МУЗЕЙ «БЕЛОМОРСКИЕ УЗОРЫ»
С целью сохранения и развития народных художественных промыслов Севера в феврале 1968 года в Архангельске появилось предприятие «Беломорские узоры». В музее можно узнать об истории и развитии предприятия, также здесь собраны редкие экспонаты, привезенные из экспедиций по Архангельской области, и авторские работы мастеров.
Сейчас на предприятии «Беломорские узоры» делают художественные изделия из дерева, поморские сувениры, занимаются северной резьбой по дереву, северной вышивкой, ручным ткачеством и вязанием, каргопольской глиняной игрушкой, расписными коробами. В рамках экскурсии по музею можно увидеть производство изделий народных художественных промыслов: деревянных, строчевышитых, швейных, трикотажных и тканых. Предусмотрено посещение производственных цехов и ассортиментного кабинета, где созданы экспозиции старинной домашней утвари, камнерезного цеха, мехового цеха, цехов по производству каргопольской игрушки, резьбы и росписи по дереву, вышивке на льняных изделиях.
БАБКИНА ПОЛЯНА
«Бабкина поляна» — памятное место мастера Каргопольской глиняной игрушки Ульяны Ивановны Бабкиной на её родине — в деревне Ватамановской, ранее называвшейся Гринёво. Одиннадцать мастеров создали деревянные скульптуры по мотивам игрушек Ульяны Бабкиной: Полкан, Медведко, Гармонист… На территории «Бабкиной поляны» находится избушка, ставни окон которой изготовили каргопольские народные мастера и художники по сюжетам сказок бабушки Ульяны. В самой избе расположилась фотовыставка, а во дворе для посетителей находится беседка для отдыха.
По предварительной заявке организуется интерактивная экскурсионная программа «Гринёвское гостевание на Бабкиной поляне», в которую входит вводная автобусная экскурсия, чаепитие с самоваром и писникоськими пирогами, мастер-класс по каргопольской глиняной игрушке.
БЕРЕСТЯНЫЕ ТУЕСА
Изделия из бересты известны с давних времён; изготовление их изделий считается одним из самых древних ремёсел, исконно русским промыслом. Впрочем, применяли ее всюду, особенно на русском севере: использовали бересту в строительстве для защиты от холода, гнилей и сырости. Берестой обшивали лодки, делали из неё поплавки и другие рыбацкие принадлежности. Из бересты изготовляли обувь, посуду, игрушки и многое другое. Из сухой перегонной бересты до сих пор добывают дёготь. Дошли до нас и берестяные грамоты, древнейшие памятники славянской культуры.
Береста обладает рядом свойств, позволяющих найти этому материалу самое широкое применение: пластичностью, малым удельным весом, бактерицидностью, гигроскопичностью, гидро- и термоизоляцией, а главное — доступностью и простотой обработки. Бересту
Искусство художественной обработки бересты достигло высокого уровня на русском Севере. Берестяные туеса, традиционные на Севере посудины цилиндрической формы из бересты, традиционно украшали росписью.
Две — три прослойки бересты спасают от нагревания любой хранящийся в ней продукт: грибы, ягоды, рыбу. Когда-то в туесах носили на сенокос квас или молоко, они оставались прохладными даже в сильную жару. В туесах грибы солили и капусту квасили. Ходили с ними за водой, хранили в них клюкву и морошку, а также мёд и сметану. Посуда это прочная, стерильная — ничего в ней не гниёт, не киснет и не преет. Самые старые из туесов — те, которым полвека и больше, — отличаются изяществом и красотой слоновой кости.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
ИЗБА УСТЬЯНСКИХ СКАЗАНИЙ
Изба сказаний — это старинный дом в деревне Бестужево Устьянского района Архангельской области, где гостей встречают устьянским говором, легендами и сказаниями Марии Ивановны Федоровой-Шалауровой. Здесь проходят своеобразные этнографические программы: хозяева угощают пирогами и шаньгами, испеченными в русской печи, а за угощением рассказывают истории и сказания об Устьянских землях и о людях, здесь живущих. Желающих обучают прясть, ткать, делать куклы-обереги.
