Москва: памятники

ПАМЯТНИК МИНИНУ И ПОЖАРСКОМУ

Открытие памятника Минину и Пожарскому скульптора Ивана Петровича Мартоса состоялось 20 февраля 1818 года в присутствии императора, императрицы,«при бесчисленном скоплении народа».

Это особенный, легендарный памятник, призванный не только увековечить подвиг двух людей, но и героизм всего народа в борьбе против польско-литовских захватчиков. Но его история тесно связана с еще одной датой, прославляющей силу русого оружия. Дело в том, что поставить памятник изначально планировалось в 1812 году — к 200-летию изгнания захватчиков. Но все мы знаем, что этот год связан с новым нашествием. Поэтому после разгрома Наполеоновских войск решение это лишь окрепло. На народные средства, собранные по подписке среди жителей Нижнего Новгорода — родины Кузьмы Минина, памятник был установлен в центре Красной площади в 1818 году. Позде памятник передвинули, поскольку его расположение затрудняло проезд по Красной площади во время парадов.

Развернуть информацию »

Сам автор комментировал идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского — в знак их единомыслия — и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели». Согласно традициям классицизма, сторонником которого являлся Мартос, внешне фигуры напоминают античные изваяния, но вместе с тем скульптор постарался придать им национальное своеобразие. На щите Пожарского изображен Спас. Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху. Волосы его подстрижены в скобку.

МОНУМЕНТ «ПОКОРИТЕЛЯМ КОСМОСА»

Монумент «Покорителям Космоса» открыт в 1964 году на Аллее Героев Космоса в седьмую годовщину запуска первого спутника Земли в ознаменование прорыва советского народа в освоении космического пространства. Его авторы — скульптор А.П. Файдыш-Крандиевский, архитекторы М.О. Барщ и А.Н. Колчин, конструкторы Л.И. Щипакин и В.Н. Лаптев.

Монумент выполнен из металлоконструкций, облицованных полированным титаном, применяемым в ракетостроении, и изображает шлейф, который оставляет за собой ракета на вершине обелиска. Высотная часть монумента представляет собой уникальную инженерную конструкцию высотой 110 метров, углом наклона 77 градусов и весом в 250 тонн. На боковых стенах помещены бронзовые многофигурные горельефы, прославляющие труд создающих космическую технику ученых, инженеров, рабочих.

ПАМЯТНИК «БУЛЫЖНИК — ОРУЖИЕ ПРОЛЕТАРИАТА»

Авторы памятника «Булыжник — оружие пролетариата» — скульптор И.Д. Шадр, архитекторы М.Н. Казарновский, Л.Н. Матышин. Памятник открыт в 1967 году в северной части сквера 1905 года на площади Краснопресненская Застава.

Бронзовая скульптура рабочего, выламывающего камень из булыжной мостовой, чтобы использовать его как оружие, установлена на невысокой гранитной плите на фоне стенки, облицованной светло — серым гранитом. На стенке надпись — знаменитые слова Ленина: «Подвиг пресненских рабочих не пропал даром. Их жертвы были не напрасны». Великолепная скульптурная композиция, отлитая из бронзы — копия знаменитой работы И.Д. Шадра, созданной в 1925-1927 годах и хранящейся в Третьяковской галерее. Это произведение по праву может считаться не только шедевром отечественной скульптуры советского периода, но и одним из самых ярких явлений реалистического искусства XX столетия.

ПАМЯТНИК А.С. ПУШКИНУ

Первоначально памятник был открыт 6 июня 1880 года в начале Тверского бульвара, а в 1950 году его перенесли в сквер, разбитый на месте уничтоженного в советское время Страстного монастыря. Авторы памятника  А.С. Пушкину на Тверской улице — скульптор А.М. Опекушин и архитектор И.С. Богомолов.

Фигура Пушкина стоит на высоком постаменте, который символизирует тот факт, что поэта, его душу и мысли всегда будут чтить как нечто возвышенное. Прекрасен пьедестал памятника: изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, восемнадцать низких гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними — гирлянды литых лавровых листьев. Само изваяние выглядит очень естественно: правая рука заложена за борт сюртука, левая — непринужденным жестом отведена за спину, она держит шляпу. Немного выдвинутая вперед левая нога создает иллюзию медленного движения.

Сегодня это одно из самых популярных мест в Москве и один из символов столицы.

 

ПАМЯТНИК Н.В. ГОГОЛЮ

Памятник Н.В. Гоголю (скульптор — Н. А. Андреев, архитектор — Ф. О. Шехтель) открыт в 1909 году на Гоголевском бульваре у Арбатской площади к 100-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. В 1951 году памятник был перенесен в музей архитектуры на территорию Донского монастыря. Но в 1959 году, в связи со 150-летием со дня рождения писателя, памятник вновь перенесли на Арбат и установили на Никитском бульваре в сквере перед домом, в котором Гоголь провел последние годы жизни.

В 2009 году к 200-летию со дня рождения писателя здесь открылся музей Н.В. Гоголя.

ПАМЯТНИК П. М. ТРЕТЬЯКОВУ

Памятник П. М. Третьякову открыт 29 апреля 1980 года перед зданием галереи, которую он основал 28 мая 1856 года. Его авторы — cкульптор А. П. Кибальников и архитектор И. Е. Рожин.

Гранитный памятник, исполненный мастером, выглядит очень живо, как будто он –вечный директор галереи имени братьев Третьяковых: хоть он и не участвует в совещаниях и не решает текущих вопросов, но здесь присутствует и наблюдает.

 

 

СКУЛЬПТУРА «РАБОЧИЙ И КОЛХОЗНИЦА»

Скульптура «Рабочий и колхозница» работы скульптора В.И. Мухиной и архитектора Б.М. Иофана открыта в 1938 году перед Северным входом ВДНХ. Монумент представляет собой динамичную скульптурную группу из двух фигур, рабочего и колхозницы, с поднятыми вверх и соприкасающимися руками, в которых они держат молот и серп.

Изваяние выполнено из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота скульптур — около 25 метров, высота павильона-постамента — 34,5 метра. Общий вес — 185 тонн.

Монумент был создан скульптором Верой Мухиной для Всемирной выставки 1937 года в Париже. Там она была установлена на постаменте высотой 34,5 метра. В 1939 году скульптуру установили рядом с ВДНХ, но на одиннадцатиметровом постаменте. Решение о демонтаже скульптуры и ее реставрации было принято в 2003 году. После проведенных работ она была установлена на новом постаменте, который находится ближе к Проспекту Мира. Внутри постамента действует музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница».

ПАМЯТНИК БУЛАТУ ОКУДЖАВЕ

Памятник Булату Окуджаве создан скульптором Г. Франгуляном и архитекторами И. Поповым, В. Прошляковым. Открыт монумент 8 мая 2002 года; это событие было приурочено сразу к двум важным датам в жизни поэта — дню Победы, ради которой он три года воевал на фронтах Великой Отечественной войны, и дню рождения — 9 мая 2002 года ему исполнилось бы 78 лет.

Скульптурная композиция высотой 2,5 метра представляет собой дворик — место, где прошло детство поэта. На площадке из булыжника стоят две арки с цитатами из его произведения, скульптура самого поэта, выходящего из арки, стол и две скамейки. Все детали сделаны из бронзы.

Создатели композиции памятника Окуджаве на Арбате поставили перед собой цель воссоздать кусочек арбатского двора. Именно с ним связана большая часть жизни знаменитого барда. Здесь Окуджава жил долгие годы, этой улице посвящал проникновенные строки, называя своим Арбат «отечеством» и «религией».

ПАМЯТНИК В.В. МАЯКОВСКОМУ

Памятник В.В. Маяковскому авторства скульптора А.П. Кибальникова открыт 29 июля 1958 года на площади его имени. Скульптор Кибальников за эту работу получил Ленинскую премию.

Памятник изображает поэта, стоящего в характерной позе оратора — чтеца. Широкоплечий, в распахнутом пиджаке, с записной книжкой в руке, словно приготовившись читать стихи, мощным басом перекрывая шум многоголосой площади. Шестиметровая монументальная фигура торжественно возвышается над площадью. Смелый взгляд человека — агитатора, поэта — борца устремлен в сторону восходящего солнца.

На постаменте памятника В. В. Маяковскому высечены строки «И я, как весну человечества, рожденную в трудах и в бою, пою мое отечество, республику мою!». Для любителей поэзии памятник Маяковскому стал местом традиционных встреч.

