Белогорск
Белогорск — один из старейших населенных пунктов Амурской области. Город находится на левом берегу нижнего течения реки Томь (бассейна реки Зея) в 50 километрах от ее устья, в 109 километрах от областного центра — Благовещенска и государственной границы с КНР. Численность постоянного населения на 1 января 2009 года составила 68147 человек (7,9% населения Амурской области).
Первое поселение на месте города – село Александровское, основанное в 1860 году переселенцами из Пермской области. В 1883 году рядом с селом Александровским на протоке реки основано село Бочкаревка. В связи со строительством Амурской железной дороги в 1913 году село Бочкаревка стало узловой станцией. В 1926 году село Александровское и станция Бочкаревка преобразованы в город Александровск. В 1931 году город был переименован в Краснопартизанск, в 1935 году – в Куйбышевку-Восточную, а в 1957 году город получил название Белогорск. Он выделился в самостоятельную административно-территориальную единицу.
[spoiler]Но переменилось не только название, преобразился и сам город: он стал уютнее и краше. Благоустраиваются микрорайоны, кварталы, улицы, парки и скверы. Продолжается его строительство, идет реформирование жилищно-коммунального хозяйства.
Белогорск – промышленный и железнодорожный узел. Отсюда отходит ветка Транссибирской железнодорожной магистрали на Благовещенск и Байкало-Амурскую магистраль. Автомобильные дороги областного и федерального значения связывают город с населенными пунктами Амурской области, а также Якутией, Хабаровским и Приморским краями.
Находясь в центре обширной сельскохозяйственной территории, Белогорск является одним из центров по переработке сельскохозяйственного сырья. По производству пищевых продуктов он занимает второе место в области, уступая только Благовещенску.
Герб Белогорска составлен по правилам и соответствующим традициям геральдики и отражает исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.
Флаг Белогорска разработан на основе герба. Его основной фигурой стала Белая гора — обнажения светлого кварцевого песка на противоположном берегу реки Томь. Флаг внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 4911.
Туристический портал Амурской области / www.amurvisit.ru
[/spoiler]
Благовещенск
Благовещенск — административный центр Амурской области, единственный административный центр субъекта Российской Федерации, находящийся на государственной границе России.
Благовещенск — один из старейших купеческих городов Дальнего Востока, который и в наши дни выступает в роли посредника в торгово-промышленных связях Сибири и Дальнего Востока с Китаем.
2 июня 1856 года вблизи устья Зеи на левом берегу Амура был размещен военный отряд численностью около 500 человек под началом командира 2-й Забайкальской казачьей конной бригады Н. Хилковского. Солдаты расчищали территорию, готовили место для приема и размещения переселенцев, копали землю под посевы, заготавливали строевую древесину. С этого момента и началась история города Благовещенска. 29 июня 1856 года на Усть-Зейский пост прибыло 60 забайкальских казаков во главе с сотником М. Травиным, которые и поставили первое здание Благовещенска на реке, давшей имя сегодняшнему переулку Релочному. Оно было сначала «мертвокладной» — туда складывали тела солдат, не переживших первую морозную зиму. Весной останки первопоселенцев были преданы земле, а эти бревна легли в фундамент первого в городе храма — Свято-Никольского. Он был построен казаками и солдатами, прибывшими на следующий год с новым сплавом.
[spoiler]9 мая 1858 года камчатским архиепископом Иннокентием (Вениаминовым) был заложен храм в честь Благовещения, и станица стала именоваться Благовещенской. К концу 1859 года население города не превышало полутора тысячи человек.
Город рос и обустраивался. В первую очередь были сооружены дом для губернатора, административные здания, жилые дома для чиновников и воинских начальников, гарнизонные служебные помещения. Начали оформляться и первые улицы: Большая (им. Ленина), Набережная (Краснофлотская), Зейская, Амурская, Релочная. Общее развитие города Благовещенск во многом было связано с золотодобывающей промышленностью, сельским хозяйством и водным транспортом. Дальнейшее преобразование города было направлено на усиление его промышленного потенциала, рост числа учебных и научно-исследовательских учреждений. В годы Великой Отечественной войны Благовещенск был прифронтовым городом, противостоявшим вооруженным силам милитаристской Японии, откуда в августе 1945 года советские войска устремились на их разгром.
Достопримечательности:
Здание железнодорожного вокзала 1913 года
Памятник, сооруженный в честь Айгунского договора
[/spoiler]
Бурея
Бурея́ — поселок городского типа в Бурейском районе, административный центр муниципального образования Рабочий поселок (пгт) Бурея.