Самой младшей участнице программы десять лет, а самому старшему 76.
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА
Лепятся каргопольские игрушки из красной глины; фигурки отличает небольшая коренастость, грубоватость — плечи у них сливаются с затылком, ноги короткие. Животных мастера очеловечивают — они заняты тем же делом, что и люди: медведи, козлы и бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Создав изделие, его просушивают, а через несколько недель обжигают и затем белят.
По белому грунту игрушки покрываются простой росписью из сочетания полосок, штрихов, ромбов, крапинок. Применяются в росписи голубой, кирпично-красный, зеленый, черный, охристый цвета. Иногда добавляются золотые и серебряные краски.
Древний промысел каргопольской игрушки в начале 1930-х годов был почти забыт, но сохранился во многом благодаря мастерице Ульяне Бабкиной. Она жила в почти опустевшей деревушке Гринево неподалеку от Каргополя и, пока деревня пустела, продолжала упорно лепить каргопольские игрушки. К тому же Ульяна охотно учила своему мастерству всех желающих, поэтому она едва ли не в одиночку возродила ремесло — поучившись у Ульяны, умельцы расселялись по соседним деревням и в самом Каргополе. Благодаря им и живет народная каргопольская игрушка.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
КОЗУЛЯ
Козуля — лакомство, издавна изготавливающееся на Русском Севере, сладкий сувенир Архангельской области. В старину их пекли из ржаной муки, чтобы цвет получался темный, характерный для козуль, на котором бы ярко и выразительно смотрелись узоры. Тесто для козуль готовили заранее и хранили на морозе. Затем мастерицы вырезали из него различных птиц, зверей и другие фигурки. Формочки для козуль считались очень ценными, их берегли и предавали по наследству. Испеченные козули покрывали глазурью двух цветов: белого и розового. Красителем выступали красные северные ягоды — брусника и клюква.
Сейчас в Архангельске козули готовят как в простых домах, так и на продажу в сувенирных лавках и магазинах. Теперь в тесто добавляют мед, имбирь, гвоздику и другие пряности; изменился и основной ингридиент — теперь вместо ржаной муки тёмный цвет пряника достигается за счет пережженного сахара. Украшение козуль стало роскошнее: для него применяется глазурь разных цветов, кондитерские бусинки и даже шоколад. Кондитеры соревнуются, придумывая новые украшения и формы, например, козульные домики.
Стоит отметить, что козуля не только красива и вкусна — она еще и практична: это лакомство способно храниться до года.
МЕЛЬНИЦЫ-СТОЛБОВКИ В КИМЖЕ

Именно в Кимже сохранились две из восьми оставшихся в стране мельниц-столбовок на высокой ряже северного типа. Раньше таких мельниц в регионе было много, но с глобальной электрификацией они стали никому не нужны и от ветхости постепенно пришли в негодность.
Ветряные мельницы называли мельницами-стобовками из-за вкопанного в землю столба, окруженного бревенчатым ряжем, то есть срубом, который сужается к верху. Ряжевая рубка оставляла небольшие открытые промежутки между бревнами, благодаря чему они не так быстро гнили и портились. Кроме того, такая конструкция придавала устойчивости сооружению: мельницы устанавливали на высоких местностях, где дуют северные ветры.
Сейчас гости Кимжи могут посетить мельницы и посмотреть, как устроены все ее механизмы. Летом мельница даже работает. Чтобы попасть внутрь мельницы, необходимо обратиться в туристский центр «Кимжа».
ПОМОРСКИЕ ПРОМЫСЛЫ
Бытует мнение о том, что поморы кроме рыбной ловли и зверобойного промысла ничем больше не занимались, отсюда якобы и их самоназвание «поморы». Но это неверно. Так, Северные земли были в числе тех немногих районов Руси, где добывалась соль. Один Соловецкий монастырь имел около 50 варниц, на которых работало до 800 постоянных и около 300 временных наемных работников. Солевары Двинской земли и Вологодского края давали до 800–1000 пудов соли в год и более двухсот лет снабжали этим продуктом многие районы Московского государства.
