А.А. Дейнеки, Г.Г. Нисского, С.А. Чуйкова, В.И. Иванова и др. В собрании отдела зарубежного искусства — живописные работы Ж.Б. Пьяцетта, И. Планка, Ф. Томашу, большое количество графических произведений известных западноевропейских школ XVII-XIX вв., в том числе граверных мастерских П.П. Рубенса, Дж.Б. Пиранези.
Здесь можно познакомиться с образцами фарфора, фаянса, стекла заводов Майсена, Берлина, Веджвуда, Севра. В экспозиции представлены также произведения искусства стран Азии и Востока XVIII-начала XXI вв. В 2008 г. в отделе открыт инновационный выставочный зал «Гравюрный кабинет» с действующей моделью гравировального станка XVII в., где проводятся интерактивные занятия по классическому эстампу. Произведения из собрания АГКГ неоднократно экспонировались на всероссийских и международных выставках. В 2003 г. галерея за активное участие в выставочной деятельности награждена Почетным дипломом и знаком «Золотая Пальма» Международного совета музеев (Париж, Франция). Множество людей, преданных искусству, содействовали тому, чтобы небольшое собрание П.М. Догадина превратилось в многотысячную коллекцию живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства. Среди этих людей – преемник П.М. Догадина художник Н.П. Протасов; художник, эксперт закупочной комиссии при Народном Комиссариате просвещения, ученый секретарь Третьяковской галереи, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина В.А. Эйферт; художник-педагог, директор музея А.М. Токарев; художник, председатель Астраханского отделения Союза художников Н.Н. Скоков, 30 лет отдавший работе в музее; первый искусствовед Астрахани, заведующая кафедрой иностранных языков медицинского института О.М. Рындина и др. Благодаря любви и преданности этих людей Астраханская картинная галерея завоевала славу одного из интереснейших художественных музеев страны.
В галерее имеется научная библиотека, реализуются издательские проекты, действует арт-студия «Лира», ежегодно проводятся Догадинские чтения (научно-практическая конференция для старшеклассников и студентов), издается официальная газета музея «Догадинка», планируется открытие Детской картинной галереи.[/spoiler]
МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЫБОЛОВСТВА В СЕЛЕ ИКРЯНОЕ
Рыболовством, а особенно добычей осетровых и знаменитой черной икры издавна славятся астраханские земли. В Астраханской области есть даже село Икряное и целый район, само название которого говорит многое об истории развития рыболовных промыслов — Икрянинский.
Экспозиция Музея рыболовства, открывшегося в сентябре 1987 года, размещена в восьми экспозиционных залах и насчитывает более 1,5 тысячи экспонатов. Посетив музей, можно узнать много необычных фактов о развитии рыболовного промысла в Астраханской области, а также о быте и домашних промыслах астраханских рыбаков, флоре и фауне дельты Волги.
Музей предлагает как индивидуальные посещения, так и обзорные и тематические экскурсии, автобусные экскурсии и маршруты выходного дня.
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ СЕЛА ЧЕРНЫЙ ЯР
Историко-краеведческий музей села Черный Яр Астраханской области –первый сельский музей в регионе. Он было открыт почти полвека назад, в 1967 году, местным краеведом Никифором Матюшковым.
Его экспозиции раскрывают многолетние тайны из самых недр. Черный Яр и его окрестности – благодатная зона для палеонтологических раскопок. Все значимые доисторические животные – мамонты, бронтозавры, гигантские олени – имеют черноярскую «прописку». Кстати, мамонты, которые находятся в палеонтологическом музее в Москве и Астраханском краеведческом музее – из Черного Яра».
«История и быт станицы Черноярской» и «Зал боевой славы», зал «Советский период» и самый востребованный – «Зал природы» представляют огромный пласт интересной информации.
Вместе с тем здесь проводятся мероприятия на любой вкус: музыкальные гостиные, мастер-классы, исторические экскурсии.
МУЗЕЙ «РОССИЙСКИЙ АРБУЗ»
Музей «Российский арбуз» является филиалом Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника. Расположен он в здании Всероссийского научно-исследовательского института орошаемого овощеводства и бахчеводства (ГНУ ВНИИОБ), сотрудники которого и придумали открыть музей, посвященный замечательной полосатой ягоде.
