ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Центральная Набережная – это визитная карточка Астрахани. С неё открывается вид на необъятную Волгу, старинные особняки, резные фонари и необычные фонтаны. Набережная берёт начало у Дворца бракосочетаний, растянувшись на 2 километра, до памятника Петру I.
Сегодня набережная является не просто живописным местом, но и культурно-зрелищной площадкой. С мая по октябрь здесь проходит социально-культурный проект «Волжская палитра». В это время жители и гости города могут посетить многочисленные концерты, фестивали, летний кинотеатр и др. Одно из главных украшений набережной фонтан «Петровский». Светомузыкальный фонтан названный в честь Петра Первого каждый вечер устраивает водное представление в музыкальном сопровождении.
УСАДЬБА М. ШЕЛЕХОВА
Построенная в конце XIX века, усадьба стал собственностью рыбопромышленника. Особняк с полуподвалом и мезонином привлекает внимание своей ярко выраженной асимметричной композицией и высокой смотровой башней. Архитектура особняка отражает стилистические поиски русского зодчества второй половины XIX века.
С историей дома связана давняя городская легенда. Существует версия, что Михаил Акимович завещал свой дом туберкулезному диспансеру, так как его юная дочь умерла от чахотки. В память о ней на дворовом скате крыши им была установлена статуя девушки.
УСАДЬБА Ф. Х. БУДАГОВА
В начале ХХ века неизвестным архитектором на средства Ф. Будагова была построена одноименная усадьба. Семья Фомы Христофоровича Будагова принадлежала среде состоятельных астраханских армян мещанского сословия, его отец являлся домовладельцем, содержал небольшое торговое заведение. Получив образование в Соболевском реальном училище, Фома Будагов поступает на службу в контору рыбопромышленника К.П. Воробьева, известного астраханского богача и мецената. Деловые качества молодого служащего обратили на себя внимание, и вскоре Будагов становится конторщиком, а позднее вступает в брак с дочерью К.П. Воробьева, Матреной Константиновной.
Существует предположение, что усадьба создавалась по образцу известного дома Юшкова в Москве, у обеих построек имеется сходство планировки и оформления фасадов. Состав усадьбы включает в себя жилой дом, ограду флигель и ряд служб, расположенные по периметру двора. Ансамбль формируется вокруг крупномасштабного двухэтажного дома, центром композиции которого является изящная угловая полуротонда, плавно объединяющая два крыла здания.
ФАБРИКА ШОКОЛАДА ТОРГОВОГО ДОМА «К.А. ШАРЛАУ С СЫНОВЬЯМИ»
Здание «Шарлау» существует в Астрахани с 1887 года, в нем находились кондитерское заведение, шоколадная фабрика и личные квартиры владельцев. С возведением этого дома связана публикация в «Астраханском листке» от 12 июля 1901 года, в которой редактор писал следующее: «Шарлау дом свой окончательно отделал. Дом весьма не дурной, но он производил бы лучшее впечатление, если бы не был „крашен“ женскими фигурами, производящими неприятное впечатление и говорящими об отсутствии чувства изящного у строителей дома». На сегодняшний день на первом этаже здания идут работы по созданию кофейни.
Здание «Шарлау» привлекает своей архитектурой. Двухэтажное, кирпичное здание, возведенное в конце XIX века по проекту архитектора К.К. Домонтовича, является образцом богатого городского особняка, выполнявшего одновременно жилую и торговую функции. Кроме этого, здание имеет градостроительное значение — закрепляет древнюю планировку городского центра, располагаясь на южной границе Белого города («Шарлау» включен в показ одноименной экскурсии «Белый город»).
[spoiler]Выразительный архитектурный силуэт постройки формируется главным образом угловой квадратной башней, завершенной четырехгранным куполом (несущим смотровую площадку), а также пышностью и нарядностью фасадов. Фасады оформлены в эклектичном стиле с чертами неоренессанса и отличаются разнообразным применением лепного декора — раковин, гирлянд, пилястр с коническими капителями. Фрагменты лепного декора сохранились и в интерьерах (лепные ложнобарочные композиции плафонов). Насыщенные лепными декоративными деталями, фасады здания имеют четкие вертикальные членения строем пилястр по 2 этажу, между которыми размещены оконные проемы.[/spoiler]
АРХИЕРЕЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ
За Успенским собором находится примыкающее к нему Архиерейское подворье, где в 1677 году — во времена первого астраханского архиепископа Феодосия, был выстроен деревянный Архиерейский дом, а уже при Иосифе были построены каменные Архиерейские палаты.
Здание Архиерейского дома имело прямоугольную форму и большие размеры. Об этом упоминает голландский путешественник Корнелий де Бруин: «Митрополичьи палаты составляют главное здание в городе, чрезвычайно обширное, длинное и каменное».
В 1918 году Архиерейский дом был занят штабом 11-й Армии. Здесь размещался также комендант Астраханского кремля. К 1928 году здание было сильно разрушено и нуждалось в капитальном ремонте. В те времена здесь находился Красный уголок, на месте алтаря — сцена, позже церковь переоборудовали под актовый зал. До настоящего времени в Архиерейском доме располагались различные организации, дом астраханского гарнизона, дом Военно-Каспийской флотилии.
Реставрационные работы вернули Архиерейскому дому первоначальный вид, а также двухэтажную крытую галерею из Архиерейских палат в собор, что позволило включить дом в пешеходные экскурсии по Астраханскому кремлю.
ПАЛАТА КАЗЕННАЯ И ГУБЕРНСКОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
Проект здания был выполнен губернским архитектором П. В. Шкателовым, губернским инженером П. И. Коржинским и архитектором Министерства Финансов К. К. Тарасовым.
Здание располагается в центральной части города, в общедоступном месте. Оно представляет собой образец провинциальной архитектуры XIX — начала XX века. Прямоугольный план здания, симметрия фасадов и их рациональное членение, применение таких архитектурных элементов, как рустика и арочные оконные проемы второго этажа, а также использованный декор позволяют отнести его к стилю неоренессанс. Главный фасад здания выходит на улицу Советская, на нем привлекает внимание маскарон льва, размещенный по центральной оси здания, над оконным проемом второго этажа, в антаблементе. Еще одним украшением служат акротерии, установленные по излому карниза в виде декоративных раковин и размещенные по углам здания вазы.
