БИРЖЕВОЙ МОСТ
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОСТ
Начало строительству было положено в 1842 году, рождающуюся переправу назвали Невским мостом. Её проект создал Станислав Валерианович Кербедз. К тому времени Кербедз уже соорудил несколько однопролётных чугунных арочных мостов, отчасти потому и доверили возведение столь сложного на то время инженерного сооружения именно ему.
Пролётов у моста было построено восемь. Разводной пролёт, находившийся у правого берега Невы, соответствовал всем существующим в то время требованиям судоходства. При помощи механического разводного механизма два крыла моста раздвигались в горизонтальной плоскости.
[spoiler]При сооружении Невского моста была перестроена и прилегающая к нему территория. На адмиралтейской части появилась Благовещенская площадь (сейчас площадь Труда) с Благовещенской церковью в центре. По этой церкви тогда и стали называть мост — Благовещенский. При создании площади часть Крюкова канала была заведена в трубу, таким образом мост был построен строго по оси канала. Со стороны Васильевского острова была значительно расширена набережная, здесь появилась новая площадь — площадь Трезини.
21 ноября 1850 года состоялось официальное открытие моста для экипажей и пешеходов. Мост стал самым длинным в Европе — его длина составила около 365 метров.
В 1854 году по проекту А. И. Штакеншнейдера на быке у разводного пролёта была построена небольшая часовня. Её освятили во имя Святого Николая Чудотворца.
В феврале 1855 года в связи с кончиной императора Николая I мост переименовали в Николаевский. В 1917 году за Николаевским мостом у Английской набережной стоял крейсер Аврора. Именно оттуда он произвёл знаменитый выстрел в сторону Зимнего дворца. Об этом событии напоминает находящийся на набережной памятник.
В октябре 1918 года Николаевский мост переименовали в мост Лейтенанта Шмидта, в честь Петра Петровича Шмидта, руководившего восстанием на крейсере «Очаков» в 1905 году и казнённого за это. Вопрос о реконструкции моста возник в 2004 году. 15 августа 2007 года состоялось торжественное открытие реконструированной переправы. Ей возвратили прежнее название — Благовещенский мост. Для увеличения пропускной способности Благовещенский мост расширили с 24 до 37 метров.[/spoiler]
АНИЧКОВ МОСТ
Один из первых и самых известных мостов в Санкт-Петербурге — Аничков мост. Из трех переправ, пересекающих Невский проспект, мост через Фонтанку с его восхитительными конными скульптурами работы скульптора П.К.Клодта — самый запоминающийся. Назвали переправу Аничков мост — по имени инженера-подполковника Михаила Аничкова, чей полк базировался в этом месте и строил эту переправу. Сейчас Аничков мост имеет длину почти 55 метров, его ширина — 37,9 метров и состоит из трех пролетов.
Во время блокады Ленинграда мост значительно пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда.
БАНКОВСКИЙ МОСТ
Сегодня пешеходный Банковский мост на канале Грибоедова — один из самых узнаваемых туристических объектов города. Четыре грифона держат на цепях легкую, ажурную конструкцию моста, с которого открывается незабываемый вид на Казанский собор, Невский проспект, Дом Зингера, и Храм Спаса на Крови. Это один из трех висячих мостов Петербурга, сохранившихся до нашего времени.
Мост был построен в 1825-26 годах по проекту В.К. Треттера и В.А. Христиановича для обеспечения подхода к зданию Ассигнационного банка (сейчас Санкт-Петербургский государственный экономический университет).
Декоративным оформлением Банковского моста занимался известный в ту пору скульптор П.П. Соколов, «расселивший» на мостах и зданиях Петербурга множество животных и мифических существ. Львы на Львином мосту, сфинксы у Египетского моста — вот лишь некоторые образцы его работ.
БОЛЬШЕОХТИНСКИЙ МОСТ
Строительство этого моста через Неву было начато в 1909 году и закончено в конце 1911 года. До революции мост носил название «Мост Императора Петра Великаго». После событий 1917 года мосту было дано привычное нам название — Большеохтинский.
Мост трёхпролётный, металлический, центральный пролёт — разводной. В башнях высотой около 23 м, выполненных в виде маяков, находятся механизмы, управляющие разводом моста.
ВОЛОДАРСКИЙ МОСТ
Мост соединяет Народную и Ивановскую улицы. Назван он в честь революционного деятеля В. Володарского, убитого в районе будущего моста в 1918 году.
На этом месте раньше стоял мост, сооруженный в 1932—1936 годах. В годы Великой Отечественной войны он использовался как дублёр Финляндского железнодорожного моста: по нему производилась переброска подвижного состава с левого берега Невы на правый. В 1986 году мост был закрыт на реконструкцию. Существующий мост построен в 1986—1993 годах.
Это единственный в Петербурге мост с эстакадной пристройкой для съезда трамваев — она находится на левом берегу.
ДВОРЦОВЫЙ МОСТ
Первый деревянный плашкоутный (наплавной) мост соединил Адмиралтейский остров с Васильевским у Зимнего дворца в 1856 году, в 1896-97 годах его переместили на место нынешнего моста. Металлический мост с разводным пролетом посередине был построен в 1912-16 годы по проекту инженеров А.П. Пшеницкого и Р.Ф. Мельцера.
Примечательно, что до 1978 года некоторые элементы конструкции моста были деревянными. В техническом плане Дворцовый мост — самый сложный мост на Неве. Уникальный разводной механизм моста, состоящий из моторов, крупных шестерней (среди которых есть цельнолитые, сохранившиеся с открытия моста) и тысячетонных противовесов, способен поднимать вверх семистатонные пролёты.
В 1997 году мост получил современную ночную иллюминацию.
Во время проведения праздничных мероприятий на разведенных крыльях Дворцового моста проецируются кинофильмы и картины.
ЕГИПЕТСКИЙ МОСТ
Египетский мост был открыт в 1826 году. Все элементы конструкции, включая решетку моста, были богато декорированы в модном тогда «египетском стиле», благодаря чему мост и получил свое название. Академик П.П. Соколов изваял четыре скульптуры сфинксов, на головах у которых были закреплены шестигранные фонари. Сегодня эти сфинксы — единственное, что уцелело от первоначального убранства моста.
Египетский мост простоял почти 80 лет, но 20 января (2 февраля) 1905 года случилось непредвиденное: во время прохождения по мосту конно-гренадерского полка мост рухнул в Фонтанку. Жертвами катастрофы стали три лошади.
[spoiler]До сих пор выдвигаются самые разные версии этого происшествия. Одни специалисты утверждают, что мерное прохождение колонн вызвало резонанс. Другие указывают на возможные ошибки проектировщиков и строителей моста. А популярная городская легенда гласит, что некая Мария Ильинична Ратнер, жившая рядом с мостом, во время прохождения кавалеристов крикнула в окно: «Чтоб Вам провалиться!», и ее желание немедленно исполнилось. Ее поступок объясняют по-разному. Одни считают, что Марии Ильиничне до смерти надоели трубы и литавры кавалеристов, будившие ее каждое утро, а другие утверждают, что Ратнер в юности пала жертвой искусителя в погонах. Как бы то ни было, Мария Ильинична вошла в городской фольклор под именем «Мария Египетская».
