МЕЧЕТЬ «СУФИЯ»
Мечеть «Суфия» в небольшом селе Кантюковка открылась в 2008 году. Считается одной из красивейших мечетей Башкирии.
Мечеть построили по проекту Айвара Саттарова, который брал за основу переплетение восточных мотивов и культуры татарского и башкирского народов. Назвали мечеть в честь покойной матери спонсора строительства мечети Рафката Кантюкова — Суфии.
[spoiler]Снаружи «Суфия» облицована мрамором, мозаикой и золотом. Внутреннее убранство представлено уральским мрамором двух цветов, итальянской мозаикой, чешскими хрустальными люстрами и мягкими коврами, сотканными по индивидуальному заказу. Мечеть окружают сад и кованое железное ограждение с затейливым рисунком. По всему периметру мечети выполнена художественная подсветка. Располагается «Суфия» на берегу водоема, рядом есть небольшая смотровая площадка.
Архитектура здания часто напоминает его посетителям индийское чудо света — Тадж-Махал. По словам исследователя истории Кантюковки Мидхата Рахимкулова, разница состоит лишь в масштабе храма и в том, что Тадж-Махал воздвигнут шахом в честь умершей жены, в «Суфия» — благодарным сыном в честь матери.
Неповторимая красота мечети привлекает молодоженов — для проведения ритуала бракосочетания сюда приезжают жители самых разных уголков республики.[/spoiler]
СВЯТО-ВОЗНЕСЕНСКИЙ ХРАМ
Большой пятиглавый каменный Свято-Вознесенский храм стоит в селе Вознесенка Учалинского района. Он выполнен в непривычном для здешних мест русско-византийском стиле с тремя престолами — центральным, Вознесения во имя святого Николая и во имя Архангела Михаила. Отдельно к церкви пристроена колокольня.
Традиционно посетители храма отправляются взглянуть на здание с западной стороны. В образе куполов предстают четыре шлема русских богатырей, следующих друг за другом.
[spoiler]Вознесенка — село уральских золотодобытчиков в Учалинском районе. Русское поселение близ озера Ворожеич возникло в 1755 году. Для разработки месторождения медной руды сюда переселили государственных крестьян. В 1871 году в большом пожаре сгорел первый деревянный храм и две трети села. В 1876 году сельчане возвели вторую деревянную церковь.
Нынешний Свято-Вознесенский храм решили строить в 1880 году на средства местных золотопромышленников. Они пожертвовали на строительство два пуда золота. Строительство храма продолжалось до 1899 года. Длительный срок строительства компенсировался качеством — для цементирующего раствора использовали куриные яйца и известь четырехлетней давности. Как стало понятно позже, прочная кладка помогла церкви выстоять в тяжелые времена. Купол и стены храма расписывали более пяти лет лучшие мастера России. Росписи, сохранившиеся в нем, свидетельствуют о высокой школе.
В 1930-е годы в церковь закрыли, разместив в ней колхозную конюшню. По словам местных жителей, власти несколько раз пытались разрушить храм, но ничего не получилось. Тогда сорвали колокола и бросили их на землю. Самый большой колокол, посеребренный, разбился при падении. Его увезли на переплавку в Вознесенский завод. Остальные колокола сразу же исчезли. По легенде, их затопили в озере Ворожеич. По преданиям, в давние времена на берегах озера совершались магические обряды. Так и прозвали его местные жители — от слова «ворожить». А белоснежные кувшинки, растущие здесь в большом количестве, — любимые цветы русалок. И сейчас любители мистики приезжают на озеро в надежде увидеть хоть одну. Так что в ночь на Ивана Купалу на озере всегда людно.
Здание храма вновь открылось в середине войны и работало вплоть до начала хрущевской антирелигиозной кампании — в этот раз его приспособили под сельскохозяйственный склад. В 1990 году Вознесенку вернули верующим. Храм вновь открыл свои двери, но время, дожди и ветра нарушили его внешний вид. Требовалась срочная защита стен — восстановление кладки и штукатурки. В 2015 году эти работы удалось провести за счет пожертвований, однако до полного восстановления еще далеко — предстоит восстановить внутренний облик здания.[/spoiler]
СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР
Свято-Троицкий собор является действующим храмом, он расположен на главной площади города в окружении памятников истории и архитектуры.
