Бурятия: святыни и храмы

ДАЦАН РИНПОЧЕ БАГША

[/spoiler]

ИВОЛГИНСКИЙ ДАЦАН

МАНТРА «ОМ МАНИ БАДМЕ ХУМ»

АНИНСКИЙ ДАЦАН

АТАГАН-ДЫРЕСТУЙСКИЙ ДАЦАН

Атага́н-Дыресту́йский даца́н «Лхундуб Дэчинлинг» — буддийский монастырский комплекс, расположенный в Юго-Западном Забайкалье, на юге Бурятии, в селе Дырестуй Джидинского района, возле священной горы Номто-Уула.

Атаганский дацан был основан при первом Хамбо-ламе Дамба-Даржа Заяеве в 1749 году.

В 30-х годах XX века дацан был разграблен и разрушен, ламы — репрессированы. Уцелел только цогчен-дуган, в котором советские власти разместили машинно-тракторные мастерские.

Атаган-Дырестуйский дацан относится к Буддийской традиционной Сангхе России. Юридическое название — «Местная религиозная организация буддистов Атаган Дырестуйский дацан «Лхундув Дэченлин».

[spoiler]В 2004 году в дацане начались восстановительные работы, которые продолжаются до настоящего времени. По завершении строительно-ремонтных работ планируется дацан привести к первоначальному виду.

В 2007 году был восстановлена северная часть дацана, где начали проводить буддийские службы — хуралы.

Туристско-информационный центр «Визит Бурятия» / www.visitburyatia.ru
[/spoiler]

АЦАГАТСКИЙ АРШАН

БАРАГХАНСКОЕ ОБОО

БУДДИЙСКИЙ ЦЕНТР «ЛАМРИМ»

[/spoiler]

БУРХАН БААБАЙ

[/spoiler]

ВЕРХНЕУДИНСКАЯ ЧАСОВНЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ СТРАСТОТЕРПЦА ЦАРЯ НИКОЛАЯ

ВОЗНЕСЕНСКИЙ СОБОР

ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР

ГОРА ЧЕЛСАНА

ГУСИНООЗЁРСКИЙ ДАЦАН

ДАЦАН «ДХАРМА-ЦЕНТР»

Дхарма-центр — это место, где созданы все условия для знакомства с буддизмом и приобщения к Учению. Двери Дхарма-центра открыты для всех, любой желающий здесь может не просто помолиться, но и обучиться медитации. Есть столовая, гостиница, несколько комнат для медитации. Организаторы во многом ориентировались и на молодежь.

Основательница — Дарима Цынгуева — настоятельница Буддийского женского дацана Улан-Удэ.

На открытии дхарма-центра присутствовали представитель Далай-ламы XIV, монгольские монахини, работники городской администрации и правительства Бурятии

Туристско-информационный центр «Визит Бурятия» / www.visitburyatia.ru

ДАЦАН ХАМБЫН ХУРЭ

ДУГАН БОГИНИ ЯНЖИМЫ

ЖЕНСКИЙ СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В СЕЛЕ БАТУРИНО

ЗОЛОТОЙ БУДДА В ДАЦАНЕ «РИНПОЧЕ БАГША»

ИЛЬИНСКАЯ СВЯЩЕННАЯ ГОРА

Католическая община в Бурятии начала складываться во второй половине XIX века. Её костяк составляли квалифицированные рабочие, прибывшие из Польши и Литвы на строительство Транссибирской магистрали. Кроме поляков и литовцев, католиками были чехи, итальянцы, проживавшие на территории Бурятии.

В начале ХХ века численность католиков в Вер-хнеудинске возросла, в связи с чем возникла необходимость строительства католического костёла. Инициаторами строительства храма выступили верхнеудинские католики В.И. Залевский, И.Л. Гей-зе, Г.Л. Хросцицкий. В 1907 году они написали прошение в городовую управу о выделении участка земли под строительство храма. Освящение костела состоялось 24 июля 1909 года. Обряд освящения совершил могилёвский епископ Ян Цепляк.