Претворить идею в жизнь удалось лишь после того, как в 2005 году Астраханская область была объявлена центром российского арбуза. А в 2006-м свои двери прямо в здании института распахнул первый и пока единственный как в России, так и в Европе «арбузный музей».
[spoiler]Слово «арбуз» в переводе с персидского означает «большой огурец». Его история началась еще в Древнем Египте — в гробницах фараонов нашли изображения и семена этой бахчевой культуры. Ученые уверены: египтяне не только были знакомы с полезной ягодой, но и культивировали ее.
На астраханской земле арбузы известны также с давних времен — их выращивали еще в VII веке. Плод по праву считался украшением стола золотоордынских ханов, а кочевники брали арбузы с собой в походы и набеги. Такая природная «фляга» содержала и ценную в степях влагу, и полезную, богатую витаминами пищу.
В Европе арбузы стали широко известны только в XI–XII веках. Россия же арбузы ввозила из-за границы до второй половины XVII века. Лишь царь Алексей Михайлович, большой любитель экзотических растений, специальным указом повелел высаживать арбузы в Харьковской губернии. Спелые ягоды подавали к царскому столу как большую редкость и деликатес. А вот при Петре I во время дворцовых ассамблей было принято угощать гостей особым десертом: вымоченными в сахарном сиропе арбузными дольками. Их выносили ближе к утру — для «успокоения и отдыха».
Бум выращивания арбузов начался в Астраханской губернии в конце XIX века. Два предприимчивых крестьянина, Горлов и Толочков, выращивали эту культуру на полях и переправляли урожай вверх по Волге. Затея оказалось настолько успешной, что соседи вскоре последовали их примеру. Площади и число бахчей возросло в десятки раз. Баржи с арбузами доходили до Нижнего Новгорода и Перми.
Особенно за вкусовые качества в России ценится сорт «Астраханский» — он даже стал своеобразной визитной карточкой региона. Вывел его доктор сельскохозяйственных наук, профессор Константин Уфимович Дютин. Всего же под его руководством выведено около десяти сортов бахчевых культур, причем не только арбузов, но и дынь, тыкв, кабачков и патиссонов. А в 1990 году ученый запатентовал метод культивирования бессемянных арбузов.
Сорт арбуза с ярко-желтой или желто-лимонной мякотью называется «Лунный». Впервые он был представлен на фестивале «Русский арбуз» в 2006 году. Его вывел здесь же, во Всероссийском научно-исследовательском институте орошаемого овощеводства и бахчеводства, заведующий отделом селекции бахчевых культур Сергей Соколов. Ученому понадобилось десять лет, чтобы добиться желаемого результата.
Дикий арбуз имеет как раз желтую мякоть, правда, она почти несъедобна. А вот «лунный» сорт получился очень сладким, с чуть заметным лимонным привкусом. Он даже обладает повышенной сахаристостью: 13 процентов против 7–9 процентов у других сортов. К сожалению, широкого распространения «лунные арбузы» не получили и по сей день остаются гастрономической редкостью. Все дело в их тонкой кожице — из-за нее диковинные ягоды довольно сложно доставлять покупателям, и фермерам невыгодно их выращивать.
Впрочем, в августе в Астрахани, на фестивале «Астраханский арбуз», попробовать эту экзотику может каждый желающий. Здесь проводятся конкурсы и на самый сладкий, и на самый большой арбуз. Победитель-гигант потом до глубокой осени демонстрируется в музее, удивляя посетителей.
Побывав в музее «Российский арбуз», посетители узнают о том, чем различаются между собой сорта всенародно любимых ягод, а также научатся отличать сортовые образцы от гибридных и определять, использовались ли какие-либо вещества для окраски мякоти. Зимой центральное место в экспозиции занимают муляжи различных форм, размеров и расцветок. Они помогают составить представление о достижениях отечественных селекционеров.
