Москва: святыни и храмы

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

Москве существовало два католических храма — Святого Людовика (на Малой Лубянке) и Святых апостолов Петра и Павла (в Милютинском переулке, 18, ныне закрыт). К тому времени число прихожан достигло 30 тысяч человек, и в 1894 году было принято решение возвести новый филиальный храм прихода Святых апостолов Петра и Павла. Когда разрешение на строительство, одобренное императором Николаем II, было получено, огромная община московских поляков принялась собирать средства для постройки. Деньги присылали со всей страны и из-за границы: многие русские, белорусы, поляки (включая ссыльных) отправляли свои пожертвования.

Филиальная церковь прихода Святых апостолов Петра и Павла в честь Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии строилась с 1899 по 1911 год. Открытие храма состоялось 21 декабря 1911 года, а отделочные работы продолжались вплоть до 1917 года. По некоторым сведениям, шпили на башенках храма были поставлены только в 1923 году.

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Собор Рождества Христова — крупнейший в Русской церкви, он рассчитан на десять тысяч человек. Современное здание построено в 1994–1997 годах на месте храма, снесенного в 1937 году. Прежний храм был возведен в честь победы над наполеоновским войском и строился почти сорок четыре года. Сейчас храм Христа Спасителя является кафедральным собором митрополита Московского, в нем проводятся главные праздничные службы.

Решение о строительстве храма «в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» было принято императором Александром I в 1812 году. Храм заложили в 1839 году на месте Алексеевского женского монастыря. В 1883 году он стал считаться самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России. В 1931 году собор взорвали по приказу Сталина. Заново отстроили его только к 2000 году.

Святыни храма: Чтимая Смоленская икона Божией Матери, икона «Спас Нерукотворный», икона святителя Николая, писанная в Барии, Частица мощей апостола Андрея Первозванного, Частица мощей апостола Иакова.

НЕКРОПОЛЬ У КРЕМЛЕВСКОЙ СТЕНЫ

Мемориальное кладбище у Кремлевской стены на Красной площади — наверное, самый известный некрополь Москвы, а может, и всей России. Первые захоронения здесь появились в ноябре 1917 года. Во время Октябрьского вооруженного восстания в Москве за неделю уличных боев погибло немало людей и с той, и с другой стороны. Московский военно-революционный комитет решил похоронить погибших, которые выступали за большевиков — солдат, рабочих, матросов — на Красной площади. Две братские могилы выкопали между кремлевской стеной и трамвайными рельсами, проходившими по Красной площади.

Развернуть информацию »

Похороны состоялись 10 ноября 1917 года; в братскую могилу легли 238 погибших, причем удалось установить имена только 57 из них. Ленин выступил с речью на открытии некрополя. К Красной площади прошли траурные процессии из 11 районов Москвы, их маршруты накануне опубликовали в газетах.

В 1919 году на Красной площади похоронили Якова Свердлова, а позже у некрополя появился своеобразный центр — Мавзолей Ленина. Еще несколько братских могил появились здесь позже. Захоронения у Кремлевской стены стали своеобразной традицией: могилы легли вдоль нее, сама она стала колумбарием для урн с прахом. Так, в могилах у стен кремля похоронены Ф. Дзержинский, М. Калинин, С. Будённый и другие политические деятели, в Кремлевскую стену помещен прах К. Цеткин, Ю. Гагарина, М. Горького.

НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ

Один из самых известных монастырей Москвы основан предположительно в 1524 году. Целью посещения туристов часто является не только уникальная архитектура монастыря, но и Новодевичье кладбище, где похоронены выдающиеся деятели науки, культуры, искусства, политики, военачальники, герои войн. Большинство надгробий выполнено знаменитыми отечественными скульпторами — В. Мухиной, В. Клыковым, Э. Неизвестным, М. Аникушиным, В. Васнецовым, Е. Вучетичем, С. Коненковым и многими другими.

