МЕМОРИАЛЬНЫЙ ДОМ-МУЗЕЙ Н.К. РЕРИХА
Село Верх-Уймон в Горном Алтае, расположенное вдалеке от известных туристических маршрутов, в последнее десятилетие стало местом, куда устремляются тысячи туристов. Они приезжают в старообрядческое селение, чтобы побывать там, где в августе 1926 года останавливался Н.К. Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции.
Николай Константинович Рерих, его жена Елена Ивановна и их старший сын Юрий жили в известном на всю округу доме В.С. Атаманова. Около двух недель в Верх-Уймоне продолжалась напряженная исследовательская работа.
«Невскрытой сокровищницей» и «жемчужиной всей Азии» называл Н.К. Рерих Алтай. К этой древней, удивительно красивой земле, где с давних пор встречались народы Востока и Запада, художник относился особенно трепетно. «Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию», — утверждал он.
[spoiler]Усадьба В.С. Атаманова включена в список особо ценных памятников истории и культуры Алтая. Пребывание участников экспедиции в этом доме сделало его памятником истории и мировой культуры, и отныне он навсегда связан с именем художника-гуманиста Н.К. Рериха.
Свыше десяти лет в Верх-Уймоне работает Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха, созданный Сибирским Рериховским Обществом. Задача стояла сложная: необходимо было восстановить двухэтажный дом, от которого к тому времени остался только второй этаж.
Среди экспозиций музея — репродукции картин Н.К. и С.Н. Рерихов, фотовыставка, рассказывающая о жизни этой семьи, карта Центрально-Азиатской экспедиции, предметы, принадлежавшие семье Рерихов, в том числе и те, что были с ними в экспедиции.
В комнате на первом этаже представлен старообрядческий быт: предметы крестьянского обихода, а также старинные иконы и книги.
На втором этаже, в горнице, где жили Николай Константинович и Елена Ивановна, чувствуется особая атмосфера, связанная с пребыванием здесь этих людей. Экспозиция комнаты, расположенной напротив, посвящена жизни и деятельности Ю.Н. и С.Н. Рерихов. Здесь также можно познакомиться с материалами, рассказывающими о Б.Н. Абрамове и Н.Д. Спириной.[/spoiler]
МУЗЕЙ АЛТАЙСКОГО СКАЗИТЕЛЯ Н.У. УЛАГАШЕВА
Музей алтайского сказителя Н.У. Улагашева создан для изучения и популяризации творческого наследия выдающегося сказителя Н.У. Улагашева. Торжественное открытие музея состоялось 18 марта 2013 года.
В экспозициях и выставках представлены жизнь и творчество Н.У. Улагашева, история и материальная и духовная культура коренных малочисленных народов: тубаларов, челканцев, кумандинцев. На базе музея проходят экскурсии, проводятся этнографические праздники, разрабатываются туристические маршруты.
Имя сказителя-орденоносца, хранителя богатейших сокровищниц устного народного творчества алтайцев Н.У. Улагашева стоит в одном ряду с именами прославленных народных поэтов и певцов многонациональной Российской Федерации. В настоящее время в Республике Алтай появилась целая плеяда молодых мастеров сказительского искусства, которая продолжает древние традиции народа по созданию и исполнению героического эпоса. Об этом свидетельствует ежегодно проводимый в Республике Алтай «Международный курултай сказителей», который имеет широкий резонанс среди российских и зарубежных исполнителей
МУЗЕЙ АЛТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Этно-экологический музей алтайской культуры имени В.В. Отришко устроен в восьмиугольном бревенчатом аиле — традиционном жилище алтайцев. Действует он на базе центральной усадьбы Катунского биосферного заповедника в селе Усть-Кокса.
Здесь расположена экспозиция традиционных предметов быта — национальная одежда, женская и мужская, посуда: тажуур — кожаный сосуд для хранения молока, тепши — большое блюдо, пиалы, туески, а также музыкальные инструменты: икили — смычковый инструмент, комыс — язычковый инструмент, шоор — духовой инструмент, тип продольной флейты. Можно здесь увидеть и охотничье, скотоводческое снаряжение: кырлу — самодельное ружье, камчы — кнут, конская сбруя и так далее.
Посетители музея могут познакомиться с историей алтайского народа, экологическим мировоззрением и обычаями алтайцев.
МУЗЕЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ УЙМОНСКОЙ ДОЛИНЫ
Музей истории и культуры Уймонской долины в селе Верхний Уймон известен не только на Алтае — гости из разных стран стремятся побывать в этом необычном и гостеприимном доме. Создавался музей заслуженным учителем России Р.П. Кучугановой — собирательницей фольклора.
