БЕРЕГОВАЯ БАТАРЕЯ №30 (ФОРТ «МАКСИМ ГОРЬКИЙ-1»)
30-я бронебашенная береговая батарея, сыгравшая важную роль в обороне Севастополя 1941–1942 годов, – одно из наиболее мощных фортификационных сооружений, предназначенная для обороны Севастополя с западного и северо-западного направлений.
Строительство батареи на Северной стороне (Любимовка) началось в 1913 году по проекту военного инженера генерала Н.А. Буйницкого. В 1928–1934 годах батарея достроена по проекту военного инженера А.И. Василькова. Оборудованная двумя 305-мм двухорудийными башенными установками «МБ-2-12», изготовленными Ленинградским Металлическим заводом (вес снаряда — 471 кг, дальность стрельбы — до 42 км), 30-я батарея имела площадь покрытия свыше 5 тысяч квадратных километров.
Внутри форт представлял собой орудийный блок (железобетонный массив длиной 130 и шириной 50 метров) с двумя установленными орудийными башнями весом 1360 тонн, способными выдержать прямое попадание средней авиабомбы. Внутри блока на двух этажах располагались погреба боеприпасов, силовая станция, жилые и служебные помещения общей площадью свыше 3000 м² и командный пункт с расположенным на глубине 37 метров под землей центральным постом с приборами управления выстрелами.
[spoiler]1 ноября 1941 года 30-й батареей совершены первые выстрелы по группировке немецких войск, расположившихся в районе станции Альма. За два месяца боевых действий ББ-30 произвела 1238 выстрелов, что привело к полному износу орудийных стволов.
В январе-феврале 1942 года в течение 16 суток специалистами ленинградского завода «Большевик», Артиллерийского ремонтного завода №1127 ЧФ (бригадиры С.И. Прокуда и И. Сечко) и личным составом батареи ценой нечеловеческих усилий произведены работы по замене орудийных стволов весом более 50 тонн каждый. Этот беспрецедентный случай уникален еще и тем, что замена производилась без специального кранового оборудования и всего лишь в 1,5 километра от линии фронта.
В феврале 1942 года в Крым отправили мощную группу тяжелой артиллерии, в том числе 600-мм мортиры «Тор» и «Один» и 800-мм железнодорожную пушку «Дора». 7 июня 1942 года после прямого попадания нескольких тяжелых снарядов 1-я башня батареи была выведена из строя. Оставшаяся 2-я башня в течение последующих 10 суток произвела около 600 выстрелов, выйдя из строя утром 17 июня, после чего немецкие войска смогли окружить батарею, но не прорваться внутрь. Ее личный состав вместе с частью бойцов и командиров сражался в подземных сооружениях еще больше недели, неоднократно предпринимая попытки прорваться из окружения. После несколько мощных взрывов в орудийном блоке начался пожар. Большая часть находившихся в нем людей погибла. Группа личного состава во главе с Г.А. Александером вышла на поверхность и попыталась прорваться к партизанам, однако была обнаружена и пленена противником. 26 июня германские штурмовые группы прорвались внутрь орудийного блока и взяли в плен 40 последних его защитников.
В 1949–1954 годах батарею восстановили. Взамен старых двухорудийных были установлены трехорудийные башенные установки «МБ-3-12-ФМ», снятые с линкора «Фрунзе» («Полтава»). [/spoiler]
БРАТСКОЕ КЛАДБИЩЕ
На Северной стороне, в районе Куриной балки, расположено братское кладбище времен Крымской войны.
Здесь находятся 472 братские могилы, в каждой захоронены сотни безымянных «нижних чинов», а также 130 индивидуальных захоронений офицеров и генералов. Здесь покоятся многие участники обороны Севастополя, генералы, адмиралы и офицеры, умершие значительно спустя годы после Крымской войны.
Во время обороны Севастополя большую часть убитых увозили на Северную сторону, где в конце сентября 1854 года по указанию руководителя обороны вице-адмирала Владимира Корнилова были созданы три кладбища возле Северного укрепления. Эти кладбища имели отделения, на которых хоронили моряков, саперов, артиллеристов, пехотинцев по полкам. Впоследствии они разрослись и стали восприниматься как одно, которое первоначально называлось Петропавловским, а позже Эдуард Тотлебен назвал его Братским, по причине большого количества братских могил.
[spoiler]Здесь захоронены сто тысяч защитников Севастополя — участников первой обороны, защитники-освободители Севастополя периода Великой Отечественной войны, моряки, погибшие в мирное время на линкоре «Новороссийск», подводных лодках «Комсомолец» и «Курск».
С 1968 года по настоящее время на кладбище ведутся реставрационно-восстановительные работы.
На братском мемориальном кладбище также расположен уникальный Свято-Никольский храм необычной пирамидальной формы с 16-тонным крестом на вершине.[/spoiler]
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
Первый Музей Севастопольской обороны открылся 14 сентября 1869 года в доме генерала Э.И. Тотлебена по инициативе участников обороны 1854-1855 годов. Здание располагалось по улице Екатерининской, напротив современного места его расположения. Музей имел пять комнат с размещенной в них экспозицией.
5 октября 1895 года было завершено строительство современного здания музея по проекту архитектуры А.М. Кочетова. Украшения фасадов и интерьера были выполнены по проекту одесского скульптора Б.В. Эдуардса. Затраты на строительство составили 150 тысяч рублей, из них 100 тысяч затратили морские и военные ведомства, причём последнее выделило также и участок под его постройку. Небольшое здание, выполненное в классическом стиле украшено колоннами дорического ордера, львиными головами, чугунными арматурами, изображающими части парусных кораблей; пушками, прикрытыми бронзовыми знаменами. На главном фасаде изображен «севастопольский крест» с числом «349» — количеством дней обороны.
[spoiler]В музее собрано большое количество материалов, среди которых были личные вещи В.А. Корнилова и П.С. Нахимова. Из коллекции императора Александра II в дар музею передана картина И. К. Айвазовского, великие князья передали саблю командующего турецкой эскадрой Осман-паши, подзорную трубу П. С. Нахимова, вдова М.П. Лазарева передала в дар музею его награды. В период второй обороны Севастополя музей продолжал пополняться ценными экспонатами, которые приносили сами участники обороны.
Оригинальная запоминающаяся архитектура здания, а также открытая экспозиция военной техники во дворе музея каждый день неизменно привлекает взоры гостей города и коренных севастопольцев. Здание музея можно узнать во многих фильмах.[/spoiler]
ДИОРАМА «ШТУРМ САПУН-ГОРЫ 7 МАЯ 1944 ГОДА»
В период героической обороны Севастополя 1941–1942 годов и его освобождения в мае 1944 года Сапун-гора стала ареной жестоких боёв, где гитлеровцы построили мощную систему укреплений.
Осенью 1944 года на гребне Сапун-горы по проекту архитектора А.Д. Киселева установлен обелиск Славы в память советских бойцов, погибших при штурме. В настоящее время мемориальный комплекс на Сапун-горе — одно из исторических мест города с сохранённым ландшафтом, со следами окопов и траншей, долговременных огневых точек, заросшими травой воронками от бомб и снарядов, памятниками и обелисками Мемориального комплекса Великой Отечественной войны национального значения.
[spoiler]Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» надодится в здании на господствующей высоте, на том самом месте, где происходили выбранные для её сюжета события. С видового балкона, устроенного с внешней стороны здания, открывается вид на местность, запечатлённую на картине Диорамы.
На первом этаже здания – музейная экспозиция «Севастополь в годы Великой Отечественной войны». Знакомство с ней предваряет осмотр полотна со смотровой площадки Диорамы.
Недалеко от здания – открытая экспозиция советской боевой техники периода Великой Отечественной войны: танки, самоходные и зенитные установки, гвардейские миномёты «Катюши», полевая и морская артиллерия. Доминанта Мемориального комплекса «Сапун-гора» – 28-метровый обелиск Славы, у подножия которого горит Вечный огонь.
