БАШКИРСКАЯ ВЫПЕЧКА
[spoiler]Традиционная башкирская выпечка пользуется популярностью и сегодня. Ее можно попробовать не только в местных заведениях, но и в гостях у жителей региона. До сих пор хозяйки пекут пироги и сладости для своих родных по старинным рецептам, передающимся из поколения в поколение.
Чак-чак
Самая знаменитая башкирская выпечка — чак-чак. Без нее не обходится ни одно торжественное мероприятие. Неудивительно, что в составе чак-чака — большое количество меда.
Для приготовления чак-чака необходимо взять 6 яиц, 450 грамм муки, 300 грамм сахара, 160 грамм меда, 2 грамма соли, 65 миллилитров воды и 400 грамм топленого масла. Готовится десерт достаточно просто. Из взбитых яиц, муки и соли надо замесить пресное тесто. Затем необходимо раскатать его в пласт толщиной 5 миллиметров и нарезать полоски шириной не более 1 сантиметра. Получается несколько ленточек из теста, которые надо порезать поперек на маленькие кусочки. Длина второй стороны кусочка должна быть не более 0,5 сантиметра. Затем тесто обжаривается в топленом масле и заливается сиропом из воды, сахара и меда. Готовое блюдо выкладывается горкой на тарелку и подается к чаю после застывания массы.
Кыстыбый
Башкирское национальное блюдо кыстыбый — это обжаренная пресная лепешка с начинкой из картофельного пюре или пшенной каши. Процесс приготовления этого простого, но вкусного и сытного блюда не составляет большого труда, поэтому оно прочно поселилось в меню жителей Башкирии.
Для приготовления кыстыбыя нужно взять 4 стакана муки, два яйца, 50 грамм сливочного масла, по 250 миллилитров воды и молока, картофельное пюре (или пшенную кашу) и растительное масло. Из муки, яиц и воды замесить достаточно тугое тесто. Добавить в него сливочное масло и дать настояться около 40 минут. После этого тесто нужно разделить на небольшие кусочки, раскатать из них лепешки и обжарить на раскаленной сковороде без масла. На одну сторону каждой лепешки положить немного пюре или пшенной каши и прикрыть второй стороной. Готовый кыстыбый смазать топленым или сливочным маслом (или обжарить на масле с двух сторон).
Учпочмак, или Усбосмак (треугольник)
Небольшой треугольный печеный пирожок учпочмак с мясом (баранина или говядина) и картофелем можно встретить практически в любом заведении общественного питания Башкирии. Его популярность настолько высока, что треугольник давно называют местным фаст-фудом. У каждой хозяйки — свои секреты и проверенный годами рецепт приготовления этого блюда. Треугольники выпекают из крутого дрожжевого теста, пресного сдобного, а кто-то ставит тесто на кефире.
Классический рецепт учпочмака включает дрожжевое тесто, которое замешивают из 900 граммов муки, 0,5 литра молока, двух яиц, 80 граммов сливочного масла, 32 граммов дрожжей, 10 миллиграммов растительного масла, 10 граммов сахара и 5 граммов соли. Тесто выдерживают в тепле 1-2 часа. Для начинки потребуется 1 килограмм мяса жирной баранины, телятины или конины, 4-5 головок репчатого лука, 7 клубней картофеля, мясной бульон, специи и соль. Мясо картофель и лук нарезают, заправляют солью и перцем. На раскатанные из теста небольшие лепешки кладут фарш и защипывают «веревочкой», придав форму треугольника. Сверху оставляют отверстие, через которое при выпекании подливают горячий бульон. Треугольники укладывают на противень, смазанный маслом, смазывают сверху яйцом и запекают в духовке 50-60 минут. Подают учпочмак с бульоном, заправленным мелко-нарезанной зеленью и коротом.
Губадия
Традиционный праздничный башкирский пирог — это губадия. Он готовится по большим праздникам и по значению приравнивается к русскому караваю — символу радушия и гостеприимства. Губадия является обязательным блюдом для свадебного стола.
Существует множество рецептов этого необычайно вкусного пирога. Так, тесто для нее готовят пресное или дрожжевое, но обязательно сдобное и с большим количеством масла. Начинка в пироге располагается слоями и не перемешивается. Обязательными составляющими начинки являются рис, яйцо, изюм и другие сухофрукты, кызыл иремсек (красный творог), сливочное масло.
Иногда губадия готовится с мясом и подается как горячее второе блюдо.