Здание церкви построено в стиле позднего русского классицизма. Постройка была разрешена в 1835 году, на возведение стен потребовалось три года. 7 сентября 1840 года был освящен правый придел собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы, 18 января 1841 года — левый придел во имя Святителя и Чудотворца Николая, а 31 мая 1841 года освящен главный храм во имя Святой Живоначальной Троицы. В храм перевезли половину священных предметов, колоколов, книг, икон из Михаило-Архангельского собора. Помещик П.Г. Языков пожертвовал икону Нерукотворного Спаса, данную ему в благословение Екатериной II.
[spoiler]Архитектура фасадов Свято-Троицкого собора лишена пышности: плоскости стен разделены прямоугольными пилястрами, которые зрительно завершает выразительный трехчастный антаблемент — балочное перекрытие пролета, состоящее в том числе из декоративной композиции и карниза. Практически все окна собора являются арочными и обрамлены наличниками с небольшим декором. В верхней части северного и южного фронтонов, нижней части колокольни расположен ряд округлых окон с соответствующими филенками. Колокольня храма имеет три яруса и завершается закругленно-четырехскатным куполом с крестом.
Свято-Троицкий собор стал самым высоким зданием города, а также монументальным архитектурным символом, подчинив себе малоэтажную застройку Бирска.
В 1863 году для собора отлили главный колокол весом 333 пуда (около 5,5 тонны), в 1867 году главную храмовую часть утеплили, в 1873 году на деньги прихожан установили новый иконостас. Расписали храм в 1880 году, а в 1882 году — обнесли чугунной решеткой на каменном фундаменте. Позднее, в 1885–1886 годах, собор расширили за счет пристройки боковых притворов, которые немного сбили классическую стройность храма.
В 1930-х годах Свято-Троицкий собор закрыли, а верхнюю часть колокольни снесли. Позднее храм переоборудовали в кинотеатр «Аврора». В 1950-е годы продолжилось разрушение храма. В 1990-х годах здание собора было официально возвращено Уфимской епархии, но реставрация началась только в 2002 году.[/spoiler]
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК «САЖЕЛКА»
Святой источник «Сажелка» находится близ села Кага напротив Кагинского пруда. Рядом с ним располагается часовня с купелью. История источника и непосредственная близость от автомобильной дороги Серменево-Старосубхангулово сделала его популярным местом остановки и отдыха.
О «Сажелке» рассказывается в одной из версий возникновения традиции жителей села Кага ежегодно праздновать Обещанный день. В неизвестный год летом на село обрушилась страшная засуха — пересохли источники, ручьи и колодцы. От речки остался лишь небольшой мутный ручей. Вслед за засухой пришла страшная неведомая болезнь. Люди умирали внезапно, целыми семьями.
[spoiler]Жители Каги не успевали хоронить усопших по всем обычаям, пришлось вырыть на кладбище огромную могилу, в которую свозили всех умерших. Болезнь не отступала. Тогда люди собрались на сход под набат церковного колокола. Они начали молиться, прося у Бога помощи и прощения, поминая усопших. И вдруг из склона горы, у которой находилось кладбище, забил источник с холодной, чистой и вкусной водой. Люди стали пить воду из этого источника, окроплять ею скот и дома. С этого момента от неизвестной болезни в селе больше не умерло ни одного человека.
В знак благодарности жители села дали обет Богу и всем погибшим от страшной болезни каждый год в этот день (21 августа) приходить на кладбище к святому источнику, служить молебен и поминать усопших. Праздник так и назвали — «Обещанный», а над святым источником возвели небольшую часовню. Одновременно этот праздник для жителей Каги является и родительским днем.
По другой версии, во время мора праведный батюшка отслужил в церкви молебен и предложил сходить крестным ходом к ключу, который бьет из под горы у пруда, освятить воду и пить только ее. Жители совершили крестный ход к источнику. После этого болезнь отошла.
