Санкт — Петербург: мосты

БИРЖЕВОЙ МОСТ

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОСТ

АНИЧКОВ МОСТ

Один из первых и самых известных мостов в Санкт-Петербурге — Аничков мост. Из трех переправ, пересекающих Невский проспект, мост через Фонтанку с его восхитительными конными скульптурами работы скульптора П.К.Клодта — самый запоминающийся. Назвали переправу Аничков мост — по имени инженера-подполковника Михаила Аничкова, чей полк базировался в этом месте и строил эту переправу. Сейчас Аничков мост имеет длину почти 55 метров, его ширина — 37,9 метров и состоит из трех пролетов.

Во время блокады Ленинграда мост значительно пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда.

БАНКОВСКИЙ МОСТ

БОЛЬШЕОХТИНСКИЙ МОСТ

ВОЛОДАРСКИЙ МОСТ

ДВОРЦОВЫЙ МОСТ

ЕГИПЕТСКИЙ МОСТ

ИОАННОВСКИЙ МОСТ

КАМЕННОСТРОВСКИЙ МОСТ

КРАСНЫЙ МОСТ

 

 

1-Й ЗИМНИЙ МОСТ

1-Й САДОВЫЙ МОСТ

 

2-Й ИНЖЕНЕРНЫЙ МОСТ

 

АЛАРЧИН МОСТ

Аларчин мост соединяет Коломенский и Покровский острова через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Мост является памятником архитектуры и охраняется государством.

АНГЛИЙСКИЙ МОСТ

Мост назван по близлежащей магистрали — Английскому проспекту. С 1910 года на этом месте существовал пятипролётный деревянный мост, на который переместилась транспортная нагрузка с Египетского моста — он обеспечивал сообщение между берегами реки Фонтанки в этом районе после обрушения Египетского в 1905 году.

Современный мост был построен для переброски теплосети через реку Фонтанку по проекту инженера А. А. Керликова и архитекторов П. А. Арешева и В. С. Васильковского. Строительство было осуществлено в 1962—1963 годах. Переправа представляет собой трёхпролётный металлический мост на железобетонных опорах с гранитной облицовкой. Перила металлические, простого рисунка, выполнены методом художественного литья. Сферические фонари матового стекла установлены на вертикальных штангах. По концам моста устроены лестничные спуски.

БОЛЬШОЙ КОНЮШЕННЫЙ МОСТ

 

 

КРЕСТОВЫЙ МОСТ

 

 

 

ЛЕШТУКОВ МОСТ

ЛИТЕЙНЫЙ МОСТ

ЛЬВИНЫЙ МОСТ

МАЛО-КОНЮШЕННЫЙ МОСТ

Расположен мост в месте соединения канала Грибоедова и реки Мойки. Первый деревянный мост здесь был перекинут через Мойку ещё в 1716 году, впоследствии он располагался ближе к месту нынешнего 2-го Садового моста.

Два моста на этом месте были построены в конце 1730-х, в царствование Анны Иоанновны: Перво-Конюшенный мост был перекинут через речку Криву́шу (будущий канал Грибоедова), исток которой тогда только-только соединили с Мойкой, а Мало-Конюшенный — через Мойку. Оба они представляли собой деревянные трёхпролётные разводные мосты. В 1770 году Перво-Конюшенный мост был переименован в Театральный.

Развернуть информацию »

В начале XIX века было предложено несколько проектов замены деревянных мостов новыми металлическими или каменными, однако их воплощение постоянно откладывалось. В то время в Петербурге шло строительство целого ряда важных зданий, формировался архитектурный ансамбль площади Искусств, и градостроители не могли уделить большого внимания паре небольших мостиков возле Царицына луга. Так продолжалось до 1807 года, когда К. И. Росси, получивший заказ на строительство дворца для брата Александра I великого князя Михаила Павловича между Екатерининским каналом и Фонтанкой, принялся за перепроектирование всего района, окружавшего задуманный им архитектурный комплекс. В числе объектов, спроектированных им для застройки района, были и два необычных моста, опирающихся одними своими концами на берега Екатерининского канала и Мойки, а другими — на общую опору в середине Мойки. Тогда же впервые возникло название Трёхарочный мост, хотя официально за двумя частями композиции оставили те имена, которые носили находившиеся здесь раньше деревянные мостики — Мало-Конюшенный и Театральный.