Вместо рухнувшего моста был построен временный деревянный мостик, который прослужил до 1950-х годов, когда мост заново был воссоздан в камне. Новое сооружение не имело сходства со старым, богато украшенным мостом, так как воссоздание прежнего его облика не являлось целью архитекторов, спроектировавших новый мост более скромным и легким. Однако сохраненные египетские мотивы и чугунные скульптуры сфинксов позволили оставить за сооружением прежнее название.[/spoiler]
ИОАННОВСКИЙ МОСТ
КАМЕННОСТРОВСКИЙ МОСТ
Каменноостровский мост через Малую Невку соединяет Аптекарский и Каменный острова в створе Каменноостровского проспекта. В 1760 году был впервые наведен плашкоутный мост на 11 судах по проекту архитектора А. Ф. Виста. В 1765 году его заменили новым наплавным мостом на 10 плашкоутах, а затем наплавной мост соединили с выдвинутыми в реку береговыми устоями на сваях. Мост в таком виде неоднократно ремонтировался в дереве.
В 1811—1813 годах по проекту инженера А. А. Бетанкура на месте наплавного моста был сооружен первый в России семипролётный деревянный арочный мост на деревянных опорах и каменных устоях. Строительство велось под руководством инженеров А. Д. Готмана и С. О. Пантелеева. Общая длина моста была 150 метров. В таком виде мост эксплуатировался двадцать лет. В 1833 году под руководством инженера П. П. Базена был произведён ремонт опор моста.
[spoiler]В 1859 году по проекту инженера А. Штукенберга была осуществлена полная перестройка моста, при которой арочная система была заменена сложной подкосной системой. В 1875 году для прокладки по мосту путей конной железной дороги был произведен капитальный ремонт моста по его усилению. В 1899 году при очередном капитальном ремонте мост был полностью перестроен в дереве и превращен в 11-пролётный балочно-разрезной системы из четырёх деревянных рам с ручным приводом. В 1906—1907 гг., в связи с переводом городских железных дорог на электрическую тягу, под руководством инженера В. Р. Пау-Помарнацкого были произведены работы по усилению моста.
В 1938 году Каменноостровский мост был полностью реконструирован. Деревянные прогоны были заменены на металлические двутавровые балки, а ручной привод электрифицирован. Длина моста была 152,5 метра, ширина 18 метров. Работами по ремонту моста руководил инженер П. П. Степнов.
В 1953—1954 годах, в связи с возросшей интенсивностью движения транспорта и ростом нагрузок, а также учитывая ветхое состояние моста, был сооружен новый пятипролётный металлический мост с разводным пролетом посередине, по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта В. В. Демченко, Б. Б. Левина и архитекторов П. А. Арешева и В. С. Васильковского. Впервые на мосту были применены железобетонные плиты с асфальтовым покрытием для крыльев разводного пролета вместо обычных деревянных настилов. Мост сооружался одновременно с Ушаковским мостом по одному проекту, девизом которых был «Незримый разводной пролет». Это конструктивное решение оказалось настолько удачным, что было использовано при реконструкции моста Свободы через Большую Невку.
17 октября 1954 года мост был открыт для движения. В 1999 году на мосту выполнен капитальный ремонт.[/spoiler]
КРАСНЫЙ МОСТ
Красный мост через реку Мойку соединяет между собой Казанский и Второй Адмиралтейский острова. По мосту проходит граница между Адмиралтейским и Центральным районами Санкт-Петербурга.
Это единственный чугунный мост через Мойку из мостов, построенных по типовому проекту В. И. Гесте и сохранивший исторический внешний вид. Архитектурное решение моста достаточно просто и при этом изысканно, так что он органично сочетается с набережной.
1-Й ЗИМНИЙ МОСТ
1-й Зимний мост, перекинутый через Зимнюю канавку, соединяет 1-й и 2-й Адмиралтейские острова. Изначально, с середины XVIII века, он был деревянным и балочным: тогда его называли Немецким, в честь находившейся в этом районе Немецкой слободы. На момент сборки, каменный мост назывался Миллионным — он находится в створе Миллионной улицы.
1-Й ИНЖЕНЕРНЫЙ МОСТ
1-Й САДОВЫЙ МОСТ
1-й Садовый мост соединяет Спасский и 1-й Адмиралтейский острова. Он проложен через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга.
Этот мост отличается богатым архитектурным декором. Обращают на себя внимание шестигранные фонари на торшерах из скрещённых копий. Рядом находится Нижне-Лебяжий мост. Мост находится в сосредоточении исторических мест: непосредственно у Михайловского сада, Летнего сада, Марсова Поля и ансамбля Инженерного (Михайловского) замка — последней резиденции и места убийства Павла I.
2-Й ИНЖЕНЕРНЫЙ МОСТ
2-й Инженерный мост (бывший Инженерный мост) — мост через ныне засыпанный Воскресенский канал в Санкт-Петербурге, по правой набережной реки Фонтанки у Михайловского (Инженерного) замка (отсюда название).Построен в 1824—1826 годах инженерами П. П. Базеном и Э. К. Клапейроном.
Мост реставрировался в 1952—1955 и 1983 годах. В сентябре 2006 года три секции перил были серьёзно повреждены в результате дорожно-транспортного происшествия. Реставрация ограждений заняла три недели, после установки восстановленных секций решётки моста были покрыты особой защитной краской.
АЛАРЧИН МОСТ
Аларчин мост соединяет Коломенский и Покровский острова через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Мост является памятником архитектуры и охраняется государством.
АНГЛИЙСКИЙ МОСТ
Мост назван по близлежащей магистрали — Английскому проспекту. С 1910 года на этом месте существовал пятипролётный деревянный мост, на который переместилась транспортная нагрузка с Египетского моста — он обеспечивал сообщение между берегами реки Фонтанки в этом районе после обрушения Египетского в 1905 году.
Современный мост был построен для переброски теплосети через реку Фонтанку по проекту инженера А. А. Керликова и архитекторов П. А. Арешева и В. С. Васильковского. Строительство было осуществлено в 1962—1963 годах. Переправа представляет собой трёхпролётный металлический мост на железобетонных опорах с гранитной облицовкой. Перила металлические, простого рисунка, выполнены методом художественного литья. Сферические фонари матового стекла установлены на вертикальных штангах. По концам моста устроены лестничные спуски.
БОЛЬШОЙ КОНЮШЕННЫЙ МОСТ
Мост соединяет Конюшенный и Мошков переулки. Его название произошло от здания Главных императорских конюшен, расположенных на левом берегу реки Мойки, дом № 44.
Первоначально здесь Германом ван Болесом в 1753 году был построен деревянный разводной мост. Мост был обшит досками и по тогдашней моде окрашен «под камень».