Расположен в восточной части Амурской области в 170 километрах к юго-востоку от Благовещенска, с правой стороны автодороги «Амур» и разделен на три части железной дорогой (Транссиб и Райчихинская ветка).
По западной окраине поселка протекает река Тюкан (правый приток Буреи). Расстояние до административного центра Бурейского района поселка Новобурейский около 5 километров (в восточном направлении).
[spoiler]Население — 4332 человек (данные на 2016 год).
В поселке Бурея сосредоточены крупные железнодорожные предприятия: узловая станция Бурея, вагонное и локомотивное депо, дистанция пути, дистанция сигнализации и связи и т.д.
Крупными промышленными предприятиями являются: ОАО «Бурея-Кран» — производство кранов мостовых, ОАО «Бурейская ГЭС» — производство электроэнергии, ЗАО «УКБХ» — производство бетонной смеси.
Сообщение с населенными пунктами осуществляется как автобусами, так и по Транссибирской магистрали. По территории района проложена важнейшая транспортная магистраль — автодорога Чита — Хабаровск, сооружен мост через реку Бурея[/spoiler]
Завитинск
Город Завитинск — районный центр Завитинского района. Основан в 1906 году, в 1936 году был присвоен статус поселка городского типа, а 18 ноября 1954 года Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР наделен статусом города.
Городское поселение «Город Завитинск» образовано в 2005 году Законом Амурской области от 20.12.2005 года №119-ОЗ «Об объединении города Завитинска, Новоалексеевского и Червоноармейского сельсоветов в Завитинском районе».
Численность населения в городском поселении на 1 января 2010 года составляет 13225 человек. В состав городского поселения входят населенные пункты: город Завитинск, село Новоалексеевка, станция Тур.
Зея
Город Зея — административный центр Зейского района Амурской области. Город расположен на севере Амурско-Зейской равнины, на правом берегу реки Зеи в 660 километрах от ее устья, у южных склонов хребта Тукурингра.
Население — 24 367 человек (данные на 2013 год).
Зея основана в 1879 году как перевалочный пункт Верхне-Амурской золотодобывающей компании «Зейский склад». С момента получения статуса города с 1906 по 1913 город назывался Зея-Пристань.
Ведущая роль в экономике Зеи принадлежит электроэнергетике. Зейская ГЭС — вторая по величине после Бурейской ГЭС на Дальнем Востоке, ежегодно вырабатывает от 4 до 6 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. К другим отраслям промышленности относятся добыча золота, лесная промышленность.
[spoiler]Через территорию Зейского района проходит крупная железнодорожная магистраль федерального значения — Дальневосточная железная дорога с выходом через территорию Хабаровского края — порты Ванино и Совгавань. Межрайонные и внутренние транспортные связи осуществляются водным, автомобильным и воздушным транспортом.
Центр района удален от областного центра по автомобильной дороге до железной дороги на расстояние 103 километров, а затем по железной дороге на расстояние 535 километров. Сообщение между северными поселками (Береговой, Горный, Октябрьский, Хвойный, Бомнак) — авиационное. Между южными поселками сообщение автомобильное.
Зейский район славится щедрыми месторождениями полезных ископаемых и богатыми лесными массивами.[/spoiler]
Ивановка
Село Ивановка расположено в 33 километрах от Благовещенска. Это благоустроенный поселок, в котором, однако, удалось сохранить прелесть старой русской деревни.
Селение Ивановское основано 12 июля 1964 года переселенцами из различных российских губерний. Оно быстро стало одним из самых крупных населенных пунктов Амурской области, в котором немало интересного.
Например, Ивановский районный историко-краеведческий музей предлагает интереснейшие выставки: «Заселение, быт и культура крестьян Ивановского района», «Становление Советской власти на Амуре», «Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Герои-ивановцы», «Природа Приамурья». Узнав о жизни села из музейных экспозиций, туристы могут увидеть исторические места своими глазами.
[spoiler]Памятник «на крови» посвящен сожженным и расстрелянным жителям Ивановки в годы японской интервенции. Революционная деятельность ивановцев вызвала гнев командования японских войск. 22 марта 1919 года произошла чудовищная расправа над мирными жителями. 257 человек расстреляли, 36 заживо сожгли в крестьянском амбаре, более 1000 детей остались сиротами.
