В Чечне и Ингушетии 23 февраля мужчин не поздравляют. Для вайнахов это День памяти о массовой депортации.
Поголовному насильственному переселению в сталинском СССР подверглись многие народы: немцы Поволжья, финны, калмыки, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, понтийские греки, проживавшие в Крыму болгары и армяне, корейцы и турки-месхетинцы, украинцы и многие другие народы. Переселяли как по национальному признаку, так и по классовому. Массовые депортации имели место в странах Балтии и Западной Украине, на Кавказе, в Ленинграде и Карелии не смотря на войну и блокаду. Всего в 1944 году было выселено на восток около 873 тысяч человек, а к октябрю 1948 года — 2 млн. 247 тыс. человек. Все они являются репрессированными и подлежат реабилитации. Операция под кодовым названием «Чечевица» по выселению вайнахов была одной из самых крупных.
Она началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени, когда по радио был передан кодовый сигнал «Пантера», и завершилась 9 марта. В ней участвовали около 19 тысяч оперативных работников НКВД, НКГБ и военной контрразведки «СМЕРШ», и 100 тысяч военнослужащих войск НКВД — по одному на каждых четырех выселяемых, включая женщин, детей и стариков. Их заранее разместили на Северном Кавказе под видом фронтовых частей, отведенных на отдых и переформирование. В шесть утра военные начали стучаться в дома и будить хозяев, давая им два часа на сборы. Затем их везли грузовиками к ближайшим железнодорожным станциям и грузили в «теплушки». Уже в первые сутки из населенных пунктов вывезли 333 739 человек, и погрузили в эшелоны 176 тыс. 950 человек. В 11 утра Берия телеграфировал Сталину: «Выселение проходит нормально. Заслуживающих внимания происшествий нет», — а вечером устроил в Грозном застолье. Сталин получал информацию о ходе выселения лично от Берии. К концу февраля отправили 478 тыс. 479 человек, в том числе 91 тыс. 250 ингушей и 387 тыс. 229 чеченцев. Всего, как следует из доклада начальника конвойных войск НКВД генерала Бочкова Берии, в 180 эшелонах по 65 вагонов в каждом было отправлено 493 269 человек (в среднем по 2740 человек на эшелон). В пути родились 56 младенцев и умерли 1272 человека, главным образом от простуды или обострения хронических болезней. К 20 марта на место прибыли 491 748 депортированных. Разрешалось брать до 500 кг груза на семью, но фактически большую часть вещей пришлось оставить, поскольку в каждом вагоне должны были поместиться 45 человек со всем имуществом (немцев Поволжья размещали по 40 человек в «теплушке», и вещи везли отдельно). «Спецпереселенцы» должны были сдать скот и зерно и получить взамен аналогичное количество от властей на новых местах жительства, но в большинстве случаев это правило не выполнялось. Последними шли поезда с чеченской и ингушской номенклатурой и верхушкой духовенства. Остаться в родных местах не позволили никому. Единственное послабление для элиты состояло в том, что ее везли в нормальных пассажирских вагонах и позволили взять больше вещей. В июле 1944 года Берия представил Сталину окончательную информацию: «Во исполнение постановления Государственного Комитета Обороны НКВД в феврале-марте 1944 г. было переселено на постоянное жительство в Казахскую и Киргизскую ССР 602 193 человека жителей Северного Кавказа, из них чеченцев и ингушей — 496 460 человек, карачаевцев — 68 327, балкарцев — 37 406 чел.» В Казахстане поселили около 411 тысяч вайнахов (85 тысяч семей), в Киргизии — 85,5 тысяч (20 тысяч семей). Чечено-Ингушская АССР была упразднена, а ее территория разделена между соседними регионами — Ставропольским краем, Дагестаном и Северной Осетией. 20 марта 1944 года, после прибытия 491 748 депортированных вопреки указаниям центральной власти местное население, колхозы и совхозы так и не предоставили или были не в состоянии предоставить переселенцам продовольствие, кров и работу. Депортированные были оторваны от своего традиционного образа жизни и с трудом приобщались к жизни в колхозах.