Но лучше посетить музей в конце лета, когда сезон арбузов в самом разгаре. Ведь после знакомства с аппетитной и невероятно интересной экспозицией туристам непременно захочется насладиться спелой сладкой ягодой.[/spoiler]
МУЗЕЙ ИМ. Г.Б. САМИТОВОЙ
Музей им. Г.Б. Самитовой — филиал Астраханского музея-заповедника
Газиза Самитова (1862 — 1928) — одна из первых татарских поэтесс. Будучи талантливым человеком, самостоятельно изучала языки — русский, калмыцкий, арабский; выписывала периодику; собирала татарский фольклор. Особое место в ее жизни занимали стихи: лирические, философские, социальные. Биография поэтессы и история села Каменный Яр Астраханской области неразрывно связаны между собой. Именно об этом повествует обновленна экспозиция музея, созданная после кропотливой работы в архивах и библиотеках, многолетних сборов будущих экспонатов среди местных жителей и потомков Самитовой.
МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС «ЦЕЙХГАУЗ»
Музейно-выставочный комплекс «Цейхгауз» — один из главных центров культурной жизни Астраханского региона. В двух просторных залах-трансформерах по 700 квадратных метров каждый проводятся масштабные и интересные действа международного уровня, от фотовыставок, фестивалей до Недели Каспийской моды. Площадей и возможностей хватает для самых смелых задумок.
[spoiler]Непривычное для русского уха название выглядит в немецком оригинале как «Zeugehaus», что в переводе обозначает «zeug» — «орудие, вещь» и «haus» — «дом». Сохранение названия XIX века стало логичным продолжением тщательного восстановления бывшего оружейного склада на территории Астраханского кремля. Здание Цейхгауза было построено в 1844 году. В нем находился военный арсенал, где складировалось оружие, амуниция и продовольствие Астраханского военного гарнизона. Реконструкция здания по чертежам XIX века подарила ему еще один шанс. Строение сохранило свой колорит и дыхание эпохи. Настоящая немецкая сдержанность и русское радушие. Никакой вычурности — красный кирпич и литая крыша, а внутри крашенные белые стены и деревянные своды. Таким образом, бывший военный объект зажил насыщенной мирной жизнью, превратившись в музейно-выставочный комплекс — филиал Астраханского музея-заповедника.
Сегодня Цейхгауз предлагает выставочные экспозиции, современное искусство и коллекции из музейных фондов, концертный зал для презентаций, форумов, культурно-массовых мероприятий и, конечно, бесплатный Wi-Fi.[/spoiler]
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ПОС. ЛИМАН
Здание, в котором в настоящее время располагается музей, – памятник архитектуры XIX века. В разное время в здании размещались государственные организации: библиотека, клуб, районо, Дом пионеров. В 1962 г. при Доме пионеров организован клуб «Поиск», а в 1967 г. при Доме пионеров создается зал боевой славы.
В 1976 г. за большую поисковую работу было выдано свидетельство № 1817 о присвоении звания «Школьный музей», а в 1994 г. выходит постановление районной администрации о передаче музея Астраханскому музею-заповеднику. С 1996 г. в здании проводятся ремонт и реконструкция залов.
[spoiler]Работники музея участвуют в районных мероприятиях совместно с библиотекой, киноцентром, художественной школой. Музей известен далеко за пределами Лиманского района. Его посещают делегации ближайших районов – Наримановского, Икрянинского, учащиеся районных школ, ГПГУ, колледжа. В летний период музей обслуживает пришкольные площадки.
Круглый год действуют экспозиции и выставки: «Флора и фауна края», «Заселение Лиманского края», «Современное развитие края», «Лиманцы на защите Родины».[/spoiler]
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник — один из старейших региональных музеев России, был основан в 1837 году по приказу губернатора Ивана Семеновича Тимирязева. Музей-заповедник включает в себя 14 филиалов, четыре из них расположены в городе Астрахани, девять — в районах области.
[spoiler]Собрание музея насчитывает свыше 300 тысяч предметов и отличается большим разнообразием. Оно включает в себя уникальные естественно-научные коллекции — археологические, этнографические, нумизматические, таксидермические коллекции флоры и фауны, и многие другие. Краеведческий музей представляет посетителям крупные выставки, среди которых «Астраханский край в XIX — начале XX вв.», «Природа Астраханского края», «Астраханский край в древности» и другие.