Для приготовления теста для губадии берут 200 граммов муки, 5-7 граммов сахара, 50 граммов масла, 1 яйцо, 50 граммов воды, соль на кончике ножа. Для начинки потребуется 100 граммов. рассыпчатого отварного риса, 4 вареных яйца, 150 граммов изюма или других сухофруктов, 150 граммов кызыл эремсека (красный творог) и 150 граммов сливочного масла. На лепешку, раскатанную из теста, слоями кладут приготовленные фарши — кызыл иремсек, первую часть риса, рубленые яйца, вторую часть риса и распаренные сухофрукты. Обильно поливают растопленным сливочным маслом, посыпают сахаром и закрывают второй лепешкой из теста. Сверху губадию смазывают маслом или яйцом и посыпают крошкой из масла, муки и сахара.
Чак-чак, кыстыбый, учпочмак, губадия — эти традиционные блюда башкиркой кухни гости республики могут легко отыскать и попробовать практически в любом кафе или ресторане региона. Простые в приготовлении, но невероятно вкусные, они непременно вызовут желание узнать рецепт и порадовать угощением своим близких.[/spoiler]
БОРТЕВОЕ ПЧЕЛОВОДСТВО
Башкирский мед ценится своими свойствами, которые определяются природно–климатическими особенностями Башкортостана, его богатой и своеобразной растительностью. Более 1/3 территории Башкортостана покрывают леса, которых в таком значительном масштабе практически нет от Алтая до Карпат. Особенность башкирских лесов в том, что они сосредотачивают самые обширные в стране площади медоносной растительности (около 300 дикорастущих медоносов, среди которых имеются и лекарственные растения)
[spoiler]Бортево́е пчеловодство, бо́ртничество (произошло от слова «борть» — дупло дерева) — старейшая форма пчеловодства, при которой пчёлы живут в дуплах деревьев. Дупла могли быть естественными или специально выдолбленными (их выдалбливают на высоте от 4 до 15 м). Дупла могут также выдалбливаться в колодах, которые затем вешают на стволах деревьев. Внутри дупел для укрепления сот создавались так называемые кресты, или снозы. Для отбора мёда использовались узкие длинные отверстия — должеи. Люди, занимающиеся бортничеством, именуются бортниками, или бортевиками.
В наше время бортевые деревья сохранились лишь в Бурзянском районе Башкортостана в заповеднике Шульган-Таш. Развитию бортничества в Башкирии способствовали особые природные условия — обилие липовых и кленовых лесов, источника массовых медосборов. Именно здесь в 1958 году природная зона обитания чёрной лесной пчелы была объявлена заповедной.
Башкортостан – единственное место на Земле, где сохранилось бортевое пчеловодство (добыча дикого лесного меда). Дикий лесной башкирский мед имеет тонкий аромат и вкус. Дикий мед прозрачен, имеет светло-желтоватый оттенок.
Настоящий дикий или бортевой мед своей славе обязан “бурзянке” — среднерусской пчеле. К сожалению, сейчас численность бурзянки катастрофически сокращается, и поэтому на территории Бурзянского района организован единственный в мире пчелиный заповедник – Шульган-Таш.[/spoiler]
КУРАЙ
Курай- не просто музыкальный инструмент, но и один из национальных символов башкирского народа.
Курай стал неотъемлемой принадлежностью любого башкира, увлекающегося музыкой. Сама природа подарила величайшее свое творение – самобытную флейту. Обыкновенная трубка, вырезанная из хрупкой тростинки. Всего метр длины, несколько отверстий – вот весь немудрящий инструмент, единственный в мире, который никто не мастерит, он сам по себе растет в горах Южного Урала. Ботаническое название этого растения «реброплодник уральский».
[spoiler]Стебель курая достигает 1,5 – 2х м высоты. Растение цветет в июле, в августе-сентябре начинает высыхать, в это время его срезают под корень, хранят в сухом, темном месте. Обхватывая стебель руками поочередно, отмеряют от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Отверстия вырезаются начиная снизу: первое – на расстоянии 4 пальцев, следующие три – на расстоянии 2 пальцев, последнее пятое – на обратной стороне, на расстоянии 3-х пальцев от четвертого отверстия. Длина курая 570-810 мм.
Интонационный диапазон курая необычайно широк. В нем грусть и радость, сила и хрупкость, нежная лирика и эпическая возвышенность. В традиционном исполнении обязательно присутствует грудной гортанный звук, который создает оригинальный фон и придает напеву своеобразие.
Курай считается одним из национальных символов башкирского народа. Стилизованное соцветие курая из семи лепестков изображено на гербе и флаге Башкортостана.[/spoiler]
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
В легенде «Курай» юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл. Курай является одним из самых древних духовых инструментов.