После революции часовню над «Сажелкой» разрушили, и только в 1997 году по настоянию жителей села вновь возвели на старом фундаменте. В обещанный день, 21 августа 1997 года, священнослужители Белорецкой церкви отслужили молебен и освятили родник.[/spoiler]
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК АУЛИЯ
В мае и июне, всего около двадцати дней в году, бьет источник Аулия, что в переводе с арабского означает «благочестивый, праведный». Он расположен у подножия горы Ауштау, полностью состоящей из яшмы. Свое начало Аулия берет в середине горы, поэтому появление воды не зависит от погоды и наличия осадков.
Уникальность воды из источника заключается в том, что она сохраняется в течение многих лет. Воду используют как лекарство, принимая по ложке, и во время религиозных праздников. Считается, что вода особенно эффективна при лечении заболеваний глаз, верхних дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, а также кожных и воспалительных заболеваний.
[spoiler]Целебные свойства воды подтвердились после лабораторных исследований. Оказалось, что в ней повышено содержание кремнезема в виде коллоидов. Они воздействуют на организм как общеукрепляющее, нормализующее обмен веществ, иммуностимулирующее и замедляющее процесс старения средство.
Появление источника связано с легендами. По одной из них, в далекие времена в этой местности проходил караван. Местные жители, испугавшись войны, напали на караван и убили его главу. После сражения выяснилось, что во главе каравана был праведный странник — аулия шейх по имени Рамазан. Поняв свою ошибку, местные жители похоронили странника на вершине горы близ деревни. По происхождению странник был из города Оша, поэтому гору назвали Ош-тау. После того, как Рамазана похоронили, случилось чудо — из горы забил чистый родник. Чтобы испить этой воды, из разных мест стал приходить народ. С тех пор вода в источнике считается святой, а подъем на могилу праведника многие приравнивают к малому хаджу.
Вторая легенда гласит о том, что в эти места пришел странник-праведник Аулия. Он призывал местных жителей принять мусульманскую веру. Со временем из-за старости или болезни праведник умер. Его тело похоронили на вершине горы. Вскоре у подножия горы забил родник.
Ежегодно это место посещают сотни паломников и туристов. Помимо Аулии и могилы шейха, в этих местах можно увидеть еще два источника — Салихи и Еланды, рассмотреть аушкульскую яшму и змеевик, встретить черные березы и белоствольные осины. На вершине горы обычно загадывают желания, молятся и любуются открывающимися видами на озеро Аушкуль, каменную реку и хребет Нурали, где берет начало река Миасс.[/spoiler]
ХРАМ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ В РАДОСТЬ» (СКОРБЯЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ)
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих в радость», или Скорбященская церковь, стоит в селе Андреевка, расположенном в 70 километрах от Уфы.
Здание церкви проектировал архитектор Константин Тон, основоположник так называемого «русско-византийского стиля» храмового зодчества. Среди известных его работ — храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец.
[spoiler]Строительство Скорбященской церкви началось в начале 1830 года силами крепостных крестьян. Руководил возведением помещик Николай Аристов. Кирпичи делали из местной глины, обжигая их тут же в яме. В качестве раствора использовали известь и яичные белки. Для этого со всей округи на стройку свозились яйца. Храм строили долго, вплоть до 1867 года. Особенно сложно дались отделочные работы. После реформы 1861 года в деревне осталось всего 11 дворов — крестьяне разошлись в поисках работы и свободных земель.
Торжественное открытие состоялось в 1869 году. Главный престол в честь Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» освятили 5 сентября 1872 года. Боковые в честь Рождества Христова освятили 28 декабря 1869 года, а во имя святого и чудотворца Николая — 5 октября 1872 года.
Судя по церковным записям, в дореволюционное время в Скорбященскую церковь во время великих праздников съезжались жители со всей округи. Количество посетителей служб достигало 2000 человек.
Храм работал до 1930 года. После того как попытки его взорвать не увенчались успехом, в здании организовали конюшню. В разные годы храм был также тракторным гаражом и складом зерновых.
