Такого еще не было! Каким будет новый старый театр Волкова

Сергей Пускепалис
Ярославский театр Волкова начинает неделю с новым худруком — после многомесячных споров и брожений главным назвали режиссера и актера Сергея Пускепалиса. О том, почему это назначение исторически важно для русского театра, было ли оно революционным и как к нему пришли — в материале РИА Новости.

Инцидент привел к прецеденту

Конфликт в Волковском театре назревал с декабря, когда директором назначили Алексея Туркалова. Сначала он враждовал с тогдашним худруком Евгением Марчелли, потом в противостояние оказались вовлечены артисты. В июле труппа написала письмо в Минкультуры с просьбой разобраться в ситуации. Итог — освобождение директора от должности, выговор худруку. А затем Марчелли заявил об уходе по собственному желанию.
Старейший театр России накануне 270-летнего юбилея в 2020 году остался без руководства.
Для урегулирования ситуации Минкультуры пошло на беспрецедентный, если не революционный, шаг: объявило конкурс концепций развития Волковского театра. Если раньше руководство театров выбирали кулуарно, то теперь впервые кандидаты могли очно, в рамках открытого «питчинга» представить свои идеи.
Здание Российский театр драмы имени Ф. Волкова в Ярославле
В итоге после рассмотрения концепций, предложенных девятью кандидатами 16 августа, большинством голосов комиссия из театральных деятелей выбрала Сергея Пускепалиса, который уже работал в Волковском главным режиссером в 2009-2011 годах.

«Мне кажется, это первая попытка так открыто попытаться узнать, кто как себе представляет деятельность такого серьезного творческого организма, — сказал  худрук «Табакерки» Владимир Машков. — Споры в театре всегда горячие, но решение было близкое к единогласному».

Туристы, театральная биржа и БТР

Сергей Безруков на рассмотрении концепций развития театра Волкова
Обсуждение концепции Пускепалиса было продолжительным, оживленным и вызвало больше всего вопросов — скорее заинтересованных, чем скептических.
План теперь уже бывшего заместителя худрука МХАТа революционным не назовешь, но в оригинальности ему не откажешь.

«Театр имени Волкова должен стать обязательным местом посещения для туристов, приезжающих в Ярославль как в один из главных городов «Золотого кольца». Моя задача — чтобы премьеры притягивали новых гостей города», — подчеркнул Пускепалис на презентации.

Актер и режиссер Сергей Пускепалис

Другое предложение худрука — проводить в Волковском ежегодную Всероссийскую театральную биржу. Театр послужит своеобразной ярмаркой талантов для актеров, а потом и для представителей других профессий. «Привязать биржу можно и правильно к фестивалю «Будущее театральной России», там должны собираться «покупатели» со всей России, приглашая актеров, предлагая им лучшие условия», — отметил Пускепалис.

Формирование детского репертуара, вовлечение в работу всей труппы и внимание к русской классике — это предлагали все кандидаты. Пускепалис добавил к этому идею создания медиабиблиотеки.
Речь идет о том, чтобы собрать видеозаписи постановок разных театров со всей страны. И раз в месяц устраивать показ.
Новый худрук уверен, что нынешний репертуар ярославского театра — это «золотой запас», к нему надо относиться бережно: «Не махать шашкой, а ориентироваться на зрительский успех и интерес актеров в исполнении спектаклей».
Что касается перспектив, то «театру надо искать «свою» пьесу, причем современная драматургия тоже должна быть в афише».
На вопрос из зала, каких режиссеров Сергей будет приглашать, последовал ответ: «самых лучших», в том числе молодых. Разумеется, спросили о том, срочные или бессрочные контракты будут заключаться с актерами. Худрук выразился уклончиво: «Безработных артистов не будет; другое дело, чем они станут заниматься».

Революция или эксперимент?

Владимир Машков на рассмотрении концепций развития театра Волкова
Владимир Машков на рассмотрении концепций развития театра Волкова
Желающие занять должность худрука должны были соответствовать следующим требованиям: высшее профессиональное образование, опыт и стаж соответствующей работы, собственные постановки, переезд в Ярославль на время реализации концепции. Комиссия, решавшая судьбу театра, была более чем авторитетная: Сергей Безруков, Алексей Бородин, Андрей Могучий, Владимир Машков, Евгений Князев, представители Минкульта и региона.

«С точки зрения системности подхода к такого рода мероприятиям, как назначение руководителя, это новый, можно сказать, экспериментальный для отечественной театральной системы шаг со стороны министерства, — поделился мнением с РИА Новости худрук театра имени Товстоногова Андрей Могучий. — Когда художник представляет какую-то концепцию, программу. Хотя в нашей традиции судят не по программе, а по личности, ее представляющей».

Могучий отметил, что остаются вопросы о том, кто, как и когда узнает о конкурсе, сколько дается времени на подготовку программ, по каким принципам формируется экспертный совет. Также не совсем ясно, кто назначает совет, каковы критерии оценки программ.
Но ни у кого нет сомнений в том, что выбор должен быть таким же прозрачным, как и процедура прямых трансляций или обсуждений концепций.
Андрей Могучий на рассмотрении концепций развития театра Волкова
Андрей Могучий на рассмотрении концепций развития театра Волкова
Могучий напомнил, что в свое время Товстоногов сетовал на несовершенную организационную форму стационарных театров, что «в деле стационирования в свое время была допущена ошибка».

«С 30-х годов ничего принципиально не меняется. Хорошо то, что Министерство культуры вошло в эту воду, считаю положительным, это правильная демократическая процедура. Но она требует разработки. В любом случае это лучше, чем какие-то кулуарные решения», — подчеркнул Могучий.

В свою очередь, Владимир Машков заметил, что дискуссии могут быть бесконечными.
Художественный руководитель Московского театра Олега Табакова Владимир Машков
Художественный руководитель Московского театра Олега Табакова Владимир Машков
«Во всяком случае, мы все, кто тут собрались, заинтересованы в судьбе русского театра. И если идет разговор о Волковском национальном театре, то жизнь его для нас невероятна важна», — уточнил он.
Обсуждения лаконично подытожил Могучий: «Как бы то ни было, русский театр всегда так или иначе выруливал на правильный путь».
Символично, что перемены начались с первого русского театра. Станет ли прецедент правилом, покажет будущее.

Похожие материалы