 

 

ПАМЯТНИК ВЛАДИМИРУ ВЫСОЦКОМУ

Памятник Владимиру Высоцкому открыт в 1995 году на Страстном бульваре, в сквере перед площадью Петровские Ворота. Создан памятник скульптором Г.Д. Распоповым и архитектором А.В. Климочкиным.

Монумент торжественно открыт в пятнадцатую годовщину смерти русского поэта, барда, актера театра и кино вопреки словам из одной его песни («не поставят мне памятник в сквере, где-нибудь у Петровских ворот…»). Скульптор изобразил поэта с раскинутыми в разные стороны руками и лицом, обращённым к небу. За его спиной находится постоянная спутница его жизни — акустическая гитара. Вокруг постамента расположены сидения и создается такое впечатление, что бард стоит на сцене античного амфитеатра. Интересно, что в скульптуре отсутствует такая деталь, как лента, на которой должна держаться гитара: кажется, что инструмент мистическим образом приклеен к спине артиста.

У монумента на Страстном бульваре практически всегда лежат живые цветы.

ПАМЯТНИК ЛЕ КОРБЮЗЬЕ

Монумент установлен на Мясницкой улице у входа в дом 39 — здание бывшего Центросоюза, которое было возведено по проекту Ле Корбюзье.

Памятник представляет собой образ мастера с чертежом своего проекта в руках. Его создатели — член-корреспондент Российской академии художеств Андрей Тыртышников и член Московского союза художников Антон Воскресенский.

Здание Центросоюза было возведено в 1928-1936 годах по проекту Ле Корбюзье, при участии П. Жаннере и Н. Я. Колли и представляет собой комплекс корпусов, выходящий одновременно на две улицы, Мясницкую и проспект Академика Сахарова. Здание считается одним из наиболее интересных архитектурных ансамблей не только Москвы, но и мира. Здание относится к стилю «европейский модернизм» и входит в число лучших архитектурных решений авторства Ле Корбюзье.

Развернуть информацию »

Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, 1887 ‒ 1965) — выдающийся французский архитектор, художник и дизайнер, имя которого стоит в одном ряду с такими титанами архитектуры, как Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Мис ван дер Роэ. Ле Корбюзье остался в истории мировой архитектуры как основоположник модернизма и функционализма. Характерные признаки его работ — объёмы-блоки, поднятые над землёй, свободно стоящие колонны под ними, плоские крыши-террасы, просматриваемые насквозь фасады, свободные пространства этажей.

Проект памятника Ле Корбюзье на Мясницкой был реализован при поддержке Федерального агентства Россотрудничество при участии французских фондов «Фондасьон ле Корбюзье» и «Фондасьон де Кубертан», а также «Российского Фонда Мира» на средства известного российского мецената Алишера Усманова и Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».

ПАМЯТНИК М. А. ШОЛОХОВУ

Памятник М. А. Шолохову установлен 24 мая 2007 года на Гоголевском бульваре, 10, где находится Творческий Союз художников, к 102–й годовщине со дня рождения писателя.

Авторы памятника — cкульптор А. Рукавишников и архитектор И.Вознесенский. Бронзовый монумент получился необычным. Скульптурная часть ансамбля представлена фигурой писателя в рыбацкой лодке, в характерной для него, смотрящей вдаль, позе, с накинутой на плечи телогрейкой. За его спиной река с плывущими по ней лошадьми. Для этого на газоне сделан фонтан со струящейся водой и выступающими из гранита головами лошадей. Головы красных коней смотрят в одну сторону, головы белых — в другую, и только один жеребенок находится между ними. Дальше, где вода кончается, стоит гранитный утес, на котором лодка с Шолоховым. Лодка сильно наклонена в сторону бульвара, нос задрался, будто бы она села на мель.

На противоположной от памятника Шолохову стороне размещена гранитная скамья, на спинке которой выполнена композиция из разлетающихся двуглавых орлов, казачьих сабель и решетки. Памятник выполнен в бронзе, а постамент, мощение и скамья — в граните.

ПАМЯТНИК М. В. ЛОМОНОСОВУ

Памятник М. В. Ломоносову открыт в 1954 году в парке перед Главным зданием МГУ. Авторы памятника — скульптор Н. В. Томский и архитектор Л. В. Руднев.

На цилиндрическом пьедестале из светло-серого гранита с широким карнизом («капителью») и ступенчатым, круглым в плане основанием, стоит бронзовая фигура первого российского академика. Ломоносов представлен молодым человеком, образ его поэтичен, и, одновременно со схожестью с оригиналом, довольно обобщен — это собирательный образ молодого ученого, символ стремления молодого поколения к знаниям. Памятник украшен бронзовыми деталями: тремя профилированными поясами, охватывающими его цилиндрическую часть сверху и снизу, и доской-картушем, обвитой лаврами, с надписью: «Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765».

ПАМЯТНИК М.И. КУТУЗОВУ

Авторы памятника М.И. Кутузову — скульпторы Н.В. Томский, А.И. Бельдюшкин, Б.Е. Едунов, А.А. Мурзин, А.Н. Томский, архитектор Л.Г. Голубовский. Памятник открыт в 1973 году на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва».

Михаил Илларионович изображен на коне в парадном мундире со всеми полководческими регалиями: облик его — старого, грузного, израненного в сражениях человека — идеализирован в официально-торжественном духе. Главное в натуре великого полководца — его мудрость и вера в неистощимые силы своего народа, спокойное достоинство безусловного победителя.

Вокруг прямоугольного постамента размещена многофигурная композиция, символически раскрывающая героизм русского народа и патриотический подъем народа. При этом каждая из фигур в монументальной группе воплощает образ конкретного исторического лица, им приданы черты портретного сходства с героями 1812 года.

ПАМЯТНИК Н. В. ГОГОЛЮ НА ГОГОЛЕВСКОМ БУЛЬВАРЕ

Памятник Гоголю на Гоголевском бульваре создан по проекту скульптора Н. В. Томского и архитектора Л. Г. Голубовского. Торжественное открытие памятника состоялось 2 марта 1952 года, в год столетия со дня смерти Гоголя.

Изваяние представляет собой фигуру писателя в необычной интерпретации: полный сил, улыбающийся, стоящий во весь рост на высоком постаменте. На пьедестале памятника Гоголю на Гоголевском бульваре надпись, развёрнутое посвящение: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза».

 

 

 

ПАМЯТНИК ТИМИРЯЗЕВУ НА ТВЕРСКОМ БУЛЬВАРЕ

Памятник на Тверском бульваре посвящен русскому естествоиспытателю, профессору Московского университета, основоположнику русской научной школы физиологов растений Клименту Аркадьевичу Тимирязеву. Авторы изваяния — скульптор С. Д. Меркуров и архитектор Д. П. Осипов.

В октябре 1917 года на Тверском бульваре проходили ожесточенные бои между вооруженными отрядами большевиков и юнкерами, из-за чего в начале бульвара сгорел дом. На его месте поставили памятник К.А. Тимирязеву, который был открыт 4 ноября 1923 года.

Гранитная фигура в мантии почетного доктора Кембриджского университета вырублена из цельного куска шведского гранита. Во время Великой Отечественной войны на площадь была сброшена бомба, ударной волной памятник снесло с постамента. Позже его возвратили на прежнее место, но до сих пор можно увидеть на постаменте выбоины от осколков.

ПАМЯТНИК БЕЗДОМНОЙ СОБАКЕ

Памятник бездомной собаке «Сочувствие»  установлен в 2007 году в вестибюле метро «Менделеевская». Ее авторы — скульптор А. Цигаль, художник С. Цигаль, архитектор А.Н. Галич, дизайнер П. Налич.

Скульптура представляет собой беспородную собаку, которая мирно лежит на постаменте, почесывая задней лапой ухо. Надпись на памятнике гласит: «Сочувствие. Посвящается гуманному отношению к бездомным животным». Деньги на создание памятника были собраны с помощью добровольных пожертвований. Памятник посвящен бездомной дворняге по кличке Мальчик, жившей в подземном переходе у станции метро «Менделеевская» и жестоко убитой здесь в 2001 году 22-летней фотомоделью Юлианой Романовой. Появление в СМИ материалов об убийстве Мальчика вызвало большой общественный резонанс, и группа артистов обратилась к руководителю метрополитена Гаеву с просьбой поддержать идею установления памятника, символизирующего уважение к бездомным животным, который они предложили назвать «Сочувствие». На пьедестале у памятника всегда можно увидеть живые цветы.

