МЕМОРИАЛ СЛАВЫ
9 мая 1971 года на площади, где в годы войны барнаульцы уходили на фронт, был открыт Мемориал Славы. Он создан по проектам заслуженного художника, архитектора Петра Миронова и художника-монументалиста Владимира Добровольского.
Мемориал включает в себя 4 архитектурные сооружения. Первый тематический центр — скульптурная группа «Прощание» и стела на гранитном постаменте. Высота стелы – 24 метра, она вырезана на Колыванском камнерезном заводе из гранита. Скульптура, фигура матери и сына, сделана из бронзы на подмосковном заводе художественного литья. На этом же постаменте располагается стела. Гранитная её часть олицетворяет собой штык. Лезвие этого штыка выполнено из бронзы с изображением барельефов «Сибиряки и фронт», «Сибиряки и тыл».
[spoiler]Далее открывается вторая часть монумента. Вдоль этой площадки по обеим сторонам поставлены плиты с землёй 13 городов — героев. Центр Мемориала Славы – бетонный редут в виде разорванного кольца. С правой стороны, при входе, в качестве напутствия приведены слова нашего земляка – поэта Роберта Рождественского: «Вспомним всех поименно…». Внутри редута – геральдические барельефы из кованой меди, посвященные 8 родам войск, перед каждым горит вечный огонь. Четвёртый тематический центр – Монумент от благодарных потомков.
В 1995 году, в честь 50-летия Победы на Мемориале Славы появилось ещё одно памятное сооружение. Здесь находятся имена барнаульцев – полных кавалеров «Ордена Славы» и Героев Советского Союза.[/spoiler]
ПАМЯТНИК Е.М. МАМОНТОВУ
Памятник Ефиму Мефодьевичу Мамонтову установлен в 1982 году в историческом центре города Барнаула. Авторы памятника — архитектор Г. Г. Протопопов, скульптор К. Г. Чумичев.
Ефим Мефодьевич Мамонтов руководил партизанами Западной Сибири во время Гражданской войны. Его именем названа улица в Барнауле, район в Алтайском крае.
ПАМЯТНИК ВОИНАМ, ПОГИБШИМ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны установлен в 1966 году в центре села Быстрый Исток.
На памятнике значатся имена погибших и надпись, которая гласит: «Пусть же проходят за годами годы, вас не забудет страна. Свято и ревностно память народа ваши хранит имена».
Рядом с памятником расположен культурно-досуговый центр и мемориальный музей В.С. Золотухина, церковь Покрова Пресвятой Богородицы
ПАРОВОЗ Л-0186
В 2006 году к 110-летию образования ЗСЖД и 61-летию со дня победы в Великой Отечественной войне на мемориале Славы локомотивного депо Барнаула установлен паровоз Л-0186.
Это самый большой памятник в Алтайском крае: его длина — 24 метра, а вес — около 120 тонн.
Построенный в 1947 году старый локомотив много лет находился на базе запаса МПС на станции Тайга Кемеровской области. По инициативе ветеранов депо его вернули на Алтай, чтобы поставить на вечную памятную стоянку.
На фронтоне располагается красная звезда с барельефными изображениями В. И. Ленина и И. В. Сталина. Стоит отметить, что, после начала десталинизации центральный элемент с изображениями советских вождей был демонтирован практически со всех паровозов. В настоящее время изображение Сталина и Ленина сохранилось на паровозе Л-0186 в депо Барнаула и на паровозе-памятнике Л-0154 в Камне-на-Оби.
ПАРОВОЗ Л-1174
Мемориальная доска на паровозе гласит: «19 августа 1941 года от перрона бийского вокзала ушел на фронт воинский эшелон маршевого батальона численностью 1020 красноармейцев. 7 сентября 1941 года на Карельском фронте у села Ругозеро батальон принял первый бой, враг был отброшен, фронт восстановлен. Более 400 бойцов погибли, совершив коллективный, беспримерный подвиг».Именно паровоз серии Л-1174 первым видят все приезжающие на железнодорожный и автовокзалы. Кроме того, бийские молодожены традиционно устраивают фотосессии возле этого объекта.