На протяжении многих веков без этого инструмента не обходился ни один праздник. Курай используется как сольный инструмент и великолепно звучит в ансамбле.
Семь лепестков курая означает содружество семи племён башкирского народа, которые обращались к Ивану Грозному о принятии башкир в состав Русского Государства. «Зонтик» курая изображен на гербе и флаге Республики Башкортостан.
[spoiler]Ударным инструментом, напоминающим бубен, служил дунгур. Деревянный обруч обтягивался кожей с одной или с двух сторон. К основе прикреплялись парные серебряные монеты. По дунгуру ударяли пальцами и ладонью.
Одним из древних музыкальных инструментов, распространенных и в наше время является кубыз. Инструмент известен в мире под многими названиями, его внешний вид может быть весьма разнообразным, но единым остается способ звукозвлечения и предназначение — сольное музицирование.
Думбыра — башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент.На башкирской домбре – в давние времена играли сказители-сэсэны. Под аккомпанемент домбры они в кубаирах прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли, бичевали царских прислужников, призывали к борьбе против социального и колониального гнета, поэтому они подвергались гонениям, что и явилось одной из причин исчезновения домбры на территории Башкортостана в начале XX в.[/spoiler]
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
Основным занятием башкир являлось полукочевое скотоводство. Стадо состояло из лошадей, овец, коз и крупного рогатого скота. Основную роль в хозяйстве играла лошадь. Конина и жир, кумыс из кобыльего молока составляли основную пищу башкир. Из конской шкуры изготовляли колчаны, щиты, сбрую. Конь был и рабочей силой и средством передвижения.
[spoiler]Крупного рогатого скота было мало, так как эти животные не могли сами зимой добывать пищу, как это делали лошади, которые разбивали снег своими копытами, освобождая траву от снежного покрова. И всё же молочные продукты занимали заметное место в кухне башкир. Топлёное масло, сыр, красный творог заготавливали на зиму, из кислого молока делали напиток айран.
Важное значение в хозяйстве башкир имели овцы. Баранина шла и в пищу, а также на пошив одежды. Овечья шерсть шла на изготовление войлоков, паласов, сукна.
ОХОТА И РЫБОЛОВСТВО
Богатые степи и леса позволяли вдоволь ловить и стрелять дичь и зверя, держать ловчих птиц, ловить рыбу различными снастями. Облавная охота верхом на лошадях устраивалась большей частью в осеннее время. Группы людей, охватывая широкие пространства, выискивали волков, лисиц и зайцев, стреляли в них из лука, или, догнав на коне, убивали палицами и кистенями.
Коллективная охота играла большую роль в обучении молодёжи военному искусству — стрельбе из лука, навыкам владения копьём и кистенём, джигитовке.
Рыболовство было не так распространено как охота. Тем не менее в лесных и горных районах рыбный промысел играл значительную роль. В засушливые годы, а также в периоды военного разора, и в степной зоне население прибегало к рыболовству.
БОРТНИЧЕСТВО
В лесных и горно-лесных районах важное значение в хозяйстве башкир имело бортничество, воспринятое, видимо, от булгар и финно-угорского населения региона.
Бортничество существовало у башкир в двух формах. Первая сводилась к тому, что бортник разыскивал в лесу дуплистое дерево, в котором поселились дикие пчелы, высекал на ней свою родовую или фамильную тамгу, расширял отверстие, ведущее в дупленицу и вставлял в неё колодки для сбора меда. Бортевое дерево становилось его собственностью.
Другая форма связана с выделкой искусственной борти. Для этого в лесу выбирали прямое дерево толщиной не менее 60 сантиметров и на высоте 6-8 метров выдалбливали объёмистое дупло с отверстиями для входа пчёл.
Предприимчивые пчеловоды за первую половину лета старались изготовить как можно больше бортей в привлекательных для пчёл местах.
В середине лета во время роения почти во все борти вселялись новые семьи пчёл. Практика изготовления искусственных бортей давала возможность регулировать расселение пчелосемей и сосредоточить бортевые владения отдельных людей и родовых общин на ограниченных участках, наиболее благоприятных для сбора меда и обеспечения охраны бортей от медведей.[/spoiler]
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
В дополнение к общероссийским государственным и религиозным праздникам жители Башкортостана отмечают еще четыре: два мусульманских – Курбан — байрам (Праздник жертвоприношения, окончания Хаджа) и Ураза-байрам (праздник разговения,который знаменует завершение поста в священном месяце Рамадан) — отмечаются по мусульманскому календарю, даты меняются каждый год, и два государственных – День Республики – день принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан (11 октября) и День Конституции Башкортостана (24 декабря).
