Воронеж: В Центре защиты прав человека обсуждены проблемы соблюдения норм административных регламентов по оказанию государственных услуг в сфере миграции

Целями мероприятия стало совершенствование взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти в решении вопросов реализации миграционного законодательства и правового просвещения иностранных граждан.

19 февраля 2018 года в Центре защиты прав человека состоялся круглый стол «Соблюдение норм административных регламентов по оказанию государственных услуг в сфере миграции».

Его проведение инициировано омбудсменом по результатам мониторинга поступивших к нему в 2017 году обращений иностранных граждан, выездов в спецучреждение для содержания лиц, подвергнутых административному выдворению и депортации за пределы РФ, обращений представителей общественных организаций, связанных с оказанием помощи мигрантам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Мероприятие направлено на совершенствование взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти в решении вопросов реализации миграционного законодательства и правового просвещения иностранных граждан.

Участниками мероприятия стали представители Национальной палаты при губернаторе Воронежской области, Департамента труда и занятости населения Воронежской области, Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Воронежской области, Управления по вопросам миграцииГУ МВД России по Воронежской области, УМВД России по г. Воронежу, общественных организаций и социально ориентированных НКО.

Руководитель аппарата уполномоченного по правам человека в Воронежской области Владимир Белоножкин, открывая заседание, отметил важность выработки конкретных предложений по улучшению качества оказания государственных услуг в сфере миграции, содействия со стороны институтов гражданского общества в правовом просвещении иностранных граждан.

В рамках круглого стола обсуждены вопросы организации работы по приему и рассмотрению обращений граждан в УВМ ГУ МВД России по Воронежской области; организации приема граждан и соблюдения требований административных регламентов по оказанию государственных услуг в сфере миграции в территориальных подразделениях УМВД России по г. Воронежу. Также особое внимание уделено теме исполнения государственных обязательств по выплатам компенсаций участникам государственной программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом.

Обсуждение проходило предметно. Проведенный УПЧ мониторинг обращений граждан позволил выявить проблемные точки. Среди них – длительное время ожидания соотечественниками положенных компенсационных выплат. В большинстве случаев корень проблемы – большие очереди для подачи документов на выплаты. Например, прием в Едином миграционном центре ведется четыре раза в месяц, но число принятых за день людей не так значительно – иногда это 15-20 человек. В связи с этим переселенцы уже полтора года самостоятельно ведут очередь, которая в настоящее время насчитывает около 2 тысяч человек.

Сокращение штатов при реорганизации ФМС значительно осложнило пропускную способность подразделений по вопросам миграции. Но общественность не может считать такое положение дел не требующим решения.

Также участились случаи обращений к УПЧ граждан Украины, которые в силу объективных обстоятельств (часто именно из-за очередей на прием) не смогли соблюсти сроки обращения по вопросу продления временного убежища в Российской Федерации. Но нередко иностранные граждане и сами упускают сроки, пытаясь обратиться в последний момент. Эти вопросы также требуют выработки определенного алгоритма действий, как со стороны государственных органов, в компетенцию которых входит их рассмотрение, так и со стороны НКО, которые работают в сфере помощи иностранным гражданам.

Ведь нередко следствием пробелов в организации и осуществлении приемов граждан в территориальных подразделениях по вопросам миграции в районах города, недостаточной правовой грамотности иностранных граждан становятся   тупиковые ситуации, когда сроки законного пребывания в РФ истекают, и выходом может быть только выезд за пределы РФ, осуществить который эти граждане не в состоянии в силу многих объективных причин.

Кроме того, заявители часто просят более детально разъяснить им порядок направления письменных обращений, касающихся вопросов миграционного законодательства, теперь уже в Главное управление МВД России по Воронежской области.

Информацию по главным темам круглого стола и соответствующие разъяснения по обозначенным при их рассмотрении проблемным аспектам представили заместитель начальника УВМ ГУ МВД России по Воронежской области Андрей Лушпаев, и.о.начальника ОВМ УМВД России по г. Воронежу Наталья Стукалова.

Воронежская область была и остается одним из самых привлекательных не только для переселенцев, но и других категорий иностранных граждан, регионов. Например, только приток соотечественников к нам в разы больше, чем во многих других субъектах РФ. Это другой объем работы для миграционной службы. К тому же, несмотря на то, что пошаговый алгоритм оказания услуг по линии УВМ размещен на официальном сайте ГУ МВД России по Воронежской области, иностранные граждане в значительном ряде случаев предпочитают обращаться письменно за разъяснениями в УВМ, что тоже требует затрат времени и сил. Проблемой остается и то, что иностранные граждане нередко обращаются в последний момент. Здесь очень важным остается правовое просвещение, в том числе по линии организаций, работающих с иностранными гражданами.

В рамках рассмотрения проблемы выплат по линии ОВД участникам программы по оказанию содействия добровольному переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и членам их семей, необходимые пояснения дала врио начальника ЦФО ГУ МВД России по Воронежской области Ирина Антипова. Они позволяют понять, как осуществляются необходимые выплаты переселенцам. Механизм выплат достаточно трудоемкий. Прием заявлений от участников госпрограммы на получение пособия и возмещение расходов, подлежащих компенсации, осуществляется при строгом наличии всех необходимых документов, подтверждающих оплату понесенных расходов или дающих прав на получение. Затем формируется специальный реестр, и только после этого выделятся средства из федерального бюджета. По времени это не может быть быстрым. Все выплаты осуществляется ГУ МВД России по Воронежской области путем перечисления в установленном порядке соответствующей суммы на счета участников госпрограммы. Так, в 2016-2017 годах по принятым 4097 заявлениям от лиц-участников программы в общей сложности   выплаты составили более 120 млн рублей. Также важную информацию озвучила ведущий консультант отдела демографической политики и трудовой миграции департамента труда и занятости населения Воронежской области Галина Лукашева.

Активными участниками круглого стола стали члены общественного совета при УПЧ в Воронежской области руководитель «Казахстанского землячества в Воронеже» Галина Рагозина и юрист правозащитного центра «Мемориал» Вячеслав Битюцкий.

Прозвучал ряд предложений по совершенствованию деятельности УВМ с мигрантами.

Представители общественных организаций    отмечали, что если утверждена и действует государственная программа, то все обозначенные в ней обязательства и гарантии в отношении иностранных граждан должны быть соблюдены в обязательном порядке. Подчеркивалось важность повышения качественного уровня работы   государственных служб в этом направлении.

По итогам круглого стола участники выступили с инициативой подготовки обращений в адрес руководства ГУ МВД России по Воронежской области и МВД России по совершенствованию работы с обращениями граждан, в том числе иностранных, по линии УВМ ГУ, а также по увеличению количества приемных часов для подачи документов на компенсационные выплаты участникам Государственной программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом

Источник: ombudsman-vrn.ru/

Похожие материалы