[spoiler]Здание палаты было заложено 14 сентября 1898 года. Место застройки было «мерою по Екатерининской улице 20,3 сажени и по Индейской улице — 14 сажень». К 1899–1900 году казенная палата получила новое 2-этажное каменное здание по Екатерининской улице (ныне улица Советская).
Во время Великой Отечественной Войны, в 1942 году, в здании размещался штаб 28 Армии, сформированной в Астрахани для защиты подступов к городу и ставшей левым флангом Сталинградского фронта.
Объект используется в обзорных экскурсиях по Астрахани, а также в тематической экскурсии «Храмы и монастыри Астрахани».[/spoiler]
ПАМЯТНИК «МЫ ПОБЕДИЛИ! ОТ БАСКУНЧАКА ДО БЕРЛИНА»
В 2010 году к 65 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов администрацией города Ахтубинска было принято решение установить памятник 902 стрелковому полку в Ахтубинске. На прямоугольном бетонном ступенчатом основании расположены фигуры двух верблюдов, солдата и пушки. Монумент выполнен из керамопластики. На лицевой стороне основания имеется мемориальная плита с надписью: «902 стрелковому Берлинскому ордена Кутузова полку посвящается».
Во время тяжелейших боев под Сталинградом в Астрахани формировалась резервная армия — 902 стрелковый полк входивший в состав 248 стрелковой дивизии 9-го стрелкового корпуса. Не хватало тяговой силы, чтобы тащить пушки и тогда было принято решение организовать тягало из верблюдов. За короткое время красноармейцы обучили животных. Так в 902 стрелковом полку появились баскунчакские верблюды, не многие из которых дошли с полком до Берлина.
902 стрелковый полк первым в мае 1945 года пробился к имперской канцелярии Гитлера, бой был очень трудным. За мужество проявленное в боях 902 стрелковый полк был награжден орденом Кутузова. Вместе с солдатами и командирами в историю вошли и два баскунчакских верблюда Мишка и Машка. Имеется фотография, где верблюды стоят на фоне Бранденбургских ворот 2 мая 1945 года.
ПАМЯТНИК ГАБДУЛЛЕ ТУКАЮ
Габдулла Тукай вошел в историю многонациональной российской литературы как выдающийся татарский народный поэт, литературный критик, публицист и переводчик. Он является одним из основоположников современного татарского языка и татарской поэзии.
Астрахань же, в свою очередь, является одним из российских городов, история которого тесно связана с именем великого классика татарской литературы. Впервые в Астрахань Тукай прибыл в 1911 году и даже прожил здесь некоторое время. За время своего пребывания в городе поэт создал в Астрахани татарский театр, а спустя столетие в городе открылся памятник в честь Тукая.
Памятник татарскому поэту, жившему в Астрахани в 1911 году, был создан в 2013 году по просьбе общественной организации «Дуслык» и подарен городу правительством Республики Татарстан. Памятник установлен в жилом микрорайоне, в месте давнего проживания татар — бывшей татарской слободе. Проект памятника разработал Баки Урманче, а воплотил его в бронзе его ученик Владислав Авдеев. Памятник был отлит в Казани.
ПАМЯТНИК И.Н. УЛЬЯНОВУ
ПАМЯТНИК ЧИСТИЛЬЩИКУ ОБУВИ
СКВЕР АСТРАХАНСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
Сквер Астраханской филармонии – одна из любимых открытых площадок в Астрахани, летом здесь нередко проходят музыкальные вечера, концерты симфонического оркестра. Он расположен с западной и северной стороны от здания астраханской филармонии между улицами Володарского и Коммунистической, упирающийся в кинотеатр «Октябрь» на юге. В северо-восточном углу сквера располагается бывшая башня Спасо-Преображенского монастыря.
В 2014 году в сквере Астраханской филармонии появилась аллея имени двух великих певиц XX столетия — Валерии Барсовой и Марии Максаковой. Астраханцы помнят и любят своих знаменитых землячек, прославивших астраханскую землю. Не без участия Марии Максаковой в Астрахани была открыта государственная консерватория, концертный зал филармонии.
ЦЕНТР КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ «ВОЛЬНИЦА»
В Ахтубинском районном Доме культуры работает Центр казачьей культуры «Вольница», созданный для возрождения и сохранения казачьих традиций. Торжественное открытие состоялось 5 сентября 2014 года.
В центре ежедневно проходят познавательные экскурсии и беседы, мастер-классы, уроки живописи и истории, большое внимание уделяется традиционным народным праздникам, казачьим обрядам. Гостям центра представлены экспонаты, ярко иллюстрирующие быт и жизненный уклад казачества. Фотовыставка и литература по истории астраханского казачества также привлекает внимание посетителей.
В помещении Центра казачьей культуры развернута выставка-продажа «Казачий сувенир»: глиняные статуэтки, корзины из лозы, шашки, нагайки. Представленные сувениры выполнены руками мастеров декоративно-прикладного творчества Ахтубинского района, а также на выставке представлены товары Астраханской казачьей лавки.
АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ (ПЫТОЧНАЯ) БАШНЯ АСТРАХАНСКОГО КРЕМЛЯ
Артиллерийская (Пыточная) башня Астраханского кремля является третьей дошедшей до нас древней башней в кремле, наряду с Житной и Крымской. Башня получила свое название из-за Артиллерийского, или Зелейного двора, примыкавшего к ней. Но у нее есть и другое, гораздо более мрачное название. Именно эту башню в народе изначально именовали Пыточной. Название было вполне заслуженным, поскольку при городовом воеводе Иване Хворостине в XVII веке в башне проводили судебные дознания с применением пыток.
Любопытно, что Пыточная башня Астраханского кремля не утратила свой боевой потенциал, даже став местом для особо жестоких допросов. Только заложенные окна первого яруса говорили о ее новом навевающем страх назначении.
[spoiler]Однако толстые стены Пыточной башни, заглушавшие крики угодивших в застенок узников, в противовес своей дурной славе сослужили астраханцам хорошую службу во времена восстания Степана Разина. Весь город и Астраханский кремль уже были во власти повстанцев, а в Артиллерийской башне засели насмерть.