Со смотровой площадки Сапун-горы можно любоваться просторами Балаклавской долины, узнаваемым силуэтом крепости Чембало над Балаклавой, неспешно плывущими облаками над вершинами Крымских гор.[/spoiler]
КОНСТАНТИНОВСКАЯ БАТАРЕЯ
Константиновская батарея — двухъярусная каменная казематированная батарея в форме подковы в Севастополе. Расположена на одноименном мысу в северной части Севастопольской бухты и является одним из главных акцентов морского фасада северной части города.
Укрепленная батарея закрывала вход в Севастопольскую бухту вражеским кораблям.
Строительство земляной батареи по мысу, ограничивающему с севера вход в Севастопольскую бухту, для вытеснения турецких кораблей началось 15 июня 1778 года по указанию А.В. Суворова. Это укрепление получило название Константиновской батареи. Решение о строительстве каменной казематированной батареи на месте фронта с учетом последних достижений фортификации по проекту инженера-полковника К. Бюрно было принято в 1834 году.
[spoiler]Боевое крещение батарея приняла в 1854 году во время первой бомбардировки Севастополя. После Крымской войны территория батареи использовалась для наблюдения за морем и охраны входа на севастопольский рейд. Во время Великой Отечественной войны на Константиновской батарее располагались части охраны водного района. С 21 по 24 июня 1942 года, прикрывая выход из Южной бухты последних плавсредств, защитники батареи отражали многочисленные атаки германских частей. В ходе боев Константиновская батарея сильно пострадала, горжевая казарма была превращена в руины, погибли почти все защитники форта.
После освобождения Севастополя в мае 1944 года останки защитников батареи были захоронены в братской могиле на территории внутреннего дворика. На ее месте 12 ноября 1944 года был установлен памятник защитникам батареи.[/spoiler]
КРЕСТ НА БРАТСКОЙ МОГИЛЕ МАЛАХОВОГО КУРГАНА
Памятник на братской могиле русских и французский воинов напоминает о трагедии, разыгравшейся на Малаховом кургане 27 августа 1855 года. В этот день дивизия французского генерала Мак-Магона внезапно атаковала передний и левый фасы Корниловского бастиона. Шести тысячам французов противостояли всего около девятисот солдат Модлинского и Прагского полков. Русские воины отважно сражались, но слишком неравны были силы, и противнику удалось овладеть высотой.
Всех, кто погиб на Малаховом кургане в этот день — последний день обороны Севастополя, — похоронили в общей могиле в районе батареи №127 и горжи бастиона. Тогда же на могиле поставили деревянный крест, а в 1872 году — памятник из белого и темного мрамора. В годы Великой Отечественной войны он был сильно поврежден; восстановлен в 1959 году по проекту архитектора А.Л. Шеффера.
Теперь памятник погибшим представляет собой крест на усеченной мраморной пирамиде, опирающийся на диоритовую плиту. На памятнике надпись: «Памяти воинов русских и французский, павших на Малаховом кургане при защите и нападении 27 августа 1855 года». На французском языке — стихи, смысловой перевод которого звучит так: «Их разъединила победа, а объединила смерть. В этом слава солдат и судьба храбрецов».
Общая высота памятника — 2,95 метра.
ЛАЗАРЕВСКИЕ КАЗАРМЫ
Под руководством адмирала Михаила Петровича Лазарева началось строительство «Лазаревского адмиралтейства». Здесь располагались сухие доки, склады, административные здания. Но большую часть занимали казармы для 6 тысяч человек, экипажей судов, базировавшихся в Корабельной, Южной и других бухтах Севастополя.
Для строительства казарм по проекту инженера-полковника Джона Уптона на верхней части холма выровняли площадку, а срытой землей засыпали озеро в Южной бухте (на этом месте сейчас располагается железнодорожный вокзал). Казармы представляли собой группу из восьми 3-этажных и одного 2-этажного зданий из пильного известняка с ордерными деталями. Здание активно использовались во время Крымской войны 1853-1856 годов. Перед главным корпусом в 1867 году установлен памятник М.П. Лазареву скульптора Н.С. Пименова.
[spoiler]После реконструкции в 2000 году здесь разместился Черноморский филиал МГУ им. М.В. Ломоносова. Архитектурный ансамбль дополнился новым зданием общежития по проекту архитектора Д.И. Демидова.
После назначения в 1832 году начальником штаба Черноморского флота Михаил Петрович Лазарев ввел совершенно новую систему обучения моряков. Теперь подготовка проходила непосредственно в море на кораблях в обстановке, приближенной к боевым реалиям. Под его руководством флот обновили и оснастили более современной артиллерией, построен первый железный корабль. Однако адмирал Лазарев не ограничивался улучшением флота. При нем построены как казармы, так и открыта школа для матросских детей.[/spoiler]
МАЛАХОВ КУРГАН
Малахов курган – свидетель двух героических оборон Севастополя. Это название появилось в тридцатых годах XIX века, когда у подножия безымянного кургана на окраине Корабельной стороны поселился отставной капитан М.М. Малахов. В годы Крымской войны на Малаховом кургане, ключевой позиции на подступах к городу, возвели главный бастион оборонительной линии.
Экспозиция музея в Оборонительной башне раскрывает роль Малахова кургана в оборонах Севастополя 1854–1855 гг. и 1941–1942 гг. В период первой обороны благодаря господствующему положению над ближайшими к городу высотами курган стал ключевой позицией левого фланга оборонительной линии. Здесь находился один из 8 севастопольских бастионов, на протяжении семи месяцев осады принимавший на себя главный удар противника. Пятого октября 1854 года в первую бомбардировку города здесь смертельно ранило одного из организаторов и вдохновителей обороны Севастополя — вице-адмирала В.А. Корнилова. Здесь же погиб и адмирал Павел Степанович Нахимов.
[spoiler]Во время Великой Отечественной войны на вершине Малахова кургана размещалась двухорудийная артиллерийская батарея №111 (701), принимавшая участие в отражении наступлений фашистских войск на Севастополь.
В настоящее время Малахов курган – комплексный мемориальный памятник национального значения. Его главной достопримечательности – Оборонительной башне – более 150 лет. Примерно столько же многим военным реликвиям, представленным под сводами башни в витринах на фоне стен крупной старинной кладки. В 1983 году здесь установлен памятник прославленному адмиралу В.А. Корнилову.
Экспозицию открывает рельефная карта Юго-Западного побережья Крыма с указанием боевых действий в 1854–1855 гг., а также портрет князя А.С. Меншикова, в период командования которого военно-сухопутными и морскими силами в Крыму началась осада Севастополя – 13 (25) сентября 1854г.
Малахов курган – не только комплексный исторический памятник, он интересен и в архитектурном отношении. Входят на курган через небольшой дорический портик. На его фризе – даты: 1854-1855 гг. Имя автора сооружения точно не известно, но скорее всего – А.М. Вейзен, который в 1902-1905 гг. реставрировал объекты кургана. Монументальные ворота (пропилеи) покалечила война. Их восстановили в 1954 г. Отсюда, с площадки на ней, начинается главная аллея парка, возраст которой около четверти века. Аллея имеет мемориальное значение: деревья на ней посажены известными партийными, государственными и общественными деятелями СССР и зарубежных стран, Героями Советского Союза.[/spoiler]
МЕМОРИАЛ «МУЖЕСТВУ, ГЕРОИЗМУ АВИАТОРОВ-ЧЕРНОМОРЦЕВ»
Высоко к небу поднимаются 32-метровые пилоны в виде трилистника. В память о подвигах летчиков Черноморского флота трилистники увенчаны стилизованными изображениями боевых самолетов — истребителей. Сами пилоны покоятся на мощном стилобате, установленном на искусственном кургане.
Внизу пилоны окружены мемориальной «Стеной Памяти», на гранитных плитах которой высечены имена 1297 летчиков-черноморцев.
В годы Великой Отечественной войны летчики Черноморского флота сражались в Севастополе и Крыму, в Одессе и на Кавказе, участвовали в освобождении юга Украины, Молдавии, Болгарии и Румынии. За годы войны 16 летчиков-черноморцев совершили 18 воздушных таранов. Три экипажа совершили подвиг, направив горящую машину на механизированную колонну врага. Такой же подвиг совершил и Николай Хрусталев.
