БОГАТЫРСКАЯ ПОЛЯНА
[spoiler]Богатырская поляна получила свое название в XIX веке из-за большого скопления дольменов. Адыги называли дольмены «домами карлика». Существовала легенда, что в этих местах жили сильные, но очень маленькие люди (адыги прозвали их карликами), которые и возвели дольмены.
После Кавказской войны проживавшее здесь русское население прозвало дольмены «богатырскими хатками», так как сложены они были из тяжелых и больших камней. Основная масса дольменов сосредоточена на восточной оконечности Богатырского хребта, где мегалиты расставлены в форме аллеи в два ряда, вдоль «Богатырской дороги» по его гребню, а остальные разбросаны по склонам. В 1970 году обнаружено 238 разрушенных, полуразрушенных и относительно целых дольменов.
Кроме дольменов, на основной Восточной поляне обнаружен слабый культурный слой поселения эпохи бронзы, признаки грунтового могильника, а также городище эпохи бронзы, расположенное на южном склоне хребта.[/spoiler]
ГОРОДСКОЙ ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА
[spoiler]Свое название «Городской парк культуры и отдыха» получил в 1941 году, до этого он назывался городским садом. Первые посадки деревьев в саду были в 1886 году, их организовал член управы есаул Иван Иович Братухин – будущий городской голова. На это он получил от думы 50 руб. в виде аванса. В течении 1887 года «на рассадку деревьев в городском саду и наем сторожа» истрачено 220 руб.
С 1886 года в саду был и сторож. В 1887 году выдается разрешение на отвод «аптекарю Горсту места в городском саду на устройство павильона для продажи шипучих вод», там же – мещанину Сергею Худякову места «под постройку павильона с приспособлениями для буфета», в 1888 году члену управы Братухину- на взимание платы «за пользование устроенными им в городском саду увеселительными играми в течении летнего времени сего года».
В начале 80-х г.г прошлого века возникла идея разместить в саду городской общественный клуб. В 1883-84г.г отчасти на городские, отчасти на добровольно собранные средства была возведена для этого целиком из дерева городская ротонда. Данная ротонда играла важную роль в общественной жизни города.
После постройки Пушкинского дома сад стал Пушкинским. В архивах города неоднократно упоминается о парке. Поначалу вокруг сада существовала ограда, а вход на его территорию был платным. Здесь организовывались утренники, проводились народные чтения, участники артистических кружков давали представления, нередко устаивались представления заезжих циркачей.
В одной из частей сада проводились выступления оркестра городской пожарной команды. Оркестр располагался под окнами библиотеки.
В советское время городской парк был на пике популярности у горожан. Помимо всевозможных аттракционов и причудливых цветочных клумб, на территории парка проходили выставки достижений предприятий промышленности, выступления коллективов художественной самодеятельности, спортивные состязания, научные лекции и политические собрания.
Сотрудники городского парка бережно хранят фотоальбомы, инициатором создания которых был один из бывших работников парка Анатолий Владимирович Агапов. Эти фотоальбомы рассказывают о жизни горпарка за период 60-х – 80-х годов двадцатого века. Парк в те годы выглядел иначе. Центральная аллея завершалась полукруглой колоннадой, по центру которой располагался бюст Владимира Ильича Ленина, а над его головой возвышался герб Страны Советов. Рядом возвышались памятники воинам- освободителям, бюсты писателей. На клумбах росли пушистые зеленые кусты, подстриженные в форме разных экзотических животных. У входа в парк размещались Доски почета с фотографиями передовиков производства.
В 1972 году на центральной аллеи парка были установлены два памятника-бюста. Авторами проекта являются скульптор А.Шикоян и архитектор Е. Г. Николенко. Один бюст установлен активному участнику трех Российских революций, первому большевику — адыгейцу, борцу за советскую власть на Кубани и Адыгее, национальному герою адыгейского народа Мосу Хакаровичу Шовгенову. Второй памятник- бюст Шоре Бакмурзовичу Ногмову — первому выдающемуся кабардинскому ученому, просветителю и историку.