Одним из самых старинных промыслов Поморья было смолокурение. Смола употреблялась для смазки обуви, лыж, колес, в судостроении, канатном производстве, кожевенном деле. К ее качеству предъявлялись высокие требования.
Немаловажную роль в экономике Заволочья играл промысел слюды, который особенно интенсивно развивался в XV веке. Слюда использовалась для окон и фонарей. Росло число церквей и монастырей — росла и потребность в выносных фонарях, использующихся во время крестного хода. Слюда также шла на оформление карет царей и богатых вельмож. Русская слюда считалась лучшей в мире; в Западной Европе и Азии ее называли «мусковита».
Широкий размах приобрела в Поморье ловля жемчуга. Жемчужные раковины добывали в устьях небольших речек: Солзе и Сюзьме на Летнем берегу, Варзуге и Поное на Терском берегу, а также в районе Колеч. Из добытого жемчуга местные судные целовальники отбирали десятое, самое лучшее, зерно «на великого государя». Этот «государев» жемчуг отсылали в Колу, а оттуда в Москву. А из Варзуги жемчуг шел в патриаршую казну. В Поморье возникла, а отсюда распространилась по всей Руси любовь к жемчугу. Им густо осыпали платья и кафтаны, головные уборы и обувь.
Поморье снабжало внутренние области государства продуктами своей местной промышленности: важное место в ней отводилось рыбе (особенно семге), соли, салу и кожам морских зверей и мехам. В Поморье сосредотачивалась почти вся внешняя торговля государства. Оно же служило главным соединительным звеном между европейской Россией и Сибирью в торговом отношении.
Конечно, сформировалось мнение о том, что поморы занимались только звериным и рыболовным промыслами, не просто так: это было одним из основных занятий населения Поморского Севера. На взморьях и по берегам рек — всюду были разбросаны рыбные тони, с которых кормилась большая часть населения этого обширного края. Каждая семужья яма, каждое промысловое становище — «скея» — или зверобойный участок имели своих коренных хозяев, которые могли продавать свои владения, закладывать их целиком или паями, сдавать в аренду и завещать своим потомкам или монастырям.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
ПОМОРСКИЙ ЭТНОС
Поморы — отличительное самоназвание коренной этнической общности европейского Севера России — Поморья. Название «поморы» возникло не позднее XII века на юго-западном (Поморском) берегу Белого моря; в течении XIV–XVI веков этноним распространился далеко на юг и восток от места своего возникновения. В «материалах для подробного описания Архангельской губернии» отмечается крепкое телосложение и статность поморов. «Имеют большей частью русые волосы, твердую поступь, широкую и выдающуюся грудь, хорошо сложенные мускулистые руки и ноги» — описывают поморов авторы.
При формировании народности поморов слились культуры протопоморских, преимущественно угро-финских (чудских) племен Беломорья и первых древнерусских колонистов, активно заселявших территории Заволочья.
«Море наше поле», говаривали поморы. На лов рыбы и за морским зверем местные жители на самодельных судах ходили на Мурман, Новую землю, достигали берегов Норвегии, останавливались на островах в Белом, Баренцевом и Карском морях. Поморы сыграли особую роль в освоении северных морских путей и развитии судостроения; русский адмирал Литке окрестил их «вечными мореходами».
В XII–XV веках Поморье было колонией Великого Новгорода, а к началу XVI века присоединилось к Москве. В целом, в XV–XVII веках Поморьем назывался обширный экономический и административный район по берегам Белого моря, Онежского озера и по рр. Онега, Северная Двина, Мезень, Пинега, Печора, Кама и Вятка, вплоть до Урала.
В XVII веке в 22 уездах Поморья основную массу населения составляли свободные «черносошные» крестьяне. Они были не лично зависимыми, повинности их относились не к помещикам, а к Российскому государству. По сути, по сравнению с крестьянами средней полосы России поморы были относительно свободны. Был у них свой общий язык — так называемая поморская «говóря», культура в Поморье также сформировалась относительно общая.