Сам монастырь является памятником архитектуры и свидетелем многих важных для страны исторических событий. В дореволюционной России его статус среди других монастырей был достаточно высоким, сюда поступали женщины из царских и боярских семей, а значит, и драгоценности и земли, которые они жертвовали монастырю. Так после смерти последнего Рюриковича, сына Ивана Грозного — царя Федора Иоанновича, сюда удалилась его вдова, царица Ирина Годунова.

Развернуть информацию »

С историей царской семьи связан и дальнейший расцвет монастыря. В 1689 году Петр I заточил в Новодевичий свою сестру Софью, которая пыталась захватить власть. Содержалась она в угловой Напрудной башне. С внутренней стороны к башне примыкают караульни, а с наружной часто можно увидеть людей, особенно женщин, касающихся руками стены, считается, что таким образом можно добиться исполнения заветных желаний.

После революции с 1922 года монастырь был упразднен, в нем разместился «Музей раскрепощения женщины», преобразованный позже в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». Сейчас в храмах монастыря идут богослужения, и в то же время действуют музеи. Главный собор Новодевичьего монастыря — собор Смоленской иконы Божией Матери.

Соборный храм, который сразу же привлекает к себе внимание, перекликается своей архитектурой с Успенским собором Кремля. Утверждают, что возводил его итальянский архитектор Алевиз Фрязин. Это не удивительно, ведь и росписи делали придворные живописцы, которые работали над обустройством и украшением построек Кремля.

Сходство на этом не заканчивается — просматривается оно в стенах и в башнях обители, хотя их возводили позже — в конце шестнадцатого века, во время правления Бориса Годунова, а «резные» будто кружевные завершения башни получили в семнадцатом веке. Такие серьезные стены с бойницами вовсе не простое заимствование кремлевской красоты, а необходимость того времени. Как уже упоминалось, многие монастыри выступали в качестве сторожевых башен Москвы.

Если посмотреть на карту Москвы, то можно увидеть, что Новодевичий монастырь и Кремль соединены практически по прямой линии. Несколько улиц, переходя одна в другую, создают дорогу, которая с 1658 года именовалась Пречистенской — по ней русские цари направлялись на богомолье. И это старое наименование сохранилось в названии улицы Пречистенки и Пречистенских ворот.

СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Собор Василия Блаженного — не только главный храм Красной площади, но и символ всей России. Он построен в 1555–1561 годах по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. Штурм Казани начался 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, поэтому «официальное» название храма — храм Покрова Божией Матери.

Собор представляет собой симметричный ансамбль из восьми церквей, окружающих центральную церковь, увенчанную шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное значимое событие казанских походов Ивана Грозного. Центральная — посвящена празднику Покрова Божией Матери, давшему название всему храму. Церкви увенчаны нарядными куполами-луковками. Всего в соборе девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI–XIX веков. Стены собора украшены фресками. Также там можно полюбоваться портретной и пейзажной живописью, церковной утварью. Среди особо ценных экспонатов — потир XVII века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

Развернуть информацию »

С собором связано множество легенд. Первоначально на этом месте стоял белокаменный храм, где был похоронен почитаемый в Москве юродивый Василий Блаженный. Якобы он сам собирал деньги на будущий собор, приносил их на Красную площадь и бросал через правое плечо. Эти монеты так и лежали на земле неприкосновенными, пока юродивый перед смертью не отдал их Ивану Грозному на строительство собора.

Зодчими, построившими собор, летопись указывает неких Барму и Постника Яковлева. Однако есть теория, что на самом деле существовал один мастер — Иван Яковлевич Барма, прозванный Постником за приверженность строгому посту. Известна легенда, будто увидев чудный храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не повторили больше нигде свой шедевр. Но это, скорее, миф, так как и в дальнейшем имя Постника встречается в летописях в связи с созданием других замечательных архитектурных памятников.

