СРЕТЕНО-МИХАЙЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КРАСНОЙ ЛЯГЕ
Уникальный памятник русской деревянной архитектуры, шатровая Сретено-Михайловская церковь, была возведена в 1655 году. В 1884 году строение церкви было обновлено.
Рядом с церковью раньше была деревня Красная Ляга и озеро, озеро ушло под землю, а деревня опустела.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
АРХАНГЕЛЬСКОЕ ПОДВОРЬЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ
Архангельское подворье Соловецкого монастыря расположено в историческом центре города на набережной Северной Двины.
Соловецкое подворье исторически связано с основанием города Архангельска, и время его учреждения может быть отнесено к концу XVI — началу XVII веков. В 1851-1853 годах возводится каменное здание по Банковскому переулку. К 1865 году было построено здание «на погребах» и присоединено с восточной стороны к каменному зданию хозяйственных служб. Церковь во имя преподобных Зосимы, Савватия и Германа на Соловецком подворье в городе Архангельске была освящена 17 сентября 1898 года.
Летом 1920 года Соловецкое подворье было закрыто и национализировано. 6 октября 1922 года прекратились богослужения в храме. Подворье Соловецкого монастыря в городе Архангельске было возобновлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в октябре 1992 года.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КАРГОПОЛЕ
Благовещенская церковь была возведена на Старой торговой площади в 1692 году зодчим Шахановым. Петр I вложил в строительство 100 рублей.
Пятиглавая белокаменная церковь отличается чистыми линиями; высота и овал апсид находятся в правильном соотношении. Храм украшают каменные узоры, каменные резные наличник.
В каждом из трех прясел находится по три ряда окон. Это значит, что здание имеет три этажа; при этом два окна сверху принадлежат холодному помещению. Конфигурация оконных проемов неодинакова, как и рисунок наличников. На одном окне вырезан стрельчатый кокошник, на другом — трехлопастный, на третьем — глубокий перспективный проем в три валика.
На сегодняшний день церковь постепенно реставрируется Каргопольским музеем.
БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ВИЛЕГОДСКЕ
Церковь в Вилегодске была построена в начале XIX века, примерно в первой четверти века, но освящена только в 1848 году. Тогда село Вилегодск по церкви называли Богоявленском. Река Виледь с тех пор изменила русло: ранее она протекала прямо возле новой церкви.
В 1934 году Богоявленская церковь была закрыта большевиками. Все иконы и книги были погружены на машины, вывезены и сожжены. Но всё-таки часть икон уцелела благодаря прихожанам, которые спрятали их. Здание же церкви использовали под зерносклад, это и спасло его от снесения. Последний священник Богоявленской церкви, Владимир Голубцов, был арестован и впоследствии расстрелян.
Богослужения в Богоявленской церкви возобновились лишь в 1947 году. До 90-х годов XX века Богоявленская церковь оставалась единственной действующей церковью в Вилегодском районе.
БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЛЯДИНАХ
Богоявленская церковь в Георгиевском (Лядины) была построена в 1793 году. Это один из значимых памятников деревянного зодчества Русского Севера.
Раньше в центре села стояли две деревянные церкви — Покровско-Власьевская, возведенная в 1743 году, и Богоявленская (Георгиевская) постройки 1793 года, а также колокольня, датируемая концом XVIII века. Это был единственный сохранившийся в районе тройной ансамбль, и один из четырёх сохранившихся в России. Вечером 5 мая 2013 года от удара молнии загорелась двухэтажная Покровско-Власьевская церковь, огонь перекинулся на колокольню. От огня удалось отстоять одну Богоявленскую церковь.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕЖМЕ
Обширная кирпичная церковь с декором в стиле классицизма была сооружена в 1804-1806 годы.
Трёхсветный одноапсидный четверик завершён декоративным пятиглавием из дерева, с запада к нему примыкают обширная трапезная и колокольня. Колокольня была пристроена гораздо позже церкви, в 1897-1904 годы. В 1913 году в шестистолпной трапезной переложены своды.
В трапезной есть Георгиевский и Никольский приделы, а в основном храме наверху расположен Троицкий придел.
Закрыта церковь была в 1933 году, она использовалась в хозяйственных целях. В 1991 году была восстановлена церковная община, но только больше чем через десять лет началось активное восстановление самой церкви.
БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ПОГОСТЕ
Шатровый деревянный храм в селе Ошевенск, оно же Погост, был построен в 1787 году и освящен в честь Богоявления Господня. Это яркий памятник русского северного деревянного зодчества: церковь на мощном восьмерике с шатром, отдельно стоящая довольно массивная колокольня — восьмерик на массивном четверике, шатровое покрытие. Столбы звона с тесовой обшивкой образуют арочные пролеты — деталь, более характерная для классицизма.
Сейчас церковь действует, но богослужения проводятся нерегулярно.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
ВВЕДЕНСКИЙ СОБОР
Введенский собор строился восемь лет и был закончен в 1693 году, однако освящён лишь в 1712 году. Это было первое сооружение так называемого «строгановского барокко»; для примера, к тому же направлению принадлежит Рождественская (Строгановская) церковь в Нижнем Новгороде и собор в Верхотурье. Резной семиярусный иконостас собора был изготовлен в 1693 году артелью московских резчиков во главе с мастером Григорием Ивановым. Иконы писал крепостной иконописец Строгановых Степан Нарыков, учившийся за границей и перенявший там манеру и технику письма.
Расположен Введенский собор в православном монастыре, основанном в 1565 году братьями Строгановыми на берегу маленькой речки Солонихи (Усолки). Сыновья Аники Строганова — Яков, Григорий и Семён — поставили в 1565—1570 годах в монастыре первый деревянный собор во имя Введения Богоматери во храм. Собор был освящён в 1570 году; Аника Строганов пожертвовал собору икону «Введение».
[spoiler]В 1688 году деревянный собор сгорел; взамен Григорий Дмитриевич Строганов, купец, промышленник и меценат, начал строить каменный собор. Он же создал несколько церковных хоров, которые пели в монастыре, из крепостных крестьян. В конце XVII века монастырь был истреблён пожаром, однако затем восстановлен.
Рядом с Введенским собором некогда находилась высокая колокольня, не сохранившаяся до наших дней, а между ней и храмом находились могилы местно почитаемых юродивых Михаила, Иродиона, Фомы и Ивана Самсоновича. Монастырь окружала каменная ограда, которая также не сохранилась.
После революции монастырь упразднили, колокольня и ограда были сломаны, архимандрит монастыря Феодосий (Соболев) — расстрелян в Коряжемском Николаевском монастыре. В 2005 году его причислили к лику святых. Монастырь не действует.[/spoiler]
ГЕОРГИЕВСКАЯ ЧАСОВНЯ В ДЕРЕВНЕ НИЗ
Георгиевская часовня находится в деревне Низ, которая расположена неподалеку от Александро-Ошевенского монастыря. Крупная деревянная часовня была построена в первой половине XIX века. Венчает ее шатровое завершение. К часовне пристроена небольшая колокольня.
Сейчас часовня действует.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
ИЛЬИНСКАЯ ЧАСОВНЯ В ДЕРЕВНЕ БОЛЬШАЯ КОНДРАТОВСКАЯ
Часовня во имя Ильи Пророка в деревне Большая Кондратовская (Слобода) была построена в XIX веке. Часовню отличает хорошо сохранившаяся с XIX века масляная роспись стен и неба, изображающая сцены из Ветхого и Нового Завета.
Ильинская часовня — это деревянная постройка, обшитая тесом. Четверик часовни перекрыт восьмидольным куполом с главкой, с притвором, над которым поставлен ярус звона колокольни под шпилем. В 2011-2012 годах Ильинская часовня восстановлена; по престольным праздникам совершаются богослужения.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
ИЛЬИНСКАЯ ЧАСОВНЯ В СЕЛЕ БОЛЬШОЙ ХАЛУЙ
Деревянная шатровая часовня, построенная в XVIII веке, освящена во имя Ильи Пророка. Внутри часовни сохранились «небеса».
Туристский портал Архангельской области /pomorland.travel
ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ СУРСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Село Сура — одно из древнейших поселений на Пинеге; оно известно как место бытования языческих чудских племен. Феномен Суры в том, что языческое село, где и сегодня сильны языческие традиции и старообрядческие устои, дало русской земле двух святых представителей белого духовенства — Сергия Малопинежского и Иоанна Кронштадтского, который впоследствии, будучи прославленным на всю Россию молитвенником, в 1899 году основал Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь. Монастырь был закрыт в 1920 году.
В 1998 году в селе Сура появились новые сестры. Они прибыли сюда из Казахстана и Молдовы. В настоящее время в Суре восемь сестер. Живут они по монастырскому уставу, поэтому каждый день совершают монашеское правило и читают акафисты святым Николаю Чудотворцу, Иоанну Кронштадтскому и Иоанну Богослову. Они сами пилят и колют дрова, возят воду, пекут просфоры, ухаживают за коровой.
