Анализ деятельности Общественных советов при региональных органах государственной власти на территории Липецкой области.

С 2014 года наличие Общественных советов является обязательным для региональных органов исполнительной власти. На протяжении 2 лет эксперты «Инфометра» (http://read.infometer.org) оценивали открытость  Общественных советов региональных органов власти в Липецкой области.

По итогам 2017 года наша область осталась в аутсайдерах, как и в 2016 году, заняв 81 место в рейтинге. (Приложение № 1, № 2)

Очевидно, либо ведомство, либо сами Общественные советы мало заинтересованы в освещении работы и формировании обратной связи с гражданами.

В РФ уже несколько лет идет «Перезагрузка» Общественных советов на федеральном уровне, направленная на повышение их эффективности и в частности независимости – отбор кандидатов осуществляется Экспертным советом и Общественной палатой. При этом среди региональных Общественных советов нет единообразия.  Кандидаты могут отбираться Общественной палатой региона, как например, в Кемеровской области, но могут быть отобраны и конкурсной комиссией, созданной самим органом, как например, в Тамбовской области. Единообразные требования для региональных и муниципальных Общественных советов обсуждались правительственной комиссией по координации деятельности Открытого правительства. Проректор Высшей школы экономики Андрей Жулин отметил, что на региональном уровне создано несколько тысяч Общественных советов, однако их эффективность оставляет желать лучшего, а сами Общественные советы он назвал искусственными.

Общественные советы при органах власти на территории Липецкой области как институты гражданского общества должны функционировать на единых принципах и иметь соответствующие полномочия, позволяющие реально влиять на состояние дел по соответствующим направлениям государственной политики проводимой регионом в органах власти.

Общественная палата Липецкой области является субъектом общественного контроля,  должна принимать участие в формировании Общественных советах в органах законодательной (представительной) и исполнительной власти области. Являться координатором этих советов и иных субъектов общественного контроля региона, взаимодействуя с ними.

Для того чтобы наделить Общественную палату Липецкой области данными полномочиями требуется внести в Закон Липецкой области от 02 ноября 2017 г. № 123-ОЗ «О некоторых вопросах осуществления общественного контроля в Липецкой области» следующие изменения (Приложение № 3):

Статью 4 изложить в следующей редакции:

  1. Общественная палата Липецкой осуществляет общественный контроль в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23 июля 2016 года № 183- ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности Общественных палат субъектов Российской Федерации», Законом Липецкой области от 23 декабря 2016 года № 40 – ОЗ «Об Общественной палате Липецкой области» и настоящим законом.

Общественная палата Липецкой области принимает участие в формировании Общественных советов при органах законодательной (представительной) и исполнительной власти области, является координатором этих советов и иных субъектов общественного контроля, осуществляющих деятельность в соответствии с настоящим Законом.

Общественная палата Липецкой области, осуществляя общественный контроль, взаимодействует с другими субъектами общественного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

  1. Общественные палаты (сонеты) муниципальных образований области являются субъектами общественною контроля и осуществляют общественный контроль в порядке, предусмотренном муниципальными правовыми актами. Общественные палаты (советы) муниципальных образований принимают участие в формировании общественных советов при органах местного самоуправления и являются координаторами их деятельности.

После наделения полномочиями Общественную палату Липецкой области формировании Общественных советов необходимо утвердить «методику определения рейтинговой оценки эффективности деятельности Общественных советов в субъекте РФ» (Приложение № 4).

В самих органах региональной государственной власти должна вестись работа с наполнением  раздела/сайта Общественного совета. Не должно быть административных препонов по доступу к площадке для публикации от представителей Общественных советов.

Разработка новых механизмов формирования при региональных органах государственной власти позволит более эффективно осуществлять не только общественный контроль, но и процесс экспертного сопровождения подготовки политических решений в сфере государственного управления.

Подводя итог, отмечаем, что на сегодняшний день сложилась достаточно богатая правовая база, закрепляющая  для дальнейшего совершенствование института Общественных советов на территории Липецкой области.

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

С уважением, член Общественной палаты

города Липецка А.А. Петров

Похожие материалы