ВЫСОКО-ПЕТРОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Самый значимый и известный памятник Петру Первому в столице — Высоко-Петровский мужской монастырь, который летописцы упоминали в своих трудах еще в 1317 году. Вначале он носил имя Петропавловского. Основал монастырь святитель Петр, Киевский митрополит. Это было, по разным данным, либо в 1315, либо в 1316 году. Митрополит покинул Киев, остался в Москве, поселившись в обители. При Сергии Радонежском монастырь стал первой мужской обителью столицы, где монахи жили по принципу общежития, а не в отдельных далеких скитах. В это самое время совершал героические подвиги князь Дмитрий, прозванный Донским.

Вначале здесь была тихая пустынная местность. И только потом обитель попала на территорию еще совсем юной Москвы.

Развернуть информацию »

Монастырь жил мирной жизнью, но успел увидеть и кровопролитные сражения. В 1611 году Прокопий Ляпунов пытался атаковать Кремль из артиллерии, поставив ее над Неглинной.

В XVII веке монастырь стал строиться, расширяться, деньги на строительство выделял самодержец Петр I и боярин Нарышкин. Известный исторический персонаж, основатель Москвы, Иван Калита, почитал этот монастырь так же, как и Дмитрий Донской, и Алексей Романов.

Фамилия Нарышкиных исторически связана с монастырем, Кирилл Нарышкин, узнав, что у него родился внук (Петр), на радостях подарил монастырю усадьбу. Мать Петра воспитывалась тоже здесь, на западный манер, дав жизнь «нарышкинскому барокко». До 1977 года монастырь был родовой усыпальницей этого русского дворянского рода.

Стена «Нарышкинских палат» выходит на Петровку, и, не зная, что за ней, не так просто догадаться, что рядом находятся древние исторические здания. Однако надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы просматривается и с Каретного ряда, и с Петровки (названной как раз в честь монастыря).

В монастыре находится чудотворная икона Боголюбской Божией Матери. Она попала сюда из рук Нарышкина в 1684 году. Одним из первых указов молодого Петра Первого был указ о возведении каменного храма, осеняющего могилы убитых родственников.

1812 год. Нашествие Наполеона стало для монастыря трагическим. Расстреляли москвичей, обвиненных в поджоге города. Похоронили их тут же, у стены обители. В самом монастыре разместились кавалеристы. Монастырь разорили, но не смогли разрушить.

В 1950 году в монастыре была проведена реставрация. В 1990 году его реставрировали еще раз в честь получения статуса Патриаршьего подворья.

На территории монастыря так тихо, будто он находится где-то в пригороде, вдалеке от шума большого города. По его территории можно свободно гулять всем, кто захочет, и не разрешается только фотографировать или снимать видео. 

МАРФО-МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ МИЛОСЕРДИЯ

Обитель основана Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной в 1909 году после гибели от рук террориста в 1905 году ее мужа — Великого князя, московского генерал-губернатора Сергея Александровича, сына императора Александра II. Это была община сестер милосердия, не являющаяся монастырем, но по своему уставу приближающаяся к нему. Сестры давали обеты целомудрия, нестяжания и послушания, но на определенный срок; по прошествии времени они могли выходить замуж. Все они получали прекрасную медицинскую подготовку, слушали лекции лучших врачей, с ними проводились духовные беседы. Целью обители было не только оказание нуждающимся медицинской помощи, но и помощь в затруднительных жизненных ситуациях.

После революции в 1918 году Елизавета Фёдоровна была арестована, обитель существовала до 1926 года. В 1992 году комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Сейчас здесь действует приют для девочек-сирот, благотворительная столовая и патронажная служба.

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Успенский собор — неотъемлемая часть архитектурного ансамбля Московского Кремля. Храм расположен в самом сердце Соборной площади в Кремле и является частью государственного музея-заповедника. Датой основания принято указывать 1475–1479 годы, и именно Успенский собор было принято считать главенствующим кафедральным собором на Руси. Кроме прочего, сегодня собор является усыпальницей для всех патриархов, за исключением Никона и Игнатия.

Освящен храм в 1327 году, но в тот период он представлял собой деревянное сооружение, как и все прочие элементы архитектуры Кремля того времени. Белокаменный храм Успения пресвятой Богородицы был заложен в 1326 году по велению Митрополита Киевского и всея Руси, который именовался Петр. Посох святителя Петра и сегодня является одной из основных святынь, которые хранятся в храме.