Еще один памятник посвящен воинам-ивановцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В первые же дни войны защищать родину отправились самые юные: выпускники средней школы обратились с заявлениями об отправке их на фронт. В сражениях с врагами погибли, умерли от ран и пропали без вести 222 доблестных воина.
Парк культуры и отдыха Ивановки знаменит благодаря своему озеру лотосов. Во время цветения к озеру стягиваются туристы со всей Амурской области, ведь здесь можно полюбоваться на прекрасные цветы, давно занесенные в Красную книгу.
Узнать русскую деревню можно только изнутри, окунувшись в быт и ежедневные заботы простых сельчан. Двери своего гостеприимного дома открыла для туристов одна из жительниц Ивановки. Хозяйка покажет двор, дом, угостит ароматным чаем с сушками и продемонстрирует свое рукоделие: работы из бисера, украинскую вышивку и вышивку крестом.
Богородично-Иоанно-Богословский храм Ивановки — один из старейших в области. Заложен храм, очевидно, одновременно с основанием села (1864 год). В 1866 году в начале осени он был освящен. Заведена метрическая книга. В следующем году достроена колокольня, приобретена утварь, иконы. Святителем Иннокентием (Вениаминовым), по просьбе прихожан, была оказана помощь в тысячу рублей.
Храм уцелел в пожаре села в 1919 году. В 1930 году по приказу Буденного храм был обезглавлен и на долгие годы закрыт, в нем власти открыли клуб и библиотеку. В 1989 году в селе была создана инициативная группа по организации прихода. 18 мая 1994 года храм возвращен Русской православной церкви. В пожаре села храм уцелел.[/spoiler]
Магдагачи
Магдага́чи — посёлок городского типа в Амурской области, административный центр Магдагачинского района.
Расположен в северо-западной части области в 470 километрах к северо-западу от Благовещенска. Железнодорожная станция Магдагачи на Транссибирской железнодорожной магистрали.
Население — 10 122 человек (2016 г.).
Интересно происхождение самого названия поселка. Существуют две версии.
Одна из них основана на нанайской легенде (Магда — девушка, гати — болото). По этой легенде будто бы на месте нынешнего поселка жила семья нанайцев. Семья вымерла, и осталась жить среди болота одна девушка. Однако это предположение не изучено и маловероятно.
[spoiler]Скорее всего, Магдагачи, в переводе с эвенкийского — место, где лежат старые, отмершие деревья.
В 1908 году начались подготовительные работы в виде постройки грунтовой дороги от Толбузино до Магдагачи протяженностью 48 верст. Она проходила через три становика и множество топких марей, которые заваливали накатником в несколько рядов, а потом засыпали грунтом. По построенной дороге на лошадях перевозили технику, оборудование, людей, продовольственные товары, фураж.
Амурская область в то время не располагала людскими ресурсами. Для строительства железной дороги привлекали каторжников и контрактных рабочих. Первая партия каторжан в количестве 300 душ весной 1908 года по рекам Шилке и Амуру на баржах была доставлена в станицу Толбузинскую. Среди каторжан были матрос А.Т. Куприков, который отбывал наказание за восстание на крейсере «Очаков», и Ф.Я. Кашугин — матрос с «Потемкина». Также к строительству привлекались китайцы, корейцы, нанайцы, эвенки и другие малые народности. Эксплуатация была непомерной. Труд ручной, никакой механизации, только лопаты, тачки, лошади.
Весной 1910 года началось строительство поселка Магдагачи и одновременно железной дороги в западном и восточном направлениях. К 1913 году в Магдагачах уже было застроено в верхнем и нижнем поселках по три улицы. В нижней части поселка строились только собственные дома, торговые дома компании «Чурин и Ко» и мелкие лавочки. Верхняя часть была застроена четырехквартирными домами, в которых жили служащие и чины охранных ведомств. Улицы носили названия святого Алексея и святого Владимира. На улице святого Владимира, там, где она пересекалась со сквером, была церковь этого же названия. Одновременно с поселком строилось депо. Вначале его сделали из досок и обили цинковым гофрированным железом. В 1913 году — срубили из брусьев и проложили пути отстоя паровозов. В депо были токарный и сверлильный станки, которые приводились в работу через механическую передачу от локомобиля. Сквозного движения поездов не было, так как строительство тоннеля в Уль-Ручьях еще не закончилось. Плечо езды было от Магдагачи до станции Керак, где располагалось оборотное депо. Доезжая до станции Керак, пассажиры шли шесть километров пешком до станции Ковали. Грузы из вагонов перегружались на подводы и везлись по обводной грунтовой дороге. В 1913 году началось строительство двух каменных корпусов паровозного депо. Материалом служил серый гранит, залежи которого нашли на левой стороне реки Магдагачи. Через два года корпуса был сданы в эксплуатацию. В 1917 году на том же месте было построено первое отдельное здание больницы, где разместились стационар на 10 коек и поликлиника. В стационаре работал врач А.В. Михайлюк и санитарка Агапия Краснощекова-Автаева, амбулаторный прием в поликлинике вела медицинская сестра Н.М. Ткачева.