На выставке «Золото кочевников» представлены археологические предметы из драгоценных металлов, найденные на территории Астраханской области. Богатейшая коллекция начала формироваться во второй половине XX века. Особый интерес представляют золотые украшения сарматского вождя из знаменитого захоронения у села Косика Енотаевского района: золотая пектораль — нагрудный символ царской власти, золотые поясные пряжки с изображением степного ушастого ежа, фалары, поруч.
В зале «Рыбы Волго-Каспийского бассейна» располагается сухой аквариум с представителями местной ихтиофауны. Редкими экспонатами являются чучела рыб-гигантов: белуги (6 м 16 см), осетра (2 м 50 см) и других обитателей Волго-Каспийского бассейна.[/spoiler]
МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ
Музей боевой славы создан в 1975 году и представляет этапы создания и становления Вооруженных Сил страны из глубины веков до современности. Подлинные экспонаты успешно дополняются предметами изобразительного искусства, скульптуры, графики. В музее работает свето-звуковая диорама«На Астраханском направлении», малая диорама«Партизанская стоянка», электрифицированная карта«Боевой путь 28-й Армии и ее основных боевых соединений».
[spoiler]Экспозиция«Во славу Отечества»рассказывает о героях-астраханцах давно минувших дней и современных горячих точек, воинах Астраханского гарнизона.
Одна из обновленных экспозиций «Погружение», наполнена медиа- и компьютерным оборудованием. Она представляет собой лабиринт городской cталинградской квартиры периода Великой Отечественной войны, в четырех помещениях которой воссоздана реальная обстановка 40-х годов с использованием звуковых и световых спецэффектов. За основу авторы проекта взяли квартиру реального человека — инженера Сталинградского тракторного завода Константина Колесова, проживавшего вместе со своей семьей — женой и двумя детьми в аналогичных условиях. В экспозицию неотделимо вошла эмоциональная составляющая. Поэтапно попадая из просторной прихожей в кухню, а затем в другие комнаты квартиры, посетители, как в машине времени, погружаются в эпоху второй мировой войны.[/spoiler]
МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРОДА
Музей истории города располагается в историческом здании, которое было построено в начале XIX века, и является памятником регионального значения.
С момента своего основания музей истории города носил название Дом – музей Ульяновых. Он был открыт 16 апреля 1970 года к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, после реставрации дома Ульяновых по проекту ВП НРК Минкультуры СССР под руководством главного архитектора А.В. Воробьева. Дом был восстановлен по фото 1934 г. Документально было подтверждено, что семье Ульяновых он принадлежал с 1828 — 1881 гг. В 1831 году здесь родился И.Н. Ульянов — великий педагог–просветитель, отец В.И. Ленина.
[spoiler]В 2001 году представленный в музее Ульяновых богатый материал по истории Астрахани дал основание для переименования его в Музей истории города. Основная экспозиция музея носит название «Город и горожане» и посвящена истории города и его жителям, охватывая период с конца XVIII до начала XX века. Здесь можно познакомиться с разными социальными группами горожан, составляющие основу астраханского общества XIX века. Благодаря уникальным экспонатам в экспозиции удалось с исторической достоверностью воспроизвести интерьеры тех лет. Зал «Работный люд Астрахани» рассказывает о быте крестьян и мещан, а также о ремеслах, которые были традиционно развиты в Астрахани. В соседнем зале «Ульяновы в Астрахани» представлены фотографии, копии архивных документов, а также личные вещи, принадлежавшие семье Ульяновых. В ходе исследовательской работы научных сотрудников музея, количество мемориальных предметов семьи Ульяновых увеличилось до пяти. Помимо ранее представленных: платяного шкафа, настенных часов, бисерного кошелька, подбукетника, в настоящее время экспонируется и шкатулка, принадлежавшая сестре И.Н. Ульянова. Второй этаж музея истории города знакомит с деловым сословием Астрахани – купечеством. Здесь представлен интерьер купеческой столовой и рабочий кабинет купца, а также богатый информационный материал о меценатах нашего города. Заглянуть в богатую жизнь высшего сословия позволит зал, посвященный дворянам.