ПАРОВОЗ-ПАМЯТНИК Л-0154
Паровоз-памятник Л-0154 «За вклад жителей города Камень-на-Оби в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов от железнодорожников России» установлен в сентябре 2009 года у железнодорожного вокзала. В том же сентябре в городе торжественно открыли новый железнодорожный мост, а сам вокзал был модернизирован.
Паровоз Л-0154 получил первую букву в аббревиатуре в честь Л. С. Лебедянского, который в 1950-1960-е годы активно работал над проектированием тепловозов. Такие паровозы выпускали в предвоенное и военное время.
ПУШКИ БИЙСКОЙ КРЕПОСТИ
Две двенадцатифунтовые пушки, отлитые на Урале, на Каменском заводе Демидова, стоят в городском сквере. Это единственные из сохранившихся орудий Бийской крепости XVIII века.
В 1709 году на слиянии рек Бии и Катуни был заложен Бикатунский острог, призванный защищать южные русские рубежи от набегов джунгар и местных воинственных племен. Буквально через год после трехдневной осады его сожгли дотла кочевники. Через несколько лет чуть выше по реке (на месте современного Бийска), была построена Бийская крепость. В начале 50-х годов XVIII века она стала главной в оборонительной Кузнецкой линии, сибирском пограничье России.
ТАНК Т-34
Боевая машина установлена на гранитный постамент перед кинотеатром «Мир» к празднованию 50-летия Победы, дополнив комплекс Мемориала Славы на площади Победы. Она символизирует подвиг фронтовиков и тружеников тыла: в Барнауле выпустили 10 тысяч дизельных моторов для самого массового танка Великой Отечественной войны.
О боевом пути «тридцатьчетверки», замершей у барнаульского кинотеатра, известно со слов ветерана войны Матвея Белова, видевшего формуляр танка. В составе 6-й танковой армии эта машина прошла через всю Европу, участвовала в освобождении Праги, позднее – в боях с японской армией на Востоке. Как памятник эта модификация Т-34 сначала стояла в отдельном мотострелковом полку в поселке Акташ Республики Алтай. После его расформирования Т-34 отправили в Бийск на танковый полигон, а уже оттуда передали в Барнаул.
Танк Т-34 — самый известный советский танк, один из символов Великой Отечественной. Зарубежные историки и военные Третьего рейха называли его лучшим танком мира и Второй мировой войны. Эта модель танка массово выпускалась в военное время. А в ряде государств третьего мира она до сих пор находится на вооружении.
Интересно, что там, Т-34 установлены в виде памятников или музейных экспонатов, их боевое прошлое может неожиданно продолжиться: в 2006 году в Будапеште демонстранты угнали танк с размещенной в центре города экспозиции.
ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК ЯК-28
Бомбардировщик Яковлев модификации Як-28Л, второе поколение реактивных самолетов — один из самых необычных памятников Барнаула. Это редкий экспонат — один из 111 экземпляров боевой машины с высокоточной дальномерной системой наведения «Лотос», выпускавшейся в СССР с 1960 года. Они использовались в военной авиации, но официально не были приняты на вооружение и не принимали участия в боевых действиях.
Монумент на Комсомольском проспекте увековечил специфику Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков (БВВАУЛ) – только здесь в Союзе готовили пилотов на Як-28. Установили самолет напротив фасада училища к десятилетию его первого выпуска в дни городского юбилея в августе 1980 года. Статус памятника этот монумент авиационной славы получил в 1998 году, за год до закрытия училища (на его территории теперь расположен Барнаульский юридический институт МВД).
Идею поднять боевую машину на стелы так, чтобы возникало ощущение полета, воплощала группа полковников-инженеров. Автором проекта был Н. Д. Сальников, расчет фундамента делал Ю. М. Черепенин, установкой самолета руководил Я. Е. Майхер. Стелы, поддерживающие бомбардировщик, изготовили на Барнаульском судоремонтном заводе.
За удивительную конструкцию – огромные двигатели и небольшие стреловидные крылья – ЯК-28 получил в ВВС прозвище «летающий забор». Без вооружения, с розжигом форсажей, эта машина набирала высоту практически вертикально.