В планах монастыря — возрождение благотворительной деятельности: создание приюта для девочек-сирот, богадельни для одиноких престарелых людей, воскресной школы, возрождение разнообразных ремесел, оказание всевозможной помощи селу и многое другое.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
КИРИЛЛО-ЧЕЛМОГОРСКАЯ ПУСТЫНЬ
Кирилло-Челмогорский монастырь располагался он к юго-востоку от деревни Морщихинской между Лёкшмозером и озером Монастырским. В 1316 году святой Кирилл Челмогорский, постриженник новгородского Антониева монастыря, выбрал для постоянного проживания гору Челму в чудских землях. Первую зиму он прожил в пещерке, затем построил деревянную келию и часовню. К концу жизни святого Кирилла вся местная чудь была крещена. Для новообращённых преподобный построил храм в честь Богоявления. Скончался святой Кирилл 8 декабря 1368 года. Через десять лет после смерти св. Кирилла, в 1378 году, иеромонахом Арсением был основан здесь Кирилло-Челмогорский монастырь.
В 1932 году после арестов духовенства и монашествующих Кирилло-Челмогорский монастырь окончательно ликвидирован. В 1932—1934 годы разобраны деревянные монастырские строения, в том числе церковь Успения Божией Матери. Сейчас здесь сохранились лишь руины, установлены памятные кресты.
КРЕСТНЫЙ МОНАСТЫРЬ НА ОСТРОВЕ КИЙ
Монастырь основан патриархом Никоном в XVII веке. Это один из трех монастырей, основанных по его личной инициативе — они были оплотом его власти и проводниками идей церковной реформы. Косвенно поддержал Крестный монастырь на острове Кий и царь Алексей Михайлович — именно он разрешил его основание и он же отменил для новых монастырей Никона ограничения для приобретения монастырями земельных вотчин.
Монастырь расположен в южной оконечности острова, где для строительства было выбрано наиболее ровное возвышенное место. Западные фасады церквей смотрят на море, а алтарные выходят на монастырскую площадь. Со стороны моря можно наблюдать, насколько органично монументальный комплекс вписан в скалистый рельеф острова.
[spoiler]Внутренняя планировка монастыря очень компактна. Из многочисленных монастырских построек до наших дней сохранились Крестовоздвиженский собор, надкладезная церковь с примыкающими к ней каменными кельями, двухъярусная церковь Рождества Богородицы с трапезной и келарскими палатами.
Здания Крестовоздвиженского собора, трапезной и Надкладезной церкви стоят в тесном единении друг с другом, их стены сложены из гранитных глыб и кирпича, что в сочетании с окружающими скалами создает впечатление единого монолита.
В монастыре можно увидеть несколько построек, многие из которых носят следы недавней реставрации. В настоящее время регулярные богослужения в монастыре не проводятся. [/spoiler]
МАЛЫЙ ХРАМ СВЯТОГО ФОМЫ
Малый храм в посёлке Фоминский был освящён 22 ноября 2010 года. Место под храм было отведено ещё в 1999 году, строительство его благословил епископ Архангельский и Холмогорский Владыка Тихон, но строительство длилось достаточно долго, его останавливали и возобновляли. Храм построен силами жителей поселка: всего в строительстве помогали больше ста человек — кто деньгами, кто работой.
Сейчас храм действует, регулярно проходят службы.
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В АРХАНГЕЛЬСКЕ
Никольская церковь — одно из украшений города Архангельска. Находится она на Набережной Северной Двины в окружении других исторических зданий. Храм действует, в нем совершаются богослужения.
Эта церковь находилась при подворье Николо-Корельского монастыря. В 1719 году при епископе Варнаве была построена часовня во имя святителя Николая. В 1869 году он превращен в храм святого Николая. В 1895 году устроено каменное здание. Два каменных корпуса соединялись в один церковью. В корпусах помещалась братия, трапеза с кухней, кладовые. В 1930 году в здании подворья размещены погранвойска, клуб.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
НИКОЛЬСКАЯ ЧАСОВНЯ В ШИРЯИХЕ
Каменная часовня, освященная во имя Святого Николая, находится напротив Ошевенского монастыря, на противоположном берегу реки Чурьега. Чтобы добраться до часовни, нужно пересечь мост через реку Чурьега рядом Александро-Ошевенским монастырем. Часовня стоит с правой стороны от дороги.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
НИКОЛЬСКАЯ ЧАСОВНЯ В ДЕРЕВНЕ ГОРБАЧИХА
Никольская часовня в километре от деревни окружена лесом и почти незаметна с дороги. Построена она в 1863 году.
Часовня отличается от других кенозерских часовен необычной формой сруба молитвенного помещения, представляющего пятерик, рубленый «в лапу». Небольшой объём здания, образованный пятериком и узкой открытой трёхсторонней папертью-галереей, поставлен на низкий подклет. Острый угол сруба, имитирующий алтарную апсиду, обращён на восток.
Здание перекрыто общей двухскатной крышей по слегам. Высокий деревянный крест на точёной главке, венчавший конёк крыши, ныне утрачен.
ОБЕТНЫЙ КРЕСТ В КИМЖЕ
Кимженский обетный крест был построен в 1886 году на берегу реки Мезени в полутора километрах от деревни, рядом с сосновым бором. Это место считается святым. К тому же оно очень живописно.
Ставились такие кресты «по обещанию» — по обету, или в память о каком-либо горестном событии: очень суровой зимы, сильного наводнения, голода, пожара, гибели близких, а также в память счастливого спасения «от потопления» или от болезни.
ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КИМЖЕ
Церковь в деревне Кимжа — один из немногих сохранившихся памятников деревянного культового зодчества Севера, относящихся к типу «шатер на крещатой бочке».
На строительство церкви была дана благословенная грамота Афанасия, архиепископа Холмогорского и Важского, «в лета 1700 году декабря 20 дня». Также в описях церковного имущества Кимженской церкви указываются две даты постройки —1700 год, когда была выдана грамота на строительство церкви, и 1763 год, когда церковь была освящена.
Архивные материалы позволяют уточнить дату завершения строительства Одигитриевской церкви — 1709 год. Этим годом датируются самые ранние документы о Кимженской церкви в Государственном архиве Архангельской области.
[spoiler]До наших дней, вопреки тенденциям советского времени, церковь удалось сохранить благодаря отдаленному расположению Кимжи и местным жителям. По их рассказам, пожилые люди, жившие в деревне, сторожили церковь по очереди днем и ночью и не позволили сделать из нее хозяйственную постройку.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
[/spoiler]
ПОКРОВСКОЕ ЖЕНСКОЕ ПОДВОРЬЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ
Покровское женское подворье Соловецкого монастыря расположено на реке Лодьма в лесу.
Урочище Радовое было передано администрацией Приморского района фермеру Мелешко. Силами своей семьи освоить 46 гектаров земли не удалось. Фермер решил передать ее Церкви. На Архангельском подворье Соловецкого монастыря он рассказал, что в определенном месте над рощицей он видел несколько раз в воздухе Пресвятую Богородицу с омофором в руках. Добавил, что у него возникает страх, когда он начинает какие-либо работы, и попросил принять от него участок земли в несколько десятков гектаров.
На Архангельском подворье Соловецкого монастыря в 1995 году уже образовалась женская община. Настоятелем подворья был иеромонах Елеазар (Кондратьев). Через неделю, 22 июня 1998 года, сестринская община – шесть человек – выехала в Радово. Недостроенный дачный домик вскоре превратился в домовый храм. С этого и началась монашеская обитель.
[spoiler]Духовником и настоятелем обители стал игумен Елеазар (Кондратьев), назначенный на эту должность Патриархом Алексием II в 2002 году. Указом Святейшего Патриарха от 6 марта 2013 года назначена на должность настоятельницы монахиня Раиса (Прожога).
В данное время на подворье находятся несколько монахинь, инокинь, послушниц и трудниц. Сестры несут послушания на огороде, на скотном дворе, в храме, в трапезной, проходят клиросное послушание. Женская обитель принимает на ночлег паломников, трудников, обеспечивая их питанием и необходимой одеждой.[/spoiler]
СВЯТО-АРТЕМИЕВО-ВЕРКОЛЬСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Свято-Артемиево-Веркольский мужской монастырь получил свое название от лежащей в двух верстах от обители деревни Веркола.
В силу множества причин и обстоятельств монастырь постоянно находился в бедственном положении, а в 1764 году по указу императрицы Екатерины II был отнесен к заштатным и за неимением средств должен быть закрыт. Но графиня Орлова-Чесменская (в иночестве – Агния), приняв постриг, выделила значительную сумму для вклада во многие монастыри на поминовение души, в числе которых оказался и Свято-Артемиево-Веркольский монастырь. Получив 5000 золотых рублей, он смог продолжить свое существование.