На сегодняшний день в Пыточной башне представлены экспозиции музейного комплекса артиллерийского двора: «Из истории телесных наказаний на Руси XVI — XVIII вв.», «Приказная палата — центр административного управления Астраханским краем сер. XVI-XVIII вв.», «Смуты и народные восстания в крае нач. XVII — кон. XVIII вв.».[/spoiler]
АСТРАХАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАРМОНИЯ
Астраханская государственная филармония – признанный центр музыкальной жизни города, который определяет его культурный облик. Приобщению астраханцев к высокому искусству во многом способствуют талантливые артисты. Концертные сезоны здесь всегда были и продолжают быть очень насыщенными. Современное оборудование сцены, профессиональная акустика и освещение позволяют не только проводить академические концерты, но также принимать театральные и хореографические коллективы.
Современные достижения в музыкальном искусстве представляют фестивали. В Астрахани уже более 15 лет с успехом проходит Международный фестиваль вокального искусства им. В. Барсовой и М. Максаковой. Такие события объединяют зрителей разных поколений, укрепляют имидж Астраханской области как культурного центра Юга России.
АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ БИБЛИОТЕКА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ ИМ. Б. ШАХОВСКОГО
Астраханская областная юношеская библиотека была организована 1 августа 1960 года на базе городской детской библиотеки № 4. Располагалась она в маленьком здании на территории областной восьмилетней вспомогательной школы — интерната по улице Набережной 1 мая, 55. В 2009 году библиотеке присвоено имя поэта-фронтовика, уроженца Астраханской области Б. Шаховского. В 2011 году библиотека была переименована в областное государственное бюджетное учреждение культуры. С 1 января 2015 года официальное название библиотеки — ГБУК «Астраханская библиотека для молодежи им. Б. Шаховского».
Сегодня библиотека предоставляет к услугам пользователей учебную, познавательную литературу, периодические издания правового характера, электронные носители информации. Отдел искусств выступает как место отдыха и интересного проведения досуга, организуя заседания клубов и объединений по интересам, диспуты, читательские конференции, презентации книг местных авторов, выставки вернисажи, творческие вечера, куда может попасть любой желающий. А литературно-музыкальная гостиная «Созвучие» уже несколько лет традиционно собирает любителей музыки и литературы.
АСТРАХАНСКИЙ КРЕМЛЬ
Астраханский кремль — памятник федерального значения, уникальный архитектурный ансамбль XVI века, образец культовой архитектуры XVIII века.
Филиал Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника включает пять исторических объектов: башня Красные ворота с экспозицией «Астраханский кремль — образец военно-инженерного искусства середины XVI века», Артиллерийский двор с пороховым погребом XVI века и Пыточной башней XVI века с экспозициями «Архитектуры старой Астрахани», «История судопроизводства», а также экспозиции зданий «Гауптвахты» и «Цейхгауза».
[spoiler]В 1558 году при Иване Грозном был построен деревянный кремль как форпост на юго восточных рубежах России. Затем в 80-х годах XVI века были построенные каменные стены и 8 башен, из которых сохранилось 7. Стены строили из камня от разрушенных золотоордынских городов. Конфигурация кремля продиктована ландшафтом. Он представляет собой треугольник неправильной формы. Толщина стен достигает 3,5 метра, а высота — до 11 метров. Общая длина стен составляет 1554 метра. Три из семи сохранившихся башен имеют сквозные проезды, а оставшиеся четыре — глухие.
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в кремле — один из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века. Петр I, посещавший Астрахань в 1722 году, с восхищением говорил, что не видел красивее храма в своей империи. Рядом с собором находится лобное место. Всего в России два лобных места — на Красной площади в Москве и здесь.
Звонницей Успенского собора является Пречистенская колокольня, построенная в начале ХХ века. Кстати, колокольня — «падающая»: она отклоняется по вертикали на 52 сантиметра.
Последние несколько лет ведутся переговоры о включении Астраханского кремля в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.[/spoiler]
БАШНЯ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
На углу улиц Коммунистическая и Эспланадная расположена башня Спасо-Преображенского монастыря, которая является объектом культурного наследия. Сохранившаяся монастырская башня — памятник русского монастырского зодчества начала XVIII века. Сооружение имеет градоформирующее значение, отмечает традиционную древнюю границу между планировочными структурами Белого и Земляного города.
Очевидно, в период крупной реконструкции 1730-х годов, когда возводились каменные стены монастыря, сооружается и угловая северо-восточная башня. Она была выстроена в непосредственной близости от одной из проездных башен северной линии городских стен, сооруженных в 1630-х годах. Можно предположить, что при размещении и сооружении монастырской башни были использованы местоположение и остатки первоначальных белогородских ворот.
[spoiler]В 1871–1872 годах Святейший Синод признал полезным братию астраханского Спасо-Преображенского монастыря переписать в один из монастырей Вятской или Оренбургской епархий. В марте 1873 года был получен указ из Святейшего Синода об упразднении Астраханского Спасо-Преображенского монастыря. Большая часть монастырских строений была передана духовной семинарии. Часть монастырских строений была передана для дома призрения престарелых и сиротствующих лиц духовного звания.
В 1960-х годах была произведена реставрация башни по проекту архитектора А.В. Воробьёва.
Башня двухъярусная кирпичная, в плане восьмигранник с неравными сторонами, завершается высоким восьмигранным шатром с узкой полицей. Шатер венчает небольшая луковичная главка на граненном тонком барабане. Вертикальное членение фасада башни организовано лопатками по углам граней.
Башня Спасо-Преображенского монастыря включена в маршрут пешеходных и автобусных экскурсий по Астрахани.[/spoiler]
БРАТСКИЙ САД
Братский сад — поистине знаковое место для Астрахани. Здесь располагалось когда-то здание русского Гостиного двора, утраченное во время гражданской войны.
Раньше по площади на месте нынешнего Братского сада любило прогуливаться светское общество Астрахани. В центре сада была большая круглая клумба, а по вечерам там играл военный оркестр. Но и на сегодняшний день Братский садик пользуется большой популярностью у горожан, днем здесь гуляют семьями, а вечером собирается молодежь.
«Братский», как его называют в народе, находится в центральном районе Астрахани и считается одним из излюбленных мест молодоженов. Каждую неделю сюда приезжают молодые пары, чтобы возложить цветы и почтить память павших в Великой Отечественной войне.