В XIX веке Поморье стали также называть Русским Севером, европейским севером России и так далее. Впоследствии сам термин «Поморье» стал размываться, поморов начали называть обезличенным словом «северяне», словом, началась ассимиляция поморов в великоросском этносе. Тем не менее, народность не забыла о своем существовании — так, по данным всероссийской переписи населения 2002 года, поморы указывали свою этническую принадлежность в графе «национальность».
Туристский портал Архангельской области /pomorland.travel
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ
На территории Архангельской области сформировались несколько видов художественной росписи, свойственной только этому региону. Например, выделяется из всех мезенская роспись — в ней ярко проявляются архаичные представления о мире древних людей. Наскальные изображения, найденные на берегах Белого моря и Онежского озера, перекликаются с рисунками мезенской росписи. Еще одна особенность этого промысла — выполняли роспись исключительно мужчины.
Промысел развился в конце XIX века в селе Палощелье на берегу реки Мезень. Мезенскую роспись наносили различные бытовые предметы: туески, лукошки, короба, но особую известность приобрели прялки с такой росписью.
Отличает мезенскую роспись скупость цветовой гаммы: красный сурик и черная сажа. Рисунок наносили пятнами и полосками, а затем обводили по контору черным цветом. Готовое изделие покрывали олифой, и оно приобретало золотистый цвет.
Мезенская роспись на вид кажется простой, но в ней заключено множество значений: так, изображаемые семена, шишки, плоды, заключенные в древние ромбические фигуры — символы плодородия. Эти знаки присущи многим народам мира. Круговые и крестообразные знаки — символы огня, древние обереги. Птицы и животные имеют дополнительные значения в бытовой магии. Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий культ). Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро. Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка особая птица — она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.
Пермогорская роспись включает работы мастеров из деревень Черепаново, Большой Березник и Грединская — селений в четырех километрах от пристани Пермогорье. Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающий древний цветок крина. Среди них кустики из округленных листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор вписывали разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни. В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета фона являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером на белый грунт, потом уже его заполняли цветом.
Пермогорской росписью украшали деревянную и берестяную посуду, покрывали ею и крупные предметы — колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Но чаще всего расписывались прялки. Для каждой крестьянки прялка, с которой она не расставалась всю жизнь, была не только необходима в быту, но с ней связывались лучшие воспоминания молодости, с прялкой всегда был связан свадебный обряд.
Борецкие росписи сверкали белизной фона, на ней горел ярко-красный цвет растительного узора. Украшали ее сусальным золотом.
В ракульской росписи основную роль играет золотисто-охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зеленый и коричнево-красный. Очень крупный орнамент ракульской росписи в основном состоит из декоративных листьев. Черным цветом исполнен не только контур, но и многие детали-усики, завитки и прожилки.
Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в произведения искусства.
Туристский портал Архангельской области /pomorland.travel
ШКОЛА БУРЧЕВСКОГО (ДЕТСКАЯ ШКОЛА НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ)
Первая в России детская школа народных ремесел известна в Архангельске как «Школа Бурчевского» — по имени ее основателя и директора Бурчевского Владимира Николаевича.
В основу концепции Школы народных ремесел лег принцип преемственности традиционной народной культуры в творческих лабораториях по изучению, сохранению и развитию народных ремесел. Она открыта для всех желающих: за 40-60 минут на мастер-классе турист может своими руками с помощью опытного педагога выполнить несложное изделие. Предлагаемые мастер-классы — «Художественная обработка бересты», «Ткачество», «Северная кукла», «Художественная роспись по дереву», «Керамика», «Резьба по кости», «Орнаментальное вязание», «Северная вышивка».
Цель работы коллектива — сохранять и развивать ремесла Архангельской области на основе исторически сложившихся художественно-стилевых особенностей и традиционных технологий, но с учетом современных эстетических требований.