[spoiler]Важное место в жизни башкир,как и других народов,имели праздники,связанные с их хозяйственной деятельностью.
Одним из таких праздников, проводившихся в период возрождения природы, у башкир был Каргатуй.Традиционно его устраивали весной после прилёта грачей, олицетворяющих, по народным воззрениям,пробуждение природы и вместе с ней, на какое-то время оживление умерших предков.Участвовали в нём в основном женщины и подростки,могли присутствовать и мужчины.
Участницы празднества украшали деревья лоскутками разноцветных тканей,бусами,монетами,платками.В целях умилостивления природы и очищения устраивались соревнования, игры, хороводы. Варили ритуальную кашу (карга буткахы). После общей трапезы её остатки оставляли на пнях,деревьях, камнях с благопожеланиями: «Пусть поедят и грачи,пусть год будет плодоносным,жизнь благополучной».
Древнейшим праздником тюркских народов,в том числе башкир и татар,также отмечающимся в честь пробуждения природы,был и Сабантуй (Хабантуй, южных и юго-восточных башкир-бэйге).Прежде он праздновался перед весенним севом,в конце апреля.В далёком прошлом древние тюрки отмечали его в дни весеннего равноденствия,в марте.Позже он был отодвинут Наурузом на более поздние сроки.
Торжества начинались с общественных молений.Затем проходили традиционные игры и состязания:борьба на поясах(Куреш),конные скачки и стрельба из лука.Борьбу начинали мальчики.Вслед за ними состязались взрослые.Обычно награждали каждого участника,выигравшего одну-две схватки.Оставшийся непобеждённым объявлялся батыром и получал приз из рук самой молодой замужней женщины,что подчёркивало взаимосвязь женской природы с плодородием.
Одним из самых популярных видов состязаний на сабантуе были и остаются скачки.В скачках участвовали в основном мальчики лет 10-15.Победители получали ценные подарки.Награждали обычно всех наездников и скакунов,считая,что никто с праздника не должен уйти без даров,призванных помочь исполнению желания как дарующего,так и получателя даров.
Скачки организовывались не только на сабантуях,но и на свадьбах и даже поминках.
Во второй половине прошлого столетия сабантуй претерпел существенную трансформацию и модернизацию. Значение его обрядовых действий,естественно, утрачено. Он проводится после весеннего сева, на нём подводятся итоги полевых работ,награждаются передовики производства.Устраиваются нетрадиционные состязания: разбивание горшков с завязанными глазами,бой мешками,доставание монеты ртом со дна чаши с молоком.
Сабантуи проводятся и в городах,а также в ряде областей с компактным башкирским и татарским населением, в Москве и Санкт-Петербурге.[/spoiler]
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
Головные уборы
Головной убор играл особую роль в костюме. Он свидетельствовал о материальном и семейном положении человека, а нашитые на него монеты, камни и другие предметы служили оберегом.Башкирские девушки до вступления в брачный возраст (до 10-11 лет) ходили с непокрытой головой. Затем они надевали платки или шапочки наподобие тюбетейки.Одним из таких платков был кушъяулык — головной убор молодых жен северо-восточных и зауральских башкир. Он отличался большими размерами и украшался монетами по краю около лица. На лоб под кушъяулык повязывался баш бэйзэмэс — маленький ситцевый платок.Другой вид головного убора-покрывала — тастар. Его повязывали пожилые женщины.Меховые шапки женщины носили поверх платка или тастара, накидывая сверху шелковую или кашемировую шаль. Девушки платок под шапку не надевали. А на северо-востоке Башкирии пожилые женщины носили под платком стеганую ватную шапочку тупый.Мужские головные уборы не так многочисленны. Повседневной была тюбетейка, а в скотоводческих районах — меховая шапка.По мусульманским обычаям мужчине не следовало появляться на людях с непокрытой головой, поэтому тюбетейку мальчики начинали носить еще в раннем детстве. Пожилые мужчины отдавали предпочтение головным уборам черного цвета, а молодые — светлого. Праздничные тюбетейки молодых обшивались бисером и галуном.Меховые шапки имели вытянутую форму, покрывались сверху бархатом или сукном. У южных и восточных башкир традиционным головным убором был малахай. По спине от него спускался кусок ткани, который защищал шею и верхнюю часть туловища от ветра.Другой головной убор, чалма, стал для башкир атрибутом мусульманской веры.