[spoiler]Католический храм просуществовал 21 год. После Октябрьской революции в СССР были закрыты практически все религиозные организации. Костёл в Верхнеудинске был ликвидирован в 1930 г.

Возрождение католической церкви в Бурятии началось в 90-е гг. ХХ в. 31 августа 1999 г. в Улан-Удэ был официально зарегистрирован католический приход Святейшего Сердца Иисуса Христа, а в 2002 г. началось строительство католического храма. Обряд освящения совершил Его Преосвященство епископ Кирилл Климович 5 июня 2005 г.

Туристско-информационный центр «Визит Бурятия» / www.visitburyatia.ru

[/spoiler]

КИЖИНГИНСКИЙ ДАЦАН «ДЭЧЕН ДАШИ ЛХУМБОЛИНГ»

КУРУМКАНСКИЙ ДАЦАН «ГАНДАН ШЕ ДУВЛИН»

КЫРЕНСКИЙ ДАЦАН «ТУШИТА»

МЕСТНОСТЬ МАРАКТА

МЕСТНОСТЬ ТАЛЫН ХАРГАНА

МУРОЧИНСКИЙ ДАЦАН

ПОСОЛЬСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ПРИХОД ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО

РОССИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ БУДДИЙСКИЙ МЕДИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПО СУТРЕ И ТАНТРЕ

РУССКАЯ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ

САМОЕ БОЛЬШОЕ НАСКАЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ БУДДЫ

САНАГИНСКИЙ ДАЦАН

САРТУЛ-ГЭГЭТУЙСКИЙ ДАЦАН

САРТУУЛ-БУЛАГСКИЙ ДАЦАН

СВЯТО-ОДИГИТРИЕВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СЕЛЕНГИНСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

СВЯТОЕ МЕСТО У ИСТОЧНИКА В РОЩЕ

СВЯТОЙ КРЕСТ НА ГОРЕ УБИЕННОЙ

СВЯЩЕННАЯ ГОРА БУРХАН-БААБАЙ

С давних времен на горе в местности Хойто-гол совершают обряды жертвоприношения. Ламы раз в год проводят большое моление.

Во времена, когда основной религией в Тункинской долине был шаманизм, это место называлось в честь Шаргай-Нойона — легендарного героя-богатыря, спустившегося с небес для борьбы с монгольскими захватчиками. Со временем он превратился в сознании народа в бога Хана Шаргай нойона, главу хаатов, восседающих на гребнях Саянских гор. В 1919 году тибетский лама Дарма в медитации увидел здесь Шаргай-Нойона: «На соловом коне, с луком и стрелами, с саблей в руках». Теперь на плоском камне горы масляными красками изображен воин таким, каким его увидел лама. Автор рисунка — художник Хангалов.

[spoiler]Легенда гласит, что. Когда Шаргай-Нойон спустился с неба, его конь рыл склон горы, отсюда на Бурхан-Баабае белый песок. По поверью, он обладает особой силой как оберег для воинов и защитников родной земли. Бурятские воины после молитвы здесь брали с собой священный песок, который должен был уберечь от гибели и неприятностей. Эта традиция сохраняется до сих пор. Песок с горы Бурхан-Баабай зашивают в мешочек и носят на теле: он считается оберегом в семейной жизни. Кроме того, ему приписывают лечебные свойства и прикладывают к больным местам. Мешочек с песком вешают в загонах для скота, чтобы животные не болели и размножались, и такой же можно встретить в любом доме над дверью: по верованиям тункинцев, он отгоняет нечистую силу, злых духов от дома.