Развернуть информацию »

Собор много раз перестраивался в зависимости от пожеланий представителей той или иной действующей власти. Впрочем, не смотря на то, что роспись храма была переделана несколько раз за всю историю, здесь можно увидеть элементы фресковой живописи, которые представляют собой фрагменты первоначальной росписи.

С 1955 года Успенский собор открыли для всех желающих в качестве музея. С 1990 года в соборе периодически проводятся служения, которые одобрены лично патриархом. Среди святынь можно также отметить Гвоздь Господен и икону Божьей Матери Владимирской, посмотреть на которую в Успенский собор приходят многие туристы и паломники.

Некрополь Успенского собора — еще одна достопримечательность, которую стоит посетить. В Успенском соборе похоронены многие главы Русской Церкви, патриархи, митрополиты и так далее. Всего здесь похоронено около двадцати священнослужителей, посвятивших свою жизнь служению русскому народу.⁠

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО АНДРЕЯ

Единственная англиканская церковь в Москве — часть Восточного Архидиаконства в епархии Диоцеза Гибралтара в Европе, который, в свою очередь является частью Провинции Кентербери Церкви Англии.

В 1870-е годы, когда британская община в Москве достаточно разрослась и единственная часовня уже не могла вместить всех прихожан, встал вопрос о строительстве новой церкви. Было решено собрать пожертвования и передать проект английскому архитектору, в качестве которого был избран Ричард Нил Фриман. Он отправил в Москву планы типично английской церкви в стиле викторианской готики.

Развернуть информацию »

Церковное здание было построено в 1884 году, и первая служба прошла 2 сентября 1884 года. Епископ Титкомб, который прибыл из Лондона, освятил церковь 13 января 1885 года. Она была освящена в честь святого апостола Андрея, святого покровителя Шотландии. И это не удивительно, так как шотландцы были наиболее уважаемыми и богатыми членами британской общины в Москве. Московская англиканская церковь была не только местом молитвы и богослужений, но и центром общественной жизни общины. В здании церкви находились библиотека, комната для собраний, архив.

Первая мировая война напрямую коснулась британской общины в Москве — около 85 ее членов служили в действующей армии. В Москве британцы организовали Британский госпиталь, в котором ухаживали за более чем 1300 ранеными русскими солдатами, а также готовили более 800 бесплатных обедов для беженцев.

Во время Октябрьской революции в октябре 1917 года, Большевики установили пулемет на самой высокой постройке, башне церкви Святого Андрея, чтобы остановить продвижение войск Временного Правительства. Их вытеснили с позиции 29 октября 1917. Священник писал, что когда он вышел из подвала шесть дней спустя, он увидел две лужи крови, а двор церкви был покрыт патронными гильзами от пулеметов и пистолетов.

Церковь функционировала еще некоторое время после Октябрьской революции. В 1920 году советские власти церковь закрыли, как и многие другие церкви В дальнейшем помещение церкви стали использовать как склад, а потом как общежитие. С 1960 года в нем расположилась студия грамзаписи «Мелодия».

В 1991 году было получено разрешение на проведение богослужений, на которые приезжал англиканский священник из Хельсинки. Богослужения проходили раз в месяц. В 1993 году в Москву был назначен капеллан и богослужения стали проводиться каждое воскресенье. Через год, после визита Ее Величества Королевы Великобритании Елизаветы II в Москву, здание церкви было полностью возвращено ее законному владельцу — англиканской общине.

Богослужения проходят только на английском языке, прийти на них может каждый. Более ста пятидесяти москвичей разных национальностей и христианских конфессий приходят на богослужение каждое воскресенье, а на крупные праздники — более трехсот. Большинство прихожан церкви Святого Андрея родом из Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Уганды, Зимбабве, Нигерии, Южного Судана, Кении и других стран, где английский является основным языком, также прихожанами являются русскоязычные москвичи.