Без окон и дверей, с полуразрушенными куполами и крышей в 1990 году церковь вернули Уфимской епархии. Внутреннее состояние храма вызывало жалость — часть штукатурки опала, вокруг валялись мертвые птицы и крысы. Реконструкция храма заняла годы. Обрел свой прежний облик фасад храма — восстановлены кладка, узоры, углы и купола. В здание провели освещение, отопительную систему, постелили полы, поставили окна и двери. В честь одного из восстановленных боковых престолов в 1992 году храм назвали Христорождественским. Работы по восстановлению еще не завершились — строительные леса над алтарем без дела стоят уже более двадцати лет.
Загадки появления и строительства Скорбященской церкви пытается разгадать не одно поколение.
Интересно, что Андреевка никогда не была большим селом. Изначально Шмитовка, она была основана в 1791 году подполковником Андреем фон Шмитом. В разное время здесь проживали до 200 семей. Сегодня в селе стоит 180 домов. Поэтому один из главных вопросов, которым задаются как местные жители, так и приезжие — как в месте, достаточно удаленном от густонаселенных пунктов, появился храм, который стал бы украшением любого города? Ответ на этот вопрос дает легенда, согласно которой в начале XIX века помещик Николай Аристов скупил в этом месте земли. Его поразила красота крепостной крестьянки Анастасии Андреевой (отсюда и нынешнее название села). На предложение руки и сердца девушка, любящая Бога, ответила, что выйдет за него только в том случае, если он построит в их маленькой деревне храм. Интересно, что Аристов не был особенно богат, но за строительство храма принялся с губернским размахом. Поэтому историки считают, что эта романтическая история имеет право на существование.
Еще один вопрос вызывает ориентация постройки относительно сторон света. По традиции храмы строят строго на восток, однако Скорбященская церковь смотрит немного севернее. Есть сведения, что во время строительства храма раздосадованный местный житель залез на крышу церкви и собственноручно повернул центральный крест на восток. С тех пор он повернут в правильном направлении.
Также неизвестно, завершилась ли отделка храма при жизни Аристова. Так, строители не заделали отверстия для лесов. Кроме того, в основном помещении храма практически отсутствуют росписи на стенах, выкрашенных в голубой цвет. Недавно на одной из стен чудесным образом начал проявляться зеленый орнамент в виде лаконичных цветков.[/spoiler]
БИРСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Бирский Свято-Троицкий женский монастырь находится на Галкиной горе. Он был основан в качестве женской общины в 1857 году и преобразован в монастырь в 1878 году.
На территории монастыря расположен Михайло-Архангельский собор, который был построен в 1783 году из дерева на каменном фундаменте на средства генерала П.Г. Языкова при попечении священника Николая Иванова. В 1842 году собор был разломан и продан в село Емашево, тогда же началось строительство каменного здания купцами Никитой Серебряковым и Данилой Балаевым. Стройка нового здания закончилась в 1845 году, а в 1847 году церковь освятили.
[spoiler]Храм построили в стиле позднего упрощенного классицизма с некоторым отклонением в византийство. Широкий кирпичный барабан увенчала огромная луковичная глава (вероятно, вначале купол был сферический), в световом барабане 12 высоких арочных окон. Колокольня двухъярусная, с конусообразным шатровым завершением (сооружена несколько позднее). Приделов церкви три: левый во имя Пророка Божия Ильи, правый во имя Покрова Божьей Матери, главный — во имя Архистратига Михаила. В соборе имеется икона Тихвинской Божией Матери, пожертвованная основателем храма генералом Языковым, которая была подарена ему крестной матерью Екатерины II.
После революции обитель была закрыта, а монастырские архивы уничтожены. В 1937 году закрыли Михайло-Архангельский собор — снесли колокольню, а в самом храме устроили зернохранилище.
В 1945 году благодаря стараниям местного священника Гавриила Желвицкого власти разрешили открыть Бирский Михайло-Архангельским храм, а в 2003 году началось строительство колокольни на месте разрушенной.
26 апреля 2013 года постригом двух сестер возобновилась монашеская жизнь Свято-Троицкого женского монастыря.
4 июня 2016 года в ходе Первосвятительского визита в Башкортостанскую митрополию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Бирск. В Михаило-Архангельском храме Троицкой обители, где в 1953-1954 служил диаконом дед Святейшего Патриарха Кирилла Василий Степанович Гундяев, Предстоятель совершил молебен.[/spoiler]
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ГОРОДЕ УФЕ
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ХРАМ
Крестовоздвиженская церковь — одно из старейших культовых сооружений республики. В годы советской власти она была единственным действующим православным храмом в западной части Уфимской епархии.