Недавно парк был реконструирован: дорожки выложены плиточным камнем, посажено много цветов, починены небольшие фонтаны, а также установлены новые лавочки и фонари.
ДВОРЕЦ БРАКОСОЧЕНИЯ
Этот удивительный по красоте памятник архитектуры начала XX века с элементами модерна — украшение не только центральной набережной, но и всей Астрахани.
Построенное в 1906–1910 годах на месте старой деревянной биржи по проекту архитектора В.Б. Вальдовского, здание имеет важное градообразующее значение архитектурной доминанты, возведенной на стрелке Кутума и Волги.
ДОМ И. МЕРКУЛЬЕВА
Старинный купеческий особняк был построен в 1896–1899 годах купцом Иваном Меркульевым и выполнен в лучших традициях стиля модерн. Балконы с изящными коваными ограждениями, фасад, отделанный красный штукатуркой, рельефная отделка стен — все это заметно выделяется в архитектурном ансамбле города.
В 1919 году особняк Меркульева был муниципализирован. По 1925 год здесь располагался Астраханский университет с медицинским факультетом, который в последствие преобразовали в медицинский институт. Позже, после перепланировки, здание передали под детский дом творчества. И по нынешний день здание сохраняет былые функции — в доме располагается Областной центр детского научно-технического творчества.
Особняк И. Меркульева является объектом культурного наследия федерального значения и принят на государственную охрану как памятник архитектуры.
ДОМ РЕМЕСЕЛ
Областной методический центр народной культуры выполняет функции по созданию единого культурного пространства, духовно-культурной идентичности, сохранению и развитию традиционной интернациональной культуры, а также координации художественно-творческой деятельности населения региона. Особое место занимает возрождение народных промыслов и ремесел, сохранение и развитие фольклора, народных праздников и обрядов. Сотрудники центра проводят этнографические экспедиции, собирают фольклор по всему региону, в том числе в самых отдаленных районах, –таким образом, исконная культура Астрахани живет и бережно хранится заботливыми руками.
С давних времен Астраханская земля была богата народными промыслами да умельцами. Чудеса рукодельные демонстрировали художественные ремесла: ткачество, кошмоваляние, гончарство, плетение из чакана, лоскутное шитье, войлоковаляние, резьба по дереву.
[spoiler]Возродить народные промыслы, сохраняя культурное наследие народов, призван Дом ремесел, созданный в Астрахани.
Основная работа по возрождению художественных промыслов и обучению проводится местными профессиональными мастерами, а также приглашенными из регионов России и ближнего зарубежья.
В Доме ремесел работают мастерские с современным оборудованием: текстильная, гончарная, современных видов декоративно-прикладного творчества (бисероплетение, декупаж, скрапбукинг, мыловарение и др.), мастерская по плетению изделий из чакана и лозы.
Здесь организуются выставки, конкурсы, экскурсии для туристов, выставка-продажа изделий мастеров «Сувенирная лавка».[/spoiler]
ДОХОДНЫЙ ДОМ А.А. ТАВРИЗОВА
Дом Тавризова возведен в 1907 году по проекту губернского архитектора Адама Сигизмундовича Малаховского. До революции в доме размещалось отделение Русского торгово-промышленного коммерческого банка: квартиры управляющего, бухгалтера; внизу располагались магазины, аптека, страховое общество.
Доходный дом — одна из доминирующих построек и фактическим самое крупное здание на улице Никольской. Он представляет собой трехэтажное кирпичное здание, целиком занимающее северную часть квартала, ограниченного улицами Урицкого, Никольская и Фиолетова. На юго-восточном углу здания размещена квадратная в плане башенка со шпилем, которая вместе с угловыми балконами западной стороны разбавляет симметрию главного фасада. Массивные балконы, выполненные методом художественного литья, служат украшением здания.
На сегодняшний день здесь располагается астраханский филиал волжской государственной академии водного транспорта.
Дом А.А. Тавризова можно увидеть в ходе обзорной экскурсии по Астрахани.
ДОХОДНЫЙ ДОМ СЕРГЕЕВОЙ (ДОМ АГАМЖАНОВЫХ)
Дом Сергеевой (дом Агамжановых) был возведен в 1909 году. Первоначально здание принадлежало семье богатых купцов Агамжановых, позже было известно как дом Сергеевой. Сейчас объект культурного наследия регионального значения занят госпиталем Каспийской флотилии.
Архитектором здания выступил Константин Домонтович, создавший и здание Мариинской женской гимназии в Астрахани. По задумке архитектора фасады выполнены в стиле псевдоренессанса. Угловое расположение дома, его изящные балконы и отделка, ставят дом в один ряд с безупречными «доходными домами» Петербурга.
Дом Сергеевой (дом Агамжановых) можно увидеть в ходе обзорной экскурсии по Астрахани.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ ГОРОДА АСТРАХАНИ
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО
Одно из самых романтичных мест в Астрахани — Лебединое озеро. Живописный вид и теплую атмосферу дополняют витые чугунные скамейки, сказочные фонари, зеленые лужайки, а в центре озера — белоснежная беседка и прекрасные лебеди.
Своим появлением Лебединое озеро обязано обмелевшему руслу Волги, в результате чего образовался пруд.
МОСТ ВЛЮБЛЕННЫХ
Город Астрахань расположен в дельте Волги на 11 островах. Территория Астрахани пересечена рукавами и протоками, отходящими от волжского русла на Юго-Восток (Болда, Кутум, Царев, Кизань). Это обусловило в нем обилие мостов, перекинутых через реки и ерики, что роднит Астрахань с Петербургом — как и то, что здесь бывал Пётр I (в 1722 году), приложивший немало усилий к развитию Астрахани как Волго-Каспийского порта. Много воды утекло с тех пор, но астраханские мосты не потеряли своего очарования. Они по-прежнему являются одной из «жемчужин Каспия».
В Астрахани Мост любви любят как пешеходный чудо-мостик, проходящий над рекой Кутум. Это самое романтичное место города с видом на Красную Набережную. История Астраханского Моста любви уходит в 90-е года. Тогда еще вместо замочков было принято вешать ленточки на березу и завязывать узелки на счастье. Но березки гибли от таких молодежных причуд. И тогда влюблённые пары решили вязать ленточки на кованых ограждениях моста, а вскоре и взялись за замочки.