По прибытию к местам ссылки, категорически запрещалось всякое передвижение на расстояние более трех километров от места проживания. Два раза в месяц спецпереселенец должен был отмечаться в комендатуре, подтверждая, что он на месте. За нарушение правил и режима проживания, следовало наказание – заключение сроком до 20 лет без суда и следствия.
В 1949 году – через пять лет после депортации – вайнахам в числе других кавказских «спецпереселенцев» было запрещено покидать районы комендантских участков, где они были прописаны. Запрет касался всех лиц, достигших 16-летнего возраста, а его нарушение каралось сроком заключения до 25 лет.
По существу, спецпереселенцы были лишены гражданских прав.
Доктор экономических наук, известный российский ученый Руслан Имранович Хасбулатов пишет: По статистической переписи 1939 года чеченцев и ингушей значилось 697 тысяч человек. За пять лет, при сохранении предыдущих темпов роста населения их должно было быть более 800 тысяч человек, минус 50 тысяч человек, сражавшихся на фронтах действующей армии и других подразделениях вооруженных сил, то есть населения, подлежащего депортации, насчитывалось не менее 750–770 тысяч человек. Разница цифр объясняется массовой смертностью в этот короткий период времени. В период выселения около 5 тысяч человек находилось в стационарных больницах Чечено-Ингушетии – никто из них не «выздоровел», не воссоединился со своими семьями. Отметим и то, что не во все горные аулы были проведены стационарные дороги – в зимний период ни автомашины, ни даже повозки-арбы по этим дорогам не могли передвигаться. Это касается, по крайней мере, 33-х высокогорных сел (Ведено, Шатой, Наман-юрт и др.), в которых проживало 20–22 тысячи человек. Какой оказалась их участь, показывают факты, ставшие известными в 1990 году, связанные с трагическими событиями, гибелью жителей аула Хайбах. Все его жители, более 700 человек, были загнаны в сарай и сожжены.
Из прибывших (по официальной отчетности) в марте 1944 года Центральную Азию 478 479 вайнахов. Через 12 лет после переселения в 1956 году в Казахстане проживало чеченцев и ингушей 315 тысяч, в Киргизии — около 80 тысяч человек. Получается убыль в 83 тысячи 479 человек. Известно, что с 1945 по 1950 гг. в вайнахских семьях родилось более 40 тысяч детей. За 12 лет, умерло по разным причинам около 130 тысяч человек.
После смерти Сталина с них были сняты ограничения по передвижению, однако возвращаться на родину им не разрешалось. Несмотря на это весной 1957 года в восстановленную Чечено-Ингушскую АССР возвратились 140 тысяч насильственно депортированных. В то же время для их проживания были закрыты несколько горных районов, и бывших жителей этих территорий стали селить в равнинных аулах и казачьих станицах
Операцию «Чечевица» начали готовить в октябре-ноябре 1943 года. Первоначально планировалось переселение в Новосибирскую и Омскую области, Алтайский и Красноярский края. Затем маршрут изменили на Среднюю Азию. Неоднократно менялась и дата начала операции. Почему, в конце концов, выбор остановили на Дне Красной Армии, неизвестно. 29 января 1944 года НКВД издал секретную «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей». 1 февраля решение окончательно утвердило политбюро. Руководил операцией лично Берия. 17 февраля 1944 года он доложил Сталину из Грозного, что все готово, 21-го подписал соответствующий приказ по НКВД, 22-го сообщил о предстоящем выселении руководству республики и высшему духовенству. Как докладывал Берия Сталину, председатель совнаркома Чечено-Ингушетии Моллаев «прослезился, но обещал взять себя в руки и обещал выполнить все задания, которые ему будут даны в связи с выселением». Имамам и муллам Берия приказал «провести необходимую работу среди населения».
