«Понимаем, что величина Рерихов столь значительна, что хотелось бы иметь помимо музейного центра [на ВДНХ] и постоянно действующее музейное здание в центре Москвы. Я дал соответствующее поручение: рассмотреть два-три адреса Музею Востока совместно с Третьяковской галереей, и, я думаю, что в течение двух-трех месяцев мы представим план размещения постоянной экспозиции уже Музея Рерихов в центре Москвы вместе с специализированным помещением, вместе с необходимым научным отделом, центром популяризации наследия Рерихов, хранителями, правильно оборудованным фондохранилищем и так далее», — сказал он.
По его словам, Музей Рерихов, работающий на ВДНХ с 2019 года, останется выставочным центром Музея Востока для проведения разного рода временных выставок. «Как выставочный проект он работает очень хорошо, но для постоянного хранения, наверное, можно для Рерихов подыскать и постоянное место», — отметил и. о. министра, добавив, что вернуть коллекцию в Центр Рерихов на Волхонке абсолютно невозможно, потому что здание надо реставрировать. «Мы хотим, чтобы поклонники Рериха получили лучше и раньше, музей в центре Москвы», — подчеркнул он.
Мединский также напомнил, что в Министерство культуры РФ поступило несколько запросов от депутатов Государственной думы по поводу того, в каком состоянии находится сейчас коллекция Рерихов, которая была объединена под эгидой Музея Востока. «Депутаты обратили внимание, что в выставочном центре Рерихов картины хранятся в ненадлежащем температурном режиме, — уточнил он. — Мы провели соответствующую проверку с Союзом музеев России, вместе с лучшими музейными экспертами. У нас есть заключение, что нормы хранения картин соблюдаются».
Музей Рерихов переехал из усадьбы Лопухиных, расположенной в Малом Знаменском переулке, в бывший павильон «Здравоохранение» (павильон № 13) весной прошлого года, он открылся в конце апреля. В павильоне была завершена работа по воссозданию объекта культурного наследия: проведена комплексная реставрация фасадов здания, стен, потолков, лепнины в главном зале, трехчастного портала, исторических светильников, по сохранившимся фрагментам и историческим фотографиям воссозданы декоративные решетки на арках, декоративные элементы.
О Рерихах
Николай Рерих — русский художник, путешественник, писатель и общественный деятель. Совершил экспедиции в Индию, Китай, Монголию и другие страны Центральной и Восточной Азии. Автор серий картин «Гималаи», «Шамбала», «Тибет», книг «Сердце Азии», «Врата в будущее», сборника стихов «Цветы Мории».
Также он автор идеи и инициатор принятия международного соглашения по охране памятников культуры (так называемый «Пакт Рериха», подписан рядом стран в 1930-1940-х гг.). В 1920-е годы, уехав в США, Рерих основал вместе с женой «Общество Агни-Йоги» для распространения своего религиозно-философского учения Живая Этика (Агни-Йога). Его младший сын Святослав также прославился как художник и общественный деятель.