Санкт-Петербург: памятники

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА

БАРЕЛЬЕФЫ ЛЕТНЕГО ДВОРЦА

БЛОКАДНЫЙ РЕПРОДУКТОР

 

БЮСТ М.В. БЕХТЕРЕВА

КОЛОКОЛ МИРА

 

ЛЬВЫ ДВОРЦОВОЙ ПРИСТАНИ

ЛЬВЫ ШИ-ЦЗА НА ПЕТРОВСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ

МАСКИ ЛЬВОВ НА СТРЕЛКЕ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА

 

 

 

МЕДНЫЙ ВСАДНИК

МЕМОРИАЛ «РОДИНА-МАТЬ»

 

МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА ГЕРОЮ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ЛЁТЧИКУ-ИСТРЕБИТЕЛЮ П.А. ПИЛЮТОВУ

МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА ГЕРОЮ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ПОЛИТРУКУ А.С. ПАСЕЧНИКУ

МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА КОМАНДИРУ ОРУДИЯ ЛИНКОРА «ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» И.И. ТАМБАСОВУ

МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА МАРШАЛУ А.А. КУЗНЕЦОВУ

МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА ПОГРАНИЧНИКУ А.Д. ГАРЬКАВОМУ

МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА ПОГРАНИЧНИКУ А.Д. ГАРЬКАВОМУ

 

 

 

НАРВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА

 

НОС МАЙОРА КОВАЛЕВА

ОБЕЛИСК РУМЯНЦЕВА

 

 

 

ОРУДИЙНАЯ ОГРАДА

ПАМЯТНИК «ЦАРЬ-ПЛОТНИК»

 

ПАМЯТНИК БАРКЛАЮ-ДЕ-ТОЛЛИ

 

ПАМЯТНИК ГАВРЮШЕ

ПАМЯТНИК ГУЛЛИВЕРУ

ПАМЯТНИК ЕКАТЕРИНЕ II

ПАМЯТНИК ЗОЕ КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ В МОСКОВСКОМ ПАРКЕ ПОБЕДЫ

ПАМЯТНИК И. А. КРЫЛОВУ В ЛЕТНЕМ САДУ

В укромном уголке Летнего сада Петербурга расположился памятник поэту и баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. И. А. Крылов изображен сидящим на камне и держащим в руках перо и тетрадь, а на постаменте памятника — герои его басен. Как пишется в «Путеводителе по С.-Петербургу», фигура Крылова «жизненна и правдива». Это впечатление передает поэт И. А. Майков в стихотворении «Крылов»:

С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.

Впрочем, памятник вызывал не только добродушно-сентиментальные, но и язвительно-саркастические реакции современников. Например, известный поэт-сатирик Пётр Шумахер откликнулся на открытие памятника следующей эпиграммой:

Лукавый дедушка с гранитной высоты
Глядит, как ре́звятся вокруг него ребята,
И думает себе: «О милые ребята,
Какие ж, выросши, вы будете скоты!..»

 

ПАМЯТНИК К.Э. ЦИОЛКОВСКОМУ

В России возведено не так много памятников и памятных знаков, посвященных Циолковскому. Тем более интересен монумент, расположенный в Санкт-Петербурге – на углу набережной Обводного канала и улицы, носящей имя Константина Эдуардовича.

Открытие памятника состоялось в сентябре 2005 года. На нем присутствовала Елена Тимошенкова, правнучка Константина Эдуардовича.

Монумент изготовлен из единого гранитного массива, который был добыт под Выборгом. В настоящее время он является одним из самых внушительных гранитных памятников в городе. Его длина составляет 3,5 метра, а высота – 2,5 метра. В комплекс памятника также входит площадка с астрономическими знаками, выполненная из такого же гранитного массива.

ПАМЯТНИК КУТУЗОВУ

 

ПАМЯТНИК ЛОМОНОСОВУ

 

 

ПАМЯТНИК МУМУ

ПАМЯТНИК НИКОЛАЮ I

ПАМЯТНИК ОЛЬГЕ БЕРГГОЛЬЦ

ПАМЯТНИК ОСТАПУ БЕНДЕРУ

 

 

 

ПАМЯТНИК ПУШКИНУ

ПАМЯТНИК САХАРОВУ

 

 

 

ПАМЯТНИК ТРЕЗИНИ

ПАМЯТНИК ЧЕЛОВЕКУ-НЕВИДИМКЕ

ПАМЯТНИК БРАВОМУ СОЛДАТУ ШВЕЙКУ

ПАМЯТНИК ВОДОВОЗУ

ПАМЯТНИК ВОИНАМ-СПОРТСМЕНАМ

Во дворе Национального Государственного университета Физической Культуры Спорта и Здоровья имени П.Ф. Лесгафта установлен мемориал памяти спортсменам-лесгафтевцам — участникам финской войны 1939-1940 годов и Великой Отечественной войны.