Напротив, указом от 8 марта 1944 года 714 участников депортации были награждены «за образцовое выполнение специальных заданий», в том числе боевыми орденами Суворова, Кутузова и Красного Знамени. Самая страшная трагедия разыгралась в высокогорном ауле Хайбах, где были убиты 705 человек. На месте Хайбаха остались лишь развалины. Единственная их «вина» состояла в том, что 23 февраля пошел сильный снег, жители не могли спуститься с гор и срывали график депортации. Комиссар госбезопасности 3-го ранга Михаил Гвишиани (впоследствии — сват премьера Алексея Косыгина) приказал загнать людей в конюшню и сжечь, использовав ту же методику, какую применяли нацисты к партизанским селам.
Воспоминания
«В переполненных до предела «телячьих вагонах», без света и воды, почти месяц следовали мы к неизвестному месту назначения… Пошёл гулять тиф. Лечения никакого, шла война… Во время коротких стоянок, на глухих безлюдных разъездах, возле поезда, в чёрном от паровозной копоти снегу хоронили умерших (уход от вагона дальше, чем на пять метров, грозил смертью на месте)…» (заведующий отделом Северо-Осетинского обкома КПСС ингуш X. Арапиев)
«В чеченское село Хайбах собрали людей со всех окрестных хуторов и сёл. Тем, кто не может идти, офицер НКВД приказал зайти в конюшню. Мол, там тепло, завезено сено для утепления. Туда зашли старики, женщины, дети, больные, а также здоровые люди, присматривающие за больными и престарелыми родственниками. Это происходило на моих глазах. Всех остальных жителей района пешком через селение Ялхорой под конвоем отправили в Галашки, а оттуда — на железнодорожную станцию. Когда увели здоровую часть населения, ворота конюшни заперли. Слышу команду: «Огонь!». Вспыхнуло пламя и сразу же охватило всю конюшню. Оказывается, заранее было подготовлено сено и облито керосином. Когда пламя поднялось над конюшней, люди, находившиеся внутри, с неестественными криками о помощи выбили ворота и рванулись наружу. Тут же из автоматов и ручных пулемётов начали расстреливать выбегающих людей. Выход у конюшни был завален трупами». (Дзияудин Мальсагов, 1913 г.р.).
Через 3-4 дня после выселения людей из аула Муше-Чу солдаты обнаружили в опустевшем доме лежащую старую Зарипат. Её расстреляли из автомата. Затем, завязав на шее стальную проволоку, выволокли на улицу, сломали изгородь и, обложив ею тело, сожгли. Закриев Саламбек и Сайд- Хасан Ампукаев похоронили её вместе с этой петлёй. Она была сестрой моего отца…» (Селим А, 1902 г.р.).
«В Казахстане нас выгрузили в открытое поле. Пошли искать, где можно спрятаться от мороза. Нашли заброшенную кошару. Вернулись, а на месте, где осталась семья соседей – мать и пятеро детей – снежный сугроб. Раскопали, но все уже были мертвыми. Только годовалая девочка еще была жива, но и она через два дня умерла». (Адлоп Мальсагов)
«В первые дни депортации люди умирали не от болезней, а замерзали насмерть. Где-то мы нашли большую чугунную сковородку и развели в ней огонь. А вокруг, закутавшись в какое-то тряпье, сидели дети и женщины. Мужчины начали рыть землянки, что в 30-градусный мороз делать было непросто. Я сидел с мамой, накрывшись тулупом, который она чудом вывезла из дома. Первое чувство, которое я испытал тогда и которое меня сопровождало длительное время — это страх». (Дагун Омаев).
«Мама слегла. У нас было красное одеяло, и по нему ползало много вшей. Я легла рядом, прижавшись к ней, она была такая горячая. Потом мама послала меня попросить у кого-нибудь сыворотки и сделать из кукурузной муки лепешки и испечь. Я пошла, но в тех домах, в которых мне открыли двери, так и не поняли, что я хочу: ни русского, ни казахского языка я не знала.