В апреле 1918 года в поселке была установлена Советская власть, поддержанная рабочими железной дороги и близлежащих приисков. Но уже в сентябре началось наступление японских интервентов и белогвардейцев на Амурскую область. С приходом на Амур интервентов и белогвардейцев начались массовые аресты, насилия, грабежи, бесчинства и издевательства. К осени 1918 года на Дальнем Востоке насчитывалось около 73 тысяч японских солдат и офицеров. В пределах Амурской области были расквартированы две японские дивизии и отряд американцев. Интервенты, чтобы создать видимость невмешательства, позволили сформироваться белогвардейскому правительству во главе с эсером А.Н. Алексеевским, которое сразу же активно взялось за восстановление старых порядков. Однако и это «правительство» не удовлетворило интервентов. Атаман Семенов, который хотел подчинить весь Дальний Восток, направил в Благовещенск воинским начальником полковника Шемелина, прославившегося своей жестокостью. По его приказу в села были направлены карательные отряды. Трудящиеся поселка стали образовывать партизанские отряды и начали вести борьбу против интервентов и врагов Советской власти. Во главе отряда встал бывший учитель Толбузинской станичной школы Н.М. Железнов, который упорно вел борьбу с врагом, но в ночь 14 сентября 1919 года, Николай Михайлович и его товарищи были схвачены семёновцами и после зверских пыток расстреляны у Восточного перехода станции Магдагачи, а позднее, сброшены в колодец. На этом месте установлен памятник 22 погибшим партизанам.
В этих реалиях в 1920 году было принято решение создать Дальневосточную Республику — буферное государство, между РСФСР и странами Антанты и Японией. Интервенты, за неимением правовой основы их пребывания на земле суверенного государства, вынуждены были отступить в Приморье. Белогвардейцы остались один на один с партизанами, преобразовавшимися в части маргинальной Народно-революционной армии ДВР. К 1921 году поселок и окрестности были очищены от белогвардейских защитников России, а в 1922 году ДВР было упразднено, территория была присоединена к РСФСР.
В 1932 году советским правительством было принято решение об увеличении провозной и пропускной способности Транссибирской железной, в связи с чем в декабре 1932 года был создан БамЛАГ. В 1933 году на станции Магдагачи, в районе сопки Арестанка, развернулось строительство 9-го отделения БамЛАГа и лагерного пункта в районе нынешних очистных сооружений. Заключенные были заняты прокладкой вторых путей Транссиба, заготовкой древесины, постройкой и реконструкцией инженерных сооружений, зданий паровозного и вагонного депо, строительством жилья. В свой пик, в 1936 году, в 9-м отделении, количество заключенных составляло 10 877 человек.
В 1938 году селу Магдагачи был присвоен статус поселка городского типа. В годы Великой Отечественной войны сотни магдагачинцев записались добровольцами на фронт, магдагачинские предприятия были переведены на военные рельсы, на предприятиях началось производство военной продукции. После разгрома Квантунской армии в Маньчжурии Красной Армией, в Магдагачинский лагерный пункт начали прибывать японские военнопленные, занятые хозяйственными работами на Магдагачинском узле, пробывшие до 1955 года.
В Послевоенное время поселок Магдагачи получил быстрое развитие, был открыт гражданский аэропорт, открыты склады снабжения «Якутзолото», произведено расширение магдагачинского железнодорожного узла, получил дальнейшее развитие Магдагачинский лесопункт Сивакского ЛПХ.
Развал СССР негативно сказался на экономическом состоянии поселка, закрылись многие предприятия. В конце 90-х — начале 2000-х происходили большие проблемы в отопительный сезон. Ныне же удалось эту ситуацию переломить. Происходит благоустройство поселка, открываются новые торговые центры и магазины. В 2013 году вновь открылось вагонное депо.