В 1867 году на горе был построен небольшой сруб для молитв.[/spoiler]

СВЯЩЕННЫЙ КАМЕНЬ «АЛТАН СЭРГЭ»

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ

СПАССКИЙ СОБОР

СРЕТЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

СТУПА «БАДМА-СЭСЭГ»

СТУПА ДАНДАРОНА

СТУПА ДЖАРУН-ХАШОР

В 1919 году в долине реки Кижинги была построена и освящена ступа Джарун-Хашор. В 1937 году Великая ступа была взорвана и разрушена до основания, также как и Кижингинский дацан.

26 сентября 1990 года досточтимый дуглах Римпоче из Непала освятил место, где Великую ступу должны были возродить заново. Силами буддистов-мирян, общественности, при финансовой поддержке правительства РБ новая 12-метровая ступа была восстановлена и освящена в октябре 2001 года.

[spoiler]Кижингинская Ступа Джарун-Хашор является аналогом ступы Бодхнатх в окрестностях Катманду, Непал.

Основание сооружения представляет квадрат, олицетворяющий мандалу Вселенной. Далее — купол. Над ним сравнительно небольшой ярус, увенчанный «ганжир»-шпилем. На «теле» субургана 13 ступеней, опоясывающих его кругом. Они символизируют 13 ступеней — освобождение человека от земных страданий. Это путь, по которому можно достичь Нирваны, т.е. освобождение человека от дальнейших перерождений. Размеры субургана 44×44 м, высотой до 33 м, включая ганжир-шпиль. В центре ступы находится храм учителей с 64 окошками и портретами. Его размер 22×22 м, высотой 16 м. С южной стороны у парадного входа справа — малый храм бодхисатвы Авалокетишвары, слева храм 21-ой Тары. На западной, красной стороне — храм Дакинь. Глаза на ступе символизируют всевидящее око Будды, который готов прийти на помощь в любой момент.

По легенде в Непале ступу Бодхнатх построила одинокая женщина, жившая во времена еще до Шакьямуни. У нее не было детей и она дала клятву построить ступу, если дети у нее будут. Родила она троих мальчиков. Всю жизнь мать работала на царя бесплатно. Когда же пришло время царю платить, она решила все деньги потратить на постройку ступы, которой молились бы все живые существа. В постройке приняли участие три ее сына, Белый слон и Черный ворон, руководил постройкой сам Ваджрасаттва (Неразрушимое существо, принцип не уничтожаемости сознания). Женщина не дожила до окончания строительства и умерла, став Дакиней (женским существом, персонифицирующим знание и магические силы). Когда ступа была закончена, Ваджрасаттва и божества делали «согшод» — ритуал жертвоприношения Учителю. Все вместе, боги и люди, сидели за одним столом и могли видеть друг друга и беседовать. Ваджрасаттва во время «согшода» дал обет исполнить желания трех братьев и всех участников строительства, сказав при этом: «Джарун Хашор», что на непальском языке означает — «назад пути нет», имея в виду, что не возьмет сказанное обратно. На тибетском языке название означает «ступа, исполняющая желания»

Туристско-информационный центр «Визит Бурятия» / www.visitburyatia.ru

[/spoiler]

СТУПА СООДОЙ ЛАМЫ

СУДЖИНСКОЕ КЛАДБИЩЕ

ТРОИЦКИЙ СОБОР

Первый деревянный храм с приделом во имя Святого Саввы Сербского в центре Троицкосавска, ныне Кяхты, освящен в 1728 году. В 1812-1817 годах на средства кяхтинского купечества на месте старого храма был возведен в стиле русского классицизма каменный Троицкий собор. Он долго оставался самым крупным церковным зданием Забайкалья.

Общая высота храма составляла 30 м. Монументальная ярусная колокольня высотой 37,7 м имела восемь колоколов, на ней были установлены башенные часы с циферблатами и боем. Храм и колокольню венчали позолоченные кресты с цепями и коронами. В соборе с 1854 года хранилась копия чудотворной иконы Божией Матери «Сподручницы грешных», которая мироточила и обладала исцеляющей силой.

В 1934 году собор был закрыт и использован под нужды культуры. В нем установили маятник Фуко, разместили экспозиция музея.