Проект постройки новых чугунных мостов на месте старых деревянных разрабатывался в 1807—1829 годах при участии архитектора В. И. Гесте и инженера Е. А. Адама, предлагавших строить их как отдельные мосты. Им возражали архитекторы А. К. Модюи, В. И. Беретти, инженеры А. А. Бетанкур, П. П. Базен, В. К. Треттер и М. Г. Дестрем, которые предлагали объединить мосты в единый ансамбль, что и было в итоге реализовано.

Мосты были построены в 1829—1830 годах под руководством В. К. Треттера по проекту, в окончательном виде подготовленному Е. А. Адамом. Последний предполагал, что ограды и фонари мостов должны будут отличаться по оформлению, но Треттер настоял на том, что составляющие единую композицию мосты и оформлены должны быть единообразно.

Оба моста имеют по одному пролёту, перекрытому чугунными сводами из тюбингов. К Театральному мосту со стороны здания Главных императорских конюшен примыкает арка ложного Пешеходного моста. Длина первого моста — 18 метров, ширина около 15,5 м в середине и 19 м у концов; длина второго моста — 23 метра, при одинаковой ширине (около 15,6 м.)

МАЛЫЕ КИТАЙСКИЕ МОСТЫ

МАТВЕЕВ МОСТ

 

МОГИЛЁВСКИЙ МОСТ

Могилёвский мост соединяет Коломенский и Покровский острова через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.

Современный мост был сооружён в 1951-1953 годах по проекту инженера В. В. Блажевича и архитектора С. Г. Красикова. Пролётное строение железобетонное сводчатое с двухшарнирной аркой. Фасады облицованы розовым гранитом. Длина моста — 28,3 м., ширина — 24 м.

 

 

МОСТ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Мост Александра Невского — это конечная точка главной магистрали города — Невского проспекта. Можно сказать, что здесь заканчивается старый Петербург. Другой берег Невы — это кварталы сталинской эпохи застройки, а еще дальше начинаются спальный районы города. Если никуда не сворачивать, в конце концов дорога выведет во Всеволожск.

В 1959 году был объявлен закрытый конкурс на решение важной градостроительной задачи — возведения моста через Неву от площади Александра Невского. Руководил проектированием моста инженер А. С. Евдонин, авторами архитектурной части проекта стали архитекторы А. В. Жук, С. Г. Майофис и Ю. И. Синица. Авторы проекта подходов к мосту и туннелей транспортных развязок — инженеры Ленгипроинжпроекта Ю. П. Бойко, А. Д. Гутцайт, Г. С. Осокина. Строительные работы начались в 1960 году.

Развернуть информацию »

В окончательном проекте общая ширина моста составила 35 метров, мост Александра Невского стал самым длинным в Ленинграде — 905,7 метров.

При строительстве были применены ряд новых технологий. Впервые на 35-метровую глубину зарывали железобетонные оболочки для речных опор. Впервые в конструкции переправы были использованы ванты — натянутые в железобетонных конструкциях тросы. Сила их натяжения регулируется специальными приборами с учётом температуры воздуха. В жаркую погоду натяжение ослабевает, в мороз усиливается. Ещё одной особенностью стала конструкция пролётных строений. Они были решены в форме растянутой буквы V, которая ставилась на речной устой. Собирали их на берегу, общий вес каждой такой конструкции составил свыше пяти тысяч тонн. Внутри пандусов моста Александра Невского создали парковки на 230 машин.

В период строительства мост называли Старо-Невским. 15 мая 1965 года ему дали существующее сейчас название — мост Александра Невского. 1 ноября мост был испытан на прочность проездом по нему группы боевых танков. Для движения мост Александра Невского открыли 5 ноября 1965 года.

Капитальный ремонт разводной и стационарных частей переправы и прилегающих стенок набережных выполнялся с 10 декабря 2000 года по апрель 2002 года. В конструкции моста были заменены 12 километров вантов, вся гидроизоляция. В 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга была выполнена подсветка моста 500 светильниками и 8 прожекторами.

МОСТ БЕЛИНСКОГО

До 1923 года мост носил название Симеоновский, по имени находящейся поблизости церкви святого Симеона и Анны.

Первый мост через реку, деревянный, возвели в 1733 году на свайных основаниях. В 1785 году мост перестроили как один из семи типовых мостов через Фонтанку с характерными башнями по проекту архитектора Пироне. Фактически этот мост стал первым из них.

В 1859 году башни снесли, а средний деревянный разводной пролёт заменили каменным. Однако в отличие от остальных перестроенных мостов через Фонтанку (кроме Старо-Калинкина и моста Ломоносова), мост Белинского сохранил характерные очертания пролётов. В 1890 году тротуары вынесены на боковые консоли. В 1988 году был одобрен проект восстановления исторического облика моста с возведением башен, однако из-за начавшихся экономических трудностей не был реализован. В 1999 году проведён ремонт моста.