ПАМЯТНИК МАРШАЛУ Г.К. ЖУКОВУ

Памятник маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову установлен 8 мая 1995 года на Манежной площади в честь празднования пятидесятилетия победы в Великой Отечественной войне. Авторы памятника — скульптор В. М. Клыков и архитектор Ю. П. Григорьев. Великий полководец изображен сидящим на коне, натянув поводья и привстав в стременах, выставив вперед руку, в полном парадном обмундировании. Прославленный маршал явлен на пьедестале в зените славы и величия — в момент принятия Парада Победы 24 июня 1945 года, поэтому у коня такой ритмичный, почти барабанный шаг.

Памятник Жукову в Москве выполнен на гранитном постаменте массой 100 тонн. Изображение Георгия Победоносца помещено в основании монумента.

 

 

ПАМЯТНИК ПОЛКОВОДЦУ П. И. БАГРАТИОНУ

Памятник полководцу П. И. Багратиону, князю грузинского происхождения и герою Российской Отечественной войны 1812 года, установлен в сквере на Кутузовском проспекте перед деловым комплексом «Башня-2000» и торжественно открыт 5 сентября 1999 года.

Авторы памятника — скульптор М. К. Мерабишвили и архитектор Б. И. Тхор. Монумент представляет собой бронзовую конную скульптуру, установленную на трапециевидном гранитном постаменте, с памятной надписью на картуше: «Петру Ивановичу Багратиону благодарное отечество». Князь изображен победоносным полководцем Российской Отечественной войны 1812 года — он зовет в бой своих воинов, и этот призыв к атаке «читается» в целенаправленном взгляде князя, его осанке, взмахе клинка в правой руке. Перед нами летящий на крыльях славы воин — такой, каким его видели солдаты в роковой для генерала день Бородина.

 

ПАМЯТНЫЙ ЗНАК «НУЛЕВОЙ КИЛОМЕТР»

Перед входом на Красную площадь несложно заметить вмонтированный в мостовую памятный знак «Нулевой километр автодорог Российской федерации».

Этот памятный знак был установлен здесь в 1996 году по проекту скульптора А. И. Рукавишникова, видимо, чтобы каждый мог убедиться в справедливости слов В. Маяковского «Начинается Земля, как известно, от Кремля!». И хотя этот памятник довольно новый для него уже существует своя примета: надо встать в центр круга, бросить через левое плечо монетку и загадать желание. Такое своеобразное туристическое «жертвоприношение» распространено во всем мире — деньги бросают в фонтаны, на постаменты памятников, просто в море.

Здесь частно можно встретить туристов, пытающихся попасть на него монеткой, чтобы исполнилось заветное желание, а раньше здесь собирались обычные москвичи, чтобы выслушать царские указы. Ведь это — Лобное место — своего рода трибуна прошлых веков. Ее использовали так же для возложения мощей святых, которым приходили поклониться желающие. Поэтому расхожее мнение, что Лобное место использовалось для казней — ошибка.

СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ДОРОГУ УТЯТАМ!»

Скульптурная композиция «Дорогу утятам!» авторства Нэнси Шен подарена в 1991 году СССР супругой Джорджа Буша-старшего как символ дружбы между детьми двух стран. В сквере около Новодевичьего монастыря находится скульптурная композиция, цепочка из восьми утят, идущих за уткой — мамой, иллюстрация знаменитой в Америке сказки Роберта Макклоски «Дайте дорогу утятам». Это точная копия скульптуры из Центрального парка Бостона.

В Москве памятник «Дайте дорогу утятам» появился в знак дружественных отношений между США и СССР. К сожалению, памятник быстро стал жертвой вандалов: впервые же дни после его установки одного утенка похитили. Но теперь все утиное семейство в сборе: утка Маллард и утята Джек, Кэк, Лэк, Мэк, Нэк, Квэк, Пэк и Квак.

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА

Триумфальная арка первоначально была возведена в 1827-1834 годах на площади Тверской Заставы, то есть у нынешнего Белорусского вокзала). ЕЕ авторами был архитектор — О.И. Бове, скульпторы И.Т. Тимофеев, И.П. Витали. 6 ноября 1968 года арка была восстановлена на новом месте — на Кутузовском проспекте, на площади Победы вблизи Поклонной горы и Музея-панорамы «Бородинская битва».

Триумфальная арка украшена шестью парами чугунных двухметровых колонн, нишами, в которых располагаются фигуры русских воинов, а над ними — горельефы, изображающие сцены изгнания французов, освобождения Москвы и прочие. Над карнизами возведены победные статуи, наверху арки расположена колесница Славы: шестерка красивых запряженных коней. Триумфальная арка — главный памятник Отечественной войны 1812 года в Москве, зримое воплощение памяти потомков о героях-победителях.

ЦАРЬ-КОЛОКОЛ

Царь-колокол в Москве является одной из достопримечательностей Московского Кремля. Несмотря на то, что он никогда не звонил, колокол поражает туристов своими гигантскими размерами. Самый большой металлический колокол в мире имеет высоту 6,24 метра, размер в диаметре — 6,6 метра, масса составляет почти 200 тонн.

Царь-колокол был отлит в 1733–1735 годах на Пушечном дворе Иваном и Михаилом Моториными.

 

 

 

 

ЦАРЬ-ПУШКА

Одним из замечательных памятников военной техники и литейного искусства XVI–XIX веков является Царь-пушка — самое большое по калибру орудие в мире. Она находится на территории Кремля у здания, построенного в 1810 году архитектором И. В. Еготовым для Оружейной палаты. Царь-пушка отлита Андреем Чеховым в 1586 году в Москве, на Пушечном дворе на берегу реки Неглинной (современный Театральный проезд).

Длина пушки — 5,34 метра, наружный диаметр ствола — 120 сантиметров, диаметр узорного пояса у дула — 134 сантиметра, калибр 890 миллиметров, масса — 39,31 тонны (2400 пудов). Украшена поясами рельефов, на правой стороне дульной части — изображение царя Федора Ивановича (в короне и со скипетром в руке) верхом на коне. На стволе с каждой стороны размещаются по четыре скобы, предназначенные для крепления канатов при перемещении пушки.

Развернуть информацию »

Выше передней правой скобы над изображением царя вылито «Божиею милостию царь и великий князь Федор Иванович государь и самодержец всея великая Россия».

Царь-пушка была в свое время занесена в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейшая пушка из всех когда-либо созданных. (Самой же большой по габаритам и весу пушкой из когда-либо созданных является немецкая «Дора» калибром 800 миллиметров и весом в боевом положении 1350 тонн. По калибру Царь-пушка является одним из крупнейших орудий в истории.)

В 1980 году в Серпухове был произведен ремонт пушки, одновременно она была обследована специалистами Артиллерийской академии имени Дзержинского. По строению ствола Царь-пушка оказалась классической бомбардой, предназначенной для стрельбы каменными ядрами весом около 800 килограммов. Также было выяснено, что из Царь-пушки стреляли как минимум один раз.

АЛЛЕЯ КОСМОНАВТОВ И ПАМЯТНИК С. П. КОРОЛЕВУ

Аллея космонавтов проложена так, что является визуальным продолжением проспекта Мира. На аллее находятся бюсты космонавтов и основоположников советского ракетостроения — Гагарина, Терешковой, Комарова и других. В конце аллеи стоит памятник Циолковскому.

Памятник С. П. Королеву (скульпторы С. А. Щербаков, С. С. Щербаков, архитекторы А. В. Кузьмин, И. Н. Воскресенский) установлен в 2008 году на аллее Героев Космоса. В представлении скульптора Королев погружен в глубокие размышления, а его взгляд устремлен на бронзовую композицию «Солнечная система», которая находится напротив него.

 

ДВОР СО СКУЛЬПТУРАМИ

С недавних пор двор на улице Садовая-Черногрязская стал одной из столичных достопримечательностей.

Улица эта достаточно шумная и оживленная. Но, стоит войти во двор дома № 1, и сразу попадаешь в уютное местечко. Здесь установлен множество интересных скульптур, на которые может полюбоваться любой желающий. Можно увидеть господина из чугуна, сидящего на скамейке перед домом. Девушку с зонтиком по центру фонтана, улыбающегося всем льва и другие необычные скульптуры, которые нечасто встретишь в московских дворах.