Отдельная экспозиция «Учились в губернской Астрахани» рассказывает об истории народного образования. Здесь собран материал о первых учебных заведениях XIX века. В экспозиции можно увидеть коллекцию канцелярских принадлежностей, узнать о первых выпускниках-медалистах и системе образования того времени. Благодаря интерактивным мероприятиям, проводимым в экспозиции, любой современный школьник может почувствовать себя гимназистом XIX века, посидев за партами тех лет и попробовав письмо настоящим гусиным пером и чернилами.[/spoiler]
МУЗЕЙ ИСТОРИИ И БОЕВОЙ СЛАВЫ КАСПИЙСКОЙ ФЛОТИЛИИ
Музей истории и боевой славы Каспийской флотилии (быв. Музей Краснознаменной Каспийской военной флотилии) расположен в
доме офицеров Каспийской флотилии Министерства обороны Российской Федерации.
В связи с перебазированием флотилии из Баку в Астрахань музей находится на стадии возрождения (капитальный ремонт здания, сбор экспонатов, научно-исследовательская работа). Собранные в настоящее время материалы главным образом освещают действия ККФ в годы Второй мировой войны и послевоенный период.
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник – старейший из региональных музеев России. Сегодня музей-заповедник включает в себя 14 филиалов, пять из них расположены в Астрахани, девять – в районах области. В музее имеются реставрационные и художественные мастерские, таксидермическая лаборатория, столярная мастерская.
Собрание музея насчитывает свыше 300 тысяч предметов и отличается большим разнообразием. Оно включает в себя уникальные естественнонаучные коллекции – археологические, этнографические, нумизматические, таксидермические коллекции флоры и фауны, и многие другие.
[spoiler]В археологической коллекции музея есть золотые и серебряные изделия савромато-сарматских времен. Эти предметы уникальны. В 2005 году музейная выставка «Золото сарматов» более двух месяцев экспонировалась в музее Палаццо Венеция в Риме, где произвела настоящий фурор среди и завоевала мировую известность. Благодаря демонстрации в Риме, уникальные предметы савромато-сарматской эпохи из фондовой коллекции Астраханского музея-заповедника были включены в великолепно изданный итальянской стороной каталог и тем самым вошли в мировой научный оборот.
В последние годы музей принимал активное участие в формировании международных выставок и современных образовательных социально-культурных программах.
Один из удачно осуществленных проектов – создание музея-филиала «Селитренное городище» на месте бывшей золотоордынской столицы Сарай-аль-Махруса.
Рождение еще одного нового филиала состоялось в последние годы благодаря тесному сотрудничеству научного коллектива музея с дирекцией и учеными находящегося в Камызякском районе Астраханской области Всероссийского НИИ овощеводства и бахчеводства. Это расположившийся на территории НИИ единственный в Европе музей «Российского арбуза».[/spoiler]
ДОМ-МУЗЕЙ ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА
Единственный в мире дом-музей знаменитого поэта Велимира Хлебникова находится в Астрахани. Именно здесь он жил, здесь проходило его творческое становление, о чем свидетельствует сохранившаяся обстановка.
В экспозиции музея — подлинные предметы семьи Хлебниковых, фамильная библиотека на шести языках, личные вещи поэта, живопись Веры Хлебниковой и графика Петра Митурича. Расширить границы музейной квартиры позволяет современный мультимедийный проект «Голод пространства, или Комната Велимира». Распознать многочисленные «коды» помогает мобильное приложение с использованием технологии «дополненная реальность». Посетители могут самостоятельно совершать путешествие в многомерное Пространство Велимира: услышать историю создания экспоната, стихи Хлебникова, его математические изыскания, словотворческие поиски, посмотреть уникальные фото- и видеоматериалы.
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В ЕНОТАЕВКЕ
Краеведческий музей в селе Енотаевка был создан в 2006 году. В экспозиции музея представлены материалы по истории основания Енотаевской крепости, хозяйственной деятельности и быту различных социальных слоев населения.
Интересные документы формируют представление о занятиях населения казачьих станиц и сел уезда, о несении службы енотаевскими казаками. Богатая коллекция фотоматериалов рассказывает о событиях первой трети XX века. Проводятся выставки, отражающие современную жизнь района, события в культурной общественной жизни села, музейные мероприятия.
МУЗЕЙ КУРМАНГАЗЫ САГЫРБАЕВА
Курмангазы Сагырбаев (1823–1896) — казахский народный композитор, виртуозный домбрист, человек, ставший легендой еще при жизни.
