Пора вводить уголовные наказания для работодателей, привлекающих нелегалов в интересах бизнеса, считают эксперты.
По данным за 2018 год, в Россию въехало 124,9 тысячи человек. Это рекордно низкое число по сравнению со статистикой прошлых лет. Тем не менее, Россия занимает первое место по количеству мигрантов в Европе и уступает лидерство в этом вопросе только США. Общественная служба новостей решила выяснить, в каких трудовых мигрантах нуждается страна и как регулируется этот процесс.
Кто к нам едет
Преимущественно к нам едут граждане Таджикистана, на втором и третьем местах — выходцы из Казахстана и Украины.
— Из Казахстана приезжают русскоязычные люди по программе возвращения соотечественников, приток из Украины связан, кроме прочего, и с событиями в Донбассе. Из республик Центральной Азии в Россию миграционный поток идет из Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. Преимущественно он носит характер трудовой миграции. Всего же в России на миграционном учете стоит 17,764 млн человек. Это, конечно, очень большие цифры, — рассказал член координационного совета развития предпринимательства и инвестиционного климата мэрии Череповца Илья Никулин.
По мнению депутата Госдумы Андрея Исаева, эта цифра не является точной. «Кроме легальных трудовых мигрантов, есть нелегальные, речь идёт о нескольких миллионах человек», — отметил он.
Нужно ли России такое количество трудовых мигрантов? И какое количество необходимо на сегодняшний день, затруднились ответить даже эксперты.
Необходимо ровно столько, сколько их способен «переварить» не только рынок труда, но и социум в целом, считает Илья Никулин. Избыток мигрантов провоцирует рост националистических настроений и способен дестабилизировать социально-политическую ситуацию. «Внешняя трудовая миграция не должна кардинальным образом влиять на этнический состав населения, размывать основы российской идентичности», — подчеркнул эксперт.
Какие мигранты нужны?
— У нас не хватает таких специалистов, как врачи и учителя на селе. Россияне неохотно едут в деревни. В бывших союзных республиках немало русскоговорящих людей с высшим образованием, которые с удовольствием поработают в селе. Таких мигрантов можно только приветствовать, — рассказал Андрей Исаев.
Председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов отметил потребность страны в специалистах трудовых профессий.
Эксперт Илья Никулин полагает, что необходимо прежде всего ориентироваться на «культурную близость» мигрантов и делать ставку на русскоязычных выходцев из бывших республик СССР. Если говорить о квалификации гастарбайтеров, то наша страна, по мнению эксперта, нуждается в квалифицированных кадрах: инженерно-технических работниках и медиках, а уже потом в рабочих с низким уровнем квалификации.
Однако, отметил Никулин, в настоящее время, значительная часть мигрантов занята как раз в сфере розничной и мелкооптовой торговли, такси, трудится без оформления на строительных объектах, либо вообще перебивается случайными заработками.
Что происходит
Проблема нелегальных мигрантов более актуальна для мегаполисов. Как в раз в селах всегда нужны рабочие руки и местные власти рады, если приезжие начнут развивать земли. Но едут гастарбайтеры обычно в крупные города. Трудовая миграция формируется не по запросу, а стихийно.
— Есть определенная заинтересованность госструктур и нежелание сбалансировать рынок труда. Возьмите московских дворников: они устраивают митинги, защищая свои права, полиция их арестовывает. А чиновники оказываются безнаказанными. С мигрантами проще: им можно недоплатить и выгнать, запугать или пожаловаться на них в полицию, — рассказал Ярослав Нилов.
Он отметил, что несмотря на ужесточение законодательства, существуют мигранты, заведомо нарушающие закон. Многие нелегалы не получают зарплаты, работают не выходя за территорию объекта, а их деньги сразу переводят семье. Через год, отработав, они возвращаются домой. Они понимают, что нарушают закон, платят административный штраф, проходят процедуру выдворения. По приезде на родину эти люди меняют букву в фамилии, получают новые документы и снова возвращаются в Россию.
В чём опасность
Депутат Андрей Исаев подчеркивает, что опасность исходит только от нелегальных мигрантов. Ведь гастарбайтеры-нелегалы нивелируют стоимость труда. Находясь в бесправном положении, они часто бывают вынуждены снова нарушать закон.
Его коллега Нилов также считает, что неконтролируемая миграция это и экспансия различных религиозных течений, в том числе и радикальных, это и социальная напряженность, и ухудшение криминальной ситуации.
Член Общественной палаты России Максим Григорьев напомнил, что нелегальная трудовая миграция даёт нагрузку на медицинскую систему и транспорт. Остро стоят вопросы взаимоотношения с местным населением.
Григорьев отметил, что если люди приезжают на прозрачных условиях, они профессионалы, соблюдают законы и платят налоги, а правоохранительные органы поддерживают контроль, то общество воспринимает такую миграцию положительно. Но почти нигде в России все эти компоненты не соблюдаются полностью, считает представитель ОП.
А если совсем без мигрантов?
По мнению депутата Андрея Исаева, в ближайшие годы трудовые мигранты будут необходимы России.
— Сейчас основным трудовым поколением являются те, кто родился в 90-е годы. А тогда резко снизилась рождаемость: мы все помним полупустые классы, закрывающиеся детские сады. В этой ситуации приток трудовых мигрантов необходим, чтобы держать экономику на плаву, — объяснил Исаев.
Но и проблемы дефицита мигрантов нет, считает эксперт. Немало русскоговорящих людей с удовольствием бы приехало в Россию и получило бы гражданство. Депутат привел в пример ситуацию на Украине: в Донецкой и Луганской областях очереди из людей, которые хотят получить российское гражданство и переехать.
Ярослав Нилов считает, что надобность в иностранных гастарбайтерах можно уже сейчас снизить за счёт внутренней миграции, привлекая специалистов из других регионов страны.
— Возьмем дворников — есть россияне, которые готовы работать за ту же самую зарплату. Но нет желания со стороны власти организовать работу. Сотрудничать с мигрантами проще и выгоднее, но не для страны, а для отдельно взятых чиновников, — заявил Нилов.
Кто виноват и что делать?
Эксперты отмечают, что стране выгодно привлечение квалифицированных специалистов по квотам. Уже заключено соглашение с Узбекистаном: теперь мигранты будут приезжать по запросу, формируемому регионами. В рамках программы они пройдут у себя на родине медосмотры и будут подготовлены юридически.
— Люди будут понимать, в каком регионе его ждут как специалиста конкретной профессии. Чтобы он не стоял на улице, готовый браться за любую работу. Процесс начался, это разумно и логично. В дальнейшем аналогичные соглашения будут подписаны и с другими государствами, — рассказал Нилов.
Эксперт подчеркнул, что миграционный процесс должен подвергнуться еще большему контролю со стороны государства. Необходимо работать в четырёх направлениях: доступ в страну, трудоустройство, проживание и перемещение заработанных средств. Только контролируя все четыре вопроса можно добиться порядка, считает Нилов.
Главная задача — пресечение нелегальной трудовой миграции. Сегодня за привлечение к работе нелегальных мигрантов введены достаточно большие штрафы, но это никого не останавливает.