Ярославский театр Волкова начинает неделю с новым худруком — после многомесячных споров и брожений главным назвали режиссера и актера Сергея Пускепалиса. О том, почему это назначение исторически важно для русского театра, было ли оно революционным и как к нему пришли — в материале РИА Новости.
Инцидент привел к прецеденту
Конфликт в Волковском театре назревал с декабря, когда директором назначили Алексея Туркалова. Сначала он враждовал с тогдашним худруком Евгением Марчелли, потом в противостояние оказались вовлечены артисты. В июле труппа написала письмо в Минкультуры с просьбой разобраться в ситуации. Итог — освобождение директора от должности, выговор худруку. А затем Марчелли заявил об уходе по собственному желанию.
Старейший театр России накануне 270-летнего юбилея в 2020 году остался без руководства.
Для урегулирования ситуации Минкультуры пошло на беспрецедентный, если не революционный, шаг: объявило конкурс концепций развития Волковского театра. Если раньше руководство театров выбирали кулуарно, то теперь впервые кандидаты могли очно, в рамках открытого «питчинга» представить свои идеи.
В итоге после рассмотрения концепций, предложенных девятью кандидатами 16 августа, большинством голосов комиссия из театральных деятелей выбрала Сергея Пускепалиса, который уже работал в Волковском главным режиссером в 2009-2011 годах.
«Мне кажется, это первая попытка так открыто попытаться узнать, кто как себе представляет деятельность такого серьезного творческого организма, — сказал худрук «Табакерки» Владимир Машков. — Споры в театре всегда горячие, но решение было близкое к единогласному».
Туристы, театральная биржа и БТР
Обсуждение концепции Пускепалиса было продолжительным, оживленным и вызвало больше всего вопросов — скорее заинтересованных, чем скептических.
План теперь уже бывшего заместителя худрука МХАТа революционным не назовешь, но в оригинальности ему не откажешь.
«Театр имени Волкова должен стать обязательным местом посещения для туристов, приезжающих в Ярославль как в один из главных городов «Золотого кольца». Моя задача — чтобы премьеры притягивали новых гостей города», — подчеркнул Пускепалис на презентации.
Другое предложение худрука — проводить в Волковском ежегодную Всероссийскую театральную биржу. Театр послужит своеобразной ярмаркой талантов для актеров, а потом и для представителей других профессий. «Привязать биржу можно и правильно к фестивалю «Будущее театральной России», там должны собираться «покупатели» со всей России, приглашая актеров, предлагая им лучшие условия», — отметил Пускепалис.
Формирование детского репертуара, вовлечение в работу всей труппы и внимание к русской классике — это предлагали все кандидаты. Пускепалис добавил к этому идею создания медиабиблиотеки.
Речь идет о том, чтобы собрать видеозаписи постановок разных театров со всей страны. И раз в месяц устраивать показ.
Кадр из проекта с Сергеем Пускепалисом и Марией Мироновой
Режиссер Василий Сигарев и актер Сергей Пускепалис
Сергей Пускепалис и Нино Нинидзе на церемонии 20-го фестиваля кино стран СНГ, Литвы, Латвии и Эстонии «Киношок»
Новый худрук уверен, что нынешний репертуар ярославского театра — это «золотой запас», к нему надо относиться бережно: «Не махать шашкой, а ориентироваться на зрительский успех и интерес актеров в исполнении спектаклей».
Что касается перспектив, то «театру надо искать «свою» пьесу, причем современная драматургия тоже должна быть в афише».
На вопрос из зала, каких режиссеров Сергей будет приглашать, последовал ответ: «самых лучших», в том числе молодых. Разумеется, спросили о том, срочные или бессрочные контракты будут заключаться с актерами. Худрук выразился уклончиво: «Безработных артистов не будет; другое дело, чем они станут заниматься».
Революция или эксперимент?
Желающие занять должность худрука должны были соответствовать следующим требованиям: высшее профессиональное образование, опыт и стаж соответствующей работы, собственные постановки, переезд в Ярославль на время реализации концепции. Комиссия, решавшая судьбу театра, была более чем авторитетная: Сергей Безруков, Алексей Бородин, Андрей Могучий, Владимир Машков, Евгений Князев, представители Минкульта и региона.
«С точки зрения системности подхода к такого рода мероприятиям, как назначение руководителя, это новый, можно сказать, экспериментальный для отечественной театральной системы шаг со стороны министерства, — поделился мнением с РИА Новости худрук театра имени Товстоногова Андрей Могучий. — Когда художник представляет какую-то концепцию, программу. Хотя в нашей традиции судят не по программе, а по личности, ее представляющей».
Могучий отметил, что остаются вопросы о том, кто, как и когда узнает о конкурсе, сколько дается времени на подготовку программ, по каким принципам формируется экспертный совет. Также не совсем ясно, кто назначает совет, каковы критерии оценки программ.
Но ни у кого нет сомнений в том, что выбор должен быть таким же прозрачным, как и процедура прямых трансляций или обсуждений концепций.
Могучий напомнил, что в свое время Товстоногов сетовал на несовершенную организационную форму стационарных театров, что «в деле стационирования в свое время была допущена ошибка».
«С 30-х годов ничего принципиально не меняется. Хорошо то, что Министерство культуры вошло в эту воду, считаю положительным, это правильная демократическая процедура. Но она требует разработки. В любом случае это лучше, чем какие-то кулуарные решения», — подчеркнул Могучий.
В свою очередь, Владимир Машков заметил, что дискуссии могут быть бесконечными.
«Во всяком случае, мы все, кто тут собрались, заинтересованы в судьбе русского театра. И если идет разговор о Волковском национальном театре, то жизнь его для нас невероятна важна», — уточнил он.
Обсуждения лаконично подытожил Могучий: «Как бы то ни было, русский театр всегда так или иначе выруливал на правильный путь».
Символично, что перемены начались с первого русского театра. Станет ли прецедент правилом, покажет будущее.