В стремительном броске лыжники-автоматчики спускаются с горы. Смертельно раненого бойца поддерживает на ходу его товарищ. Скульптурная композиция, авторами которой являются скульптор М.П. Щеглов и архитектор С.А. Ушаков, выполнена из меди и установлена на территории Академии 8 мая 1974 года.

Институт физической культуры имени П.Ф. Лесгафта — единственный гражданский ВУЗ страны, награждённый боевым Орденом — 16 апреля 1942 года Институту был вручен орден Красного Знамени. Но активное участие в боях лесгафтцы приняли еще в финскую войну

ПАМЯТНИК ГОРОДОВОМУ

ПАМЯТНИК ЖЕРТВАМ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ

 

ПАМЯТНИК ЗАЙЦУ

ПАМЯТНИК КОНКЕ

Памятник поистине народному средству передвижения – конке – установили в 2004 г. напротив Василеостровской станции метро. Васильевский остров по праву считается исконно «трамвайным» центром Санкт-Петербурга, поскольку именно там было проложено самое большое количество маршрутов конки.

Памятник – двухэтажный вагончик конки – создали по образцу 1872-1878 гг. Детали пришлось восстанавливать по чертежам завода Путилова, которые были найдены в Центральном архиве. В вагончике разместили пункт продажи билетов на поезда и самолёты.

В 2005 г. памятник был дополнен новыми «персонажами» – скульптурами двух лошадей работы А. Зиякаева, выполненных из пластика и бетона. В 2009 г. появился и вагоновожатый-кучер работы скульптора И. Пентешина с соавторами. Одежда кучера включает в себя исторически достоверные детали: фуражка, надписи, бляха с номером 1, герб конно-железной дороги – все было воссоздано по историческим фотографиям, записям «Ленфильма» и по материалам архивов. Даже пуговицы кучерского сюртука, с гербом России, сделаны по слепкам с пуговиц оригинальной форменной одежды кучеров, сохранившихся на студии «Мосфильм».

ПАМЯТНИК КОРАБЛЮ «ПОЛТАВА»

ПАМЯТНИК КОТУ ЕЛИСЕЮ И КОШКЕ ВАСИЛИСЕ

ПАМЯТНИК ПРОРУБИ

 

ПАМЯТНИК ПУШКАРЮ ВАСИЛИЮ

ПАМЯТНИК ФОНАРЩИКУ

 

 

ПАМЯТНИК ФОТОГРАФУ

ПАМЯТНИКУ ПЕТРУ I У МИХАЙЛОВСКОГО ЗАМКА

Перед главным входом в Михайловский замок в 1800 году по приказу императора Павла был установлен памятник Петру I работы скульптора Растрелли, отца великого Франческо Растрелли.

Первоначально памятник предполагалось поместить на площади перед зданием Двенадцати коллегий (то есть у восточного фасада нынешнего Университета, на Стрелке Васильевского острова). Но дочери Петра царице Елизавете статуя не понравилась, и несколько десятилетий она находилась в амбаре Литейного двора.

Развернуть информацию »

Петр изображен полководцем-триумфатором, властным и грозным. Он увенчан лавровым венком — символом славы. В правой руке — жезл полководца. Горностаевая мантия ниспадает на меч, на рукояти которого изображение льва. Вместо седла — покрывало, украшенное кистями. Конь выступает величаво и торжественно.

Четырехгранный постамент по проекту архитектора Ф. И. Волкова облицован мраморными плитами розового, зеленого и белого тонов. Постамент украшают бронзовые барельефы, запечатлевшие решающие битвы Северной войны: под Полтавой (1709 год) и на море у полуострова Гангут (1714 год). Эти барельефы созданы группой ваятелей под руководством М. И. Козловского.

На барельефе, изображающем битву под Полтавой, на первом плане — царь Петр. повернувшись к А. Д. Меншикову, шпагой указывает на отступающих шведов (которые, как писал Петр об этом сражении, «хребет свой показали»). В левой части барельефа—раненый король шведов Карл XII, которого на носилках уносят с поля боя. В небе парят гении победы, они трубят славу русскому воинству.