Дата постройки — конец XIX века. Возводили церковь всем миром: в работе принимали участие жители ближайших сел и деревень. Деревянная постройка с элементами русского стиля имеет два престола.
Считается, что церковь хорошо сохранилась благодаря практически бесперебойной деятельности. Ее закрыли в 1930 году и попытались открыть в ее стенах клуб, затем — кинотеатр. Как вспоминал настоятель храма отец Николай (Старостин), из этого ничего не вышло: непонятный грохот, который раздавался во время киносеансов и празднеств, заставил отступиться даже самых воинствующих атеистов. В итоге в пустующем здании разместили склад для зерна и других продуктов. А в 1946 году церковь вернули верующим.
МАВЗОЛЕЙ ХУСЕЙН-БЕКА
МЕЧЕТЬ «СУФИЯ»
МЕЧЕТЬ ГУФРАН
МЕЧЕТЬ ИХЛАС
Начиналось все с передачи бывшего кинотеатра «Луч» мусульманской религиозной организации Кировского района от властей города Уфы. Лидером организации был имам-хатиб Галлямов Мухаммет Мустафович. Мечеть была построена за рекордно короткий срок.
[spoiler]В 2007 году произошло еще одно значимое событие. Р. В. Билялов, Заслуженный архитектор Республики Татарстан, закончил проект по реконструкции главного здания мечети, предусмотрев два величественных минарета высотой по 40 метров. Кроме минаретов проект реконструкции охватывает пристроенные помещения вокруг зрительного зала, что позволит независимо эксплуатировать зал вместимостью 300 человек. Сегодня мечеть «Ихлас» — это комплекс, состоящий из четырех зданий, расположенных на площади около 1 гектара. Объединение «Ихлас» имеет собственное издательство, телестудию, играющие большую просветительскую роль. При мечети действует «мектеб» и курсы основ Ислама, чтения Корана, арабской грамоты, Здесь обучаются дети и люди старшего, даже преклонного возраста.[/spoiler]
МЕЧЕТЬ-МЕДРЕСЕ «ЛЯЛЯ-ТЮЛЬПАН»
Уникальнейшая культовая постройка, не имеющая аналогов в мире, мечеть-медресе «Ляля-Тюльпан» («Цветок возрождения») открылась 7 апреля 1998 года. Автор проекта архитектор Вакиль Давлетшин был удостоен Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева.
Строительство будущего культурного центра началось в 1989 году, но из-за финансовых проблем ее пришлось на время приостановить. Рабочие смогли вновь взяться за инструменты лишь через семь лет. Является одним из оригинальных культовых сооружений и одной из достопримечательностей Уфы.
[spoiler]Мечеть каменная, трехэтажная. Два восьмигранных минарета в виде бутонов тюльпанов, высотой 53 метра, находятся по обе стороны от парадной лестницы. На третьем этаже находятся молитвенный зал на 300 мест, оформленный в восточном стиле, балкон для женщин на 200 мест. На первом и втором этажах — гостевые комнаты, кабинеты для учебных занятий, жилые комнаты для учащихся и зал для церемоний бракосочетания и имянаречения. При мечети действуют медресе и воскресные школы для взрослых и детей.[/spoiler]
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ЕВРЕЙСКИЙ ЦЕНТР
Здание представляет собой Т-образную форму в три и четыре этажа общей площадью более 6 тысяч квадратных метров.Крыльцо и стеклянная пирамида в сочетании с декоративными элементами образуют на фасаде звезду Давида, сквозь которую освещается молельный зал.
В состав центра входит Уфимская еврейская религиозная община «Ор Авнер Хабад Любавич». В здании размещены синагога на 250 человек (включая балкон только для женщин), детский сад, школа.
ПЕРВАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ В ГОРОДЕ УФЕ
а месте, где стоял сгоревший от пожара деревянный дом губернского правления. Согласно плану 1828 года мечети отводилось место близ Случевской горы в середине квартала на улице Воскресенской (ранее Фроловской, теперь Тукаева, 52). Строительством мечети занимался Мукмин Тагиров Хазмитев, купец 2-й гильдии г. Уфы. На сооружение мечети было потраченно 12 тысяч рублей серебром.