В 1828 году мост был заменён на новый однопролётный арочный мост из чугунных тюбингов, соединенных болтами. Проект переправы был выполнен инженерами Е. А. Адамом,В. К. Треттером и В. И. Гесте. Проект уникален тем, что эти тюбинги изначально предназначались для строительства Мало-Конюшенного моста, но в связи с принятием нового проекта там не понадобились.
[spoiler]Для уменьшения массы тюбингов в их боковых стенках по предложению П. П. Базена делались отверстия эллиптической формы. Чугунная арка опирается на береговые устои, которые облицованы гранитными блоками правильной резки. В основании устоев — деревянные ростверки, опирающиеся на сваи.
Фасады пролётного строения моста декорированы чугунными листами, эти листы украшены художественным орнаментом. При въездах на мост были установлены торшеры с фонарями. Решётка моста исполнена в виде часто расставленных дротиков с накладной арматурой из переплетённых венков, пронизанных копьевидными шестами с наконечниками, и поддерживающих перила фигурных кронштейнов. Фонарные столбы подняты над парапетами набережных гранитными парапетами на относительно высоких чугунных пьедесталах.
В 1935 году из-за деформации в опорах и пролётном строении был проведён ремонт моста по проекту инженеров М. И. Жданова и А. Д. Саперштейн. Поверх чугунного был уложен железобетонный свод, были ликвидированы ограждения между тротуарами и проезжей частью.
В 1951 году под руководством архитектора А.Л. Ротача была выполнена реставрация торшеров с фонарями и решеток.[/spoiler]
БОЛЬШОЙ ОБУХОВСКИЙ МОСТ
Большой Обуховский мост, который также называют Вантовым мостом — часть петербургской кoльцевoй дороги. Он связывает Октябрьскую нaбережную и прoспект Обухoвскoй oбoрoны на другом берегу Невы.
Мoст получил свое имя благодаря соседнему петербургскому району Обухово. Интересно, что мост под названием Обуховский, связывающий два берега Фонтанки, был построен задолго до своего вантового собрата, поэтому петербуржцы, выбравшие название на городском голосовании, решили добавить к имени нового моста эпитет Большой.
Строительство моста велось с 2001 по 2008 год. Общaя прoтяженнoсть моста с учетом съездов нa aвтoмaгистрaль сoстaвляет 2884 метрa. Высoтa прoлетoв составляет 30 метрoв, что oбеспечивaет беспрепятственный прoпуск всем кораблям. идущим по Неве. Высoтa опорных пилoнoв достигает 123 метров, а сам мост входит в список ста крупнейших вантовых мостов в мире.
ГРЕНАДЕРСКИЙ МОСТ
ЗЕЛЁНЫЙ МОСТ
Зелёный (Полицейский) мост через реку Мойку соединяет Казанский и второй Адмиралтейский острова. Первый деревянный разводной мост через реку Мойку в створе Невского проспекта был построен в 1717–1718 годах.
В 1735 году во время перестройки мост выкрасили в зелёный цвет, благодаря чему он получил своё первое название — Зелёный. В 1768 появилось другое название — «Полицейский», из-за находившегося рядом управления городской полиции (позже этот дом занимал Придворный госпиталь). С 1777 года недалеко от моста жил петербургский генерал-полицмейстер Н. И. Чичерин.
[spoiler]В том же 1777 году на месте старого моста был выстроен трёхпролётный мост балочной системы на каменных опорах с деревянными пролётными строениями.
В 1806—1808 годах архитектор Вильям Гесте построил на месте деревянного моста новый, чугунный; это был первый чугунный мост в Петербурге. Проект моста был настолько удачен, что его утвердили как типовой проект для мостов через Мойку. Впоследствии все цветные мосты Санкт-Петербурга проходили через реку Мойку. Из-за того, что мосты находились близко друг к другу и внешне были очень похожи, жители города их часто путали. Чтобы не создавать путаницы, мосты были покрашены в разные цвета и получили соответствующие имена: Зелёный, Красный, Синий и Жёлтый (сейчас это Певческий мост).
Сейчас через Зеленый мост проходит главная магистраль города — Невский проспект.[/spoiler]
ИТАЛЬЯНСКИЙ МОСТ
Мост является продолжением Итальянской улицы, рядом с Храмом Воскресения Христова.
В 1896 году на месте бывшего яличного перевоза по проекту инженера Л. Н. Колпицына был построен однопролётный деревянный мост, соединявший Большую и Малую Итальянские улицы. Пролётное строение состояло из дощато-гвоздевых ферм раскосной системы, пролёт в свету был равен 19,7 м. Основанием для моста служила стенка набережной. Характерными особенностями моста стало его положение над каналом -для сохранения подмостного габарита пришлось построить с обеих сторон наружные лестницы для подъёма на мост, а также новое для мостостроения того времени использование ксилолитовых плит для мощения мостового полотна.
[spoiler]В 1937 году мост был капитально перестроен для укладки между его прогонами двух теплофикационных труб. Таким образом, Итальянский мост пополнил собой число мостов-теплопроводов — пешеходных мостов, совмещающих функции пешеходного движения с пропуском тепловых и электрических сетей. Судя по документу 1946 года, длина того моста равнялась 18,4 м, ширина между перилами — 2,07 м, отверстие моста 8,5 м; кованые железные перила имели простой рисунок.
Существующий ныне мост построен в 1955 году по проекту, разработанному в институте Гипроинжпроект архитектором В. С. Васильковским и инженером А. Д. Гутцайтом..[/spoiler]
КАНТЕМИРОВСКИЙ МОСТ
Кантемировский мост является самым молодым в городе разводным мостом. Он соединяет правый берег реки Невы и Аптекарский остров через Большую Невку, связывая Выборгский и Петроградский районы Санкт-Петербурга.
Назван мост по одноимённой улице, которая переименована в память об освобождении от немецких оккупантов в декабре 1942 года железнодорожной станции Кантемировки в Воронежской области. Мост состоит из пяти речных пролётов, двух пролётов над набережными и двух эстакадных частей, в которых оборудованы помещения для гаражей.
[spoiler]Подходы к мосту выполнены в виде пандусов, включающих эстакады и насыпь в подпорных стенах. Длина эстакадных участков пандусов 92,9 м, длины насыпей в подпорных стенах для левобережного пандуса 82 м и правобережного — 80,50 м. Полная длина мостового перехода вместе с пандусами (включая эстакадные участки и насыпи в подпорных стенках) — 664 м.
Ширина моста между перилами 31.0 м., из них ширина проезжей части — 24,5 м и два тротуара по 3,0 м.[/spoiler]
КОКУШКИН МОСТ
Этот небольшой железный мостик назвали так в честь купца Василия Кокушкина, чей дом располагался неподалеку, на углу Садовой улицы и Кокушкина переулка.