 

МОНУМЕНТ, ПОСВЯЩЁННЫЙ РЕВОЛЮЦИИ 1905-1907 ГОДОВ

Монумент, посвящённый Революции 1905-1907 годов (скульпторы О.А. Иконников, В.А. Федоров, архитекторы М.Е. Константинов, А.М. Половников, В.М. Фурсов) сооружён в честь 75-летия Декабрьского восстания 1905 года. Открыт 17 февраля 1981 года перед павильоном станции метро «Улица 1905 года». Величественная бронзовая скульптурная композиция, состоящая из трех сюжетных частей и включающая девять фигур (самые высокие из которых — 5-метровые), установлена на низком постаменте из полированного красного гранита с надписью: «Революции 1905-1907 годов посвящается». В художественном облике монумента революции сочетаются черты повествовательности и символической образности, элементы жанровой композиции, портрета и монументальной символики. Центральная группа монумента Революции — трое дружинников с огромным развевающимся знаменем, один из которых припал на колено. В их образах воплощены черты руководителей восстания московского пролетариата, таких, как Н.Э. Бауман, 3.Я. Литвин — Седой.

ПАМЯТНИК 300-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОГО ФЛОТА

Памятник 300-летию Российского флота, иное название — Памятник Петру Первому — (скульптор — З.К. Церетели) открыт в 1997 году на стрелке Москва-реки и Водоотводного канала. Грандиозная скульптурная композиция установлена на искусственном острове, а открытие памятника приурочили к празднованию 850-летия Москвы. Общая высота монумента — 98 метров: это самый высокий памятник в России и один из самых высоких в мире. Скульптурная композиция имеет очень сложное и уникальное устройство. Столб, установленный на гранитном основании, держит корабль, в котором располагается фигура Петра Великого. Несущие конструкции памятника изготовлены из нержавеющей стали, на них закреплены облицовочные элементы из бронзы. Пьедестал, ладья и фигура царя собирались отдельно, и монтировались вместе уже в готовом виде. В руке Петр I держит позолоченный свиток. Андреевские флаги установлены на подшипниках и служат флюгерами, кресты на них также позолочены. В железобетонное основание встроены фонтаны, которые создают эффект движущегося корабля, рассекающего волны.

 

ПАМЯТНИК «ДРУЖБА НАВЕКИ»

Памятник русско-грузинской дружбе весьма необычен: огромная колонна, заканчивающаяся венком, составлена из трудно различимых букв грузинского и русского алфавитов, которые образуют слова «Мир», «Труд», «Единство», «Братство».

Колонна стоит на широком плоском постаменте со свитками, на одном из которых начертаны слова из Георгиевского трактата, по которому Грузия вошла в состав Российской империи, а на остальных помещены цитаты из сочинений многих авторов, посвященных дружбе между Россией и Грузией.

Это сооружение скульптора 3ураба Церетели и архитектора Андрея Вознесенского, прозванное в народе «шампур с шашлыком», было открыто в 1983 году, в год празднования двухсотлетия заключения Георгиевского трактата. Установлен памятник на Тишинской площади — на месте исторического поселения грузин в Москве.

 

ПАМЯТНИК «МОСКВА-ПЕТУШКИ»

Памятник культовому произведению 1980-х годов Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» установлен в 2007 году в сквере на площади Борьбы: открытие было приурочено к десятилетию со дня смерти писателя. Создан памятник скульпторами В. Кузнецовым и С. Манцеровым. Изваяние представляет собой фигуру, стоящую на стилизованной станции в Москве и ждущую поезд в Петушки, куда он едет к своей любимой. Это образ пьяного мужчины, одной рукой держащегося за табличку с названием остановки, а второй рукой прижимающего к себе чемоданчик с гостинцами для любимой. Скульптура установлена на гранитный квадратный постамент, на котором написано: «Нельзя доверять мнению человека, который еще не успел похмелиться».

В комплекс памятника входит и монумент возлюбленной Венечки — белокурой девушке: он стоит с другой стороны площади и представляет собой образ худенькой, одухотворенной девушки, теребящей длинную косу. Скульптура стоит на гранитном постаменте, на котором написано: «В Петушках жасмин не отцветает, и птичье пение не молкнет!».

ПАМЯТНИК «РАБОЧИЙ-ДРУЖИННИК»

Памятник «Рабочий-дружинник» (скульптор — А. Е. Зелинский, архитектор — К. С. Алабян) открыт в 1955 году к 50-летию революционных боёв 1905 года
у павильона метро «Краснопресненская». Бронзовая скульптура дружинника выполнена во весь рост, в движении. Одет дружинник в сапоги, подпоясанную рубашку и рабочую куртку нараспашку, без головного убора, в одной руке он держит кусок трубы, в другой кепку. Под ногами у него обломки рельсов, из чего строили баррикады. Памятник установлен на 3-метровом постаменте из полированного гранита. Располагается между колонн наземного вестибюля станции метро «Краснопресненская».

 

 

 

 

ПАМЯТНИК А.И. ГЕРЦЕНУ

Памятник А.И. Герцену (скульптор — Н.А. Андреев, архитектор — В.Д. Кокорин) открыт в 1959 году на территории Литературного института. Представляет собой бронзовую фигуру писателя в полный рост. Установлен памятник на низком постаменте из чёрного полированного гранита. В левой руке поэт держит гранки знаменитого «Колокола». Дом № 25, перед которым установлен памятник А.И. Герцену, вошёл в московскую легенду как «Дом Герцена», так как принадлежал его дяде, помещику А.А. Яковлеву. Здесь родился будущий писатель.

 

 

 

 

ПАМЯТНИК А.Н. ОСТРОВСКОМУ У МАЛОГО ТЕАТРА

Памятник А.Н. Островскому у Малого театра открыт 27 мая 1929 года, к столетию со дня рождения великого русского драматурга. Был заложен еще 13 апреля 1923 года, торжественный митинг открыл народный комиссар просвещения РСФСР А.В. Луначарский. Место для закладки памятника А.Н. Островскому было выбрано совсем не случайно — пьесы его не сходили со сцены Малого театра.

В 1923 году был объявлен конкурс на проект монумента. Проект скульптора Н.А. Андреева был единственным, который вызвал практически единодушное одобрение всех членов комиссии. Драматург изображен сидящим в кресле в состоянии глубокой задумчивости. В руках он держит маленькую записную книжку и карандаш; очевидно, скульптор хотел запечатлеть драматурга в момент творческого процесса. Памятник А.Н. Островскому, безусловно, удался, и без его уютно расположившейся в кресле фигуры теперь уже трудно представить Театральную площадь.

ПАМЯТНИК А.Н. ТОЛСТОМУ

Памятник А.Н. Толстому (скульптор — Г.И. Мотовилов, архитектор — Л.М. Поляков) открыт 3 июля 1957 года в сквере на улице Большая Никитская, расположенном перед главным входом в Храм «Большое Вознесение», что недалеко дома, где жил писатель (ныне Музей-квартира А.Н. Толстого).  Бронзовая фигура несколько тяжеловесна, вылеплена крупными плоскостями, очерчена прерывистыми контурами и установлена на небольшой, чуть сужающийся кверху прямоугольный постамент из черного лабрадора. Образ писателя, традиционно сидящего в кресле, в характерной позе, с непременными блокнотом и карандашом, пронизан духом творчества и напряженной работой мысли. Его прическа, нарочитая небрежность одежды, некоторая вальяжность и раскованность позы, одухотворенное выражение лица выдают в нем несвойственную возрасту молодую порывистость и вызывают представление скорее о начинающем литераторе серебряного века, чем о признанном корифее русской литературы, авторе концепции «монументального реализма». Эта грань образа, удачно схваченная автором памятника, придает его произведению, при всей внешней стандартности композиции, своеобразие и особую характерность.

ПАМЯТНИК А.П. ЧЕХОВУ

Памятник А.П. Чехову авторства скульптора М.А. Аникушин, архитектора М.М. Посохина открыт в 1998 году после смерти скульптора Михаила Аникушина. Расположен он рядом со зданием Московского художественного театра имени А.П. Чехова. Открытие памятника произошло 27 октября 1998 года в период празднования столетия театра.

Изваянный писатель выглядит скромным, простым и одновременно элегантным. Он как бы смотрит на театр, созданный для его пьес.