[spoiler]Женский костюм
Национальный костюм башкирских женщин формировался на протяжении многих веков и продолжает формироваться до сих пор. Его отделка, как и любого элемента женского костюма, отличалась богатством и роскошью.Основу составляло платье кулдэк с оборками, украшенное вышивкой. В начале ХХ века на кулдэке появляются манжеты и защипы на груди. Особенностью таких платьев были широкие проймы, большие квадратные ластовицы и отложной воротник. Вырез на груди стягивался шнурком.Поверх выреза женщины носили нагрудники (селтэр, яра), служившие защитой от проникновения злых духов. В зависимости от местности форма нагрудника могла быть разной: треугольной или округлой, короткой или длинной.Под платье надевали шаровары (ыштан), а сверху — расшитый позументом и серебряными монетами приталенный камзол. Отделывали его по-разному, в зависимости от региона.В северных районах был распространен фартук (алъяпкыс). Изначально его носили во время выполнения работы по дому, но позже он стал нарядным элементом национального костюма.Распашные халаты бишмэты (на севере) и елэны (на юге) выполнялись из однотонного сукна и украшались монетами, позументом и аппликациями, позже — эполетами. Елэн и бишмэт похожи по крою, но елэн более длинный и расклешенный по подолу.На ногах женщины носили башмаки (ката, башмак). Они украшались цветной строчкой и кисточками. В южных и юго-восточных районах кожаные сапоги итек носили и мужчины, и женщины. Распространенной была обувь с суконным орнаментированным голенищем – сарык. Летом все башкиры обували лапти (сабата). Обязательным элементом были чулки. Их изготавливали из войлока, сукна, шерсти, праздничные расшивали красными узорами и аппликациями.
Мужской костюм
Мужской костюм состоял из свободной туникообразной рубахи, нешироких штанов, поверх которых надевали камзол или легкий халат. На юге Урала рубахи шили без воротника, а отгорловины по косой спускался разрез, который скреплялся шнурком. В северных районах у рубах был отложной воротничок и разрез был прямым.Верхней одеждой служили суконные чекмени, халаты темного цвета, отделанные позументом, и расклешенные кафтаны кэзэки со стоячим воротником и глухой застежкой. Малообеспеченные башкиры носили халаты из домотканых материалов.Зимой мужчины надевали овчинные шубы (билле тун) и тулупы (тире тун).Исключительно мужской деталью костюма был пояс. Их было несколько видов: шерстяные, ременные, матерчатые или кушаки с пряжками. Справа всегда привешивали прямоугольную кожаную суму каптыргу или калту, а слева – ножны.Как и женщины, мужчины могли носить чулки, либо выбирали портянки. Обувью служили сапоги итек, сарык с суконным голенищем, башмаки ката. В торжественных случаях обували сапожки ичиги, а поверх них – калоши. Это считалось особенностью башкир. При входе в помещение калоши оставляли у порога.[/spoiler]
ТРАДИЦИОННОЕ ЗОДЧЕСТВО
Основной их тип – переносная разборная войлочная юрта (тирме). Она использовалась до нач. ХХ в., являясь образцом воплощения архитектурно-планировочных принципов жилища, обусловленных природно-климатическими, хозяйственными и культурно-религиозными особенностями края.Другим типом жилища был бревенчатый срубный дом. В северных лесных районах он преобладал.
[spoiler]Со временем такие постройки, появились и у кочевников – на зимниках, а затем и на местах летних кочевий. Так формируется постоянный тип жилища – бревенчатая башкирская изба. Конструктивно она была заимствована у оседлого населения, но приспосабливалась к особенностям уклада башкир, во многом внутри повторяя оформление юрты. В южных районах из-за недостатка леса сооружали плетневые мазанки, глинобитные избы, а также саманные и из камня-плитняка.Культовые здания и мемориальные сооружения.
Эти виды архитектуры появились в Башкирии в связи с распространением ислама. Тогда и стали сооружаться здания культового (мечети) и мемориального (мавзолеи-кэшэнэ) назначения.
Мечети изначально строили деревянными, с использованием архитектурных форм народного жилища. Типичная сельская мечеть – сруб высотой 2,7-4,6 м с крыльцом с северной и михрабом с южной стороны, имела двухскатную крышу. Позднее она стала надстраиваться одним, а с XIX в. – двумя и более минаретами. Первая каменная мечеть (сохранившаяся) построена в Стерлитамаке в 1828 г. Первая каменная соборная мечеть в Уфе возникла в 1830 г. Она действует поныне (ул. Тукаева). За ней последовал еще ряд мечетей.В Уфе есть ряд эклектических построек так называемого «кирпичного стиля» с элементами классицизма, барокко, модерна (нач. ХХ в.): Аксаковский народный дом, архитектурно-художественный комплекс Ногарева, здания Учительского института, Коммерческого училища, Реального училища и др.[/spoiler]