Через канал Грибоедова мост перекинули в конце XVIII века, в 1790 году — тогда же, когда одели в гранит набережные канала. В то время мост состоял из одного пролета и был деревянным. Такой облик сумел сохраниться до 1946 года. Его неоднократно ремонтировали, но каждый раз новая конструкция почти полностью повторяла старую. Наконец, сразу после войны, его решено было капитально перестроить, потому как старая конструкция обветшала и находилась в полуразрушенном состоянии.
[spoiler]Вместо старых опор вбили 170 новых свай, а единственный пролет сделали металлическим. Теперь Кокушкин мост вытянулся в длину на 19 метров и на 13 в ширину. Декоративную отделку выполнили стальными листами и чугунными литыми ограждениями.
Кокушкин мост — наверное, один из самых популярных литературных персонажей в Петербурге. Кажется, нет такого классика, который не упомянул бы хоть раз его в своем творении. В 1829 году о нем написал Пушкин в своей знаменитой и не совсем приличной эпиграмме. Достоевский начал повествование «Преступления и наказания» именно с этого моста. В незаконченной повести Лермонтова «Штосс» район Кокушкиного моста назван самой глухой частью города. Гоголь, будучи еще никому не известным писателем, поселился рядом, где и написал прославившие его «Вечера на хуторе близ Диканьки». После он упомянул мост и дом, в котором когда-то жил, в «Записках сумасшедшего».[/spoiler]
КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ МОСТ
Красногвардейский мост назван в память о Петроградской Красной гвардии. Он проложен через канал Грибоедова, чтобы соединить Казанский и Спасский острова.
Ансамбль из трёх мостов — Красногвардейского, Пикалова и Старо-Никольского — является архитектурным памятником. Рядом с мостом расположены Никольский рынок и Никольский собор.
КРЕСТОВЫЙ МОСТ
Крестовый мост расположен на углу Крестового канала слева от входа в парк Царского села. Проект моста заимствован из популярного в это время альбома английских архитекторов В. и Д. Халфпенни «Сельская архитектура в китайском вкусе».
Хотя замысел не был оригинальным, его детальная разработка и осуществление потребовали от исполнителей большого мастерства. В. И. Неелов, начавший постройку, и его сын И. В. Неелов, закончивший ее в 1779 году, блестяще справились со сложной задачей.
ЛЕШТУКОВ МОСТ
Мост построен в 1907 году специально для посетителей Суворинского театра — ныне Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова. Тогда это был деревянный пятипролётный мост. Название моста происходит от переулка Джамбула, ранее носившего название Лештуков переулок — от имени лейб-медика Елизаветы Петровны Лестока, имевшего вдоль Фонтанки земельные участки.
В 1952 году мост заменен на металлический. В 1998 году проведена полная реконструкция моста по проекту, изначально задуманному еще в 1988 году ведущим инженером ГУП «Легипроинжпроект» Л. Н. Соболевым, наконец позволившая открыть транспортное движение на этом оживленном участке между берегами Фонтанки.
[spoiler]Современная реконструкция Лештукова моста с расширением проезжей части намечалась неоднократно, в том числе и в 1980-х, и в 1990-х годах. Однако лишь в начале 1997-го года была выбрана проектная организация — ГУП «ЛенГИПРОинжпроект», отдел мостов и ГТС, профильная для проектирования реконструкции петербургских исторических мостов и набережных. Было принято решение отказаться от гранитных стелл-торшеров фонарей, заменив их на металлические декорированные торшеры.
Главный архитектор проекта реконструкции моста, фонарей и решётки, мотивом верхнего пояса которой служит занавес Большого драматического театра, — А.Ю. Шолохов.
Мост был торжественно открыт после реконструкции и расширения проезжей части в 1998 году Губернатором Санкт-Петербурга. 26 сентября 2014 года, в день восьмидесятилетия О.В. Басилашвили, на декорированном газетными театральными афишами Лештуковом мосту в присутствии премьер -министра России Д.А. Медведева прошла церемония открытия кардинально обновленного после трехлетней реконструкции Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова.[/spoiler]
ЛИТЕЙНЫЙ МОСТ
Мост соединяет берега главного русла Невы в самой глубокой его части. От Невского проспекта и перпендикулярно ему начинается Литейный проспект, который единой прямой линией выходит на Литейный мост. Дальше дорога переходит в улицу Академика Лебедева.
История переправы восходит к 1786 году, когда в створе Воскресенского проспекта был возведен наплавной мост. Ранее на месте современного Литейного проспекта пролегала старинная новгородская дорога в Швецию, задолго до основания Петербурга в этом месте Невы проходила переправа — зимой ледяная, летом — паромная. Воскресенский мост был перенесен на место современного Литейного моста в 1849 году. Именно тогда петербургский литейный двор был упразднен, а по его территории был проложен тракт, ведущий к набережной Невы.
[spoiler]Наплавной мост был сильно поврежден весной 1865 года во время ледохода. Тогда же было принято решение о сооружении постоянной переправы через Неву. Возведение моста началось в 1875 году, главным инженером стал А.И.Струве . Использование стали при возведении моста позволило существенно увеличить длину пролетов по сравнению с чугунным Николаевским мостом. Строительство моста омрачилось двумя авариями, в ходе которых погибло несколько рабочих, однако переправа была открыта в 1879 году, став вторым постоянным мостом через Неву.
Узор решеток Литейного моста стал одним из символов Петербурга. По рисунку К.Рахау были отлиты изображения русалок, держащих в руках герб города над Невой. Длина моста 396 метров, ширина — 34 метра. Масса металлических пролетных строений 5902 тонн В районе моста Нева имеет наибольшую глубину — 24 метра. [/spoiler]
ЛЬВИНЫЙ МОСТ
Львиный мост по праву считается одним из самых известных петербургских мостов. Подвесной пешеходный мост, украшенный скульптурами львов, привлекает внимание многочисленных туристов.
Мост был построен в русле канала Грибоедова в районе Подъяческих улиц. Проект моста был разработан выдающимися инженерами В.Треттером и В.Христиановичем, принимавшими участие и в создании другого известного пешеходного мостика — Банковского. Над скульптурным оформлением трудился П.П.Соколов, изваявший ранее грифонов для Банковского моста. Все это неразрывно связывает две переправы через канал Грибоедова.
[spoiler]Внутри скульптур львов находятся опорные механизмы, удерживающие цепи, на которых и покоится подвесной мост. В.Треттер разработал оригинальный узор чугунной ограды моста, использованный впоследствии и в оформлении Иоанновского моста, ведущего в Петропавловскую крепость. Несмотря на техническую сложность проекта, мост был построен в сжатые сроки. Торжественное открытие состоялось в июле 1826 года. Горожане стали называть переправу «Мостом о четырех львах», лишь позднее за мостом закрепилось его нынешнее имя. Ширина моста — 2, 5 метра, а его длина превышает 27 метров
В 1838 году уменьшенная копия моста длиной 17,3 м и шириной 2 м была возведена фирмой Borsig по проекту немецкого архитектора Л. Ф. Гессе на территории берлинского Тиргартена. Мост «Лёвенбрюкке» (нем. Loewenbruecke Hesse) стал первым берлинским подвесным мостом. В отличие от петербургского оригинала, пролётное строение и перила берлинского Львиного моста до сих пор деревянные.