В советское время парк весьма преобразился и прославился далеко за пределами республики.
Но годы перестройки оставили негативный отпечаток на аллеях городского парка. Нехватка финансирования и вандализм постепенно привели к тому, что парк стал заметно стареть. Вырабатывали свой ресурс карусели, здания и сооружения ветшали, разбивались фонари и скамейки.
В 2009 году началась серьезная реконструкция парка культуры и отдыха. В порядок была приведена инфраструктура клумб и аллей, открылись новые, современные аттракционы: «Драконы», «Веселые вертушки», «Сатурн» и другие. По вечерам отдыхающие с удовольствием приходят полюбоваться фонтаном «Часы», который оборудован сложной автоматизированной системой. Не за горами строительство многофункционального центра «Киносити».[/spoiler]
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАРМОНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
[spoiler]В настоящее время «Государственная филармония Республики Адыгея» — огромное учреждение, в состав которого входят пять коллективов: Государственный симфонический оркестр, Государственный оркестр русских народных инструментов «Русская удаль», Театр кукол «Золотой кувшин», эстрадный ансамбль «Оштен», камерный музыкальный салон.
В структуре филармонии зародились ныне самостоятельные коллективы — Государственный академический ансамбль народного танца «Нальмэс» и Государственный ансамбль песни и танца «Исламей». В разные годы здесь начинали свой творческий путь исполнители, которые затем стали гордостью музыкальной культуры России.
В филармонии начинался блистательный взлет на музыкальный олимп квартета имени Д. Шостаковича — тогда еще студентов Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Они первыми исполнили квартет А. Нехая, были убежденными пропагандистами современной отечественной музыки, в том числе и адыгской. Непродолжительное время здесь работал камерный оркестр под руководством А. Каца.
Гастрольные маршруты этих коллективов поражали воображение, но жители Адыгеи имели возможность соприкасаться с большой музыкой довольно часто. В филармонии долгие годы работал прекрасный музыкант виолончелист Владимир Хоршев — ученик легендарного Мстислава Ростроповича, который также очень многие произведения адыгских авторов не только исполнял, но и делал исполнительскую редакцию — трудоемкое кропотливое дело, на которое не каждый исполнитель может быть сподвигнут. Первая народная артистка России из адыгов, прославившая Республику Адыгею, — Гошнау Самогова, в репертуаре которой были сотни произведений зарубежной и отечественной классики, а адыгскую музыку в классической манере она представила за пределами республики одна из первых.
Через концертный зал филармонии прошла целая плеяда талантливых музыкантов, побывавших в Адыгее с гастролями: Махмуд Эсамбаев, Анатолий Соловьяненко, Николай Кондратюк, Юрий Силантьев, Гошнау Самогова, Вахтанг Кикабидзе, Лев Лещенко, Ширвани Чалаев, Александр Захаров, Василий Пьянов, Леонид Сметанников — это очень глубокие, философски мыслящие люди, бескомпромиссные в своей профессии.
Республика Адыгея, пожалуй, единственная из всех северокавказских республик, имеет оркестр русских народных инструментов. В филармонии оборудована современная звукозаписывающая студия (руководитель — А. Тлебзу), созданы все условия для записи фонограмм, компьютерной обработки звука, музыкального редактирования.
Госфилармония Республики Адыгея сотрудничает с общественными организациями, содействующими сохранению и развитию музыкального и театрального искусства, организует гастроли выдающихся артистов и коллективов России.
Государственная филармония Республики Адыгея проводит организацию досуга населения, эстетического и художественное воспитание детей и юношества, организовывает праздничные мероприятия и благотворительные концерты, приобщая людей к миру искусства.
Коллективы Государственной филармонии продолжают работать в рамках реализации главной задачи — нравственное и эстетическое развитие общества, пропаганда произведений зарубежной и отечественной классики, а также произведений композиторов Адыгеи.[/spoiler]
ГУЗЕРИПЛЬСКИЙ ДОЛЬМЕН
[spoiler]Гузерипльский дольмен № 1 — один из наиболее крупных и цельных среди дольменов Адыгеи. Мегалитический памятник находится на территории Гузерипльского кордона Кавказского государственного природного биосферного заповедника им. Г.Х. Шапошникова. Мегалит датируется II тысячелетием до н.э.