Расположен в зоне смешанных лесов на северо-западе Амурско-зейской равнины, в бассейне верхнего течения Амура. С запада поселок огибает река Горчаки, с востока река Магдагачи. Расстояние до Москвы — 7494 километра. Ближайший город — Зея (169 км).
Магдагачи и вообще Амурская область — это места с вечной мерзлотой.[/spoiler]
Райчихинск
Город Райчихинск является важным центром угольной промышленности — здесь производится добыча бурого угля открытым способом. Ранее в городе также функционировали мебельная, обувная и трикотажная фабрики.
Имеет статус города с 4 мая 1944 года. Расположен в 165 километрах к востоку от Благовещенска.
Население — 19 962 человек (данные на 2013 год).
Помимо административного центра, в состав городского округа «Город Райчихинск» входят населенные пункты Угольное (село) и Широкий (поселок городского типа).
Свободный
Свободный (до 1917 — Алексеевск) — административный центр Свободненского района Амурской области.
Город расположен на правом берегу реки Зея в 146 километрах от Благовещенска. Фактическое число проживающих — около 72 тысяч человек. Свободный — третий по числу жителей город в Амурской области.
В 45 километрах севернее Свободного находится поселок Углегорск, центр нового российского космодрома «Восточный», строительство которого начато в 2012 году.
До весны 1912 года территория будущего города была не заселена, в большей своей части покрыта лесом из лиственных и хвойных пород. Город был основан в 1912 году под именем Алексеевск (в честь наследника российского престола цесаревича Алексея) при сооружении Амурской железной дороги и железнодорожного моста через реку Зею. В апреле 1917 года городское самоуправление переименовало Алексеевск в Свободный, Временное правительство России утвердило название 3 июля.
[spoiler]Главная достопримечательность Свободного — самая длинная в мире детская железная дорога. Также в городе есть дом-музей им. Комарова. В городе существуют две площади: площадь им. Ленина и площадь им. Лазо.
Известные жители: кинорежиссер Леонид Гайдай, политик, председатель партии Великая Россия Андрей Савельев, милиционер, автор обращения на Youtube, рассказывающего о коррупции в МВД Алексей Дымовский, писатель Александр Образцов, советский поэт Петр Комаров, советский писатель и геодезист Григорий Федосеев, российский боксер, бронзовый призер летних Олимпийских игр 2012 года Андрей Замковой.
Туристический портал Амурской области / www.amurvisit.ru
[/spoiler]
Сковородино
Сковородино — город в Амурской области (с 1908 года), административный центр Сковородинского района Амурской области, а также Сковородинского городского поселения. Город расположен на многолетнемерзлых породах, в верхнем течении реки Большой Невер, на левом склоне долины, в 669 километрах к северо-западу от Благовещенска. Является железнодорожным узлом. Численность населения составляет 9481 человек (данные на 2013 год).
Город возник в 1908 году как поселок при строительстве Транссибирской железной дороги и сначала назывался Змеиный, затем переименован в Невер-I (по расположению на реке Большой Невер), в 1911 году — в Рухлово. С 1927 года — город Рухлово, в 1938 году получил современное название в честь первого председателя местного Совета А.Н. Сковородина (1890–1920), погибшего здесь.
Талакан
Талака́н — поселок городского типа в Бурейском районе Амурской области России.
Расположен в юго-восточной части области в 60 километрах к северо-востоку от Новобурейского.
Статус поселка городского типа — с 1981 года.
Население 7,5 тысячи человек (2009 год).
В поселке проживают специалисты, которые так или иначе связаны со строительством Бурейской ГЭС — одной из крупнейших гидроэлектростанций Дальнего Востока. Многие из гидростроителей являются потомственными энергетиками.
Тында
Тында — город, административный центр Тындинского района Амурской области (сам город в состав района не входит), столица БАМа.
Город расположен в долинах рек Тында и Гектан (приток Тынды) на высоте более 500 метров над уровнем моря. Это самый молодой, самый высоко расположенный и самый северный город Амурской области. Численность населения на 2013 год составляет 34 785 человек.
Поселение возникло в 1928 году как рабочий поселок Тындинский для обслуживания автотранспорта на Амуро-Якутской магистрали (участок Невер–Алдан). В связи со строительством БАМа поселок городского типа Тындинский был преобразован в город областного подчинения и стал называться Тындой.
В городе есть парк, кинотеатр «Гилюй» (в кинотеатре установлено новое оборудование и сделан ремонт), музей истории БАМа (один из лучших в области), городской дворец культуры «Русь».