В 1997 году здание собора передано Русской Православной Церкви.

УЛЮНСКИЙ АРШАН

ХОЙМОРСКИЙ ДАЦАН «БОДХИДХАРМА»

ХРАМ ВО ИМЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ПОСЕЛКЕ ВЕРХНЯЯ БЕРЕЗОВКА

ХРИСТИАНСКАЯ ПРЕСВИТЕРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

В начале XVIII века, если точнее, в 1730-х годах селение Творогово было вотчиной Троицко-Селенгинского монастыря. Здесь действовала деревянная православная церковь: так, данные материалов Верхнеудинского духовного правления, датируемых 1791 годом, сообщают о необходимости перекрыть в Твороговской слободе церковную крышу купцами, мещанами и цеховиками этого селения. Дальнейшая судьба здания деревянной церкви неизвестна, видимо, на месте деревянного храма и было начато сооружение каменной церкви.

[spoiler]Упоминание  в клировой ведомости прихода гласит: «церковь заложена в 1809 году и отстроена в 1811 году усердием боголюбивых дателей».  В другой ведомости обозначено, что в 1907 году, 13 мая было отпраздновано столетие  закладки храма, накануне проведено Всенощное бдение, прихожанами предпринят торжественный крестный ход вокруг храма, приглашены священнослужители из соседних деревень. Скорее всего, храм был заложен в 1807 году, 13 мая. За четыре года был отстроен его первый этаж, нижний придел во имя святой мученицы Параскевы. Второй этаж, его верхний придел был завершен только в 1835 году; его освящение во имя иконы Казанской Божией Матери, прошло 8 мая 1835 года. Сохранилось предписание Верхнеудинского духовного правления, где говорится, что «…сей новоустроенный храм…по чиноположению соборном на новом святом антиминсе, освятить какой-либо, седимичный день красного воскресения».

Престолов в храме было два: в нижнем этаже – «теплый» во имя святой мученицы Параскевы, в верхнем – «холодный» во имя иконы Казанской Божией Матери. Богородице-Казанская церковь была построена  в стиле русского классицизма в форме корабля, с тремя величественными куполами. Церковная утварь Твороговского храма представляла значительную художественную ценность. При церкви имелась ризница и библиотека.

Сейчас храм находится в стадии восстановления: демонтирован купол колокольни и возведен новый купол по проекту. 21 июля 2009 года, в день празднования Казанской Божьей Матери, был установлен крест на колокольню при большом присутствии народа.[/spoiler]

ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ

Свято-Троицкий храм города Улан-Удэ строился в 1770 году — деревянный, а в 1798-1809 гг. перестроен как каменный. Начал строительство верхнеудинский купец Василий Пахолков, а завершил купец Афанасий Налетов. Свято-Троицкая церковь была третьим каменным церковным строением в Верхнеудинске после Одигитриевского собора и Спасской церкви. Первоначально она имела два придела.  За всю досоветскую историю Свято-Троицкая церковь была приписной к Одигитриевскому собору. После закрытия в 1929 году Свято-Одигитриевского собора богослужения перенесли в Свято-Троицкую церковь. Тяжёлые испытания выпали на долю священнослужителей в 1930-1931-ых годах. Почти все священники были арестованы по сфальсифицированному обвинению в контрреволюционной деятельности.  После закрытия в 1940 году в церкви находился склад кинопроката. Затем после преобразования кладбища в городской сад к алтарю храма пристроили танцплощадку. В здании церкви планировали создать музей архитектуры Улан-Удэ, но идею не осуществили, и храм стал быстро превращаться в руины.  Постановлением Совета Министров Бурятской АССР 1988 года и приказом Министерства культуры Бурятии 1991 года храм передан Русской православной церкви.

Туристско-информационный центр «Визит Бурятия» / www.visitburyatia.ru

ЧЕСАНСКИЙ ДАЦАН

ЭГИТУЙСКИЙ ДАЦАН