[spoiler]За мужество и отвагу, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, высшей награды — звания Героя Советского Союза — были удостоены 61 летчик и штурман Военно-воздушных сил Черноморского флота.
В камне высечены барельефы — лица воинов-авиаторов, в которых подчеркнуты непоколебимая стойкость и сила духа.
Мемориал мужеству, героизму авиаторов-черноморцев построен на средства и силами личного состава Военно-воздушных сил Краснознаменного Черноморского флота и открыт к 60-летию Военно-воздушных сил Краснознаменного Черноморского флота — 3 марта 1981 года.
Руководитель проекта Владимир Воронов — заслуженный военный летчик СССР, командующий ВВСЧФ. Юрий Канашин — скульптор, заслуженный деятель искусств. Архитекторы: М.В. Фортуна, М.В. Раду, инженер-конструктор — В.И. Панфил.
Ежегодно здесь проходят митинги авиаторов-черноморцев в годовщину основания морской авиации 3 марта. На нем обычно присутствуют учащиеся школ, которые носят имена советских летчиков-героев, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны — Николая Челнокова, Николая Острякова и Виктора Колядина.[/spoiler]
МЕМОРИАЛ ГЕРОЕВ ОБОРОНЫ СЕВАСТОПОЛЯ 1941–1942 ГОДОВ
Огромный барельеф (1967), выполненный по проекту архитектора И.Е. Фиалко и скульптура В.В. Яковлева, символизирует преемственность боевых традиций защитников Севастополя. Монумент построен из больших железобетонных блоков, в центре стилизованная фигура бойца, держащего в правой руке автомат, а левой отражающего направленные ему в грудь три штыка, символизирующие три штурма Севастополя. Ниже — гранитные мемориальные доски, на которых выбиты названия кораблей и частей Черноморского флота и отдельной Приморской армии, защищавших Севастополь, а также городских промышленных предприятий, помогавших армии и флоту. Здесь же список Героев Советского Союза, удостоенных этого звания за защиту Севастополя. Слева из стены выступает шток якоря, рядом выбита дата: «1941–1942».
В честь 50-летия Победы у мемориала был зажжен Вечный огонь. С 1973 года здесь несут почетный караул севастопольские школьники, одетые в форму военных моряков. Все официальные делегации, включая Президента и премьеров, посещающих Севастополь, возлагают венки к этому мемориалу-как дань памяти погибшим героям. Мимо шагают севастопольские парады.
Также по традиции сюда приезжают молодожены, чтобы почтить память Подвига славных защитников Севастополя.
МИХАЙЛОВСКАЯ БАТАРЕЯ
Михайловская батарея — музей героической истории города Севастополя. Удобное для военно-стратегических целей расположение Ахтиарской бухты обусловило строительство здесь первых земляных батарей. Полвека спустя на месте первых земляных укреплений приступили к строительству каменных береговых батарей. Строительный камень добывали в каменоломнях Килен-балки и Каменоломенном овраге. План укреплений крепости разработал инженер-полковник К.И. Бюрно. В ходе строительства крепости проект несколько раз дополнялся инженер-полковником Фелькерзамом и инженер-полковником Павловским.
[spoiler]В 1846 году основные строительные работы по созданию Михайловской казематрированной батареи завершились. Батарея представляет собой П-образную двухъярусную береговую приморскую крепость, с центральным корпусом и двумя боковыми крыльями, расположенными к нему под углом в 100 градусов. Общая длина крепости (форта) с северным и южным флангами составляет 205 метров. Наружные стены имеют толщину 1,8 метра. В тыловой части (горжи) оборудована оборонительная стена и ров. К внутренним углам дворовых фасадов примыкали две 3-х ярусные башни-барбеты, оборудованные амбразурами. До наших дней сохранилась только одна башня.
Накануне Крымской войны 1853-1856 гг. на вооружении батареи стояло 77 орудий. 64 орудия могли вести огонь по рейду, при этом угол обстрела составлял 50°.
Для сообщения между Южной и Северной сторонами города через бухту к деревянному причалу Михайловской батареи возвели понтонный мост. 27 августа (8 сентября) 1855 года основная часть защитников Севастопольского гарнизона, с западной части Николаевского мыса (начало моста) переправились по мосту на Северную сторону. Генерал-майор А.П. Хрущёв в сопровождении капитана И.Г. Воробьёва последним покинул южную часть города. Михайловская батарея приняла в свои казематы раненных, больных, вывезенное имущество, документы русской армии.
В июне 1942 года Михайловская батарея вместе с Константиновской стали последними рубежами обороны Северной стороны города. Моряки-черноморцы оборудовали в казематах второго яруса пулеметные точки. Под командованием капитана Р. Хайрулина трое суток они сдерживали натиск врага и только по приказу командования в ночь на 24 июня 1942 года защитники батареи переправились на Южную сторону. В 2014 году Михайловская батарея стала северной экспозиционной площадкой Военно-исторического музея фортификационных сооружений Российской Федерации.[/spoiler]
МУЗЕЙНЫЙ ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГЕРОИЧЕСКИМ ЗАЩИТНИКАМ СЕВАСТОПОЛЯ «35-Я БЕРЕГОВАЯ БАТАРЕЯ»
Мыс Херсонес занимает особое место в памяти севастопольцев. Скорбь о последних защитниках Севастополя здесь ощущается особенно остро. Западная оконечность Гераклейского полуострова — это выжженные солнцем и просоленные морскими ветрами скалы и степь. В конце июня – начале июля 1942 года здесь насмерть стояли защитники города. 1 июля Севастополь был взят, взорваны погреба боезапаса, первая и вторая башни 35-й батареи.
Ночью 1 июля основной командный состав эвакуировали на самолетах и подводных лодках. Но еще двенадцать дней, в районе 35-й батареи, без воды и пищи, боеприпасов и медикаментов более 80 тысяч защитников и мирных жителей держали последние рубежи обороны. Они надеялись на эвакуацию, обороняли взлетную полосу, отстреливались до последних патронов на обрывах Херсонеса, пытались уйти в горы. Тысячи героев навсегда легли в севастопольскую землю, многие попали в плен. В память об их стойкости, мужестве, самопожертвовании в районе 35-й береговой батареи создан мемориальный комплекс.
[spoiler]К началу Великой Отечественной войны Береговая оборона Главной базы Черноморского Флота располагала развитой системой береговых батарей с орудиями калибром 305 мм. К 30 октября 1941 года в городе насчитывалось 45 орудий, в декабре дополнительно установили 16 орудий, к концу мая 1942 года на рубежах обороны уже действовало 151 орудие. Две 305-мм бронебашенные батареи, как наиболее мощные, защищенные и современные, стали основой всей системы артиллерийского огневого поражения противника, ее главной составной частью.
Батарея № 35 сыграла важную роль в героической обороне Севастополя (12 сентября 1941–9 июля 1942 года). В составе 1-го отдельного артиллерийского дивизиона Главной базы Черноморского флота вместе с башенной батареей № 30 она являлась своеобразным «костяком» системы артиллерийской обороны крепости и нанесла противнику серьезный урон в живой силе и технике.
Во время оккупации Севастополя в уцелевших казематах батареи № 35 оборудовали госпиталь и командный пункт командующего 17-й немецкой армии генерала К. Альмендингера. 12 мая 1944 года в районе батареи №35 капитулировали последние немецкие солдаты.
После войны батарея № 35 не восстанавливалась, но ее казематы использовались в качества погребов боезапаса, командного пункта и помещений личного состава четырех орудийной 130-мм батареи №723, размещенной около массива батареи № 35.
В 2007 году начинается создание Музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея». В его строительстве приняли участие тысячи людей-специалистов различных профессий. Мемориальный комплекс создавался на негосударственные средства.