Сюда, в Верхний Уймон, за сотни километров приезжает множество людей, чтобы послушать Раису Павловну, которая обладает удивительным даром рассказчицы. В течение многих лет Раиса Павловна ездит по деревням Уймонской долины, где издавна селились староверы, собирает по крупицам народную мудрость, воспринятую от дедов и прадедов: поговорки, притчи, сказки, предания. Эти собранные материалы оформлены ею в несколько книг, которые вызывают у читателей большой интерес. Раиса Павловна убеждена: «Только народные традиции смогут донести до нас то, что попирается человеком ежечасно: нравственные категории добра, красоты, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к своей земле и людям, населяющим эту землю».
МУЗЕЙ-УСАДЬБА Г.И. ЧОРОС-ГУРКИНА
Филиал Национального музея имени А.В. Анохина в селе Анос Чемальского района был открыт в 2006 году — в день рождения художника. Восстановительно-реставрационные работы в усадьбе были начаты в 2005 году.
Григорий Иванович Чорос-Гуркин — основоположник изобразительного искусства Горного Алтая с 1903 по 1937 год жил и работал в селе Анос, где на свои средства построил усадьбу, в которой жил и творил до конца своих дней. Его усадьба состояла из жилого дома, художественной студии-мастерской, шестигранного аила, большого сада, пруда, хозяйственных построек, пасеки.
В усадьбу приезжали Г.Н. Потанин, В.Я. Шишков, Г.Д. Гребенщиков, А.В. Анохин, художники из Новосибирска и других городов России.
[spoiler]Именно здесь, в Аносе созданы все наиболее крупные произведения мастера: «Хан-Алтай», «Озеро горных духов», «Корона Катуни»… Благодаря художнику Анос стал своеобразным культурным центром не только Алтая, но и Сибири. Здесь с большим успехом проходили «Аносские вечера», прослушивались музыкальные произведения А. В. Анохина, работала первая бесплатная публичная библиотека. В Аносе обсуждались вопросы политического, экономического и культурного строительства будущей национальной автономии Горного Алтая — прообраза Республики Алтай.
В 1937 году после расстрела Г.И. Чорос-Гуркина усадьба и имущество художника были конфискованы и переданы в колхоз имени Кирова. Мастерскую на время заняла Ойротская художественная школа. Во время войны мастерская, шестигранный аил и хозяйственные пристройки были разобраны на дрова, жилой дом и сад переданы Аносской средней школе.
В 1992 году на доме художника была установлена мемориальная доска. В 1996 году дом-усадьба художника Г.И. Чорос-Гуркина в селе Анос отнесена в перечень особо ценных памятников истории и культуры Республики Алтай.[/spoiler]
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ А.В. АНОХИНА
Республиканский краеведческий музей имени Анохина был основан в 1918 году. Музей является старейшим учреждением культуры Республики Алтай.
Число экспонатов основного фонда составляет около 60 тысяч единиц хранения. Это уникальные коллекции по палеонтологии, археологии (сохранившиеся с древнейших времен изделия из дерева, войлока, кожи, каменные изваяния, рунические надписи, «Туектинский клад» серебряных изделий древнетюркского времени), этнографии (культовая атрибутика, предметы домашнего обихода), подлинные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства (картины и рисунки выдающихся художников Г. И. Чорос-Гуркина, Н. И.Чевалкова, современных художников и скульпторов). Есть старопечатные и рукописные книги XVII — XX вв., документы, фотографии по истории Горного Алтая XIX — XX вв., редкие образцы флоры и фауны, минералогическая коллекция.
[spoiler]Сегодня здание в процессе проектирования приобрело новый архитектурный облик, превратившись в многоярусный динамичный комплекс. Большие плоскости скатных кровель в сочетании с поверхностями стен напоминают крутые горные склоны и древние таинственные курганы, в глубине которых сокрыты сокровища Алтая. Тему кургана подчеркивают и развивают решение главного входа и сакральное пространство мавзолея, где разместились погребальные предметы из высокогорного плато Укок: саркофаг с мумией женщины пазырыкской культуры, получившей имя Укокской принцессы, высокохудожественные деревянные украшения и детали упряжи коней, а также каменные стелы.[/spoiler]
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ А. В. АНОХИНА
В конце октября 1918 года Алтайская земская управа по инициативе художника Г. И. Чорос-Гуркина приобрела палеонтологические, археологические, минералогические коллекции, научную библиотеку и архивные материалы известных сибирских краеведов Гуляевых. Все это составило основу будущего Национального музея Республики Алтай.
Одним из организаторов и первым заведующим музея стал Андрей Викторович Анохин. Более двадцати лет он посвятил изучению и развитию культуры Горного Алтая, собрав огромное количество материалов по этнографии, фольклору, музыкальному и песенному творчеству народов Южной Сибири. С 1989 года музей в Горно-Алтайске носит его имя.