Основным исследователем дольменов Кавказа В.И. Марковиным Гузерипльские дольмены отнесены к дольменной культуре Западного Кавказа. Датировка Гузерипльских дольменов, по В.И. Марковину, определяется концом 1-й половины II тысячелетия до н.э.
Гузерипльский дольмен №1 является самым крупным, самым целым и самым репрезентативным среди подковообразных дольменов Республики Адыгея, а также самым посещаемым.[/spoiler]
ДАХОВСКИЙ МОСТ
[spoiler]Старинный каменный мост через реку Дах является памятником архитектуры Республики Адыгея. Высота над уровнем моря — 461,4 метра. Станица Даховская основана в 1862 году как кордонное казачье укрепление, расположена в 7 километрах южнее поселка Каменномостский, у подножия горы Гут, между реками Белая и Дах.
Через реку Дах проложено два моста: один современный, другой старинный, каменный. Каменный мост построен в 1906 году казаками 2-го Урупского казачьего полка, присланного в Даховскую на работы, после восстания 1905 году в городе Екатеринодаре.[/spoiler]
ДОМ ЗИНЬКОВЕЦКОГО (ДОМ ОФИЦЕРОВ)
[spoiler]Раньше это был дом, принадлежащий Зинковецкому Дмитрию Ивановичу — купцу второй гильдии, почетному смотрителю Майкопского трехклассного училища, попечителю «Убежища» Свято-Ошевского братства, поляку по национальности.
Дмитрий Иванович был первым городским головой с 18 мая 1858 года. На эту должность он избирался на три срока. По словам свидетелей на первом этаже здания располагался обувной магазин Врублевского.
Здесь же, только со входом с улицы Краснооктябрьской, находился продовольственный магазин Ходышяна. Второй этаж занимал зрительный зал со сценой и клубы по интересам. Накануне вооруженного восстания в этом доме расположился военно-революционный комитет. В подвале здания хранились большие запасы оружия, которые вечером 8(21) января 1918 года поступило на вооружение рабочих отрядов. Отсюда они направились в район Дровяной площади.
В этом же здании с января по сентябрь 1918 года находился Майкопский Совет рабочих и солдатских депутатов, председателем которого был член большевистской партии с 1907 года Я.В. Леврентьев, а затем молодой большевик С.К. Бутарев, имя которого носит одна из улиц Майкопа.[/spoiler]
ДОХОДНЫЙ ДОМ КАПЛАНОВЫХ
[spoiler]Здание построено в 1912 году в стиле псевдоклассики. Главный фасад трехэтажного здания имеет цокольный этаж с витринными окнами, завершающийся балконной галереей по всему фасаду. Второй и третий этажи имеют два ризалита с полуколоннами и коринфскими капителями. Центральная часть фасада имеет портик с четырьмя полуколоннами, завершенный парапетом.
Сегодня уже не каждому понятно, что такое доходный дом. Это жилой дом, квартиры в котором сдавались. В зависимости от состояния кошелька, состава семьи можно было снять несколько комнат. Плата за снимаемое жилье была невысокой. Но главное, что владельцы доходного дома не могли без основания выселить жильцов, это могло произойти в случае неуплаты, тогда суд принимал решение о принудительном выселении. Жилье в доходном доме Каплановых никогда не пустовало. Проживали квартиранты в этом доме до тех пор, пока советская власть не расселила их по коммуналкам, оборудованным в реквизированных домах богатых майкопчан.