 

 

 

 

ПАМЯТНИК А.С. ГРИБОЕДОВУ

Памятник А.С. Грибоедову авторства скульптора А.А. Мануйлова и архитектора А.А. Заварзина установлен 27 июня 1959 года недалеко от дома 42 по улице Мясницкой. Писатель жил некоторое время в нескольких минутах ходьбы от этого места. Авторы монумента изобразили Грибоедова, находящегося в глубокой задумчивости. Внизу постамента размещены герои его бессмертной пьесы «Горе от ума».

Блестящий литератор, известный дипломат, хороший пианист прожил недолгую, но яркую, полную событий жизнь, которая оборвалась трагическим событием в Тегеране, куда он прибыл для выполнения дипломатической миссии. Он погиб вместе со всеми сотрудниками русского посольства (спастись удалось лишь одному человеку) в 1829 году во время резни, которую устроили религиозные фанатики. В 1959 году исполнилось 130 лет со времени трагической гибели писателя. К этой дате и был установлен памятник Грибоедову в Москве на Чистопрудном бульваре.

ПАМЯТНИК А.С. ПУШКИНУ И Н.Н. ГОНЧАРОВОЙ

Памятник А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой на Старом Арбате установлен в 1999 году напротив мемориальной квартиры А.С. Пушкина. Сюда 18 февраля 1831 года Александр Сергеевич привез жену Наталию Гончарову.

Скульптурная композиция создана скульпторами А.Н. Бургановым и И.А. Бургановым, архитекторами Е.Г. Розановым и Е.К. Шумовым. Памятник представляет собой бронзовые фигуры поэта и его любимой жены в процессе венчания: они встречают москвичей и гостей столицы у порога своего дома на Арбате. Именно здесь проходил их медовый месяц, здесь они прогуливались — молодые, влюбленные, счастливые. Тонкая, высокая, стройная, очень красивая девушка с застенчивым и меланхоличным выражением лица и мятежный поэт, «потомок негров безобразный», ниже ее на девять сантиметров и старше на тринадцать лет выглядят впечатляющей парой.

Памятник Пушкину и Гончаровой получил одобрение потомков А.С. Пушкина и широкой художественной общественности.

ПАМЯТНИК А.С. ПУШКИНУ НА СТАРОМ АРБАТЕ

Бронзовая скульптура поэта установлена на квадратный невысокий постамент из гранита. Изваяние выполнено в полный рост: поэт одет в пальто, на одно плечо небрежно брошена накидка, которую Пушкин придерживает одной рукой. Вторая его рука на боку. По обеим сторонам от монумента на гранитных плитах расположены бронзовые розы.

16 июня 2007 года в Спасопесковском сквере торжественно открыли реконструированный памятник А.С. Пушкину. Была благоустроена территория сквера, убраны фонарь и чугунные цепи, которые не гармонировали с изваянием, а также бетонный цветник. Недалеко были высажены молодые липы из имения Ганнибалов. Реконструкцию завершили в канун дня рождения великого русского поэта и реформатора русского языка.

ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ II У ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Памятник Александру II у храма Христа Спасителя открыт 7 июня 2005 года. Его авторы — скульптор А. Рукавишников, архитекторы И. Воскресенский и С. Шаров.

Александр II, погибший 1 марта 1881 года в результате террористического акта, изображен в полный рост в военной форме и с царской мантией. Царь-освободитель смотрит на храм Христа Спасителя со стороны Всехсвятского проезда.

Император Александр II известен тем, что в 1861 году отменил крепостное право в России, провел военную и судебную реформы, а также ввел систему местного самоуправления, городские думы и земские управы. Кроме того, он завершил многолетнюю кавказскую войну и освободил славянские народы от исламского ига.

ПАМЯТНИК АНДРЕЮ РУБЛЕВУ

Памятник великому русскому иконописцу Андрею Рублёву установлен в сквере перед главными воротами Спасо-Андроникова монастыря. Монумет был торжественно открыт в 1985 году.

Авторы изваяния — cкульптор О.К. Комов, архитекторы В.А. Нестеров и Н.И. Комова.  Памятник представляет собой бронзовую скульптурную композицию, изображающую художника за работой. Выбор места для памятника Андрею Рублеву предопределен исторически: он был иноком монастыря, принимал участие в создании настенных фресок и строительстве монастыря. В 1988 году Русская Православная церковь причислила Андрея Рублёва к лику святых.

 

 

 

ПАМЯТНИК В.В. ВОРОВСКОМУ

Бронзовый памятник революционеру и одному из первых советских дипломатов В. В. Воровскому был установлен 11 мая 1924 года в небольшом парадном дворе, выходившем на проезд Первого Российского Страхового Общества.

Памятник, сооруженный по проекту скульптора М. И. Каца, установили в годовщину гибели В. В. Воровского. Полномочный представитель РСФСР и УССР в Италии Вацлав Вацлавович Воровский в 1923 году был в составе советской делегации на Лозаннской конференции в Швейцарии и был застрелен бывшим белогвардейцем Морисом Конради в ресторане «Сесиль». Суд оправдал убийцу Воровского, ссылаясь на преступления большевиков в СССР. Это стало поводом для разрыва дипломатических отношений СССР с Швейцарией.

Монумент создавался при участии НКИД, НКВД и представительства СССР за границей, о чем свидетельствует выполненная на тыльной стороне постамента надпись. Мраморный постамент памятника изготовлен из камня, присланного итальянскими рабочими.

Развернуть информацию »

Ранее на месте площади Воровского стояла церковь Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, построенная в 1514—1519 годах итальянским зодчим Алевизом Фрязиным Новым. Под предлогом переноса памятника Воровскому в 1924 году церковь была снесена. Освободившийся угол между Кузнецким Мостом, Большой Лубянкой и Фуркасовским переулком получил название площади Воровского, однако памятник В. В. Воровскому в её центр так и не был перенесен.

Памятник Воровскому является объектом культурного наследия регионального значения. В 2008 году завершилась его реставрация, проведенная впервые после установки.

ПАМЯТНИК Е.П. ЛЕОНОВУ

Памятник Е.П. Леонову (скульптор — А.И. Рукавишников, архитекторы М.М. Посохин, А.Г. Кочековский) открыт в 2001 году во время московского кинофестиваля в сквере на пересечении Мосфильмовской улицы и улицы Пырьева (напротив киностудии «Мосфильм»). Установлен на аллее кинозвезд. Знаменитый актер отлит в образе одного из самых любимых в народе персонажей — Доцента из фильма «Джентльмены удачи». Можно отметить интересный факт, что на руках памятника Леонову можно разглядеть разнообразные наколки.

 

 

 

 

ПАМЯТНИК И.А. БУНИНУ

Памятник И.А. Бунину (скульптор — А.Н. Бурганов, архитектор — В.В. Пасенко) в Москве установлен напротив дома 26 по Поварской улице, на территории Центрального административного округа. Открыт 22 октября 2007 года, в день рождения великого русского писателя. Место установки памятника И.А. Бунину выбрано неслучайно — рядом расположен дом писателя, в котором он прожил долгие годы и из которого в мае 1918 г. уезжал в эмиграцию. Архитектор памятника изобразил в бронзовой скульптуре писателя красивым и молодым, в самом расцвете сил и творческого таланта, прогуливающимся по Москве с пледом в руках. Фигура Бунина расположена на невысоком, строгом по форме и без лишних деталей гранитном постаменте, благодаря которому памятник смотрится весьма цельным и удачно вписывается в окружающую среду.

 

 

ПАМЯТНИК И.А. КРЫЛОВУ

Памятник И.А. Крылову (скульпторы А.А. Древин, Д.Ю. Митлянский, архитектор — А.Г. Чалтыкьян) открыт 17 сентября 1976 года в сквере у Патриарших прудов на Малой Бронной. Авторы памятника создали оригинальный по замыслу скульптурный ансамбль. Центром ансамбля является установленная на очень низком и широком гранитном постаменте с памятной надписью «Иван Андреевич Крылов», сидящая на скамейке фигура поэта, в которой передано портретное и характерное сходство с образом баснописца. Одет Крылов несколько неопрятно: именно таким, не уделяющим особого внимания одежде, отяжелевшим и добродушным человеком его описывают многие современники. Вдоль аллеи установлены композиции четырех книжек, на которых изображены герои его произведений, персонажи 12 самых популярных басен. Здесь и участники незадачливого музыкального квартета, и Моська со слоном, и ворона с сыром, и хитрая лиса, и волк с ягненком, а также другие герои. Вокруг памятника Крылову в Москве расставлены скамейки, отсюда открывается живописный вид на пруд.