[spoiler]Памятники Тынды:
— памятник В.И. Ленину. Установлен к 40-й годовщине Октябрьской революции, не раз переносился;
— памятник-монумент землякам-тындинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Изначально был сделан из частей разобранного моста через реку Тынду. К 65-й годовщине Победы части моста сняли, их место заняла плита из черного гранита;
— бюст Героя Советского Союза Виктора Петровича Мирошниченко. Изначально стоял у сельсовета, затем перенесен к тындинскому железнодорожному вокзалу;
— паровоз-памятник Еа-3246. Установлен возле вокзала в честь 30-летия БАМа;
— монумент памяти тындинцев, погибших в локальных войнах, расположен на «аллее Шестнадцатиэтажек»;
— камень с первого километра восточного участка БАМа. Находится на площади 25-летия БАМа, имеет надпись «Даешь БАМ!». На первых километрах прокладки БАМа камень застрял в ковше экскаватора так, что сдвинуть ковш не получалось, тогда и решили, что именно этот камень будет памятником;
— памятник мостостроителю: мужчина с кувалдой установлен организацией «Мостострой-10»;
— мемориальная доска в честь воинов железнодорожных войск БАМа;
— памятник «За верность долгу», посвященный сотрудникам отдела внутренних дел, погибшим при исполнении служебных обязанностей.
В городе, построенном московскими строителями, много московских названий: главная улица названа Красной Пресней, на ней есть кафе «Арбат», один из временных поселков города, на правом берегу реки Тында за стадионом БАМ, застроенный бараками, прозван жителями Сокольниками, есть улицы Московских строителей, Московский бульвар. Также в городе немало домов серии П-44, которые тындинцы называют «Новыми московскими сериями», а также серии 1-515/9ш — «Старыми московскими сериями». Все эти дома строились и на родине, строивших Тынду.
У Тынды есть город-побратим в США — Уэнэтчи (Wenatchee).
Жизни тындинской молодежи первой половины 90-х годов XX века посвящена повесть А. Н. Вдовина «Хроника одной переписки».
В 2004 году Тынду, в ходе своего кругосветного путешествия на мотоциклах, посещали британские актеры Юэн Макгрегор и Чарли Бурман с итальянским оператором Клаудио фон Планта и группой поддержки. О пребывании в баре «Дизель» упоминается в их книге «Земля. Долгий путь вокруг» (существует одноименный мини-сериал).
Туристический портал Амурской области: www.amurvisit.ru
[/spoiler]
Февральск
Февра́льск — поселок городского типа в Селемджинском районе Амурской области. Находится на Селемджинском тракте, между реками Селемджа и Бысса.
По переписи 2002 года в поселке проживало 4690 человек, из них 2333 мужчины и 2357 женщины; по данным 2008 года — 4904 человек.
Железнодорожная станция на Байкало-Амурской магистрали. Через поселок проходит автодорога от города Свободный на юго-западе до райцентра Экимчан на северо-востоке; есть автобусное сообщение с Белогорском.
Это крупный железнодорожный узел на БАМе; организация по заготовке и переработке леса; три школы, больница, ФАП, 2 библиотеки, детская музыкальная и спортивная школы, дом культуры, метеостанция; три котельных; более 60 торговых предприятий.
На 1 января 2013 года население составляло 5029 человек.
Шимановск
Шимановск — город с 1910 года, административный центр Шимановского района Амурской области.
Основан в 1910 году как пристанционный поселок Пёра в связи со строительством Транссибирской железной дороги. Назван по расположению в верховье реки Большая Пёра (правый приток Зеи). Город расположен в 251 километре от Благовещенска. Численность населения на 2013 год составляет 19 384 человек.
В 1914 году в поселке открыли станцию, названную Гондатти — по фамилии этнографа, приват-доцента Московского университета Н.Л. Гондатти (1861–1945), который в 1911–1917 годах был губернатором Амурской области. Это же название получил и поселок.
[spoiler]В 1920 году станция переименована в Шимановск, а поселок — во Владимиро-Шимановский в память о революционере В.И. Шимановском (1882–1918), расстрелянном в Благовещенске. С 4 февраля 1929 года — рабочий поселок Шимановская, позже — Шимановский.
В 1950 году преобразован в город Шимановск.
Интенсивно развивался во время строительства БАМа как база стройиндустрии и центр производства стройматериалов.
В старой части города сохранились многочисленные деревянные одноэтажные дома начала XX века.
Туристический портал Амурской области / www.amurvisit.ru
[/spoiler]