[spoiler]Построенное в 1830 году, это было каменное здание с одним минаретом. Рядом находилось основанное в 1887 году медресе, которое впоследствии назвали «Усмания» по имени ахуна первой соборной мечети Усманова Хайруллы, пожертвовавшего много денежных средств на нужды мусульманского общества. Среди мечетей России Первая соборная мечеть занимала главенствующее положение. С 1960 по 1992 год во время советского правления она она являлась единственной действующей мечетью Уфы. В конце 19 века Османское государство преподнесло мечети ценный подарок. Священную мусульманскую реликвию — несколько волос с бороды пророка Мухаммада.[/spoiler]
РЕЛИГИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Руководство Башкортостана относится равноудаленно ко всем конфессиям, участвует в восстановлении святынь, возвращении бывших культовых зданий, их реконструкции, строительстве новых.
В историческом аспекте религиозная сторона жизни в республике была своеобразна, как и вся история.
[spoiler]У древних башкир были распространены анимизм, тотемизм (существовали куль- ты волка, журавля, некоторых других животных), магия. В домусульманский период истории башкиры, как считают историки, исповедовали зороастризм и тенгрианство (Тенгри – небо, бог). Зороастрийское мировоззрение хорошо прослеживается в эпосе «Урал -батыр». В нем говорится о непрекращающейся борьбе Добра и Зла во всем мироздании, а также содержатся сведения о поклонении башкир небу.
Начиная с Х в. в среду башкир проникает ислам. Его распространение шло очень медленно. В XIV в. он становится господствующией религией. Однако язычество и пантеизм еще долго не сдавали своих позиций, многие их элементы остались и поныне в виде народных праздников и обычаев.
Со второй пол. XVII в. проводится насильственная христианизация, крещению подвергались в основном переселенцы с Поволжья. Крестить пытались и башкир. Башкирское население ответило рядом восстаний. В 1788 г. Указом Екатерины II было учреждено Уфимское духовное магометанское собрание – исламский центр всей страны, который находится в Уфе и поныне.
Исламские и православные духовные учреждения играли важную роль в образовании, благотворительности, культурной жизни дореволюционной Башкирии.
В советское время многочисленные мечети и медресе, церкви и монастыри постигла та же участь, что и всюду в России. Значительная их часть была разрушена, отдана под зернохранилища и клубы, заброшена.
В 1991 г. был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях в Башкирской ССР», полностью изменивший ситуацию. С тех пор восстановлена значительная часть мечетей и церквей, построены новые, в том числе неведущих конфессий. Башкортостан стал гостеприимным домом не только для представителей разных национальностей, но и разных религий.[/spoiler]
РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ ХРАМ В УФЕ
Еще в начале XIX в место для будущей церкви было уже заложено — в восточном конце Приютской (н. Кирова) улицы. Тем не менее, строительство началось в 1901 г., закладка осуществлялась епископом Антонием (Храповицким).
Торжественно освящена во имя Рождества Пресвятыя Богородицы 6 сентября 1909 г. еп. Нафанаилом (Троицким). После закрытия в апреле 1934 года церковь была пуста, то были склады, тюрьма НКВД, мастерские самолетов. В советское время храм был осквернен, но выжил. Большие разрушения храму принесли его реструктуризация конца 50-х годов в кинотеатр.
[spoiler]Главный купол и деревянный барабан были сняты, а так же построены расширения и абсурдный портик у входа, были заменены перекрытия. Показы фильмов в церкви была прекращены только 4 сентября 1991. С 1991 года с большим трудом приходская церковь была перестроена в кафедральный собор епархии Уфы. В конце. 90-х годов был доделаны недостающие позолота пяти куполов.[/spoiler]
СПАССКИЙ ХРАМ В ГОРОДЕ УФЕ
Из-за отсутствия финансирования Спасская церковь была построена только через 20 лет. 1 сентября 1844 года, епископом Иоанникием был освящен главный алтарь. Часовня в честь святителя Николая была освящен ранее в 1829 году и Рождественский ровно через год. 11 июля 1885 Спасская церковь была вновь освящена в связи с производством нового престола и заменой иконостаса.
