Условия пандемии создали препятствия для представителей множества профессий. Единственный способ преодолеть их – это поиск альтернатив, что само по себе означает изобретение чего-то нового, а возможно и революционного. К счастью, современный мир предлагает различные онлайн-ресурсы, которые позволяют продолжать привычную деятельность, но уже в цифровом пространстве. Большое количество сфер жизни смогли адаптироваться к изменениям, но к моему разочарованию одной из самых негибких оказалась сфера образования.
Трудно описать ощущения, которое испытали школьники, когда им объявили о расширенных каникулах. Для многих это была радость с небольшой тенью интригующей таинственности, а другим такая неожиданная ситуация казалась пугающей. Одно можно сказать точно, выходя на спонтанные каникулы, ни один школьник не подозревал, что вскоре он станет частью большого социального эксперимента.
Если спросить у любого ученика о том, что для него значит слово «школа», то в ответе обязательно будут прослеживаться слова из очевидного ассоциативного ряда вроде «уроки; перемены; учителя; одноклассники; дневник». Однако с приходом дистанционной формы образования все эти понятия трансформировались. Теперь уроки – это время, которое нужно проводить не за партой, а за компьютером. На переменах уже не получится ходить по школе с одноклассниками. Учителя превратились в фотографию профиля в очередном мессенджере. Собака уже не сможет съесть дневник, не думаю, что они могут разгрызть строки программного кода. Казалось бы, ведь плохого ничего в этом нет, школьники и так много времени проводят за компьютером, для них это совершенно привычно. Иллюзия привычности и комфорта была только в первую неделю. В остальные дни родители всей России слышали от своих детей совершенно неадекватные для рядового школьника слова: «Как же я хочу обратно в школу!».
Будучи одиннадцатиклассником, я особенно остро ощутил, как этот «ветер перемен» растрепал мне волосы. Должен сказать, что перед выходом на новую форму обучения я ничего не боялся, только с интересом ждал инноваций в школьной жизни. В результате, мой интерес пропал с первым же днем, проведенным в онлайн-школе. «Привыкай к новым порядкам» — говорил я сам себе, «дали задание – делай» — как гипнотизер я себе давал установку. Далее стали появляться образовательные онлайн-платформы, которые в руках учителей больше походили на электронные комнаты пыток. Одна из таких комнат — это Российская электронная школа, которая по необъяснимой причине показалась наиболее удобной для педагогов. Если бы мне предложили охарактеризовать данный ресурс тремя словами, я бы написал: «Бесполезно, неинформативно, нечестно». Чего стоят однотипные задания по различным предметам в виде кроссвордов и соединения точек на экране. Решая очередной такой кроссворд, я вполне отчетливо видел образ охранника из торгового центра, который все эти задания усердно придумывал. Что касается оценивания на таком ресурсе, то все зависит от того, сколько вам встретится ошибок программистов в задании: чем больше, тем и оценка будет ниже.
Я всеми силами старался не утонуть в этом бездонном океане информационной рутины, но все же иногда начинал себя чувствовать Алисой от Яндекса или Гугл ассистентом, монотонно обрабатывающим огромный поток однообразных запросов учителей. К счастью, у любой истории есть свой положительный герой, в моем случае, им стал учитель обществознания — Косян Анна Наполеоновна. Этот учитель по-настоящему смог перенести свои интересные и познавательные уроки из школы физической в школу электронную, при этом практически без искажений формата. Анна Наполеоновна, используя свой профессионализм, безграничную любовь к ученикам и простейший мессенджер смогла построить прочный мост коммуникации с детьми. На уроках обществознания, права и экономики, которые ведет именно этот учитель, я всегда спокоен и сосредоточен. Все потому, что я уверен в их пользе и, на них мне не требуется взаимодействовать с недоделанными онлайн-платформами, а самое важное – такие уроки дают мне почувствовать личную поддержку учителя. Эти занятия я посещаю с большим желанием, потому что вижу от них результат и знаю, что учителю по ту сторону экрана на меня не все равно. Анна Наполеоновна – это учитель, которому я благодарен не только за онлайн-уроки. Это действительно тот человек, который видит личность в учениках. Все, кто учится у Анны Наполеоновны, получают знания не только для экзаменов, а еще и для реальной жизни, с которой мы неизбежно сталкиваемся каждый день.
Подводя итоги, хочу сказать, что дистанционная форма обучения в России не откалибрована и не показывает перспектив дальнейшего развития. Возможно, она навсегда забудется или при обязательном условии доработки будет формироваться как альтернатива обычным урокам для детей с ограниченными возможностями. Как выпускник могу сказать, что такое участие во всеобщем неприятном эксперименте – это опыт, который полезен даже в случае, если он негативен. К счастью, в такое непростое время рядом со мной оказался человек, который дистанционно может по-настоящему помочь справиться с познанием таких важных дисциплин как обществознание, право и экономика.
По материалам специального корреспондента Лукьяненко Максима, ученика 11 класса
г. Белореченск.