Создание музейного комплекса такого масштаба (площадь мемориала — около 8 га, подземные сооружения около 5 000,0 кв.м.) – событие беспрецедентное не только для Севастополя, но и для всего постсоветского пространства. Это пример бережного отношения к нашей общей истории, к памяти тех, кто победил фашизм в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.[/spoiler]
ОБЕЛИСК «4 БАСТIОН»
За зданием Панорамы в центре круглой засеянной цветами клумбы находится увенчанный шлемом пятиметровый гранитный обелиск с надписью «4 бастiон». Здесь в центре бывших позиций, оборонявшихся в годы Крымской войны 1853–1856, установлен обелиск в память воинам 4-го бастиона. Обелиск представляет собой гранитную четырехгранную стелу высотой 5 метров, увенчанную бронзовым русским шлемом. Грани обелиска четкие, без излишеств. На его лицевой стороне — надпись «4 бастiон». Выше надписи на фоне четырехконечного рельефного креста изображен лавровый венок с лентами. С противоположной стороны обелиска — даты обороны Севастополя и перечень частей, отстаивавших бастион.
Установлен обелиск в 1905 году к 50-летию первой обороны Севастополя. Интересно, что до сих пор неизвестно имя автора памятника. В архивах сохранились чертежи с подписью архитектора А.М. Вейзена, но они отличаются от внешнего вида настоящего памятника. Над проектом монумента также работал инженер О.Э. Энберг. Автором обелиска мог быть и архитектор А.А. Кольб, спроектировавший памятник Греческому легиону Николая I. Есть над чем поразмыслить потомкам. Возможно, этот квест вскоре будет разгадан пытливыми умами подрастающего поколения.
ОБЕЛИСК ГОРОДУ-ГЕРОЮ СЕВАСТОПОЛЮ
Любой может увидеть обелиск на мысе Хрустальный. Он представляет собой стилизованную композицию штыка и паруса, символизирующую боевое содружество армии и флота в годы Великой Отечественной войны.
На грани, обращённой к морю, высечены орден Ленина, медаль «Золотая Звезда» и текст Указа о награждении Севастополя званием города-героя. На мемориальных стенах выполнены рельефы, отражающие эпизоды обороны, битвы за освобождение Севастополя. В 1854-1855 гг. на этом месте стояла береговая батарея. Найденные при раскопках пушки украшают подножие монумента.
Установленный у входа в морские ворота Севастополя, памятник олицетворяет бессмертный подвиг города-героя, стоящего на страже морских рубежей. Скульпторы И. В. Макогон и С. А. Чиж, архитекторы А. И. Баглей, Е. П. Вересов, М. Г. Катернога, И. Г. Шамсединов, А. Л. Шеффер.
С этого мыса 9 мая 1945 г. был произведён первый салют в честь Великой Победы. Мыс Хрустальный, увенчанный громадой обелиска, стал одним из самых примечательных мест центра города и севастопольского рейда.
ОБЪЕКТ 100
ПАМЯТНИК А.И. КАЗАРСКОМУ (БРИГУ «МЕРКУРИЙ»)
Первый памятник Севастополя напоминает о ярчайших событиях русско-турецкой войны 1828-1829 годов — о победе военного брига русского флота «Меркурий» в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей».
В мае 1829 года Черноморский флот блокировал пролив Босфор. Отряд судов под командой капитан-лейтенанта П. Я. Сахновского, 18-пушечный бриг «Меркурий» во главе с капитан-лейтенантом А. И. Казарским, 44-пушечный фрегат «Штандарт» и 20-пушечный бриг «Орфей» были назначены в крейсерство у входа в пролив. Увидев на горизонте турецкую эскадру, значительно превосходившую по силам, командир «Штандарта» капитан-лейтенант П.Я. Сахновский дал сигнал взять курс на Севастополь. Однако бриг «Меркурий», обладавший худшими ходовыми качествами, настигли два самых больших и быстроходных турецких корабля — 110-пушечный «Селимие» и 74-пушечный «Реал-бей».
[spoiler]Командир «Меркурия» А.И. Казарский и экипаж брига приняли единогласное решение принять бой и взорвать корабль в случае взятия врагом. Но маневрирование и бой проведенный Казарским вошел в историю военно-морского дела. Бриг «Меркурий» фактически вывел из строя турецкие линейные корабли, и они не смогли продолжать бой.
Получивший очень серьёзные повреждения и потеряв 10 из 115 человек экипажа убитыми и ранеными, «Меркурий» выстоял в неравном бою и смог уйти. На «Реал-бее» сразу были перебиты несколько рей, паруса стали падать на палубу, турецкий корабль не мог маневрировать. Так бесславно для турок окончился этот неравный бой, длившийся более трех часов. Следует особо отметить, что на одном из кораблей находился русский экипаж, сдавшийся в плен несколькими днями ранее.
В 1839 году по инициативе командующего Черноморской эскадрой адмирала М.П. Лазарева в начале Матросского (Мичманского) бульвара установлен первый памятник в Севастополе в честь подвига Александра Ивановича Казарского и брига «Меркурий».[/spoiler]
ПАМЯТНИК ЗАТОПЛЕННЫМ КОРАБЛЯМ
Памятник Затопленным кораблям — самый известный из севастопольских монументов. Он изображен на гербе города. Среди волн, у Приморского бульвара, стоит на искусственной скале изящная античная колонна с коринфской капителью. На ней — бронзовый орел с лавровым венком в клюве. Кажется, вот-вот опустит он его на воду, отдавая дань памяти кораблям, преградившим вражеской эскадре вход в бухту. На позеленевшей от соленых брызг и морских ветров памятной доске надпись: «В память кораблей, затопленных в 1854–1855 гг., для заграждения входа на рейд». Напротив памятника у подпорной стены бульвара установлены два якоря с затопленных когда-то кораблей.
Памятник примечателен не только красотой облика, пронизанного романтикой, но и значимостью события, которое отражает.
[spoiler]Сооружен памятник по проекту военного инженера Фридриха Оскара Энберга, архитектора Валентина Августовича Фельдмана и скульптора Амандуса Генриха Адамсона в 1905 году к пятидесятилетию Первой обороны Севастополя, во время которой по решению командования были затоплены корабли Черноморского флота.
После высадки в сентябре 1854 года англо-франко-турецкой армии и поражения русских войск на реке Альме положение Севастополя стало очень тяжелым. Опасаясь прорыва вражеского флота на рейд, атаки с моря, русское командование приняло решение затопить на входном фарватере часть парусных судов. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Северную бухту недоступной для вражеского флота.
11 сентября 1854 года поперек фарватера, между Константиновской и Александровской батареями, пошли на дно семь устаревших (списанных на дрова) кораблей: фрегаты «Сизополь», «Флора», корабли «Уриил», «Три Святителя», «Силистрия», «Селафаил», «Варна». После осенне-зимних штормов, вследствие частичного разрушения этой преграды, в ноябре-декабре между Константиновским равелином и фрегатом «Сизополь» дополнительно затопили купеческое судно и корвет «Пилад», а на место, где стояла «Силистрия», добавили корабль «Гавриил». Так общее число парусных судов на первой линии заграждения достигло десяти. В феврале 1855 года, от Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи — на Южной появилась вторая линия мачт, выступающих из воды — затопили еще шесть судов: корабли «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», фрегаты «Кагул», «Мессемврия», «Мидия».
Несмотря на то, что соотечественники неоднозначно оценивают затопление кораблей накануне начала севастопольской обороны, флотоводцы противника сразу же дали этому решению высокую оценку: «Если бы русские не заградили вход в Севастопольскую бухту, затопив пять своих кораблей и два фрегата, я не сомневаюсь, что союзный флот после первого же выдержанного огня проник бы туда с успехом и вступил бы из глубины бухты в сообщение со своими армиями», — так писал командовавший французским флотом вице-адмирал Гамелен.[/spoiler]
ПАМЯТНИК ТОТЛЕБЕНУ
Памятник выдающемуся военному инженеру Эдуарду Ивановичу Тотлебену, который возглавлял инженерную оборону Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 годов, установлен в 1909 году. Под его руководством строились бастионы, люнеты, редуты, создавалась система оборонительных сооружений осажденного города.