Говорят, что, если стоя между львами, дотянуться до них кончиками пальцев, то желание сбудется. [/spoiler]
МАЛО-КОНЮШЕННЫЙ МОСТ
Расположен мост в месте соединения канала Грибоедова и реки Мойки. Первый деревянный мост здесь был перекинут через Мойку ещё в 1716 году, впоследствии он располагался ближе к месту нынешнего 2-го Садового моста.
Два моста на этом месте были построены в конце 1730-х, в царствование Анны Иоанновны: Перво-Конюшенный мост был перекинут через речку Криву́шу (будущий канал Грибоедова), исток которой тогда только-только соединили с Мойкой, а Мало-Конюшенный — через Мойку. Оба они представляли собой деревянные трёхпролётные разводные мосты. В 1770 году Перво-Конюшенный мост был переименован в Театральный.
[spoiler]В начале XIX века было предложено несколько проектов замены деревянных мостов новыми металлическими или каменными, однако их воплощение постоянно откладывалось. В то время в Петербурге шло строительство целого ряда важных зданий, формировался архитектурный ансамбль площади Искусств, и градостроители не могли уделить большого внимания паре небольших мостиков возле Царицына луга. Так продолжалось до 1807 года, когда К. И. Росси, получивший заказ на строительство дворца для брата Александра I великого князя Михаила Павловича между Екатерининским каналом и Фонтанкой, принялся за перепроектирование всего района, окружавшего задуманный им архитектурный комплекс. В числе объектов, спроектированных им для застройки района, были и два необычных моста, опирающихся одними своими концами на берега Екатерининского канала и Мойки, а другими — на общую опору в середине Мойки. Тогда же впервые возникло название Трёхарочный мост, хотя официально за двумя частями композиции оставили те имена, которые носили находившиеся здесь раньше деревянные мостики — Мало-Конюшенный и Театральный.
Проект постройки новых чугунных мостов на месте старых деревянных разрабатывался в 1807—1829 годах при участии архитектора В. И. Гесте и инженера Е. А. Адама, предлагавших строить их как отдельные мосты. Им возражали архитекторы А. К. Модюи, В. И. Беретти, инженеры А. А. Бетанкур, П. П. Базен, В. К. Треттер и М. Г. Дестрем, которые предлагали объединить мосты в единый ансамбль, что и было в итоге реализовано.
Мосты были построены в 1829—1830 годах под руководством В. К. Треттера по проекту, в окончательном виде подготовленному Е. А. Адамом. Последний предполагал, что ограды и фонари мостов должны будут отличаться по оформлению, но Треттер настоял на том, что составляющие единую композицию мосты и оформлены должны быть единообразно.
Оба моста имеют по одному пролёту, перекрытому чугунными сводами из тюбингов. К Театральному мосту со стороны здания Главных императорских конюшен примыкает арка ложного Пешеходного моста. Длина первого моста — 18 метров, ширина около 15,5 м в середине и 19 м у концов; длина второго моста — 23 метра, при одинаковой ширине (около 15,6 м.)[/spoiler]
МАЛЫЕ КИТАЙСКИЕ МОСТЫ
Малые Китайские мосты расположены на Крестовом канале на двух поперечных аллеях, идущих от Александровского дворца к Большому капризу. Первоначально здесь были деревянные мосты, построенные по проекту Ч. Камерона в 1781 году: портики на колоннах поддерживали изогнутые кровли, расписанные «наподобие рыбьей чешуи». На них было установлено двенадцать жестяных позолоченных флюгеров. Стволы колонн украшала роспись в виде цветочных гирлянд, а потолок, торцы кровель и перила были декорированы «на китайский вкус».
В 1786 году старые мосты заменили металлическими, но по образцу прежде бывших деревянных камероновских. Мосты восстановлены в 2011 году.
МАТВЕЕВ МОСТ
Mатвеев мост ранее назывался мостом Матвеева, а неофицально Матвеевским мостом. Он соединяет Коломенский и Казанский острова, проложен мост через Крюков канал в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
До 1918 года мост носил название Тюремный, по расположенной рядом в Литовском замке городской тюрьме. Литовским замком называлось здание, в котором раньше здесь находились казармы Литовского полка. Тюрьма была сожжена в дни Февральской революции. Современное название мост получил в память о комиссаре, рабочем-коммунисте, участнике гражданской войны С. М. Матвееве.
МОГИЛЁВСКИЙ МОСТ
Могилёвский мост соединяет Коломенский и Покровский острова через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Современный мост был сооружён в 1951-1953 годах по проекту инженера В. В. Блажевича и архитектора С. Г. Красикова. Пролётное строение железобетонное сводчатое с двухшарнирной аркой. Фасады облицованы розовым гранитом. Длина моста — 28,3 м., ширина — 24 м.
МОСТ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Мост Александра Невского — это конечная точка главной магистрали города — Невского проспекта. Можно сказать, что здесь заканчивается старый Петербург. Другой берег Невы — это кварталы сталинской эпохи застройки, а еще дальше начинаются спальный районы города. Если никуда не сворачивать, в конце концов дорога выведет во Всеволожск.
В 1959 году был объявлен закрытый конкурс на решение важной градостроительной задачи — возведения моста через Неву от площади Александра Невского. Руководил проектированием моста инженер А. С. Евдонин, авторами архитектурной части проекта стали архитекторы А. В. Жук, С. Г. Майофис и Ю. И. Синица. Авторы проекта подходов к мосту и туннелей транспортных развязок — инженеры Ленгипроинжпроекта Ю. П. Бойко, А. Д. Гутцайт, Г. С. Осокина. Строительные работы начались в 1960 году.
[spoiler]В окончательном проекте общая ширина моста составила 35 метров, мост Александра Невского стал самым длинным в Ленинграде — 905,7 метров.
При строительстве были применены ряд новых технологий. Впервые на 35-метровую глубину зарывали железобетонные оболочки для речных опор. Впервые в конструкции переправы были использованы ванты — натянутые в железобетонных конструкциях тросы. Сила их натяжения регулируется специальными приборами с учётом температуры воздуха. В жаркую погоду натяжение ослабевает, в мороз усиливается. Ещё одной особенностью стала конструкция пролётных строений. Они были решены в форме растянутой буквы V, которая ставилась на речной устой. Собирали их на берегу, общий вес каждой такой конструкции составил свыше пяти тысяч тонн. Внутри пандусов моста Александра Невского создали парковки на 230 машин.
В период строительства мост называли Старо-Невским. 15 мая 1965 года ему дали существующее сейчас название — мост Александра Невского. 1 ноября мост был испытан на прочность проездом по нему группы боевых танков. Для движения мост Александра Невского открыли 5 ноября 1965 года.