МУЗЕЙ «СЕЛИТРЕННОЕ ГОРОДИЩЕ»
Уникальным филиалом Астраханского музея-заповедника стал образованный в 2003 году музейный археологический комплекс под открытым небом «Селитренное городище».
На месте раскопок был обнаружен древний город, основанный ханом Батыем в XIII веке. Сарай Бату — столица Золотой Орды, — в научном мире получивший название «Селитренное городище», расположен на берегу реки Ахтуба в Харабалинском районе.
Развалины золотоордынской столицы давно привлекают к себе внимание путешественников и исследователей. С 1965 года на территории Селитренного городища проводятся археологические исследования.
[spoiler]За годы изучения золотоордынской столицы ученые раскопали более 30 тысяч квадратных метров городской территории. Были исследованы гончарные и стеклоделательная мастерские, обнаружены следы косторезных мастерских и мастерских по обработке полудрагоценных камней. Раскопаны усадьбы золотоордынских аристократов, комплекс общественных зданий, стоявших на площади: большая мечеть, общественная баня. Кроме того, были исследованы десятки жилищ, принадлежавших простым горожанам.
Селитренное городище — памятник археологии федерального значения. Он считается одним из крупнейших археологических объектов в России.[/spoiler]
ОБЛАСТНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ Н.К. КРУПСКОЙ
Астраханская областная научная библиотека им. Н.К. Крупской — крупнейшее в регионе собрание уникальных печатных памятников культуры и ценных рукописных изданий, современной отечественной и зарубежной литературы. Особая гордость книжного фонда — редкие книги, свыше 60 тысяч единиц хранения, каждая из которых – настоящее литературное сокровище. Здесь собраны издания XV – XX вв. Жемчужиной фонда является коллекция книг и гравюр астраханского купца-мецената Ивана Акимовича Репина.
Сегодня библиотека им. Н.К. Крупской – это еще и многофункциональный информационный центр с развивающимися библиотечными технологиями, центр общественной и культурной жизни для горожан. Здесь регулярно проводятся литературные и музыкальные вечера, презентации новых книг местных авторов, организуются выставки.
ПАМЯТНИК «САМОЛЕТ МИГ-23УФ»
При въезде в центральную часть города Ахтубинска Ахтубинского района Астраханской области на постаменте застыл хранитель авиационных традиций — самолет МиГ-23УФ.
В его летной биографии немало интересных страниц. Испытания самолета, как МиГ-23УБ (учебно-боевой), начались в 1968 году.
В Ахтубинске испытания этого типа самолета проходили с 1971 по 1974 год. Позже, после того, как его кабину переоборудовали, убрав оттуда ручку управления и оснастив всем необходимым для проведения фото-видео съемки, он получил условное наименование МиГ-23УФ (фотограф). ВВС располагало всего лишь двумя такими самолетами. Многие специалисты 9-го управления Государственного лётно-испытательного центра имени В.П. Чкалова летали на нем в качестве воздушных операторов, чтобы зафиксировать результаты испытаний.
Именно на этом самолете завершал свои испытательные полеты в Ахтубинске легендарный летчик Степан Анастасович Микоян.
ПАМЯТНИК «САМОЛЕТ ТУ-16»
Памятник самолету Ту-16 расположен в Ахтубинске Ахтубинского района Астраханской области. Он напоминает местным жителям и гостям города о великих заслугах этого авиалайнера. Его выпускали на протяжении десяти лет, но в разных модификациях. Были самолеты заправщики, ракетоносцы и самолеты РЭБ (радиоэлектронной борьбы).
Самолет, который расположен на небольшой площади перед входом не территорию Государственного лётно-испытательного центра имени В.П. Чкалова, совершил свой финальный полет в 1993 году, а уже в 1995 году стал играть роль памятника. За весь период выпуска авиалайнера было произведено свыше 1500 самолетов.
ПАМЯТНИК «СЕМЬЯ»
ПАМЯТНИК ВОИНАМ-КАЗАКАМ – ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА
Памятник представляет собой фигуру казака – георгиевского кавалера, за спиной у которого возвышается символический Георгиевский крест. Автор памятника – ростовский скульптор Асланбек Усаев, отлил казака в бронзе Андрей Дементьев.
Место для памятника — он располагается напротив Музея боевой славы — выбрано неслучайно . Этот факт подчеркивает героическую значимость астраханского казачества и отчасти восстанавливает историческую справедливость – в здании музея ранее находилось Правление Астраханского казачьего войска.
Судьба астраханского казачества неразрывно связана с победоносной историей региона и всей страны. Астраханское казачье войско является одним из старейших в России и ведет свою историю от казачьего полка, созданного в 1750 г. в Астрахани.
ПАМЯТНИК ГЕЙДАРУ АЛИЕВУ
ПАМЯТНИК ИВАНУ АНДРЕЕВИЧУ ВАРВАЦИЮ
Памятник Ивану Андреевичу Варвацию установлен в 1732 (по другим данным в 1750) — 1825. Российский дворянин греческого происхождения, кавалер ордена Святого Владимира и Святой Анны, меценат — он внес огромный вклад в развитие Астрахани.
В 1789 году, именуемый по-русски Иван Андреевич Варваций ( настоящее имя — Иоаннис Варвакис), был принят в подданство России.
Благодаря помощи графа Григория Александровича Потемкина Варвацию удалось встретиться с императрицей Екатериной II. Для развития торговых путей по Каспию императрица направляет его в Астрахань, жалуя ему при этом тысячу червонцев и право беспошлинной торговли на 10 лет.
[spoiler]В Астрахани, занимаясь торговлей рыбой и солью, Варваций стал одним из самых богатых людей города. В 1813 году на его средства в кремле была построена колокольня, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней. По его инициативе и на его средства было завершено строительство канала, соединяющего Волгу и реку Кутум, а также возведено несколько мостов, благоустроена набережная. Во время эпидемии чумы Варваций построил каменную больницу на 50 человек и возвел при ней церковь.
В Астрахани Варваций прожил до 1813 года, а затем в 1823 году покинул Россию, отправившись в родную Грецию, где участвовал в освободительном движении.