[spoiler]В 1859 году трудами игумена Ионы в монастырь стали поступать обильные пожертвования. При наместниках архимандритах Феодосии и Виталии были подняты из руин находившиеся в запустении после частых пожаров здания и сооружения, а главное — возведены новые каменные храмы, братские корпуса, хозяйственные и подсобные постройки, так что к 1910 году в монастыре насчитывалось шесть храмов.
Частым гостем и щедрым благотворителем обители в конце ХIХ — начале ХХ веков был святой праведный пресвитер Иоанн Кронштадтский. Ежегодно во время своих поездок на родину в село Сура, расположенное от Верколы на 50 км выше по реке Пинеге, он останавливался в хорошо известном ему с детских лет Веркольском монастыре и участвовал в богослужениях. Им лично написан замечательный акафист святому отроку Артемию. А в 1897 году при большом стечении богомольцев Иоанн Кронштадтский освятил построенный на пожертвованные им средства величественный собор в Веркольской обители.
Благосостояние монастыря постоянно возрастало, и по указу Святейшего Синода от 13 марта 1890 года он был отнесен к первоклассным общежительным монастырям с архимандричьим управлением. А 3 июля 1910 года настоятель Веркольского монастыря архимандрит Варсонофий по Высочайшему повелению и определению Святейшего Синода был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии, с оставлением на должности настоятеля.
После гражданской войны монастырь был закрыт властями. Часть монастырской братии ушла, унеся с собой святыни обители. Мощи праведного отрока Артемия были заблаговременно спрятаны братией от поругания; сейчас их местоположение не известно. Надвратный храм с колокольней, каменная стена вокруг обители и многие постройки разобрали, оставшиеся сооружения использовались не по прямому назначению. От полного разрушения монастырь спасли малонаселенность окружающей местности и удаленность от крупных сел и городов.
В годы Великой Отечественной войны в монастырских зданиях размещался детский дом для эвакуированных и бездомных детей. В послевоенное время здания монастыря занимала вспомогательная школа-интернат, а до 1997 года — общеобразовательная школа.
В 1990 году сооружения и здания монастыря были переданы РПЦ. 5 августа того же года после 70-летнего перерыва прошло первое богослужение в часовне, на месте преставления святого праведного отрока Артемия. 17 ноября того же года в малом Никольском приделе Артемиевского храма состоялась первая Божественная Литургия.
25 декабря 1991 года принято решение об открытии Свято-Артемиево Веркольского мужского монастыря. С 1 августа 2000 года по настоящее время наставник монастыря — игумен Иосиф (Волков).[/spoiler]
СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ХРАМ
После того, как в 1780 году по указу Екатерины II Онеге был присвоен статус города, здесь началось строительство собора. Императрица же своим указом пожаловала некоторую сумму на строительство, внесли добровольные пожертвования и горожане.
Постройка храма продолжалась очень долго. В июле 1800 года архимандрит Крестного монастыря Никон освятил нижний тёплый храм в честь Архангела Михаила. Холодный Свято-Троицкий храм на втором этаже был освящён только 17 мая 1814 года архимандритом Крестного монастыря Кириллом. И, наконец, придел Николая Чудотворца в трапезе нижнего храма был освящён 2 июля 1837 года протоиереем Иоанном Тамицким. Но через двадцать три года протоирей Иоанн вновь освятил придел, на этот раз верхний храм — 28 ноября 1848 года во время пожара верхний храм сгорел, и его пришлось восстанавливать заново.
В 1878-1879 годах территория вокруг собора была обнесена каменной оградой. После революции 1917 года храм был закрыт, после открыт заново и сейчас действует.
СПАСО-ПОРШЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ КАЗАКОВО
Церковь Спаса Преображения «в Поршениной Слободке Сольвычегодского уезда» упоминалась уже в Окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года.
Каменная церковь, сохранившаяся до наших дней, строилась в 1835-1837 годах. Престолы церкви освящены во имя Спаса Нерукотворенного Образа, во имя Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии, во имя святого Димитрия Селунского.
Церковь была приписной к Богородицкой Вилегодской церкви. Сейчас она находится в разрушенном состоянии, не реставрируется.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОЛОВЕЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
На Соловецких островах в Белом море находится один из тридцати ставропигиальных монастырей Русской православной церкви – Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Это один из самых почитаемых в России монастырей, его постоянно посещали и посещают паломники. Кроме того, комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Центральный ансамбль монастыря включает в себя уникальные архитектурные памятники XVI-XX веков.
История монастыря начинается в XV веке, когда на Соловках появились первые иноки. Основатели монастыря — преподобные Савватий и Герман. Именно они в 1429 году, прибыв на Большой Соловецкий остров, поставили на берегу озера свою келью. Позже они на некоторое время покинули Соловки, в 1436 году на остров вернулся Герман, а с ним — монах Зосима, который также числится среди основателей монастыря. На этот раз они выбрали для поселения другое мессто на берегу бухты Благополучия. Здесь и стоит до сих пор монастырь.
[spoiler]Кроме основателей обители, здесь почитают также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который много сделал для укрепления и процветания обители. С 1538 по 1565 годы он был настоятелем Соловецкого монастыря. Именно при игумене Филиппе началось каменное строительство в обители — до этого ансамбль его был деревянным (ни одного деревянного строения с тех времен не сохранилось). В 1552–1557 годах возведен Успенский Трапезный комплекс, первое каменное здание монастыря. А в в 1558–1566 годах построен Спасо-Преображенский собор, главный храм обители.
Сохранившийся до сих пор в монастыре пятиглавый Никольский храм возведен в 1834 году на основании старого одноглавого. В целом этот храм был одним из первых в монастыре — Николай Чудотворец традиционно почитаем на Севере, так как он считается в том числе покровителем мореходов, а поморы неразрывно связаны с морским промыслом. Последняя же крупномасштабная постройка в монастыре — это Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор, возведенный в 1859 году по проекту архангельского губернского архитектора А. Шахларева.
На протяжении веков Соловецкий монастырь был не только обителью — приходилось ему выполнять также функции военной крепости и государственной тюрьмы. При советской власти на территории обители одно время действовал первый в стране лагерь особого назначения. В 1992 году после долгого запустения храм возродился; тогда же в обитель были возвращены святые мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
[/spoiler]
СРЕТЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЗАОСТРОВЬЕ
Каменный храм Сретения Господня был заложен в 1808 году, освящен в 1827 году, а строительство было полностью завершено через семьдесят лет после закладки — в 1878 году. Материалы для строительства завозились на баржах по судоходной в то время реке Заостровке. Каменная шатровая колокольня была закончена в 1854 году, а в 1896 году в трапезной Храма был устроен придел во имя великомученика Пантелеймона.
В пятиглавом храме с шатровой колокольней два этажа. В храме шесть престолов, которые были перенесены сюда из прежних, уничтоженных временем храмов. Главный — Сретенский престол — находится на нижнем этаже. Рядом с ним с южной стороны расположен придел Николая Чудотворца. На верхнем этаже храма Сретения Господня ещё три престола: во имя мучеников Флора и Лавра, во имя апостолов Петра и Павла и во имя преподобных Онуфрия и Петра Афонского.
[spoiler]Храм состоит из трёх объёмов: сеней с звонницей наверху, трапезной и храма, который вместо традиционной алтарной апсиды украшает стройный портик с колоннами соответствующими стилю позднего классицизма.
На средства богатого крестьянина-мецената Андрея Алексеевича Чистикова на нижнем этаже храма был устроен новый иконостас. Он же разыскал столичных мастеров и оплатил их работу по росписи стен и верхних сводов церкви.
Величественный звон отлитого в 1875 году большого церковного колокола весом в двести десять пудов был слышен даже в Архангельске. Но в начале 1930-х годов большевики сбросили его вниз и увезли на переплавку. При этом церковь Сретения Господня — одна из двух сотен церквей в стране, которая в советское время не закрывалась ни разу.[/spoiler]
ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ
Троицкая церковь (1790—1802) построена в стиле классицизма. Современный облик приобрела лишь спустя 70 лет после постройки. Виной тому явился очередной пожар 1878 года нанесший серьезные повреждения пятиглавому, на тот момент, храму. В результате восстановительных работ, пять маленьких куполов были заменены одним.Церковь имеет массивный куб, перекрытый огромным световым барабаном с куполом, возведенным в конце XIX века (первоначально здание было традиционно пятиглавым). Поражает строительный размах каргопольцев — в своих церковных сооружениях они стремились к огромному, величественному и возводили новую церковь, вдобавок двуххрамовую. Исторически сложившийся облик города с доминирующими белокаменными громадами храмов предопределил размеры здания.