В помещениях прихода расположены Англиканско-православный образовательный центр, библиотека, воскресная школа и англоязычное «Общество анонимных алкоголиков». Приход Святого Андрея поддерживает Russian Orphan Opportunity Fund (ROOF), который помогает воспитанникам и выпускникам детских домов.

АНДРЕЕВСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь, он же Андреевский монастырь в Пленницах, расположен у подножия Воробьевых гор.

Предание относит возникновение мужского монастыря к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о нем относятся лишь к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью. После избавления Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году, случившегося в день памяти святого Андрея Стратилата, в монастыре появился сначала деревянный, а с 1675 года — каменный надвратный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. С тех пор монастырь стал называться Андреевским.

История обители связана с размещением в ее стенах с середины XVII века братства, объединившего образованнейших монахов и ставшего первой по времени возникновения академической структурой в Москве. В 1764 году монастырь стал приходским храмом. В 1923 году по представлению Замоскворецкого райсовета города Москвы храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт.

Развернуть информацию »

Указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 августа 1991 года открылось Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Решением Священного Синода от 16 июля 2013 года Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

Благовещенский собор — это часть архитектурного ансамбля Московского Кремля, который расположен на Соборной площади. Как и все другие элементы архитектурного ансамбля, за свою многовековую историю храм не раз пострадал от пожаров и рук людей, много раз был отстроен и восстановлен снова. Современный собор стоит на белокаменном подклете конца XIV — начала XV века.

Сегодня стены собора имеют более современную роспись, так как храм сильно пострадал во время пожара, который случился в 1547 году, а в прошлом здесь был иконостас с иконами пера Андрея Рублева и Феофана Грека, которые слыли лучшими мастерами своей эпохи. Среди достопримечательностей стоит обратить внимание на пол церкви, который представляет собой наборное покрытие из яшмы особенного медового цвета.

Развернуть информацию »

Древнюю роспись все желающие могут увидеть на стенах храма на паперти, а также здесь есть изображения древних философов и мудрецов, таких как Аристотель, Птолемей, Гомер, Плутарх и других. До XVIII века Благовещенский собор выполнял функцию Домовой церкви государей Московских.

Подклет благовещенского собора, согласно историческим источникам, является самым древним строением современной Москвы. Здесь открыта для туристов и всех желающих познавательная экспозиция «Клады и древности Московского Кремля». Увлекательное зрелище представляет собой сама архитектура Благовещенского собора, которая отличается от других строений в архитектурном ансамбле Соборной площади.

Юго-восточное крыльцо — еще одна достопримечательность собора. Согласно преданиям, оно было построено во времена правления Иоанна четвертого, на которого церковь наложила епитимью и запретила ему посещать богослужения в храме. Причиной таких гонений стал третий брак Иоанна IV, который женился на Марфе Собакиной, умершей через две недели после церемонии бракосочетания. Чтобы государь мог хотя бы слушать богослужения, если ему нельзя на них присутствовать, и было построено это крыльцо, которое позже получило название «грозненское».⁠

ДАНИЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

На правом берегу Москва-реки располагается один из самых древних мужских монастырей не только столицы, но и всей России — Свято-Даниловский. Сегодня он имеет статус ставропигии, то есть подчиняется непосредственно Патриарху.

История этого монастыря начинается в XIII веке, во времена княжения младшего сына Александра Невского — Даниилы Московского. По воспоминаниям современников, отраженным в летописях, это был правитель, отличавшийся весьма кротким нравом, миролюбивый и смиренный, что, впрочем, не мешало ему постоянно участвовать в войнах с татарами, отражая атаки ордынских налетчиков. В конце жизни князь отрекся от престола, принял постриг и стал одним из монахов Данилова монастыря, поселившись в одной из его келий. Там же он и был похоронен после смерти.

Развернуть информацию »

После смерти царя монастырь стал приходить в запустение: к XV веку здесь осталась лишь церковь Даниила Столпника, несколько обрушившихся построек да небольшое сельцо с несколькими крестьянами в нем.