На другом барельефе — сражение у Гангута, полуострова, который сейчас именуется Ханко). Слева изображен Петр на флагманском корабле. Справа — русские моряки на борту плененного шведского корабля поднимают флаг России.

По приказу Павла I на постаменте сделана подпись «Прадеду правнук» и указан год установки монумента— «1800».

ПАМЯТНЫЙ ЗНАК «СТРЕЛКА ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА»

ПЕТЕРБУРГСКИЙ АНГЕЛ

Как отметил автор скульптуры Роман Шустров, «Петербургский ангел» является собирательным образом стариков из моего ленинградского детства, носителей особенной душевной культуры и интеллигентности».

«Петербургский ангел» — одна из работ-победителей Симпозиума по городской скульптуре 2012.

 

 

ПЕТРОВСКИЕ ВОРОТА

Этот памятник — часть Петровской куртины Петропавловской крепости. Петровские ворота являются единственным подобным сооружением, сохранившимся в Санкт-Петербурге со времени Петра I.

Скульптурное убранство изначально включало еще семь статуй, из которых центральной была фигура апостола Петра с ключами. В 1941 году Петровские ворота были повреждены в результате артобстрела, но в 1951 году их реставрировали.

 

 

ПРИСТАНЬ СО СФИНКСАМИ НА СВЕРДЛОВСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ

РОСТРАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ

Ростральные колонны — архитектурные сооружения в центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова — были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей, то есть носами; это слово произошло от латинского rostra, множественное число от латинского же rostrum. Они олицетворяют мощь и величие морского флота государства и отсылают к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами поверженных (трофейных) вражеских кораблей. Статуи у подножия колонн выполнены скульпторами Ж. Камберленом и Ж. Тибом и символизируют великие реки России.

Открытие колонн состоялось в 1815 году. В XIX веке они выполняли функцию маяков порта северной столицы. Маяки зажигались ночью и в туман и служили до 1885 года. В 1896 году к колоннам подвели электричество. В 1957 году маяки стали освещать с помощью газа из соображений экономии. В наши дни маяки зажигают только по особым торжественным случаям.

СКУЛЬПТУРА «МИР И ИЗОБИЛИЕ»

 

СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА «ОКТЯБРЬ»

Скульптурная группа «Октябрь» выполнена скульптором А. Т. Матвеевым по заказу Совета Народных Комиссаров для московской юбилейной выставки художественных произведений «10 лет Октября». Сразу перевести группу в бронзу не удалось. После закрытия выставки гипсовая скульптура долго находилась под открытым небом. Со временем гипс начал разрушаться.

В 1934 году скульптура поступила в Государственный Русский музей. С этого гипсового оригинала и была выполнена бронзовая отливка группы «Октябрь» для установки перед зданием Большого концертного зала, сооруженного к 50-летней годовщине Октябрьской революции.

Высота скульптуры — 2 м, высота постамента — 1,1 м. Скульптурная группа выполнена из бронзы, а постамент — из серого гранита. Подпись на плинте скульптуры гласит: «Матвеев А. Т. / 1927 / Ленинград 1968 г.»

СФИНКСЫ ВО ДВОРЕ СТРОГАНОВСКОГО ДВОРЦА

В парадном дворе огромного дворца Строгановых стоит пара сфинксов, которых называют самыми первыми из появившихся в Санкт-Петербурге. Они выглядят более наивно и архаично, чем египетские патриархи, что неудивительно — это произведения неизвестного русского скульптора конца XVIII века, осваивавшего новую традицию.

В 1796 году сфинксы были установлены на пристани строгановской загородной усадьбы на Большой Невке. В то же время появились четыре сфинкса на даче канцлера Безбородко в Полюстрово (современная Свердловская набережная), утраченные, но воссозданные по образцу строгановских в 1950-х. В начале XX века сфинксов перенесли к бывшему парадному входу в Строгановский дворец.

СФИНКСЫ НА УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ

 

ТАБЛИЧКА ПРО АРТОБСТРЕЛ

Надпись на табличке предостерегала в годы блокады: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!». Вполне возможно, что эта неброская надпись кому-то спасла жизнь.

Всего таких табличек в городе осталось четыре: на стенах дома № 14 по Невскому проспекту, дома № 61 по Лесному проспекту, дома № 7 по 22-й линии Васильевского острова и дома № 6 корпус 2 по улице Калинина. Во время блокады обстрел Ленинграда велся с южного направления, поэтому северо-восточные и северные стороны многих улиц были особенно опасны.

 

ТАНК-ПОБЕДИТЕЛЬ

ЧИЖИК-ПЫЖИК