Памятник И.А. Варвацию можно увидеть в ходе обзорной экскурсии по городу Астрахани.[/spoiler]
ПАМЯТНИК КУРМАНГАЗЫ
ПАМЯТНИК МАХТУМКУЛИ ФРАГИ
Для туркмен Махтумкули — такая же величина, как Пушкин для россиян. Именно поэтому в Астрахани, где проживает одна из самых крупных в России туркменских диаспор, и появился этот памятник. Кстати, в отличие от Пушкина, монумент которого также есть в Астрахани, Махтумкули посещал этот город на Волге.
Памятник туркменскому поэту и философу установлен в сквере напротив главного корпуса астраханского госуниверситета, это подарок Астрахани от соседа по Каспию, дружественного Туркменистана.
Автор памятника, установленного в 2009 году, — известный туркменский скульптор, член Союза художников Туркменистана, народный художник Туркменистана Сарагт Бабаев.
ПАМЯТНИК ПЕТРУ I
ПАМЯТНИК КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ
Памятник равноапостольному князю Владимиру появился в честь 1025-летия Крещения Руси и 455-летия Астрахани. Четырехметровый монумент выполнен из бронзы на гранитном постаменте.
Автором архитектурной композиции выступил народный художник Азербайджана, почетный член Российской Академии художеств профессор Натик Алиев, авторами памятника – астраханский архитектор Александр Федорченко и московский скульптор, народный художник России Андрей Ковальчук. При активной поддержке азербайджанских коллег скульптура памятника была отлита в Баку.
Памятник украсил собор Святого князя Владимира, построенного в честь 900-летия Руси. В комплекс входит часть набережной канала Первого мая, сквер с памятником Гейдару Алиеву и мост с фонтаном «Дружба народов».
ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ МОРЯКАМ
ПЛОЩАДЬ В.И. ЛЕНИНА
Главная площадь города находится в историческом центре города, под стенами Кремля и венчает одну из астраханских улиц, которая также носит имя В.И. Ленина. Вместе с тем это один из центров культурной жизни региона, здесь проходят масштабные праздники, парады и шествия.
До революции на этом месте был Александровский парк (или бульвар), а после его разрушения остался сад, получивший название «Олимп».
К 400-летию Астрахани, в 1958 году, на месте сада создается площадь во главе с памятником В.И. Ленину.
А уже к новому юбилею в 2008 году это место значительно видоизменилась — площадь была реконструирована силами петербургских зодчих . Теперь она украшена малыми архитектурными формами и семью фонтанами, главные из которых носят символичные названия «Волга» и «Нева».
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ИМ. КУРМАНГАЗЫ САГЫРБАЕВА
Комплекс архитектурных сооружений представляет собой сочетание трех каменных зданий, стилизованных под большие белые юрты. Здесь располагается гостиница для проживания многочисленных паломников и туристов из различных регионов, которых приветствуют на русском и казахском языках. Для гостей традиционно проводятся обряды и казахские игры «Жамбыату», «Куаттыжигит».Для детей устанавливаются качели «Алты бакан», а на площадке для них проводятся национальные игры. Гостей угощают казахскими блюдами в гостевой юрте.
СКВЕР ИМЕНИ ПУШКИНА
Сквер имени Пушкина — один из центров культурной жизни Астрахани. Ежегодно здесь проводятся мероприятия — прежде всего, литературного характера. Проекты «Литературный перекресток», «Буккроссинг», «Пришло время читать», а также литературные вечера позволяют под открытым небом насладиться красотой русского слова.
Сквер расположен на месте церкви Рождества Богородицы, которую снесли в 1930-е годы. В 1958 году, в рамках празднования 400-летнего юбилея Астрахани, в центре сквера был установлен памятник А.С. Пушкину. Автором памятника является советский и белорусский скульптор, народный художник СССР Заир Исаакович Азгур (1908-1995).
СКУЛЬПТУРА «ДАМА С СОБАЧКОЙ»
СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «КОНЕК-ГОРБУНОК»
СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА «КОЛОКОЛЬНЯ „ПРЕЧИСТЕНСКИЕ ВОРОТА“»
Колокольня «Пречистенские ворота» большинству горожан и гостей Астрахани известна как колокольня кремля. Экскурсия по этой величественной постройке никого не оставит равнодушным, ведь именно с этой высочайшей городской смотровой площадки открывается удивительный вид.
Колокольня «Пречистенские ворота» имеет часовой механизм и находится над въездными воротами в Астраханский кремль, построенный в XVII веке. Основная связь между крепостью и Белым городом происходила через них. Колокольня высотой 80 метров видна практически из любого района Астрахани, так же как и вся Астрахань с этой величественной смотровой площадки, а потому колокольня по праву является одним из его главных символов.
УСАДЬБА А.И. ГУБИНА
В 1885 году это был каменный одноэтажный торговый корпус, который в 1897 году А.И. Губин перестроил в трехэтажный каменный дом по проекту К.К. Домантовича. Александр Иванович Губин был влиятельным астраханским купцом-лесопромышленником. В собственности его семьи были лесопильные заводы, склады лесных материалов и т.д. Губины были почетными гражданами города, которые занимались благотворительностью.
Усадьба А.И. Губина — прекрасный образец состоятельного купеческого дома с его богато декорированными фасадами, с применением металлопластики и скульптур. Особняк выполнен в стиле эклектики, с заметными чертами барокко, например, это видно по чугунным массивным воротам, которые ограждают проезд во двор. Их рисунок составляется букетами роз, листьями аканта, лентами и веревочным орнаментом, а в центре размещены монограммы домовладельца. Композиция трехэтажного дома построена на сочетании прямоугольных объемов при симметричной организации фасадов. Парадный вход украшен декоративными светильниками, кронштейны которых выполнены из чугуна в форме грифонов.
В усадьбе сохранилась парадная лестница, выполненная из белого мрамора и оформленная кованым стальным ограждением. Два изразцовых камина, с их сюжетными рельефами зеркал, цветовым решением и пластикой барокко, также дошли да наших дней и являются истинными произведениями искусства. Можно смело заметить, интерьеры усадьбы выполнены с дворцовой роскошью.
ЦЕНТР НАРОДНОЙ КАЗАЦКОЙ КУЛЬТУРЫ «КОПАНОВСКИЙ КРУГ»
Один из очагов возрождения самобытной казачьей культуры — Енотаевская станица Копановка. Здесь действует Центр народной казачьей культуры «Круг», где по крупицам восстановлена чуть было не утраченная в советское время связь между поколениями казаков.