Вторая жизнь Даниловского монастыря началась с приходом к власти Ивана Грозного, возродившего обитель на месте бывшего некрополя.

Данилов монастырь не раз подвергался набегам татар, в 1606 году у его стен вела сражение армия царя В.И. Шуйского. Во времена Отечественной войны монастырь был разорен и частично сожжен французскими войсками. Однако после отступления французов его отстроили, и до конца XIX века монастырский комплекс рос.

Основными достопримечательностями монастыря сегодня являются храмовые комплексы (Троицкий собор, относящийся к первой половине XIX века , храм святых Отцов Семи Вселенских Соборов, строительство которого велось с XVII по XIX века, храм преподобного Серафима Саровского, строительство которого относят к концу XIX века, и другие), несколько церквей и старое Даниловское кладбище, ставшее последним пристанищем Гоголя, живописца Перова, поэта Языкова, философа Хомякова, князей Черкасских и других знатных особ своего времени. К сожалению, большая часть захоронений в советское время была ликвидирована, на территории монастырского комплекса и некрополя открыли колонию для преступников-малолеток. Лишь в восьмидесятых годах по указу Л.И. Брежнева обитель вернули церкви и начали реставрацию ее зданий. Во время реконструкции 1983–1987 годов в частности на месте старого Даниловского кладбища были обнаружены следы древних славянских поселений и остатки кладбища, относящегося к XII веку.

В монастыре живет братия, соблюдая общий труд, молитву и трапезу. Побывать в святых местах и поклониться мощам приезжают со всех частей страны.⁠

ЗАЧАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Древняя святыня, неизменно популярная у туристов, и бесценный клад для исследователей, обитель основана в 1360 году. Основателем обители, по сведениям ученых, был митрополит Московский Алексий. Простая церковь, построенная из дерева, носила название «Зачатие православной Анны». Рядом с ней и появилась женская обитель. Прошло двести лет, и все здания монастыря сгорели в страшном пожаре. Монастырь отстроили заново, но ближе к сердцу Москвы.

Однако не все ушли в новый монастырь. Там, где прошел огонь, остались люди, которые решили выстроить свой духовный дом заново. Маленькая община нашла силы, чтобы восстановить и здания, и былую святость этого места, и снова возник храм Зачатия православной Анны. Его пытались уничтожить поляки-католики, но всякий раз, что бы ни случалось, церковь и здания монастыря восставали из пепла. Нынешнее здание храма построено между 1584 и 1618 годом.

Развернуть информацию »

Столетиями в обитель со всех концов страны приезжают и приходят люди. Паломники идут поклониться святыням, ведь в обители множество уникальных икон, и несколько чудотворных. Икона Богоматери «Милостивая» сотни раз помогала всем, кто обращался через нее за помощью к Небесным силам. Благодаря ее чудотворному лику обитательницы монастыря не теряли веру и духовную крепость, веря, что Покров Богоматери над ними, и их монастырь будет стоять века, при надобности отстраиваясь заново. Эта икона помогает православным женщинам зачать малыша. По крайней мере множество женщин, ставших мамами после того, как ничего, кроме обращения к иконе им не помогло, утверждают, что это именно та помощь, которая дала им счастье материнства.

На территории монастыря находятся мощи (к примеру, святого великомученика Пантелеймона), поклониться им может любой. В целом территория обители немалая, поэтому здесь постоянно действует несколько храмов.

Самая главная реликвия этого святого места — Пояс пресвятой Богородицы, святыня, освященная у монастыря на горе Афон, что называется Ватопедский. Молитва, искренне прочтенная у этой реликвии, по свидетельствам многих, помогает зачать ребенка даже тем парам, кому давно отказали все врачи.

На территории обители можно осмотреть памятники старинной архитектуры, православные реликвии, услышать истории про каждую, угоститься свежей выпечкой, а если нужно — помолиться у чудотворных икон.

НОВОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ

Помимо духовной функции, Новоспасский монастырь, как и многие монастыри того времени, исполнял роль оборонительной крепости. Это хорошо видно по его массивным стенам и башням, возведенным в XVII веке, как и большинство других построек монастыря.