ПАМЯТНИК И.Е. РЕПИНУ

Памятник И.Е. Репину (скульптор — М.Г. Манизер, архитектор — И.Е. Рожин) открыт 29 сентября 1958 года на площади Репина на Болотной набережной, напротив пешеходного Лужкова моста. Постамент размещается в глубине живописного сквера, у реки, где теперь построен изящный мостик, соединяющий Болотную площадь с Лаврушинским переулком. Памятник представляет собой фронтальную композицию — фигуру художника, выполненную в полный рост на четырехугольном, суживающемся кверху постаменте с бронзовым картушем. Монумент запечатлел выдающегося художника в творческой обстановке. Поза свободная, голова немного опущена вниз, с заинтересованным выражением лица. В руках Ильи Ефимовича — кисти и палитра, а вдохновенный открытый взгляд словно ищет новый образ для пустого холста. На постаменте расположен картуш с надписью: «Великому русскому художнику Илье Репину от правительства Советского Союза».

 

 

ПАМЯТНИК ИОСИФУ БРОДСКОМУ

В мае 2011 года на Новинском бульваре в Москве открыли памятник поэту, лауреату Нобелевской премии по литературе, Иосифу Бродскому. Памятник установлен напротив посольства США. В этой стране Бродский прожил без малого четверть века, после своего вынужденного отъезда из СССР.

Фигура поэта выполнена скульптором Георгием Франгуляном в необычной манере: спереди фигура выглядит объёмной, сбоку — плоской. Своеобразная смесь скульптуры и барельефа.

Поэт выделяется на фоне 12-ти обезличенных человеческих силуэтов. Он смотрит в небо, не замечая того, что происходит на земле. По замыслу скульптора Георгия Франгуляна — на фоне многих людей удается «пропечататься», выделиться лишь немногим. Таким и был Иосиф Бродский.

ПАМЯТНИК КАРАНДАШУ И СОБАКЕ КЛЯКСЕ

Памятник Карандашу и Кляксе – одна из столичных достопримечательностей. Памятник легендарному клоуну и его подруге-собачке был установлен в 2008 году. Он находится около Дома союза цирковых деятелей России. Именно тут много лет трудился и жил Михаил Румянцев, исполнявший роль Карандаша в цирке.

Карандаш до сих пор является классикой клоунского искусства. Он прочно вошел в историю цирка еще и тем, что именно с ним начинал свою карьеру Юрий Никулин. Дуэт Карандаша и маленькой черной собачки Кляксы был очень популярен в свои годы. Зрители любили их так, что могли ходить в цирк только ради их выступления.

 

 

 

ПАМЯТНИК КАРЛУ МАРКСУ

Памятник Карлу Марксу (скульптор — Л.Е. Кербель, архитекторы Р.А. Бегунец, Н.А. Ковальчук, В.Г. Макаревич, В.М. Моргулис) открыт 29 октября 1961 года на площади Свердлова (ныне — Театральная площадь). Установлен в этом месте неслучайно — в своё время тут проходил проспект его имени. Внушительный монумент весом в 160 тонн выполнен из монолитной глыбы серого гранита, который был добыт под Днепропетровском. Карл Маркс изображён оратором, который стоит на трибуне и будто бы обращается с пламенной речью к трудящимся. В центральной части памятник украшает лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». По обеим сторонам скульптурную композицию дополняют два гранитных пилона. На одном из них высечена фраза Ленина: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно», на другом — слова Фридриха Энгельса, которые он сказал на похоронах Маркса: «Имя его и дело переживут века»

ПАМЯТНИК Л. Н. ТОЛСТОМУ

Памятник Л. Н. Толстому установлен в 1956 году перед зданием усадьбы конца XVIII-начала XIX века, известной как «дом Ростовых» и изображённой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». «Дом Ростовых», в котором он поселил героев своего произведения (об этом напоминает мемориальная доска), ныне занимают писательские организации.

Авторы изваяния — скульптор Г. Н. Новокрещенова и архитектор — В. Н. Васнецов. Писатель представлен сидящим в гранитном кресле с традиционным атрибутом литератора — книгой в руках. В целом скульптура похожа на картину Ильи Репина, на которой писатель запечатлен за чтением книги. Изваяние отличает портретное сходство и даже одежда, свойственная автору.

ПАМЯТНИК М. В. ЛОМОНОСОВУ НА МОХОВОЙ

Памятник М. В. Ломоносову (скульптор — И. И. Козловский, архитектор — Г. Г. Лебедев) открыт 2 августа 1957 года около старого здания МГУ на Моховой. Ранее здесь же стоял памятник из тонированного гипса скульптора С. Д. Меркурова, установленный в 1954 году. Первый Памятник Ломоносову в Москве был открыт в 1876, это был бронзовый бюст работы С. И. Иванова. Памятник работы Козловского изображает писателя сидящим: правой рукой он опирается на скамейку, а левой держит рукопись. Наверное, нет более точного предмета, олицетворяющего деятельность героя, чем рукописи, в которых запечатлены его научные труды.

 

 

ПАМЯТНИК М. Ю. ЛЕРМОНТОВУ

Памятник М. Ю. Лермонтову авторства скульптора И. Д. Бродского и архитекторов Н. Н. Миловидова, Г. Е. Саевича открыт 4 июня 1965 года в сквере на Лермонтовской площади. Скульптор сумел выразить в пластическом образе суть личности и характер творчества одного из величайших русских поэтов. Очень лаконичная по форме и динамике, жестких контуров скульптура словно насыщена внутренней энергией.

Заложив за спину руки и кокетливо выставив вперед ногу, стоит бронзовый Лермонтов, ветер развевает воротник и полы его шинели. Очень выразителен портрет — задумчивое юношеское лицо с печальным взглядом. Бронзовую фигуру поэта ограждает решетка-барельеф, на которой изображены в металле образы произведений Лермонтова — «Мцыри», «Демон», «Парус». Эффект рельефа построен на контрастах бронзы и камня, гладкой поверхности цилиндрического постамента и сквозной решетки.

ПАМЯТНИК Н.Э. БАУМАНУ

Памятник Н. Э. Бауману авторства скульптора Б. Д. Королева открыт в 1931 году в Пушкинском сквере на Елоховской площади. Это один из первых советских памятников.

Мастер изобразил Николая Эрнестовича в спокойной позе: левая рука его спрятана в пальто, правой он прижимает к груди пачку подпольной газеты «Искра», а поперёк свернутой пачки крупно вылеплено ее название. Барельефы на фасадах памятника изображают этапы жизни революционера: побег из ссылки, из тюрьмы, насильственную смерть с цитатами из некролога в большевистской газете «Пролетарий», написанного В. И. Лениным. На лицевой стороне памятника Бауману в Москве вырублена надпись: «Николай Эрнестович Бауман. 1873-1905». Ниже — слова Ленина: «Пусть послужат почести, оказанные восставшим народом его праху, залогом полной победы восстания и полного уничтожения проклятого царизма».

 

ПАМЯТНИК П.И. ЧАЙКОВСКОМУ

Памятник П. И. Чайковскому (скульпторы В. И. Мухина, З. Г. Иванова, Н. Г. Зеленская, архитекторы А. А. Заварзин, Д. Б. Савицкий) открыт 15 ноября 1954 года перед зданием Московской консерватории в честь столетнего юбилея. Скульптура композитора выполнена из бронзы, постамент — из красного гранита. На передней стороне пьедестала написано «Великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому».

Чайковский изображен сидящим в кресле перед пюпитром, на котором лежит раскрытая нотная тетрадь. Правая рука с карандашом готова записать музыкальную фразу, левая — отсчитывает ритмы ее звучания. Маэстро изображен в момент творческого вдохновения. Памятник П. И. Чайковскому в Москве окружает мраморная скамья с бронзовой решеткой в виде нотного стана с фрагментами музыкальных фраз его лучших произведений. Решетка завершена бронзовыми арфами.

Место установки памятника П.И. Чайковскому в Москве выбрано весьма удачно: льющиеся из консерваторских окон звуки музыки дополняют скульптурный образ — кажется, что Петр Ильич прислушивается к музыкальным фразам, дирижируя в такт.

