Государственная программа по переселению в Россию живущих за рубежом соотечественников с начала своего действия способствовала возвращению 878 тысяч человек из приблизительно 20-30 миллионов, проживающих за границей, пишет EurasiaNetEurasiaNet (США). Издание отмечает, что число соотечественников, самостоятельно возвращающихся в Россию на общих основаниях, в 10 раз больше, чем по госпрограмме репатриации.
Программа, призванная стимулировать возвращение на историческую родину соотечественников и их потомков, проживающих за рубежом, начала работать в России в 2007 году. Она, в частности, позволяет получить разрешение на временное проживание вне устанавливаемой государством квоты, а также стать российским гражданином всего за год-полтора, а не за восемь лет, как предполагает общий порядок получения гражданства. Также переселенцы получают ряд социальных гарантий, компенсацию части расходов и пособия.
Планировалось, что переезжать по программе будут около 300 тысяч человек в год, в то время как, по оценкам ФМС, желающих вернуться на историческую родину было около 5-6 миллионов человек. Однако таких темпов не удалось достичь даже в самые успешные годы.
С 2007 по 2013 год, по данным Росстата и МВД, по программе вернулись всего 148,2 тысячи человек. Затем, на фоне событий в Украине, число переселенцев резко выросло — до 106,3 тысячи в 2014 году и 183,1 тысячи в 2015-м. Правда, потом поток начал падать — до 118,6 тысячи в 2017 году и до 107,7 тысячи в 2018-м. В первом полугодии 2019 года в страну переехали 51,8 тысячи человек (+1% к аналогичному периоду 2018 года). В 2007 — 2018 годах, по информации МВД, в Россию вернулись 826 тысяч человек. Таким образом, с учетом первых шести месяцев 2019 года — 877,8 тысячи за все время действия программы.
Эксперты уверены, что вернуться в Россию могло бы гораздо больше граждан, если бы не сопротивление региональных властей, которые часто отказывают переселенцам. В отдельных регионах доля отказов достигает 50%. Основаниями для отказа являются профессия, стаж или возраст. Наблюдатели говорят, что, по сути, это не программа репатриации, а программа поиска трудовых ресурсов среди соотечественников. Регионы же не хотят принимать соотечественников, потому что не желают выплачивать предусмотренные программой пособия.
По приезде в Россию участники программы испытывают практически те же трудности, что и любые другие мигранты. Например, хозяева квартир не хотят селить их и ставить на учет в миграционной службе, поэтому переселенцы вынуждены покупать регистрацию в так называемых резиновых квартирах (где прописано множество людей, которые в действительности там не живут), подвергая себя риску остаться без гражданства. Работодатели тоже не хотят связываться с иностранными гражданами, опасаясь сложностей.
Получение гражданства обходится переселенцам в десятки тысяч рублей и растягивается порой на годы. Основные затраты — это пошлины, комиссии, переводы и нотариальное заверение документов. Есть проблемы с получением положенных по закону компенсаций, включая задержки выплат, отказы в выплатах, невозможность подать документы на выплаты из-за больших очередей.
При этом, как заявляет директор Института демографии НИУ ВШЭ Анатолий Вишневский, иммиграция в обозримом будущем останется основным источником роста населения России. «Только чтобы перекрыть неизбежную естественную убыль населения и избежать сокращения населения России, может понадобиться принимать 500 тыс. мигрантов в год, а то и более», — отметил Вишневский.
Источник: http://www.migimo.ru/news/2772/