На территории монастыря находятся Спасо-Преображенский собор, храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм иконы «Знамение», храм Святителя Николая Чудотворца  и колокольня с храмом преподобного Сергия Радонежского. А также две часовни, усыпальницы Романовых и Шереметьевых, некрополь и Крест-памятник Великому Князю Сергею Александровичу Романову.

Развернуть информацию »

При советской власти на территории сначала располагалась тюрьма, потом хозяйственные помещения НКВД, в том числе склады и картофелехранилище, большая часть некрополя была уничтожена.

В 1968 году на территории монастыря был создан Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР. Были начаты реставрационные работы, которые помогли сохранить внешний облик зданий.

С 1990 года монастырь вновь находится в ведении Церкви, здесь проходят службы, продолжаются восстановление и реставрация. Сюда был перенесен прах великого князя Сергея Александровича, и по сохранившемуся проекту В.М. Васнецова восстановлен памятный крест, воздвигнутый на его могиле.

СИНАГОГА НА БОЛЬШОЙ БРОННОЙ

Здание синагоги первоначально представляло собой усадьбу известного российского финансиста Лазаря Полякова. В 1883 году под руководством архитектора М.Н. Чичагова часть ее перестраивается в восточном стиле и передается синагоге. Примечательно, что в зале для молитвы был специально сооружен тайный подземный ход для спасения евреев в случае возможных погромов.

В своем первоначальном архитектурном виде синагога просуществовала до 50-х годов прошлого века. В 1939 году раввин синагоги Мойше-Хаим Гуртенберг был расстрелян, а сама она закрыта. Позже здание было реконструировано и в 1952 году передано Московскому Дому художественной самодеятельности. В 1991 году здание синагоги вернули еврейской общине. До недавнего времени продолжалась реконструкция здания, превратившая синагогу на Большой Бронной в одну из самых современных — внешний фасад облицован тонированным стеклом, а купол над Торжественным Залом имеет форму звезды.

Развернуть информацию »

В синагоге на Бронной не только проводятся все еврейские обряды и молитвы, но и продается кошерная продукция. Здесь на 3-м и 4-м этажах расположен музей с «Залом героизма» и «Залом памяти», где представлено множество интересных экспонатов, связанных и с кантонистами, и с героями Великой Отечественной войны, и с историей московского еврейства. Осмотр экспозиций сопровождается видео- и аудиогидом.

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ В КОЛОМЕНСКОМ

 

 

КАЗАНСКИЙ СОБОР

 

 

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР СВЯТЫХ ПЕТРА И ПАВЛА

 

 

 

СПАСО-АНДРОНИКОВ МОНАСТЫРЬ

 

 

 

 

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО НА БЕРСЕНЕВКЕ

 

 

ХРАМ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА

 

 

ЗАИКОНОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ

 

 

ИВЕРСКАЯ ЧАСОВНЯ У ВОСКРЕСЕНСКИХ ВОРОТ

 ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

 

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ МЕЧЕТЬ

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В СОКОЛЬНИКАХ

ХРАМ ВСЕХ СВЯТЫХ, ЧТО В КРАСНОМ СЕЛЕ

 

 

 

 

 

 

ХРАМ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА НА ПСКОВСКОЙ ГОРКЕ

 

 

 

 

 

ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

 

 

 

 

 

 

 

ХРАМ ПОХВАЛЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ПОТЕШНОМ ДВОРЦЕ

 

 

 

ХРАМ РИЗОПОЛОЖЕНИЯ НА ДОНСКОЙ

 

 

ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ПУТИНКАХ

 

 

 

ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА КУЛИШКАХ (НА СТРЕЛКЕ)

 

ХРАМ РОЖДЕСТВА НА РОГОЖСКОМ КЛАДБИЩЕ

Храм Рождества Христова на Рогожском кладбище считается одним из самых известных старообрядческих храмов в России. Являясь ныне частью историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода», он был возведен в 1804 году по разрешению московского градоначальника А.А. Беклешева. Автором проекта выступил известный архитектор М.Ф. Казаков (по другим данным — И.Д. Жуков).