ПАМЯТНИК ПЁТРУ I И ФРАНЦУ ЛЕФОРТУ

Памятник-обелиск Петру I и Францу Лефорту высотой 8 метров (скульптор — Е. Суровцева (соавторы  Д. Суровцев и В. Суровцев), архитекторы — В. Кочергин, В. Алешина) находится у главного входа в одноимённый парк, на территории Лефортово Юго-Восточного административного округа города Москвы. Он был открыт в 1999 году в дни празднования 300-летия местности Лефортово в Москве. Памятник изображает русского царя и его сподвижника, которые не сильно отличаются друг от друга ростом. Этот факт, как отмечают современники, также добавлял симпатии Францу Лефорту в глазах Петра, ибо, обладая высоким ростом, молодой император редко находил кого-то, с кем можно было общаться, не смотря сверху вниз

 

 

 

ПАМЯТНИК Ф. Э. ДЗЕРЖИНСКОМУ

Памятник Ф. Э. Дзержинскому был открыт 20 декабря 1958 года на Лубянской площади.  С градостроительной точки зрения памятник Дзержинскому удачно держал композиционную ось всей площади с пересечением оси Охотного ряда.

В полночь 22 августа 1991 года памятник Дзержинскому после неудачной попытки ГКЧП отстранить от власти Горбачева был демонтирован по требованию защитников Белого Дома и по постановлению Моссовета при стечении народа. В 1991 году же он был перенесён в «Парк искусств» на Крымском валу.

Авторы изваяния —  cкульптор Е. В. Вучетич и архитектор С. Б. Сперанский. Вес скульптуры без постамента — 11 тонн.

 

 

ПАМЯТНИК Ф.М. ДОСТОЕВСКОМУ

Памятник Ф.М. Достоевскому (скульптор С.Д. Меркуров) первоначально был открыт 7 ноября 1918 года на Цветном бульваре, а в 1936-м перенесен в сквер бывшей Мариинской больницы для бедных, в которой работал отец писателя.

В правом флигеле больницы Фёдор Достоевский родился, в левом (ныне музей-квартира Ф.М. Достоевского) провел первые 16 лет жизни.

Образ писателя в памятнике на Цветном бульваре своеобразен. Подчас создается впечатление, что перед публикой стоит, заломив руки, больной старик, разочаровавшийся в жизни и людях, небрежно одетый в халат, сползающий с плеч. Данный образ несколько не вяжется с реальной личностью, хотя портретное сходство налицо. Несмотря на известность, которую мастер обрел в конце своей жизни, всемирная слава пришла к нему только после смерти. В частности, Фридрих Ницше признавал, что писатель был единственный психолог, у которого он мог кое-чему поучиться.

ПАМЯТНИК Ф.М. ДОСТОЕВСКОМУ

Памятник был установлен перед Российской государственной библиотекой в честь 175-летия со дня рождения писателя.

Бронзовая скульптура изображает Фёдора Михайловича сидящим в кресле. Место для монумента было выбрано неслучайно — Достоевский был читателем библиотеки Московского публичного и Румянцевского музеев, а Российская государственная библиотека «выросла» именно из нее. Кстати, рукописи писателя хранятся именно в национальной библиотеке России.

 

ПАМЯТНИК ФРИДРИХУ ЭНГЕЛЬСУ

Памятник Фридриху Энгельсу создан по проекту скульптора И. И. Козловского, архитекторов А. А. Заварзина и А. А. Усачёва. Он открыт 2 ноября 1976 года у развилки улиц Остоженка и Пречистенка, которые на тот момент назывались Метростроевской и Кропоткинской.

Монумент представляет собой широкоплечую стройную фигуру мыслителя со скрещенными на груди руками, которая выполнена из бронзы и возвышается на красном гранитном постаменте кубической формы. Стоит он в центре круглой каменной площадки, от которой полукругом спускаются ступени парадной лестницы.

 

ПАМЯТНИК ШЕРЛОКУ ХОЛМСУ И ДОКТОРУ ВАТСОНУ

Памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону, созданный скульптором А. Орловым, открыт 27 апреля 2007 года во время празднования 120-летия с момента выхода первой книги Артура Конан Дойля о знаменитом сыщике («Этюд в багровых тонах»).

Установлен памятник возле здания посольства Великобритании на Смоленской набережной. Он представляет собой бронзовые фигуры доктора и детектива. Сыщик стоит в своей любимой позе, с трубкой в руке и о чем-то рассказывает Ватсону, сидящему на лавочке. Доктор внимательно слушает, чтобы потом все записать в блокнот, лежащий у него на колене. В фигурах и лицах портретное сходство с актерами, сыгравшими этих персонажей: Василия Ливанова — Шерлок Холмс, Виталия Соломина — доктор Ватсон.

Как заметил Василий Ливанов, если сесть рядом с доктором и подержаться за его записную книжку, все проблемы и сомнения разрешатся. А вот если потрогать трубку знаменитого сыщика, — забот заметно прибавится. Скульптурная композиция — единственная в мире, где мастер дедуктивного метода и его неизменный друг и помощник предстали перед публикой вместе.

ПАМЯТНИК Ю. А. ГАГАРИНУ

Памятник Ю. А. Гагарину открыт 4 июля 1980 года на площади Гагарина, которая до 1968 года называлась площадью Калужской заставы. Памятник расположен точно в том месте, где его должно быть видно от самой Московской кольцевой автодороги.

Авторы памятника — скульптор П. И. Бондаренко, архитекторы Я. Б. Белопольский, Ф. М. Гажевский, конструктор А. Ф. Судаков. Это один из самых высоких памятников в Москве; он напоминает несущуюся в небо ракету — правда, в народе его еще называют памятником Бэтмену. 33-метровая фигура космонавта, отлитая из титана, венчает ребристый 40-метровый постамент. У основания помещена копия спускаемого аппарата корабля «Восток», на котором 12 апреля 1961 года был совершен первый в мире космический полет человека.

 

 

ПАМЯТНИК ЮРИЮ ДОЛГОРУКОМУ

Памятник Юрию Долгорукому открыт 6 июня 1954 года в ознаменование 800-летия Москвы. Он был заложен в период празднования 800-летия Москвы в 1947 году на современной Тверской площади, напротив здания мэрии. Юрий Долгорукий считается легендарным основателем Москвы

Авторы памятника — скульпторы С.М. Орлов, А.П. Антропов, Н.Л. Штамм и архитектор В.С. Андреев. Монумент, установленный в Москве, представляет собой собирательный образ русских былинных богатырей: всадник, облаченный в воинские доспехи, указывает на место, где следует строить крепость. Ныне у памятника часто проводятся официальные мероприятия, связанные с празднованием дня города;  монумент стал одним из символов столицы.

Помимо установки памятника задумывалось перезахоронение останков великого князя. Специальной экспедицией при исследовании официального места захоронения Долгорукого выяснилось, что оно ложное. Лишь много позднее прах Юрия был найден в храме «Спаса на Берестове» на территории Киево-Печерской лавры.

ПАМЯТНИК ЮРИЮ НИКУЛИНУ

Памятник Ю. В. Никулину по проекту скульптора А. И. Рукавишникова, архитекторов М. М. Посохина и А. Г. Кочековского открыт 3 сентября  2000 года около здания цирка. Скульптор отлил из бронзы знаменитый кабриолет из фильма «Кавказская пленница» в немного уменьшенном масштабе. Рядом с правой дверцей кабриолета стоит Юрий Никулин в своем коротеньком клоунском пиджачке и шляпе-канотье. Эскизы кабриолета делали на компьютере, используя кадры из фильма, так как оригинальное авто хранится в частной коллекции.

Идея памятника в таком виде родилась не сразу. Поначалу были другие варианты. Более цирковые — с трапециями, и грустные — уходящий Никулин и приспущенный занавес. Но остановились на этом, объединяющем кино и цирк. Памятник установили на тротуаре у входа в здание цирка на Цветном бульваре, где Юрий Никулин проработал, сначала клоуном, а затем — директором, 50 лет.

ПАМЯТНИК ГЕНЕРАЛИССИМУСУ А.В. СУВОРОВУ

Памятник генералиссимусу А.В. Суворову (скульптор — О.К. Комов, архитектор — В.А. Нестеров) открыт 17 февраля 1982 года на Суворовской площади перед Центральным академическим театром Российской армии. Скульптура Суворова в полный рост установлена на круглом постаменте из цельного красного гранита. Высота постамента и скульптуры — примерно по 4 м. Памятник расположен в сквере, в центре Суворовской площади. Окружающая территория вымощена каменной брусчаткой и окружена парапетом из серого гранита, облицованного мрамором. Полководец одет в мундир и плащ, в руках он держит подзорную трубу. На груди только один орден (Св. Анны) — первый и любимый им орден, которым он был награжден в 1770 году, и который обычно надевал перед сражениями. Памятник прекрасно передает черты лица и некоторые особенности характера полководца.

