Подвиги железнодорожников Чечено-Ингушетии в годы Великой Отечественной войны

Железнодорожный транспорт сыграл большую роль в победе Советского Союза над фашистской Германией. Протяженность советско-германского фронта превышала четыре тысячи километров – от Черного до Баренцева моря, многие регионы были удалены от важных промышленных центров страны. Перед железнодорожниками была поставлена задача в кратчайшие сроки перестроить работу железнодорожного транспорта для обеспечения быстрой и бесперебойной доставки к фронту войск, боевой техники, горюче-смазочных материалов и продовольствия, а также для эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, промышленных предприятий, оказавшихся в зоне оккупации противника. В годы войны на железной дороге, как и на фронте, нашлось место героизму, самоотверженности и трудовому подвигу.

Руководство СССР практически с первых дней войны издало приказ о переведении железнодорожного транспорта на особый график движения. Составам, которые везли стратегически важные грузы, поездам с войсками давали «зеленый свет», они двигались фактически без остановок. Значительная часть пассажирских вагонов была переоборудована в санитарные, а пассажирское движение поездов ограничивалось. Для улучшения качества взаимодействия железнодорожного управления и военного командования в прифронтовых районах создавались подвижные военно-эксплуатационные отделения и строительно-восстановительные организации. При штабе каждого фронта учреждалась должность уполномоченного НКПС.
Уже 4 июля 1941 года коллектив орденоносного депо Москва-Сортировочная обратился с призывом к железнодорожникам Советского Союза обеспечить нужды Красной Армии в перевозках, быстро и бесперебойно доставляя военные грузы на фронт. Все железнодорожники страны поддержали эту патриотическую инициативу. Однако работа транспорта осложнялась тем, что наиболее разветвленная сеть железных дорог находилась в зоне боевых действий или в зоне оккупации.

Фашистская авиация интенсивно бомбила и обстреливала железнодорожные эшелоны и вокзалы, что осложняло работу железнодорожников. К примеру, с начала войны и по декабрь 1941 года гитлеровцы совершили почти 6 тысяч налетов на прифронтовые дороги, то есть в среднем 33 налета в сутки.
На фронт эшелоны перевозили войска, боеприпасы и оружие, а возвращались, как правило, с эвакуированными людьми, с промышленным оборудованием, материальными и культурными ценностями. Цепь эвакуационных пунктов растянулась на тысячи километров от прифронтовых станций до Сибири. По всей протяженности этого пути работали санитарные пропускники и столовые, через которые каждый день проходили тысячи человек. Всего за годы войны при помощи железнодорожного транспорта было перевезено около 20 миллионов вагонов с военнослужащими, боевой техникой, снарядами и продовольствием. Возникали и «спецзадания» особой сложности по эвакуации населения, промышленных предприятий и культурных ценностей, которые отправлялись подальше от линии фронта в Горький, Пермь, Соликамск и Свердловск.

Железнодорожники ЧИАССР

В связи с приближением фронта к Северному Кавказу 11 августа 1942 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял решение о частичной эвакуации населения и промышленного оборудования нефтяной промышленности в глубь страны (в Среднюю Азию). Всего железнодорожниками республики было отправлено 4178 вагонов с оборудованием и людьми.
В годы войны на железнодорожный транспорт вернулись ранее работавшие машинисты, электросварщики, слесари по ремонту паровозов, котельщики и другие специалисты. Важную роль в бесперебойной деятельности железнодорожного транспорта сыграли женщины, которые добровольно пришли работать в эту отрасль и стали осваивать сугубо мужские до этого времени специальности вагонного мастера, кондуктора, а также машиниста поездов. В паровозном депо были организованы курсы по подготовке помощников машинистов и электросварщиков. Выпускницы овладели профессией поездных вагонных мастеров, кондукторов, машинистов. Всего к началу 1942 года было обучено свыше 300 женщин. Все эти меры способствовали улучшению функционирования железнодорожного транспорта.

Важным показателем работы паровозных депо республики являлась экономия топлива. Всюду на железной дороге вывешивались лозунги и плакаты, отражавшие опыт и результаты машинистов в этом отношении. К примеру, на одном из нефтяных баков крупными буквами было написано: «Здесь хранится сэкономленное топливо машинистов Бычкова, Луганского, Сергеенко».