Троицкий храм на Троицкой площади не стоял особняком. Рядом с ним находилась ныне не существующая церковь Иоанна Богослова. В настоящее время в здании церкви находится выставочный зал Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея.
ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ
Деревянная однопрестольная Троицкая церковь была построена в 1908 году. Она представляет собой одноглавый четверик с пятигранным алтарем, небольшой трапезной и шатровой колокольней.
Не позже 1930-х годов церковь была закрыта. В 2012 году ее восстановили, сейчас она действует. Рядом с
Троицкой церковью находится старинная мельница-столбовка
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В АРХАНГЕЛЬСКЕ
Православная Успенская церковь находится в центре города Архангельска; современный храм восстановлен в 2000-х годах на месте старой, не сохранившейся церкви.
В XVIII веке на месте разобранной деревянной Успенской церкви стали возводить каменный храм с приделом Воздвижения Креста Господня на южной стороне и Симеона Столпника — на северной. Теплый трапезный храм с приделами был освящен в 1744 году, а главный, холодный — в 1753 (или 1755) году. Позже приделы переименовали: Крестовоздвиженский — в Вознесения Господня, а Симеона Столпника — в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
В 1752 году к церкви с западной стороны была пристроена высокая многоярусная каменная колокольня, которая была своеобразным маяком.
[spoiler]В начале XX века 32-метровая колокольня церкви из-за осевшего грунта накренилась и стала падающей, как Пизанская башня.
В 1920 году Успенская церковь была упразднена. В 1930-е годы храм и колокольня были снесены большевиками.
В 2001 году возвели стены и первый ярус колокольни, в 2004 году установили купола. 28 августа 2008 года епископ Архангельский и Холмогорский Тихон совершил освящение восстановленного храма.
Туристский портал Архангельской области /pomorland.travel
[/spoiler]
ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ НА ВОРБАСЕ
Каменный двухэтажный пятиглавый храм с пристроенной колокольней установлен вблизи впадения ручья Ворбас в реку Ледь. Храм возведен с 1826 по 1850 год по плану архитектора Агеева, составленного в 1725 году.
На первом этаже расположен престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освященный 11 ноября 1828 г. На втором этаже — престол во имя Вознесения Господня, освященный 28 мая 1850 года. Также имелось еще два престола: в трапезе первого этажа — во имя Святителя Николая, а в трапезе второго — во имя апостолов Петра и Павла.
В церкви хорошо сохранились живописные изображения на стенах и столпах. Сейчас храм не действует.
ХРАМ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА
Храм построен в 1789 году в стиле барокко по проекту архитектора П. Толстикова. У него несколько приделов.
Церковь включена в реестр памятников культуры Архангельской области. В 2013 году началось восстановление храма с укрепления шатра и возведения креста. Реставрация церкви продолжается на пожертвования.
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В СЕЛЕ НИКОЛЬСК
Храм святителя Николая Чудотворца построен в 2008 году на средства предпринимателя из Коряжмы Александра Яковлева и при посильной поддержке населения.
Церковь выстроена из красного кирпича с белым обрамлением, за счет сочетания цветов она выглядит очень нарядной. 14 ноября 2009 года храм обрел голос — в дар церкви храму от семей Тимченко и Опариных переданы восемь колоколов стоимостью более полумиллиона рублей. Отлиты колокола Каменецко-Уральским товариществом «Щятков и К°».
Сейчас храм действует.
ХРАМ ПРОПОВЕДНИКА ПЛАТОНА СТУДИЙСКОГО
Храм проповедника Платона Студийского в деревне Подомо освящён в сентябре 2003 года. Окружают храм березы.
Деревянная церковь с небольшой отдельно стоящей колокольней — уникальное архитектурное сооружение в старинных традициях: она всего за месяц собрана без единого гвоздя. В архитектурном отношении у церкви четверик под высокой клинчатой кровлей с главкой и прямоугольной алтарной апсидой, завершённой бочкой.
Церковь построена по инициативе Николая Платоновича Патрушева, в ту пору занимавшего пост директора ФСБ. Деревня Подомо — родина его отца. В день освящения Николай Патрушев преподнёс храму икону Божьей матери «Умиление». Служит в открывшемся храме отец Максим, настоятель Ильинской церкви.
ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР В КАРГОПОЛЕ
Пятиглавный белокаменный Христорождественский собор был заложен в 1552 году. Строился он 10 лет, скорее всего, мастерами из Новгорода. Сначала он был прост в объёме, в плане имел прямоугольную форму, два этажа и стоял на подклете. Существует версия, что первоначально храм был покрыт тёсом с внушительными свесами крыш, а в верхнюю (летнюю) церковь вели деревянные лестницы, устроенные с трёх сторон. Лестницы были украшены нарядными крыльцами.
Спустя 100 лет с северной стороны к собору был пристроен маленький придел Святых Филиппа и Алексия. Потом у южной стены образовался другой придел — во имя Всемилостивого Спаса, а у западной — галерея и крытое крыльцо; следуя моде XVII века, они были щедро украшены белокаменной резьбой. В 1765 году произошел пожар, потрескавшиеся стены собора были укреплены. Некоторые настенные росписи, уцелевшие во время пожара, были испорчены. В соборе находилась чудотворная Казанская икона Богородицы.
[spoiler]В первом ярусе храма имеется уникальное собрание «небес» из храмов и часовен Каргопольского района. Второй ярус хранит резной пятиярусный иконостас, датируемый XVIII веком, часть средневековой фрески. В настоящее время стены покрашены в белый цвет, лишь с западной стороны виднеется небольшая область средневековых фресок. Своеобразный элемент внешней конструкции — железная балка в виде руки, виднеющаяся из главного каменного барабана. К ее концу приделана цепь, которая держит центральное паникадило. Со временем здание собора ушло в землю почти на метр.
Среди икон собора выделяются «Рождество Христово» и «Положение ризы Богородицы, с Деисусом и избранными святыми». Икона «Рождество Христово» (II половина XVI века) подробно передаёт евангельское предание о рождении Христа. В иконе отсутствует единый композиционный центр, одна сцена плавно перетекает в другую. Созданная хорошим мастером своего времени, икона отличается своеобразной непосредственностью истолкования, характерной для фольклора. «Небеса» выполнены в виде части круга вверху иконы. Первая сцена — путешествие в Вифлеем Иосифа и Марии. Мария изображена верхом на белом коне. В центре иконы можно увидеть рождение Христа, окруженного ангелами. Волхвы, скачущие на лошадях, изображены в верхних углах иконы. Ниже, с правой стороны, ангел рассказывает спавшим пастухам о рождении Христа. Пониже — Младенца омывают две женщины. Ещё ниже — пастухи прославляют Младенца музыкой. С левой стороны трое волхвов подносят дары. Левее — Иосиф беседует со стариком. В настоящее время икона хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.
Икона «Положение ризы Богородицы, с Деисусом и избранными святыми» датируется серединой XVI века. В центре — Богородица, указывающая двумя руками на Влахернскую церковь, в которой показан ковчег с ризой Богородицы. Наверху справа видна благословляющая рука Бога Отца. Верхнее поле отображает поясной Деисус, состоящий из 7 фигур: апостола Петра, архангела Михаила, Богородицы, Иисуса, святого Иоанна Крестителя, архангела Гавриила и апостола Павла.
В 1936 году Христорождественский собор стал частью Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.[/spoiler]
ХРИСТОФОРОВА ПУСТЫНЬ
Христофорова пустынь возведена на холме. Храм Рождества Пресвятой Богородицы монастыря построен в 1907 году. Одно время он реставрировался, но сейчас работы не ведутся.
На территории монастыря бьет святой источник. По легенде, во время молебствования старца Христофора молния ударила в камень, и из камня забил родник. Вскоре из родника объявилась Икона Божьей Матери (Одигитрии). Предание гласит, что водой из целебного источника исцелилась жена Ивана Грозного Анастасия, за что царь пожаловал денег на строительство церкви. На источнике построена небольшая деревянная часовенка и купальня с кабинками для раздевания.
С 2013 года здесь проводится открытый фестиваль православной песни «Пустынь моя Христофорова».
ЦЕРКВИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ И ОБРЕТЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Галереей и переходами холодная шатровая церковь Происхождения Честных Древ Христовых соединяется с теплой церковью Обретения Главы Иоанна Предтечи и трапезной, а через нее переходом — с шатровой колокольней.
Существующая церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня была выстроена в 1783 году на месте шатрового храма XVII века. К летней церкви примыкала отапливаемая трапезная с приделом Обретения главы Иоанна Предтечи. Такой обычай сочетания в одной церкви двух объемов, летнего и зимнего, был распространен в Каргополье до конца XVIII века.