Храм выдержан в стиле барокко, изначально служил исключительно зимним храмом. Внутри имелось два придела: во имя святителя Николы, архиепископа Мир Ликийских чудотворца и во имя архангела Михаила.

Развернуть информацию »

Храм пострадал от действий наполеоновской армии во время Отечественной войны 1812 года. В 1856 году по требованию властей алтари церквей Рогожской слободы были запечатаны, однако само здание храма продолжало служить верующим в качестве часовни. Печати были сняты с алтарей уже в 1905 году.

В начале ХХ века в храме было проведено несколько соборов и совещаний старообрядческих иерархов.

В 20-е годы ХХ века в храме произошел пожар, из-за чего впоследствии купол и ротонда были сняты. В 1929 году церковь была закрыта, затем здание храма служило столовой, использовалось под цеха и складские помещения.

Храм был возвращен старообрядцам уже в 1995 году, а спустя 10 лет мэрия Москвы инициировала масштабные работы по восстановлению архитектурного комплекса «Рогожская слобода», частью которых стало и восстановление исторического облика церкви Рождества.

В августе 2008 года реставраторы завершили восстановление купола храма, в декабре на него был торжественно водружен крест. Первое за многие годы рождественское богослужение, которое возглавил предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий, состоялось в январе 2009 года.

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ В РОГОЖСКОЙ СЛОБОДЕ

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО В ЗАЯИЦКОМ

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В КЛЕННИКАХ

 

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ХАМОВНИКАХ

 

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В САБУРОВЕ

 

ХРАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА НА БРОННОЙ

ХРАМ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА У ЯУЗСКИХ ВОРОТ

ХРАМ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В РОГОЖСКОЙ СЛОБОДЕ

ХРАМ СОФИИ ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ У ПУШЕЧНОГО ДВОРА

ХРАМ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ НА ПЕСКАХ

 

ХРАМ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В АЛЕКСЕЕВСКОМ

ХРАМ ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ НА КУЛИШКАХ

ХРАМ ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ НА ВОРОБЬЕВЫХ ГОРАХ

ХРАМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ГОНЧАРАХ

ХРАМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА МОГИЛЬЦАХ

 

ХРАМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА ЧИЖЕВСКОМ ПОДВОРЬЕ

ХРАМ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

ХРАМ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ» В МАРЬИНОЙ РОЩЕ

ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В КРАПИВНИКАХ

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО В ПЫЖАХ

ХРАМ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В СТАРЫХ ЛУЧНИКАХ

ХРАМ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АНТИПЫ НА КОЛЫМАЖНОМ ДВОРЕ

ЦЕРКОВЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ НА ВАРВАРКЕ

 

 

 

 

 

 

 

Здание построено на рубеже XVIII–XIX веков по проекту архитектора Родиона Козакова. Сильно пострадало оно в войну 1812 года, но в 1820 году было отреставрировано. Через сто лет в советский период церковь закрыли, а в помещении находился склад и конторские учреждения. В 1991 году храм был возвращен верующим, в настоящее время ведутся богослужения.

 

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ НА ГОРОХОВОМ ПОЛЕ

ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СВЯТЫХ НА КУЛИШКАХ

 

 

 

 

 

 

Деревянная церковь на этом месте была построена, чтобы увековечить память воинов, погибших на Куликовом поле. Современное здание возведено в конце XVII века и, вероятно, включает в себя фрагменты построек более ранней эпохи. С этим местом связано много легенд и исторических событий. В советское время храм был закрыт, сейчас возвращен церкви, ведутся богослужения.

ЦЕРКОВЬ ДИМИТРИЯ ПРИЛУЦКОГО ПРИ КЛИНИКАХ НА ДЕВИЧЬЕМ ПОЛЕ

ЦЕРКОВЬ ИЛИИ ПРОРОКА В ОБЫДЕНСКОМ ПЕРЕУЛКЕ