МОСТ ЛОМОНОСОВА

Первоначально мост назывался Екатерининским в честь Екатерины II, однако вскоре после постройки каменного моста был переименован в Чернышёв мост — от находившейся здесь загородной усадьбы графа Чернышёва. 23 августа 1948 года мост был переименован в честь М. В. Ломоносова. Одновременно с ним была переименована и примыкающая к мосту площадь Ломоносова, где установлен памятник этому многоплановому учёному, поэту, художнику.

Ось моста проходит под некоторым углом к набережной Фонтанки. Такое положение моста обусловило асимметричное решение, при котором фасадные стороны, обращенные к воде, получились неравновеликими, а башенные надстройки потеряли свою квадратную в плане форму. Однако в натуре и с дальних расстояний это не замечается. Боковые пролеты одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролет перекрыт металлическими балками. Перильное ограждение моста аналогично перильному ограждению набережной — металлические секции, установленные между гранитными тумбами. На устоях установлен гранитный парапет.

Ширина моста составляет 14,66 м, длина — 57,12 м.

МРАМОРНЫЙ МОСТ

 

НИЖНИЙ ЛЕБЯЖИЙ МОСТ

 

ПИКАЛОВ МОСТ

Пикалов мост соединяет Коломенский и Покровский острова. Проложен он через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Пикалов мост образует единый архитектурный ансамбль с Красногвардейским и Старо-Никольским мостами.

Название этот мост получил по фамилии подрядчика строительных работ Пикалова. Авторы проекта неизвестны.

ПОЦЕЛУЕВ МОСТ

ПРАЧЕЧНЫЙ МОСТ

САМПСОНИЕВСКИЙ МОСТ

СЕМЁНОВСКИЙ МОСТ

Свое название мост получил от соседних казарм лейб-гвардии Семёновского полка. На планах 1717 года отмечен деревянный мост, находившийся ближе к современному Горсткину мосту; в 1738 году он уже был на современном месте.

В 1788 году мост перестроен по типовому проекту мостов через Фонтанку с характерными башнями. В 1856—1857 годах башни разобраны, опоры переложены, пролёты впервые в Петербурге перекрыты металлическими балками со сплошными стенками по проекту инженера Ф. И. Энрольда.

В 1949 году по проекту инженера П. В. Баженова и архитектора Л. А. Носкова был произведен капитальный ремонт моста: сооружено новое трёхпролётное неразрезное металлическое пролётное строение, переложены опоры. Тротуары были вынесены на консоли, установлено новое перильное ограждение художественного литья.

СИЛИН МОСТ

СИНИЙ МОСТ

Этот необычный однопролетный мост был возведен в 1818 году по типовому проекту В.И.Гесте. В 1842-44 годах в рамках работ по обустройству нынешней Исаакиевской площади Синий мост был расширен. Так появился петербургский мост-невидимка: на нем бывают тысячи туристов, однако немногие его замечают, поскольку ширина его пролета равняется ширине площади.

Река Мойка была знаменита своими «цветными» мостами, потому что кроме Синего через неё еще были переброшены Зеленый, Желтый и Красный мосты. На сегодняшний день в городе осталось только два «цветных» моста — Красный и Синий. Зеленый мост был переименован в Полицейский, а Желтый — в Певческий.

Синий мост через реку Мойку является самым широким мостом в мире. Ширина моста примерно в три раза больше его длины (ширина моста составляет 97.3 метра).

Стоит найти речную экскурсию по городу, в маршрут которой входит Синий мост. С воды мост кажется настоящим туннелем.

СМЕЖНЫЙ МОСТ

Смежный мост (также Соединительный мост, Крюков мост) проложен через Крюков канал; он соединяет Спасский и Покровский острова в Адмиралтейском районе.

В 1964 году возникла необходимость модернизации моста с целью прокладки теплофикационных труб. Она была произведена инженером Е. Е. Розенфельдом в сотрудничестве с Д. Ю. Гузевичем. В ходе этой реконструкции пролеты моста были перекрыты высокими металлическими балками, что привело к значительному изменению исторического облика Смежного моста.

ТРОИЦКИЙ МОСТ

ТРЁХЧАСТНЫЙ МОСТ

ТУЧКОВ МОСТ

ФИНЛЯНДСКИЙ МОСТ

ЭРМИТАЖНЫЙ МОСТ