В 1861 году шатровая шестигранная колокольня, соединявшаяся с трапезной переходом, отремонтирована. С 1865 по 1880 года трапезную перестраивали в зимнюю церковь Иоанна Предтечи; освятили новую церковь 22 октября 1880 года. А к 1883 году закончилась и перестройка шатровой церкви. Обе церкви и колокольня были объединены крытыми переходами. Тогда же весь комплекс обнесли решетчатой оградой под двухскатной тесовой кровлей. Кстати, обе церкви и колокольня в ходе перестройки были поставлены на каменный фундамент.
[spoiler]Храмы закрыли при Советской власти в 1938 году. В Предтеченской церкви разместили школу. В 1949 году шатер колокольни снесло бурей.
До последнего времени в церкви сохранялся каркас иконостаса. Одиннадцать икон из этого иконостаса находятся в музее имени Андрея Рублева в Москве.
Ансамбль представляет большую архитектурную ценность из-за чрезвычайно редкой в русском деревянном зодчестве диагональной объемно-пространственной композиции, аналогов которой в России не сохранилось. Кроме того, Церковь Обретения Главы Иоанна Предтечи имеет редкое для клетских церквей покрытие в виде двух бочек над церковью и алтарной апсидой.
Ансамбль раньше окружала рубленая деревянная ограда с двумя святыми воротами, сейчас она восстанавливается.[/spoiler]
ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО НА ХИЖГОРЕ
Хижгора — высокая, поросшая лесом гора на северном берегу Масельгского озера. С вершины горы открывается вид на всю округу с бескрайними лесами и озёрами.
В 1824 году по указанию духовных властей на горе уничтожили старообрядческую часовню — «крест, обрубленный на манер часовни». Чуть позже часовню на Хижгоре отстроили заново. В 1861 году крестьяне деревень Гужёво и Масельга заявили в Олонецкую духовную консисторию о намерении построить на Хижгоре церковь во имя Иверской Богоматери. Разрешение было получено, и в 1866 году строительство храма было завершено. Неизвестно, почему, но храм, возводившийся во имя Иверской Богоматери, 24 марта 1871 года был освящён в честь преподобного Александра Свирского.
[spoiler]Продольно-осевая композиция церкви включает пятистенный алтарный прируб, пятиглавый храм и квадратный в плане притвор с колокольней. Двухсветный четверик храма покрыт четырехскатной крышей с треугольными торцами, увенчан пятью небольшими главами на конических гранёных барабанах. Алтарь перекрыт пятискатной крышей и увенчан высокой главой с крестом. Колокольня над притвором состоит из двух уменьшающихся по объёму восьмериков. Верхний восьмерик прорезан арками звона и перекрыт гранёным куполом, увенчанным фигурным шпилем с крестом на вершине. Крупные объёмы притвора с колокольней явно доминируют в облике храма.
Церковь Александра Свирского была приписана к Лекшмозерскому приходу, и только в первые революционные годы при ней возник самостоятельный приход. В тридцатые годы ХХ века храм закрыли. В 1987–2006 годах проводились восстановительные работы под руководством архитектора Д. А. Соколова.[/spoiler]
ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Существующая постройка относится к 1719 году. Храм двухэтажный, нижний престол Благовещенский, верхний — Вознесенский. Эта церковь — единственный сохранившийся на Русском Севере образец клетской церкви с бочковидным покрытием.
Сам храм представляет собой высокий сруб с повалом, над которым нависают полицы. С запада к храму примыкает трапезная, с востока высокая пятигранная апсида, тоже перекрытая бочкой. Одна-единственная главка, ныне утраченная, прорезала кровлю большой бочки храма. Стоит церковь на речном мысу.
ЦЕРКОВЬ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА НА ПОРЖЕНСКОМ ПОГОСТЕ
Церковь находится на полпути между Кенозером и Лекшмозером на берегу Порженского озера. Это жемчужина Кенозерского национального парка и одна из самых труднодоступных достопримечательностей России.
Георгиевская церковь удивительно живописна по композиции. Стройный квадратный в плане четверик завершен крутой двускатной крышей, которую увенчивает покрытая лемехом главка с крестом. К церкви пристроена низкая трапезная, а за ней – высокая шатровая колокольня, не уступающая церкви в стройности.
Самые древние части в ансамбле – основной сруб и алтарная пристройка. Ограда погоста, бревенчатая под двускатным навесом, по углам и на входе украшена живописными башенками.
ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА
Храм Ильи Пророка в селе Ильинско-Подомское — памятник архитектуры XVIII века. Он был заложен в 1785 году, освящение главного престола состоялось в сентябре 1789 года.
Ильинский приход считается одним из древнейших вилегодских приходов. По мнению исследователей, основание ему положил просветитель северных народов Стефан Пермский — храм стоит на месте, где когда-то святитель, проповедуя, установил поклонный крест. Если точнее, каменный храм Ильи пророка заложен на месте сгоревшего деревянного храма, который заменил собой часовню, возведенную на месте поклонного креста.
Инициаторами строительства храма стали купцы Строгановы, выполняли работы прихожане храма и жители села. Интересный факт: говорят, что верхний храм освещен в честь мучеников Флора и Лавра в связи с тем, что на Виледи издавна содержались лучшие строгановские табуны породистых лошадей, а мученики считались на Руси покровителями этих животных. Поэтому в день памяти Святых мучеников, 31 августа, после молебна в церкви Ильи Пророка в селе устраивались конные бега.
[spoiler]Сейчас церковь представляет собой двухэтажное каменное здание с каменной же колокольней, разрушенной в 30-е годы и вновь построенной в 2010 году. В 2013 году на колокольне установлен шпиль.
Возрождение храма началось с 1992 года благодаря стараниям церковнослужителей, прихожан, районной власти. С 1995 года в церкви Ильи Пророка проводятся богослужения. Продолжается реставрация храма.[/spoiler]
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Шетогорском приходе была заложена 27 мая 1904 года при участии отца Иоанна Крондштатского. Построен храм на средства местного крестьянина Северьяна Козьмина Кыркалова. Строительство закончено в 1909 году; освятил церковь Преосвященный Владыка Архангельской Духовной Консистории.
По архитектурным качествам церковь Покрова Пресвятой Богородицы схожа с собором святого князя Владимира в Киеве. Сейчас она действует.
ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ПАВЛОВСКЕ
Первая церковь в Павловское была деревянной, двухпрестольной. В феврале 1829 года было получено благословение на постройку каменного храма. Строительство было закончено в 1855 году.В 1874-77 годах здание после пожара капитально отремонтировали, верхний и нижний храмы заново освятили: нижний храм в честь Преображения Господня и верхний – в честь Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев.
Спасо-Преображенская церковь представляла собой высокий двухэтажный четверик, к которому с востока примыкали верхний и нижний алтари, увенчанные главами. Сама церковь завершалась пятиглавием. С запада к нижнему этажу церкви примыкала теплая трапезная, крытая на два ската, и притвор с возвышающейся над ним колокольней. Колокольню перекрывал купол, увенчанный шпилем. Такие храмы были характерны для Сольвычегодской земли в конце ХVIII-первой половине ХIХ веков.
В 1898 году при Спасо-Преображенской церкви открыли церковно-приходскую школу, которая содержалась на средства попечительского совета. При церкви имелась библиотека, которую посещали 22 читателя.
В середине 90-х годов XX века храм передан православной общине; до этого в здании располагался автогараж местной администрации, въезжали в него через разрушенные проемы окон северной и южной сторон алтаря.
В настоящее время восстановление храма продолжается. Богослужения в храме проходят регулярно два раза в неделю. Летом ведутся заупокойные Богослужения в деревянной часовне на местном кладбище, установленной силами прихожан.
ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ В ВОНДОКУРЬЕ
Троицкая церковь в селе Вондокурском упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 году. Каменная церковь построена в 1777 году на месте сгоревшей деревянной церкви, сооруженной Строгановыми. Южный придел каменной церкви был построен в 1806 году, северный — в 1871 году. В 1914 году при священнике Иакове Малиновском, на средства Матфея Низовцева и Николая Большакова, церковь была расписана живописцем Иоаном Калиновским. В 1932 году церковь была упразднена и использовалась под склад и мастерские по ремонту сельскохозяйственной техники.
Храм выстроен в стиле русского барокко. Троицкая церковь — образец храма устюжской школы второй половины XVIII века, но с несколько более сложным декором. Примечательна колокольня, верхний столпообразный объем которой был увенчан эффектным шпилем фигурой ангела. Каменная одноэтажная Троицкая церковь — трехпрестольный храм трапезного типа с двумя приделами. Основу его композиции составляет квадратное в плане помещение. Здание, размером 35 х 24 м, построено из большемерного кирпича на каменном фундаменте. Крыши обшиты кровельным железом.
В настоящее время церковь восстанавливается. В храм вернулись иконы, сохраненные местными жителями.
ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ВЕРШИНИНО
Когда-то Успенская церковь в Вершинино была главным храмом Кенозерского прихода, состоявшего из 52-х деревень и 524-х крестьянских дворов, расположенных на расстоянии от одной до тридцати семи вёрст от храма.
К 1874 году численность жителей Кенозерского прихода достигла четырёх тысяч сорока двух человек. Каменная церковь была возведена рядом с более старой и ныне утраченной деревянной в 1868–1875 годах по проекту губернского архитектора И.Ф. Яровицкого на средства местных крестьян.
В 1876 году был освящён придел во имя святых апостолов Петра и Павла. Главный же престол, во имя Успения Пресвятой Богородицы, освятили в 1880 году. Вскоре после освящения церкви вокруг храмов Кенозерского погоста построили каменную ограду с воротами и сторожкой.
[spoiler]В 1930–1950-х годах Успенская церковь подверглась большим переделкам в связи с приспособлением под клуб, а позже – под интернат. Были утрачены колокольня, пятиглавие, придел в трапезной, иконостасы и убранство интерьера.
В 2006 году предварительные исследования Успенской церкви проведены архитектором Н.А. Подобиной. А в 2007-2008 годах архитектор В. А. Титов осуществил комплексные научные исследования, выполнил обмерные чертежи и подготовил рабочий проект реставрации памятника.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
[/spoiler]
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ИЛЬИ ПРОРОКА
Ильинский приход считается одним из древнейших вилегодских приходов. Как утверждают исследователи, основан он миссионером и просветителем северных народов святителем Стефаном Пермским. В 1379 году он отправился на Пырос (современный г. Котлас) и далее на Виледь. Проповедуя, святитель Стефан ставит поклонные кресты в поселениях, где оставались новокрещенные христиане. Как раз 1379 годом и датируют основание села и прихода. Позже на месте установленного креста была поставлена часовня, а затем и деревянный храм.В день памяти великомученика Феодора Стратиллата, 8 июня 1785 года, на месте сгоревшего деревянного заложили первый каменный храм. 29 сентября 1789 года его освятили во имя Святого пророка Илии – небесного покровителя села. Еще через два года достроили и освятили Благовещенский придел. Все работы выполнялись прихожанами и жителями села под руководством подрядчика из Сольвычегодска Афанасием Аксеновым. Купцы Строгановы инициировали это строительство.
Возведение второго этажа началось через девять лет в 1801 году и было закончено в 1807 году. Верхний храм был освящен в честь мучеников Флора и Лавра. Это связано с тем, что на Виледи издавна содержались лучшие строгановские табуны породистых лошадей. В день памяти святых мучеников (31 августа) после молебна в храме священники окропляли лошадей святой водой, далее устраивались конные бега. В 1809 году началось строительство колокольни, через два года на звонницу были подняты колокола, причем вес благовестника составлял более пяти тонн.
К 1915 году приход насчитывал 970 дворов с населением 6600 человек. Исполняли свое служение четыре священника и небольшая монашеская община, приписанная к храму.
В 1936 году настоятель храма иерей Николай Дмитриевич Попов был арестован и в следующем году сослан на три года в Воркутинский лагерь, где умер от истощения. В 1937 году храм был закрыт, колокола сброшены, колокольня наполовину разрушена. До 1992 года в храме располагался кинотеатр, спортзал, проходили танцы, размещалась автобусная станция.
9 апреля 1992 года была зарегистрирована община храма, а 15 июня храм был передан Ильинскому приходу. Первоначально общину поручили протоиерею Александру Кучерову и позже иером. Христофору (Цупкину). В 1997 году по благословению епископа Тихона (Степанова) духовное окормление продолжает игумен Антоний (Яворский), который много потрудился для восстановления храма и начала богослужений в нем. В 2001 году назначается новый настоятель храма иеромонах Дмитрий Гордиенко. В 2010 году совершилось очень важное событие в жизни прихода и всего района — была почти полностью восстановлена колокольня храма и установлены колокола. Сегодня главный благовестник весит 920 кг. 12 декабря 2011 года назначен новый настоятель иерей Максим Рудаков.
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА
В Кипрово (Саунино) сохранилась деревянная шатровая церковь Иоанна Златоуста с трапезной и отдельно стоящей шестигранной колокольней.
Церковь стоит в чистом поле, на некотором удалении от жилых домов, на старом кладбище, причем от самого кладбища не осталось и следа. Церковь построена в 1665 году и представляет собой наиболее распространенный тип деревянного зодчества — «восьмерик на четверике». С запада к церкви примыкает трапезная. С юга от церкви высится отдельная деревянная колокольня, возведенная примерно в начале XIX века.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПЕТРА И ПАВЛА НА ЛЕКШМОЗЕРЕ
Село Лекшмозеро на северном берегу Лекшмозера наряду с другими деревнями возле этого озера, Орлово и Труфаново, упоминаются в документах XVI века. Первоначально в 1596 году в селе была построена деревянная церковь святых апостолов Петра и Павла. В 1823 году деревянный храм сгорел, через шесть лет на месте деревянной церкви возвели кирпичный храм. Это церковь типичной провинциальной архитектуры, пятиглаваяй, с трапезной частью и колокольней. В трапезной части, служившей зимним храмом, было два придела — мученика Димитрия Солунского и святителя Николая Чудотворца. Храм закрыт в 1937 году. В 1999 году начинается возрождение жизни общины храма. Периодически проводятся богослужения.
Сейчас главной и основной заботой прихода является восстановление храма апостолов Петра и Павла. Собираются средства на противоаварийные работы на крыше трапезной части храма.
На территории прихода также расположен храм в честь преподобного Александра Свирского, что на Хиж Горе, построенный в середине XIX века. Первоначально он был приписан к храму святых апостолов Петра и Павла в Лекшмозере. Сейчас храм восстанавливается.
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ИЛЛАРИОНА ПСКОВОЗЕРСКОГО (ГДОВСКОГО)
Деревянная церковь во имя преподобного Иллариона Псковозерского (Гдовского) была построена в 2005-2008 годах.
Илларион Гдовский, Псковоезерский умер 28 марта 1476 года. Этот русский православный святой почитается в лике преподобных.
Илларион был учеником преподобного Ефросина Псковского, основателя Трехсвятительского Елеазарова монастыря. Сам Илларион — основатель и первый игумен Озерского Покровского монастыря, расположенного близ Гдова на берегу впадавшей в Чудское озеро реки Желчи.
ЧАСОВНЯ АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО
Деревянная часовня была построена в Видягино между 1883 и 1890 годами. Освящена она в честь Андрея Первозванного.
У часовни низкий сруб, широкие скаты крыши, галерея со стороны входа, стройная луковица на острие крыши. Небольшая клеть с узкой открытой папертью срублена «в обло». Внутреннее убранство часовни, к сожалению, не сохранилось.
Часовня стоит рядом с берегом Видягинского озера, между деревней и деревянной церковью, почти возле воды. В целом, застройка деревни повторяет очертания берега озера.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
ЧАСОВНЯ ВАРВАРЫ В МАТЁРЕ
Варваринская часовня расположена на восточном берегу Кенозера напротив острова Медвежий. Покосившаяся вросшая в землю небольшая клетская часовня находится на месте бывшей деревни Матёра.
Кровля у часовни двускатная, главка утрачена. Сохранилась обшивка, в том числе угловые пилястры. Вход со стороны притвора перегорожен муравейником, в узкую приоткрытую дверь протиснуться можно с трудом. Внутри часовни поддерживается порядок.
Рядом с часовней расположен небольшой родник с сильно минерализованной водой, от которой камни в русле покрыты будто бы охрой
ЧАСОВНЯ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В РЫЖКОВО
Рыжково, одно из крупнейших селений Кенозерья, расположено на восточном берегу залива Шуйлахта при озере Свиное. В 1801 году на краю деревни, на границе с общинными полями и лугами, была построена часовня во имя Введения Богородицы во храм. Рыжковские крестьяне возводили часовню сообща «при случае в их деревне неурожая хлеба и скотского падежа».
Введенская часовня относится к наиболее распространённому типу кенозерских часовен: клеть с открытой западной папертью на подклете, перекрытые общей двухскатной крышей самцово-слеговой конструкции.
Молельное помещение перекрыто «небом». В советское время часовня использовалась как зернохранилище. На дверях сохранились хозяйственные надписи карандашом, сделанные в начале 1940-х годов.
ЧАСОВНЯ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В ХАВРОГОРАХ
Часовня в честь священномученика Георгия Победоносца построена в 1731 году в деревне на правом берегу реки Северная Двина.
Запись издания Архангельского епархиального церковно-географического комитета 1894 года гласит: «деревянная часовня во имя св. великомуч. Георгия Победоносца въ дер. Часовенской, устроенная въ 1731 г. вместо прежней, которая въ приходе была еще до устройства первой церкви и находилась первоначально у дер. Корзовской, на такъ называемомъ красивомъ носу, где погребались тела умершихъ до устройства церквей».