В советское время в этом здании находилось городское отделение НКВД, другие организации. В период временной оккупации Майкопа там размещалась немецкая полевая жандармерия. В подвальных помещениях, оборудованных под КПЗ работниками НКВД еще до войны, немцы содержали схваченных полицаями-предателями патриотически настроенных майкопчан. После жестоких пыток патриотов вывозили на восточную окраину города и там под горой в Конюховой балке расстреливали. Перед уходом из Майкопа немецкие оккупанты взрывали и поджигали заводские корпуса, крупные строения. Было разрушено и это здание. При восстановлении оно было расширено. Сейчас там находится гостиница «Майкоп».[/spoiler]
ЗДАНИЕ АПТЕКИ АЛЬТШУЛЕРА
[spoiler]Здание бывшей аптеки Альтшулера, построенное в 1898 году, — уникальное сооружение и образец архитектурно-художественного мастерства, является одной из старейших построек города Майкопа. Здание привлекает внимание не только архитектурной ценностью, но и исторической.
По историческим данным, возведение аптеки Альтшулера связано с появлением в городе Майкопе Александра Ильича Альтшулера.
В молодости он был провизором, занимался тем, что развозил лекарства на передвижном ларьке. Он довольно быстро обзавелся капиталом, достаточным для того, чтобы открыть аптеку. На месте здания нынешней редакции газет «Советская Адыгея» и «Адыге макъ» стоял одноэтажный дом, выкупив его, аптекарь надстроил еще два этажа. На первом этаже размещалась аптека и аптекарский магазин, где продавалось медицинское оборудование, в подвале хранились лекарства. Второй этаж дома он сдавал под квартиры, на третьем жил сам с семьей.
Внутренняя планировка здания не сохранила своего первоначального вида и назначения, подверглась неоднократным переделкам в зависимости от требуемого предназначения.[/spoiler]
КУРГАН «ОШАД»
[spoiler]В одной из адыгейских легенд рассказывается о происхождении этого кургана. Жили в горах близ Майкопа пять братьев — пять удалых джигитов: Ошад, Арым, Ченчаушхо, Колясиж и Чимдеж. У них была сестра — красавица Сусао. Однажды витязь Кужоб, будучи в гостях у братьев, похитил их сестру и поспешно направился в свой аул. Братья бросились в погоню, настигли его на правом берегу Шхагуаще… Кужоб неожиданно выстрелил и меткой пулей убил Ошада. Остальные четыре брата продолжали погоню, но Кужоб, по мере того как они его настигали, убивал по одному из братьев. Последний из оставшихся в живых братьев Чимдеж догнал Кужоба и убил около его аула. Сам он тоже получил смертельную рану и вскоре умер. На тех местах, где пали герои и их предали земле, и воздвигли курганы, которым дали имена каждого из братьев. Так появились пять курганов — «Пять братьев»: Ошад (Майкопский курган), Арым (Кужорский курган), Ченчаушхо (Хачемзийский курган), Чимдеж и Колясиж (Кабехабльские курганы).
На месте, где когда-то находился 11-метровый Ошад, в 1972 году воздвигнут памятник в виде стоячей фигурной каменной плиты, изготовленной скульптором А.А. Шикояном. На южной поверхности плиты надпись золочеными буквами: «Здесь находился знаменитый в мировой археологии Майкопский курган „Ошад“, раскопанный в 1897 году профессором Н.И. Веселовским. Сокровище из Ошада — часть культуры племен Кубани 2500 лет до н.э.».
В 1897 году Н.И. Веселовский начал исследование кургана. В результате проведенных раскопок на глубине 10 метров 65 сантиметров от вершины кургана обнаружилось кольцеобразное ограждение из известняковых камней (кромлех), а в его центре — колоссальная могильная яма общей площадью около 20 квадратных метров, опущенная в материк на 1,42 метра. Она имела форму продолговатого четырехугольника с закругленными выгнутыми углами и вогнутыми стенками. Стенки ямы были обшиты деревом, а дно выложено речным булыжником. Потолок, представлявший собой двойной бревенчатый помост, поддерживался стоявшими по углам четырьмя столбами. Диаметр каждого из них до 26 сантиметров. Когда деревянные части сооружения сгнили, они вместе с землей из курганной насыпи провалились в гробницу и заполнили ее.