При центре работает этнографический музей «Казачья горница», знакомящий посетителей с историей копановских казаков, их бытом и службой.
ЦЕНТР НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ «КЫЗАН»
Познакомиться с самобытной культурой и традициями астраханских татар приглашает центр народной татарской культуры «Кызан», расположенный в селе Татарская Башмаковка.
Гостей здесь встречают в национальных татарских костюмах. А игры, песни, танцы и народные инструменты помогают узнать историю села и оценить богатство татарской культуры.
Большой интерес у гостей центра традиционно вызывает уголок с предметами быта, национальной татарской одеждой и демонстрация родовых знаков «Тамга». И, конечно же, здесь каждый турист отведает татарские угощения: кайнары, чак-чак, кыш теле.
АСТРАХАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
Мариинская женская гимназия в Астрахани преобразована в 1867 г. из женского училища 1-го разряда открытого в 1860 г. В те времена основные здания гимназии располагались на углу улиц Смоленской (Шелгунова) и Спасской (Молодой Гвардии), два корпуса. На участке, который занимала гимназия, в начале XX в. располагался сад гимназии, который был огорожен каменным забором. Еще в конце XIX в. неоднократно вставал вопрос о постройки нового здания гимназии, по ветхости старых корпусов. Сбор средств на строительство корпусов был начат в 1895 г., но строительство было отложено из-за войны 1905 г. Самыми большими благотворителями оказались купцы Захаров и Губин. Образцовый фасад был привязан к местным условиям архитекторами П.И. Каржинским и К.К. Домантовичем. Последний являлся «архитектором гимназии». Строительство здания гимназии официально было закончено в 1910 г.
[spoiler]Выразительная архитектура псевдоренессанса здания гимназии, занимающего угол улиц Московской и Смоленской как бы замыкает перспективу центральной улицы Белого города, и стройным, изящным силуэтом формирует объемно планировочную структуру в центральной части города. Угол здания выделен граненой ротондой с завершением куполом, напоминающим купол флорентийского собора архитектора Брунеллеско, который совмещает в себе черты готики и ренессанса. Его яйцевидный силуэт родственен готической стрельчатой арке, его ребра, облицованные металлом, напоминают о готических нервюрах. Вместе с тем простота и ясность формы, купол, бесспорно, является украшением здания. Небольшие оконные проемы с завершением в форме полуциркульной арки, изящный архитектурный декор в виде легких аркатурных поясков придают зданию именно стиль и дух архитектуры ренессанса. В 1909 г. для гимназии было построено здание с церковью и актовым залом.
Ныне это здание занимает Астраханская Государственная Консерватория.[/spoiler]
МОСТ РОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ДРУЖБЫ
Современный, удобный и красивый пешеходный мост был создан при поддержке Фонда Гейдара Алиева. Вместе с детским развлекательным городком он стал продолжением архитектурного ансамбля сквера имени Гейдара Алиева, бывшего азербайджанского президента.
Мост Дружбы соединяет сквер имени Алиева с районом Элинга и предлагает отдыхающим удобный пешеходный проход к Волге.
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «НОГАЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ»
Этнокультурный центр «Ногайское подворье», расположенный в селе Растопуловка, знакомит своих гостей с бытом и культурой ногайского народа. Наряду с экспозицией реальных этнографических предметов спроектировано несколько элементов экологической и этнографической среды прошлого ногайцев.
В основе музейной программы лежит не только ознакомление с экспозицией, но и сценическая реконструкция ногайских обрядов и обычаев. Солисты ансамбля «Дослык» исполняют старинные ногайские песни. По программе гостям предлагается стать участниками национального состязания «табан тирес» и свадебного обычая «джиин-той».
Туристов угощают блюдами национальной ногайской кухни: «буреком», «баурсаком» и «кыздырмышем».
ПАМЯТНИК «САМОЛЕТ СУ-17М»
Взмывший в небо самолет бортовой номер №36, установленный недалеко от мемориального комплекса «Крыло Икара» в Ахтубинске Ахтубинского района Астраханской области, является экспортным вариантом самолета Су-17М — истребитель-бомбардировщик Су20, предназначавшимся для продажи в страны Ближнего Востока.
Его испытания проводились в Государственном лётно-испытательном центре имени В.П. Чкалова в Ахтубинске в середине 1970-х годов. Завершающий этап испытаний по прицелу и бомбометанию на нем проводил заслуженный летчик-испытатель СССР полковник В.Н. Музыка. В знак благодарности за проведенную работу специалисты авиационной фирмы, механик Тардасов и ведущий инженер Кузнецов, подарили летчику макет самолета с надписью «Валерию Музыке — отличному летчику и замечательному парню от экипажа машины 3101. Июль 1976 г.». В качестве памятника самолет был установлен по указанию начальника 1-го управления Героя Советского Союза полковника В.В. Мигунова в 1983 году.
ДОМ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА (ДОМ М. ДИЛЯНЧЕЕВА)
В 1786 году грузинский дворянин Мина Дилянчеев (Диланчеев), «советник таможенных дел», начал строительство комплекса из пяти зданий и церкви в центре Астрахани по проекту итальянского архитектора Александра Дигби. Это был первый в истории города частный строительный замысел подобного масштаба.
Губернаторский дом — это комплекс построек, объединенных единым архитектурным замыслом, один из лучших архитектурных ансамблей периода классицизма в исторической застройке Астрахани, сохраняющий планировку Белого города — существовавшую ранее линию застройки. Несмотря на поздние перестройки, дом сохранил до нашего времени архитектурное решение Дигби в стилистике итальянского классицизма с удивительной пластикой арок и сводов. Особенность архитектуры губернаторского дома заключалась также в длинной, более чем 150-метровой аркаде, проходившей по всему уличному фасаду, ныне заложенной. Прорезая весь нижний этаж зданий, она насыщала их светом и воздухом. Во дворе дома сохранился конюшенный корпус 1841 года постройки, возведенный в традициях классицизма.
Объект используется в обзорных экскурсиях по Астрахани, а также в тематической экскурсии «Белый город».
ПАМЯТНИК «ВОБЛА-КОРМИЛИЦА»
Эта небольшая рыбка по время Великой Отечественной войны спасла от голода тысячи жителей. В качестве благодарности на деньги астраханцев была установлена эта скульптура.