После революции в часовне разместили лодочную мастерскую, именно поэтому здание сохранилось. После закрытия лодочной мастерской часовня оказалась брошена. Часовня Георгия Победоносца наряду с храмом Владимирской иконы Божьей Матери в Меландово — один из последних памятников традиционного шатрового зодчества на Северной Двине.
ЧАСОВНЯ КИРИКА И ИУЛИТТЫ
Часовня во имя Кирика и Иулитты (Улиты) была построена в 1848 году. Она находится недалеко от деревни Филипповская на территории Кенозерского национального парка.
Часовня срублена в виде двух восьмериков, поставленных один на другой, с завершением в виде купола. Восьмерики по пропорциям являются скорее четвериками со срезанными углами. В часовне сохранились фрагменты «небес» (потолочного перекрытия в форме пологой усеченной пирамиды) и колонны от иконостаса. Со всех сторон, кроме северной и южной, окна на верхнем восьмерике нарисованные, местами сохранились фрагменты деревянных наличников. Часовня сильно покосилась на юго-восток.
ЧАСОВНЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ВЕРШИНИНО
Часовня Николая Чудотворца возведена на холме в деревне, так что ее видно со всех сторон Вершинино. Точная дата постройки часовни неизвестна. По конструктивным признакам ее можно ориентировочно датировать второй половиной XVIII – первой половиной XIX века. Церковные документы свидетельствуют, что часовня существовала задолго до 1846 года.
Современный облик памятника сложился в результате нескольких ремонтов и перестроек. Первоначально часовня традиционно состояла из клети молитвенного помещения и открытой западной паперти с крыльцом. Около 1913 года вместо крыльца к паперти пристроили колокольню, а вход в часовню устроили с северной стороны. Звонница двухъярусной колокольни, срубленной восьмериком на четверике, была перекрыта восьмигранным куполом с широкими полицами. Купол венчал высокий фигурный шпиль, украшенный накладной резьбой.
[spoiler]«Небеса» в Вершининской часовне созданы в последней трети XIX века мастером Федором Иоком. Сохранилось 13 радиальных граней, одна угловая и центральный медальон.
После образования Кенозерского национального парка российские и норвежские реставраторы совместно провели работы по восстановлению часовни. Реставрация проходила два сезона — 1996 и 1997 годы. В том же 1997 году в обновленную часовню вернули отреставрированные в Архангельском филиале ВХНРЦ имени И. Грабаря «небеса».
В 1998 году часовню освятил Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. В 2003 году в часовне заменили завершение звонницы. До замены крест был прикреплен к высокому резному столбику, стоящему на сферической кровле колокольни; теперь звонница завершается шатром с крестом на вершине.[/spoiler]
ЧАСОВНЯ ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ
В Тырышкино, одном из живописнейших мест на Кенозере, находится одно из чудес Кенозерья — часовня во имя Параскевы Пятницы с уникальными «небесами». Деревянная часовня была устроена здесь между 1800 и 1825 годами. В часовне Параскевы Пятницы потолок сделан в виде восьмигранного «неба», на которых написаны архангелы, евангелисты и Распятие. Святые изображены попарно.
Параскева Пятница – христианская великомученица, жившая в III веке в Малой Азии. Как гласит предание, Параскева родилась в семье богатого сенатора, но уже в юности решила вести аскетическую жизнь. Когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, святую Параскеву схватили, подвергли жестоким мучениям и обезглавили. Прозвище Пятница — перевод имени Параскева (родители назвали дочь так, потому что почитали пятницу — день крестных страданий Господних). Кроме того, почитание Параскевы соединилось с культом славянского божества Пятницы — покровительницы женщин и матерей. Если именины святой выпадали на пятый день недели, это считалось особенным праздником.
ЧАСОВНЯ ПАХОМИЯ КЕНСКОГО В КАРПОВА
Основатель и первый игумен Кенского монастыря Пахомий был одним из самых почитаемых на Кенозере святых. В начале XIX века в Карпове на берегу озера Долгого была возведена часовня Пахомия Кенского. Она стала своеобразным «монастырским подворьем» отдаленной от деревни Пахомиево-Кенской обителей.
Стоит часовня за деревенской околицей на возвышенности — на одной из самых высоких точек Кенозерья. Внешне она выглядит очень скромно: звонница на четырех столбах завершена четырехскатной палаткой с крестом, который поставлен на кровле.
Внутри в часовне выразительные восьмигранные «небеса» с архангелами. «Небо» Пахомиевской часовни привлекает народной трактовкой образов. Яркие цвета придают «небесам» несколько лубочный характер. Роспись выполнена в технике масляной живописи. Фигуры Архангелов размещены на гранях фронтально, отчего создается впечатление неподвижности всей композиции «неба». Архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил и другие изображены с характерными для их иерархического положения атрибутами.
ЧАСОВНЯ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА
Часовня Сошествия Святого Духа была построена между 1801 и 1805 годами. Внутри сохранилось расписное «небо».
Часовня построена местными крестьянами без дозволения властей. Стоит она в низине между соседними холмами и хорошо видна отовсюду. Часовня вписана в мягкий пейзаж окрестных полей, спускающихся по холмам к озеру.
Это изящное, стройное, легкое сооружение с высокой островерхой клинчатой кровлей с переломом над повалом и широкими отводными полицами — крыльями крыши. В острый клин кровли врезана крупная шейка с главкой; шейка и главка крыты лемехом.
К часовне прилегает возведенная на столбах и зашитая тесом высокая шестигранная звонница. Очарование часовни дополняют три стоящие рядом сосны, едва ли не современницы часовни.
Работники Кенозерского национального парка совместно с норвежскими специалистами отреставрировали часовню — удалена обшивка стен часовни (за исключением каркасной звонницы), раскрыта паперть и воссоздано ее ограждение. В июле 2003 года в часовне установлены отреставрированные небеса. «Небеса» созданы, по мнению специалистов, в конце XIX — начале XX веков в академической манере. Они состоят из шестнадцати граней с изображением апостолов, архангелов и Распятия на синем фоне. Не сохранились пять радиальных граней, угловые грани и медальон.
ЧАСОВНЯ ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ В ДЕРЕВНЕ НЕМЯТА
Часовня установлена в поле недалеко от деревни Немята на берегу озера Долгое. Возведено строение в конце XVIII – начале XIX века, но существующий облик его сложился на рубеже XIX–ХХ веков, когда часовню перестроили с целью расширения.
Сначала в молитвенном помещении устроили высокий каркасный потолок-«небо», чуть позже разобрали стену, смежную с папертью. С западной стороны пристроили новый широкий притвор, на который поставили шестигранную звонницу. Конёк крыши был увенчан луковичной главой на тонкой шейке.
ЧАСОВНЯ ВО ИМЯ АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО
Часовня Афанасия архиепископа Александрийского построена до 1890 года. Она невелика, с крылечка ведет лестница на открытую квадратную колоколенку. «Балкончик» этой колоколенки почти касается маковки купола, можно дотронуться до него рукой. Все сооружение опирается на камни-валуны, едва выступающие над землей: оно как бы висит над самой землей. При реставрации, закончившейся в 1992 году, часовне возвратили первоначальный вид, но сохранили более позднюю звонницу.
В путеводителях Кенозерского парка говорится, что часовня освящена во имя Афанасия Многомилостивого. Очевидно, что и местные жители так считают. Но при подготовке книги «Небеса и окрестности Кенозерья» выяснилось, что Афанасия Многомилостивого в истории Церкви не существует. Многомилостивым называют Иисуса Христа или даже Бога. А Афанасий был архиепископом в Александрии, его величали Великим или Александрийским. Так что часовня в Тарасове правильно называть часовней Афанасия архиепископа Александрийского.
На окраине деревни стоят два обетных креста. Это тоже одна из примечательностей здешних мест — народная архитектура малых форм. Кресты стоят на выходе из деревни, чтобы можно было помолиться перед дорогой.
Через деревню Тарасову проходит экскурсионный маршрут «Тарасовская боровина».
ЧАСОВНЯ ВО ИМЯ ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
Часовня во имя Дмитрия Солунского стоит у сельской дороги на окраине деревни Городское. Рядом с ней расположена Святая роща. Часовня восстановлена: в 1991 году произведен первый обмер, а на следующий год ее отреставрировали, перебрав венцы и устроив крышу, как было принято, по курицам и потокам. Главка и крест воссозданы по аналогичным часовням. По старым следам в здании установлены новые стойки и ограждение паперти. От деревни остался один разрушенный дом.