ЩЕПНАЯ ПТИЦА СЧАСТЬЯ
Народный промысел по изготовлению щепных птиц, вероятно, стал побочным промыслом кораблестроения. На ее изготовление идет корабельная сосна, причем только комлевая ее часть (три метра от земли, где нет веток). Архангельск и Воронеж оспаривают первенство «колыбели» русского флота, но именно в Архангельске сошел со стапелей первый корабль «Святой Павел». Он на шесть лет опередил первый воронежский корабль «Божье провидение». Хотя разница по времени небольшая, но, по всей видимости, рачительный Петр I решил не тратиться на обучение воронежцев в Голландии и переселил к ним, в район Шипова леса, мастеров из Архангельска. Они уже успели пройти Амстердамскую школу. Первое, что делали переселенцы на новом месте — вешали в избе оберег — птицу счастья. Они-то и научили местных жителей секретам изготовления чудо-птиц.
Деревянных птиц вешают в храмах над «вратами рая»: ведь само тело птицы напоминает крест — библейский символ. Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого — крылья. Христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа — голубь. Голубь явился Деве Марии в Благовещение, голубь — Святой Дух спускается с небес во время крещения Христа. Поэтому щепная деревянная птица, которую стали делать на Руси еще более трехсот лет назад приобрела очертания голубя.
Самая ответственная операция — расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком. Со временем ее дерево приобретает красивый бронзовый цвет. Мифическая птица хорошо вписывается в любой интерьер. Расположение вблизи источника света придает её полету дополнительное очарование: лучи проходят сквозь тончайшие перья, образуя причудливые тени. Сейчас птицу изготовляют из сосновой щепы.
Туристский портал Архангельской области / pomorland.travel
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ «ПОЛИТОВ ДОМ»

Музей в старинном деревенском доме создан по инициативе местных жителей. Первые ремонтные работы начались в сентябре 2004 года. С января 2008 года на базе сельского дома культуры и музея начал действовать культурно-музейный центр.
«Политов дом» одновременно музей краеведческий, посвященный истории Кимжи и Мезенского края, и этнографический — отражает обычаи местного населения. Название музея происходит от родового прозвища хозяев.
Гостей в музее встречает «бабка Политовна», которая рассказывает о жизни женщины–поморки на местном диалекте. В музее работает постоянная экспозиция «Мир мезенской женщины»: в крестьянской избе показан быт, приближенный к концу XIX века, а во второй комнате — быт более позднего периода, примерно середины XX века.
В «Политовом доме» представлена большая коллекция вышитых изделий местных мастериц: полотенца, накомодники, скатерти, а также старинные изделия местных мастеров: изделия из дранки, скобяные изделия, конская упряжь и другие.
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ-МАСТЕРСКАЯ
Музей «Лядинские узоры» создан в 1994 году. Идея его создания принадлежит школьной учительнице Ворощук Надежде Фёдоровне.
В музее собрано более четырехсот экспонатов — старинных предметов культуры и быта. Кроме того, этнографический музей многие годы был мастерской, в которой педагоги школы и учащиеся занимались возрождением ремёсел, ранее бытовавших в селе Лядины. Поэтому здесь можно увидеть изделия ручной кубовой набойки, тканые и берестяные, лоскутные и вышитые.
В музее представлены экспозиции, связанные с названием города Каргополя, огромные панно с изображением древних символов. По желанию гостей Надежда Ворощук проводит мастер-классы по изготовлению кукол-оберегов, по выпечке пирогов-подорожников, ткачеству, плетению ковриков из цветов и трав. Может она и показать на старинных орудиях труда, как изо льна получают льняную нить.
Музейные экспозиции размещены также и в гостевом доме для туристов. Здесь можно увидеть убранство северной избы, столярную мастерскую, предметы охоты и рыбалки, кузнечного промысла, хлев.
Музей проводит обзорные экскурсии по селу Лядины с остановками у воротных колодцев, старинных домов, у Богоявленской церкви и часовни Спаса.