[spoiler]На основе музейных собраний в экспозициях музея воссоздана история Горного Алтая с древнейших времен до новейшего времени. Здесь действуют экспозиции «Палеолит Горного Алтая», «Энеолит и ранний железный век Горного Алтая», «Древние тюрки Алтая», «Традиционная культура народов Республики Алтай», «Горный Алтай в годы Великой Отечественной войны», «Изобразительное искусство Горного Алтая: творчество художников Г. И. Чорос-Гуркина и Н. И. Чевалкова», «Н. К. Рерих и Алтай». Проходят и временные выставки по современному изобразительному и декоративно-прикладному искусству, а также по краеведческой тематике.
В первые годы своего существования музей не имел постоянного помещения, коллекции перевозились из села в село — в Улалу, Чемал, Кызыл-Озёк, из-за этого терялись коллекции и описи предметов. 7 декабря 1926 года вышло специальное постановление Ойротского областного исполнительного комитета о предоставлении музею отдельного помещения. Это было однокомнатное каменное здание на Базарной площади — дом-магазин купца Д. Тобокова, в котором ранее располагался Союз охотников. Заведующим музея был назначен Ю. Б. Салтыков. После переезда сотрудники музея привели в порядок коллекции, библиотеку, архив, а также значительно пополнили фонды новыми экспонатами, научной и краеведческой литературой. 29 мая 1927 года музей открыл свои двери первым посетителям.
В 1928—1930 годах музей провел по аймакам Ойротской автономной области первые экспедиции по исследованию археологических памятников, полезных ископаемых, красящих и лекарственных растений, целебных источников, этнографии… Так, в 1930 году была организована Алтайская этнографическая экспедиция «Общества изучения Сибири и ее производительных сил» в составе директора музея А. И. Новикова, научного сотрудника Н. И. Арбузовой, ученых-этнографов из Ленинграда А.И. Терентьевой, А. Г. Данилина, Л. Е. Каруновской, музыковеда К. А. Верткова, а также Г. И. Чорос-Гуркина и А. В. Анохина. В ходе экспедиции в Эликмонарском, Шебалинском, Онгудайском, Улаганском, Турочакском аймаках художник сделал множество уникальных рисунков. В них запечатлено время, когда предметы быта, культа сохраняли свой подлинный традиционный облик. Сегодня эти рисунки составляют золотой фонд Национального музея.
Первые художественные коллекции музея составили работы Г. И. Чорос-Гуркина. Н. И. Чевалкова, А. Шишкова, П. Максимова, Я. Метешева, Э. Кобэкова и других. В 1931 году музей был переведен в бывшую лавку купца Бодунова на улице Советской и размещен в трех комнатах нижнего этажа; основную часть здания занимали Ойротская художественная школа и Ойротский областной архив. С 1933 по 1989 год музей занимал весь дом, который до сих пор горноалтайцы называют «Старым музеем».
В 1934 году директором музея был назначен археолог С. М. Сергеев, выпускник Московского университета. С 1927 по 1941 год в музее сменилось двенадцать директоров, некоторые из них были сняты с работы или репрессированы.
В 1960—1970-е годы комплектование фондов археологическими предметами шло в основном за счет приобретений случайных находок. Многочисленные экспедиции, которые работали на Алтае, всегда забирали с собой археологические находки, а отдавали в музей Горно-Алтайска лишь малоценные экспонаты. В 1980-е годы в Горном Алтае стала формироваться группа местных археологов, и фонды музея стали пополняться полноценными археологическими коллекциями. За последние двадцать лет в музей поступили материалы эпохи палеолита и бронзы, эпохи раннего железа и средневековья. Сейчас они активно используются в различных выставках и экспозициях.
Музей тесно сотрудничает со специалистами крупных научных центров Сибири, которые проводят исследования в Республике Алтай. С 1993 по 2001 год в музей поступили материалы раскопок Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, Алтайского государственного университета, Кемеровского государственного университета, Института алтаистики имени С. С. Суразакова.
Среди музейных экспонатов, хранящихся в фондах Национального музея, очень востребованы материалы, связанные с жизнью и творчеством национального гения — художника и политического деятеля Г. И. Чорос-Гуркина. Его зарисовки не сохранившихся до наших дней археологических и этнографических памятников восполняют неизвестные страницы истории Алтая. В 2002 году в музее состоялась выставка произведений выдающегося художника, «алтайского Гогена» Николая Чевалкова, посвященная 110-летию со дня его рождения. На выставке были представлены живописные полотна музейных собраний Республики Алтай, Новосибирска, Иркутска, Бийска.[/spoiler]