Мигранты опять массово поехали в Россию: что делать с нелегалами

Несколько дней назад первый замглавы МВД РФ Александр Горовой пообещал, что после 15 июня, когда объявленные властью «иммиграционные каникулы» закончатся, из России выдворят всех нелегальных мигрантов. Между тем они заново штурмуют границы России. С апреля открылся для въезда Таджикистан, открылся Узбекистан, по самым приблизительным подсчетам, по несколько тысяч гастарбайтеров снова въезжают к нам ежедневно.

Когда внезапно в 2020-м закрылись границы, многие иностранцы остались в России вынужденно, а их документы, визы, сроки постановки на учёт по месту пребывания, сроки временного и постоянного проживания, в том числе вид на жительство, продлились автоматически. Даже если с бумагами все совсем было плохо, люди не становились от этого вне закона.
Но 14 июня «мигрантские каникулы», объявленные президентом, подойдут к концу.
А, значит, подмосковные ЦВСИГ — Центры временного содержания иностранных граждан в Егорьевске и Королёве, ждут первых гостей. Именно здесь и станут размещать нелегалов до их выдворения или пока не пройдёт два года. Все это время их бесплатно станут кормить и содержать на территории нашей страны, чьи законы пребывания они нарушили. Ну, а по истечении этого срока — отпустят на все четыре стороны.
Сегодня ЦВСИГ почти пусты. «На всю область всего сорок нелегалов, тогда как лимит — четыреста», — рассказывает правозащитник Сергей Леонов, председатель Общественной наблюдательной комиссии Московской области.
Попались какие-то жуткие невезунчики. Те, кто умудрился оказаться в ЦВСИГ в период карантина, когда нелегалов почти не трогали. Надо было не только не иметь работы и денег на билеты домой, но и вообще возможности вернуться. Как, например, жители Туркмении, чья родина из-за угрозы распространения коронавируса закрылась наглухо даже для своих. Хотя мужики и радуются, работы прошлый год почти не было, а здесь сыты и одеты хотя бы.
Опустевшим ЦВСИГ, правда, нашли применение этой зимой. Сюда свозили задержанную на митингах молодёжь для отбывания административного ареста. Никогда в этих стенах, видевших даже нигерийских проституток, не было так весело.

Сейчас, когда ограничительные меры наконец ослабли, иностранцы вновь потянулись в Россию-матушку. Те, кто предсказывал, что они не вернутся, потому что доллар упал и это стало экономически невыгодно, ошибались — ибо на исторической родине работы нет вообще, и лучше уж пахать за дешевый рубль, чем голодать всем аулом. При этом, понятное дело, лодыри к нам не едут.
По данным МВД, уже сейчас в России находятся более 322 тыс. нелегальных мигрантов из Узбекистана, 247 тыс. — из Таджикистана, 155 тыс. — с Украины, 120 тыс. — из Азербайджана, 115 тыс. — из Киргизии, 61 тыс. — из Армении, 56 тыс. — из Молдавии и 49 тыс. — из Казахстана.
И с каждым днём их количество все увеличивается. Открылись границы с Узбекистаном, Таджикистаном По примерным подсчетам, их пересекают несколько тысяч человек в день. А сзади уже напирают конкуренты.
Фото: ОНК Московской области
Эти люди согласны на ночевки в переполненных вагончиках, готовы платить штрафы, работать 24/7, забыть про общечеловеческие права и ценности, лишь бы их пустили и дали работать.

Эксперты считают, что вряд ли после грозного окрика из МВД по поводу выдворения нелегалов что-то кардинально изменится. Не приезжать сюда гастарбайтеры просто не могут, это вопрос их выживания. Но кому выгодно превращать их дальнейшую жизнь в ад?
«На мой взгляд, инициаторами ужесточения условий пребывания мигрантов стали сами работодатели, — полагает Лариса Шеслер, Председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины. — Именно хозяева бизнеса заинтересованы в том, чтобы мигрантов прижимали, чтобы им некуда было пожаловаться и потому они были послушны и не боролись за свои права. Чтобы уже приехавшие не могли свободно поменять плохое место работы и терпели до последнего, боясь выдворения».
Еще года полтора назад было хорошим тоном заявить, что в Москве слишком много иностранной рабочей силы и, дескать, именно поэтому россияне не могут устроиться на нормальную работу, то с введением карантинов, вынудивших гастарбайтеров временно вернуться на родину, стало понятно, что россияне вовсе не горят желанием трудиться дворниками и разнорабочими. Эти места так и остаются вакантны. Тогда как оставшиеся мигранты тоже не спешат больше загибаться на стройках, а заняли новую, более комфортную для себя нишу.
— Большинство перешли трудиться в службы доставки, которые неслыханно разрослись за последний год. Там гораздо выгоднее, потому что платят регулярно, быстро и не кидают, как на тех же стройках, хозяева которых утверждают, что им не хватает рабочих. Это естественно, ведь кататься на самокате с коробом за плечами намного легче, чем таскать кирпичи и тяжелые катушки со шлангами, бетонировать перекрытия или варить арматуру, — перечисляет Лариса Шеслер.
Моменты, касающиеся возвращения нелегалов, как считают эксперты, тоже продуманы не до конца. Например, оплата билетов на родину. Если сам мигрант и его родные не могут их купить, то это тупик. Потому что дипломатические представители покупать билеты своим соотечественникам вовсе не обязаны. Финансировать выдворение должна Россия.
«Максимальный срок содержания в ЦВСИГ — два года. Да, они бы сами за это время могли накопить на билет и уехать за свой счёт. Но дело в том, что привлекать к общественно полезным работам – и при отбывании административного ареста, и при отбывании в ЦВСИГ – запрещено.. Раньше, до 2014 года в спецприемниках, например, отбывающие административный арест могли привлекаться на общественно-полезные работы и если сейчас можно было вернуть эту практику и распространить её на ЦВСИГ, то заработанные ими денежные средства могли использоваться на оплату их содержания, оплату билетов или погашения штрафов по искам, например. С выходом нового 83 Приказа МВД (в народе Новый ПВР по Спецприемникам), это право убрали
Хотя многие хотят работать, чтобы оплатить свой проезд, но по закону не могут этого и просто сидят в ЦВСИГ, бездельничая», — недоумевает Сергей Леонов. Увы, изменить эту ситуацию можно только законодательно.
Появился и ещё один вопрос, касающийся сегодняшней коронавирусной реальности. Многие государства готовы принять своих нелегалов, только если на руках у них при пересечении границы уже будет тест ПЦР. Да, его можно сделать прямо в аэропорту, и он даже будет действительным ещё три дня. Но в бюджете МВД и Службы судебных приставов такой строки расходов не прописано, а у самих бедолаг, естественно, денег на анализ нет. А без него их далекая родина также отказывается их видеть. И кто в этой ситуации более жесток? Родина-мать или Россия-мачеха?
Получается, и оставить у нас нелегалов нельзя, но и выгнать за свой счёт подчас невозможно.

Источник: https://news.rambler.ru/politics/46262392/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

Похожие материалы