Согласно статистике Росстата падает число заявок от соотечественников, желающих переехать жить в Россию. По данным Форума переселенческих организаций, сократилось как число тех, кто хочет вступить в российское гражданство, так и тех, кто раньше пользовался возможностью получения разрешения на временное проживание (РВП), – это был шаг к последующему переезду на постоянное место жительства.
Особенно заметно сжатие числа обращений от жителей Востока Украины – ДНР и ЛНР. Проблема, с которой часто сталкиваются соотечественники с Донбасса, состоит в том, что носители русского языка не могут получить выход из иностранного гражданства – Украины. Усугубляет ситуацию то, что местные миграционные органы России отказывают в признании документа о выходе из имеющегося гражданства, если документ выдан не Киевом, в чём он отказывает априори, а органами власти ЛНР или ДНР. В результате те, кто хочет оставаться в России, вынуждены превращаться в нелегалов.
Между тем проблема нелегальной миграции, по данным Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ (СПЧ), с 2020 года опять вошла в тройку основных проблем мегаполисов России. По данным СПЧ, только за 2020 год из России были выдворены около 120 тысяч нелегалов с Восточной Украины. Самая распространенная причина – просроченные документы о легализации и невозможность их «выправить»: в Киев за отказом от гражданства Украины люди просто боятся ехать.
Частично эту проблему решил федеральный закон об упрощении процедуры приёма в гражданство России для носителей русского языка. Однако проблемы остаются: это и сложность подтверждения постоянного проживания родственника по прямой линии в России, и нарушение сроков назначения комиссий по признанию носителями русского языка, а так же сроков выдачи на временное проживание и гражданство. В итоге носители русского языка, желающие въехать в Россию де факто сталкиваются с запретом на въезд.
– Запрет на въезд для соотечественников может быть снят, если иностранец имеет в России близких родственников, ведёт трудовую деятельность по патенту, имеет разрешение на временное проживание, нуждается в экстренном лечении, учится в государственном учебном заведении, – объясняет старший научный сотрудник Института диаспоры и интеграции Анастасия Крамаренко. – Но так как данный вопрос законодательно не урегулирован, часто, как это водится, дьявол кроется в деталях. Дело в том, что в рамках правоприменения остаётся лакуна, или неясность формулировки. Она и позволяет работникам миграционного ведомства, особенно на местах, выносить решения о запрете на въезд без учёта условий и особенностей статуса граждан ЛНР и ДНР. В итоге они лишаются не только права на въезд, но и права натурализоваться.
– Мы понимаем, что на урегулирование законодательных проблем уйдёт не менее года, а то и больше, – говорит член СПЧ, глава комиссии СПЧ по работе с соотечественниками Кирилл Вышинский. – Потому ради решения проблемы с легализацией соотечественников с Донбасса – тех, кто спрятался, потому что боится потерять работу, и тех, кого уже выдворили, мы предлагаем сделать исключение. И вот почему: в случае с Украиной, точнее с официальным Киевом, где у руководства нет желания вести переговоры, СПЧ, Форум переселенческих организаций и Институт диаспоры и интеграции предлагают изучить опыт Израиля. По израильским законам гражданином этой страны можно стать независимо от страны рождения. Мы рекомендуем внести поправку с российским акцентом – «граждане Украины в одностороннем порядке отказываются от двойного гражданства».
Так же СПЧ, Институт диаспоры и интеграции и Форум переселенческих организаций до того, как будет заполнена законодательная лакуна, предлагают серию мер, чтобы нейтрализовать запрет на въезд в Россию соотечественникам.
Предлагается, в частности, исключить носителей русского языка из числа тех, на кого распространяется миграционное правило «90/180», или отменить для них требование регистрации по мету жительства при получении гражданства. Второе – законодательно решить вопрос с принятием документов от беженцев с Украины, имеющих недействительные документы, а также тех, кто выехал с Украины по свидетельству о рождении (дети, которым уже в России исполнилось 18 лет) и не успел оформить паспорт. Третье – законодательно разрешить устройство на государственную службу бывших граждан Украины, получивших российское гражданство и не выведенных из прежнего гражданства. Четвёртое – изъять из закона «О гражданстве РФ» требование подтверждения постоянного проживания в СССР родственников по прямой линии.
Так же эксперты предлагают убрать из законодательства сразу несколько «мелких подводных камней», которые лишают шанса беженцев-соотечественников и соотечественников-переселенцев возможности переехать в Россию. Речь идёт об отмене требования согласия супруга на приобретение гражданства детьми в смешанных браках и об отмене требования подтверждения доходов для получения вида на временное проживание (ВНЖ). Последнее условие особенно актуально в российских условиях, где растёт самозанятость и ограничены возможности трудоустройства для лиц без гражданства.
– Ещё одна острая проблема – процедура нострификации, или признания диплома об образовании или учёной степени, полученных в другом государстве, – рассказывает Кирилл Вышинский. – Пока нострификация аттестата или диплома – обязательная процедура для жителей Донбасса, не всегда, но, как правило, имеющих иностранный образовательный документ. Однако люди хотят продолжать учиться в России. Или, имея высшее образование, устроиться на работу по специальности. Но они лишены такой возможности, ведь Киев не считает нужным решать проблему взаимного признания дипломов и аттестатов, а Россия оставила попытки ведения таких переговоров из-за упёртой позиции Украины.
Наконец, эксперты Института диаспоры и интеграции и правозащитники предлагают провести широкую амнистию: установить запрет на изъятие выданных паспортов без судебного решения и провести миграционную амнистию для тех, кто уже пострадал от запрета на въезд и выдворен из России.
Все предложения направлены на экспертизу в ГУ МВД РФ по вопросам миграции, Госдуму и Совет Федерации. Осенью ожидаются первые смягчающие поправки в закон.
Источник: https://russkiymir.ru/publications/290585/