Авторами памятника выступили художник-любитель генерал А.А. Бильдерлинг и скульптор И.Н. Шредер. В центре памятника расположено башнеобразное сооружение на ступенчатом цоколе, на котором стоит фигура Э.И. Тотлебена. На цоколе установлены скульптуры воинов из шести родов войск. На обратной стороне памятника размещена карта, выполненная из бронзы, на которую нанесены укрепления Севастополя.
В период второй мировой войны монумент сильно повредили: снарядом (или взрывной волной) отбило голову у фигуры Э.И. Тотлебена. Существует легенда, что оккупировавшие город немцы решили восстановить памятник и в Германии (Тотлебен – немец по национальности) для него голову отлили новую голову по фотографии генерала. Привезенная голова для фигуры оказалась в фуражке. Однако, оказалось, что в руке скульптуры также была фуражка!
В 1945 году под руководством московского скульптора Л.М. Писаревского памятник наконец отреставрировали.
ПАМЯТНИК ЧЕРНОРЕЧЕНСКОМУ СРАЖЕНИЮ
Находится в долине Черной речки, в двух километрах северо-восточнее села Хмельницкое, около дороги из этого села в Инкерман. Здесь 4 (16) августа 1855 года произошло последнее и самое кровопролитное сражение под Севастополем.
Понимая, что Южную сторону придется все-таки оставить, Александр II, несмотря на это, склонил князя М.Д. Горчакова дать еще одно сражение, чтобы сбросить неприятеля с окрестных высот и заставить его снять осаду. «Если даже эта попытка не удастся… можно будет по крайней мере сказать, что сделано было всё, что в силах человеческих — и после этого оставление Севастополя будет уже вполне оправдано», — писал он.
Основные события произошли у моста через Черную речку, поэтому иногда сражение называли «У Трактирного моста».
[spoiler]«На Федюхины высоты
Нас пришло всего три роты,
А пошли полки!»,
— с горечью восклицает участник сражения поручик Лев Толстой в песне, ставшей популярной во всей России.
Действительно потери русских оказались огромными: 260 генералов и офицеров, более 8 тысяч нижних чинов. У союзников выбыло из строя около двух тысяч человек.
На месте сражения, на берегу Черной речки, в 1905 году соорудили строгий пирамидальный 10-метровый обелиск из крымбальского камня. Мемориальная надпись напоминает: «Убиты: генералы Реад, барон Вревский, Веймарн, 66 офицеров, 2273 нижних чина». Ранее в цокольной части обелиска имелись четыре мраморные плиты, ныне утраченные, с наименованием полков, принимавших участие в сражении.[/spoiler]
ПАМЯТНИК АДМИРАЛУ НАХИМОВУ
Памятник в честь выдающегося русского флотоводца, одного из руководителей обороны Севастополя 1854-1855 годов Павла Степановича Нахимова. Установлен на одноименной площади, открыт в присутствии императора Николая II 18 ноября 1898 года к 45-летию Синопского сражения.
Монумент выполнен по проекту кавалерийского генерала и художника А.А. Бильдерлинга и скульптора И.Н. Шредера.
На полированном гранитном пьедестале с якорем, ядрами и барельефом возвышалась бронзовая фигура флотоводца. В одной руке он держал подзорную трубу, его левая рука лежала на рукояти трофейной сабли Осман-паши, взятой в Синопском сражении.
[spoiler]В соответствии с Декретом советской власти «О снятии памятников царям и их слугам» в 1928 году памятник демонтировали, через несколько лет на оставшемся цоколе установили фигуру В.И. Ленина.
В период Великой Отечественной войны возникла мысль установить в Севастополе памятник великому флотоводцу П.С. Нахимову. Его установили сначала у здания музея Черноморского флота, затем на площади Революции (Лазарева). Однако, не покидала мысль о его истинном историческом месте нахождения.
5 ноября 1959 года на одноименной площади снова уставлен памятник адмиралу Нахимову, авторами которого выступили народный художник СССР скульптор Н.В. Томский, архитекторы А.В. Арефьев и М.В. Чесаков. Внешний вид памятника отличался от первоначального. Интересным фактом являлось то, что теперь фигура флотоводца обращалась не к морю, а к городу.[/spoiler]
ПАМЯТНИК АДМИРАЛУ СЕНЯВИНУ
Дмитрий Николаевич Сенявин – один из основателей Черноморского флота, командир боевых кораблей во время русско-турецкой войны в начале XIX века. В ходе Афонского сражения 19 июня (1 июля) 1807 года русская эскадра под руководством вице-адмирала, применив в бою новый для того времени прием – сконцентрировала два своих корабля против каждого из турецких, атаковала и разбила турецкую эскадру капудан-паши Сейит-Али. Эта победа позволила русскому флоту установить контроль над всей областью Эгейского моря до конца Русско-турецкой войны 1806-1812 годов.
Великий флотоводец, начиная в 1782 году службу в Азовской военной флотилии, служил на корвете «Хотин». В 1783 году Сенявин получил звание лейтенанта и должность флаг-офицера при контр-адмирале Ф. Фоме Мекензи. Принимал участие в руководстве работой по возведению Ахтиарского порта в Севастополе, а с 1786 года командовал пакетботом «Карабут», ходившим между Севастополем и Константинополем. Первым успешно исполненным им заданием стала транспортировка дипломатической почты посольства России в Константинополе.
Адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин внес огромный вклад в создание Черноморского флота и строительство Севастополя. Его бронзовая фигура скульптора М.В. Переяславца изготовлена студией военных художников имени Грекова и установлена на проспекте Нахимова, рядом с лестницей, ведущей на Матросский бульвар.
ПАМЯТНИК ВОИНАМ 2-Й ГВАРДЕЙСКОЙ АРМИИ
На высоком берегу Северной бухты стоит обелиск, увенчанный орденом Славы. Он сооружен в честь воинов 2-й гвардейской армии, которая героически сражалась с фашистами у стен Сталинграда, с тяжелыми боями прошла путь от Волги до Днепра, участвовала в боях на Перекопе, в битве за Севастополь.
В начале апреля 1944 года гвардейцы, сломив упорное сопротивление гитлеровцев в районе Перекопа, ворвались в Крым. Стремительно наступая, они вышли к оборонительным рубежам противника в районе Севастополя. Командующим армией был генерал-лейтенант Г.Ф. Захаров.
По плану командования 4-го Украинского фронта 2-я гвардейская армия должна была перейти в наступление в первых числах мая, за два дня до начала общего штурма Севастополя, на вспомогательном направлении — участке от морского побережья до Мекензиевых гор, где находился мощный узел обороны фашистов. Здесь в полосе наступления гвардейцев на каждом километре фронта было сосредоточено 100 вражеских орудий, 200 пулеметов. Перед войсками армии была поставлена задача нанести удар по противнику с Северной стороны, чтобы оттянуть сюда его силы. Главный удар предстояло нанести в районе Сапун-горы силами 51-й и Приморской армий, а также 19-го танкового корпуса.
[spoiler]Утром 5 мая после двухчасовой артиллерийской подготовки 2-я гвардейская армия перешла в наступление. Стремительным броском были захвачены две линии вражеских траншей. Подтянув танки и артиллерию, гитлеровцы отчаянно сопротивлялись.
Однако неудержим был натиск советских воинов. Храбро сражались бойцы 24-й гвардейской стрелковой дивизии полковника Г.Я. Колесникова; они овладели участком железной дороги к северу от Мекензиевых гор. Отличились в боях воины 33-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора П.М. Волосатых, 347-й стрелковой дивизии, которой командовал генерал-майор А.X. Юхимчук. Южнее поселка Бельбек в схватку с фашистами вступила штурмовая группа под командованием лейтенанта Ф.С. Синицына из 1179-го полка 347-й стрелковой дивизии. Забросав противника гранатами, бойцы ворвались в траншею и в рукопашном бою уничтожили остальных гитлеровцев. Фашисты стремились любой ценой вернуть господствующую над местностью высоту. На штурмовую группу обрушился шквальный огонь минометов; под его прикрытием противник начал контратаковать. В течение нескольких часов советские воины успешно отразили 16 контратак, уничтожив более 150 гитлеровцев. Высоту они удержали. За проявленные в этом бою беззаветное мужество и воинское мастерство лейтенант Ф.С. Синицын был удостоен звания Героя Советского Союза.