Памятник представляет собой бронзовую воблу, летящую на волнах. Фигура установлена на крутящемся основании, она легко вращается вокруг постамента. На памятнике «Вобла-Кормилица» в Астрахани также есть табличка, где можно прочитать имена меценатов, пожертвовавших деньги на эту скульптуру. Высота скульптуры вместе с постаментом — полтора метра.
Ловля воблы — любимая забава всех горожан. Ежегодно здесь ждут весеннего половодья, когда рыба вобла поднимается вверх по реке Волге на нерест.
Вобла — один из символов региона. Памятник «Вобла-Кормилица» (Астрахань) привлекает студентов, которые в знак удачи трут рыбе нос.
ПАМЯТНИК ОСЕТРУ
Памятник осетру в Астрахани не только необычная скульптура, но и украшение города. Это неслучайно. Издавна Астрахань была центром рыболовного промысла. Волга и Каспий всегда щедро одаривали людей своими богатствами. Именно благодаря волжской рыбе тысячи местных жителей спаслись от голода в страшные годы Великой Отечественной войны. Астраханцы чтут традиции рыболовства и регулярно проводят фестивали, посвященные рыбному богатству, в городе установлено несколько памятников наиболее ценным породам рыб, обитающим в низовьях Волги и являющимся поводом для гордости астраханских рыбаков.
Один их таких памятников находится недалеко от городской набережной. Это памятник рыбе-кормильцу — осетру. Обитал он здесь когда-то в огромных количествах и стал настоящим символом города. Осетр был основной добычей местных рыбаков, по рассказам старожилов, некоторые особи достигали в длину до семи метров. Эта рыба была подлинным украшением праздничных обедов знати и пиров самих российских правителей.
К сожалению, из-за неконтролируемой ловли численность осетровых рыб в низовьях Волги резко снизилась, однако ведется активная работа по восстановлению популяции. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, было решено увековечить эту великую рыбу в камне, так и появился в Астрахани памятник осетру. Кстати, он установлен в сквере, который в Старой Астрахани был пунктом разгрузки пойманной рыбаками рыбы.
ПАРК ПЕТРА И ФЕВРОНИИ
Идея создания нового места отдыха горожан принадлежит настоятелю церкви Преображения Господня отцу Виталию.
Парк расположен в Трусовском районе Астрахани, у храма Преображения Господня. Главной достопримечательностью нового парка является скульптура святым Петру и Февронии Муромским. К композиции ведут три символические улицы — Веры, Надежды и Любви. Вдоль каждой установлены камни с напутственными словами и цитатами из Библии.
Скульптура расположена в центре выложенной из тротуарной плитки ромашки, в лепестках которой разбиты клумбы. В парке также обустроены пешеходные дорожки, установлены скамейки, высажены цветы и разбит газон.
Городские власти надеются, что открытие парка положит начало новой доброй традиции среди молодоженов Астрахани — сажать в сквере деревья как символ единства, любви и верности.
ПЕРСИДСКОЕ ПОДВОРЬЕ
Подворье представляет собой сооружение смешанного стиля архитектуры, распространенного в городе в XVIII столетии. Четыре двухэтажных корпуса, соединенных между собой, образуют постройку типа каре с одними входными воротами, в основу которой заложена идея так называемого караван-сарая. Внутренние фасады с двухъярусными галереями, украшенными рядами полуциркульных арок, полностью характерны для стиля архитектуры Востока. Наружные фасады с ритмичным рядом оконных проемов и декоративным убранством соответствуют стилю европейского классицизма.
Уличные фасады здания выходили на три улицы: Индейскую, Почтовую, Екатерининскую. Верхний этаж полностью был занят под квартиры и номера, на нижнем этаже были размещены магазины и другие заведения. В подвалах находились склады, хозяйственные помещения и конюшни. Эта архитектурная планировка позволяла быстро превращать караван-сарай в оборонительное сооружение во время нападения разбойников и других угроз.
Два здания, которые выходят на улицы Чернышевского (ранее Почтовая) и Советскую (ранее Екатерининская), завершаются мезонинами. Расположенные под мезонином комнаты с южной стороны использовались персидскими купцами как помещения для молитв. В XIX столетии для этого специально была построена мечеть, которая с небольшими перестройками сохранилась и по сей день на углу двух улиц Епишина и Кирова.
С 1974 года Персидское подворье является памятником архитектуры федерального значения.
СКВЕР ИМЕНИ ДЗЕРЖИНСКОГО
Рабочие уложили в сквере 2400 квадратных метров тротуарной плитки. Установили бордюры и обновили леерное ограждение, оборудовали водопровод. Поставили скамейки и урны, заменили освещение, установили скворечник, покрытый экологически чистым лаком. Кроме того, обрезали деревья, посадили цветы, укрепили грунтом береговую зону, покрасили и оборудовали подсветкой памятник.
На газоне вокруг постамента установили щиты с гербами ФСБ и города Астрахань, а на берегу — четырёхметровую арку в виде сердца.
ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА
Сооружение с недавних пор стало любимым местом для прогулок горожан и полноценным туристическим объектом. Триумфальная арка была создана по прототипу ранее существовавшей арки 1871 года, которая была возведена из дерева, в честь приезда в Астраханскую губернию российского императора Александра II. Тогда она была украшена резными элементами, присутствовала накладная резьба, которая символизировала богатство области.
Уже в наше время авторы проекта решили создать прототип арки 1871 года и сделать объект капитальной конструкции: в железобетоне с использованием иранского мрамора и гранита. Практически все это было сделано руками российских умельцев. Все барельефы выполнены из чугуна. Многие элементы, украшающие современную арку, позаимствовали у старой.
«Большие врата, приглашающие на площадку, треугольный фронтон, система деления, колонны — это все было взято у старой арки, но они полностью были отформатированы и выстроены по своим пропорциям», — поясняет главный архитектор Александр Суслов. Благодаря этому новая арка выглядит более стройной и грациозной.
Особое внимание уделялось выбору цвета. Самые главные архитектурные сооружения в городе белого цвета: Астраханский кремль, Успенский собор, колокольня Астраханского кремля и другие. Именно поэтому выбрали белый, а к нему уже подбирали методы декора, которые позволяли вписать ее в структуру архитектуры старого города, не создавать что-то современное, а взять за основу стилистику XVIII — начала XIX века.