Работники Грозненского отделения Орджоникидзевской железной дороги взяли на себя высокие социалистические обязательства и стали трудиться по-фронтовому, то есть не щадя своих сил и здоровья. Они прилагали все усилия, чтобы удлинить пробег поездов без ремонта, сэкономить топливо и смазочные материалы, сократить время формирования поездов, что позволило в 1941 году паровозному депо станции «Грозный» сэкономить 1 миллион 618 тысяч рублей. Коллектив депо под руководством А.М. Турченко изготовил 139 наименований деталей, что способствовало бесперебойной работе всех агрегатов депо. В ходе Всесоюзного социалистического соревнования железнодорожники Грозненского узла смогли сэкономить государству в 1941 году 141 500 рублей – почти вдвое больше плана, а в 1943 году только паровозное и вагонное депо станции Грозный сэкономили государству 3 502 966 рублей.
В течение 5 месяцев 1943 года грозненские железнодорожники удерживали переходящее Красное Знамя Народного комиссариата путей сообщения СССР (НКПС СССР) и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС).

За отличную работу по обеспечению перевозок горючего фронту и народному хозяйству Президиумом Верховного Совета ЧИАССР 33 командира и стахановца Грозненского железнодорожного отделения были награждены Почетными грамотами. А в 1943 году коллектив Грозненского паровозного депо занял второе место во Всесоюзном социалистическом соревновании паровозников.
Осенью 1943 года секретарем парторганизации станции Гудермес Конотоповым был проведен общественный смотр подготовки хозяйств к зиме. Все партийные организации Грозненского отделения железной дороги подхватили эту инициативу. В январе 1944 года эта станция за образцовый труд получила переходящее Красное Знамя.

Немало героических подвигов совершили железнодорожники Грозненского отделения. 30 октября 1942 года Семен Мефодьевич Лищенко вел состав с боеприпасами. Состав приближался к фронтовой линии. На перегоне его обнаружили пять фашистских бомбардировщиков, которые стали бомбить состав. Но опытный машинист не растерялся, а продолжал двигаться, то ускоряя, то замедляя ход, тем самым обеспечив доставку состава с боеприпасами по назначению. Мужество и находчивость Семена Лищенко были высоко оценены Советским правительством и отмечены орденом Ленина.
Самоотверженно трудился коллектив станции Гудермес. Начальник станции М.И. Герасин организовал метод обработки поездов, т.е. контрольную проверку составов и их техническое обслуживание, систематически занимался с работниками станции, подготавливая составителей, отвечающих за формирование и расформирование поездов и стрелочников, управляющих ручными стрелочными переводами. Коллектив под руководством Герасина обеспечивал бесперебойное продвижение поездов с оперативным грузом, своевременно оборудовал вагоны для спецперевозок. Станция под его руководством заняла первое место по Орджоникидзевской железной дороге и получила переходящее Красное Знамя.

Машинист станции Гудермес Михаил Иванович Радченко днем и ночью доставлял на фронт боеприпасы, горючее, продукты питания. Не раз ему приходилось вести поезд под обстрелом вражеской авиации. Например, в ноябре 1942 года, когда на участке между городами Прохладный и Моздок шли ожесточенные бои с гитлеровцами, на разъезде Луковском находился состав с боеприпасами, который в любую минуту мог попасть в руки врага. Машинисту Радченко было поручено перегнать состав на станцию Гудермес. При исполнении ответственного задания состав был обнаружен вражескими самолетами. Бомбы и снаряды вражеской артиллерии разрывались вокруг паровоза, но самоотверженные действия машиниста в экстремальных условиях обеспечили спасение и благополучную доставку состава с ценным грузом в Гудермес. И это не единственный подвиг Радченко. За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного сообщения в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Радченко Михаилу Ивановичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Родина высоко оценила трудовые успехи гудермесцев-железнодорожников: 248 из них были награждены орденами и медалями.
За образцовое выполнение заданий правительства в ноябре 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР большая группа железнодорожников Чечено-Ингушетии была награждена орденами и медалями. Орден Ленина был вручен бригадиру паровозного депо станции Грозный П.В. Маслову и начальнику паровозного депо А.М. Турченко, орденом Трудового Красного Знамени наградили машиниста паровозного депо станции Гудермес А.Ф. Непочатого, начальника 4-1 дистанции службы железнодорожного пути М.И.Кистанова и других.
В 1945 году за образцовое выполнение военных заданий правительство наградило железнодорожников Чечено-Ингушетии орденами и медалями, десятки из них получили медаль «За оборону Кавказа».

 

Таким образом, несмотря на опасность и все тяготы военного времени, железнодорожники республики внесли огромный вклад в победу, которую ковали все народы Советского Союза. Имена железнодорожников нашей республики вписаны золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны!

 

Екатерина Мурадова

Специальный корреспондент Сайпуддин Гучигов

Похожие материалы

Leave a Comment