 

 

ПАМЯТНИК ГЕНЕРАЛУ ДЕ ГОЛЛЮ

Памятник Шарлю де Голлю авторства скульптора З. Церетели и архитектора А. Кузьмина находится на одноименной площади Москвы, напротив здания гостиницы «Космос». Он был торжественно открыт в день празднования 60-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне — 9 мая 2005 года.

Восьмиметровая скульптура французского лидера установлена на величественный классический десятиметровый постамент из полированного гранита. Скульптор изобразил де Голля таким, каким увидел при личной встрече еще в начале 1960-х годов, во время пребывания генерала на посту президента Франции — по-военному подтянутым, строгим, сдержанным, одетым в военную форму и генеральскую фуражку с одной звездой, чем подчеркивалась его героическая роль одного из лидеров антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны.

 

 

ПАМЯТНИК ГРЕНАДЕРАМ, ПАВШИМ ПОД ПЛЕВНОЙ

Памятник-часовня гренадeрам, павшим под Плевной, возведен по проекту архитектора В. О. Шервуда и инженера-полковника А. И. Ляшкина. Он установлен в 1887 году в память о гренадерах, павших в бою под Плевной 18 ноября 1877 года за освобождение Болгарии от османского ига.

Чугунная восьмигранная часовня завершена шатром с мусульманским полумесяцем и православным крестом. Ее боковые грани украшены четырьмя горельефами. На гранях шатра надписи. Перед памятником — чугунные тумбы с надписями: «В пользу увечных гренадер и их семейств» (на них стояли кружки для пожертвований). В интерьере часовни, отделанном полихромными изразцами, помещались живописные образа Александра Невского, Иоанна Воина, Кирилла и Мефодия, бронзовые плиты с именами погибших гренадеров — 18 офицеров и 542 солдат.

 

ПАМЯТНИК ЖЕРТВАМ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА «СОЛОВЕЦКИЙ КАМЕНЬ»

Памятник жертвам тоталитарного режима «Соловецкий камень» (художник-архитектор — С.И. Смирнов, конструктор — В.Е. Корси) открыт в 1990 году в сквере у Политехнического музея. Соловецкий камень был привезён с Соловков, где в 1930-х гг. функционировал первый из лагерей, куда ссылали политзаключённых. Место для его установки выбрано не случайно — на этой же Лубянской площади находится бывшее здание НКВД (позже КГБ), откуда как раз и отдавались такие приказы. Ежегодно в день памяти жертв репрессий к камню приходят бывшие заключённые и родственники тех, кто скончался в лагерях, чтобы почтить их память.

ПАМЯТНИК ОПОЛЧЕНЦАМ

В год 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне на площади Разгуляй в Басманном районе состоялось открытие памятника Бауманскому ополчению 1941 года. Это памятник воинам-ополченцам, сражавшимся в рядах 7-й Бауманской дивизии народного ополчения. Автор нового памятника — известный скульптор и художник Зураб Церетели.

 

 

 

 

 

ПАМЯТНИК ИЗОБРЕТАТЕЛЮ ТЕЛЕВИДЕНИЯ ВЛАДИМИРУ ЗВОРЫКИНУ

Памятник изобретателю телевидения, инженеру Владимиру Зворыкину открылся в год его 125-летия на территории парка рядом с телецентром «Останкино».

Скульптурная композиция решена в стилистике городской парковой скульптуры, автор памятника — академик Российской академии художеств, народный художник России Сергей Горяев. Зворыкин изображен в полный рост, рядом с коробом телевизора.

В торжественной церемонии открытия 29 июля 2013 года приняли участие врио мэра Москвы Сергей Собянин, гендиректор Первого канала Константин Эрнст и внучка изобретателя Сандра Кнудсен.

Русско-американский инженер Владимир Зворыкин в 1923 году подал патентную заявку на телевидение, осуществляемое полностью на электронном принципе. Его консультации сыграли большую роль в создании систем телевещания в Европе. В 1938 году СССР ввел в действие первую передающую станцию электронного ТВ в Москве. Началось производство телевизоров «ТК-1» с кинескопом Зворыкина.

ПАМЯТНИК ПАТРИАРХУ ГЕРМОГЕНУ

Памятник, созданный по проекту народного художника России Салавата Щербакова, установлен возле стен Кремля к 100-летней годовщине прославления патриарха Гермогена в лике святых.

Гермоген был избран на патриаршую кафедру в эпоху Смутного времени начала XVII века. Именно он вдохновил народное ополчение на освобождение столицы от иностранных интервентов. За свои патриотические убеждения он был заточен в Чудов монастырь, где умер от голода в 1612 году. Даже из заточения Гермоген продолжал взывать к русскому народу, благословляя его на освободительную войну. Идея установки памятника возникла более двух столетий назад, но мировая война и революция помешали осуществить эти планы.

Установка памятника по проекту народного художника России Салавата Щербакова совпала с днем 100-летней годовщины прославления патриарха Гермогена в лике святых. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии многочисленных православных торжественно открыл памятник священномученику патриарху Гермогену в Александровском саду, у стен московского Кремля. В церемонии приняли участие глава администрации Президента Сергей Иванов, управделами президента Владимир Кожин, предстоятель старообрядческой церкви митрополит Корнилий, иерусалимский патриарх Феофил III и духовенство Москвы.

ПАМЯТНИК ПЕРВОПЕЧАТНИКУ ИВАНУ ФЁДОРОВУ

Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову открыт 27 сентября 1907 года в Третьяковском проезде на месте, недалеко от которого в XVI веке находился Государев печатный двор. Авторы памятника — скульптор — С. М. Волнухин и архитектор И. П. Машков.

В 1901 году археологическое общество провело конкурс на создание памятника первопечатнику. В состав жюри вошли историк Василий Ключевский и художник Аполлинарий Васнецов. Победу в конкурсе одержала работа скульптора Сергея Михайловича Волнухина, преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Памятник сначала хотели установить на Театральной площади, в чем городские власти отказали под предлогом, что «не представляется возможным загромождать площадь сооружениями». После открытия место вокруг памятника обросло букинистическими лавками, где можно было разыскать практически любую книгу. Кстати, памятник двигали дважды: в 1934 году — вглубь от дороги и в 1990-е — ближе к гостинице «Метрополь».

ПАМЯТНИК ХИРУРГУ Н. И. ПИРОГОВУ

Памятник основоположнику военно-полевой хирургии Н. И. Пирогову открыт в 1897 году перед зданием терапевтической клиники Российского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова. Его автор — скульптор В. О. Шервуд, а отливал изваяние Ф. Вишневский.

На монументе врач представлен сидящим в кресле. Это пожилой, много передумавший человек с одухотворенным лицом. Взор великого хирурга обращен вдаль. В правой руке он держит хирургический зонд, а в левой — череп. Отлитая из бронзы фигура покоится на пьедестале из финского гранита, общая высота памятника Н. И. Пирогову — 7 метров. Пьедестал украшен бронзовыми венками, внутри которых на медных досках вырезаны его слова, взятые из сочинений. На фронтальной стороне некрупным, четким шрифтом приведено одно из его замечательных высказываний: «Может ли быть что нравственно выше того, когда Родина дает звание почетного гражданина одному из своих сынов, и притом не за блестящие подвиги на бранном поле, не за материальные выгоды, ей доставленные, а за трудовую деятельность на поприще просвещения, науки и гражданственности…»

СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ДЕТИ — ЖЕРТВЫ ПОРОКОВ ВЗРОСЛЫХ»

Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых» (скульптор — М. М. Шемякин, архитектор — А. В. Ефимов) установлена в 2001 году на территории сквера «Имени 800-летия Москвы». Была торжественно открыта в День города. Произведение задумано автором как аллегория борьбы с мировым злом, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений. Зритель видит перед собой 15 фигур: двое детей с завязанными глазами играют в жмурки, а вокруг них стоят трехметровые аллегорические монстры, которые изображены в виде человеческих фигур с головами рыб и зверей. Как пояснил скульптор Шемякин, именно так по исторически сложившимся традициям принято изображать пороки: наркомания, проституция, воровство, алкоголизм, невежество, пропаганда насилия, лжеученость, равнодушие, садизм, для беспамятных, эксплуатация детского труда, нищета, война.