Пандемия коронавируса заперла сотни тысяч мигрантов в России. Некоторые из них сейчас находятся в аэропортах и уже несколько дней не могут вылететь на родину. Пока посольства их стран решают вопрос с отправкой, люди вынуждены спать на полу в транзитной зоне. Однако, по мнению главы комитета “Гражданское содействие” Светланы Ганнушкиной, это далеко не единственная проблема: не все люди приняли решение вернуться домой, и теперь они остались в России без работы и денег.
Как рассказала “МК” Светлана Ганнушкина, в России сейчас сотни тысяч беженцев, которые были заняты на подработках и не имели постоянного заработка. Сейчас они лишились и этих средств к существованию.
– Предприятия закрылись и люди оказались без работы, без выходного пособия и какой-либо помощи. В основном, это беженцы. Говорят, что их в стране меньше 500 человек – это смешно. На самом деле, их десятки и даже сотни тысяч человек – они остались без какого-либо обеспечения. Поэтому речь идет не только о тех, кто сейчас застрял в аэропортах. Это конечно, форс-мажорная ситуация, но она разрешится: их как-то перевезут, да и аэропорт не выдерживает такой нагрузки. А вот, что касается тех, кто не собирается уезжать из России, тут проблема далеко не на один день.
– Что делать в этой ситуации?
– Помогать надо людям. Вот мы объявили сбор средств на питание. Довольно быстро собрали 160 тысяч рублей. Позавчера к нам пришла семья – у них пять детей и двое взрослых. Начали перечислять, что им нужно, а им нужно все. В итоге, насчитали, что им потребуется 10 тысяч, чтобы семья в таком количестве людей могла прокормиться в течение месяца. Таким образом, суммы в 160 тысяч хватит только на 16 семей. А пожертвования сначала хорошо пошли, а потом приостановились.
– Помогают ли вам другие организации?
– Сейчас к нам обратился один ресторатор, который хочет помочь. Будем встречаться и обсуждать этот вопрос. Они хотят готовить еду и раздавать людям. Это конечно хорошо для тех, кто живет недалеко. Но, во-первых, если еду привозить к нам в офис, то это соберет толпу людей, а сейчас нельзя собираться в количестве больше 50 человек. В условиях карантина – это неправильно и опасно. Во-вторых, есть люди, которые живут на окраине Москвы, и им нужно приехать и забрать готовую еду на семь человек. Как это все вывозить? Одно дело, когда берешь одну коробочку для себя, а тут на всю семью.
– Как тогда можно было бы решить этот вопрос?
– Вообще, нам желательно получать продукты, чтобы люди могли сами приготовить. У них же есть плиты. Кроме того, многие думают, что голодный человек будет есть все, что угодно. Это не так. Свинину мусульмане есть не будут. Наши люди говорят: “Будет голодный – и свинину съест”. Я спрашиваю: “А вы будете голодный есть лягушек?”. Говорят, что не будут…
– Помогает ли как-то российское правительство?
– Правительство посадило нас на карантин, и это правильно. Надо сказать, что в этой ситуации власти ведут себя достаточно цивилизовано по отношению ко всем нам. Карантинные меры – это хорошо. Во всяком случае, серьезные ученые с этим соглашаются. Мигрантам сейчас продлевают патенты и визы, а по нашему запросу отменены выдворения, которые проходили активнейшим образом. Получается, что общее несчастье как-то объединило людей и гуманнизировало общество. Правительство ведет себя вполне адекватно, и это приятно. Но что касается того, чтобы еще и материально помочь, то здесь могут быть только пожертвования людей.
– Какие еще трудности могут возникнуть у мигрантов?
– Остается проблема с медициной. Я надеюсь, что если им будут продлены визы и легальный статус пребывания в стране, то они смогут получить полис и обратиться за медицинской помощью. В этом заинтересованы все. Если они заболеют, то инфекция будет распространятся дальше. И мне кажется, что власти это тоже понимают.