Могила состояла из трех разделенных деревянными перегородками частей — однокамерной южной и двухкамерной северной. Южная, самая большая, камера была занята одним покойником, лежавшим посредине на ровно уложенных голышах, головой на юг (с легким отклонением на восток), в «утробном» положении, густо залитым ярко-красным суриком — тогдашним символом огня; аналогичный характер носил обряд погребения двух покойников в восточной и западной камерах северной половины гробницы, с той лишь разницей, что они гораздо слабее были покрыты красной охрой, а булыжники под ними — крупнее и не так старательно уложены, как в главном отделении. Почти полностью истлевшие костяки во всех трех камерах не сохранили анатомических признаков их половой принадлежности. По серьгам, найденным в двух меньших камерах, высказано предположение, что их обладатели были женщинами. Но с таким же правом, на основании извлеченных двух золотых проволочных серег, можно считать женским и костяк в главной камере гробницы.
Вещевой комплекс двух остальных камер далеко уступал найденному в главной камере. В восточном отделении раскопщики нашли медные сосуды разной формы — плоскую чашу, ведерко с дужкой, большой распавшийся на куски кувшин, небольшой котел с шарообразным дном, золотые и сердоликовые бусы в несколько большем количестве, чем у его соседа. Характерно, что в отличие от главной камеры, в обеих северных камерах гробницы не найдено ни одного орудия труда и оружия. По этому признаку основное погребение можно признать принадлежащим мужчине, а остальные — его рабыням, насильственно отправленным в мир иной для обслуживания своего владыки (умерщвление жен привело бы к кровной мести со стороны их родни).
Люди, оставившие майкопский курган, занимались животноводством и земледелием. Развитие животноводства было основной экономической базой их жизни. Общественный строй этих людей представляет собой рядовую патриархальную организацию с полным господством мужчины.
Предметы из майкопского кургана хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.[/spoiler]
МАЙКОПСКОЕ ЖАНДАРМСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
[spoiler]Здание Майкопского жандармского управления было построено в псевдорусском стиле в 1890 году на Михайловской (ныне Пионерской) улице. Здание признано историко-архитектурным наследием регионального значения.
В годы становления Советской власти в здании находился штаб красногвардейцев 14-й пулеметной команды Дмитрия Швеца, который позднее в этом же здании работал членом ЦИК Северного Кавказа.
В настоящее время в здании размещаются отделение Казачества и оперативная цифровая типография.[/spoiler]
МЕМОРИАЛ В ПАМЯТЬ ГЕРОЕВ ГРАЖДАНСКОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН
[spoiler]Мемориал был воздвигнут в 1927 году в память о жертвах белогвардейского террора: 21 сентября 1918 года более трех тысяч человек было расстреляно на вокзальной площади города. В 1967 году в честь воинов, павших в Великой Отечественной войне, на мемориале зажгли Вечный огонь. За мемориалом расположена боевая техника Великой Отечественной войны.
Мемориал расположен по улице Промышленной, за железнодорожной станцией Майкопа.[/spoiler]
МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЕДИНЕНИЕ И СОГЛАСИЕ»
[spoiler]Монументальный комплекс «Единение и Согласие» в центре Майкопа представляет собой архитектурное сооружение, выполненное в форме адыгского очага, который издревле считается материальной и духовной основой дома и семьи.
На памятнике изображены рельефные композиции обрядовых и мифологических сцен, а также барельефы выдающихся деятелей истории и культуры адыгов.
Автор проекта – заслуженный художник Адыгеи Абдуллах Берсиров. Площадь комплекса составила 113 квадратных метров, высота памятника – 20 метров.[/spoiler]
ПАМЯТНИК В.И. ЛЕНИНУ
[spoiler]Памятник В.И. Ленину заложен в сентябре 1957 года в честь 400-летия военно-политеческого союза Черкесии и России.
Авторами памятника являются известный скульптор, народный художник СССР, трижды лауреат Государственной премии Матвей Манизер и советский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР, лауреат Государственной и Ленинской премий Игорь Рожин.