Кое-как мне все же удалось слепить лепешку. Зажгла солому, положила туда кусочек теста. Как он там спекся, можно представить. Но все-таки отколупнула кусочек. Смотрю, мама лежит с открытым ртом. Я положила ей туда этот кусочек теста и легла рядом. Я не понимала, что мама уже мертва. Два дня лежала рядом, прижималась к ней, пытаясь согреться.
В конце концов, холод заставил меня выйти на улицу. Раздетая, голодная, я стояла на жутком морозе и плакала. Проходящая мимо казашка всплеснула руками и куда-то убежала. Через некоторое время с ней пришла еще одна женщина, немка. Она дала мне чашку горячего молока, закутала в одеяло, посадила на печку, а сама стала хлопотать, чтобы похоронить мою маму. Мне было в то время четыре года». (Лидия Арсангиреева).
«В ту первую зиму от тифа, голода и холода умерла почти треть спецпереселенцев. Погибло много и наших близких родственников. Но никогда мы, дети, не видели, чтобы плакала наша мать. И только однажды, когда умер отец Оман, мы увидели через щелку в сарае, как мама, запершись там, сдерживая рыдания, била себя палкой, чтобы болью физической заглушить боль душевную». (Губати Галаева).
Поведение чеченцев и ингушей не было чем-то исключительным. В общей сложности от 800 тысяч до миллиона советских граждан всех национальностей в годы войны служили немцам с оружием в руках. В любом случае, применение принципа коллективной ответственности и этнические чистки явились вопиющим нарушением прав человека. Депортация состоялась, когда вермахт уже был отброшен на сотни километров от Кавказа, и, таким образом, явилась не военной необходимостью, а актом наказания. По мнению историка Бориса Соколова, «Сталин давно планировал решить проблему непокорных кавказских народов, никогда по сути не признававших Советской власти, а война предоставила удобный повод для этого». Изгнание было объявлено вечным, но фактически продолжалось 13 лет. Переселенцы, включая детей, обязаны были еженедельно отмечаться в спец комендатурах. За самовольное оставление места жительства полагалось 20 лет лагерей. Власти далеко не везде смогли обеспечить вновь прибывших продовольствием, работой и кровом. Сложно сказать, чего здесь было больше: жестокости по отношению к «предателям», или обычной неразберихи, неизбежной при скоропалительном и массовом переселении. 9 января 1957 года президиумы Верховных Советов СССР и РСФСР издали совместный указ об отмене высылки вайнахов и восстановлении Чечено-Ингушской автономной республики. К тому времени в Казахстане проживало около 315 тысяч, а в Киргизии — примерно 80 тысяч чеченцев и ингушей. Таким образом, численность вайнахов за годы изгнания сократилась примерно на 100 тысяч человек. Весной и летом 1957 года на родину вернулись около 140 тысяч человек, но их дома оказались заняты переселенными в Чечню и Ингушетию русскими и представителями других народов СССР, а Пригородный район Ингушетии был передан в состав Осетии. Чеченцы и ингуши хотели жить именно в тех домах, которые принадлежали им до депортации. В августе 1958 года после убийства на бытовой почве в Грозном произошли межэтнические столкновения, в результате которых погибли два человека, 32 получили травмы и почти 60 были арестованы. Тем не менее, к весне 1959 года возвращение в основном состоялось. 14 ноября 1989 года и 26 апреля 1991 года были приняты законы СССР и РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», в основном дублировавшие друг друга. С одной стороны, они предусматривали «признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством». С другой стороны, указывалось, что «процесс реабилитации не должен ущемлять права и законные интересы граждан, проживающих в настоящее время на данных территориях». Трудноразрешимое противоречие привело к конфликтам, до конца не разрешенным и поныне.
Специальный корреспондент Дени Яхьяев