8 марта гвардейцы прорвали вражескую оборону на Мекензиевых горах. На рассвете 9 мая после ожесточенных боев передовые части 2-й армии вышли к Северной бухте.
Командир 70-го гвардейского стрелкового полка 24-й гвардейской дивизии майор А.С. Дрыгин вызвал добровольцев для форсирования водной преграды. Первой через бухту переправилась десантная группа во главе с лейтенантом А.Ф. Земковым, Под огнем артиллерии противника она высадилась у ГРЭС-1. Четыре отважных воина погибли в неравном бою с фашистами, в живых остался только тяжело раненный командир группы — гвардии лейтенант А.Ф. Земков, впоследствии удостоенный звания Героя Советского Союза. К.Г. Висовину, И.В. Дубинину, Я.А. Романову, А.Н. Соценко это звание было присвоено посмертно. Вслед за ними бухту форсировали другие десантные группы, а затем стали высаживаться основные силы 24-й и 87-й гвардейских, 124-й и 387-й стрелковых дивизий. Под огнем сооружались плоты, в ход шли бревна, доски, двери разрушенных домов.
В тот же день, 9 мая, в город ворвались части 51-й и Приморской армий. Севастополь был освобожден от немецко-фашистских захватчиков.
14 мая 1944 года «Правда» писала о воинах-гвардейцах: «Это они, сочетая отвагу с высоким военным искусством, за тридцать четыре часа прорвали сильнейшие вражеские позиции на Перекопском перешейке. И они же месяц спустя первыми ворвались на Северную сторону Севастополя».
После кратковременной передышки 2-я гвардейская армия продолжала боевые действия на территории Прибалтики.
В июле 1944 года на братской могиле воинов-гвардейцев, погибших в боях за освобождение Севастополя, был установлен памятник. Он сделан руками бойцов и военных инженеров мотостроительного батальона 2-й гвардейской армии по проекту архитектора К.А. Чанкветадзе.
К памятнику ведет зеленая аллея, а со смотровой площадки у подножия открывается отличный вид на Севастопольскую и Южную бухты. Сам двадцатиметровый обелиск хорошо виден с Приморского бульвара, с Малахова кургана. На южной его грани изображен гвардейский знак. По углам основания стоят четыре невысоких пирамидальных обелиска, увенчанных пятиконечными звездами. У подножия памятника запечатлена незабываемая дата: «9. V. 1944 г.», а на одной из граней обелиска — надпись: «В груди великого города будет вечно биться сердце русской славы».[/spoiler]
ПАМЯТНИК КОМСОМОЛЬЦАМ
Памятник комсомольцам расположен в одноименном сквере. Памятник представляет собой композицию, состоящую из трех комсомольцев. В центре фигура солдата с винтовкой в руках, с накинутой на плечи плащ-палаткой, слева от него — девушка-санитарка с медицинской сумкой через плечо, впереди — фигура раненого матроса со связкой гранат.
Фигуры расположены на небольшом пьедестале, постамент создан в виде усеченной пирамиды с диорита на многоступенчатой основе.
Монумент установлен в память о подвигах, совершенных севастопольской молодежью в боях за Севастополь в 1941–1942 годах. На постаменте надпись: «Мужеству, стойкости, верности комсомольской».
Установлен 29 октября 1963 года. У подножия монумента была замурована капсула с обращением севастопольской молодежи 60-х к комсомольцам 90-х годов. 5 мая 1995 года капсулу вскрыли и тогда же заложили новую.
ПАМЯТНИК РУССКИМ ВОИНАМ — УЧАСТНИКАМ БАЛАКЛАВСКОГО СРАЖЕНИЯ
Памятник русским воинам, участникам Балаклавского сражения, установлен на высоте Араб-Табиа, где во время Крымской войны располагался 3-й редут, построенный англичанами для защиты своей главной базы в Балаклаве.
В 1854 году в Балаклавской долине, образованной грядами Федюхиных и Семякиных высот и гребнем Сапун-горы, произошла битва. Русские войска пытались отрезать английско-турецкую армию от ее главной балаклавской базы. Им это не удалось, но английско-турецкие войска были сильно деморализованы.
Проект памятника разработал подполковник Ф.Н. Еранцев в 1901 году. Во время Великой Отечественной войны памятник был разрушен — защитники Севастополя превратили цокольную часть памятника в пулеметный дот.
К 150-летию Крымской войны военные строители Черноморского флота в предельно сжатые сроки воплотили проект архитектора А. Шеффера.
ПАМЯТНИК РУССКИМ ВОИНАМ — УЧАСТНИКАМ ИНКЕРМАНСКОГО СРАЖЕНИЯ
Памятник русским воинам — участникам Инкерманского сражения возвышается на Суздальской высоте в районе улицы Генерала Жидилова. Воздвигли памятник к 50-летию Первой обороны Севастополя, в 1905 году. Проект монумента разработал в 1901 году инженер-подполковник Ф.Н. Еранцев, архитекторы — А.М. Вейзен и Г.Н. Долин.
На лицевой стороне — в три строки: «Сражение Инкерманское 24 октября 1854». С противоположной стороны: «Убиты: генерал Соймоновъ, 43 офицера, 2945 нижнихъ чина». Памятник был выполнен из бута, облицованного крымбальским камнем, на двух сторонах стилобата находились гранитные доски с надписями, на двух других высечены кресты. Памятник представлял собой пирамидальный обелиск, увенчанный пылающей бомбой (гренадой), установленной на кубовидном стилобате с четырьмя каменными шарами по углам.
В период Великой Отечественной войны памятник был разрушен. Новый монумент установили в 2004 году практически на прежнем месте. Рядом находятся сохранившиеся части первого памятника: цоколь первоначального памятника, в том числе расколотый каменный шар, установленный на площадке перед монументом.
ПАМЯТНИК СОЛДАТУ И МАТРОСУ
Скульптурная композиция «Солдат и Матрос» высотой 41 метр воздвигнута в честь воинов Второй мировой войны на мысе Хрустальный в Севастополе и стала одним из самых высоких памятников бывшего Советского Союза.
В 1972 году было принято решение о постройке мемориального комплекса и монумента «Солдат и Матрос». Работы начались только в 1981 году под руководством Н.Л. Жарикова. Скульптурная композиция, посвященная защитникам Севастополя, задумывалась как часть большого мемориала на мысе Хрустальном, который так и не воплотился в жизнь. Через семь лет строительство было приостановлено и памятник хотели даже снести. В 2004 году приняли решение закончить строительство монумента. После реставрации памятник был открыт в 2008 году.
ПАМЯТНИК ТАНКИСТАМ-ОСВОБОДИТЕЛЯМ СЕВАСТОПОЛЯ НА ЗЕЛЁНОЙ ГОРКЕ
Вблизи Севастопольского железнодорожного вокзала, на Зелёной горке у братской могилы установлен танк — Т-34 — памятник всем танкистам, погибшим в боях за освобождение Севастополя в мае 1944 года.
В освобождении Севастополя принимали участие 19-й Перекопский Краснознаменный танковый корпус, 63-я Таманская танковая бригада, 85-й отдельный Краснознаменный орденов Суворова и Кутузова танковый полк, 22-й отдельный гвардейский Мелитопольский Краснознаменный танковый полк. Нелегко танкистам пришлось при штурме Сапун горы, а потом на холмистых, нешироких окраинных улицах города: машинам надо было двигаться через минные поля, преодолевать крутые подъемы и спуски.