Капитальный ремонт разводной и стационарных частей переправы и прилегающих стенок набережных выполнялся с 10 декабря 2000 года по апрель 2002 года. В конструкции моста были заменены 12 километров вантов, вся гидроизоляция. В 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга была выполнена подсветка моста 500 светильниками и 8 прожекторами.[/spoiler]
МОСТ БЕЛИНСКОГО
До 1923 года мост носил название Симеоновский, по имени находящейся поблизости церкви святого Симеона и Анны.
Первый мост через реку, деревянный, возвели в 1733 году на свайных основаниях. В 1785 году мост перестроили как один из семи типовых мостов через Фонтанку с характерными башнями по проекту архитектора Пироне. Фактически этот мост стал первым из них.
В 1859 году башни снесли, а средний деревянный разводной пролёт заменили каменным. Однако в отличие от остальных перестроенных мостов через Фонтанку (кроме Старо-Калинкина и моста Ломоносова), мост Белинского сохранил характерные очертания пролётов. В 1890 году тротуары вынесены на боковые консоли. В 1988 году был одобрен проект восстановления исторического облика моста с возведением башен, однако из-за начавшихся экономических трудностей не был реализован. В 1999 году проведён ремонт моста.
МОСТ ЛОМОНОСОВА
Первоначально мост назывался Екатерининским в честь Екатерины II, однако вскоре после постройки каменного моста был переименован в Чернышёв мост — от находившейся здесь загородной усадьбы графа Чернышёва. 23 августа 1948 года мост был переименован в честь М. В. Ломоносова. Одновременно с ним была переименована и примыкающая к мосту площадь Ломоносова, где установлен памятник этому многоплановому учёному, поэту, художнику.
Ось моста проходит под некоторым углом к набережной Фонтанки. Такое положение моста обусловило асимметричное решение, при котором фасадные стороны, обращенные к воде, получились неравновеликими, а башенные надстройки потеряли свою квадратную в плане форму. Однако в натуре и с дальних расстояний это не замечается. Боковые пролеты одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролет перекрыт металлическими балками. Перильное ограждение моста аналогично перильному ограждению набережной — металлические секции, установленные между гранитными тумбами. На устоях установлен гранитный парапет.
Ширина моста составляет 14,66 м, длина — 57,12 м.
МРАМОРНЫЙ МОСТ
НИЖНИЙ ЛЕБЯЖИЙ МОСТ
Нижний Лебяжий мост – это мост через Лебяжью канавку в месте её соединения с рекой Мойкой. В 1720-1733 годы на этом месте находился деревянный подъемный мост, сооруженный по проекту инженера Германа ван Болеса. Мост назывался Первым Царицынским, по расположенному рядом Царицыному лугу (Марсову полю). К 1760-м годам мост уступил свое место новой балочной переправе.
В 1835-1837 годы во время перепланировки территории у Михайловского замка на месте переправы был возведен мост по проекту инженеров П.П. Базена, А.Д. Готмана и А.И. Ремезова. Однопролетный каменный арочный мост с облицованными гранитом фасадами и опорами получил название Нижний Лебяжий мост.
В 1849 году из-за осадки свода мост пришлось ремонтировать. В 1925-1926 годы мост был реконструирован по проекту инженеров Б.Д. Васильева и А.Л. Саларева. Кирпичное пролетное строение было разобрано, вместо него был сооружен монолитный железобетонный свод, облицованный гранитом.
ПАНТЕЛЕЙМОНОВСКИЙ МОСТ
Деревянный мост, который находился на этом месте когда-то, не имел названия. Только после разборки и перестройки он, так же, как и прилегающая к нему улица, получил название по стоящей поблизости Пантелеймоновской церкви. Пантелеймоновский мост не только назван по находящейся недалеко церкви святого Пантелеймона-целителя — считается, что Святой великомученик стал божественным покровителем этого строения.
В 1923 году и мост, и улица был переименованы в честь декабриста П. И. Пестеля. Когда-то он жил по адресу набережная реки Фонтанки, дом № 24, неподалёку от моста. А уже в 1991 году мосту возвратили прежнее название.
Со западной стороны, с той где мост опирается на остров Летний Сад, он одним углом примыкает к решётке Летнего сада, а другим — к Первому Инженерному мосту у Михайловского замка. В месте соединения мостов находится памятник Чижику-Пыжику.
ПЕВЧЕСКИЙ МОСТ
Певческий мост через реку Мойку соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Построен он в 1839-40 по проекту инженера Е. А. Адама на месте деревянного балочного моста, сооруженного в 1834 году.
Пролет перекрыт бесшарнирным чугунным тюбинговым сводом. Опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. Главное украшение моста — чугунная ажурная решетка.
Длина Певческого моста — около 24 метров, ширина — 72 метра. Это четвёртый по ширине мост в Петербурге после Казанского, Аптекарского и Синего.
ПИКАЛОВ МОСТ
Пикалов мост соединяет Коломенский и Покровский острова. Проложен он через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Пикалов мост образует единый архитектурный ансамбль с Красногвардейским и Старо-Никольским мостами.
Название этот мост получил по фамилии подрядчика строительных работ Пикалова. Авторы проекта неизвестны.
ПОЦЕЛУЕВ МОСТ
Первый деревянный подъемный пешеходный мост был построен через реку Мойку на месте нынешнего Поцелуева моста в 1738 году. В 1786 году конструкция моста была изменена — он стал трехпролетным и обзавелся каменными опорами. Свой окончательный вид Поцелуев мост принял в 1808-16 годы, когда инженер В.И. Гесте придал конструкции ее нынешний вид чугунного однопролетного арочного моста с гранитной облицовкой.
Декоративное оформление моста — это четыре гранитных обелиска, увенчанные шарами с фонарями, а также фигурная перильная решетка, повторяющая рисунок ограды набережной реки Мойки.
[spoiler]Первое название деревянного моста было Цветной, поскольку он одновременно был окрашен в разные цвета. Название Поцелуев мост закрепилось за этим сооружением в конце XVIII века.
Романтическое название моста спровоцировало появление множества городских легенд. Среди самых интересных: мост был прибежищем тайных влюбленных, мост был местом прощаний на окраине города, мост был местом расставаний с узниками, которых вели в тюрьму, расположенную в Новой Голландии. На самом деле в 1788 году на углу улицы Глинки возле моста купец Н.В. Поцелуев открыл питейный дом «Поцелуй» — отсюда и пошло название ближайшего к нему моста.
В XX веке мост обогатился несколькими традициями, связанными с поцелуями. Считается, что если поцеловать на Поцелуевом мосту человека, то он обязательно вернется. Кроме этого, существует обычай во время свадьбы целоваться, проезжая через мост, чтобы семейная жизнь была долгой и счастливой.[/spoiler]
ПРАЧЕЧНЫЙ МОСТ
Прачечный мост перекинут через реку Фонтанку в месте, где она вытекает из Невы; он соединяет набережную Кутузова и Дворцовую набережную. Прачечным мост называется в связи с тем, что неподалеку — на углу Сергиевской улицы и Фонтанки — были дворцовые прачечные.
Прачечный мост, наряду с Верхне-Лебяжьим и Эрмитажным мостами, является одним из первых каменных мостов Санкт-Петербурга.
Мост был построен одновременно с гранитной набережной левого берега Невы возле Летнего сада. Общее руководство строительством гранитных набережных осуществлял архитектор Ю. М. Фельтен. Строительство моста, продолжавшееся с 1766 по 1769 годы, велось под руководством архитектора И. Л. Росси и «квадраторного дел мастера» (впоследствии архитектора) Т. И. Насонова.
[spoiler]В 1908 году было проведено обследование моста, которое выявило значительные деформации. Результаты обследования водолазами свайного основания показали, что его деформации привели к оседанию среднего пролета, раскрытию швов в парапетах, из-за чего они потеряли свои прежние формы, образованию трещин в левой речной опоре и так далее.
В том же году Городской технической комиссией было принято решение о перестройке моста. В 1909 году Городская Дума поручила инженеру К. В. Ефимьеву составить проект перестройки моста в двух вариантах — с каменными и металлическими пролетными строениями. Консультантом проекта выступил известный мостостроитель С. П. Бобровский. Однако Академия художеств выступила против изменения вида Прачечного моста. В результате Думой было одобрено другое техническое решение, разработанное инженером Ефимьевым и заключавшееся в «…подведении фундаментов под быки и устои с урегулированием съездов с него».
Этот проект был осуществлен лишь через 16 лет — в 1926 году. По проекту инженера Б. Д. Васильева мост был огражден со стороны Невы и Фонтанки перемычками, вода выкачана, опоры арок срезаны, на их место подведена бетонная подушка. Работы велись небольшими участками для предотвращения сплошной осадки опор.[/spoiler]
САМПСОНИЕВСКИЙ МОСТ
Сампсониевский мост через Большую Невку соединяет правый берег реки Невы и Петроградский остров. В 1806 году на месте современной переправы находился наплавной Гренадерский мост, переведённый в эту часть Большой Невки из другого места. В 1847 году был построен новый деревянный тринадцатипролётный мост, опирающийся на конструкции из свай. Он стал одним из первых мостов Петербурга, сооруженных по новой схеме, и заменивших, таким образом, старые плашкоутные переправы. Длина моста составляла 242 метра, а его ширина равнялась 12,7 метрам. Механизм разводки приводился в движение вручную.
Впоследствии при капитальном ремонте разводной пролет перенесли на середину моста, а общее число опор-пролетов было увеличено до семнадцати. Длина моста сократилась до 235 метров. Деревянные перила моста были украшены чугунными фонарями.
[spoiler]В 1908 году было принято решение о строительстве нового постоянного моста, по которому моли бы ходить трамваю. Но проект инженера Кривошеина так и не был реализован — был создан лишь деревянный объездной двойник Сампсониевского моста ниже по течению реки, а старый был разобран для подготовки строительных работ.
При советской власти деревянный мост был укреплен, были усилены опоры и пролеты. Механизм разведения переправы был электрифицирован. Однако в 1955 году мост, переименованный в мост Свободы, был закрыт в связи с ветхостью.
Возведение нового моста, который предстает в створе Большой Невки сегодня, велось с 1955 по 1958 годы сотрудниками Ленгипроинжпроекта. Длина семипролетного моста равняется 212 метрам, а ширина составляет 27 метров. С нового моста открывается живописный вид на крейсер «Аврору» и Нахимовское морское училище.
В 2013 году была проведена реконструкция переправы.[/spoiler]
СЕМЁНОВСКИЙ МОСТ
Свое название мост получил от соседних казарм лейб-гвардии Семёновского полка. На планах 1717 года отмечен деревянный мост, находившийся ближе к современному Горсткину мосту; в 1738 году он уже был на современном месте.
В 1788 году мост перестроен по типовому проекту мостов через Фонтанку с характерными башнями. В 1856—1857 годах башни разобраны, опоры переложены, пролёты впервые в Петербурге перекрыты металлическими балками со сплошными стенками по проекту инженера Ф. И. Энрольда.
В 1949 году по проекту инженера П. В. Баженова и архитектора Л. А. Носкова был произведен капитальный ремонт моста: сооружено новое трёхпролётное неразрезное металлическое пролётное строение, переложены опоры. Тротуары были вынесены на консоли, установлено новое перильное ограждение художественного литья.
СИЛИН МОСТ
Наплавной мост через реку Карповка был построен здесь в 1760-е годы на месте существовавшего ранее перевоза; он соединил Петроградский и Аптекарский острова. В 1776 году был возведен постоянный трёхпролетный деревянный мост, который перестраивался и реконструировался в 1864 и 1878 годах.
Современный однопролётный железобетонный мост построен в 1936 году. Украшен он чугунными перилами художественного литья с бронзовыми барельефами, выполненными скульптором Л. А. Дитрихом. Каменные устои возведены на свайном основании с бетонной подушкой. Опоры и пролётное строение облицованы гранитом. Название мост получил по имени владельца земельного участка и кабака.
В 1936 году при замене деревянного моста на железобетонный мост был переименован в «Пионерский» и носил это название до 1991 года, когда ему было возвращено исходное название.
СИНИЙ МОСТ
Этот необычный однопролетный мост был возведен в 1818 году по типовому проекту В.И.Гесте. В 1842-44 годах в рамках работ по обустройству нынешней Исаакиевской площади Синий мост был расширен. Так появился петербургский мост-невидимка: на нем бывают тысячи туристов, однако немногие его замечают, поскольку ширина его пролета равняется ширине площади.
Река Мойка была знаменита своими «цветными» мостами, потому что кроме Синего через неё еще были переброшены Зеленый, Желтый и Красный мосты. На сегодняшний день в городе осталось только два «цветных» моста — Красный и Синий. Зеленый мост был переименован в Полицейский, а Желтый — в Певческий.
Синий мост через реку Мойку является самым широким мостом в мире. Ширина моста примерно в три раза больше его длины (ширина моста составляет 97.3 метра).
Стоит найти речную экскурсию по городу, в маршрут которой входит Синий мост. С воды мост кажется настоящим туннелем.
СМЕЖНЫЙ МОСТ
Смежный мост (также Соединительный мост, Крюков мост) проложен через Крюков канал; он соединяет Спасский и Покровский острова в Адмиралтейском районе.
В 1964 году возникла необходимость модернизации моста с целью прокладки теплофикационных труб. Она была произведена инженером Е. Е. Розенфельдом в сотрудничестве с Д. Ю. Гузевичем. В ходе этой реконструкции пролеты моста были перекрыты высокими металлическими балками, что привело к значительному изменению исторического облика Смежного моста.
ТРОИЦКИЙ МОСТ
Мост был возведен после сооружения Благовещенского и Литейного мостов. Он соединяет Марсово поле и Суворовскую площадь с Петроградской стороной — Каменноостровским проспектом и Троицкой площадью.
История переправ в этом районе Невы восходит к 1803 году, когда к Летнему Саду был переведен старый плашкоутный мост, получивший название Петербургского. В 1824 году после окончательного оформления облика Суворовской площади началось строительство нового моста. Масштабные работы велись под руководством инженера-майора Лебедева. При оформлении каменной набережной была использована гранитная облицовка каналов, окружавших находящийся поблизости Михайловский замок. На противоположном берегу Невы была насыпана длинная дамба, сформировавшая подъезд к мосту.
[spoiler]Первоначально предполагалось назвать мост Суворовским, так как он начинался от одноименной площади, украшенной монументом великому полководцу, но позднее он получил название Троицкого — по Троицкой церкви, ныне утраченной, которая когда-то возвышалась на Петроградской стороне в центре современной Троицкой площади.
Этот мост верой и правдой прослужил семьдесят лет, после чего было принято решение о возведении постоянной переправы. Конкурс проектов выиграла компания Г.Эйфеля, удостоившаяся премии в 6000 рублей, однако строительство было поручено французской компании «Батиньоль», проект которой не был рассмотрен в рамках первого конкурса, однако был признан лучшим по эстетическим и экономическим соображениям во время повторного конкурса, инициированного городской Думой.
Новая переправа была торжественно открыта 16 мая 1903 года в рамках празднования двухсотлетия Петербурга. На открытии присутствовал Николай II. Мост был возведен в стиле модерн — обелиске на въезде и изящные светильники гармонично сочетались с ажурными контурами оград и опор. Новый мост был оснащен поворотным разводным механизмом, то есть один из его пролетов вращался вокруг центра тяжести в горизонтальной плоскости, открывая два фарватера проходящим под ним судам. Лишь в ходе реконструкции 1965-1967 годов поворотный механизм был заменен на более привычный для Петербурга пролетный.
С 1918 по 1934 год мост именовался мостом Равенства, а с 1934 по 1991 — мостом Кирова. Имперские орлы, венчавшие обелиски, расположенные на подъезде к мосту со стороны Суворовской площади, были заменены на звезды и советские гербы. В 2005 году исторический облик моста был воссоздан.
Длина моста — 582 метра, его ширина — 24 метра. [/spoiler]
ТРЁХЧАСТНЫЙ МОСТ
Трёхчастный мост проложен через ныне частично засыпанный Воскресенский канал в Санкт-Петербурге. Изначально он соединял Михайловский замок с горнверком и с Замковой улицей, где был установлен памятник Петру I.
Мост сооружён в 1797-1800 инженером П. П. Сакеном по проекту архитектора В. Бренна в ходе строительства Михайловского замка. В плане мост представляет собой трезубец, отсюда и его название.
ТУЧКОВ МОСТ
Трехпролетный разводной мост через Малую Неву соединяет Большой проспект Петроградской стороны с Кадетской и Первой линией Васильевского острова.
Первый мост на этом месте был построен в 1758 году в створе Малого проспекта Васильевского острова. Он был деревянным, длиной 900 метров, и оказался самым длинным петербургским мостом XVIII века. Тогда мост носил название Никольский.
В 1833—1835 годах перестроенный мост стал деревянным многопролётным мостом на свайных опорах, с двухкрылым разводным центральным пролётом. Разводной пролёт состоял из четырех деревянных рам и разводился с помощью ручных лебедок. Проезжая часть была деревянная, составленная из поперечин и двойного дощатого настила. На открылках моста были установлены перила из чугунных решеток художественного литья с прямоугольными тумбами.
[spoiler]В 1839 году у Тучкова моста впервые в России уложен искусственный асфальт. В 1870 году мост сгорел. В 1920 году его перестроили в двадцатипролётный.
В 1948 году деревянные пролёты и деревянные рамы в разводном пролете были заменены металлическими, а ручные лебедки на электрические. Вновь были сооружены опоры разводного пролёта на деревянном свайном основании с жестким металлическим ростверком и металлической рамной обстройкой.
К 1960 году мост имел 20 пролётов, из которых один был разводным и два — судоходными; его длина составляла 257 м, ширина — 19 м. Левобережный устой был каменным на свайном основании, опоры разводного пролёта — металлическими, а остальные опоры — деревянными, брусчатого типа, на свайном основании.
В связи с окончанием строительства Волго-Балтийского канала, который заменил устаревшую Мариинскую систему в 1964 году в Неву и ее рукава стали входить крупногабаритные и крупнотоннажные суда. Габариты и грузоподъемность моста не могли удовлетворять требований наземного и водного транспорта. Поэтому встал вопрос о реконструкции моста.
В 1962—1965 годах мост был коренным образом перестроен инженерами «Ленгипроинжпроекта» В. В. Демченко и Б. Б. Левиным по проекту архитекторов П. А. Арешева и Л. А. Носкова. Именно тогда Тучков мост и приобрёл современный вид — трёхпролётный железобетонный мост с разводным пролётом посередине.
В 1997—1998 годах был выполнен капитальный ремонт с заменой дорожного покрытия, ремонтом ортотропной плиты на разводном пролёте и трамвайных путей.[/spoiler]
ФИНЛЯНДСКИЙ МОСТ
Финляндский железнодорожный мост был возведен в 1910-1912 годах Его длина – 538 метров.
Мост, являющийся важнейшим транспортным объектом Октябрьской железной дороги, закрыт для перемещения пешеходов и велосипедистов. В первоначальном проекте предусматривалась отдельная полоса для пешеходов, однако в связи с угрозой терактов на железной дороге, которые часто происходили в ходе Первой Мировой Войны, эта часть моста была ликвидирована, а перемещение по мосту пешеходов и транспорта было запрещено. На сегодняшний день Финляндский мост – единственная специализированная конструкция подобного типа в пределах городской черты.
Масштабная реконструкция моста была произведена в начале XXI века. Были обновлены подъемные механизмы, так что время разведения пролетов сократилось до трех минут, проведена вторая колея железной дороги, установлено освещение
ЭРМИТАЖНЫЙ МОСТ
Эрмитажный мост проложен в 1763-66 годах через Зимнюю канавку, близ Эрмитажа. Ранее, в 1718-20 годах, на месте современного Эрмитажного моста, существовал деревянный подъемный мост, построенный вместе с возведением деревянных береговых стенок.
В 1760-х годах мост был перестроен в камне, что стало знаменательным художественным событием:в то время в Петербурге только начали появляться подобные каменные сооружения. В разное время мост именовали Верхним Набережным, Зимнедворцовым, а с 1828 года мост был назван Эрмитажным по расположенному рядом зданию Эрмитажа.
Сейчас Эрмитажный мост — одно из любимых мест петербургских фотографов и художников. Вид на него со стороны Миллионной улицы является одним из символов Санкт-Петербурга.
После того, как в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама» появилось действие, когда Лиза бросается с Эрмитажного моста в воды Зимней канавки, у моста появилось обиходное название «Мостик Лизы».