Бронзовое литье скульптуры В.И. Ленина выполнено ленинградским заводом «Монументскульптура», гранитные работы по пьедесталу, стилобату и цветочному вазону выполнены бригадой Мосотделстрой города Москвы.
Памятник открыт 11 июля 1959 года на основании акта Майкопского горисполкома и автора памятника скульптора М.Г. Манизера.
Скульптура представляет собой фигуру В.И. Ленина в рост, вылита из бронзы, установлена на круглом пьедестале, основание пьедестала и стилобата железобетонное, обложенное гранитом.[/spoiler]
ПАМЯТНИК НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ
[spoiler]Памятник Николаю Чудотворцу в Майкопе установлен благотворительным фондом Святителя и Чудотворца Николая в рамках акции по установке памятников «От Калининграда до Чукотки». Памятник установлен в день праздника Сретения Господня, 15 февраля 2006 года рядом с храмом покровителя русского воинства Георгия Победоносца и мемориалом воинам Майкопской 131-й отдельной мотострелковой бригады.[/spoiler]
ПАМЯТНИК ЛЕТЧИКАМ-МАЙКОПЧАНАМ
[spoiler]Памятник в виде застывшего на взлете самолета МиГ-23 посвящен вечной памяти летчикам Майкопского аэроклуба, защищавшим родину во время Великой Отечественной войны. Памятник был открыт летом 2005 года на месте аэродрома, образованного еще до войны.[/spoiler]
ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД МАЙКОПСКИЙ
[spoiler]Пивоваренный завод «Майкопский», основан в 1882 году предпринимателем Вячеславом Ивановичем Товара и первоначально именовался «Славянское пиво-медоварение». Не забыто и имя первого пивовара — им был чех Антон Рубеш. Первое пиво разливалось вручную в специальные граненые бутылочки с выдавленной надписью «Славянское» В.И. Товара.
Майкопский пивоваренный завод пережил трудные годы Первой мировой и гражданской войн, сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году Майкоп оккупировали немецко-фашистские захватчики. За годы войны большая часть пивоваренного оборудования и зданий были приведены в негодность. Многие работники завода ушли на фронт, не все из них вернулись. Но память о них осталась, о чем свидетельствует небольшой обелиск на территории завода с именами воинов — пивоваров.
Послевоенные годы — период восстановления. Завод постепенно возрождался для мирной жизни — проводилась реконструкция здания и техническое перевооружение предприятия.
К 1967 году Пивзавод «Майкопский» стал современным заводом пивоварения средней мощности. Сегодня ООО «МПК» Пивоваренный завод Майкопский — не только крупнейший республиканский производитель пива, но и один из ведущих производителей Южного региона. Спустя 13 десятилетий завод радует жителей города не только качественной продукцией, но и украшает столицу Адыгеи уникальным архитектурным ансамблем в стиле конца XIX века, сохраненным и усовершенствованным благодаря руководству предприятия.
Здание Майкопского пивоваренного завода является объектом культурного наследия республиканского значения. Этот факт является и предметом гордости работающих здесь людей, и пониманием ответственности перед городом и республикой за сохранение индивидуального архитектурного стиля, несущего на себе историческую печать времени.[/spoiler]
ПЛОЩАДЬ ДРУЖБЫ
[spoiler]Мемориальный комплекс «Площадь Дружбы» в Майкопе открыт в декабре 1968 года в память о четырехсотлетии союза с Россией. Это место некогда носило название Дровяной площади и являлось одним из центров белогвардейского восстания 1918 года в Майкопе. В январе 1918 года отряды красногвардейцев с четырех сторон окружили Дровяную площадь, где находился отряд белогвардейцев. Белогвардейцы вынуждены были капитулировать, отряды Красной гвардии захватили здание управления и установили в городе Советскую власть.
Здесь находится монумент «Дружба», другое название которого — «Навеки с Россией».[/spoiler]
ПОЖАРНАЯ КАЛАНЧА
[spoiler]Символ пожарной охраны Майкопа, горделиво возвышающийся в центре города, — это не только архитектурный памятник, но и символ отношения городских властей и горожан к вопросу пожарной безопасности в конце XIX — начале XX века.
Первая городская пожарная команда была утверждена и образована в 1871 году, после учреждения городского общественного самоуправления и открытия в городе уездного казначейства. На вооружении пожарной команды имелся пожарный обоз на конной тяге из 18 лошадей, располагавшийся в одном из дворов городской управы. Штат пожарной команды составлял 13 человек, что соответствовало второй категории пожарной части.
Пожарная каланча была построена в 1900 году. Здание кирпичное, пятиэтажное. Первый и второй этажи в плане прямоугольные, остальные три — восьмигранные. На первом этаже каланчи предусмотрена арка со сквозным проездом, выделенная широким поясом из кирпича. Фасад каланчи расчленен карнизами. На пятом этаже расположена смотровая галерея. Крыша каланчи шатровая. В последующие годы к главному зданию пристроено двухуровневое помещение, на первом этаже располагаются гаражи для пожарных автомобилей, а на втором этаже офис.[/spoiler]
РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
[spoiler]Реальное училище построено 1900 году. В 80-х годах XIX века в Майкопе настойчиво заговорили о необходимости классического среднего учебного заведения. В «Географо-физическом очерке Кубанской области» за 1897 год говорилось, что «относительно учебных заведений Майкопу остается желать весьма многого. В нем нет ни одного среднего учебного заведения; кроме городского училища и Горской школы, насчитывается несколько начальных школ…».
И вот 1 июля 1900 года после долгих и сложных переговоров в Майкопе открыли Алексеевское реальное училище. Самые теплые воспоминания о нем (как и вообще о городе того времени) оставил выпускник МРУ, впоследствии писатель Е. Шварц, детство которого прошло в Майкопе. Он писал: «Кирпичное, неоштукатуренное просторное здание училища было одним из самых больших в городе… Книги в училищной библиотеке выдавались по субботам. В те времена помещалась библиотека в зале за деревянной… перегородкой… И вообще-то по субботам [в училище] бывало весело, а в библиотеке особенно».
По словам А.К. Бузарова, с первого же учебного года реальное училище «стало основным и ведущим учебным заведением города и Майкопского отдела».[/spoiler]
СОЛОДОВЕННЫЙ ЦЕХ ПИВОВАРЕННОГО ЗАВОДА
[spoiler]Здание бывшего солодовенного цеха Майкопского пивоваренного завода построено в 1910 году как пивомедоваренный завод, принадлежащий дворянину Арташесу Сергеевичу Харасанову и мещанину Серафиму Никитичу Чибичеву. Завод назывался «Северный Кавказ» и основан в 1891(92) году. В 1930 году был законсервирован, его помещения переоборудованы для производства солода, фруктовых соков, экстрактов и безалкогольных напитков; название сменилось на «солодовенный завод с подчинением пивоваренному заводу».
По архитектуре здание можно отнести к эклектическому стилю, характерному для промышленных зданий конца XIX — начала XX века. Кладка стен фасадов из красного кирпича высокого качества, декоративные детали выполнены на высоком художественном уровне точеным лекальным кирпичом. Здание солодовенного цеха является архитектурным памятником, имеет историческое и художественное значение для Майкопа как образец высокого мастерства каменщиков того времени.[/spoiler]
ХАДЖОХСКИЙ ДОЛЬМЕН
[spoiler]Хаджохский дольмен находится в северной части поселка Каменномостского на краю фруктового сада, в 200 метрах от автотрассы. Предполагается, что его создали в 3 тысячелетии до нашей эры.
Высота дольмена — 1,7 метра, ширина — 2,8 метра. В настоящий момент дольмен — предмет культурного наследия Федерального значения и подлежит охране.
На территории рядом с дольменом имеются удобная площадка для парковки экскурсионных автобусов. Также туристы посещают и небольшой краеведческий музей палеонтологии «Сад камней», находящийся рядом, где собраны предметы быта и разные палеонтологические находки.[/spoiler]