Перед 85-м танковым полком, которым командовал полковник С.Н.Тарасов, была поставлена задача прорваться к Южной бухте и очистить от врага привокзальную площадь. Танкисты выбрали самую короткую, но и самую трудную дорогу — через Лабораторную балку, по которой проходило шоссе, зажатое крутыми горными склонами. Расчеты показали: танк здесь спуститься не сможет. Но среди опытных и смелых механиков-водителей полка нашлись добровольцы, вызвавшиеся выполнить боевое задание. Первым повел свою машину по крутому откосу командир роты Александр Попов, за ним последовали другие. Однако шум моторов, лязг гусениц привлекли внимание фашистов, и они обрушили на советские танки яростный огонь артиллерии и минометов; со склонов балки по ним прямой наводкой били фаустники. От наших воинов потребовались не только отвага, но и незаурядное мастерство, находчивость, чтобы сохранить машины, подавить огневые точки яростно сопротивляющегося врага. Более четырех часов продолжалась эта беспримерная схватка на шоссе Лабораторной балки.
[spoiler]Стволы пушек «тридцатьчетверок» накалились добела, в машинах можно было задохнуться от порохового дыма, но они шли вперед, сметая преграды на своем пути. Первым на привокзальную площадь ворвался танк Александра Попова, за ним другие. Ни фашистские самоходки, ни противотанковые орудия, которые ударили из подвальных помещений вокзала, не остановили наступательного порыва советских воинов.
Отличились танкисты и в боях на мысе Херсонес. Здесь совершил подвиг заместитель командира 7-го батальона 63-й танковой бригады старший лейтенант М.И. Мясников. Заменив выбывшего из строя командира, он повел в атаку и продолжал командовать даже после того, как его танк был подбит и ему пришлось оставить машину.
За мужество и отвагу многие танкисты удостоены высоких правительственных наград. Звание Героя Советского Союза было присвоено М.И. Мясникову, И.И. Ревкову, Н.С. Водолазкину. 85-й отдельный танковый полк получил почетное наименование «Севастопольского», а его командир полковник С.Н. Тарасов награжден Суворова 3-й степени. Орденами отмечены смелые действия командиров танковых подразделений А. Попова, П. Клименко, В. Лукьяненко, М. Мифтахова и других.
Автором проекта памятника был начальник штаба 85-го отдельного танкового полка Г.В. Веденяшин.[/spoiler]
ПАМЯТНИК ЭКИПАЖУ ПАРОХОДА «ВЕСТА»
Памятник экипажу парохода «Веста» сравнительно малоизвестен. Находится он на Северной стороне на склоне возвышенности, сразу за Михайловским фортом. Монумент связан с событиями русско-турецкой войны 1877–1878 годов.
Пароход этот принадлежал Российскому обществу пароходства и торговли и много лет совершал рейсы по Черному морю, перевозя различные грузы и пассажиров. Однако этому мирному судну была уготована нелегкая и героическая участь.
В начале русско-турецкой воины 1877–1878 годов, когда возникла необходимость увеличить флот, пароход «Веста» был куплен правительством, перестроен для военных целей, оснащен орудиями с новыми приборами управления и шестовыми минами. Экипаж набрали из добровольцев, командиром стал капитан-лейтенант Н.М. Баранов. Пароход «Веста» превратился в легкий вспомогательный крейсер.
11 июля 1877 года в районе Констанцы «Веста» встретилась с быстроходным турецким броненосцем «Фетхи-Буленд», имевшим мощную броню и сильную артиллерию.
[spoiler]Неравный поединок длился пять часов. «Веста» несла потери.
На корабле начался пожар, но мысли об отступлении ни у кого не возникало. Удачно маневрируя, русский пароход продолжал вести меткий артиллерийский огонь и шел на сближение с турками, изготовившись к абордажному броску. Меткими выстрелами русские артиллеристы сначала вывели из строя башню броненосца, затем вызвали мощный взрыв. Окутанный клубами черного дыма, «Фетхи-Буленд» вынужден был отступить.
«Веста» же с изрешеченным флагом и многочисленными пробоинами в корпусе вернулась в родной порт победительницей. Весь личный состав был награжден орденами и медалями.
Членов экипажа «Весты», погибших в бою, похоронили в Севастополе на Михайловском кладбище (ныне не существует). На их могиле, по проекту скульптора П.О. Брукальскго установили массивный четырехгранный рустованный пилон на широком ступенчатом основании, обложенном ядрами. Поддерживают пилон орудийные стволы, напоминающие колонны. С фасада выступает высокий прямой крест, по углам вместо колонн укреплены стволы орудий. На лицевой стороне памятника находится большой рельефный крест из темного полированного гранита, а под ним — мемориальная доска с описанием подвига экипажа «Весты». На боковых гранях памятника закреплены чугунные доски с именами двенадцати погибших в бою членов экипажа. Общая высота памятника — 5 метров.[/spoiler]
ПАМЯТНЫЙ ЗНАК КОРАБЛЯМ ЧЕРНОМОРСКОЙ ЭСКАДРЫ
«Героям эскадры» — памятный знак героям Черноморской эскадры (в народе чаще говорят «Памятник кораблям эскадры») на Приморском бульваре в Севастополе. Архитекторы В. М. Артюхов, В. А. Савченко, скульптор В. Е. Суханов.
Открыт 8 мая 1979 года, к 35-летию освобождения Севастополя во время Второй мировой войны. Памятный знак установлен на стене набережной Приморского бульвара.
Памятный знак представляет собой архитектурную арку, в центре которой трехметровая литая бронзовая плита с наименованиями 28 боевых кораблей, отличившихся в боях на Черном море в ходе всей Второй мировой войны.
В верхней части плиты даты: 1941 и 1944, над ними эмблема, отлитая из бронзы, с изображением линкора «Севастополь» и надписью: «Героям эскадры».
Слева и справа от арки две плиты. На одной изображение гвардейского знака и наименования кораблей, удостоенных звания гвардейских, на другой — изображение ордена Красного Знамени и названия кораблей, удостоенных этой награды.
У основания памятника на полированной гранитной плите — контурное изображение Черного моря с обозначением городов-героев Одессы, Севастополя, Керчи и Новороссийска, в обороне которых принимали участие корабли эскадры. Слева и справа поставлены якоря и образцы снарядов.
ПАМЯТНЫЙ ЗНАК ПРЕБЫВАНИЯ НА 4-М БАСТИОНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО
Открыт в 1959 году, автор — скульптор Г.Н. Денисов.Лев Николаевич Толстой (1828–1910) — великий русский писатель, подав рапорт о переводе в действующую армию в 1854 году, прибыл в Севастополь. С 1 апреля по 15 мая 1855 года подпоручик артиллерии Л.Н. Толстой дежурил у орудий на Язоновском редуте в тылу 4-го бастиона.«За нахождение во время бомбардирования на Язоновском редуте, хладнокровие и распорядительность» был награжден орденом св. Анны 4 степени с надписью «За храбрость».
27 августа 1855 года командовал пятью батарейными орудиями, которые прикрывали отход русских войск на Северную сторону Севастополя. Принимал участие в Чернореченском сражении. Был отмечен наградами за храбрость.
Подвиги защитников Севастополя вдохновили писателя на создание знаменитых «Севастопольских рассказов» и легли в основу легендарного романа «Война и мир».
ПАНОРАМА «ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ 1854–1855 ГОДОВ»
Панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 годов» — одна из крупнейших среди 60 панорам мира.
Автор панорамы — Франц Алексеевич Рубо, русский художник, академик и руководитель батальной мастерской Императорской академии художеств. Под его началом полотно создавалось в предместье Мюнхена группой немецких художников в 1902–1904 годах. Открытие в 1905 году панорамы приурочили к пятидесятой годовщине героической обороны. Реалистичность экспозиции отметили ветераны Крымской войны, посетившие ее одними из первых. Экспозиция изображает события 6 июня 1855 года, когда осажденные русские отразили шесть атак штурмующих Малахов курган французов. Штурм закончился полным провалом.
25 июня 1942 года здание панорамы пало от бомбардировок и артиллерийского обстрела. Только благодаря героизму бросившихся в огонь солдат и моряков уцелело 86 фрагментов полотна, которые вместе с ранеными, женщинами и детьми вывезли на лидере эсминцев «Ташкент» в Новороссийск. Однако трюмы с бесценным грузом затопило водой, спасенные две трети панорамы реставрации не подлежали.