Димитрий Солунский – один из наиболее чтимых святых в православном мире. На Руси он особо почитается как покровитель воинов и защитник отечества. После Куликовской битвы установился обычай поминовения погибших воинов в ближайшую субботу перед празднованием памяти Димитрия Солунского. Позже эта традиция распространилась на всех усопших православных, и день стал называться Димитриевской родительской субботой.
ЧАСОВНЯ ВО ИМЯ ИЛИИ ПРОРОКА В ДЕРЕВНЕ СВИНОЕ
Ильинская часовня возведена между 1801 и 1804 годами на северо-восточном берегу озера Свиное в одноименной деревне. Построили ее крестьяне «по обещанию» (по обету), причем без дозволения духовного и светского начальства.
Продольная композиция часовни, характерная для Кенозерья, состоит из рубленной «в обло» («в чашу», с выступающими по углам бревнами) клети и открытой западной паперти под общей двухскатной тесовой крышей. Звонница, как предполагается, появилась над папертью не раньше семидесятых годов XIX века.
Сейчас деревня Свиное пустует, но на ее окраине, у ручья, все еще стоит окруженная высокими деревьями часовня.
ЧАСОВНЯ ВО ИМЯ ИОАННА БОГОСЛОВА
Чуть выше деревни Шишкина, сразу за домами, находится часовня Иоанна Богослова, построенная местными жителями задолго до 1846 года.
Часовня в Шишкино – простейший тип клетской часовни. Это сооружение односрубное, покрытое двухскатной кровлей, которую прорезает шейка изящной главки.
По своей структуре часовня приближается к простейшим клетским постройкам – амбарам. Но простота не значит примитивность. Для часовни выбрано удачное место — она расположена на крутом склоне холма.
Декоративное убранство фасадов и интерьеры полностью утрачены.
ЧАСОВНЯ ВО ИМЯ ИОАННА БОГОСЛОВА В ШИШКИНО
Деревня Шишкино расположена в километре от Вершинино, на берегу Кенозера. Чуть выше деревни, сразу за домами, находится часовня Иоанна Богослова, построенная местными жителями задолго до 1846 года.
Часовня в Шишкино – простейший тип клетской часовни. Это сооружение односрубное, покрытое двухскатной кровлей, которую прорезает шейка изящной лемеховой главки. По своей структуре эта часовня приближается к простейшим клетским постройкам – амбарам. Но эта простота решения не снизила художественных качеств постройки. В первую очередь необходимо отметить удачную ее постановку на крутом склоне холма.
Декоративное убранство фасадов и интерьеры полностью утрачены. По размерам она близка часовням «Крест» в Тыр-Наволоке и Тырышкино.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
ЧАСОВНЯ ВО ИМЯ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ В ДЕРЕВНЕ ГОРБАЧИХА
Часовня в деревне на высоком берегу залива на Кенозере возведена в роще на краю Горбачихи над высоким оврагом. Крестьяне Горбачихи возвели ее на месте ветхой и древней Никольской часовни в 1803 году, не испросив на это разрешения духовного начальства. Новую часовню посвятили сразу двум святым: Николаю Чудотворцу и Иоанну Предтече.
Компактная композиция прямоугольного в плане здания включает клеть с открытой папертью под общей крышей. Крупная глава обита лемехом и увенчана высоким крестом. В объёмной композиции здания господствует шатровая звонница. Прямо на вершину шатра без перехода надета маленькая чешуйчатая главка с высоким крестом.
ЧАСОВНЯ ВО ИМЯ КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МИНИНА
Часовня была построена в конце XVIII-начале XIX века. Согласно архивным документам, в часовне отмечались два праздничных дня: Казанской иконы Божией Матери и Святого Георгия Победоносца.Между 1883 и 1889 годами рядом со старой часовней возвели ещё одну, более обширную, которая официально была посвящена Георгию Победоносцу. Однако по каким-то причинам среди местных жителей за ней закрепилось название Казанской, а за более древней – Георгиевской.
Часовня Казанской иконы Божией Матери относится к типу часовен-пятистенков. К притвору часовни пристроен пониженный объём каркасной паперти на предмостье. На паперть ведёт крыльцо в две ступени. Очевидно, паперть появилась в период ремонта в конце XIX века. В это же время было устроено и расписано каркасное перекрытие в форме «неба».
ЧАСОВНЯ ВО ИМЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В УСТЬ-ПОЧЕ
Часовня вписана в общую деревенскую застройку. Деревня расположена на узком перешейке, отделяющем озеро Свиное от устья реки Почи. На окраине её, на возвышении, стояла старая часовня Николая Чудотворца, времени постройки которой никто не помнил. В наши дни часовня почти не выделяется среди обступившей её поздней хозяйственной застройки. Только скромная главка с крестом да несколько сосен у восточного фасада указывают на культовое назначение здания.
Первоначально прямоугольный в плане объём здания включал рубленный «в обло» пятистенок молитвенного помещения с притвором и открытую западную паперть под общей двухскатной крышей самцово-слеговой конструкции. Венчала крышу небольшая главка, крытая лемехом. Особой художественной выразительностью отличалась входная часть часовни. Скульптурная пластика широких дверных колод, усиленная тонкой резьбой в виде килевидной арки, превратила дверной проём в портал. Молитвенное помещение перекрыто «небом».
«Небо» Никольской часовни – единственное, имеющее авторскую датирующую надпись: «Писаны сiи небеса въ 1881 году живописцомъ Федоромъ Захаровымъ Iокомъ урожденцомъ Олонецкой гу[бернии] Каргопольского уезда Мишковской волости дер[евни] Большого Конева. Отроду 17 летъ масте[р]».
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
ЧАСОВНЯ ВО ИМЯ ПРОКОПИЯ ПРАВЕДНОГО
Часовня возведена в XIX веке. На том месте, где сейчас стоит часовня, ранее было болото, где однажды обнаружили икону святого Прокофия Праведного. Икону перенесли на сухое место, решив устроить там часовню в память о явлении, но икона несколько раз вновь появлялась на прежнем мокром месте.
Чтобы высушить болото, здесь посадили деревья: со временем от него остался только ручеек, который течет до сих пор. В свое время у часовни бил ключ, из которого люди брали целебную воду, для него даже проложили деревянный желоб. Сейчас ключ затянуло корнями деревьев.
Благодаря Антонине Григорьевне Мелехиной и жителям деревни началось восстановление часовни. Ее подремонтировали, привели в порядок крыльцо; здание приобрело тот вид, который имеет в настоящее время. По праздникам здесь проводятся богослужения, куда стекаются жители окрестных деревень.
ЧАСОВНЯ ВО ИМЯ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ЧАСОВНЯ ВО ИМЯ ФИЛИППА МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО В КРИВЦОВО
Деревня Кривцово (Кривцова) расположена на восточном берегу кенозерского залива Тамбич-лахта. Деревянная часовня во имя Святителя Филиппа в Кривцово была построена не позднее начала XIX века.
Архитектурный облик сохранившегося здания характерен для кенозерских часовен рубежа XIX–XX веков и, видимо, приобретён в процессе перестройки, осуществлённой в этот период. Прямоугольный в плане объём часовни перекрыт двухскатной тесовой крышей самцово-слеговой конструкции. С запада пристроено крыльцо, крытое на два ската. Оформление фасадов строгое, без излишеств.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
ЧАСОВНЯ ВО ИМЯ ФЛОРА И ЛАВРА
Часовня во имя Флора и Лавра построена между 1801 и 1804 годами. Часовня в виде крупного амбара представляет собой прямоугольный, рубленный «в обло» объём на подклете. Венчают часовню крест и глава. В отреставрированном иконостасе часовни сохранились иконы «северного письма».
С севера на паперть ведёт рубленное «в лапу» крыльцо, крытое односкатным навесом.
ЧАСОВНЯ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ СИЙСКОГО
Часовня находится в деревне на восточной стороне Паромского острова у устья реки Кены. Небольшая часовня появилась на острове не раньше второй половины XIX века. Освящена в честь Антония Сийского. Этот выбор не был случайным: в Кенском монастыре, которому до 1764 года принадлежал Паромский остров, преподобный Антоний жил и принял монашеский постриг.
Часовня во имя преподобного Антония Сийского поставлена в низине среди деревни. Постройка относится к типу часовен-пятистенков, включающих молитвенное помещение и притвор под общей двухскатной крышей. К притвору примыкало ныне утраченное крыльцо с навесом.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
ЧАСОВНЯ СВЯТОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ
Часовня святой Ксении Петербургской построена местными жителями рядом с маленькой придорожной часовенкой Богородицы Целительницы.
На ручье, рядом с часовней, находится место, где устраивали купальню – «иордань», в которой совершалось омовение. Недалеко от часовни растет сосна, называемая «Святым деревом».
Посещение часовни включено в маршрут Кенозерского национального парка «Тропа муравейников» по эколгической тропе.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel