МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ
Кремль — безусловно, главная столичная достопримечательность. Он виден практически из каждой точки в центре столицы, так что добраться до него не составит труда. Знакомые по фотографиям из путеводителей красные зубчатые стены протяженностью 2235 метров охватывают территорию в 27,5 гектара. И хотя не вся она открыта для посетителей — к примеру, в президентскую резиденцию простым смертным вход закрыт, — стоит выделить на посещение Кремля с его многочисленными музеями и архитектурными достопримечательностями, построенными с XIV по XIX столетие, целый день.
[spoiler]Любопытно, что познакомиться с шедеврами зодчества, расположенными на территории Кремля, туристы и обычные москвичи получили возможность лишь немногим более полувека назад. После того, как в марте 1918 года в Кремле обосновалось советское правительство во главе с Лениным, эта территория приобрела особый статус. Сначала отсюда выселили монахов и церковных служащих, затем, в 1922 году, снесли два действовавших в Кремле монастыря — мужской Вознесенский и женский Чудов. К 1934 году проходить на территорию Кремля имели право лишь обладатели специальных пропусков, выдававшихся Совнаркомом: сотрудники правительственного аппарата и служащие. Для большего удобства они не только работали, но и жили на территории Кремля, даже в Большом Кремлевском дворце, бывшей резиденции русских царей, были оборудованы десятки квартир для номенклатурных работников и их семей. Лишь в 1955 году решением ЦК КПСС Кремль был открыт для свободного посещения.
В 90-е главной московской достопримечательностью можно было любоваться совершенно бесплатно. Сегодня, однако, чтобы попасть на территорию Кремля, придется купить билет. Кассы работают в Александровском саду и у Кутафьей башни, предлагая билеты разной стоимости, дающие право посещения различных архитектурных шедевров.
Самый дешевый билет дает возможность осмотреть ансамбль Соборной площади: Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Ризположения и Патриарший дворец. Этот ансамбль непременно следует увидеть всем любителям древности. Успенский собор был заложен в 1326 году и на протяжении нескольких столетий служил усыпальницей глав русской церкви — митрополитов и патриархов. Архангельский собор, заложенный еще князем Иваном Калитой, вплоть до XVIII века был местом упокоения русских князей и царей. Благовещенский собор около полутора веков являлся домовой церковью русских царей, а его настоятели, как правило, были духовниками великих князей.
Билет, дающий право посещения ансамбля колокольни Ивана Великого, обойдется чуть дороже, зато позволит полюбоваться захватывающей дух панорамой Кремля с высоты птичьего полета. О прочности этой постройки начала XVI столетия ходят легенды: так, когда войска Наполеона отступали из Москвы, они взорвали Ивана Великого вместе с примыкающей к ней церковью Иоанна Лествичника, однако столп колокольни им повредить не удалось — он остался стоять посреди развалин.
Пожалуй, самые знаменитые и одновременно двусмысленные достопримечательности Кремля — Царь-колокол, который ни разу не прозвонил, и Царь-пушка, которой не удалось сделать ни единого выстрела. Царь-колокол, отлитый по приказу императрицы Анны Иоанновны в 1733–1735 годах, два года после отливки остужался в специальной яме, где его и застал страшный Троицкий пожар, случившийся в Кремле в мае 1737 года. При тушении огня вода попала на раскаленный металл колокола, из-за чего от него отвалился кусок весом 11,5 тонны. Лишь в 1836 году этот памятник русского литья весом 202 тонны и высотой 6,14 метра сумели с помощью специального подъемника извлечь из ямы и установить на постамент, где он стоит и поныне. Царь-пушку, изготовленную в 1586 году по приказу царя Федора Иоанновича, никакие бедствия не постигли: это орудие весом около 40 тонн вскоре после отливки было установлено неподалеку от Спасских ворот на страх врагам. Но поскольку с той поры никто не осмеливался покуситься на русскую святыню, пушке так и не удалось продемонстрировать свою огневую мощь.
Самой впечатляющей частью кремлевского ансамбля следует, безусловно, признать кремлевские башни. Их два десятка, из которых одна предмостная — Кутафья и одна расположенная прямо на стене — Царская. Старейшая башня, Тайницкая, была заложена в 1485 году, а самые новые, расположенные вдоль реки Неглинной со стороны сегодняшнего Александровского сада, были выстроены в XVI веке.
Главная башня Кремля — Спасская. Ее ворота предназначались для торжественных шествий, в них въезжали цари и иностранные посланники. Теперь для въезда и выезда высшего руководства страны используется единственная башня, через которую можно осуществлять автомобильное движение — Боровицкая, прежде позволявшая попасть в хозяйственную часть Кремля.
Третья проездная башня — Троицкая. Сейчас именно она служит для входа посетителей и туристов. Вернее, сначала им приходится подняться на Кутафью башню, а уже оттуда по мосту — в Кремль. Ворота есть еще и в Никольской башне. Остальные 15 башен не являются проездными, за исключением тех, что располагали тайными выходами к реке. К их числу относится Тайницкая башня.
Названия многих башен «говорящие», именно поэтому большинство из них имеют минимум два имени, ввиду устаревания одного закреплялось другое. Рекордсмен по количеству переименований — Троицкая башня, в разные времена у нее было 5 различных названий: Троицкая, Богоявленская, Ризположенская, Знаменская, Куретная.
О чем же рассказывают имена Кремлевских башен? Например, одни — о том, какие постройки к ним примыкают: Арсенальная, Сенатская, другие — объясняют функции самой башни: в Водовзводной располагалась подъемная машина, позволявшая подавать воду в сады Кремля.
К сожалению, посмотреть на внутреннее устройство башен невозможно — туристов туда не пускают, хотя, наверное, многим хотелось бы взойти хотя бы на одну из них, чтобы увидеть, как они оборудованы внутри и на секунду почувствовать себя древним стражем Москвы, осматривая окрестности с высоты.
При внимательном рассмотрении кремлевских стен и башен можно заметить много интересных деталей. Например, то, что лишь угловые башни имеют круглое основание, остальные — прямоугольное. А у одной из них основания и вовсе нет. Это маленькая Царская башенка. В данном случае название, скорее, обманывает нас, поскольку историки считают, что вопреки легенде, цари вовсе не сидели под ее сенью, взирая на Красную площадь. Здесь располагались колокола пожарной службы. Название же возникло, скорее всего, просто благодаря ее внешнему виду, действительно чем-то схожему с царским троном, каким мы представляем его по русским сказкам.[/spoiler]
ГОСТИНИЦА «МЕТРОПОЛЬ»
Отель «Метрополь» — одна из самых легендарных и старинных гостиниц Москвы. Построен на заре XX века по инициативе богатого промышленника Саввы Мамонтова. «Метрополь» — один из лучших образцов архитектуры русского модерна, созданный соавторством нескольких блестящих архитекторов своего времени. Росписи и внутренний декор разрабатывали художники В. Васнецов и К. Коровин. Центральное майоликовое панно на фасаде исполнено по картине Михаила Врубеля «Принцесса Греза».
Во время Октябрьского переворота здание было одним из центров сопротивления большевикам (в нем отсиживались юнкера). Сильно пострадало при обстрелах. В советское время отель был излюбленным местом встреч властной верхушки (здесь неоднократно выступал В.И. Ленин). В легендарном «Метрополе» останавливались не менее легендарные личности: композитор С. Прокофьев, актриса М. Дитрих, писатель Б. Шоу, руководитель компартии Китая Мао Цзэдун и многие другие. Сейчас именно здесь предпочитают останавливаться зарубежные звезды музыки и кино.
ГОСТИНИЦА «НАЦИОНАЛЬ»
«Националь» изначально задумывался как роскошный отель мирового класса. Сегодня это одна из самых шикарных гостиниц столицы, из номеров открывается вид на Кремлевские башни. Однако и само здание отеля давно стало архитектурной достопримечательностью, а его внешнее и внутреннее убранство — признанный культурный шедевр.
[spoiler]Здание гостиницы было построено в 1902 году на средства Варваринского акционерного общества домовладельцев. Открытие гостиницы состоялось в 1903 году. «Национальная», как тогда ее называли современники, получила высокую оценку публики и была отмечена в путеводителе «По Москве» того же года как главная достопримечательность города.
В «Национальной» предпочитали останавливаться министры, чиновники и дипломаты, а также выдающиеся личности того времени: известный поэт и композитор граф Арсений Голенищев-Кутузов, генерал-майор свиты императора Николая II граф Александр Шереметев, французский писатель Анатоль Франс, великая балерина Анна Павлова и фантаст Герберт Уэллс. Принимать по высшему разряду знаменитостей для «Националя» во все времена — дело национальной чести.
После революции в Москву из Петрограда переехало советское руководство; пока Кремль находился на реконструкции, в 107 номере «Националя» жили самые на тот момент ключевые люди нового государства — Владимир Ленин с супругой. В соседних номерах остановились другие члены правительства. Гостиницу полностью освободили от частных постояльцев, на этажах выставили охрану. Доходный дом стал первым в истории республики Домом Советов и очень быстро превратился в «советское общежитие»: номенклатурная элита жила здесь практически бесплатно. Народные комиссары Каганович, Молотов и другие облюбовали царские покои и устроили в них «дом-коммуну» для чекистов.
Во время Второй мировой войны «Националь» превратился в международный центр, где размещали персонал миссий стран — союзников антифашистского Сопротивления. В номерах гостиницы открылись новые консульства и разместились иностранные посольства, здания которых пострадали в результате налетов на Москву немецкой авиации. Затем «Националь» был трехзвездочной гостиницей для иностранцев.
В конце 1994 года возрожденный «Националь» предстал во всем великолепии отреставрированных фасадов, первозданных роскошных интерьеров, шикарных ресторанов и номеров повышенного уровня комфортабельности. Открытие гостиницы состоялось 9 мая 1995 года, когда Россия отмечала пятидесятилетие Победы в Великой Отечественной войне. В мае 1995 года «Националю» официально была присвоена высшая категория — пять звезд.
Сегодня в гостинице 202 номера, и каждый — маленький музей, со своим неповторимым антуражем и стилем убранства. На семи этажах в общей сложности находится полтысячи подлинных предметов антиквариата.[/spoiler]
ГОСТИНЫЙ ДВОР
Здание, занимающее целый квартал в самом центре Москвы, в непосредственной близости к Кремлю и Красной площади — это Гостиный Двор, один из наиболее древних и интересных историко-архитектурных памятников столицы, история которого уходит во времена правления Ивана Грозного.
В XVI веке на перекрестках Ильинки и Варварки, то есть на улицах, расположенных в непосредственной близости к Красной площади и Кремлю и входивших некогда в Великий Посад Москвы, располагались многочисленные торговые точки: именно здесь останавливались приезжие купцы, доставляющие товар в столицу из разных частей страны. Дабы сделать торговлю более цивилизованной, было принято решение построить большое деревянной здание, названное Гостиным Двором. Позже, после одного из пожаров, деревянное здание было решено не восстанавливать, вместо него построили каменные палаты. В те времена они были гораздо меньшего, чем сегодня, размера, однако спрос на торговые площади все время рос, как и товарооборот города, поэтому к старой части Гостиного Двора пристроили приблизительно такого же размера даже не пристройку –целое здание, что позволило значительно увеличить количество торговых рядов.
[spoiler]Со временем старая часть Гостиного двора обветшала, поэтому было принято решение перестроить весь комплекс. В конце XVII- начале XVIII века итальянским зодчим Джакомо Кваренги в стиле архитектуры Древнего Рима был разработан проект нового Гостиного двора, строительство которого было полностью завершено к 1830 году. Этот проект стал впоследствии основой для строительства зданий аналогичного назначения в других городах России.
До революции, на протяжении почти двух столетий, в Гостином Дворе велась торговля. В советское время в порядком обветшавшем здании размещались различные организации и даже целый завод. Лишь в девяностые годы ХХ века в Гостином Дворе начали проводить реконструкцию: полностью заменили все инженерные системы, поменяли кровлю, укрепили основные элементы конструкции; двор, который стал основным местом для проведения различных мероприятий (показов, выставок, фестивалей), замостили плиткой из натурального гранита. В других частях Гостиного Двора сегодня располагаются офисные помещения, есть несколько банков, ресторанов и различных магазинов. [/spoiler]
ДОМ МЕЛЬНИКОВА
В 1927 году архитектор К. Мельников создал макет «показательного жилого строения». Небывалым случаем в истории советского периода города Москвы стал тот факт, что архитектору был официально выделен участок земли в центре столицы на возведение собственного дома по представленному проекту.
Дом Мельникова был построен в 1929 году. Композиция всемирно известного здания, вошедшего во все учебники по архитектуре, представляет собой два врезанных друг в друга цилиндра одинакового диаметра, но разной высоты. Дом-мастерская является вершиной творчества Мельникова и отличается новаторскими конструктивными особенностями, оригинальным художественным образом и объемно-пространственной композицией, продуманной функциональной планировкой.
Одноквартирный жилой особняк в центре Москвы — уникальный для советского времени пример такого рода постройки. С конца 2014 года дом, до этого времени находившийся в плохом техническом состоянии, получил статус филиала Музея архитектуры.
ДОМ НИРНЗЕЕ
В 1912 году архитектор Нирнзее купил этот участок земли под застройку, решив построить на его месте первый московский «тучерез» — доходный дом аж в девять этажей с небольшими квартирками, предназначенными для холостяков. Итоговая высота строения составила более 40 метров — здание стало архитектурной доминантой района Тверской улицы и Пушкинской площади. До 1931 года дом Нирнзее был самым высоким жилым зданием Москвы.
Строение соединило в себе черты модерна и неоклассицизма, заимствов какие-то черты у будущего рационализма. На поднятом над крышей аттике расположено красивое майоликовое панно — копия одной из мозаичных картин А. Головина с фасада гостиницы «Метрополь».
ДОМ ПАШКОВА
Главный дом городской усадьбы капитан-поручика П. Пашкова построен в стиле русского классицизма в 1784–1787 годах архитектором В. Баженовым. Четырехэтажный, с двумя флигелями и бельведером со шпилем, белокаменный особняк сразу стал одной из достопримечательностей Москвы.
В 1839 году он был приобретен Казной. В 1861 году в доме открылся Румянцевский музей и Публичная библиотека при нем. После революции, в 1924 году Румянцеский музей был расформирован, а собрание книг послужило основой для Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, которая и разместилась в Доме Пашкова.
В 1986 году при строительстве станции метро «Боровицкая» осел фундамент дома, потрескались его перекрытия. Восстановительные работы длились почти 20 лет. Теперь в самом доме Пашкова размещается культурно-выставочный комплекс, а во флигелях — отделы главной государственной библиотеки страны.
ДОМ ИНЖЕНЕРА ПЕРЦОВА
В центре Москвы, рядом с Пречистенкой, стоит большой четырехэтажный терем, выглядящий экзотически даже для эклектичной столицы. Этот краснокирпичный, украшенный майоликовыми панно дом железнодорожного инженера Петра Перцова (иногда упоминается как дом З.А. Перцовой) — памятник и своеобразный символ России начала XX века.
[spoiler]В начале 1900-х в Европе возникла мода на русский стиль. Россия тогда вышла на мировой рынок как промышленная, банковская, железнодорожная держава, успешная участница Всемирных выставок. Подъем промышленности вызвал увеличение городского населения, и в Москве начали активно строиться доходные дома. Архитекторы, изощряясь в декоре, создавали многоквартирные шедевры.
Такой дом задумал и инженер Перцов, покупая участок земли на набережной Москвы-реки рядом с храмом Христа Спасителя. Как коллекционер и меценат он понял, что место постройки обязывает строго отнестись к зданию. Требования объявленного закрытого конкурса были такими: доходный дом, построенный на старом фундаменте, с жилыми квартирами (включая квартиру хозяев) и мастерскими в мансардах для художников (там должны были работать Р. Фальк, П. Соколов-Скаля, А. Куприн). Дом должен был быть необычным и отражать национальное своеобразие русского народа.
Жюри, в которое входили лучшие художники того времени — Васнецов, Суриков, Поленов, Шехтель, — выбрало проект архитектора Николая Жукова (1874–1946) при участии Б. Шнауберта по эскизам художника Сергея Малютина (1859–1937), живописца, иллюстратора, мастера декоративно-прикладных работ и создателя русской матрешки. «Тщедушный, маленький, он был маленьким во всем, кроме таланта», — писала о Малютине в воспоминаниях княгиня Тенишева, хозяйка мастерских в Талашкине, где тот трудился.
Для дома Перцова Малютин создал эскизы фасадов и интерьеров. Последние сохранились и сегодня — известно, что стены бывших квартир владельцев полностью покрыты деревянной резьбой и росписью; к сожалению, увидеть здание изнутри почти невозможно, потому что дом находится в ведении МИДа.
Но и снаружи есть на что посмотреть. Поперечная двускатная крыша угловой части выходит щипцами на фасады, напоминая разделенные древние русские крыши. Майоликовые панно со славянскими языческими сюжетами («Ярило», «Бык, дерущийся с медведем», «Птица Сирин»), а также оленями, павлинами, щуками, цветами и деревьями, выполнены в иконописной манере ранней христианской эстетики и навевают мысли о Киевской Руси. Эти композиции по эскизам Малютина выполнила артель художников-гончаров Строгановского училища «Мурава». Также дом украшен деревянной резьбой и литым декором: балконы поддерживают то ли змеи, то ли драконы с русалками, труба сделана в виде спящей совы.
В стилевом отношении дом Перцова скорее относится к модерну, а не к псевдорусскому стилю, распространенному в то время: все части здания объединены так органично и неразрывно, что создают целостный художественный образ, что характерно именно для модерна.
Дом Перцова стал пристанищем творческих людей, наподобие парижского Монмартра. В 1908 году артист Московского художественного театра Никита Балиев и нефтепромышленник Николай Тарасов открыли в подвале театр-кабаре «Летучая мышь» для артистов МХТ. По преданию, именно летучая мышь вылетела на «отцов-основателей», когда те осматривали подвал. После спектакля актеры собирались здесь и разыгрывали капустники; первым правилом шуточного устава кабаре было «Не обижаться». Театральные капустники перетекали в ночные вечеринки, на которые в ресторан «Летучей мыши» допускались платежеспособные клиенты «с улицы». Средства, вырученные таким образом, направлялись на помощь нуждающимся актерам.[/spoiler]
ДОМ СО ЗВЕРЯМИ
ДОХОДНЫЙ ДОМ М.В. СОКОЛ
Исторический пятиэтажный доходный дом был построен на улице Кузнецкий мост в начале 1904 года для московской домовладелицы М.В. Сокол архитектором И.П. Машковым.
Благодаря расположению здания на подъме и высокому, плавно изгибающемуся аттику дом Сокол виден с разных мест в центре города. Машков использовал для декорирования фасада рельефные изразцы «рыбки» по рисунку М.А. Врубеля 1890-х годов. Майоликовая мозаика в аттике с изображением парящего над горами орла выполнена по эскизу живописца Н.Н. Сапунова на Бутырском керамическом заводе «Абрамцево». Панно в аттике — своеобразная реплика врубелевского панно на гостинице «Метрополь», что особенно заметно со стороны Театральной площади, откуда хорошо видны оба здания.
Нижние этажи доходного дома владельцы сдавали под торговлю, верхние — под квартиры, в доме располагалось итальянское издательство «Данте Алигиери» с бесплатной читальней, фотография, фототипия и фотоцинкография фирмы «Шерер, Набгольц и Ко», часть здания занимал ресторан. Доходный дом М.В. Сокол является объектом культурного наследия регионального значения.
ДОХОДНЫЙ ДОМ М.Н. МИАНСАРОВОЙ
Доходный дом М.Н. Миансаровой был выстроен по проекту известного архитектора Сергея Константиновича Родионова в 1908–1913 годах, прекрасно сохранился до нашего времени и относится к числу выявленных объектов культурного наследия.
Дом Миансаровой представляет собой прекрасный образец сочетания неорусского стиля и идей модерна. Вертикальные четко выделенные линии, визуальное деление крыши на отдельные элементы придают дому более легкий, современный облик.
При этом сохраняются характерные особенности неорусского стиля — контрастные броские цвета, отделка фасада цветной керамикой, использование изразцовых вставок в облицовке кокошников.
До революции в первых этажах здания располагались магазины, и сейчас назначение недавно отреставрированного дома не изменилось — по-прежнему на первых этажах находятся магазины, а в остальных проживают жильцы.
ДОХОДНЫЙ ДОМ КНЯЗЯ А. Г. ГАГАРИНА
Историческое доходное здание торгового назначения построили в конце XIX века по проекту архитекторов В.А. Коссова и Р.И. Клейна, в его основе находятся палаты XVIII — начала XIX веков.
Современное четырехэтажное здание построено в две очереди (1886 и 1898 годы), в 1915 году оно незначительно перестраивалось по проекту архитектора В.Г. Пиотровича. Гигантское двухэтажное окно над входной аркой украшено скульптурами грифонов и жезлом Меркурия — античного божества торговли.
[/spoiler]Владение на Кузнецком Мосту известно с 1742 года, в XVIII веке оно несколько раз меняло владельцев — среди них был И.И. Вельяминов-Зернов, Бобрищевы-Пушкины, В.М. Долгоруков-Крымский. Своим названием здание обязано художнику, вице-президенту Археологического общества и Императорской Академии художеств Г.Г. Гагарину и его сыну, князю А.Г. Гагарину.
В 1830–1840-х годах в здании находились книжный магазин Е. Наливкиной с читальным залом — «Кабинетом для чтения», книжный магазин с библиотекой для чтения А.А. Ланга. В 1843 году в старых палатах во дворе владения открылся «Магазин русских изделий» с товарами русского производства, который в 1849 году объединился с магазином «Базар изделий русских фабрик». В начале XX века здание бывшего «Магазина русских изделий» было расширено и перестроено
В 1888 году в новом здании разместился филиал универсальной торговой фирмы «Мюр и Мерилиз», частым покупателем которого был А.П. Чехов. В 1920-х годах в здании работало издательство «Земля и фабрика». В настоящее время первый этаж здания занимают пассаж «Кузнецкий Мост», магазины и бутики. Также здесь находится Московский международный центр содействия приватизации и предпринимательству, другие учреждения и организации. Здание отнесено к категории выявленных объектов культурного наследия.[/spoiler]
ЕЛИСЕЕВСКИЙ МАГАЗИН
Уникальность Елисеевского — не в фантастическом ассортименте (хотя он вполне на уровне), а в удивительной обстановке, сохранившей в каждой своей детали облик Москвы купеческой, широкой, богатой и щедрой. Поразителен сам факт, что до наших времен дошел этот оазис роскоши, которую беспощадно вытравливали из города на протяжении советских лет. Однако Елисеевскому магазину уже более 110 лет, и его стены могли бы многое рассказать.
[spoiler]Биография самого изысканного особняка на Тверской гораздо длиннее и глубже истории самого магазина. Статс-советник императрицы Екатерины II Григорий Козицкий заказал этот дворец именитому архитектору Матвею Казакову для своей любимой жены (соседний переулок назван Козицким именно в ее честь). Это был конец XVIII века, а в XIX веке внучка этого статс-советника Зинаида Волконская прославила дом своими литературными салонами. У блестящей светской красавицы собирался весь цвет русской поэзии: А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, Д.В. Веневитинов, П.А. Вяземский, А. Мицкевич, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, Д. Давыдов и многие другие. В этом же салоне для Марии Волконской (жены брата Зинаиды) был устроен прощальный вечер перед тем, как она отправилась в Сибирь за мужем-декабристом.
Вскоре после восстания декабристов Волконские и сама Зинаида уехали в Италию. Дом под номером 14 на Тверской долго переходил от одного владельца к другому, его неоднократно перекупали друг у друга богатые купцы. Самый прославленный из них, Григорий Елисеев, купец с миллионным состоянием, выкупил особняк в 1898 году. После незначительной перестройки в 1901 году при большом скоплении горожан Елисеев торжественно открыл «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин». Изумлению москвичей не было предела, когда они увидели такую невероятную роскошь и потрясающее воображение изобилие товаров. Тяжелая позолоченная лепнина, мощные люстры с хрустальными подвесками и прочий богатый декор — по сей день интерьер Елисеевского вызывает искренние восторги у посетителей.
У Елисеева, семья которого издавна занималась торговлей колониальными товарами, были налажены отличные связи со многими странами, поэтому в магазине можно было найти такие изыски, как устрицы, анчоусы, рыбу ценных пород, трюфеля, всевозможные сорта кофе и чая, тонкие вина. В магазине была также собственная пекарня-кондитерская, винный погреб, колбасная мастерская. За качеством продуктов строго следили, много внимания отводилось и их внешнему виду. Говорят, Елисеев сам занимался оформлением прилавков, и идея выставлять фрукты пирамидкой принадлежит ему. Весь персонал магазина говорил на иностранных языках.
В 1912 году объем продаж в магазине достиг 3,8 миллиона рублей, а общий оборот компании доходил до почти 400 миллионов рублей. У успешных Елисеевых было множество складов по всей России и за рубежом, водочный завод, кондитерская фабрика, колбасное производство, виноградники в Крыму. Вина Елисеевых удостаивались высоких наград и поставлялись к императорскому двору. В 1910 году Григорию Елисееву и его потомкам был дарован дворянский титул. К сожалению, из-за проблем в семье (трагическая смерть жены, новая женитьба) и последующей эмиграции Г. Елисеева во Францию никто из его сыновей не захотел продолжать отцовское дело.
Советская власть национализировала магазин и переименовала его в «Гастроном №1», однако горожане никогда не забывали его основателя и по-прежнему называли магазин Елисеевским. Постепенно он превратился в «спецмаг», обслуживающий партийную советскую номенклатуру, наркомовские семьи и профессиональную элиту страны. Подобный статус магазина предопределил истории дефицита, блата, мошенничества, взяточничества и прочие пресловутые проблемы торговой сферы. Самой нашумевшей историей стал арест и последующий расстрел Юрия Соколова, занимавшего пост директора гастронома с 1972 по 1982 год. Задержанный по подозрению в участии в валютных операциях, крупных хищениях и взяточничестве, Соколов в реальности был повинен не столько в самом получении взяток, сколько в том, что взятки эти проходили через сильных мира сего, и директор магазина, вероятно, знал много лишнего. Суд был закрытым, а приговор слишком суровым даже по тем временам.
К концу СССР утратилась как слава, так частично и былая роскошь магазина: позолота местами облезла, на хрустальных люстрах пропали подвески. Обслуживание также сильно испортилось, не осталось ни следа от былой вежливости продацов.
В 2004 году магазин отреставрировали, была пересмотрена политика ассортимента и обслуживания. Сейчас Елисеевский принадлежит крупной торговой сети, здесь восстанавливают добрые традиции и сохраняют исторический колорит. На стене главного зала с портрета взирает сам Григорий Елисеев, чья жизнь окончилась вдали от созданного им удивительного магазина.[/spoiler]
ЗДАНИЕ МЭРИИ МОСКВЫ
Здание Мэрии Москвы, напротив которого установлен памятник Юрию Долгорукому, располагается в середине Тверской улицы перед спуском к Манежной площади.
Здание изначально было дворцом московского генерал-губернатора, который построили в 1782 году по проекту М.Ф. Казакова для графа З.Г. Чернышёва, тогдашнего главы Московской губернии. Нижний исторический уровень здания сооружали, используя камень, взятый при разборе стен Белого города. В 1790 году здание выкупила казна, и оно оставалось резиденцией генерал-губернаторов до 1917 года.
В 1792 году перед генерал-губернаторским домом устроили плац для ежедневного развода караулов. Во время французской оккупации (1812) здание сильно пострадало от огня.
В 1939 году историческое здание XVIII века, где теперь находился Моссовет, отодвинули на 13,6 метра вглубь квартала, а в 1944–1946 годах его надстроили двумя этажами (архитектор Д. Чечулин при участии М. Посохина, М. Боголепова, Г. Вульфсона). В 1946 году слева от дома поставили фигурную решетку.
Здание выдержано в красно-белых тонах, но изначально его цвет был оранжево-белым. Центральная часть здания выделена восьмиколонным портиком с фронтоном. Под ним находится портал, напоминающий триумфальную арку.
ЗДАНИЕ ФСБ НА ЛУБЯНКЕ
Изначально это здание было доходным домом общества «Россия», возведенным по проекту Н.М.Проскурнина в конце XIX века; здесь располагались жилые квартиры, магазины… После революции 1917 года национализированное здание передали НКВД. Далее бывший доходный дом поочередно занимали преемники этого ведомства — ОГПУ, НКВД и теперь — ФСБ, так что строение в ходе чисток, репрессий и расследований приобрело дурную славу.
После войны, реализуя еще довоенную задумку, здание объединили с соседним зданием №2, реконструировали, а в 1983 году проект Щусева был окончательно реализован — здание стало таким, каким мы его знаем. По преданию, сам архитектор так охарактеризовал этот проект: «Попросили меня построить застенок, ну я и построил им тюрьму повеселее».
ЗДАНИЕ ГОСТИНИЦЫ И РЕСТОРАНА «ЯР»
В доходном доме на пересечении Кузнецкого Моста и Неглинной улицы в 1826 году открылся популярный ресторан «Яр», который посещали А. С. Пушкин и другие видные деятели русской культуры. Позднее здание принадлежало братьям Третьяковым, для которых его расширили и надстроили по проекту архитектора А. С. Каминского.
С 1812 года по конец 1830-х годов домом владел сенатский канцелярист Л. Шаван, который в 1823 году перестроил каменное двухэтажное здание. В 1826 году в доме Шавана француз Транкиль Ярд (Яр) открыл гостиницу и известный ресторан французской кухни «Яр». Ресторан Ярда часто посещал А. С. Пушкин, который даже посвятил этому заведению шутливые строки: «Долго ль мне в тоске голодной пост невольный соблюдать и телятиной холодной трюфли Яра поминать?». Жаловали «Яр» и А. И. Герцен, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, упоминающие это заведение в своих произведениях.
В середине 1870-х годов владение перешло братьям Павлу Михайловичу и Сергею Михайловичу Третьяковым, при которых в 1875 году по проекту архитектора А. С. Каминского к дому пристроили трехэтажный корпус по Неглинной улице. В 1878 году дом приобрел современный вид, с двумя выходящими на Неглинную и Кузнецкий Мост лицевыми корпусами — его перестроил опять же Каминский.
КРЕМЛЬ В ИЗМАЙЛОВО
Комплекс «Кремль и Вернисаж в Измайлово» расположен в одном из самых красивых исторических мест Москвы, на берегу Серебряно-Виноградного пруда. В Измайловском кремле проходят городские праздники, ярмарки, фестивали. На территории комплекса находится храм Святителя Николая — самый высокий действующий деревянный храм Москвы.
Знаменитый «Вернисаж» — крупнейшая в мире выставка-ярмарка предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел, сувениров и антиквариата.
Кремль в Измайлово — это музей музеев, где в одном месте собраны Музей русского костюма и быта, Музей колоколов, Музей русской сказки, Музей истории водки и Музей русской игрушки. Здесь же находятся и Двор кузнецов, лицей народных художественных промыслов «Данила-мастер», в котором можно на практике освоить работу с гончарным кругом, роспись посуды и игрушек, ткачество и др.
В Измайловском кремле построен Дворец российской трапезы (аналог исторического деревянного дворца царя Алексея Михайловича в Измайлово), в котором можно отведать традиционные блюда разных народностей России, Дворец счастья — Дворец бракосочетания, а также кафе, трактиры и банкетные залы.
КРУТИЦКОЕ ПОДВОРЬЕ
Этот памятник истории был построен в XIII веке. Изначально здесь была монашеская обитель, позднее селились высшие церковные чины, например, епископат. Крутицкое подворье одно время являлось филиалом государственного исторического музея. Один из несомненных плюсов для любого любителя московской старины — расположение подворья. Ведь этот замечательный комплекс располагается в самом центре Москвы, недалеко от Таганки.
[spoiler]Когда-то здесь было село Крутицы. Через него шли торговые пути, купцы везли в столицу свои товары в Рязань и другие важные центры России того времени. Конечно, для такого бойкого места был просто необходим храм. О чем и распорядился знаменитый князь Данила Московский.
Летописец Варлаам из Греции, старны, которая в те времена была важным православным центром, согласно легендам, именно здесь писал свои труды.
Своим названием это место обязано тем, что стоит оно на крутом возвышении. Это высокий берег реки Москвы. Немного выше находится устье реки Яузы.
Это очень красивое место, настоящая историческая Москва. Несколько исторических объектов обладают каждый своей историей. Красивые здания соборов построены в разное время: Собор Пресвятой Богородицы — в 1700 году. Крутицкий теремок — в XVII веке. Можно увидеть палаты, где в старые времена жили митрополиты, и многое другое.
Храм Пресвятой Богородицы на Крутицах славится необыкновенной своей историей: во время захвата Москвы поляками, то есть, в 1612 году, он стал главнейшим московским храмом, в который могли прийти москвичи, дабы молитвой укрепить свой дух и попросить у господа победы над супостатами. Главнейшие же соборы Кремля были под польским войском. Так небольшой собор стал духовным центром для русских людей, и помог им победить польских захватчиков.
Необычайно красива роспись святых врат и надворотного терема. Архитектор Осип Страцев был особенным человеком своего времени, и много внимания этот мастер уделял именно декору. Поливной изразец и роскошные фрески по сей день сохранились на здании постройки 1693 года. Даже пожар 1737 года не смог полностью уничтожить эту красоту, в XIX веке здание прошло реставрацию. Работа над восстановлением ансамбля длилась целых 30 лет.
Некоторое время в здании обучали будущих священников.
В советскиое время, а именно в 1924 году, Крутицкое подворье подверглось варварскому разграблению, бесценную роспись на стенах замазали, в здании устроили казармы, на кладбище — футбольное поле. В 1947 году советская власть, что называется, опомнилась и исправила ситуацию, а в годы перестройки, в 1990 году, комплекс получила обратно Русская православная церковь.[/spoiler]
МОСКВА-СИТИ
Эстетика делового города, захватывающие виды на небоскребы, играющие светом тысяч окон, — это деловой центр Москва-сити. Некоторые здания еще не достроены, однако комплекс уже производит впечатление города будущего, где уже сегодня есть всё: гостиницы, офисы, торговые центры, магазины, театры, кинотеатры.
Башня «Федерация» является самым высоким зданием Европы (374 метра). Создатели башни — местного аналога парижского La Defence — немец Петер Швегер, автор известного небоскреба во Франкфурте-на-Майне, и Сергей Чобан — российский архитектор, с начала 90-х работающий в Гамбурге и Берлине.
В башне «Империя» на высоте 352 метра находится смотровая площадка. Здесь проводят разные тематические экскурсии: о строительстве Сити, об урбанистике, о специфике каждой башни, есть также квест-экскурсии для детей от 6 лет. Экскурсии проводятся каждый час с 11 до 23 часов по выходным и с 18 до 23 часов по будням.
В центре «Москва-сити» расположен торгово-развлекательный центр «Афимолл». Это более 100 тысяч квадратных метров, выделенных под магазины, кафе, развлечения. Рядом расположен один из лучших концертных залов Москвы — «Крокус Сити Холл».
Деловой центр «Москва-сити» — новая впечатляющая доминанта города, возвышающаяся на берегу реки у Кутузовского проспекта.
МОСКОВСКИЙ ПОЧТАМТ
Годом основания московского почтамта считается 1711 год. Почтовая контора столицы не раз переезжала с место на место; современное здание почтамта на Мясницкой построено сравнительно недавно — в 1910 — 1912 годах. Главным архитектором проекта стал О. Мунц, позже разработавший генеральный план Хибиногорска (сейчас — Кировска) в Мурманской области. Фасад здания спроектировали братья Веснины, выбрав для него решение в средневековом романском стиле — сам Мунц скорее планировал здание в духе византийского дворца.
[spoiler]В центре здания разместился огромный операционный зал, по периметру которого — галереи с ажурными решетками. Специально для почтамта инженер В. Шухов разработал форму перекрытий для купола над большим залом. 14 мая 1912 года здание торжественно открылось. Кроме почтамта, в угловом доме разместился московский телеграф.
Во время Октябрьского вооруженного восстания в Москве здание московского почтамта дважды перешло из рук в руки. Утром 25 октября (по старому стилю) по приказу военно-революционного комитета (ВРК) революционеры заняли телефонную станцию в Милютинском переулке, почтамт и телеграф. Отряд для захвата сформировали из солдат 56-го пехотного запасного полка — он располагался поблизости. Работа почты и телеграфа не прекращалась, только у выходов встали караулы сторонников большевиков. Рота юнкеров в тот же день попыталась захватить телеграф по приказанию командующего войсками округа полковника Рябцева, но попытка не удалась, а вот Центральная городская телефонная станция перешла в руки юнкеров.
27 октября в здании Александровского военного училища на Знаменке собрались сторонники Временного правительства — офицеры, юнкера, студенты — готовые дать отпор большевистскому восстанию. Они вышли в город, закрепились на Садовом кольце от Крымского моста до Смоленского рынка, а около 18:30 захватили почтамт с телеграфом. 29 же октября началось наступление красных — они отбили часть центра города, например, Тверскую улицу, а также заняли почтамт и главный телеграф. Но полностью взять Москву большевикам удалось только 2 ноября по старому стилю.
Московский телеграф в 1927 году переехал в здание на Тверской улице, возведенное специально для него, а вот московский почтамт до сих пор располагается в здании. Правда, операционные службы перенесены в дом 28 по Мясницкой, а в доме 26 разместилась также Европейско-Азиатская биржа. Кроме того, в здании московского почтамта действует музей истории русской почты и московского почтамта, созданный еще в 1912 году.[/spoiler]
ОСОБНЯК АРСЕНИЯ МОРОЗОВА
Особняк Арсения Морозова на улице Воздвиженка, сочетающий в своем облике элементы модерна и эклектики, представляет собой уникальный для московской архитектуры образец стилизации в неомавританском духе.
[spoiler]Здание было построено в 1895–1899 годах архитектором Виктором Мазыриным по заказу его друга — Арсения Абрамовича Морозова, представителя богатой купеческой династии и двоюродного племянника известного мецената Саввы Морозова.
В начале 1890-х годов Арсений Морозов совместно с Виктором Мазыриным путешествовал по Испании и Португалии. Их привел в восхищение португальский дворец Пена в Синтре, построенный в середине XIX века, с элементами испано-мавританской средневековой архитектуры и национального стиля мануэлино. По возвращении в Москву Арсений Морозов решил построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена, и осуществил свою мечту на участке, подаренном матерью к его 25-летию.
Неомавританский стиль наиболее ярко проявился в оформлении портала парадного входа и двух башен по бокам от него. В остальных частях особняка иногда проглядывают элементы различных стилей. Общая композиция особняка с подчеркнутым отсутствием симметрии частей здания характерна для архитектуры модерна.
В советский период в здании располагались сначала Первая рабочая передвижная труппа театра Пролеткульта, потом посольство Японии, редакция английской газеты «Британский союзник», посольство Индии, «Союз советских обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран».
В 2003 году Управление делами Президента РФ начало реконструкцию и реставрацию здания, в ходе работ были восстановлены и отреставрированы уникальные интерьеры. В январе 2006 года особняк открылся как Дом приемов Правительства Российской Федерации. Он используется для проведения встреч правительственных делегаций, дипломатических переговоров, конференций международных организаций.[/spoiler]
ОСОБНЯК РЯБУШИНСКОГО
Особняк С.П. Рябушинского — замечательный памятник московского модерна, построенный в 1900–1903 годах по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля. Сейчас в нем находится мемориальный дом-музей М. Горького.
[spoiler]Лаконичное двухэтажное здание, облицованное светлой керамической плиткой и украшенное изящным мозаичным фризом с изображениями ирисов, орхидей и других растений, не имеет парадного фасада и сложно поддается визуальному восприятию. Особняк совершенно ассиметричен. Крупные окна, мощные выступающие объемы подъездов, горизонтальный карниз и разноуровневая крыша по отдельности ясны и правильно геометричны, но в совокупности все элементы здания создают сумбурную картину. Главная работа Шехтеля, несмотря на кажущуюся массивность, очень изящна и архитектурно чиста, вероятно, за счет светлой однотонной цветовой гаммы и продуманной композиции. Оригинальны интерьеры особняка Рябушинского: так, центральная лестница напоминает волну, выносящую на первый этаж светильник в виде медузы. Потолок гостиной украшен лепными изображениями полевых и болотных растений, по которым ползут крупные улитки, а капитель колонны второго этажа обвили саламандры и кувшинки. На потайном третьем этаже находится старообрядческая моленная. Она украшена ковровой росписью в неорусском стиле, соединившем ранневизантийские и древнерусские элементы с модерном.
После революции в здании разместился Наркомат иностранных дел, затем некоторое время особняк занимал Госиздат, куда заходили поэты Есенин, Маяковский и Брюсов. В 1931 году в СССР вернулся из Италии Максим Горький и его поселили в усадьбе Рябушинского. Автор пьесы о московских нищих «На дне» велел убрать камин с барельефом женщины-бабочки, свою комнату называл «спальней балерины». В саду Горький по вечерам разводил костры, а в бывших купеческих залах принимал гостей: Николая Бухарина, Самуила Маршака, Ромена Роллана и Иосифа Сталина. Сейчас в особняке находится мемориальный музей-квартира Горького (вход бесплатный). Любопытны коллекция восточного искусства и личные вещи писателя, однако главным экспонатом остаются великолепные интерьеры Шехтеля.
На втором этаже флигеля Рябушинских, в бывших помещениях для прислуги, в 1942 году поселился автор романов «Пётр I» и «Хождение по мукам» Алексей Толстой. Музей писателя открылся в 1987 году. В комнатах сохранились старинная мебель и отдельные произведения искусства из личной коллекции Толстого.[/spoiler]
САВВИНСКОЕ ПОДВОРЬЕ
Здание Саввинского подворья в сказочном русском стиле — памятник архитектуры федерального значения, построенный в 1907 архитектором И. С. Кузнецовым (1867—1942).
[spoiler]Подворье было построено во владении Савво-Сторожевского монастыря в псевдорусском стиле, отчасти имитирующем русскую архитектуру XVII века. Здание строилось как московский доходный дом Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря на месте средневекового Воскресенского «Высокого» монастыря. В нем находились различные конторы, гостиница и Саввинское архиерейское представительство (подворье).
Также Саввинское подворье вошло в историю кинематографа Москвы и России, поскольку именно здесь с 1908 года работал знаменитый Александр Ханжонков и его «Торговый дом А. Ханжонков и Ко». Поначалу он занимался только торговлей и прокатом кинолент.
В ходе реконструкции 1938—1940 годов по проекту А. Г. Мордвинова Саввинское подворье решили передвинуть на новые фундаменты в глубину квартала. Здание массой в 23 тысячи тонн было передвинуто ночью 4 ноября 1939 года, без отселения жильцов. Строение, выходившее окнами на Тверскую и числившееся под N 26, оказалось во дворе и стало домом N 6/6.
Сейчас Саввинское подворье скрыто за домами по Тверской, 6 и новым зданием МХАТа по Камергерскому переулку, но его можно увидеть, пройдя под арку в двор по Тверской, 6 и внутренние дворики Подворья.
Саввинское подворье относят к числу самых ярких примеров применения приемов национально-романтического течения в модерне, сочетавшего современные материалы и конструкции с мотивами древнерусских декоративных традиций. Архитектурные особенности 4-этажного дома — большая центральная арка-ниша, нарядные окона, керамическое оформление фасадов и шатровые башен со шпилями. Внутренний дворик здания предствляет из себя замкнутый с 4х сторон двор-«колодец».[/spoiler]
СКОРОПЕЧАТНЯ ЛЕВЕНСОНА
У типографии, или «скоропечатни», две части: производственный комплекс, спроектированный достаточно просто, хотя и с применением новейших материалов, почти не виден с переулка и уходит вглубь участка. Административный же корпус возведен в фирменном стиле Шехтеля — он напоминает очаровательный небольшой замок: двускатная крыша a la rus, башенки, увенчанные шатрами, лепной орнамент, изображающий чертополох, и изящные линии окон, ворот, стекол.