[spoiler]После окончания войны группа художников под руководством академика живописи В.Н. Яковлева, а затем академика живописи П.П. Соколов-Скаля вела работу по восстановление полотна. В качестве экспертов выступали адмирал флота Советского Союза профессор И.С. Исаков и кандидат военных наук А.Н. Кузьмин. С 16 октября 1954 года панорама снова открыта для всеобщего обозрения.
Как произведение искусства севастопольская Панорама представляет собой огромную по размерам картину (длина по окружности 115 метров, высота 14 метров), дополненную предметным планом (площадь около 1000 квадратных метров) и размещенную в здании цилиндрической формы со смотровой площадкой в центре.
Здание панорамы (диаметр 38 метров, высота 36 метров) доминирует над Корабельной и Центральной частями Севастополя, хорошо просматривается при въезде в город с основных сухопутных и морских магистралей. Его величественность воспринимается как с близких, так и далеких точек обзора.
Панорама посвящена героизму защитников Севастополя в период Восточной (Крымской) войны 1853–1856 годов. Эта война — крупнейшая общеевропейская военная кампания XIX века. Она велась между Россией и создавшими против нее военный союз Турцией, Великобританией, Францией, королевством Сардиния (Италия).
Страны-участницы боролись за передел сфер влияния в Европе, на Кавказе, Ближнем Востоке, в Передней и Малой Азии. Но с осени 1854 года главные усилия союзников сосредоточились против Крыма с целью уничтожения Черноморского флота и его главной базы — Севастополя. Судьба героического города на южной окраине Российской империи, защитники которого 349 дней отражали натиск сильнейших в Европе армий, потрясла мир.[/spoiler]
ПАРОВОЗ «ЭЛ-2500» БРОНЕПОЕЗДА БЕРЕГОВОЙ ОБОРОНЫ ЧФ «ЖЕЛЕЗНЯКОВ»
Возле севастопольского автовокзала установлен на вечную память паровоз «Эл-2500» с надписью «Смерть фашизму!». В годы героической обороны Севастополя он водил в бой легендарный бронепоезд «Железняков», который был построен рабочими Севастопольского Морского завода в ноябре 1941 года. «Зеленым призраком» называли фашисты этот бронепоезд.
Появляясь всегда внезапно на передовой, метким огнем своих орудий, минометов и пулеметов, установленных на бронированных площадках, «Зеленый призрак» наносил врагу большой урон, сеял панику и страх. Фашисты устраивали на него охоту , бомбили, обстреливали из артиллерийских орудий. Десятки вражеских самолетов долго охотились за дерзким «призраком», но безуспешно. До последних дней обороны сражался героический бронепоезд.
[spoiler]Со дня своих первых «ходовых испытаний» — 7 ноября 1941 года до 28 июня 1942 год он совершил 140 рейдов на передний край. Лишь за несколько дней до окончания обороны гитлеровцам удалось обрушить на бронепоезд своды Троицкого туннеля, где он укрывался после боевых операций. Оставшиеся в живых железняковцы — боевые моряки-черноморцы, взяв с собой пулеметы, продолжали драться с врагом в районе Килен-балки.
После войны паровоз отремонтировали. Он долго еще водил по крымским магистралям поезда с мирными грузами. 24 октября 1967 года железнодорожники как реликвию передали его севастопольцам. В город-герой паровоз бронепоезда «Железняков» доставила из Джанкоя бывшая фронтовая бригада. Надпись на нем — «Смерть фашизму!», стенд с фотографиями, мемориальная доска в напоминание потомкам о славной боевой биографии бронепоезда и подвиге защитников Отечества.[/spoiler]
СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ
Многие гости Севастополя, прикоснувшиеся к его истории, пожалуй, немало удивиться тому факту, что один из наиболее широко известных во всем мире писателей и мыслителей граф Лев Николаевич Толстой, не только очень реалистично и глубоко описывает героизм защитников города в период Крымской войны и ее бессмысленность в целом в цикле «Севастопольские рассказы», но и принимал непосредственное участие в Первой обороне 1854-1855 годов в рядах действующей армии.
С ноября 1854 года по август 1855 года Лев Николаевич Толстой находился в расположении в Севастополе и его окрестностях, дежурил на батарее на Четвёртом бастионе под артиллерийскими обстрелами, принимал участие в Чернореченском сражении и боях за город во время последнего штурма.
В 1855 году в журнале «Современник» впервые опубликован написанный Львом Толстым цикл, состоящий из трех частей, под названием «Севастопольские рассказы», который описывает события Первой обороны Севастополя 1854-1855 годов.
СИНОПСКАЯ ЛЕСТНИЦА
Синопское сражение 18 (30) ноября 1853 года вошло в историю как последнее крупное сражение парусных флотов.
В ноябре 1853 года турецкая флотилия во главе с адмиралом Осман-паши прибыла в порт Синоп с целью подготовить силы и следовать к берегам Кавказа. Тогда по приказу князя Меньшикова эскадра Черноморского флота под предводительством вице-адмирала П.С. Нахимова отправилась к Синопской бухте и заблокировала там отряд турецких кораблей.
Турецкая эскадра имела пароходы, обладающие хорошими маневренными качествами. Они могли независимо от ветра занимать наиболее удобную позицию и поражать русские парусные корабли продольными выстрелами. Кроме этого, вдоль побережья Синопской бухты расположились батареи.
[spoiler]Дождавшись подкрепления из Севастополя эскадрой контр-адмирала Ф.М. Новосильского, русского пароходофрегата «Одесса» под флагом генерал-адъютанта вице-адмирала В.А. Корнилова, в сопровождении пароходофрегатов «Крым» и «Херсонес», 18 (30) ноября 1853 года в ожесточенной схватке с неприятелем, поддерживаемым сильной береговой артиллерией, не обладая численным превосходством, русские флотоходцы одержали победу. Поражение турецкой флотилии сорвало англо-турецкий план захвата Кавказа и сказалось на всем ходе Крымской войны 1853—1856 годов.
В честь событий 1853 года названа Синопская лестница в Севастополе, которая начинается у набережной Корнилова и ведет на вершину Центрального Городского холма к Владимирскому собору.[/spoiler]
СКВЕР ВОИНОВ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТОВ
В Ленинском районе Севастополя на улице Ленина располагается сквер воинов-интернационалистов — бывший сквер Ленинского комсомола. Новое название сквер получил 15 февраля 1999 года в день открытия мемориала. Главный вход в сквер воинов-интернационалистов находится со стороны площади им. А.В. Суворова.
В сквере находится мемориал воинам-афганцам — крест, вырастающий из расколотой звезды, дугообразный парапет покрыт гранитными плитами, на которых высечены имена 15 воинов, погибших в Афганистане. Проект мемориала известного архитектора Г.С. Григорьянца.
В сквере воинов-интернационалистов, недалеко от мемориала воинам-афганцам, находится необычный памятник — боевой машине пехоты (БМП). БМП, которая поставлена на постамент в сквере воинов-интернационалистов в сентябре 2009 года, говорят, действительно участвовала в боевых действиях в Афганистане, была подбита, а потом отремонтирована.
[spoiler]По случаю 19-й годовщины вывода советских войск из Афганистана на Аллее памяти в сквере посажено 19 кипарисов.
Также украшает сквер ротонда, откуда открывается панорамный вид на Южную бухту Севастополя.
От мемориала вниз по лестнице расположен музей севастопольского Союза ветеранов Афганистана. В музее военно-исторической экспозиции находятся личные документы, письма, фотографии, вещи бойцов и другие предметы, рассказывающие о событиях афганской войны.
В день великой Победы — 9 мая — на территории аллеи проходит традиционное мероприятие «Солдатский привал». В этот день для ветеранов и жителей города выступают севастопольские песенные коллективы, и ставшая традиционной полевая кухня с солдатской кашей и «фронтовыми» 100 граммами.[/spoiler]