Идея создать музей в селе Алтынжар родилась у местного учителя истории и обществознания Габдулгафура Жангалиевича Досова в 1979 году. Он обратился за помощью к двум местным хозяйствам: колхозу и совхозу имени Курмангазы Сагырбаева. Одно из них выделило людей, второе — стройматериалы, и закипела работа. Здание строилось, параллельно собирались экспонаты. По всей округе искали предметы ушедшего быта степняков, посуду, вещи, музыкальные инструменты.
[spoiler]21 декабря 1986 года музей был торжественно открыт. Поначалу здесь было всего два зала: один рассказывал о творчестве Курмангазы Сагырбаева, второй — о его последователях. Тем не менее и они привлекали довольно много туристов. Люди ехали сюда, чтобы познакомиться с творчеством композитора, побывать на могиле великого казаха. Считается даже, что захоронение Курмангазы Сагырбаева обладает мистической силой, способной исцелять и разрешать жизненные проблемы.
В 1990 году площадь музея расширяется, появляется еще одна экспозиция, посвященная жизни казахов на Нижней Волге. А сам он входит в состав Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника в статусе филиала.
С 1996 году над захоронением Курмангазы возвели белоснежный мавзолей, который видно издалека — он стал местом паломничества почитателей композитора, а также единственным российским мавзолеем в восточном стиле. Многие посетители, однако, не догадывались о существовании музея в центре села и часто проезжали мимо.
В 2003 году в степи, рядом с мавзолеем Курмангазы Сагырбаева, началось строительство нового культурного центра. Задуман он был в виде трех круглых зданий, выполненных в стиле казахских юрт. Центр включил в себя гостиницу, конференц-зал, музыкальную школу, открытую концертную площадку и музей. Музей разместился в правой «юрте». Центральный круглый зал полностью посвящен Курмангазы Сагырбаеву, а в опоясывающем его коридоре расположилась выставка, рассказывающая о жизни казахов в низовьях Волги. Здесь же демонстрируются временные передвижные экспозиции.[/spoiler]
МУЗЕЙ РВСН
Официальное название полигона — 4-й Государственный Центральный Межвидовой полигон Министерства обороны Российской Федерации «Капустин Яр».
Именно отсюда 18 октября 1947 года был осуществлен запуск первой советской баллистической ракеты, а 22 июля 1951 года впервые в мире был осуществлен пуск ракеты с животными на борту. Кстати, первыми испытателями ракеты были собаки, их звали Дезик и Цыган. В марте 1962 года с космодрома «Капустин Яр» на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли. Знаменитые ракетные комплексы «Искандер-М» и «Тополь-М» и другие российские боевые ракеты испытывались в Капяре (так его называют местные жители).
[spoiler]С Капустиным Яром связаны имена выдающихся ученых, таких как Сергей Павлович Королев (1907–1966), Михаил Кузьмич Янгель (1911–1971), Владимир Николаевич Челомей (1914–1984), Петр Дмитриевич Грушин (1906–1993) и другие.
Музей интересен тем, что в числе прочих экспонатов в нем хранится ключ от города Знаменска. Местные жители уверяют, что ключ этот не простой, а волшебный: считается, что если подержаться за ключ и загадать желание, оно непременно исполнится. О чудодейственной силе ключа в городе можно услышать множество рассказов.
При планировании посещения музея следует учитывать, что город Знаменск имеет статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) с особым пропускным режимом, а сам музей находится на территории действующей военной части № 33763. Посещение Знаменска и музея возможно только после получения соответствующих разрешений от администрации города и командования военной части.[/spoiler]
МУЗЕЙНО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «ДОМ КУПЦА Г.В. ТЕТЮШИНОВА»
Григорий Васильевич Тетюшинов — купец первой гильдии, почетный гражданин Астрахани. Строил суда, занимался судоходством, владел одним из первых в России частным буксирным пароходом (тогда на весь Каспий было всего десять таких кораблей, преимущественно государственных), имел винный завод в селе Черный Яр.
Однако в наше время имя Тетюшинова известно прежде всего благодаря двухэтажному дому, который он построил в 1872 году, по соседству с братьями Сапожниковыми и купчихой Сидельниковой.