[spoiler]С приходом советской власти Спасский храм был закрыт постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета Советов БАССР от 29 декабря 1929. Здание храма было адаптировано для общежитии колледжа. Начиная с 1992 года в храме было управление кинофикации БАССР, а затем столярная мастерская реставрационного отдела отдела Министерства культуры Республики Башкортостан. В августе 2004 года Министерство культуры Республики Башкортостан передало храм в ведение РПЦ.[/spoiler]
УСПЕНСКИЙ СВЯТО-ГЕОРГИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ «СВЯТЫЕ КУСТИКИ»
За переплетенные между собой ивы и березы эту местность прозвали «Святыми кустиками». В XIX веке здесь, как говорят, случались чудеса. Так, в 1856 году крестьянин деревни Уса-Степановки увидел старца в сияющих ризах, держащего в руке крест. Очевидец поведал об этом односельчанам, к «Святым кустикам» стали приходить люди и молиться. Видели здесь и Святой Животворящий Крест, от которого исходило золотое сияние. Людям являлась икона Божьей Матери, а с небес раздавался колокольный звон. Помолившись тут, больные исцелялись от недугов. Поэтому православное духовенство не оставило это место без внимания, и 25 марта 1905 года был учрежден Георгиевский женский монастырь. Обитель просуществовала до 1927 года, когда монахов заставили покинуть монастырь. В 30-х годах монастырь и вовсе сравняли с землей.
ЦЕРКОВЬ ТАБЫНСКОЙ БОГОМАТЕРИ
В конце XVI века на камне, который нависал над двумя источниками, пересекавшими в этом месте Ногайскую дорогу, братия пустыни обрела здесь икону Табынской иконы Божией Матери. Произошло явление иконы в районе современного поселка Курорт Гафурийского района.
Место явления иконы Божией Матери Табынской на реке Усолке было очень почитаемо. Здесь находились часовня и пещера, из которой истекал соленый источник.Однако, в 1972 году по требованию журнала «Наука и религия» они были взорваны.
[spoiler]7 ноября 1992 года над местом явления иконы Божией Матери Табынской был заложен храм Табынской Богоматери по благословению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона основание церкви. Строительство храма в честь иконы Божией Матери Табынской, теперь уже на горе, возглавил протоиерей Владимир Сергеев.
В 2006 году в престольный праздник обители — IX-ю пятницу по Пасхе, архиепископ Никон с многочисленным сонмом духовенства совершил чин освящение храма.[/spoiler]
ЧЕТВЕРТАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ (ХАКИМОВСКАЯ)
Четвертая мечеть в Уфе на Бекетовской улице появилась благодаря активным действиям мымалмыжского купца Абдуллатифа Хакимова. Разрешение на строительство было получено в 1906 году, и уже в 1907 году строительство здания было практически закончено.
В 1908 году имам-хатыбом горожане избрали Мухаметгадыя Фахретдинова, муллу деревни Зай-Каратаевской волости Бугульминского уезда Казанской губернии, а место муэдзина занял башкир Тухватулла Курбанов. Вскоре после строительства мечети силами А. Хакимова на ее территории возводится кирпичное двухэтажное здание — медресе на 300 учащихся. Новая мечеть сразу же стала архитектурной достопримечательностью города.
[spoiler]Сегодня Хакимовская мечеть — памятник культовой архитектуры начала XX века. В послеоктябрьские годы Хакимовская мечеть одна из первых попала под удары атеизма. Ее закрыли в феврале 1930 года. Вначале в здании размещались курсы тысячников Башнаркомата труда. Затем здание передали Уфимской фабрике имени 8 Марта. В 1934 году там открывают клуб. В 1948 году по распоряжению Совета министров РСФСР мечеть передают объединению «Башкирэнерго». Это объединение построило трансформаторную подстанцию на свободной от застройки части участка. Здание вернули общине верующих только в начале 1990-х годов, «Башкирэнерго» фактически покинуло мечеть и демонтировало мачты подстанции лишь в 2002 году.[/spoiler]