[spoiler]Сейчас в это трудно поверить, но дом был возведен по типовому проекту, опубликованному в 1869 году в журнале «Художественно-архитектурный альбом». Окна и конек бревенчатого, в русском стиле, дома богато украшены резными элементами, а с причелин спускаются деревянные резные «полотенца». Тетюшинов строил терем для своей семьи в качестве летней резиденции, а потому добавил к проекту широкие двухъярусные галереи, на которых было бы приятно проводить летние вечера.
Внутри двора находились подсобные помещения, конюшня и ледник. Жил он там вместе с женой Глафирой Ивановной и приемной дочерью Лизонькой. Малышку подбросили купеческой чете, и, так как собственных детей у них не было, Тетюшиновы решили ее удочерить.
Но родовым гнездом дому стать было не суждено. Глафира Ивановна бросает мужа и убегает с любовником, а Лиза после смерти отца уезжает из города. В 1894 году дом достается сестре купца Марфе Васильевне Сережниковой. Она передает его своим прямым наследникам, а те уже в 1930 году — государству. Дом делят на несколько квартир и еще почти шесть десятилетий используют в качестве коммунального жилья. В 1993 году здание было признано аварийным. А в 1995-м президентским указом дом Тетюшинова включили в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения».
Это и спасло постройку от сноса. Средства на восстановление памятника деревянной архитектуры XIX века были выделены в канун 450-летия Астрахани. Реставрационные работы закончились в 2010 году, причем восстановили все — от резных наличников до интерьера. Не сохранилась лишь круговая лестница, соединявшая первый и второй этажи.
10 сентября 2010 года в доме Тетюшинова начал работать музейно-культурный центр, который носит имя купца и является филиалом Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина. Сотрудники музея попытались воссоздать обстановку и атмосферу купеческого дома.
На втором этаже можно увидеть кабинет Григория Васильевича, посидеть за его рабочим столом и полистать домовую книгу. В ней есть имена всех астраханцев, помогавших создать интерьер этого удивительного строения. Рядом расположились уютная девичья и светлая гостиная. Все экспонаты можно потрогать руками. Заглянуть в хозяйский шкаф, посидеть на стульях, поиграть на пианино, подержать в руках чугунный утюг.
Экспозиция задумана как интерактивная. Посетителей встречают сотрудники музея в костюмах XIX века и, проводя экскурсии, как бы перевоплощаются в прежних владельцев: Григория Васильевича, Глафиру Ивановну и Лизу. Каждый член семьи рассказывает о себе, своей жизни и своих занятиях, показывает свою комнату, принимает гостей. Кроме того, в культурном центре проводятся мастер-классы для детей, работают творческие мастерские, проходят выступления фольклорных коллективов и традиционные русские чаепития на веранде. Приезжать сюда лучше всего летом или в дни традиционных русских праздников.[/spoiler]
ДОМ-МУЗЕЙ Б.М. КУСТОДИЕВА
Дом-музей Бориса Кустодиева, известного русского художника, астраханца по рождению, был построен в начале XX века сыном купца К.М. Моисеева, И.К. Моисеевым. Располагается он в небольшом особняке, в котором в конце века жили отдельные представители семьи Кустодиевых.
В Доме-музее хранятся подлинные вещи, принадлежавшие художнику: это рисунки мастера, выполненные в различных техниках (карандаш, уголь, сангина), документы, рассказывающие о семье Кустодиевых, фотографии старой Астрахани и многие другие предметы, создающие атмосферу Астрахани начала XX века. Дом-музей представляет посетителям работы Б.М. Кустодиева в области скульптуры и декоративно-прикладного искусства. И, что совсем неожиданно для многих, открывает его как фотохудожника. Экспозиция рассказывает о путешествиях мастера по стране и за границами России, запечатленных в авторских фотографиях.
[spoiler]Большая часть экспозиции отдана, конечно же, произведениям мастера, и хотя астраханская коллекция работ Кустодиева не очень велика, она включает в себя и живописные, и графические произведения, эскизы театральных декораций, книжную иллюстрацию, скульптуру и образцы прикладного искусства, отражающие его многообразные художественные поиски. Один зал посвящен творчеству П.А. Власова, первого учителя художника — выпускнику Петербуржской академии живописи.[/spoiler]